Какой смысл заключает в себе термин коэволюция. Значение коэволюции. Искусство – это

Особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. Первым концепцию коэволюции ввёл Н. В. Тимофеев-Ресовский в 1968 году. Происходит при различных типах биоценотических взаимосвязей между видами , которые реализуются при взаимодействии конкретных видов в отдельных биоценозах :стр.395 . Коэволюция сопровождается формированием комплекса взаимных адаптаций (коадаптаций), оптимизирующих устойчивые взаимодействия популяций разных видов :стр.395 .

Следует отметить, что так как экосистемы формируют сеть межвидового взаимодействия, то все виды, входящие в экосистему, должны коэволюционировать.

Коэволюция при разных типах межвидовых взаимоотношений

При взаимоотношении видов смежных трофических уровней

В системе «хищник-жертва»

Наиболее частым примером коэволюции является взаимодействие в системе «хищник-жертва». Адаптации, вырабатываемые жертвами для противодействия хищникам , способствуют выработке у хищников механизмов преодоления этих приспособлений, получается своеобразная «гонка вооружений» . Длительное совместное существование хищников и жертв приводит к формированию системы взаимодействия, при которой обе группы устойчиво сохраняются на изучаемой территории. Подобные механизмы коэволюции наблюдаются между фитофагами и поедаемыми ими растениями. Нарушение такой системы часто приводит к отрицательным экологическим последствиям :стр.405-413 .

Негативное влияние нарушения коэволюционных связей наблюдается при интродукции видов. В частности, домашние козы и кролики , интродуцированные в Австралии , не имеют на этом материке эффективных механизмов регуляции численности, что приводит к разрушению природных экосистем .

В системе «фитофаг-растение»

Фитофаги и их кормовые растения эволюционируют связанно (коэволюционируют): растения приобретают признаки устойчивости к поедателям (например, ядовитость разной степени или колючесть), а фитофаги противостоят этому :стр.395-405 .

При взаимоотношении видов несмежных трофических уровней

При межвидовой конкуренции

В общем случае, если речь идёт о конкуренции видов за определённый ресурс, становление биоценозов связано с расхождением их экологических ниш и уменьшением уровня межвидовой конкуренции :стр.423

При мутуализме

Примером коэволюции является взаимодействие организмов при мутуализме . В этом случае эффективность взаимодействия организмов важна для выживания особей обоих видов.

  • Одним из ярких случаев коэволюции видов при мутуализме является совместная эволюция некоторых цветковых растений и их опылителей при зоофилии . Цветок зоофильных моноспециализированных растений устроен таким образом, что нектар из него может достать только один определённый вид, а у многих колибри наблюдается даже специализация полов на разные виды растений (по длине клюва).
  • Коэволюция муравьёв и растений. В тропических лесах Южной Америки наблюдается коэволюционный мутуализм растений рода

Коэволюция параллельная, совместная, сопряженная эволюция взаимодействующих групп, видов организмов; коэволюция человечества и биосферы.[ ...]

Коэволюция во многом дает понимание перехода целесообразности на уровне организмов к целесообразности на уровне сообществ и жизни в целом. Эта целостность определяется тем, что существуют не внешние по отношению к сообществам, а внутренние объективные надорганиз-менные механизмы эволюции.[ ...]

Согласованное “взаимно пригнанное” развитие частей одного целого, например разных компонентов экосистемы, разных уровней человека, человечества и ето биологического окружения и др.[ ...]

Коэволюция - параллельная, совместная взаимосвязанная эволюция. В системе «общество - природа» предполагает такое согласование темпов развития, которое предотвращает экологический кризис.[ ...]

Для предотвращения глобальной экологической катастрофы взаимоотношения человеческого общества и природы должны перестроиться в направлении их коэволюции. Коэволюция общества и природы подразумевает их совместную, взаимосвязанную эволюцию. Однако эволюция в природе идет более медленно, чем социальная и научно-техническая эволюция общества, поэтому природа не успевает приспосабливаться к антропогенным изменениям. Общество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие общества и природы, обеспечивающее коэволюцию, называется устойчивым.[ ...]

Коэволюция общества и природы - совместная, взаимосвязанная эволюция общества и природы.[ ...]

Коэволюция рассматривается как развязка узла противоречий в триаде экологии, нравственности и политики, как согласование «стратегии природы» и «стратегии разума». Однако реальные закономерности и темпы эволюции биосферы и человеческого общества настолько различны, что в концепции коэволюции речь идет фактически лишь о глубоком изменении поведения общества по отношению к природе, подчинении общества экологическому императиву.[ ...]

