Библейские сюжеты: Почему нельзя вливать молодое вино в ветхие мехи? Притчи иисуса христа Притча о ветхих мехах

Написать эту статью, друзья, меня побудило письмо одной искренней женщины, которая попросила меня разъяснить смысл следующих слов нашего Спасителя:

Евангелие от Луки 5,33-39

33 Они же (книжники и фарисеи) сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды;
а иначе и новую раздерёт, и к старой не подойдёт заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

Вопрос первый: "Кого Иисус подразумевал под словом жених?" Ответ: "Себя Самого!" Что это так, видно из следующей Его притчи - Евангелие от Матфея 25,1-13. Кроме того, Иоанн-креститель также сравнивал Иисуса с женихом - Евангелие от Иоанна 3,29 - это вопрос очень простой и понятный!

Но вот что касается рассказа Спасителя о новом и старом вине, здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд! Итак, давайте сосредоточим своё внимание вот на этих словах Господа:

Евангелие от Луки 5,37-39

37 ... никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет,
и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Когда обычный, никогда не соприкасавшийся с виноделием, человек, читает эти слова, он говорит сам себе: "Что же! Тут всё понятно! Молодое вино - это только что выжатый виноградный сок, который в условиях жары всего через несколько часов после отжатия тут же начинает активно бродить! Старое вино - это давно перебродивший, набравший свою алкогольную крепость и совершенно не активный в плане выделения газов, спиртной напиток! Иисус в данном случае говорит, что молодое вино не вливают в мехи ветхие, потому что кожа таких мехов от старости потеряла свою эластичность, и если туда залить молодое, активно выделяющее газы, вино - оно сразу прорвёт эти мехи! А новые мехи будут прекрасно растягиваться и выдержат давление газов, выделяющихся в вине молодом!"

Примерно также, друзья, думал и я многие годы подряд, но прочитав однажды мнения специалистов, быстро увидел, что я весьма и весьма заблуждался в данном вопросе!

Если бы специалист-винодел выслушал вышеприведённое объяснение, он бы сказал: "Ты рассуждаешь так потому, что вообще не понимаешь, что Иисус называет вином молодым и не знаешь, что может произойти с даже очень крепкими и эластичными мехами, если в них влить активно бродящий виноградный сок!"

А вам интересно узнать правду обо всём этом? Тогда слушайте!

Молодое вино - это, действительно, свежий, только что выжатый, виноградный сок. И реальность жизни в Палестине такова, что только что полученный сок уже через несколько часов пребывания на воздухе, действительно, начинает бродить. Сила этого брожения настолько велика, что в какие бы крепкие кожаные мехи не залили такое вино,
оно всё равно их разорвёт! И это при том, что в горловине специальных, винных мехов предусмотрена трубка для стравливания, образующихся при брожении, газов!

Зная это, виноделы на период активного брожения, заливали вино не в мехи, а в специальные
большие фаянсовые кувшины, известные у евреев под названием "хебит" или "долиум" у римлян. ("Библейская энциклопедия" /н 32/ стр.5315, т.4)

Хорошо! Пока всё ясно! Но почему же тогда Иисус сказал: "молодое вино должно вливать в мехи новые"? И даже уточнил: "Тогда оно и само сохранится, и мехи не разорвутся!"?

Если молодое вино - это, только что выжатый, виноградный сок, то при каких условиях оно не разорвёт мехи?

Есть только один вариант! Если в этом молодом вине вообще не идёт процесс брожения!

Для того, чтобы виноградный сок забродил, его достаточно было просто оставить в какой-то ёмкости на открытом воздухе! Но для свадеб и для других праздничных церемоний богатые евреи заготавливали неброжёное вино - чистый виноградный сок!

Сразу нужно отметить, что только очень богатые люди могли позволить себе осуществить этот довольно дорогостоящий процесс заготовки чистого виноградного сока! Обычные же люди довольствовались забродившим соком - вином - алкогольным напитком. Согласно еврейским традициям считалось, что употребление брожёного вина не является грехом пред Богом. Такое вино очень сильно разбавляли водой и пили запросто и повсеместно просто для утоления жажды!

