Еврейская пасха как называется. Что такое Песах и как этот праздник отмечают иудеи? Торжественная трапеза – седер

Сегодня все иудеи мира празднуют важнейший праздник в иудаизме - Песах. Этот праздник оказал гораздо большее влияние на мировую историю и культуру, чем любая другая религиозная дата.

Значение и история праздника

В переводе с иврита Песах означает миновать, пройти мимо . Откуда возникло такое название еврейского праздника?

Праздник Пeсах связан с реально произошедшим историческим событием - исходом евреев из Египта. Согласно библейской легенде, накануне исхода состоялось еще одно событие - 10 египетская казнь, смерть первенцев - последнее в ряду наказаний, которые грозный Бог послал на народ фараона за то, что тот не хотел отпускать евреев, находившихся в Египте в положении рабов.

По договоренности с Моисеем, еврейским лидером и пророком, Бог оставил в живых только еврейских первенцев. А для того чтобы ангел смерти смог отличить еврейские дома и пройти мимо них, Моисей, следуя указаниям Бога, приказал всем евреям пометить входы в их жилища кровью жертвенного ягненка. Ангел смерти прошел мимо. Отсюда название Песах . Евреи благополучно покинули Египет. Это случилось весной, в полнолуние, 14 нисана, первого месяца в еврейском календаре, более 3000 лет тому назад.

Вообще христианство, долгое время пребывавшее в статусе одной из сект в иудаизме, вобрало в себя очень многое из древней религии евреев. Начиная от Библии, заканчивая многими деталями церковных обрядов. Большая часть христианских общин вплоть до Никейского собора 356 года праздновала Пасху вместе с евреями. Ислам, более молодая из авраамических религий, лишь частично принял наследие иудаизма.

Паздник Песах в культурном и национальном контексте

Для евреев праздник Пеcах имеет не только религиозное значение. Это очень важный, в наше время ключевой момент, на который не евреи обращают гораздо меньше внимания. По сути, Песах - поворотное событие в формировании еврейского народа. До исхода из Египта евреи были просто подданными фараона, низшей социальной прослойкой со своей религиозной спецификой, с неким налетом самобытности. После исхода евреи стали народом.

Именно события той весны послужили, говоря современным языком, стимулом для пробуждения национального самосознания. То есть, мы можем с уверенностью сказать, что евреи как нация полностью сформировались в то время, когда подавляющего большинства современных народов еще не существовало. И более того. Из всех многочисленных народов той эпохи только евреи сохранили себя как нация, народ, то есть как единая общность, объединенная языком, культурой, религией и главное - самосознанием.

Учитывая то, что описываемые события происходили более 3 тысячелетий назад, становится понятно, почему у евреев, в отличие от многих их современных соседей, никогда не возникает проблем с национальной самоидентификацией. Любой еврей, независимо от степени его религиозности, даже совершенно ассимилированный, принявший чужую веру и обычаи, все-таки всегда знает кто он.

Традиции праздника Песах

До наступления праздничной недели евреи собирают по всему дому всё квасное (хамец) и сжигают в утро перед Песахом. Квасным считается любое мучное блюдо, при готовке которого в тесте прошёл процесс брожения (во все дни празднования Песаха запрещено есть квасное и предписано избегать продуктов, которые могут забродить).


Кроме того, существует традиция собирать перед началом праздника «меот хиттим», что когда-то означало деньги на муку для мацы, а позднее — деньги на праздничный стол для бедняков (маца — это особые пресные лепёшки из неквашеного теста; их пекут в память о том, как евреи, покидавшие Египет в спешке, взяли с собой хлеб, наскоро сделанный из теста, которое не успели заквасить).

Утром накануне Песаха мужчины-первенцы символически постятся в память о спасении первенцев Израиля при десятой казни египетской.

В первый и седьмой дни празднования иудеи не работают, в остальные дни работа разрешается, но с некоторыми ограничениями.

Первая ночь и первые два дня праздника (в Израиле — только первый день) называются Йом-Тов, «добрый, праздничный день». В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел.

