Артемида краткое содержание. Артемида. Герострат поджигает храм Артемиды

В греческой мифологии Артемида является олимпийской богиней охоты и дикой природы. Она также известна как защитник молодых девушек и их целомудрия. Считалось, что она, владеющая тайной магией, может приносить женщинам болезни или исцелять их, но, только когда захочет. Артемида была мстительной и импульсивной по своей природе, но при этом очень независимой и уверенной, что сделало ее жестоким воином.

Она часто не поддавалась контролю со стороны других богов и богинь. Ее гнев разрушал все вокруг, все понимали и чувствовали силу ее недовольства. Артемида, в отличие от своего брата Аполлона, представляла ночное время дня, проводя большую часть своего времени в лесах и равнинах.

Артемида, будучи девственной богиней целомудрия, живой природы и плодородия, присутствует как в мифических сказках, так и в религиозных обрядах древних греков. Несмотря на это, ее происхождение имеет слегка иностранный оттенок, о чем свидетельствует тот факт, что для ее имени не существует убедительной греческой этимологии.

Характер Артемиды изящно обобщен и отражен в Гомерском гимне Афродиты, в котором говорится:

" Не может Афродита своими сладкими речами и мелодичным смехом приручить юную Артемиду, охотницу с золотыми волосами; ибо она любит стрельбу из лука, погоню за дикими зверями в горах, лирические песни и хороводы, тёмные леса и шум природы, жестокую расправу над бесчестными людьми".

Артемида была известна под разными названиями во всем эллинистическом мире, вероятно, потому, что ее культ был синкретическим, который смешивал различные божества и обряды в единую форму.

Некоторые из этих эпитетов включают:

  • Агротера - богиня охотников;
  • Амаринтия - от фестиваля в ее честь, первоначально состоявшегося в Амаринтусе в Эвбее;
  • Синтия - еще одна географическая ссылка, на этот раз ее место рождения на горе Синт на Делосе;
  • Куротрофос - медсестра молодежи;
  • Лочия - богиня рожениц и акушерок;
  • Парфения - "дева";
  • Фиби - женственная форма от эпитета ее брата Аполлона (Феба);
  • Потнян Терон - покровительница диких животных.

Рождение богини

Артемида была дочерью Зевса и богини Лето и имела брата-близнеца по имени Аполлон. Зевс без памяти полюбил красавицу Лето, и после одного из его многих внебрачных похождений, Лето забеременела своим божественным потомством. К несчастью для нее, известие об этом затруднительном положении дошло до Геры (справедливо ревнивая жена Зевса), которая мстительно заявила, что любовнице ее мужа запрещено рожать на суше.

Гера приказала одной из своих служанок проследить, чтобы Лето не смела ослушаться этого жестокого указа. Гонимая отовсюду Лето уже отчаялась, но ей посчастливилось наткнуться на небольшой скалистый остров Делос, который не был привязан к материку. Этот клочок земли оказался ее сестрой Астерией, которая превратилась в остров, чтобы избежать объятий Зевса. Лето поклялась острову, что если он не прогонит её, она прославит его самым величественным храмом. Так родились божественные дети Лето. Первой на свет появилась Артемида, следом родился Аполлон, и Артемида содействовала благополучному родоразрешению матери. Именно после этого Артемида стала известной, как покровительница рожающих женщин.

Детство

В отличие от своего близнеца, чьи юношеские подвиги изображены во многих источниках, детство Артемиды относительно недопредставлено (особенно в старых классических материалах). Однако один рассказ, изображающий этот период, сохранился в стихотворении Каллимаха (около 305 г. до н. Э. - 40 г. до н. Э.), который причудливо описывает беседу между богиней (тогда еще совсем маленькой девочкой) и Зевсом, ее доброжелательным отцом. Она произнесла ему следующие слова:

«Позвольте мне сохранить мою девственность Отец, навсегда: и дайте мне много имен, чтобы Феб (брат Аполлон) не мог соперничать со мной. Дайте мне стрелы и лук, позвольте носить тунику до колен подпоясав ее широкой лентой, чтобы я могла убивать диких зверей. Наделите обязанностью приносить свет, и дайте мне шестьдесят дочерей Океана для моей свиты, а ещё двадцать невинных нимф, которые будут приглядывать за моими охотничьими собаками и кормить их, если я не буду охотиться. Подари мне Отец горы всего мира и город, какой хочешь, чтобы меня знали в нем и почитали, как ни кого другого из всех богов».

