Количество рукавных задержек. Подъем рукавных линий на высоту выполняется несколькими способами. Рукав спасательный пожарный

Подъем при помощи спасательной веревки. Пожарный № 1 поднимается на указанную высоту, предупреждает находящихся внизу лиц словом "Берегись" и после ответа "Есть, берегись" бросает спасательную веревку вниз, оставляя один конец у себя. Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, закрепляет веревку за первый рукав и сообщает пожарному № 1 "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию, закрепляет ее задержкой за конструкцию здания, присоединяет к рукаву ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности. Вертикальная линия длиной более одного рукава закрепляется задержками у каждого рукава.

Подъем действующей рукавной линии с помощью спасательной веревки допускается на высоту не более 12 м. Для подъема рукавной линии назначается расчет из 4-6 человек. При этом двое (четверо) пожарных поднимаются наверх, а двое остаются внизу. Пожарный № 1, предупредив находящихся внизу словом "Берегись" и получив ответ "Есть, берегись", бросает вниз спасательную веревку, оставив один конец у себя. Пожарный, находящийся внизу, закрепляет спасательную веревку за рукавную линию и сообщает о готовности. По сигналу "Поднимай" расчет поднимает рукавную линию. После создания необходимого запаса рукава пожарный № 1 закрепляет линию задержкой за конструкцию здания и подает сигнал "Готов".

Подъем между маршами лестничной клетки. Раскатанные и соединенные между собой рукава кладутся на площадку у лестничной клетки, конец первого рукава пожарный берет в руку пропускает его между маршами лестничной клетки и поднимает на заданный этаж, после чего создает запас рукавной линии, закрепляет ее задержками, присоединяет ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности.

Подъем по стационарным или переносным лестницам. Пожарный присоединяет к стволу рукав, пропускает его между ног или около правой руки и поднимается вверх по лестнице. Далее он переходит на крышу или в окно, создает необходимый запас рукава, закрепляет рукавную линию задержкой (задержками) и докладывает о готовности.

Подъем по автолестнице. Пожарный № 2 раскатывает рукава и соединяет их между собой. Пожарный № 1 действует так же, как при подъеме рукавной линии по стационарной или по переносной лестнице.

На здания повышенной этажности подъем рукавных линий производится с помощью спасательных веревок или лифта. Трое пожарных с задержками и спасательными веревками поднимаются на заданный этаж. Связывают спасательные веревки и сбрасывают их вниз, оставляя один конец веревки у себя. Пожарные, оставшиеся внизу, прикрепляют спасательную веревку к рукавной линии и дают сигнал для подъема линии. Пожарные поднимают ее наверх, создают запас рукавов и сигналом сообщают о готовности рукавной линии к действию.


При подъеме рукавной линии с помощью лифта трое пожарных с рукавами поднимаются на нем на заданный этаж, раскатывают там рукава, соединяют их между собой и спускают вниз, оставив конец рукавной линии у себя, с запасом для маневрирования.

Рукавная линия крепится задержками за конструкции здания из расчета одной задержки на один рукав при подъеме рукавной линии до девятого этажа включительно. Крепление вертикальной рукавной линии, поднятой выше девятого этажа, производится из расчета двух задержек на один рукав.

В усложненных условиях (по глубокому снегу или при наличии различных препятствий) прокладка рукавных линий производится различными способами в зависимости от обстановки на пожаре и условий работы.

В зоне, поражаемой взрывчатыми веществами, прокладка рукавных линий производится путем перебежек и переползания. Длина преодолеваемого пространства при перебежках зависит от местности и обстановки в поражаемой зоне. Прокладка рукавной линии от насоса до поражаемой зоны производится описанными выше способами, а далее, до позиции ствола, прокладывается из скаток. Для этого к поражаемой зоне подносят необходимое количество рукавов в скатках. Для прокладки рукавной линии назначается расчет - один человек на два рукава. Численность расчета зависит от длины рукавной линии, прокладываемой в зоне поражения.