Моисеев H. Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. 1997. Январь-август.[ ...]

Устойчивое развитие, коэволюция, сопряженное развитие - это первые образы желаемого будущего. Необходима теоретическая основа, охватывающая и экологические, политические, экономические и социальные системы.[ ...]

Классическим примером коэволюции растений и животных могут служить взаимоотношения между растениями ваточника, бабочками данаидами и голубыми сойками, описанные Дж. Харбор-ном. Автор раскрывает последовательность событий, связывающих эти биологические виды в единую адаптивную систему.[ ...]

В самом широком смысле коэволюция означает совместную эволюцию двух (или более) таксонов, которые объединены тесными экологическими связями, но которые не обмениваются генами. Естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет постоянно увеличивать эффективность поиска, ловли и поедания добычи. Но в ответ на это в популяции жертвы совершенствуются приспособления, позволяющие особям избежать поимки и уничтожения. Следовательно, в процессе эволюции взаимоотношений «хищник-жертва» жертва действует так, чтобы освободиться от взаимодействия, а хищник - так, чтобы постоянно его поддерживать.[ ...]

Замечательным примером коэволюции служит связь между муравьями и одним из видов тропических акаций. Если искусственным путем удалить муравьев, то насекомые-фитофаги, которых обычно поедают муравьи, объедают все листья акации, после чего она гибнет. Таким образом, акация зависит от насекомых, защищающих ее от других насекомых.[ ...]

В настоящее время определение коэволюции или сопряженной эволюции, данное Ю. Одумом (1975), представляется наиболее обоснованным и позволяющим с его помощью проводить дальнейшие исследования на разных уровнях взаимодействия систем живых организмов: «Сопряженная эволюция-это тип эволюции сообщества (т. е. эволюционных взаимодействий между организмами, при которых обмен генетической информацией между компонентами минимален или отсутствует), заключающийся во взаимных селективных воздействиях друг на друга двух больших групп организмов, находящихся в тесной экологической взаимозависимости».[ ...]

В процессе совместного развития (коэволюции) разные виды растений и животных приспособились друг к другу. Численность видов, вовлеченных в систему адаптивных взаимосвязей, различна, причем характер их взаимовлияний может приобретать самые разнообразные формы. Иногда адаптивные взаимосвязи организмов очевидны, в других случаях сложны и выявляются только с помощью специально проведенных исследований.[ ...]

Пресс хищников особенно силен, когда в коэволюции «хищник - жертва» равновесие смещается в сторону хищника и ареал жертвы сужается. Конкурентная борьба тесно связана с нехваткой пищевых ресурсов, она может быть и прямой борьбой, например хищников за пространство как ресурс, но чаще всего это просто вытеснение вида, которому на данной территории пищи не хватает, видом, которому этого же количества пищи вполне достаточно. Это уже межвидовая конкуренция.[ ...]

Это очень важные сдвиги по направлению к коэволюции общества и природы в России. Однако надо идти дальше. Г.Д.Титова пишет, что время простых решений прошло, что при комплексном природопользовании динамическую оценку состояния природных ресурсов необходимо осуществлять по интегральным показателям. Но для этого, по нашему мнению, предстоит большая работа над моделями функциональных ланд-шафтно-геологических систем России, особенно над теми, структура которых укладывается в границы речных бассейнов.[ ...]

Одним из выходов из сложившейся ситуации называют коэволюцию, то есть совместную эволюцию, человека и природы, смысл которой в снижении масштабов и темпов человеческой деятельности по изменению условий окружающей природной среды, чтобы человек (да и другие живые организмы) успевал приспосабливаться к меняющимся условиям обитания.[ ...]

Преимущества монофагии. - Преимущества полифагии. - Коэволюция: сосуществование хищника и жертвы - постоянная €гонка вооружения».[ ...]

Различия в наших представлениях сводятся к следующему. Коэволюция - понятие, давно принятое в биологии и означающее совместное приспособление, например, опылителей и растений в процессе эволюции. Поэтому рассматривая стратегию поведения человека в биосфере, имеющую взаимный, но не равноправный с биосферой, а подчиненный, зависимый характер, мы обратились к понятию «сопряжение».Н. Н. Моисеев совершенно прав, подчеркивая, что речь идет не о простом «управлении», а о «направлении» процессов в природе как «поддержке желаемых тенденций развития».[ ...]

