Веселые игры с крышечками от пластиковых бутылок. Дидактическое пособие «Цветные коврики для игр с пробками. На пользу быта

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. А разноцветные крышки (от минеральной воды и лимонада, питьевого йогурта, кефира) разные по форме, размеру и цвету почти всегда под рукой. Почему бы нам не использовать их в дидактических играх по сенсорике? Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно- моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами- разноцветными крышечками.

Сухой аквариум. (для детей 2-7 лет) .

«Сухой аквариум» - набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «аквариума» (крышки, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом аквариуме» («бассейне») способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Вариант 1. «Купание» рук в «сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.Самомассаж в «сухом бассейне» можно выполнять под музыку или сопровождать стихотворным текстом:Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, одновременно сжимая и разжимая кисти рук, приговаривая: В «бассейне» крышки разные: зеленые и красные.Решили мы их посмотреть и пальцы запустили,Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Вариант 2. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, затем найти и достать игрушки.

Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Игра «Собери гусеницу»
Цель:

  • учить детей различать цвета,
  • развивать мелкую моторику рук
Для игры используются крышки и шнурок.

Игра «Украсим салфеточку»
Цель:
Закреплять умения детей составлять узор, ориентируясь на цвет.

Для игры используются "салфеточки"-образцы, пустые "салфеточки", разноцветные крышки.

Ребенку предлагается раставить цветные крышки в соответствии с предлагаемым образцом.

Вот еще несколько образцов для украшения "салфеточек".

Игра «Заполни клеточки»
Цель:
развивать логическое мышление детей

Для игры используются карточки с логическими заданиями, разноцветные крышки.

"Подбери по размеру и цвету"

Когда Димке исполнился год, ему очень нравилось откручивать разные крышки у бутылок, коробок, тюбиков и т.д. вот я и решила сделать ему такую игрушку. Интересно, что маленький он мог только откручивать, а примерно через полгода научился и закручивать. Ведь, когда откручиваешь, крутишь в одну сторону, а закручиваешь – в другую. Эту науку малыш познал сам. Вот такая полезная и интересная получилась игрушка.

А сделать её совсем не сложно, и материалы для неё нужны самые бросовые – картон и крышки от уже использованных сосудов.

Сначала нужно собрать разные крышки с их основами. У бутылок лимонадов, йогуртов, соков, жидкого мыла я отрезала горловины. А у коробочек соков отрывала основы вместе с крышками. И ещё, крышки под одинаковые основы можно набрать разных цветов и побольше, а то быстро теряются.

Основы в виде планшетов я сделала так. Взяла обычный коробочный картон, обклеила его бумагой для прочности. Наклеила рисунок и дала всему хорошенько высохнуть под грузом толстых книг. Когда все высохло, раскрасила рисунки акриловыми красками – они не пачкаются при использовании. Прорисовала черным маркером контору. На вагончики паровозика наклеила картинки животных. Основы крышек наклеивала на рисунки горячим пистолетом. Но возможно и другой прочный клей.
Размеры картонок.

Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное — собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:

  • имеют простую форму,
  • имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер — очевидные, и еще один — материал, из которого изготовлены (большинство — пластиковые, но есть и жестяные, резиновые и прочие),
  • они легкодоступны.

Собрать коллекцию разноцветных крышек легко. Больших и маленьких, пластиковых и жестяных. Все мы покупаем соки, йогурты, минералку, соусы и прочие продукты с завинчивающимися емкостями. Сначала я собирала все крышки подряд, потом, когда набралось довольно много, уже стала выбирать по недостающим у нас в коллекции цветам, необычным размерам.

Итак, как играть? Постаралась расположить игры по мере усложнения, начиная с «младенческих».