Прокладка рукавной линии способом перебежки производится по общей команде на боевое развертывание или по команде "Рукавную линию (указывается направление и количество рукавов) перебежкой - проложить". По этой команде пожарные берут по два рукава, намечают путь движения и пункты остановок. Пожарный № 1, используя укрытия, перебегает к месту работы, показывая направление прокладки рукавной линии. Один из рукавов он оставляет в резерве на случай удлинения линии или замены рукава, вышедшего из строя. Остальные пожарные, используя укрытия, перебегают по направлению, указанному первым пожарным, прокладывают рукава и соединяют их между собой, оставляя по одному рукаву в укрытиях.

Последний пожарный один конец рукава присоединяет к насосу, второй - к рукавной линии, проложенной другими пожарными. По окончании прокладки линии ствольщик присоединяет ствол и докладывает о готовности к работе. Пожарные № 2 и № 3 находятся у места работы ствольщика. Один из них выполняет обязанности подствольщика, другой следит за состоянием рукавной линии и при необходимости подменяет ствольщика или подствольщика. При перебежке рукава переносятся в любом удобном положении, ствол надевается через плечо.

Прокладка рукавной линии способом переползания производится по команде "Рукавную линию (указывается направление и количество рукавов) способом переползания-проложить". Пожарные берут по одной скатке рукавов, раскатывают их, мысленно намечают путь движения и пункты остановок. Каждый пожарный берет левой рукой конец раскатанного рукава и кладет его на правое (левое) плечо так, чтобы рукав находился на спине по диагонали, после чего ложится на землю. По команде о движении пожарный подтягивает правую (левую) ногу и одновременно вытягивает возможно дальше левую (правую) руку, отталкивается согнутой ногой, передвигает тело вперед, подтягивает левую (правую) ногу, вытягивает другую руку и продолжает движение в том же порядке.

Рукавная линия может прокладываться способом переползания на получетвереньках. Начальные действия при этом способе не отличаются от описанных выше. Для прокладки линии этим способом пожарный встает на колени и, опираясь на предплечья или на кисти рук, подтягивает согнутую правую (левую) ногу под грудь и, одновременно вытягивая вперед левую (правую) руку, передвигает корпус вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги. Одновременно с этим он подтягивает под себя левую (правую) согнутую ногу, выставляет вперед другую руку и продолжает движение в том же порядке. Ствол должен быть примкнут к рукавной линии, а его лямка перекинута через плечо. Прокладываемый рукав находится на спине пожарного или под ним.

При прокладке рукавной линии на местности, зараженной радиоактивными веществами (РВ) или химическими отравляющими веществами (0В), все работающие должны быть обеспечены необходимыми средствами защиты и знать о допустимом времени пребывания на этой местности. Наступление на огонь в районе заражения ведется с наветренной стороны. До начала прокладки линии на зараженной местности старший начальник обязан организовать дозиметрический контроль, определить порядок санитарной обработки пожарных и выставить пост безопасности. Место с наличием РВ или 0В обозначается специальными указательными знаками. В зависимости от сложившейся обстановки прокладка рукавной линии производится одним из указанных выше способов.

Прокладка рукавной линии через водные преграды осуществляется вброд волоком, с использованием плавучих средств (лодка, катер, плот и т. п.) и спасательной веревки.

Встречная прокладка рукавных линий производится пожарными двух отделений от водоисточника к месту пожара и от места пожара к водоисточнику. Способ прокладки рукавной линии выбирается в зависимости от рельефа местности и других условий.

Наращивание рукавной линии производится непосредственно у ствола или на расстоянии одного-двух рукавов от ствола. Для наращивания линии подается команда: "Пожарный Петров, линию первого ствола "А" одним (двумя) рукавом - нарастить". По этой команде (при наращивании рукавной линии у ствола) пожарный берет одну скатку рукава "А", подносит ее к стволу и раскатывает параллельно действующей рукавной линии. Водитель прекращает подачу воды в линию. Ствольщик отсоединяет ствол, присоединяет его к принесенному рукаву и изменяет позицию ствола. Пожарный, принесший рукав, присоединяет его к действующей линии, расправляет наращенный участок и докладывает о готовности. После этого подается команда "Воду дать".