Я уже пытался говорить о цели, и для этого был сформулирован принцип коэволюции человека и биосферы. Но если с философской точки зрения понятие о коэволюции и ее обеспечение в дальнейшем и может быть принято в качестве отправной позиции для социологического и философского анализа, то их совершенно недостаточно для построения той или иной системы управления. Нам придется не просто уточнить и даже расшифровать понятие коэволюции, но и придать этому термину количественные характеристики, без которых невозможно говорить о каком-либо обоснованном распределении ресурсов управления. Поэтому на нынешнем этапе развития теории ноосферы центральной является не столько проблема управления или проблема создания.системы управления процессами, протекающими в биосфере, сколько формирование доктрины, позволяющей придать количественные выражения тем параметрам биосферы, которые мы будем стремиться обеспечить.[ ...]

И если говорить о дальнейшем развитии человека, то вряд ли стоит заботиться о его коэволюции (то есть совместном развитии) с природой, поскольку она неизбежна. Вопрос состоит в том, какой будет эта коэволюция - плавным развитием или чередой катастроф с непредсказуемыми последствиями. По мере осознания этого человечество проходит сложный путь от стремления к победе над природой к ее сохранению и разумному использованию для обеспечения устойчивого развития.[ ...]

Представлен широкий круг общеэкологических проблем, ядром которых выступает идея коэволюции человека и биосферы. Пособие, направленное на формирование у обучающихся экологического мышления, содержит разделы по экологической безопасности, безопасности жизнедеятельности, источникам и уровням загрязнений биосферы, основам мониторинга, математическим моделям в экологии, а также экологическому менеджменту и экологическому праву.[ ...]

Экоцентризм - тип общественного сознания, основывающийся на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы.[ ...]

Поскольку единственной формой геологически длительного бесконфликтного существования (коэволюции) человечества и биосферы является гомеостаз (устойчивое равновесие в условиях изменяющейся среды) общества с дикой природой, сохранение которой является необходимым условием выживания человечества, то, отмечает В.Зубаков, единственная реальная форма вхождения человечества в этот гомеостаз - сокращение численности населения Земли к концу XXI в. не менее чем в 4 раза. Регулирование людской численности в биосфере должно происходить сознательно. Недопустимы такие биолягические формы регулирования, как война, эпидемия, голод.[ ...]

Естественный отбор в сообществах (группах) организмов выполняет роль генетического механизма коэволюции, способствуя сохранению признаков, благоприятных для популяций и сообществ в целом, но не выгодных для их отдельных генетических носителей внутри популяции. Коэволюционная концепция объясняет заботу о потомстве у животных, повиновение вожакам, даже взаимопомощь и устранение агрессивности путем демонстрации «умирающих поз» и т. п.[ ...]

Важнейшим итогом всей этой деятельности является призыв к переходу на путь устойчивого развития, обеспечивающий коэволюцию, т. е. совместную эволюцию природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно жизненно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека - очень быстро, многие процессы деформируются, в частности многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.[ ...]

Эти гениальные мысли В. И. Вернадского позволили ряду ученых допустить в дальнейшем и такой ход событий в эволюции биосферы, как коэволюцию между человеческим обществом и природной средой, в результате чего и возникнет ноосфера, но это будет происходить благодаря «новым формам действия живого вещества на обмен атомов живого вещества с косной материей». Он считал, что «геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение, - ноосферы».[ ...]

В условиях современного экологического кризиса стратегией ЭМ является научно обоснованная направленность развития системы «человек-биосфера», ведущая к коэволюции природы и общества, на основе которой разрабатываются методологические и организационные основы управления.[ ...]

Химические средства в ряде случаев могут не только защитить растение, а даже сделать его более привлекательным для фитофагов. Многие насекомые-фитофаги специализируются на растениях одного или нескольких видов - тех, чью химическую защиту они преодолели. Это очень важный шаг в коэволюции растений и фитофагов - возникновение устойчивости к химическим средствам защиты растений. Такие процессы наблюдаются и при искусственной химической защите растений от «вредных» насекомых, которая достаточно быстро теряет свою эффективность (известна адаптированность их к ДДТ и т. п.).[ ...]

Читателю хорошо известны позиции академика РАН Н. Н. Моисеева в отношении осторожного обращения с содержанием понятия «ноосфера» (1998), предостережение от упрощенного восприятия концепции «устойчивого развития» и оценка ее как одного из опаснейших заблуждений современности (1994). Н. Н. Моисеев в 60-70-х годах начал обращаться к понятию «коэволюция», впоследствии уточняя его как представление о том, «что развитие человечества как составной части биосферы должно быть согласовано с развитием всей системы и не должно содействовать ее деградации» . Эти положения ни в коей мере не находятся в противоречии или ограничивают выдвинутые нами теоретические положения сопряженной эволюции и впервые предложенное описание ее возможных механизмов.[ ...]