Учитывая этиологический характер такого каталога желаний, нет ничего удивительного в том, что в этом списке отражены различные элементы мифов богини (от ее сексуального воздержания и ее ассоциации с девственными служанками, ее статусом божества природы (или охотника) и ее роль помощника в родах).


Внешний вид в произведениях искусства

Самые старые изображения Артемиды в греческом архаическом искусстве изображают ее как Потния Терон («Королева зверей»). Артемида часто представлена как молодая красивая охотница, держащая лук обеими руками, нацеливаясь на свою цель. В некоторых художественных произведениях она изображена как крылатая богиня, держащая оленя, леопарда или льва. Также другие произведения искусства связывают ее с луной, изображая ее сидящую на луне или показывают ее охоту под лунным светом.

Гнев и месть Артемиды

Во многих мифических рассказах Артемида характеризуется как совершенно неумолимое и мстительное существо, посылая смерть любому смертному, который оскорбляет ее. Однако следует отметить, что многие из этих, казалось бы, бессердечных казней следуют хорошо сложившимся образцам в общей моральной структуре, представленной греческими песнопениями и текстами.

В общем мифе с ее братом-близнецом Аполлоном она убивает семь дочерей Ниобе, которые издевались над Лето, что у нее было всего двое детей, в то время как у самой Ниобе было семь сыновей и семь дочерей. Это обидело Лето, и она послала Аполлона и Артемиду убить всех четырнадцать детей Ниобе. Артемида хладнокровно убила дочерей за считанные секунды своим луком и стрелами, как и ее брат-близнец расправился с сыновьями.

Артемида также участвовала в убийстве великих братьев Алоадай. Узнав об их злых намерениях свергнуть богов, и что они похитили Ареса и удерживали его в заключении более года, она обманула гигантов посадив между ними оленя. Стремясь убить животное, они поразили друг друга своими копьями.

В мифе, где охотник Актаион случайно увидел ее обнаженной во время купания, она мгновенно превратила его в оленя, и охотник был съеден своими собственными собаками.

В другом мифе, где Ойнеус, царь Калидона, забыл отдать первые плоды в день ежегодного жертвоприношения, Артемида послала свирепого дикого кабана огромных размеров, чтобы уничтожить стада и город. Жители города начали отбиваться. С помощью богини Аталанты и лучших охотников из других стран, они смогли победить зверя и убить его. Артемида тщательно и целенаправленно спланировала раздор между лагерями, которые помогали охотиться на кабана. Они не могли договориться о доле гигантского зверя, и вскоре между ними вспыхнула ярость, которая привела к многочисленным жертвам.

Артемида также гневалась на Агамемнона, который убил ее священного оленя и хвалился лучшим охотником, нежели сама богиня. Поэтому Артемида остановила ветер, и войска возглавляемые Агамемноном застряли в Беотийской гавани. Агамемнон позже, по совету провидца Кальхаса, отдал Артемиде свою дочь Ифигению в качестве жертвы, тем самым восполнив свою глупость.


Артемида «Богиня Света»

Греческая богиня Артемида часто ассоциировалась с Луной, особенно с полумесяцем или «новой» луной. Фиби - было одним из многих имен, которыми она называлась. Имя Фиби означает «светлый» или «яркий».

Артемида «Богиня Света» имела божественную обязанность освещать тьму. Артемида часто изображалась в виде свечи или факела, освещала дорогу другим, вела их через незнакомые места.

В греческой мифологии Артемида, несмотря на ее «дикость» (ее отказ соответствовать традициям) и ее ожесточенную независимость, была изображена как одна из сострадательных богов-целителей. Из всех греческих богинь она была самой самодостаточной, живущей жизнью на собственных условиях, удобной как в одиночестве, так и в удержании бразды правления. Она была одной из самых почитаемых и древних греческих божеств на пантеоне Олимпийских игр. Храм Артемиды в Эфесе (расположенный в западной части Турции) был одним из семи чудес древнего мира.

Магия

В магии Артемиду вызывают для помощи в супружестве, рождении детей. Она Божество луны и плодородия, дарует счастье женщинам.

  • День: понедельник
  • Цвет: серебряный, синий, белый, коричневый.
  • Атрибуты: лук и стрелы, полынь, змея, медведица.
  • Камни: жемчуг, лабрадор, гранат, лунный камень.