При наращивании рукавной линии на один-два рукава пожарный берет одну (две) скатки, подносит их к месту наращивания и раскатывает. В это время прекращается подача воды или снимается давление. Пожарный разъединяет рукава, соединяет их с принесенным рукавом (рукавами), расправляет его и докладывает о готовности. Ствольщик меняет позицию ствола. Подается команда "Воду дать".

В случае повреждения (порыва) отдельных рукавов производится их временный ремонт. Он выполняется непосредственно на пожаре при помощи рукавных зажимов. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве может быть использован универсальный ленточный зажим (для устранения течи из отверстий до 3 см) либо корсетный зажим (для ликвидации течи из отверстий длиною до 10 см).

Если ликвидировать течь при помощи зажимов невозможно , поврежденный рукав заменяется исправным. Замена рукава в действующей линии производится таким же способом, как и ее наращивание.

При необходимости изменения места работы ствольщика переноска рукавной линии производится по распоряжению начальника или по инициативе ствольщика, без остановки или с остановкой подачи воды.

Для переноски рукавной пинии без прекращения подачи воды назначается расчет из трех пожарных на первый рукав и по два пожарных на каждый последующий. Пожарные переносят рукавную линию на указанное расстояние на руках или на плечах. При этом ствол находится в опущенном книзу положении и перекрыт спрыском или краном.

Для переноски рукавной линии без подачи воды назначается расчет из двух пожарных на первый рукав и по одному пожарному - на каждый последующий.

Пожарный, работающий на разветвлении, обязан пускать воду в рабочие линии, останавливать ее и следить за состоянием рукавных линий. В зимнее время он принимает меры по утеплению разветвления и соединительных головок рукавов подручными средствами (кошмой, снегом, устанавливает разветвление внутри здания).

Механизированная прокладка рукавной линии выполняется с задней рукавной катушки расчетом из двух пожарных и водителя двумя способами.

При прокладке рукавной линии от автонасоса (автоцистерны) к месту пожара расчет по команде на боевое развертывание подбегает к катушке. Пожарный № 2 освобождает крепление чехла и снимает его с катушки. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки. Затем оба пожарных освобождают крепления катушки (каждый со своей стороны) и, придерживая руками за ее дуги, опускают катушку на землю. Двигаясь с катушкой, они прокладывают линию к указанной позиции.

Водитель в момент снятия катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава и присоединяет ее к патрубку насоса.

При втором способе прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику пожарный № 2 снимает с катушки чехол. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки и соединительную головку верхнего рукава, присоединяет головку к разветвлению или стволу, создает необходимый запас рукава и выходит на указанную позицию. Пожарный № 2 становится на ступеньку автонасоса, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду "Марш". Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику. При остановке автонасоса пожарный № 2 присоединяет рукав к напорному патрубку насоса. Если требуемая длина рукавной линии превышает длину рукавов, намотанных на катушку, то вначале линия прокладывается из скаток или из рукавов, уложенных "гармошкой", а затем - с задней рукавной катушки.

Прокладка рукавной линии через специально сделанное окно в задней стенке автоцистерны или автонасоса производится двумя пожарными. Пожарный № 1 вынимает конец рукава из отсека через окно в задней стенке автомобиля и подсоединяет его к разветвлению или стволу. Пожарный № 2 становится на заднюю ступеньку автомобиля, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду "Марш". Автомобиль движется к месту установки на водоисточник со скоростью 8-12 километров в час. При остановке автомобиля пожарный № 2 присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

Прокладка рукавной линии с рукавного пожарного автомобиля производится в таком порядке:

Пожарный № 1 открывает дверь отсека кузова автомобиля, вынимает конец рукава и присоединяет его к напорному патрубку автонасоса, установленного на водоисточник;

Пожарный № 2 становится на заднюю ступеньку рукавного автомобиля, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду "Марш". Водитель ведет рукавный автомобиль к месту установки разветвления, где пожарный № 2 присоединяет рукав к разветвлению. Пожарный № 1 следует за автомобилем и расправляет рукавную линию.