Н. Н. Моисеев - выдающийся русский ученый, математик с мировым именем, специалист в области системного анализа, моделирования и прогнозирования. Он по-новому освещает антиэколо-гические издержки прогресса и перспективу взаимоотношений человека и природы. По мнению Н. Н. Моисеева, устремление к новой цивилизации должно реализоваться через коэволюцию (совместную, взаимосвязанную эволюцию) человеческого общества и биосферы.[ ...]

Экология становится важнейшей фундаментальной наукой XXI века. И это реальность, поскольку одной из главных ее задач является исследование путей выживания человечества в условиях исчерпания природных ресурсов и увеличивающегося загрязнения окружающей природной среды отходами антропогенной деятельности. Из всех наук именно экологии предназначено выяснение законов коэволюции биосферы и человечества, поиск новых решений проблемы сохранения природы и человека как неотъемлемой ее части.[ ...]

Единственный выход из этого положения, как считал В. И. Вернадский, - создание ноосферы. Ноосфера - это новый этап в истории биосферы, когда определяющая роль ее развития перейдет от стихийного течения природных процессов и антропогенного воздействия на природу к гармоничному развитию природы и общества. Развитие человека и биосферы пойдет в неразрывной связи по единственному правильному пути - коэволюции, на котором не будет ни победителей, ни господства одной из сторон. Под коэволюцией следует понимать такое совместное развитие человеческого общества и биосферы, которое не выводит параметры биосферы из гомеостаза и обеспечивает ее устойчивое развитие.[ ...]

Под экологическим нормированием понимается научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной и иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечивающее как социально-экономические интересы общества, так и его экологические потребности. Экологические интересы с позиций ноосферного подхода диктуются необходимостью взаимосвязи параметров антропогенных воздействий с критическими параметрами биосферы в процессе коэволюции природы и человека, где Разуму отводится направляющая роль .[ ...]

Управление природоохранной деятельностью можно рассматривать как составную часть экологического менеджмента. В широком смысле под концепцией экологического менеджмента подразумевается управление взаимодействием общества и природы в целях достижения оптимального качества окружающей среды и удовлетворения потребностей общества в природных ресурсах. Экологический менеджмент является «рабочим инструментом» достижения глобального принципа коэволюции природы и общества.[ ...]

В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.[ ...]

Каждый биологический вид неповторим, он содержит в себе информацию о развитии растительного и животного мира, которая имеет огромное научное и прикладное значение. Поскольку все возможности использования данного организма в отдаленной перспективе зачастую непредсказуемы, весь генофонд нашей планеты (за исключением, может быть, некоторых опасных для человека болезнетворных организмов) подлежит строгой охране. Необходимость охраны генофонда с позиций концепции устойчивого развития («коэволюции») диктуется не столько хозяйственными, сколько моральными и этическими соображениями. Человечество в одиночку не выживет.[ ...]

Разработка газовых месторождений Крайнего Севера, в том числе в ООО «Ямбурггаздобыча», является уникальным в мировом масштабе примером нормального функционирования крупнейших природно-технических систем. Уникальность этих систем обусловливается следующими тремя факторами: добычей газа на уровне, обеспечивающем потребности и энергетическую безопасность страны; экстремально сложными природно-климатическими условиями; рациональной системой природопользования, соответствующей принципу коэволюции природы и общества.[ ...]

Весьма привлекательна широко обсуждавшаяся идея о том, что определенные пары видов хищник-жертва не только эволюционируют, но и коэволюционируют. Другими словами, происходит некая эволюционная «гонка вооружения», в результате которой за каждым усовершенствованием охотничьих способностей хищника следует усовершенствование способностей жертвы избегать хищника или быть устойчивой к его воздействию; это в свою очередь вызывает дальнейшее усовершенствование способностей хищника и т. д. Если такая коэволюция имеет место, то она должна служить дополнительным фактором, способствующим ограничению состава диеты. Однако в настоящее время строгих доказательств коэволюции пары хищник-жертва или растение-растительноядный организм практически не существует (Ргйиута, БЫкт, 1983).[ ...]

ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ - процесс и результат усвоения дополнительных к ранее полученному специальному образованию систематических знаний, умений и навыков, необходимых для квалифицированной профессиональной деятельности, связанной с проблемами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ - реализация экологического образования в течение всей жизни человека, поскольку именно оно в состоянии обеспечить преодоление кризиса экологического и коэволюцию биосферы и человечества. Необходимость О.э.н. диктуется также сменами парадигмы экологической.[ ...]