Тип и атрибуты богини Артемиды. - Диана-охотница. - Кара Актеона. - Нимфы Артемиды. - Богиня Артемида и нимфа Каллисто. - Тип Артемиды Эфесской. - Амазонки.

Тип и атрибуты Артемиды

Сестра бога Аполлона - богиня Артемида по-древнегречески, или Диана по-латыни, - явилась одновременно на свет с братом. Аполлона и Артемиду соединяла самая тесная дружба, и древние греки в своих мифах придают им одни и те же качества и достоинства. Даже черты лица у Аполлона и Артемиды похожи, только у Артемиды они женственнее и округленнее.

Артемида (Диана) - богиня охоты. Отличительные признаки Артемиды - колчан, золотой лук и факел. Артемиде посвящены олень и собака.

На большей части античных статуй волосы Артемиды (Дианы) связаны в один узел на затылке, на манер дорических причесок. На архаических древнегреческих статуях богиня Артемида является одетой в длинные одежды. В эпоху высшего развития эллинского искусства Артемида изображается покрытая короткой дорической рубахой.

Чаще всего на картинах Артемида (Диана) представлена в сопровождении своих нимф, рыскающая по лесам в поисках быстроногих ланей, или же на колеснице, везомая сернами и оленями.

Сохранилось много монет с изображением головы богини Артемиды и ее атрибутов.

В одном древнегреческом гимне, воспевающем Артемиду (Диану), говорится о том, что Артемида еще ребенком просила отца своего Зевса дозволить ей остаться вечной девственницей, дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей носиться по лесам и горам. Артемида также просила дать ей шестьдесят юных нимф, ее всегдашних спутниц на охоте, и двадцать других, которые заботились бы об обуви и собаках Артемиды.

Она не желает владеть городами, Артемиде совершенно достаточно и одного, потому что она редко будет оставаться в городах, предпочитая горы и леса. Но как только в городах будут призывать Артемиду (Диану) женщины, ожидающие ребенка, Артемида тотчас же поспешит им на помощь, потому что богини Мойры () обязали Артемиду помогать этим женщинам за то, что все богини старались помочь ее матери Латоне, когда на Латону обрушился гнев Геры (Юноны).

Диана-охотница

У богини Артемиды (Дианы), подобно богу Аполлону, много имен: ее зовут Диана-охотница , когда она является, по словам римского поэта Катулла, «повелительницей лесов, гор и рек».

Лучшей статуей Дианы-охотницы считается та, которая находится в Лувре; она известна под названием «Диана с ланью», это дополнение к знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Существует много повторений этой статуи, но лучшая из них - луврская.

Современные скульпторы также часто изображали Диану-охотницу, но иногда, вопреки греческим традициям, представляли ее обнаженной, - например, знаменитый Гудон. Жан Гужон придал своей Диане прическу XVI века и черты лица знаменитой фаворитки Дианы де Пуатье.

Диану называют Дианой Аркадской , когда она купается и резвится вместе со своими нимфами в реках и источниках, ей посвященных, и Дианой Луциной , или Илифией, когда она помогает при рождении детей.

В древнем искусстве богиню Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно античным мифам, когда богиня Диана купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно; миф об Актеоне подтверждает это.

Кара Актеона

В одной из тенистых и прохладных долин, посвященной богине Артемиде (Диане), протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью; уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья.

Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда Артемида (Диана) и ее нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц.

Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, бежит Актеон и падает в изнеможении на берегу реки. Актеон видит в ней отражение оленя, в которого он превратился, хочет бежать дальше, но его собственные собаки кидаются на него и разрывают его на клочки.

В искусстве Актеон никогда не изображался под видом оленя, а только с небольшими рогами, указывавшими, что превращение в оленя началось. Много живописцев пользовалось этим мифологическим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа Второго свою знаменитую картину «Диана и Актеон».

Филиппо Лори, Пеленбург, Альбано написали несколько картин на ту же тему. Французский художник Лезюэр написал очень известную по репродукциям картину «Диана, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Диану, Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты.

Купанье Дианы и ее нимф послужило сюжетом для многих художественных произведений древнего и нового искусства. Рубенс написал несколько картин, Пеленбург как бы избрал своею специальностью эту тему, а Доменикино написал очень известную картину, которая теперь находится на вилле Боргезе в Риме.

Нимфы Артемиды

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Нимфы, спутницы богини Артемиды (Дианы), все обречены оставаться девственницами, и Артемида строго следит за их нравственностью. Заметив однажды, что нимфа Каллисто не сдержала своего обета, Артемида безжалостно ее изгоняет.