В случае прокладки рукавной линии с рукавного автомобиля от места пожара к водоисточнику пожарный № 1 открывает дверь отсека кузова автомобиля, вынимает конец рукава и присоединяет его к стволу или разветвлению. Пожарный № 2 становится на заднюю ступеньку автомобиля, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду "Марш". Водитель ведет автомобиль к водоисточнику, на котором установлен автонасос или автоцистерна. Пожарный № 1 следует за автомобилем и следит за прокладкой рукавной линии. При невозможности движения рукавного автомобиля по местности прокладка рукавной линии производится пожарными из расчета один пожарный на два рукава. Каждый пожарный укладывает рукава на плечо и двигается в заданном направлении. Прокладка линии рукавами диаметром более 77 мм производится пожарными из расчета один пожарный на один рукав.

Прокладка рукавной линии на высоты с помощью коленчатого автоподъемника производится расчетом из двух человек. Пожарный № 1 берет конец рукава, закрепляет рукав задержкой за ограждающие конструкции кабины коленчатого автоподъемника и поднимается в кабине на заданную высоту, переходит на крышу или в окно, присоединяет ствол, создает запас рукава и докладывает о готовности. Пожарный № 2 соединяет рукава между собой, подтягивает рукавную линию к месту ее подъема и следит, чтобы подъем рукавной линии был свободным.

Уборка рукавных линий производится по команде "Отбой" или "Линию - убрать". По этой команде прекращается подача воды, разъединяются рукава, сливается из них вода. Рукава скатываются в одинарную скатку, собираются "восьмеркой" или укладываются "гармошкой".

Уборка рукавов "восьмеркой" производится одним пожарным. Левой рукой он берет конец рукава и, расставив обе руки несколько шире плеч, кладет на них рукав, затем сначала опускает левую руку вниз и подхватывает ею рукав снизу, потом правую руку, которой тоже подхватывает рукав снизу, левая рука в это время поднимается вверх. Таким образом он продолжает наматывать рукав на руки.

В условиях низкой температуры при уборке рукавной линии необходимо уменьшить давление и, не приостанавливая подачи воды, производить разборку, начиная от ствола. Замерзшие рукава в местах перегибов и соединений следует отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами.

Уборка рукавной линии, поднятой на большую высоту, производится по команде "Ствол-вниз". По этой команде открывается разветвление и спускается вода из рукавной линии. Далее открепляются задержки, и с помощью спасательной веревки рукавная линия опускается вниз.

При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий . При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества. Рукава, проложенные через дороги, следует защищать рукавными мостиками.

Прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами). Нельзя допускать установки разветвлений на проезжей части дороги, перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительными головками о твердое покрытие дороги. В лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на крышу или чердак необходимо располагать ее между оконными проемами.

Внутри помещения прокладываются, как правило, прорезиненные рукава.

Рукавную линию на автолестнице надлежит прокладывать посредине и надежно закреплять ее рукавными задержками. Давление воды в линии должно повышаться или понижаться постепенно. Укладка рукавов по коленам лестницы и крепление линий к ступенькам (тетивам) допускается только в тех случаях, когда ствольщик работает непосредственно на лестнице.

При низких температурах следует прокладывать резервную (вторую) магистральную линию.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров - на ручные и лафетные.

Соединение ствола с рукавом производится по команде "Ствол присоединить". Пожарный выполняет те же действия, что и при соединении головок рукавов. Если усилием рук или с упором на бедро ствол присоединить не удается, то следует правым коленом опуститься на землю, положить на него соединительную головку рукава и, используя колено для упора, присоединить ствол.

Замена прокладок в стволах производится по команде "Прокладку в стволе заменить". Пожарный заменяет прокладку, выполняя при этом те же действия, что и при замене прокладок в соединительных головках рукавов.

Работа с ручными стволами производится из трех положений: стоя, с колена, лежа .

В первом случае пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, несколько согнув ее в колене; ствол держит правой рукой у рукава, левой - за корпус ствола.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный встает вполоборота направо, опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню, ствол держит правой рукой у рукава, левой - за корпус ствола, опираясь на левое колено.

