Бородин арабская мелодия анализ произведения. Спящая княжна (Бородин). Теория и методика дополнительного образования детей

Конспект урока музыки в 4 «Б», 4 «В» классе.

Тема четверти: « Можем ли мы увидеть музыку».

Тема урока: « Богатырские образы в искусстве».

Цель : показать как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с музыкальными произведениями, в которых ярко отражена тема данного урока;

Развивающая: развивать воображение на уроке музыки через музыкальные образы;

Воспитательная: воспитание нравственно-эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины посредством музыки.

Музыкальный материал : А.Бородин «Богатырская симфония» фрагмент; А.Бородин романс «Спящая княжна»; шведская народная песня «Три парня» обработка В.Попова русский текст

К. Алемасовой.

Дополнительный материал: репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» и И.Глазунова «Два князя»

Оборудование: учебная доска, фортепиано, компакт-диски, плеер.

Ход урока

1.Слушание и разучивание шведской народной песни «Три парня».

Слушание.

Учитель: - 1.Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня «Три парня»?

2.Что выражает и изображает мелодия?

3. Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.

4. Можем ли мы назвать трех парней богатырями? Почему?

5.Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?

Разучивание песни.

2. Слушание и анализ романса А.Бородина «Спящая княжна»

Учитель: - Вспомните композитора, который написал эти стихи и музыку к ним.

Спит. Спит в лесу глухом,

Спит княжна волшебным сном,

Спит под кровом темной ночи,

Сон сковал ей крепко очи.

Спит. Спит.

Вот и лес глухой очнулся,

С диким смехом вдруг проснулся

Ведьм и леших шумный рой

И промчался над княжной.

Лишь княжна в лесу глухом

Спит все тем же мертвым сном,

Спит. Спит.

Слух прошел, что в лес дремучий

Богатырь придет могучий,

Чары силой сокрушит,

Сон волшебный победит

И княжну освободит, освободит.

Но проходят дни за днями,

Годы идут за годами….

Ни души живой кругом,

Все объято мертвым сном.

Так княжна в лесу глухом

Тихо спит глубоким сном;

Сон сковал ей крепко очи;

Спит она и дни и ночи.

Спит. Спит.

И никто не знает, скоро ль

Час ударит пробужденья

Дети: - А. Бородин

Учитель: - Правильно!

Как музыкальный язык романса помогает увидеть нам сказку?

Слушание фрагмента «Спящая княжна» А.Бородина.

Дети: - Форма рондо. Богатырский характер эпизодов.

Учитель: - Молодцы!

«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

3.Слушание и анализ фрагмента из 2-ой симфонии А.Бородина.

Слушание. Вторая симфония А.Бородина.

Учитель: - 1.Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?

2.Как музыкальный язык симфонии передает её русский характер?

3.А.Бородин не дал названия своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?

4. Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии?

Демонстрация репродукций.

Учитель: - Какая картина наиболее созвучна музыке А.П.Бородина?

Произведения разных видов искусства появились независимо друг от друга. Хотя и кажется, что «Богатырская симфония» А.Бородина навеяна «Богатырями» В.Васнецова, но это не так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В.М.Васнецова была закончена в 1990 году, а А.П.Бородин умер в 1887г. Мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они оба связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины. Летом 1881 гола В.М.Васнецов, живя в тихом подмосковном Абрамцове, решил вернуться к старому замыслу, возникшему 10 лет тому назад, но так и не исполненному – картине «Богатыри». Этот замысел никогда не покидал художника, что бы он ни делал. Браться за него мастер не спешил, наверное, потому что своим тонким чутьем художника и человека, глубоко любящего Родину, предвидел, что эта работа станет самым важным, самым значительным этапом в его жизни. В суровом вятском краю, где он родился и провел детство, люди знали и рассказывали множество старинных преданий. Совсем маленький будущий художник вслушивался в героические сказания, исторические песни, богатырские былины. Эти яркие впечатления остались с ним на всю жизнь. Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня…» Однако, не только о далеком прошлом напоминает картина, но и о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться так, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алеша Попович, уничтоживший злое чудище Тугарина… Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: несдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.