  • Просто перебирать . Дети любят баночки с разными разностями, содержимое которых можно просто перебирать, ощупывать, раскладывать по кучкам. Одной из таких коробочек и стала у нас «крышечная». Помимо нее есть еще контейнеры с камешками, ракушками, кусочками поролона, но о них — в следующий раз.
  • Сортер . Первой самодельной игрушкой для дочки стал вот такой крышечный тренажер, который со временем оброс еще и функцией сортера. Можно в качестве емкостей для раскладывания крышек по размеру использовать просто несколько баночек с отверстиями разного диаметра, не объединяя их под одну коробку, как здесь. Или в коробке вырезать несколько отверстий, подходящих под разные диаметры имеющихся крышек.
  • Изучаем цвета . При желании можно собрать крышки всех цветов радуги, сначала просто называть цвет крышки, которую взял ребенок, потом просить найти крышку определенного цвета.
  • Радуга . Финишем предыдущего свойства крышек — разноцветности — является выкладывание ребенком радуги.
  • Сравнилки . Что можно у крышек сравнивать? Цвет — само собой, а также размер (больше, меньше, самая большая, средняя), количество (каких крышек больше — зеленых или красных?). На крышках также можно отрабатывать понятия «разные» и «одинаковые».
  • Сортировка . От сравнения отличается тем, что там обычно берем 2-3 предмета и сравниваем по разным признакам, а здесь раскладываем уже все множество крышек, по тем же параметрам: 1)цвету, 2) размеру, 3) материалу (пластиковые или железные, например). На картинке выше — сортировке по цветам, а на этой — по размеру: крышки самые большие, средние и самые маленькие.
  • Мозаика . Крышки можно использовать для создания образов, как из крупной мозаики. Вот такой цветочек, например.
  • Выкладываем ряды . Опять работаем с цветом и размером. Простые ряды — выкладывание одинаковых крышек в ряд. Посложнее — последовательности из 2-3 разных крышек (желтая-зеленая, белая-синяя-красная). Для усложнения добавляем второй признак (маленькая белая — большая синяя).
  • Строим пирамиду . Крышки выкладывать можно не только в ряд, но и в высоту. Можно поиграть в игру: кладем крышки по очереди, сначала мама, потом ребенок, на чьем ходе башня рухнула, тот проиграл.
  • Крышечный конструктор . Еще один вариант трехмерного строительства из крышек, только тут нужны одинаковые по размеру.
  • Считаем и изучаем количество . Крышки — прекрасный счетный материал для изучения прямого и обратного счета, тренировки определения количества «на глаз», сравнения множеств (о них уже упоминалось выше).
  • Предметы-заменители . Это когда любой простой предмет может стать в детской игре чем угодно. До этого ребенок должен дорасти, а взрослый — показать, как это делается. В наших играх крышки чаще всего становились монетками для игры в магазин, продуктами, посудой, грузами для перевозки в машинках.
  • Еще один вариант крышек-заменителей… персонажей. Дочь сама предложила такую игру. Самая большая крышка — папа, поменьше или такая же — мама, маленькие — дети. Каждая семейка имеет свой цвет. Они могут ходить друг к другу в гости, старшие — усесться рядком, дети — водить хоровод и т.д. Семьи могут быть с 1-2 детьми, а могут — и многодетными!
  • Игры «мемори» . В одинаковые крышки легко поместить небольшие парные картинки (наклейки, нарисованные от руки или вырезанные из газет или журналов — и вот вам классическая игра «мемори»! Собственным комплектом я никак не займусь, поэтому взгляните на «мемори»

Клуб Увлеченных Мам

Пластмассовые крышечки от бутылок, различных баночек, тюбиков и косметических средств — замечательный материал не только для творческих экспериментов, и изготовления полезных для детских ножек . Их смело можно использовать также в разнообразных развивающих занятиях с детками.

Ранее на сайте в статье уже уделялось внимание интересным и увлекательным играм и занятиям с крышечками. Сейчас мне хотелось бы предложить другие варианты использования этого бросового материала для проведения нескучного и развивающего досуга с детьми.

Практически во всех предлагаемых ниже играх, помимо самих крышек, используются также картонные карточки или игровые поля, довольно простые и быстрые в изготовлении. Вы сами в этом убедитесь.