Вечером 14 нисана еврейские семьи собираются за трапезой дома, где читают Седер корбан Песах (порядок пасхального жертвоприношения), после чего собственно начинается Песах. Трапеза называется седер, её совершают в первую и вторую ночь праздника в строго определённом порядке. Во время седера принято читать Хаггаду, молитву, в которой рассказывается об Исходе израильтян из Египта.

Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. Фото: Commons.wikimedia.org / RadRafe

Седер очень важен в праздновании Песаха. За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала вина в честь четырёх чаш, упоминаемых в Торе, а на столе должно быть три (иногда две) мацы, положенные одна на другую.

Кроме того, на столе должно быть куриное яйцо и куриное крылышко как символ жертвенного агнца, сосуд с солёной водой — напоминание о слезах израильтян во времена египетского рабства, марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава) и харосет (сладкая смесь из фруктов, орехов, вина и муки) в память о глине, из которой евреи делали кирпичи во времена египетского рабства. К концу трапезы открывают входную дверь, обозначая начало исхода — «ночь бдения» для всех сынов Израиля. Принято также на седер приглашать всех нуждающихся.

В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, читают в синагогах Хазкарат Нешамот — молитву поминания погибших. Кроме того, существует традиция в этот день пойти к водоёму и петь отрывок из Торы, посвящённый событиям Исхода, под названием «Песнь на море». Седьмой день Песаха, как уже упоминалось, — нерабочий.

Пасха (Пейсах на иврите) - один из самых важных праздников в иудаизме. Она напоминает о побеге евреев из египетского рабства и празднуется либо в марте, либо в апреле, в зависимости от даты в еврейском календаре. Основными темами на седере (ритуальном иудейском ужине, устраиваемом на Пасху) являются свобода, искупление и благодарность. Если вы новичок в еврейских обычаях и хотите правильно отпраздновать Пасху, начните с надлежащей подготовки к празднику и соблюдайте традиции во время пасхальной трапезы. Если вы не можете присутствовать на традиционной трапезе, можно отпраздновать Пасху по-другому, например почитать соответствующие книги или послушать музыку.

Шаги

Подготовка к празднованию Пасхи

    Отметьте дату Пасхи. Еврейская Пасха длится восемь дней. Она начинается на закате в начале весны, в месяц нисан по еврейскому календарю. Дата начала Пасхи меняется каждый год в соответствии с тем, когда по еврейскому календарю начинается месяц нисан . Чтобы узнать, когда точно начинается Пасха в текущем году, загляните в еврейский календарь.

    • Если вы собираетесь в гости на празднование Пасхи к евреям, узнайте у них точные даты.
  1. Возьмите отпуск на работе. Пасха делится на две части. Первые два дня и последние два дня Пасхи считаются выходными днями, когда воздерживаются от любой работы. Понятие работы включает в себя вождение автомобиля, письмо и использование электронных устройств, а также многие другие виды деятельности, которые относят к труду. Тем не менее можно готовить пищу и переносить различные предметы на улице, когда это необходимо, - не стесняйтесь и посоветуйтесь с компетентным раввином насчет того, чем можно заниматься в праздничные дни. Четыре промежуточных дня во время Пасхи называются Холь ха-Моэд (буквально «будний день праздника»), и в эти дни разрешена почти любая работа.

    • Возможно, придется воздерживаться от работы в первые два и последние два дня Пасхи. Выполните всю необходимую работу до начала Пасхи или запланируйте ее на средние четыре дня праздника, чтобы не нарушать традиций.
  2. Избавьтесь от всех продуктов, в которых произошел процесс брожения. Перед началом Пасхи следует избавиться от любых блюд, в которых использовалась закваска (на иврите их называют хамец ). Это делается в память о пресном хлебе, который ели израильтяне после Исхода из Египта. На Пасху следует воздерживаться от содержащих пшеницу продуктов и напитков, а также не держать их в своем доме. Чтобы подготовиться к Пасхе, избавьтесь от таких продуктов.