Если популяция подвержена воздействию изменяющихся факторов физической среды (если, например, она существует в условиях непродолжительного вегетационного периода, повышенного риска заморозков или засухи, многократного применения гербицидов), то организмы могут в конце концов приобрести постоянную разностороннюю устойчивость. Сами физические факторы в результате эволюции организмов ни преобразовываться, ни эволюционировать не могут. При взаимодействии же организмов различных видов изменения одних организмов приводят к переменам в жизни других, и любой из взаимодействующих видов может создавать условия отбора, направляющие эволюцию другого вида. В ходе такого процесса коэволюции межвидовое взаимодействие может постоянно усиливаться и углубляться, а результат этого процесса мы можем наблюдать в природе как пару видов, загнавших друг друга в колею все более и более углубляющейся специализации.[ ...]

Для управления экосистемами не требуется регуляция извне - это саморегулирующаяся система. Саморегулирующий гомеостаз на экосистемном уровне обеспечен множеством управляющих механизмов. Один из них - субсистема «хищник-жертва» (рис. 5.3). Между условно выделенными кибернетическими блоками управление осуществляется посредством положительных и отрицательных связей. Положительная обратная связь «усиливает отклонение», например увеличивает чрезмерно популяцию жертвы. Отрицательная обратная связь «уменьшает отклонение», например, ограничивает рост популяции жертвы за счет увеличения численности популяции Хищников. Эта кибернетическая схема (рис. 5.3а) отлично иллюстрирует процесс коэволюции в системе «хищник-жертва», так как в этой «связке» развиваются и взаимные адаптационные процессы (см. рис. 3.5). Если в эту систему яе вмешиваются другие факторы (например, человек.уничтожил хищника), то результат саморегуляции будет описываться гомеостатическим плато (рис. 5.3 б) - областью отрицательных связей, а при нарушении системы начинают преобладать обратные положительные связи, что может привести к гибели системы.[ ...]

Таким образом, появляется проблема эколого-экономических взаимодействий, которые пронизывают все уровни иерархической экономической системы - от отдельных предпринимателей, предприятий до крупных акционерных обществ, компаний, регионов и государства в целом. Круг проблем, включающий эко-лого-экономические взаимодействия, начал интенсивно развиваться за последние три десятилетия и сформировался в отдельное научное направление, которое в мировой науке называется Environmental Economics - экономика окружающей природной среды. Это направление исследований в принципе отличается от экологичной экономики - Ecological Economics (теоретическая основа «зеленого движения») и имеет своей целью разработку научных основ и принципов, позволяющих сочетать устойчивое развитие экономики с сохранением окружающей природной среды . Эколого-экономические взаимодействия представляют собой методологическую основу таких глобальных принципов, как устойчивое развитие и коэволюция природы и общества. Именно поэтому эколого-экономические взаимодействия впервые были рассмотрены на уровне моделей мировой динамики (Дж. При этом очевидно, что если глобальные модели эколого-эконо-мических взаимодействий, прежде всего, имеют методологическое и мировоззренческие значения, то модели этих взаимодействий более низкого иерархического уровня (регионы, предприятия) должны иметь практическую значимость.[ ...]

При анализе сообществ в пределах данного географического района или участка ландшафта применяют два различных подхода: 1) зональный подход, при котором дискретные сообщества опознаются, классифицируются и заносятся в своего рода контрольный список тйпов сообществ, и 2) градиентный подход, основанный на распределении популяций по одно- или многомерному градиенту окружающих условий или по оси, при котором место сообщества определяется по частоте распределения, показателям сходства или другим статистическим показателям. Термин ординация часто используют для обозначения расположения видов и сообществ по градиенту, а термин континуум - для всего градиента расположенных по порядку видов или сообществ. В общем, чем резче изменяется градиент внешней среды, тем более различимы или дискретны сообщества. Это объясняется не только большей вероятностью резких изменений физических условий среды, но и тем, что гра-ницы сообществ становятся более четкими в результате процессов конкуренции и коэволюции взаимодействующих и взаимозависимых видов.

Современная наука называет такие стадии зарождения живого на Земле: появление химических и далее углеродистых соединений, белковых веществ и нуклеиновых кислот; их соединения породили коллоидные капельки, которые обладали первыми признаками жизни; возникновение белковых тел; появление одноклеточных и многоклеточных организмов.