"Непереброжёный муст (сок) кипятили или специальным образом отфильтровывали.
Затем брали винные мехи и обмазывали их снаружи мёдом или специальной смолой (скипидаром).
Получался сосуд наподобие греческой амфоры. В приготовленные таким образом мехи вливался непереброжёный муст (сок). Затем сосуд плотно закрывался и запечатывался. После этого он ещё на 40 дней погружался в холодную воду! После этого сосуд вытаскивался из воды и помещался в специальное хранилище.
В таком виде чистый виноградный сок мог храниться довольно долгое время - примерно год!"

Когда Иисус говорил, что молодое вино должно заливать в мехи новые, Он как раз говорил о способе хранения чистого виноградного сока! Его слушатели понимали, что под новыми
мехами понимаются специально приготовленные для этой цели ёмкости (мехи, обмазанные мёдом или скипидаром!)

Причём говоря "новые" мехи, Иисус подчёркивал их абсолютную новизну в плане того, что раньше в эти мехи сок не заливался вообще!

Дело в том, что если в "старые" мехи - мехи, в которых ранее уже заливалось брожёное вино, налить чистый виноградный сок, немедленно начинается процесс брожения! Почему? Потому что к стенкам старых кожаных мехов прочно пристают некоторые разлагающиеся белковые вещества, содержавшиеся в предыдущем вине, которые немедленно вызывают процесс брожения в залитом туда соке!

Теперь нам вообще всё стало ясно! Итак, молодым вином Иисус называет чистый, неброжёный виноградный сок!

Но что нас, русскоговорящих читателей, смущает в самом слове "вино"?

Дело в том, что русскоговорящий человек, слыша слово "вино", тут же представляет себе лёгкий, алкогольный напиток! Так или нет? Да.

Но всегда ли в Библии под словом "вино" понимается именно алкоголесодержащее питьё?

Оказывается, нет! Вот пример:

Книга Бытие 40,9-11

9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: "Мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;
10 на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды;
11 и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону".

В данном отрывке мы видим, в чём состояла работа главного виночерпия при фараоне Египетском. Он брал свежие гроздья винограда и прямо на глазах у фараона выжимал из них сок! И тут же этот сок подавался фараону!

Вы обратили внимание на название самой должности? - Вино-черпий! - Черпает вино! - или извлекает вино из свежих ягод! А теперь посмотрите на само слово "виноград"! - градины или "капсулы", содержащие "вино"!

Что находится в ягодах свежего винограда? - Виноградный сок! Но назван этот сок каким словом? - "Вино"!

Когда в Библии нам встречается слово вино, необходимо по контексту разбираться - о каком именно напитке (брожёном или неброжёном) идёт речь!

Давайте потренируемся! Вот текст:

Притчи 23,29-35

29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же!".

О каком вине идёт речь в данном отрывке? Совершенно очевидно - о перебродившем виноградном соке, превратившемся в алкогольный напиток! Хорошо, а в этом отрывке о каком вине идёт речь?

Книга пророка Исайи 5,20-22

20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток...

Тоже понятно, правда? Речь идёт о спиртном напитке!

А вот здесь?

Книга Бытие 49,10-12

10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние своё;
12 блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока.

Здесь, как всем хорошо видно, говорится о только что выжатом соке!

Давайте ещё раз прочитаем разбираемый нами отрывок!

Евангелие от Луки 5,37-39

37... никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Вопрос: "А какой духовный смысл заложен в этих словах Иисуса?"

Само слово "вино" в духовном плане означает учение! Что это так мы можем легко увидеть из следующего текста:

Книга Откровение 18,1-2

1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы...

В данном тексте Писания церковь, отступившая от чистоты Божьего учения, названа именем древнего города Вавилона, который являлся центром восстания против Бога-Творца в древнем мире. Эта церковь не только сама отступила от Бога, но и стала навязывать своё понимание истины всем живущим в этом мире людям! - она "яростным вином блуда своего напоила все народы"!

Итак, "вино" - это учение.

Тогда "новое вино" - это чистое учение Иисуса без всяких примесей заблуждения.