Для работы лежа пожарный ложится на землю (пол), ноги разводит в стороны, опирается на предплечья рук, ствол держит так же, как и при работе со стволом в положении стоя.

При подготовке и работе с ручным стволом с лестницы необходимо закрепиться карабином за ступеньку этой лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься ниже на ступеньку (рукавная линия закрепляется задержкой, как правило, за конструкцию здания, в исключительных случаях ее крепление может производиться за ступеньку лестницы).

Ствол держится так же, как и в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться одним из пожарных.

В случае работы с ручным стволом с автолестницы пожарный закрепляется за ее ступеньку или перила. Рукавная линия тоже крепится за перила или ступеньки лестницы.

При работе с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется за ограждение кабины подъемника, рукавную линию крепит к конструкции здания (в исключительных случаях к ограждению кабины подъемника) ствол держит так, как при работе в положении стоя или с колена.

Во время работы с ручным стволом с подоконника ствольщик садится на подоконник и закрепляет за него рукавную линию; ствол держит так, как в положении стоя.

Для работы с переносными лафетными стволами назначаются два пожарных. Пожарный № 1 управляет работой ствола. Пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при установке и смене позиции ствола. Для работы со стационарным лафетным стволом назначается один пожарный или расчет из двух человек. Для работы с лафетными стволами, установленными на крыше автомобиля, назначается один пожарный. Водитель управляет автомобилем и регулирует давление у спрыска, пожарный управляет стволом.

3. Пожарно-техническая подготовка. Рукавное оборудование: зажимы, задержки, седла и мостики. Назначение, устройство, виды, область применения

При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы рукавов, следует использовать рукавное колено (седло) (рис. 1).

Рис. 1 использование рукавного колена 1 рукав; 2 колено

Для разгрузки вертикальной рукавной линии, прокладываемой по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета одной задержки на рукав (рис. 2).

Рис.2 рукавные задержки

Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать рукава с крыш и верхних этажей зданий. Рукава должны переноситься пожарными, спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.

Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.

При возникновении течи в рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера дефекта рукава могут использоваться следующие рукавные зажимы:

а) ленточный зажим (рис. 3) для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;

б) корсетный зажим (рис. 8) для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.

В качестве зажима может быть использован также отрезок рукава того же диаметра длиной 15-20 см, который до навязки головок одевается на рукав. При появлении течи во время работы на пожаре, давление в рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место дефекта рукава.

Рис. 3 ленточный зажим

Рис. 4 корсетный зажим


После окончания тушения пожара при сборке рукавов зажимы снимают, а место течи отмечают химическим карандашом.

В зимнее время после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из рукавов. Вмерзшие в лед рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из коммы, смачиваемой горячей водой. Перед складыванием рукавов места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку рукавов надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину.

4. Лестница - палка: назначение, устройство, правила проверки при смене караулов. Уход после работы, охрана труда при использовании ЛП

Назначение

Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий.

Лестница-палка в сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что позволяет использовать ее для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ при пожарах.

Устройство

Она состоит из двух деревянных тетив 1 и 2, восьми ступеней овального сечения 2, шарнирно соединенных с тетивами. Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив.

На одном конце каждой тетивы с помощью наконечника 7 и стяжки 8 крепят накладку, за которую убирают другую тетиву при складывании лестницы. Для предотвращения скалывания тетив на их концах установлены металлические планки 8.

Рис. 5 Лестница-палка 1,2-тетивы; 3-шарнир; 4-ступень; 5-деревянная накладка; 6-стяжка; 7-наконечник; 8-металлическая накладка

Техническая характеристика

Длина лестницы, мм:

сложенной 3400

развернутой 3116

Сечение сложенной лестницы, мм 105х68

Расстояние между тетивами, мм 250

Шаг между ступенями, мм 340

Масса, кг, не более 10,5

5. Пожарно-строевая подготовка. Снятие, переноска, установка и подъем в этажи здания по лестнице-палке, штурмовой и выдвижной лестницам. Укладка их на пожарный автомобиль

Работа с лестницей-палкой. Снятие лестницы палки с пожарного автомобиля и переноска ее на исходное положение производится по команде "Лестницу-палку (указывается место установки) - ставь". Пожарный, находясь на исходном положении в метре от заднего колеса автомобиля (в зависимости от места расположения лестницы палки на автомобиле), поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля, открепляет лестницу, вынимает ее с места укладки и ставит на землю, прислоняя к задней части кузова. Спускается с автомобиля, становится спиной к нему (лестница находится справа), берет лестницу обеими руками, приподнимает на 30-40 см от земли и, сделав 3-4 шага вперед, кладет ее на правое плечо, удерживая правой рукой сверху, и переносит лестницу к месту установки.