Первые признаки жизни на Земле появились примерно 3,8 млрд лет назад. 2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к использованию энергии солнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород. Возникла биосфера.

Человек противостоит природе, одновременно он – ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой.

Естественная среда, полагает Ч. С. Кирвель, «существует в двух видах: как внешние природные условия , с которыми так или иначе взаимодействуют люди, и как внутренние качества индивидов – генетический фонд, популяции … Внутренняя природная среда (наследуемые биологические задатки)… может изменяться благодаря человеческим усилиям (тренировки, закаливания, умственные упражнения и т.д.)» . Впрочем, качества индивидов, на наш взгляд, не сводятся к биологическому, а включают в себя еще физическое, химическое и механическое.

Возникновение человека положило начало формированию ноосферы, сферы разума. В 20-е годы XX в. это понятие ввел Леруа. Оно было углублено Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским. Тейяр де Шарден считал личность наименьшей структурной единицей ноосферы, формирование которой происходит позже появления человека. В. И. Вернадский в своем труде «Философские мысли натуралиста» ноосферу характеризовал как новую форму биогеохимической энергии, как энергию человеческой культуры.

Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, писал Н. Ф. Федоров, пока мы неразумны. «Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача...» . Философ, выдвинув идею онтологического равенства природы и человека, утверждал позицию их необходимости для развития общества, регулирования явлений природы средствами науки и техники.

В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждается представление о необходимости коэволюции*, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества, о целесообразности ограничивать бесконтрольное и непродуманное использование научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями. Стратегия коэволюции своими корнями уходит в китайскую культурную традицию как принцип «у-вэй». «У-вэй» – это не полная пассивность, а действия людей, направленные на природу и способствующие реализации ее собственных сил. Поясняя смысл термина «коэволюция», Н. Н. Моисеев в работе «Современный рационализм» (М., 1995) писал о необходимости использования человеком по отношению к природе принципа кормчего: кормчий, стремясь достичь своей гавани (цели), не должен рассчитывать только на свои силы, а должен использовать могучие силы природы (силу течений, ветра и т.п.).


В идее коэволюции акцентируется внимание не на борьбу за существование и отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Носителем коэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Пока человек выдерживает напряжение взаимодействия, он остается субъектом жизни. В противном случае возможны два варианта: а) деградация к дочеловеческой природе, ее низшим состояниям; б) превращение человека в простой фактор технического прогресса.

Коэволюционизм – человекосоразмерный подход к миру, характеризует взаимодействие природы, техники и человека, это есть идеология сохранения природы, а следовательно, и самосохранения человечества. Примерами человекосоразмерных комплексов являются медико-биологические объекты, биотехнологии, системы «человек-машина» (включая информационные комплексы и системы искусственного интеллекта). В ходе исследования и практического освоения таких комплексов особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия, что предполагает включение аксиологических и этических факторов в состав объясняющих положений. Необходимо стремиться к тому, чтобы расход естественных ресурсов не опережал темпов их восстановления, чтобы не допустить разрушения стабильности биосферы.

Результатом производства является искусственная среда обитания, «вторая природа». Возрастает объем созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов, технизированной среды существования человека. Сосуществование природы и человека есть единство биогеохимического и социального процессов.

Как «вторая природа» выступает культура – освоенная, преобразованная человеком природа. Если природа обходится без культуры, то без природы культура существовать не может, поскольку любая культурная акция опирается на физические, химические и биологические процессы.

Жизнь со второй половины XX в. в философии и естествознании рассматривается обычно в двух основных подходах – субстрактном (называются носители свойств живого: белковые молекулы, нуклеиновые кислоты) и функциональном (выделяются основные свойства живого: обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению, адаптации к условиям среды). Неклассическая философия при характеристике социальной жизни особо обращает внимание на жизнедеятельность, на духовно-коммуникативную составляющую жизни.

Ценность жизни понимается в разных подходах: а) как «благоговение» перед жизнью не только человека, но и других существ (А. Швейцер, Б. Колликот, Л. Уайт и др.); б) сохранение жизни – необходимая предпосылка для существования человека и человечества (от протагоровского суждения о человеке как мере всех вещей). Гуманистически ориентированный тезис о безграничном развитии человека, о человеке как мере всех вещей, не дополненный требованием ответственности человека перед всем живым, превращается в тираническое отношение к природе. Поэтому первая позиция более осмотрительная, хотя и она не лишена недостатков. Главный из них заключен в том, что считается недопустимым вмешательство человека в биосферу. Впрочем, сформулированные положения следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга.