4.Итог урока

Учитель: - Вторая симфония А.П.Бородина – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передает она образ русского народа. Музыка А.П.Бородина полна контрастных и неуловимо похожих образов то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Так по-разному, но с огромной любовью передает композитор черты русского национального характера. Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи А.П.Бородину виделось на только славное прошлое нашего народа, но и его еще более славное будущее. Наш современник, ученый и композитор Б.Асафьев писал: «Часто, часто возвращаясь ко 2-й симфонии Бродина, я с каждым разом все сильнее понимаю ее величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны – жизнеутверждение Родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси. Это произведение было современным не только 100 с лишним лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой».

Незлобивость и добродушие А.П. Бородин считал лучшими качествами русского человека. Поэтому в мировой музыке А.П.Бородин занимает ему одному надлежащее место – Богатыря русской музыки

Повторное слушание 2-й симфонии А.П.Бородина.


"А. Бородин написал всего 16 романсов. Из них четыре относятся к раннему периоду. Что касается зрелого периода его творчества, то первым из романсов этого времени был «Спящая княжна». Бородин здесь поступил во многом так же, как его друг М. Мусоргский: текст для романса он написал сам.

По ходу романса перед сушателем проходят как бы три основных образа: образ спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря-освободителя. Многие видят в романсе элементы оперы Глинки «Руслан и Людмила». А. Даргомыжский прямо заявлял, что этот романс «точно одна из прекрасных страниц «Руслана», не по прямому сходству музыки, а по тому, что она так же тонка, красива и волшебна». Но есть основания и для еще одного толкования: известны слова композитора о своем детище: «Под спящей княжной я разумею нашу несчастную угнетенную страну и хочу, чтобы настал час пробуждения». Некоторые музыколведы полагают, что Бородин хотел иносказательно воплотить Россию, скованную враждебными силами и ждавшую, когда «час настанет пробуждения». Стоит сравнить с этим то, что сказал Некрасов, десятью годами ранее обращаясь к русскому народу:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил:

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?

Романс написан в трехчастной форме, и завершается кодой. В первой (повторяющейся) части музыка рисует звуками спящую княжну. С самого начала в фортепианном вступлении устанавливается ровный ритм, передающий ощущение покачивания, свойственное колыбельной песне. Эта ритмическая фигура проходит неизменной через весь романс. Создается ощущение застылости, неподвижности. Бородин новаторски применил здесь диссонансы, так называемые секунды. По строгим законам музыки, такие интервалы, как говорят музыканты, должны «разрешаться», то есть после диссонанса должен следовать консонанс. Бородин же оставляет их неразрешенными. Многие современники не могли примириться с такой смелостью композитора, Хорошо известен отзыв о романсе известного музыкального критика того времени Г. А. Лароша. Он упрекает комопзитора в том, что у него бушует «оргия диссонансов» и что он «неуклонно и безжалостно (…) царапает слух своими секундами». Даже Н. А. Римский-Корсаков счел новаторство Бородина слишком смелым и в своей оркестровке романса некоторые диссонансы перевел («разрешил») в консонансы. П. Чайковский, наоборот, восторгался этой находкой Бородина и приводил этот романс в качестве доказательства своей теории, согласно которой «все, что хорошо звучит [а романс звучит очень хорошо. - А.М .] должно иметь теоретическое оправдание». И П. Чайковский приводил доводы в пользу этого художественного решения Бородина.

Иными являются эпизоды, рисующие лес, где проносится шумный рой ведьм и леших, но «нет ни души живой кругом». Напевная мелодия сменяется декламационными фразами, а в фортепианной партии появляется так называемая целотонная гамма - мотив, ассоциирующийся с образами фантастической лесной нечести. Но мертвенная застылость зачарованного леса все же не разрушается. Но есть в романсе эпизод, в котором приоткрывается завеса. Отделяющая заколдованный лес от совсем иного мира: торжественно звучит - после этих диссонансов - светлый, ничем не затуманенный мажор - будто лучи солнца ворвались в непроглядную чащу. Своим романсом Бородин утверждает мысль о том, что освобождение от власти злых сил возможно.