Прекрасная картина Тициана изображает тот момент, когда нимфы стараются скрыть подругу от разгневанных взоров богини.

Многие художники эпохи Возрождения, в том числе Рубенс, Альбано, Лезюэр трактовали тот же мифологический сюжет.

Ревнивая Гера (Юнона), подозревая, что Каллисто пользовалась благосклонностью Зевса (Юпитера), превратила Каллисто в медведицу, надеясь на то, что она не уйдет от стрел охотников, но Зевс, жалея Каллисто, обратил ее в созвездие, известное под названием Большой Медведицы.

Тип Артемиды Эфесской

Культ богини, известной под названием Артемиды Эфесской, - азиатского происхождения. Богиня Артемида Эфесская не имеет ничего общего с сестрою Аполлона.

Согласно мифологии, воинственные амазонки воздвигнули величественный храм в городе Эфесе в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света. Амазонки учредили там культ этой богини, олицетворяющей плодородие земли.

В храме Артемиды Эфесской находилась статуя богини, напоминающая своим видом мумию, бычьи головы, которыми Артемида Эфесская вся покрыта, являются символами земледелия. В эфесе богине Артемиде была посвящена пчела.

Амазонки

Амазонки, построившие храм Артемиды Эфесской, играли большую роль в греческих мифах.

Амазонки были племенем очень воинственных женщин, они обязывались отбывать военную службу и давали обет оставаться в продолжение известного времени девственницами. Когда же этот срок оканчивался, амазонки выходили замуж для того, чтобы иметь детей. Они же занимали все общественные должности, исполняли все общественные обязанности.

Мужья амазонок проводили свою жизнь дома, исполняя хозяйственные обязанности и нянча детей.

Древнегреческие скульпторы, желая увековечить амазонок и сохранить о них намять в потомстве, устроили род конкурса с присуждением награды за лучшую статую амазонки. Высшую награду получила статуя Поликлета, а вторую - Фидий.

На статуях амазонки изображаются большею частью с голыми руками и ногами, в короткой одежде, обнажающей одну сторону груди.

Иногда, впрочем, амазонок изображали в фригийских колпаках и в панталонах; в таком виде встречаются изображения амазонок на саркофагах героев и на некоторых расписных античных вазах.

Картина «Битва амазонок» Рубенса, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, считается одним из лучших произведений этого великого фламандского мастера.

Амазонки фигурируют во всех героических и национальных мифах греков. В последний раз о них упоминается в Троянской войне.

Геракл - первый герой, который победил амазонок. Сохранилась расписная ваза, где изображена битва амазонок с греками и победитель амазонок Геракл в сопровождении богини Афины, Аполлона и Артемиды, покровительницы амазонок.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Персонаж мифологии древних греков. Богиня охоты, вечно юная девственница (как и богиня войны ), покровительница целомудренных женщин. Одновременно, что выглядит нелогично для современного человека, - богиня плодородия. Помогает женщинам во время родов, дарует счастливый брак, покровительствует всему живому. Артемида приходится сестрой , богу-лучнику, покровителю искусств и врачевателю. Аполлон у греков олицетворяет Солнце, а Артемида - Луну. В древнеримской мифологии Артемиде соответствует богиня Диана. Священные животные Артемиды - медведица и лань.

История происхождения

Значение имени Артемида доподлинно неизвестно. По разным версиям оно происходит от слов «убийца», «владычица» или «медвежья богиня». Происхождение богиня ведет с острова Крит, где в древние времена Артемида была богиней-медведицей, охотницей и владычицей зверей. Отсюда проистекает и жестокость уже классической Артемиды.

Мстительная богиня требует, чтобы микенский царь Агамемнон принес в жертву собственную дочь Ифигению. Артемида губит детей Ниобы, которая поспорила с матерью богини, богиней Лето, и стала говорить, что ее собственные дети многочисленнее и прекраснее детей Лето. Близнецы Артемида и Аполлон за это расстреляли детей Ниобы из луков.

Жертвой Артемиды стал и охотник Актеон, нечаянно ставший свидетелем того, как богиня и ее нимфы-спутницы купаются в реке. За подглядывание Артемида обратила Актеона в оленя, и того разорвали собственные охотничьи псы. Характеристика Артемиды как мстительной богини, приносящей смерть провинившимся перед ней, подтверждается многими мифами.