Лестница-палка переносится так, чтобы ее передний конец был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении. Устанавливают лестницу палку следующим образом: за 3-4 шага до места установки пожарный придает лестнице вертикальное положение, подходит к месту установки и в таком положении опускает ее на землю и усилием рук разводит тетивы. Если тетивы разводятся туго, то лестницу поднимают на 40-50 см от земли и ударом башмаков о землю производят их разъединение. Лестницу-палку устанавливают так, чтобы ее нижние концы находились на расстоянии около метра от здания, а верхние - прислонялись к зданию. Подъем по лестнице начинается с левой ноги на правую ступеньку и хватом правой рукой сверху за пятую ступеньку. Правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука - на седьмую и т. д.

По команде "Лестницу-палку на машину-уложить" пожарный становится лицом к лестнице в 50-80 см от нее, делает шаг вперед, берется за тетивы, отводит верхние концы лестницы от стены, соединяет тетивы вместе, приподнимает ее на 30-40 см от земли и поворачивается в сторону автомобиля. Отойдя 3-4 шага от места установки, кладет лестницу на правое плечо, подносит ее к автомобилю и ставит на землю в метре от автомобиля. Прислонив лестницу к кузову, поднимается на крышу автомобиля, укладывает, закрепляет лестницу и спускаете на землю.

Переносить лестницу-палку разрешается также за тетиву в раскрытом положении или на предплечье правой руки.

Прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки. Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

Работа со штурмовой лестницей. По команде "штурмовую лестницу с автомобиля-снять" пожарный поднимается на первую ступеньку автомобиля и, удерживаясь правой рукой за поручень, открепляет левой рукой лестницу поворотом рукоятки защелки вниз. Взявшись этой же рукой за крюк лестницы, тянет ее назад, опускается на землю, подхватывает правой рукой за левую тетиву у восьмой ступеньки, разворачивает ее башмаками вперед, переносит в указанное место и кладет на землю.

Переноска, подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде "По штурмовой лестнице (указывается этаж) - марш". Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, начинает движение бегом или шагом. За 9-12 м до здания рывком правой руки вверх-вперед поднимает лестницу над головой, берется левой рукой за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне. Приближаясь к зданию, держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от земли. Опускает башмаки лестницы к основанию здания, делает руками перехват по тетивам до четвертой-пятой ступеньки, поднимает лестницу и с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку производит подвеску лестницы в окно второго этажа.

Подъем по штурмовой лестнице на второй этаж производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный переводит правую руку с правой тетивы на седьмую ступеньку, а левой рукой захватывает девятую ступеньку. Ноги ставит на каждую ступеньку до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент одновременно с постановки правой ноги на девятую ступеньку правой рукой захватывает снизу за одиннадцатую ступеньку, ближе к левой тетиве, а левой - тринадцатую сверху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, он осуществляет посадку на подоконник. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а правая нога, несколько согнутая в колене, плотно прижимается к наружной поверхности стены. Правая рука остается на одиннадцатой ступеньке, а левая - упирается о подоконник.

При подъеме в следующие этажи пожарный, удерживая лестницу правой рукой за одиннадцатую ступеньку, выбрасывает ее вверх и разворачивает крюк лестницы над головой. Левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконника и поднимает ее на вытянутую руку вверх, перехватывает лестницу правой рукой, поднимает вверх, разворачивает ее крюком в окно и подвешивает в правую часть подоконника. Далее пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой седьмую ступеньку, отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой - от подоконника, выпрыгивает правой ногой на четвертую ступеньку, а левой рукой берется за девятую ступеньку. Дальнейший подъем по штурмовой лестнице аналогичен ранее описанному подъему во второй этаж.