"Старое вино" - это учения книжников и фарисеев, которые своими многочисленными преданиями невероятно сильно изменили чистое Библейское Слово, переданное людям Земли через пророков Божьих! (Евангелие от Марка 7,9)

Очевидно, что вино должно находиться в каких-то мехах - любое учение сохраняется в сознании определённых людей! Старое вино хранилось в старых мехах - искажённое человеческими преданиями Слово Божие хранилось в сознании книжников и фарисеев.

Иисус видел, что влить Своё чистое учение в старые мехи - в сознание людей, воспитанных на еврейских преданиях - очень и очень трудное дело! Даже когда это удавалось сделать, впоследствии многие последователи Христа, вышедшие из Иудаизма, нет-нет да и пытались вновь вернуться к старому вину - к тем иудейским традициям и преданиям, в которых они воспитывались с детства! (Смотрите книгу Деяние Апостолов, главу 15)

Иисусу было гораздо легче передать Своё учение тем людям, которые не были фанатиками иудейских традиций - их мехи (разум) были, образно говоря, новыми.

Евангелие от Луки 5,39

"никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!"

Посмотрите, как обстоит дело сегодня! Кто легче из людей принимает чистое учение Иисуса - те, кто были неправильно научены своими религиозными наставниками или те, кто вообще ничего не знал об истине?

Ответ очевиден!

На самом деле, друзья, тема о вине в Библии - невероятно обширная. Сегодня мы затронули только маленькую частичку этой темы! И мне очень хочется надеяться, что сделали это не зря!

Пусть наш Добрый Небесный Отец благословит каждого читающего и размышляющего над Словом Божьим!
С искренним уважением и братской любовью ко всем Вам, Игорь.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Новое вино в ветхие мехи - фраза, встречающаяся в Евангелии от Матфея (Мф 9:17), Евангелии от Марка (Мф. 2:22), Евангелии от Луки (Лк 5:37-39). Фраза во всех Евангелиях звучит одинаково, только у Луки добавлены еще слова.

(Евангелие от Луки 9:16-17) « И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.» Во всех трёх синоптических евангелиях эта фраза появляется сразу после призвания Левия-Матфея, когда Иисус объясняет, почему его ученики не постятся, хотя ученики Иоанна Крестителя постятся (Мк 2:18-20)

В притче были использованы образы из повседневной жизни. Новые мехи растягиваются вместе с молодым вином, налитым в них, а потом затвердевают. Если молодое вино налить в старые, затвердевшие мехи, мехи могут лопнуть из-за продолжающегося брожения. Также и новая ткань садится со временем, поэтому старую, уже подсевшую одежду нельзя латать новой тканью.

Различные толкования метафоры:

Ветхими мехами Христос образно обозначил иудейскую религию. Притча о новом вине в ветхих мехах, как и аналогичная ей притча о новой и ветхой ткани (Мк 2:21) часто понимается в том смысле, что новое учение Христа не может уместиться в рамках иудейской религии, или в рамках любых современных ей религиозных представлений (см. также Суперсессионизм). В особенности же речь идёт о всех иудейских постах, установленных Ветхим Заветом. Христос даёт новое учение о постах. Новое учение не вливается в ветхих иудеев. («Новое учение о постах это - новая одежда и новое вино. Требовать от учеников прежнего соблюдения постов значит вливать новое вино в старые мехи, или пришивать к старой одежде новую заплату.» «Вы (то есть фарисеи) требуете, чтобы мои ученики прикрывались ветхой одеждой ваших обрядов и преданий старцев. А Я требую, чтобы они облеклись в новую одежду всепрощающей любви. Поймите же, что нельзя надеть новую одежду, не сбросив предварительно старую. Нельзя и чинить эту обветшалую одежду, вырезая куски из новой. Старую одежду этим не поддержишь. Она ещё скорее распадется от этих заплат. Да и новой повредишь. Так предоставьте же Моим ученикам свободу сделаться новыми мехами для принятия Моего учения и облечься в новую одежду, сбросив с себя обветшалую. Если они ещё не вполне прониклись духом Моего учения, то всё же они познали преимущества Его перед вашим учением. И как вы, попробовав хорошего вина, не станете пить плохого, так и они, последовав за Мной, не пойдут к вам» )