Александр МАЙКПАР


Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin
"Спящая княжна"; 2 польки (Helen)

Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833, Санкт-Петербург — 15 (27) февраля 1887, там же) — русский композитор, учёный — химик и медик. Участник «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма

Александр Порфирьевич Бородин был незаконорожденным сыном 62-летнего имеретинского князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили), (1772—1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.
После окончания академии Бородин некоторое время работал ординатором во Втором военно-сухопутном госпитале, где познакомился с лечившимся там офицером, никому еще не известным Модестом Мусоргским. В 1858 г. после серьезных исследований Бородин стал доктором медицины, защитив диссертацию по химии. В том же году по направлению Военно-медицинского ученого Совета он поехал в Солигалич, чтобы изучать состав минеральной воды в лечебнице купца А. А. Кокорева. Отчет об этих исследованиях А. Бородина был опубликован в «Московских ведомостях» (1859), став серьезной научной работой по бальнеологии, что принесла ученому широкую известность.
Продолжил изучение химии Бородин в Гейдельбургском университете (Германия). В г. Карлсруэ был участником знаменитого Международного конгресса химиков вместе со своим учителем Зининым и другом Менделеевым. На этом конгрессе окончательно закрепилась атомо-молекулярная теория строения веществ. Зиму 1860 г. Бородин провел в Париже, где серьезно занимался наукой, прослушал много лекций известных ученых, часами просиживал в библиотеках.
Вернувшись в Гейдельберг, весной 1861 г. Бородин познакомился с Е. С. Протопоповой, которая находилась в Германии на лечении серьезного хронического бронхо-легочного заболевания. Она была замечательной пианисткой. Под ее влиянием у Бородина возродился совсем было угасший интерес к композиции. Вскоре здоровье Екатерины Сергеевны сильно ухудшилось, и Бородин уже в качестве ее жениха сопровождал женщину в Италию, где климат был более благоприятным.
На родине пара вынуждена была расстаться: Екатерина Сергеевна осталась в Москве у матери, а Александр Порфирьевич уехал в Петербург, где получил место адъюнкт-профессора в Медико-хирургической академии. Из-за материальной и бытовой неустроенности свадьба состоялась только через несколько месяцев – весной 1863 г. Занятия наукой Бородин не прекращал до конца жизни. Его авторству принадлежит более сорока фундаментальных трудов по химии.
Музыкой Бородин занимался с юности, писал романсы, камерно-инструментальные и фортепианные пьесы. Эти занятия он был вынужден скрывать от коллег по научной работе. Вопреки всему, творчество А. Бородина является неоценимым вкладом в сокровищницу не только русской, но и мировой музыкальной классики. Восемнадцать лет Бородин работал над своей знаменитой оперой «Князь Игорь», но окончить ее так и не успел, ее заканчивали, следуя замыслу автора, Римский – Корсаков и Глазунов. Это был настоящий национальный героический эпос в музыке. Первая постановка «Князя Игоря» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге (1890). Опера Бородина до сих пор с успехом идет в театрах всего мира.
Вершина русской мировой симфонической музыки – Вторая симфония Бородина, известная под названием «Богатырская» (1876). В ней, как и в опере «Князь Игорь», слышатся мотивы русского народного песенного творчества, а в симфонической картине под названием «В Средней Азии» - народная музыка Востока. В жанре вокальной лирики композитор создал множество романсов. Самым знаменитым является романс на стихи А. Пушкина «Для берегов отчизны дальной». В других его романсах живут образы богатырского эпоса и освободительной идеи («Спящая княжна», «Песня темного леса»).
Не смотря на то, что Бородин посвятил науке всю свою жизнь, мир знает и чтит его как великого композитора. Он умер внезапно, не дожив до старости, от инфаркта в феврале 1887 года. Ему было всего 53 года. Похоронили А.П. Бородина в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.



Сказка
Посвящается Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову

Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом тёмной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит, спит.

Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной.

Лишь княжна в лесу глухом
Спит все тем же мёртвым сном.
Спит, спит.

Слух прошёл, что в лес дремучий
Богатырь придёт могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.

Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами...
Ни души живой кругом,
Все объято мёртвым сном.

Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи,
Спит она и дни, и ночи.
Спит, спит.

И никто не знает, скоро ль
Час ударит пробужденья.

А.П. Бородин, 1867



Однажды маленькая Ганя Литвиненко попросила его поиграть с ней в четыре руки.

— Но позволь, — сказал он, — ты ведь ничего не умеешь играть, детка.

— Да нет же, смотри, я умею играть вот что.

И она сыграла одним пальцем каждой руки самый простенький мотив, то, что дети называли «котлетной полькой».

Уступив желанию ребенка, Александр Порфирьевич сымпровизировал на этот мотив своеобразную, забавную польку. Он показал ее приятелям — Римскому-Корсакову и Лядову. Они много смеялись и тоже попробовали написать вариации на эту неизменную тему. Присоединился к их затее и Кюи. В конце концов получились 24 вариации и 14 маленьких пьес для фортепьяно, которые были изданы под названием «Парафразы».