Богиня «по наводке» бога виноделия убивает стрелами , дочь критского царя Миноса, за то, что та вступила в брак с победителем не где-нибудь, а в священной роще на острове Наксос.

Братья Алоады, сыновья бога морей Посейдона, буйные нравом и нечеловечески сильные Эфиальт и От, грозились взять себе в жены богинь-девственниц Артемиду и Афину. Буйные Алоады грозили, что перевернут гору Олимп - дом богов, и даже как-то взяли в плен бога войны Ареса. Артемида погубила обоих хитростью. Богиня пробежала между братьями в облике оленя, те одновременно метнули в зверя дротики, но попали друг в друга.


Влюбленный в Артемиду охотник Алфей по всей Греции преследовал богиню и не добился от той ничего. Когда Алфей явился на ночной праздник, который богиня справляла со своими нимфами, Артемида покрыла лица всем илом и грязью, так что охотник не смог узнать богиню. Когда стало ясно, что от богини любви не добиться, Алфей переключился на нимфу Аретусу, но та тоже не ответила охотнику взаимностью, а Артемида в итоге превратила эту нимфу в ручей.

Бротей, еще один мифологический охотник, был наказан Артемидой за то, что не воздавал богине почестей, - обезумев, он кинулся в огонь. В жертву Артемиде принесли некоего Меланиппа, который влюбился в жрицу богини и предался любви с той прямо в храме.


Царь Калидона, знаменитый древнегреческий герой Эней, как-то раз забыл про Артемиду, когда приносил благодарственные жертвы богам за урожай. Мстительная богиня наслала на Калидон чудовищного вепря, чему посвящен мифологический сюжет о Калидонской охоте. Архаическая Артемида ассоциировалась одновременно со смертью и рождением, покровительствовала детям и женщинам, облегчала страдания умирающих.

Следы архаического бытия богини в виде медведицы обнаруживаются в обычае, который был связан с храмом Артемиды в Брауроне. В этом храме на какое-то время оставались жить афинские девочки, которым было больше пяти и меньше десяти лет. Малышек называли «медведицами», и те совершали в честь Артемиды некие церемонии в ходе праздника Брауроний, который справлялся раз в четыре года.


Греческий драматург описывал некое египетское предание, по которому Артемида считалась дочерью богини-покровительницы земледелия Деметры и якобы превратилась в кошку, когда греческие боги совершили побег в Египет.

В Малой Азии, в Эфесе, стоял знаменитый храм Артемиды, где люди поклонялись многогрудой статуе богини. Покровительница деторождения Артемида Эфесская также покровительствовала амазонкам - мифическому народу воинственных женщин, которые не терпели при себе мужей.

Образ и характер

Артемида - дочь и богини Лето. Мать Артемиды происходит из рода титанов и родила героиню и ее брата-близнеца Аполлона от бога-громовержца Зевса вне брака. Ревнивая Гера, супруга Зевса, преследовала Лето. Земная твердь по велению Геры не должна была дать Лето места для родов, и только на острове Делос, рядом с озером, Артемида и Аполлон смогли появиться на свет.


Артемиде прислуживали двадцать нимф и шесть десятков океанид. Пан - бог дикой природы, пастушества и скотоводства - подарил героине дюжину псов. Спутницы Артемиды-охотницы дают обет безбрачия и, как и сама богиня-дева, должны оставаться девственными. Нарушивших обет ждет наказание, как это случилось, например, с нимфой Каллисто.

Девушку соблазняет любвеобильный Зевс, приняв для этого облик самой Артемиды (или Аполлона). За этот проступок Каллисто была то ли превращена в медведицу, то ли просто застрелена Артемидой из лука. Артемиде приносили перед свадьбой искупительные жертвы.

  • Имя Артемиды в ХХ веке оказалось тесно связано с космосом. В 1868 году открыт астероид (105) Артемида. Позже, в 1894 году, одним из эпитетов богини назвали новооткрытый астероид (395) Делия. Эпитет происходит от названия острова Делос, на котором родилась богиня. Именем богини назван венец (кольцевая структура, деталь рельефа) на планете Венера. «Artemis» называется запущенный в июле 2001 года спутник связи, который построило Европейское космическое агентство.
  • Именем богини названа ночная бабочка семейства павлиноглазок.