1) взаимодействие индивида и общества;

2) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

3) современная теория эволюции;

4) синоним эволюционного подхода.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Данный раздел УМК включает в себя:

– перечень основной и дополнительной литературы;

– перечень Интернет-ресурсов.

В качестве основной литературы указаны основные учебники с точки зрения необходимости, доступности, новизны, наличия в библиотеке университета (института). В качестве основной литературы рекомендована только та литература, которая имеется в библиотеке ЧИ БГУЭП, или в электронном варианте на кафедре «Истории и политологии».

Согласно требованиям, перечень основной литературы должен содержать не более 5 источников, имеющих гриф учебников и учебных пособий, год издания которых по дисциплинам общегуманитарного профиля - 5 лет. Исключением могут служить фундаментальные учебные издания, выдержавшие несколько переизданий. Основной базовый учебник по данной дисциплине должен быть в достаточном количестве в библиотеке университета (филиала).

В качестве дополнительной литературы указывается литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углубленного изучения дисциплины (монографии, сборники статей, журналы и др.)

В процессе преподавания философии применяются следующие методы:

1. Использование информационных ресурсов и баз знаний.

2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий.

3. Ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ.

4. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению.

5. Возможность подготовки самостоятельных студенческих работ с использованием мультимедиа (презентации).

Карта обеспеченности учебной литературой по дисциплине «Философия» в библиотеке ЧИ БГУЭП.

Философия
Алексеев П.В.Философия [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 2006. - 608с.
Алексеев, П. В.Философия [Текст] : Учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - М., 2009. - 592 с.
Бучило, Н.Ф.Философия [Текст] : учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М., 2010. - 480 с.
Данильян, О.Г.Философия [Текст] : Учеб. / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М., 2009. - 512 с.
Данильян, О.Г.Философия [Текст] / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М., 2007. - 512
Данильян О.Г.Философия / О.Г.Данильян,В.М.Тараненко. - М., 2006. - 512 с.
Спиркин, А. Г.Философия [Текст] : Учеб. / А. Г. Спиркин. - М., 2008. - 736 с.
Спиркин, А.Г.Философия [Текст] : Учеб. / А.Г. Спиркин. - М., 2010. - 828 с.
Философия [Текст] : Учеб. / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М., 2010. - 735 с.
Философия [Текст] : Учеб. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2007. - 622 с.
Философия [Текст] : Учеб. / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2009. - 561 с.
Кармин, А. С.Философия [Текст] : Учеб. / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб., 2010. - 560 с.
Бучило, Н.Ф.История и философия науки [Текст] : учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. - М., 2010. - 432 с.
Борзенков, В. Г.Философия науки. На пути к единству науки [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Борзенков. - М., 2008. - 320 с.
Балашов, Л. Е.Философия [Текст] : Учеб. / Л. Е. Балашов. - М., 2010. - 612 с.
Мамедов, А. А.Философия: Практикум для вузов [Текст] : Практикум / А. А. Мамедов. - М., 2009. - 136 с.
Войтов А.Г.История и философия науки / А.Г.Войтов. - М., 2006. - 691 с.
Губин, В. Д.Философия: актуальные проблемы [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Губин. - М., 2009. - 367 с.
Философия [Текст] : Учеб. / В. Г. Кузнецов. - М., 2009. - 519 с.
Малахов, В. П.Философия права. Идеи и предположения [Текст] : учеб. пособие / В. П. Малахов. - М., 2008. - 391 с.
Бучило, Н.Ф.Философия [Электронный ресурс] / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М., 2010. -
Малахов, В. П.Философия права: формы теоретического мышления о праве: Таблицы и схемы [Текст] : Учеб. пособие / В. П. Малахов. - М., 2009. - 263 с.
Кобылянский, В. А.Философия экологии. Краткий курс [Текст] : учеб. пособие / В. А. Кобылянский. - М., 2010. - 632 с.
Вечканов, В.Э.Философия. Курс лекций [Электронный ресурс] / В.Э. Вечканов. - М., 2010. - Время звучания: 11ч.41 мин с. -
Марков, Б.В.Философия [Текст] : Учеб. / Б.В. Марков. - СПб, 2009. - 432 с.
Мурзин Н.Н.Философия в вопросах и ответах / Н.Н. Мурзин. - М., 2006. - 256с.
Нижников, С.А.Философия [Текст] : Учеб. / С.А. Нижников. - М., 2006. - 400 с.
Никитич, Л.А.История и философия науки [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Никитич. - М., 2008. - 335 с.
Островский, Э. В.Философия [Текст] : Учеб. / Э. В. Островский. - М., 2009. - 313 с.
Рузавин, Г.И.Философия [Текст] : Учеб. / Г.И. Рузавин, В.П. Ляшенко, О.А. Митрошенков. - М., 2007. - 632 с.
Рузавин, Г.И.Философия науки [Текст] : учеб. пособие / Г.И. Рузавин. - М., 2008. - 400 с.