    • Это касается продуктов из пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы. Необходимо избавиться от хлеба, печенья, выпечки, каш, пиццы, макарон и алкогольных напитков.
    • Данное правило не касается таких продуктов, как пекарский порошок и пищевая сода.
    • При Исходе из Египта не было времени ждать, пока взойдет тесто, поэтому на Пасху вместо квасных продуктов употребляют пресную мацу, а хамец считается признаком эгоизма. Избавление от хамеца является ключевой частью празднования Пасхи и свидетельствует о самоотверженности.
  3. Приберитесь в доме. Еще одним важным аспектом Пасхи является то, что перед праздником необходимо сделать уборку в доме. Как следует приберитесь в каждой комнате и во всех укромных уголках. Пропылесосьте, подметите, помойте пол и вытрите пыль со всех поверхностей. Часто предшествующие Пасхе недели посвящают уборке в доме, чтобы как следует подготовиться к празднику.

    Избегайте во время Пасхи запрещенной пищи. Как и на протяжении всего года, во время Пасхи нельзя есть некошерное мясо (свинину, моллюсков, омаров, креветок, крабов, крольчатину), а также любые морепродукты без плавников или чешуи, например рыбу-меч и мясо осетровых рыб. Нельзя есть и пищу, в состав которой входят эти ингредиенты.

    • Также традиционные еврейские законы, касающиеся питания, запрещают есть мясо в сочетании с молочными продуктами как во время Пасхи, так и в течение всего года, поэтому не ешьте сыр, сливочное масло или сливочный соус вместе с говядиной или курятиной.
    • Во время Пасхи разрешены рыба и яйца, если они подаются с молочными или мясными блюдами.
    • При покупке продуктов на Пасху ищите надписи «кошерно к Песаху», «подходит для Песаха» или «кошерно к Песаху и весь год».
  4. Съешьте карпас. Это овощная закуска, обычно петрушка. Окуните карпас в соленую воду и съешьте его.

    • Овощи являются символом скромного происхождения еврейского народа, а соленая вода символизирует пролитые в рабстве слезы.
  5. Разломите мацу (хлеб без дрожжей). Разломите на две части среднюю мацу (ее называют «яхац»). Меньший кусок положите обратно в тарелку, а более крупный ломтик послужит «афикоманом», которым завершают трапезу.

    Произнесите магид. Это история Пасхи, то есть рассказ об Исходе из Египта. Затем самый младший задает четыре традиционных вопроса, после чего нужно выпить вторую чашу вина. При магиде задают следующие традиционные вопросы:

    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи кушаем мы и хлеб и мацу, а в эту ночь вся наша еда - только маца?
    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи вкушаем мы от любых овощей, а в эту ночь лежит на столе горький марор?
    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи мы не окунаем ни разу еду, а в эту ночь обязаны мы два раза окунуть?
    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи мы можем лежать, а можем сидеть за столом, а в эту ночь обязаны мы есть облокотясь.
    • В конце магида читается благословение над второй чашей вина, после чего ее выпивают.
  6. Еще раз омойте руки (рохца). На этот раз произнесите благословение. Рохца предшествует поеданию мацы.

    Произнесите моци. Продекламируйте над мацой традиционное благословение на хлеб, которое называют моци.

    Накройте стол (шульхан-орех). Это большой праздничный ужин. Вы можете есть все, что захотите (но без закваски). Обычно на стол подают традиционные еврейские блюда, такие как фаршированная рыба, суп с шариками из мацы и грудинка.

    Найдите и съешьте афикоман (цафун). Цафун заключается в том, чтобы съесть на десерт афикоман - тот ломтик мацы, который был отложен ранее во время яхаца. Традиционно дети крадут афикоман во время еды и прячут, чтобы взрослые выкупали его конфетами или другими маленькими подарками.

    • Афикоман могут спрятать и взрослые. Затем можно заплатить детям конфетами или игрушками, чтобы они нашли и вернули его.
  7. Приветствуйте Илию (берах). Произнесите благословение после еды и выпейте третью чашу вина. После этого наполните чашу вином для пророка Илии и ненадолго откройте двери дома, чтобы впустить его внутрь.

    Произнесите халель. Прочитайте псалмы, благословите четвертую чашу вина и выпейте ее.

    Завершите праздничный ужин (нирца). Завершите седер пожеланиями на следующий год, пением, рассказами, выражением любви и веры.