  • Энди Вейр, автор романа «Марсианин», экранизированного режиссером в 2015 году, опубликовал новый роман - «Артемида». Именем богини там назван единственный существующий на Луне город.
  • Издательство «Marvel» превратило богиню в героиню комиксов. Героиня появляется в выпусках, посвященных и Мстителям, и некоторых других. По версии «Marvel», Артемида отправляется на Землю вместе с другими богами, чтобы захватить Мстителей, на которых зол Зевс.

  • В вымышленной вселенной «DC Comics» тоже есть персонаж по имени Артемида. Это женщина из племени амазонок, одна из воинов армии Чудо-женщины. В фильме «Чудо-женщина», который вышел летом 2017 года, второстепенную роль Артемиды исполнила актриса Энн Вулф.
  • В восьмом сезоне сериала «Сверхъестественное» фигурирует Артемида – божество в человеческом теле. Богиня отправлена Зевсом в мир смертных, чтобы следить за предателем богов Прометеем. Роль исполнила актриса Анна Ван Хуфт.
  • В компьютерной игре «Gods of Rome» Artemis - один из игровых персонажей.
  • В 1922 году в Париже был создан балет французского пианиста, композитора и дирижера Поля Паре «Смущенная Артемида». Художник Леон Бакст разрабатывал для этого действа эскизы костюмов.
  • В современных психологических классификациях именем Артемиды назван женский архетип сильной, успешной дамы, ориентированной на внешний мир и социальные достижения.

Агамемнона мифология изображает смелым и могучим воином, но в то же время и мнительным человеком, который может потеряться в сложной ситуации. О нем в своих произведениях писали Гомер, Еврипид, Эсхил, Софокл. Существует и миф о царе Агамемноне, убившем лань Артемиды. О жизни, приключениях и смерти этого героя мы и расскажем сегодня.

Как указывают древние хеттские источники, некогда существовал правитель, имя которого было Акагамунас. Он управлял землей ахейцев, то есть греков, примерно в XIV веке до новой эры. Среди исследователей бытует мнение о том, что этот правитель с определенной долей вероятности может «претендовать» на роль исторического прототипа Агамемнона.

Согласно древнегреческим мифам, место рождения Агамемнона – Микены. Там, после кончины царя Эврисфея, у которого не было потомков, Атрей, отец нашего героя, стал правителем. Его матерью была Аэропа, дочь царя острова Крита Катрея.

Свое детство Агамемнон, как и его младший брат Менелай, провел в тяжелой атмосфере нескончаемых интриг и напряженной борьбы за власть. Она велась между братьями Атреем и Фиестом.

На глазах Агамемнона, бывшего еще ребенком, его отец совершил жестокое убийство своих родственников – Тантала и Плисфена, бывших сыновьями Фиеста. А также мальчик стал свидетелем страшной мести, когда сын Фиеста, Эгисф, убил Атрея.


После перехода власти в Микенах к Фиесту Агамемнону и его брату пришлось бежать в Спарту, где царь Тиндарей предоставил им убежище и защиту. Но как только у Агамемнона появилась возможность, он возвратился на родину и отомстил за смерть своего отца. Он убил Фиеста и с помощью Тиндарея стал микенским царем, будучи законным наследником Атрея. Агамемнон прославился как один из могущественнейших и богатейших властителей Греции. Он был в хороших отношениях со всеми соседями-царями, ему даже удалось помириться с Эгисфом, убийцей своего отца.

В начале свой семейной жизни Агамемнон был счастлив как муж и отец четырех детей. В то время, как его брат Менелай женился на Елене Прекрасной, его супругой стала Клитемнестра, которая родила ему трех дочерей (это – Хрисофемида, Электра, Ифигения) и одного сына, которого звали Орест. Обе девушки-невесты были дочерями царя Тиндарея.

Так счастливо и спокойно жил в роскошном дворце царь Агамемнон, что уже стал бояться того, что не сможет совершить никаких подвигов и не познает славы.


Однако Агамемнону не суждено было окончить свои дни в безмятежности. У его брата Менелая, после смерти Тиндарея ставшего правителем Спарты, троянский царевич Парис похитил жену Елену, прихватив при этом и сокровища. Братья собрались в поход на Трою, а Агамемнон стал во главе войска. Это объяснялось тем, что он был братом Менелая, а также одним из самых уважаемых, сильных и богатых ахейских властителей, значительно расширившим свои владения после восшествия на престол.