Практикумы, хрестоматии

1. Гладков В.А.Философский практикум. Вып.1-3. М., 1994.

3. Мир философии. Ч.1-2. М., 1991.

Справочные издания

1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.

2. Гуревич П.С. Философский словарь. М., 1997.

3. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

4. Краткий философский словарь./Под ред. А.П.Алексеева. М., 1997.

5. Словарь философских терминов. Под ред. В.Г.Кузнецова. М, 2004.

6. Современная западная философия. Словарь / Под ред. В.С.Малахова и В.П.Филатова. М., 1998.

7. Философский энциклопедический словарь. М, 1997.

Электронные ресурсы.

Вся необходимая научная и учебно-методическая литература имеется в Интернете по адресу:

1. Электронная библиотека по философии // www.filosof.historic.ru

2. «Золотая философия» // www.philosophy.alleu.net

3. Электронную версию учебника "Введение в философию"(под рук.И.Т.Фролова) см.: http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/

Дополнительная литература электронный ресурс

5. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи [Электронный ресурс]: пер. с англ. / А. Лавджой. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lovejoy/index.htm

6. Шпет, Г.Г. Сознание и его собственник [Электронный ресурс] / Г.Г. Шпет. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shpet01/index.htm

7. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Электронный ресурс]: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shard01/index.htm

8. Швейцер, А. Культура и этика [Электронный ресурс]: пер. с нем. / А. Швейцер. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shvei01/index.htm

9. Шульц, П. Философская антропология [Электронный ресурс]: пер. с нем. / П. Шульц. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shult01/index.htm

10. Хокинг, С. Краткая история времени от Большого взрыва до черных дыр [Электронный ресурс]: пер. с англ. / С. Хокинг. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hokin01/index.htm

11. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении [Электронный ресурс] / А.Ф. Лосев. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/losew01/index.htm

12. П.П. Гайденко Эволюция понятия науки (кн.1 + кн.2) //Греческая (новоевропейская) философия в ее связи с наукой (www.philosophy.ru).


Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / С.Ф. Нагуманова, М.Е. Соловьянова, Т.И. Леонтьева - Казань: КГМУ, 2008. - 50 с.

Шелер М. Положение человека в космосе . 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос". Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

См. также `Коэволюция` в других словарях

параллельная, взаимосвязанная эволюция биосферы и человеческого общества. Несовпадение скоростей природного эволюционного процесса, происходящего очень медленно (тысячи лет), и социально-экономического развития человечества, происходящего намного быстрее (десятилетия), ведет при неуправляемой форме взаимоотношений к деградации природы, поскольку антропогенный фактор оказывается слишком мощным, приводящим не столько к изменению видов, сколько к их вымиранию, и, в конечном итоге. может привести к глобальной экологической катастрофе. Выход заключается в регулируемом, сознательно ограниченном воздействии человека на природу, в построении ноосферы.

КОЭВОЛЮЦИЯ

КОЭВОЛЮЦИЯ , развитие взаимодополняющих признаков у двух различных видов, результат взаимодействия между ними. Оба вида выигрывают от этого, и вырабатывающиеся у них черты поведения служат им обоим на пользу. Классическим примером является опыление растений насекомыми. У цветков растения вырабатывается цвет или запах, привлекающий насекомых, а также форма, облегчающая им добычу нектара, при которой они попутно собирают пыльцу. Со своей стороны, у насекомых развилась способность чувствовать запах цветов и такое строение ротовой части, которое позволяет добраться до нектара.

Научно-технический энциклопедический словарь

(от лат. cofnj - с, вместе и эволюция) - англ. coevolution; нем. Koevolution. Принцип гармонического совместного развития природы и общества, являющийся необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества.

coevolution - коэволюция.

Взаимные эволюционные изменения двух и более разных видов, cвязанных между собой биологически, но не генетически (не обменивающихся генетической информацией); К . имеет место практически в любом биоценозе, наиболее известный пример тесной К . - совместная эволюция опыляющих насекомых и энтомофильных растений.

(Источник: «Англо-русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд-во ВНИРО, 1995 г.)

Коэволюция