  • В качестве более современного фильма, особенно если вы и члены вашей семьи предпочитаете драмы, можно посмотреть «Дьявольскую арифметику». В этом фильме юная еврейская девушка (ее играет Кирстен Данст), которая устала от празднования Пасхи, волшебным образом переносится назад во времени в нацистский концентрационный лагерь. В результате она узнает истинный смысл борьбы и понимает важность сохранения памяти, ценность семьи и наследия.
  • Пойте пасхальные песни. Вы можете петь как современные, так и традиционные пасхальные песни самостоятельно или вместе с семьей и друзьями. В интернете можно найти множество пасхальных песен, вот лишь три варианта:

    • народную еврейскую песню «Дайену» можно петь всей семьей, она прекрасно подходит для хорового пения;
    • программа «Шалом, Сезам» (израильский вариант американской телевизионной программы «Улица Сезам») прекрасно подходит для просмотра на Пасху и содержит много хороших детских песен.
    • если вам нравится более современная музыка, послушайте композиции «Dayenu, Coming Home» израильской группы Ein Prat Fountainheads и «Les Misérables, A Passover Story» американской группы The Maccabeats.
  • Сделайте пасхальные поделки. Есть множество различных поделок, которые можно смастерить вместе с детьми, чтобы они увлеклись праздником и почувствовали себя нужными и полезными.

    • Сделайте домик из мацы. Подобно пряничному домику, домик из мацы послужит прекрасным украшением праздничного стола. Сделайте его еще более увлекательным для детей и используйте при создании домика шоколад и карамель. При этом проследите, чтобы все сладости были кошерными и подходили для Пасхи.
    • Соберите блюдо для пасхального седера. Попросите детей помочь вам собрать и украсить блюдо и тарелки для седера. Это занятие хорошо подходит для детей любого возраста.
    • Приготовьте пакет для афикомана. Можно приготовить специальную сумку для афикомана. Сшейте или купите пакет и попросите детей украсить его рисунками, различными безделушками или напоминающими о Пасхе изображениями.
    • Иудаизм обладает богатыми традициями, в нем есть различные течения. По некоторым вопросам мнения авторитетов могут разниться. Будьте готовы к тому, что столкнетесь с противоречивой информацией.
    • Подумайте о таких понятиях, как рабство, искупление и свобода. Еврейская Пасха представляет собой договор между Б-гом и народом Израиля. Евреи были рабами в Египте, а Б-г вывел их оттуда и сделал свободными.
    • Попробуйте изучать иврит - это поможет вам лучше понять Пасху. Посвященная Исходу часть Библии была первоначально написана на иврите, и многие люди проводят пасхальный седер частично или полностью на иврите.

    Есть в нашей жизни праздники, основная идея которых понятна и ясна. Скажем, 9 Мая, День космонавтики или некий «День чего-то». С посложнее, но Песах – чемпион по запутанности, противоречивости, даже парадоксальности.

    Самый главный праздник

    Бывают мгновения, которые включают в себя вечность и изменяют весь ход человеческой истории. В одну из темных ночей весеннего 15-го числа 2448 года по еврейскому календарю более 2 миллионов потомков сыновей Якова со всех концов Египта встают, в большой спешке покидают привычные нажитые места и выходят из египетского рабства по направлению к горе Синай.

    Это событие настолько невероятно и значительно, что впечатления от него и яркость переживаний крепко живут в сердце каждого еврея по сей день. Тогда из разрозненной малочисленной этнической группы родился народ Израиля.

    С этого момента еврейский народ всего мира ежегодно отмечает Песах — праздник Исхода из египетского рабства, единодушно признавая его самым важным своим праздником. Ведь евреи совершили Исход не согласно обычному порядку развития. Они перепрыгнули через свое нынешнее состояние, и вышли на новую ступень жизни.

    Праздник многогранный. У него много других названий: Исход, праздник весны, праздник свободы. Не будем вникать во все многочисленные законы, ритуалы, символы и традиции Песаха. Как вы понимаете, наличие разнообразных условностей намекает на то, что за каждым оттенком и деталью кроется глубина и серьезное наставление. И вкус у этого коктейля всегда разный.

    Как современный еврей празднует Песах

    Удивительно, но обычаи этого праздника соблюдаются еврейскими семьями во всех странах мира. Это отчасти помогает им оставаться единым народом в условиях многовекового рассеяния.