«Парафразы» очень понравились Листу. Кто-то написал об этом в музыкальном фельетоне. Тут-то и поднялась настоящая буря в стакане воды. Враждебные русской музыкальной школе критики обрадовались случаю напасть на Бородина и его товарищей. Они заявили, что Лист не мог одобрить такое сочинение, которое только компрометирует его авторов. Узнав об этом, Лист написал Бородину: «Разрешите и мне скомпрометироваться вместе с Вами». И он добавил к польке свое вступление…

Так Бородин, несмотря на все свои дела и заботы, умел оставаться веселым и жизнерадостным человеком и быть добрым отцом своих «многочисленых приемных дочурок».

Откуда только он черпал силы!

Музыкальная шутка, написанная на неизменяемую тему так называемой «котлетной польки» (А. П. Бородин), или, как ее еще называли в балакиревском кружке,— «та-ти-та-ти», посвящалась маленьким пианистам, способным сыграть тему одним пальцем каждой руки. В окончательном варианте «Парафразы» состояли из 24 вариаций и 15 маленьких пьес. На тему, которую мог сыграть любой ребенок одним пальцем, композиторы с замечательной изобретательностью и неподдельным юмором написали целую серию танцев (вальсы, менуэты, польки, галопы, жиги, тарантеллы), а также «Колыбельную песнь», «Трезвон» и несколько других пьес. Весь цикл завершается праздничным «Торжественным шествием» Лядова. Кюи в этом сочинении принадлежит «Вальс», который, по словам Стасова, «искрится, как шампанское, и увлекает своею страстностью».
«Парафразы» получились настолько удачными и оригинальными, что сразу привлекли внимание Листа, как только он познакомился с этой музыкой. Обращаясь с письмом от 15 июня 1879 года к авторам цикла, Лист писал: «В форме шутки вы создали произведение огромного достоинства. Меня очаровали ваши „Парафразы"... Вот наконец замечательный свод науки, гармонии, контрапункта, ритма, фигурационного стиля и того, что по-немецки называется „Formenlehre"— учением о форме. Я охотно предложу профессорам композиции консерваторий Европы и Америки принять ваши „Парафразы" как практическое руководство в их преподавании. Уже на первой странице вариации II и III — настоящие драгоценности; не менее ценны и следующие номера, до „Комической фуги" и „Шествия", которые со славой венчают произведение. Благодарю вас, господа, за доставленное мне наслаждение...» Заканчивая свое письмо, Лист подчеркнул: «Мои симпатии и глубокое уважение, которое я к вам питаю, длятся много лет».
Листу настолько пришлось по душе это произведение, что он прислал свою небольшую вариацию на ту же тему, которая вошла в цикл и была издана в факсимильном воспроизведении.





А. Бородин написал всего 16 романсов. Из них четыре относятся к раннему периоду. Что касается зрелого периода его творчества, то первым из романсов этого времени был «Спящая княжна». Бородин здесь поступил во многом так же, как его друг М. Мусоргский: текс для романса он написал сам.

По ходу романса перед сушателем проходят как бы три основных образа: образ спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря-освободителя. Многие видят в романсе элементы оперы Глинки «Руслан и Людмила». А. Даргомыжский прямо заявлял, что этот романс «точно одна из прекрасных страниц «Руслана», не по прямому сходству музыки, а по тому, что она так же тонка, красива и волшебна». Но есть основания и для еще одного толкования: известны слова композитора о своем детище: «Под спящей княжной я разумею нашу несчастную угнетенную страну и хочу, чтобы настал час пробуждения». Некоторые музыколведы полагают, что Бородин хотел иносказательно воплотить Россию, скованную враждебными силами и ждавшую, когда «час настанет пробуждения». Стоит сравнить с этим то, что сказал Некрасов, десятью годами ранее обращаясь к русскому народу:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил:

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?