Развивающая игра «Найди цвет и сосчитай»

Подготовка. Для этой игры необходимо заранее изготовить небольшие карточки одного размера (примерно 6 х 9 см) из цветного картона (цвета выбираются в соответствии с крышками имеющихся цветов). Карточки небольшие, поэтому я использовала для их изготовления обрезки картона, оставшиеся после творческих занятий. На каждой карточке пишется любая цифра от 1 до …. — верхняя граница цифрового ряда определяется наличием крышек данного цвета.

Когда разноцветные карточки готовы — можно начинать игру.

Карточки перемешиваются и размещаются стопочкой на столе цветной стороной вниз. Также перед ребенком стоит коробочка с крышечками разных цветов вперемешку. Ребенок берет из стопки определенное количество карт (первое время можно начинать с 2-3 карт, постепенно увеличивая их количество) и раскладывает их перед собой цветной стороной.

Задача малыша — выбрать из коробки указанное на карточках количество крышек определенного цвета и выложить их рядом с соответствующей карточкой.

Можно играть по-разному, но увлекательнее и веселее, конечно, на время: выставлять таймер на определенное время, постепенно с каждой игрой уменьшая количество секунд/минут, или каждый раз засекать время, за которое малыш справится со всеми карточками, наблюдая, как постепенно улучшаются его результаты.

Можно даже сделать табличку результатов и достижений, в которой каждый раз отмечать затраченное на выполнение задания время, — тогда интерес малыша к игре будет обеспечен.

Развивающая игра «Найди цвет и сосчитай» также способствует развитию скорости реакции и мелкой моторики.

Довольно интересный вариант обычного графического диктанта.

Подготовка. На картонном листе большого формата чертится поле с клеточками в соответствии с размером используемых крышек (у нас 4 х 4 см) — чем больше размер игрового поля, тем увеличиваются возможности для создания разнообразных больших фигур. У меня на тот момент была пустая коробка от игрушечного набора среднего размера, поэтому я вырезала из нее два картонных листа, которые перед началом занятия просто располагаю рядом горизонтально или вертикально.

Впоследствии же можно выкладывать фигуры просто на столе или на полу на воображаемом клеточном поле — это посложнее, но зато лучше тренируется и координация движений.

Также заранее самостоятельно составляются или используются уже готовые варианты графических заданий (можно найти в интернете), в которых прописывается направление движения (вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали) и количество клеток.

Занятие. Взрослый диктует ребенку, в какую сторону и на сколько клеточек надо размещать крышки, а малыш выполняет задание. В итоге получается заданная объемная фигура. Начать лучше с выполнения простых заданий, постепенно переходя к более сложным схемам.

Графический диктант, в том числе и в таком исполнении, отлично развивает пространственную ориентацию, ну и, конечно, мелкую моторику.

Подготовка. Для этого занятия потребуется заранее изготовить карточки с образцами соединенных между собой простых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, полукруг, овал, треугольник, трапеция, ромб). Для этого я использовала линейку с фигурными трафаретами, но можно рисовать просто от руки.

Виды соединений фигур также могут самыми разнообразными — горизонтальная и вертикальная дорожка, разнонаправленные дорожки с ответвлениями от центральной фигуры вправо, влево, вверх или вниз, симметричные и ассиметричные. Возможности схем и узоров ограничиваются лишь рамками фантазии взрослых. Можно периодически создавать все новые варианты схематических комбинаций.

Занятие. Ребенок берет первую карту из стопки и приступает к выполнению задания по образцу. Желательно каждую фигуру выкладывать одним цветом — тогда на общей схеме все фигуры хорошо просматриваются.

Важный момент — малышу для начала лучше потренироваться просто в выкладывании геометрических фигур из крышек, чтобы выполнение заданий по карточкам проходило легче и динамичнее.

Ребенок, собирая геометрические цепочки из крышек, и отлично запоминает, и постоянно повторяет.

Для этой игры необходимо сделать небольшое квадратное игровое поле из картона (3 х 3 клетки) . Цель игры — первым выложить ряд из трех крышек одного цвета по горизонтали, вертикали или диагонали. Правила известны и просты, а вот исполнение очень даже интересное и необычное.