Действия Париса были неслыханной дерзостью и оскорблением не только Менелаю, но и всей его семье. Сначала братья пытались договориться с троянцами миром, надеясь, что и Елена, и богатства будут непременно возвращены. Однако отец Париса, царь Трои Приам, согласился вернуть сокровища, но поддержал сына в его отказе от расставания с Еленой. Тогда и было принято решение идти походом на Трою.

Эта военная экспедиция сулила ее участникам богатую добычу и громкую славу. Менелай и Агамемнон собрали большое количество кораблей и воинов в гавани Авлиды, готовых к выступлению против Трои. Но, как повествует древнегреческий миф, вскоре случилось непредвиденное.

Гнев Артемиды

Судьбе было угодно распорядиться таким образом, что Агамемнон, сам того не ведая, прогневал богиню Артемиду. В древнегреческой мифологии она являлась девственной, вечно юной богиней охоты. А также она была богиней плодородия, целомудрия женщин, покровительствовала всему живому, давала счастье в семье и помогала во время родов. Римляне отождествляли ее с Дианой.

У Артемиды было два культовых животных, одно из них – медведица, второе – лань. Случилось так, что Агамемнон во время охоты убил лань Артемиды. Нужно отметить что Гомер в поэме «Илиада» изображает царя Агамемнона не только как доблестного воина, но и как неуступчивого высокомерного человека. Подобные свойства Агамемнона не раз служили причиной многочисленных бед для ахейцев. Не был исключением и случай с убийством лани.

После этого царь стал хвалиться перед своим окружением присущей ему необычайной меткостью. Он подчеркнул, что такому замечательному выстрелу могла позавидовать сама богиня Артемида. Услышав эти слова, покровительница охоты страшно разгневалась и поклялась отомстить этому тщеславному человеку.

Необходимая жертва

Направляясь в Трою, объединенные греческие войска, во главе которых стоял царь Агамемнон, надолго задержались в одной из беотийских гаваней – Авлиде, так как никак не могли дождаться попутного ветра, чтобы выйти в море. Объяснение этому явлению дал находившийся при войске прорицатель Калхант.

Как оказалось, это были «проделки» обиженной Агамемноном Артемиды. Именно она в качестве мести за убийство священной лани и похвальбу царя наслала безветрие. Чтобы заслужить милость богини, необходимо было принести ей дочь Агамемнона Ифигению в качестве жертвы.

Поначалу несчастный отец возмутился и не захотел дальше слушать жреца. Однако на кону стояли такие серьезные вещи, как честь брата, чувство долга перед солдатами, ответственность за исход задуманной грандиозной операции. Все эти факторы перевесили чашу весов не в пользу Ифигении, и Агамемнон с прискорбием был вынужден подчиниться воле своенравной богини.


Посланный царем гонец сказал дочери царя неправду, сообщив, что ее с нетерпением ожидают в Авлиде, так как сам легендарный Ахилл просит ее руки. Душа обманутой девушки воспылала гордостью и счастьем, ведь именно ее в качестве спутницы жизни выбрал овеянный славой герой.

И Ифигения, сопровождаемая матерью и братом Орестом, отправилась из родных Микен в Авлиду. Однако там ее ждала страшная весть о том, что вместо счастливой свадьбы и желанного замужества ее ожидает роль несчастной жертвы.


Далее членов семьи Агамемнона, включая и его самого, ждали сильные душевные волнения и жестокая внутренняя борьба. Молодой и красивой Ифигении трудно было смириться со смертью во цвете лет. Тем тяжелее ей было это сделать, что в ней вспыхнула любовь к Ахиллу, который всячески противился решению Агамемнона принести девушку в жертву. Любящая мать Клитемнестра также всеми доступными ей силами и средствами пыталась спасти дочь от смерти.

Согласие Ифигении

Все это сильно подействовало на царя Агамемнона, и он уже почти был готов отказаться от своего решения, но это стало почти невозможным. Дело в том, что как главнокомандующий в военном походе и на поле боя он пользовался непререкаемым авторитетом и широкими властными полномочиями, его слово было законом.

Однако вне указанных обстоятельств он не мог диктовать свои правила объединенным войскам. Поэтому он был вынужден исполнить волю военных, которые настаивали на принесении Ифигении в жертву. Но случилось так, что точку в этом нелегком споре поставила сама девушка. Проявив невиданные мужество и героизм, она выразила добровольное согласие отдать свою жизнь в обмен на успех общего дела.