Многие христианские толкователи объясняли, что этой притчей Иисус показывает, что он основывает новую религию, иную, чем иудаизм, и иную, чем учение Иоанна Крестителя (например, так учил Игнатий Антиохийский в послании к Магнезийцам Х, см также Список событий в первые века христианства). Некоторые христиане использовали эту фразу, когда предлагали новые формы христианства. В начале второго века Маркион использовал эту фразу для оправдания Маркионитства. Другие считают, что такое толкование вступает в противоречие с фразой в Евангелии от Луки (Лк 5:39): И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше . Евангелие от Луки говорит не столько о несостоятельности старой религии, сколько о природе учения и о учениках. Никто не предлагает опытному ученику урока, предназначенного для неопытного ученика. Для опытного это будет бесполезно, а урок, предназначенный опытному ученику, не будет воспринят неопытным

Словами о новом и старом вине Христос отвечает на вопрос о постах фарисеев (почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Лк 5:39): фарисейские посты являются старым,вином, они оказывают на народ «пьянящий» эффект, и народ уважает фарисеев; но для «ветхих мехов» - иудейского народа - фарисейские посты не годятся, непосильны. Не следует соблюдать постов, придуманных людьми, фарисеями; посты, установленные Законом, установлены Богом. Ветхие мехи, как и Ветхий Завет, хранили в себе выдержанное качественное вино, то есть заповеди Моисея и учения мудрецов и пророков. Так же, как молодое вино нельзя вливать в ветхие мехи, точно также нельзя соединять фарисейские добавочные посты с учением Ветхого Завета, проверенного и сохраненного веками. Как новое молодое вино может навредить ветхим мехам, так и фарисейское учение о дополнительных постах может навредить Новому Завету. Мехи делались из выделанных шкур животных, например из цельной кожи ягненка. Поэтому такие мехи, наполненные вином, сохраняли контур туловища ягненка. В свою очередь, Мессия изображался как Агнец, ведомый на заклание (Ис.53:7). Поэтому под новыми мехами можно понимать Мессию, а под молодым вином те новшества, которые принесет с собой Мессия.

Новое учение, данное Христом, должно сформироваться и настояться; как и молодому вину, новому учению нужны новые мехи, то есть новые мышления, новые сердца.

« И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». (Марка 1: 22) . Мехи ветхие - ветхий человек, мехи новые - обновленный во Христе человек. Вино молодое - новое учение Христа, вино старое - ветхозаветное учение. "Новое вино – пост, ветхие мехи – слабость учеников, которой не должно обременять"; "Новая заплата и новое вино – это строгий пост, строгие требования вообще. А старая одежда и старые мехи – это немощность, слабость учеников, ещё не подготовленных к несению больших подвигов" Притчи призваны проиллюстрировать мысль "всему свое время и свое место". В то время, пока Иисус находился с учениками им не было необходимости поститься, но когда он уйдет от них - они тоже будут иметь посты (Лк. 5:35 "Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни"). У Иисуса спрашивают про причину отсутствия поста, и тот отвечает что его ученики сейчас не постятся, но будут поститься когда его не станет. « Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно » . (Матфея6 : 16-18). Иисус Христос учит нас, что бы мы соблюдали новый пост. Когда мы постимся мы не должны быть лицемерами.

Спрашивает Галина
Отвечает Лариса Сугай, 18.12.2007


Добрый день, Галина!

Интересно заметить, что высказывание Иисуса «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое » описано в 3 Евангелиях: , и .

Некоторые люди пытались принять учение Иисуса и какое-то время следовали за ним. Но наступал момент, когда «старые мехи» разрывались от «молодого вина» и они уходили со словами «какие странные слова! Кто может это слушать?».

Все очень просто: учение Иисуса на самом деле не что-то новое – это «заповедь, данная от начала», но иногда мы не способны принять весть от Иисуса, потому что у нас «старые мехи». Нам просто нужно обновление!

Мир Вам!
Лариса

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":