    Сначала подготовка — генеральная уборка. Казалось бы, нет в этом ничего специфичного, обычно все праздники начинаются (и заканчиваются) приборкой. Секрет в том, что кроме стандартного, вернее сказать, тщательного наведения чистоты, хозяйки обязаны вычистить весь дом от : мучных изделий, злаков, соусов и многого прочего. Некоторые все подъедают или сдают в аренду не еврею.

    Продолжается Песах семь дней, а начало всегда проходит очень торжественно. Вечером 14 нисана принаряженная в белоснежные одежды семья в полном составе вместе с гостями собирается за ужином и читает Пасхальную Агаду. Суть трапезы — в ее названии: или порядок. Как бы ни соблазнял запах фаршированной рыбы, церемония седера соблюдается крайне педантично: каждому действию отведено свое место и время.

    На целую неделю весь еврейский мир лишен простого хлеба. Убегая из Египта, евреи торопились так, что пришлось прихватить с собой приготовленное, но еще не забродившее тесто. Несли его на спинах, под палящим солнцем оно превратилось в сухие и пресные лепешки или знаменитую мацу – главный символ Песаха.

    В дни праздника усиливается впечатление, что — это один общий город, со сплошными улицами, а главное – с единой оживленной атмосферой. Часто за праздничным столом люди беседуют по методике кругов, популярной в Израильском обществе. Высказываясь по кругу, они выражают свое мнение, не опасаясь осуждения и критики, пытаются услышать остальных, стремятся приложить усилия, чтобы приобщить свою уникальность к единой точке зрения. В центре такого круга равных людей раскрывается природная сила, позволяющая ощутить незабываемый вкус того, как хорошо понимать и ценить друг друга. Всякий раз такой удивительный практический эксперимент завершается победой над хандрой и хорошим настроением всех участников. Если не верите, попробуйте!

    Как полюбить соседа

    «Египет» — это не география с историей, а наш растущий эгоизм. Внутри нас таится отрицательная сила, вынуждающая смотреть на всех критически. Мы осуждаем абсолютно все, что не принадлежит нам и нашим детям, мы страдаем, если сосед опять купил себе новую машину. Каждый чувствует, что он значительнее других, особенный, ни от кого не зависит. Как раз об этом повествует Пасхальное Сказание. До тех пор, пока мы не выйдем из рабства себялюбия, пока не ощутим всех своей семьей, не будет у нас хорошей жизни.

    Празднуя Песах, мы каждый год реализуем возможность познать что-то новое о себе, о нашем народе и произвести качественную трансформацию в отношениях между нами. Миру не хватает доверительной и искренней связи. Хотя бы не делать другому то, что ненавистно тебе. Только евреи могут дать подобные отношения миру, при условии, что сами начнут их выполнять. Давайте перестанем желать зла соседу!

    Валентина Татарчук

    Связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

    В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

    Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" (на иврите — "пасах") мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

    Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю

    И восемь дней в странах диаспоры .

    Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня - в диаспоре) - праздничные в полном смысле (иом тов ), нерабочие, как суббота (но приготов­ление пищи разрешено); в остальные дни - хол х а-мо‘эд (`праздничные будни`) - работа разрешается (с некоторыми ограничениями).

    Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах ) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма , не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй (Песах шени ), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг х а-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца ; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39).

    Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим. До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Согласно раввинистическим авторитетам, есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели, по мнению большинства, требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду (х аг‘ала); посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха.

    В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (тал ) и полностью - Х аллел (в странах рассеяния Х аллел читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней ; в последний день Песаха читается Х азкарат нешамот . Этот день принято связывать с переходом через Красное море . В синагогальной литургии Песах называется праздником свободы (хаг х а-херут ).

    В еврейских общинах принято перед Песахом собирать ме‘от хиттим (буквально `деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски, буквально `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для маццы, а позднее - на пасхальный стол в пользу бедных членов общины. В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать ме‘от хиттим . В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

    По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад. Первоначально Песах отмечался в семейном кругу (ср. Исх. 12:21) - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошиях у централизации культа в Иерусалимском храме празднование Песаха там стало массовым (II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7). Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме (II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20), видимо, сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского . Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима (Псах. 5:10, 7–12 и др.). Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь (II Хр. 30:15–16; 35:11).