Романс написан в трехчастной форме, и завершается кодой. В первой (повторяющейся) части музыка рисует звуками спящую княжну. С самого начала в фортепианном вступлении устанавливается ровный ритм, передающий ощущение покачивания, свойственное колыбельной песне. Эта ритмическая фигура проходитнеизменной через весь романс. Создается ощущение застылости, неподвижности. Бородин новаторски применил здесь диссонансы, так называемые секунды. По строгим законам музыки, такие интервалы, как говорят музыканты, должны «разрешаться», то есть после диссонанса должен следовать консонанс. Бородин же оставляет их неразрешенными. Многие современники не могли примириться с такой смелостью композитора, Хорошо известен отзыв о романсе известного музыкального критика того времени Г. А. Лароша. Он упрекает комопзитора в том, что у него бушует «оргия диссонансов» и что он «неуклонно и безжалостно (…) царапает слух своими секундами». Даже Н. А. Римский-Корсаков счел новаторство Бородина слишком смелым и в своей олркестровки романса некоторые диссонансы перевел («разрешил») в консонансы. П. Чайковский, наоборот, восторгался этой находкой Бородина и приводил этот романс в качестве доказательства своей теории, согласно которой «все, что хорошо звучит [а романс звучит очень хорошо. – А.М .] должно иметь теоретическое оправдание». И П. Чайковский приводил доводы в пользу этого художественного решения Бородина.

Иными являются эпизоды, рисующие лес, где проносится шумный рой ведьм и леших, но «нет ни души живой кругом». Напевная мелодия сменяется декламационными фразами, а в фортепианной партии появляется так называемая целотонная гамма - мотив, ассоциирующийся с образами фантастической лесной нечести. Но мертвенная застылость зачарованного леса все же не разрушается. Но есть в романсе эпизод, в котором приоткрывается завеса. Отдел.яющая заколдованный лес от совсем иного мира: торжественно звучит - после этих диссонансов - светлый, ничем не затуманенный мажор – будто лучи солна ворвались в непроглядную чащу. Своим романсом Бородин утверждаетмысль о том, что освобождение от власти злых сил возможно.

© Александр МАЙКПАР

Потапова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Инзер, Белорецкий район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Вокальное творчество русского композитора А.Бородина"
Дата публикации: 06.03.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

НАПРАВЛЕНИЕ:

Теория и методика дополнительного образования детей

«Вокальное творчество русского композитора А.Бородина»

Выполнила: Потапова О.Н.

преподаватель

теоретических дисциплин

МАУ ДО «ДШИ»

с.Инзер 2017 г.

1. Введение.

2. Вокальное творчество русского композитора А.Бородина (беседа).

3. Задание для учащихся -стилистическое направление в музыке.

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложение.

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Учебный предмет «Музыкальная литература» является одной из

обязательных

дисциплин

искусств.

направлен

духовно-нравственное

развитие

овладение

духовными и культурными ценностями народов мира.

На учебных занятиях учащиеся опираясь на собственные впечатления

соотносить

прослушанное

произведение

знакомым

стилистическим направлением в музыке. Учащиеся должны научиться логично

и последовательно излагать свои мысли в устном и письменном виде.

К этому периоду (третий год обучения музыкальной литературе) у

учащихся

формируются

музыкально-исторические

представления,

художественном образе и содержании музыкального произведения. Учащиеся

могут определить жанр, стиль, эпоху, в которой создавалось произведение,

провести сравнительный анализ прослушанных произведений.

На данном уроке учащиеся знакомятся с вокальным творчеством русского

композитора 19 века Александра Порфирьевича Бородина. Предыдущий урок

был посвящён образу жизни и творчества композитора, его достижений в науке.

А.П. Бородин работал в эпоху романтизма, его привлекали богатырские образы.

«Талант Бородина ровно могуч и поразителен как в симфонии, так и в

опере и романсе. Главные качества его- великая сила и ширина, колоссальный

стремительность

порывистость,

соединённая

изумительной

страстностью, нежностью и красотой» В.В. Стасов.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.

Предмет исследования: вокальное творчество русского композитора

А.Бородина.

Цель:

познакомить учащихся с вокальным творчеством А.Бородина;

развивать навыки аналитического и творческого воображения детей;

совершенствовать

музыкальное

восприятие,

анализировать,

сравнивать, выделять главное.

Задачи

Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся формировать их

вокальной

частности

композитора

А.Бородина);

организовать процесс анализа музыкального произведения.

Развивающие: развивать

импровизации

различных

композиторов; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: на

эмоционального

восприятия

вокального

творчества

композитора

А.Бородина

воспитывать

уважение

музыкальной

культуре

воспитывать

уважение

доброжелательное

отношение

мнению других; обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование: портрет

А.Бородина,

М.Мусоргского,

репродукции

русских художников, ноутбук.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

практические, словесные;

активизация

музыкального

учащихся

индивидуальной

групповой деятельности.

Форма урока: урок-диалог.