Игра «Крестики-нолики-2»

Еще один увлекательный вариант игры. Потребуется более большое картонное поле, на которое игроки по очереди выкладывают фишки-крышечки выбранного цвета. Игра заканчивается, когда все клеточки на поле заняты. Затем подсчитывается количество собранных линий по 3 клеточки каждым игроком и определяется победитель.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Отлично развивается пространственное и логическое мышление.

Задачки на счёт

Это хорошее наглядное пособие для знакомства ребенка с математическими действиями на сложение и вычитание.

Подготовка. Заранее необходимо изготовить небольшие картонные карточки одного размера (у нас 3 х 10 см) с математическими заданиями. Самый простой вариант — написать на них цифры фломастером или ручкой, но можно сделать карточки поярче и повеселее — для этого я приклеила цифры-вырезки из журналов и рекламных проспектов (такая подборка журнальных цифр и букв у меня всегда хранится в кармашках специального фотоальбома и регулярно пополняется).

Также необходимо заранее определиться, что будет использоваться ребенком для обозначения математических действий: магнитные знаки, любые карточки или малыш будет сам выкладывать знаки из крышек.

1 + 1 = … , 2 + 3 = … , 4 + 5 = … ;
2 — 2 = … , 4 — 3 = …. , 5 — 1 = … .

Через какое-то время можно приступать к примерам с цифровым рядом до 20 — тогда уже в игру вводятся цифры от 6 до 10. Вот примерные математические задания этого ряда:

6 + 3 = … , 7 + 9 = … , 10 + 10 = … ;
8 — 4 = … , 9 — 5 = …. , 10 — 2 = … .

Желательно вырезать карточки усложненных примеров из картона другого цвета, отличного от карточек с простыми заданиями, чтобы было проще их разделять при необходимости. В дальнейшем можно увеличивать сложность игровых заданий по нарастающей, если ребенок продолжает проявлять интерес к этой игре.

Как мы играем? Перед ребенком лежат перемешанные карточки изображением вниз и коробочка с крышками. Он берет любую карточку и приступает к выполнению обозначенных на ней математических действий. Для этого надо выложить указанное количество крышек и поставить между ними соответствующий знак.

Затем, если это действие на сложение, то подсчитывается общее число крышек и после знака равенства выкладывается получившаяся сумма новыми крышками из коробочки.

Если же на карточке задачка на вычитание, то сначала следует объяснить малышу, что надо убрать из первой части столько крышек, сколько лежит во второй части после знака «минус» — тогда мы узнаем правильный ответ и сможем выложить получившееся количество крышек после знака «равно».

Желательно каждый раз четко проговоривать и повторять несколько раз каждую цифру на карточке, пока малыш выкладывает крышки. Это отлично тренирует зрительную и слуховую память на цифры.

Дорожки — обводилки

Здесь все просто. На любом бумажном листе выкладываются крышечки на небольшом расстоянии друг от друга в виде прямой или извилистой непрерывной дорожки. Задается игровая ситуация — например, надо помочь зайчику пройти по трудной дороге к ежику. В начало дорожки ставится фигурка зайчика, а в конце пути — ежика. Ребенок берет в руки карандаш и начинает проводить непрерывную дорожку вокруг крышек, стараясь их не задевать.

Начинать лучше просто с альбомных листов, в дальнейшем можно склеивать края нескольких листов — тогда получается большое игровое поле и, соответственно, дорожки на них становятся более продолжительными и извилистыми. На одном листе можно проводить дорожки несколько раз, используя карандаши разных цветов.

Это занятие способствует развитию графомоторных навыков.

Игра с крышками «Моя картина»

И напоследок замечательное занятие на воображение и фантазию, которое не требует ничего, кроме крышек различных цветов.

Взрослый произносит любое слово, а ребенок начинает его выкладывать, как он это себе представляет. В результате получаются очень интересные и необычные картины.

На фотографиях ниже мой сынишка изобразил солнышко в облаках, робота, лесную картину с елочкой, грибочком, тучками и дождиком.

Здесь процесс создания 2-этажного танка с кабиной для отдыха:

А это для сравнения получившийся человечек у ребенка (слева) и взрослого (справа):

Вот в такие интересные и развивающие игры с обычными крышечками можно играть с детьми. Большой плюс в занятиях с крышками в том, что постоянно вовлечены в работу.