Сцена подготовки к принесению жертвы была очень тяжелой. Во время приближения Ифигении к жертвенному алтарю суровые сердца воинов, тронутые геройским поведением девушки, дрогнули, они стояли в полной тишине, потупив головы. Жрец Калхант возносил молитву Артемиде, прося ее благосклонно принять жертву и сменить гнев на милость, посодействовав грекам в осуществлении счастливого плавания и быстрой победы над троянцами.

После этого он поднял нож, занеся его над Ифигенией, но вдруг произошло неожиданное чудо. Как только острие ножа соприкоснулось с девичьим телом, тело мгновенно исчезло. На его месте оказалась лань, доставленная туда Артемидой, которую и пронзил нож Калханта. Своенравная богиня-охотница, похитив дочь Агамемнона, перенесла ее в далекую Тавриду (сегодняшняя территория Крымского полуострова) и там сделала жрицей посвященного ей храма.

Высокая цена

Но при этом Артемида назначила цену за спасение жизни отважной девушки. Ей было поставлено условие о том, что в будущем она обязана принести в жертву перед статуей богини Артемиды любого из чужеземцев, которого ей доставит царь здешних мест Фоант. Долгих 17 лет, будучи жрицей тавридской Артемиды, Ифигения мучилась сознанием того, что ей предстоит страшная обязанность вонзить нож в тело невинной жертвы.

Нужно отметить, что, несмотря на то, что в конце концов Ифигения возвратилась из чужой Тавриды в родные места, обрести свободу ей не было суждено. До конца жизни она оставалась служительницей Артемиды в новом храме в Бравроне, расположенном на берегу Аттики, не испытав семейного тепла. Однако богиня, сжалившись, избавила свою жрицу от принесения человеческой жертвы.


Ну а Агамемнон, победив в войне с Троей и вернувшись на родину с огромной добычей, прихватив и предсказательницу Кассандру, дочь Приама, обрел бесславную кончину под крышей своего собственного дома.

По этому поводу в мифах существует две версии. Одна из них, более ранняя, гласит о том, что царь Агамемнон погиб на пиру от рук Эгисфа, который за годы отсутствия полководца обольстил Клитемнестру.

Более поздняя версия, которая сложилась к середине VI века до новой эры, рассказывает, что Агамемнон был убит Клитемнестрой собственноручно. Она встретила возвратившегося из долгосрочного похода супруга, изобразив на лице безмерную радость. Когда же он принимал ванну, она накинула на него покрывало и трижды пронзила его ножом насмерть.

Древнегреческая богиня Артемида – сестра-близнец бога Аполлона, первой из них появившаяся на свет. Их мать, Лето, – титатида природы, а отец – Зевс Громовержец. Лето вознеслась с ней на Олимп, когда Артемиде исполнилось три года, чтобы представить отцу и прочим божественным родственникам. «Гимн Артемиды» описывает сцену, когда эгидодержавный отец приласкал ее со словами: «Когда богини дарят мне детей, подобных этой, даже гнев Геры меня не пугает. Маленькая моя дочка, у тебя будет все, что ты пожелаешь».

Выбрала себе Артемида в подарок лук со стрелами, стаю гончих собак для охоты, достаточно короткую для бега тунику, нимф себе в свиту и горы и дикие леса в свое распоряжение. Отметила она и вечное целомудрие. Охотно предоставил ей Зевс это все, «чтобы не носилась она в одиночестве по лесам».

Спустилась с Олимпа древнегреческая богиня Артемида и пошла по лесам и к водоемам, отбирая самых прекрасных нимф. После отправилась она на морское дно, чтобы просить мастеров бога моря Посейдона, циклопов, выковать ей стрелы и серебряный лук.

Свору диких псов ей предоставил козлоногий Пан, играющий на свирели. С нетерпением древнегреческая богиня Артемида ждала ночи, чтобы испытать полученные подарки в деле.

Поделись статьей с друзьями!

    Древнегреческая богиня Артемида-охотница

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/artemida-150x150.jpg

    Древнегреческая богиня Артемида – сестра-близнец бога Аполлона, первой из них появившаяся на свет. Их мать, Лето, – титатида природы, а отец – Зевс Громовержец. Лето вознеслась с ней на Олимп, когда Артемиде исполнилось три года, чтобы представить отцу и прочим божественным родственникам. «Гимн Артемиды» описывает сцену, когда эгидодержавный отец приласкал ее со словами: «Когда богини...