План урока

1. Знакомство с вокальным творчеством А.Бородина.

2. Задание-тест «Стилистическое направление в музыке».

3. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

4. Итог урока.

2. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА А.БОРОДИНА

Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему

Александр

Порфирьевич

творческое

наследие выглядит более чем скромным- всего шестнадцать произведений. В

то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов

исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по

количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый -шедевр.

Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:

Образы народного эпоса, сказки.

Лирические и психологические зарисовки.

Бытовые, юмористические.

Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая

княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических

существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом

скованной

враждебными

когда «час

пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве

того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает

образы произведения. Рефрен- спящая княжна, эпизоды- фантастические силы

и богатырь-освободитель (просмотр видео).

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ.

Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы

(недаром своему романсу композитор дал подзаголовок- Старая песня). В этом

романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то,

что было близко современности- стихийную силу и неудержимость, стремление

к свободе (просмотр видео).

Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов

дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением

смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом

выражает

настроение

сдержанной

мужественной

скорби, боль переживаний. (Ученик делает краткое сообщение: «Лирика-это

духовный мир человека, выражение разнообразных душевных переживаний,

чувств и настроения») Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила

чувств в сочетании с сдержанностью и благородством (просмотр видео).

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь»

А.Толстого.

Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку

отличает

добродушный

приблизился

социальной

сатире-жанру,

популярному

творчестве

А.Даргомыжского

М.Мусоргского.

титулярный

советник-это

человеческий

конкретный

представитель

которого

соседству,

персонаж-спесь -обобщённо-аллегорический (просмотр видео).

Задание для учащихся

В некоторых романсах А.Бородина заметны черты нового стиля в искусстве

времени- романтизм.

русского

романтизма

началась

образцы национального творчества, в том числе и народного.

Становление русского романтизма тесно связано с важнейшим

историческим

событием-победой

Отечественной

национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа

стимулируют интерес к фольклору. Русским романтикам казалось, что, постигая

дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Народный характер

проявляется

как не просто положительный, но героический, национально-

самобытный,

коренится

исторических

традициях

исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

Характерными чертами романтизма являются- бесконечное движение к

ускользает,

фантастические

сказочная

мечтательность, глубокая духовная тематика.

Описание задания:

на доске нарисовано дерево, на стволе написано -романтизм, учащиеся

прикрепить

написаны

композиторов- романтиков. (листья-П.Чайковский, Ф.Лист, Г.Свиридов, И.Бах,

Н.Римский-Корсаков,

В.Верстовский,

В.Моцарт,

А.Бородин,

Д.Шостакович, Ф.Шуберт, Ц.Кюи, Р.Шуман, М.Мусоргский-учащиеся должны

выбрать русских композиторов-романтиков).

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина

Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов- и не только

руских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне,

Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих

вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и

текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не

речетативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин

старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств,

поэтические образы.

В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора,

использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку,

добивался

выразительно сти

аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

ИТОГ УРОКА :

Учащиеся познакомились с вокальным творчеством А.Бородина;

Определили стилистическое направление в творчестве композитора

романтизм и его характерные черты;

Закрепили знание жанров романсов.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебный предмет «музыкальная литература» является важным предметом в

обучении учащихся детской школы искусств. На занятиях учащиеся опираются

собственные

впечатления,

музыкально-историческое

представление

услышанного и формируют собственное мнение о музыкальном произведении.

Опираясь на полученный собственный опыт учащиеся совершенствуют

музыкальное восприятие, умение анализировать, выделять главное. Формируют

знания о вокальной музыке А.Бородина, развивают навыки импровизации в

стилях различных композиторов. Учащиеся познакомились с краткой историей

развития русского романтизма, его характерные черты.

На примере романсов А.Бородина учащиеся проследили тесную связь

музыки и текста, сочинённого самим композитором, а также текстами других

В ходе проведения урока был сделан вывод:

вокальное творчество А.Бородина является шедевром мировой культуры.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 М.Шорникова «Русская музыкальная классика», Ростов на Дону, издательство

«Феникс», 2007г.

2 А.П. Бородин романсы \\ musisseasons\borodin-romansy\

3 Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1-2004г. Москва.

4 А.Бородин «Романсы», Москва, «Музыка» 1987г.

5 Музыкальный клуб В-20, Москва, «Музыка», 1986г.

6 А.В. Фёдоров «Введение в литературоведение», Москва, Оникс, 2007