Чем больше крышек будет в игровой коробочке ребенка, тем шире возможности для их полезного и увлекательного применения. Поэтому предлагаю продолжать собирать крышечки (а тем, кто еще не собирает, обязательно начать), придумывать новые игры и увлекательно играть. К слову, в нашей с сыном игротеке коробочка с крышками постоянно пополняется и занимает свое достойное место.

Понравились наши игры с крышечками? А, возможно, вы знаете другие интересные игры и развивающие занятия с этим бросовым материалом? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях! И не забывайте нажимать на кнопочки социальных сетей внизу статьи, чтобы другие мамы и папы могли с ней познакомиться!

Мне очень понравилась идея развивающей игры из крышек от пластиковых бутылок. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для ребенка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия ребенок будет тренировать пальчики рук. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, ребенок легче освоит . Для достижения разных целей можно сделать различные игры.

Игру несложно изготовить самостоятельно, проявив при этом фантазию и творчество. Для основы понадобится пластиковая с открывающейся крышкой. Также приготовьте горлышки с крышками от пластиковых бутылок. Хорошо, если они будут разного цвета и размера. Потом в крышке надо будет вырезать отверстия для горлышек. Вставьте горлышки в отверстия так, чтобы с лицевой стороны на него можно было закрутить крышку. Закрепить горлышко можно с помощью клея или скотча. Крышку закрепите скотчем.

Чтобы ребенку было интереснее играть, придумайте какой-нибудь сюжет для игры, например по морю плывет корабль, светит солнце, летают птички. Под крышки можно «поселить» разных персонажей- нарисовать или наклеить картинки;

Едет поезд, растут деревья, бегают животные; машина едет по дороге, светофор. Картинки можно сделать из аппликации, а колеса, окна, сигналы светофора –из крышек. Картинку можно дорисовать фломастерами или дополнить наклейками. А чтобы игра служила дольше, обклейте картинки скотчем.

Также эта игрушка будет полезна для . Для этой цели можно наклеить цветы разного цвета и подобрать к каждому по цвету сердцевину. Формировать цветовое восприятие можно и с простыми крышками, сортируя их по цвету. Возможно использовать разноцветные крышки вместо мозаики, составляя из них разные картинки и узоры.

Игра «Парные картинки» поможет развить у ребенка память. Ее тоже не трудно сделать самим. Для этого подберите крышки от бутылок, желательно одинакового размера и цвета. Можно использовать крышки от баночек для детского питания. Картинки можно вырезать из азбуки или найти в интернете.

Аналогичную игру можно сделать из кусочков ткани. Подберите небольшие кусочки ткани разной текстуры: шерсть, хлопок, шелк. Можно использовать кусочки меха, поролона, бархатной бумаги. Эти кусочки вклейте в крышечки от бутылок. Предложите ребенку пощупать ткань и найти такую же из предложенных образцов. В дальнейшем можно усложнить игру, спрятав крышечки с тканью в мешочек. Найти нужную крышечку необходимо не глядя, на ощупь.

Крышками можно поиграть и в ванной во время купания. Опустите крышки разного цвета и размера в воду. Малышу дайте сито или ложку и предложите вылавливать крышки. Попросите вылавливать крышки определенного цвета, если вы хотите закрепить знания различных цветов. Или попросите малыша выловить сначала маленькие крышки, потом большие -для закрепления размера.

Также для тренировки этих умений подойдут .

С помощью этих простых развивающих игр из крышек вы всегда найдете полезное занятие для своего малыша.

Дидактические игры для детей 2-3 лет. Знакомство с шаром. Задания на развитие внимания у детей 3-4 лет Игры для развития фонематического слуха Игры и конкурсы для детей школьного возраста Как подготовить руку ребенка к письму
Кинетический песок для развития творческих способностей. Повторяй-ка. Онлайн-игра на развитие памяти
Польза рисования для детей Понятие времени для ребенка
Развиваем логическое мышление у детей Развитие речи детей через театрализованную деятельность