В момент окончания подъема на заданный этаж (перед финишем) положение рук и ног такое, как перед посадкой на подоконник. При постановке правой ноги на девятую ступеньку необходимо левую ногу поднять на уровень подоконника и опереться внутренним краем стопы о подоконник, развернуть корпус на 180°, пронести правую ногу вовнутрь окна и поставить обе ноги на пол этажа.

Спуск по штурмовой лестнице производится по команде "По штурмовой лестнице вниз - марш". По этой команде пожарный берется за тринадцатую ступеньку, садится на подоконник лицом к штурмовой лестнице, ставит правую ногу на девятую ступеньку, переносит левую ногу на восьмую ступеньку и спускается по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку. Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы, поворачивает корпус на 90° к лестнице, заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Удерживая лестницу за тетивы, приподнимает ее и выводит из вышележащего оконного проема поворачивает крюк на себя и, перебирая руками, опускает лестницу вниз до тех пор, пока крюк не достигнет верхней части окна. Затем разворачивает лестницу на 90° крюком влево, вводит крюк в окно и продолжает опускать лестницу до опоры крюка о подоконник. Дальнейший спуск по штурмовой лестнице производится описанным выше способом.

Спустившись на землю, пожарный берет лестницу за тетивы на уровне четвертой ступеньки, поднимает ее вверх на 10-15 см выше подоконника, делает левой ногой шаг назад, выводит крюк из окна и опускает лестницу к основанию здания. Затем отходит назад, перебирая руками тетивы, и опускает лестницу на себя до тех пор, пока руки не достигнут восьмой ступеньки. С поворотом кругом через правое плечо пожарный опускает левой рукой лестницу вниз и удерживает ее за правую тетиву.

Укладка лестницы на автомобиль производится по команде "Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить". Пожарный берет лестницу левой рукой за верхнюю тетиву около восьмой ступеньки, поднимает ее, разворачивает башмаками вперед и переносит к автомобилю. Укладывает башмаки на ролики и продвигает правой рукой лестницу по роликам вперед. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный поднимается на ступеньки автомобиля, закрепляет лестницу, опускается на землю и становится на исходное положение.

Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой лестницы следует начитать только после того, как руководитель занятия лично проверит состояние лестниц, страхующего приспособления, предохранительной подушки около учебной башни и проведет инструктаж лиц, выделенных для страховки на этажах.

Подъем или спуск по штурмовой лестнице следует начинать только после того, как лестница надежно подвешена на подоконник.

По штурмовой лестнице может передвигаться одновременно только один человек (за исключением случаев спасания людей).

Выдвижная лестница. Упражнения выдвижной лестнице выполняются расчетом в составе двух человек. Первый и второй номера становятся с правой стороны автомобиля около заднего колеса. По команде "Выдвижную лестницу с автомобиля - снять" первый номер берется правой рукой за поручень, делает поворот направо (в сторону крепления выдвижной лестницы), захватывает левой рукой ручку рычага крепления лестницы, а правой - ударом снизу вверх открепляет фиксатор. Второй номер берется правой рукой за поручень на уровне головы (со старта выходит вместе с первым, но следует за ним, чтобы дать возможность первому номеру первым подойти к креплению лестницы), становится правой ногой на ступеньку автомобиля и берется левой рукой сверху за правую тетиву лестницы на уровне первой ступеньки, а левой ногой утирается в автомобиль. После этого первый номер, взявшись обеими руками за рычаг и сделав рывок вниз, придает лестнице первоначальное движение, поворачивается кругом и становится спиной к автомобилю. Руки его подняты вверх и готовы принять движущуюся лестницу. В это время второй номер, отталкиваясь левой ногой от кузова автомобиля, спрыгивает на землю, подхватывает лестницу левой рукой за правую тетиву и на ходу продевает правую руку во второе (третье) окно между второй (третьей) или третьей (четвертой) ступеньками. Первый номер принимает лестницу на полусогнутые руки и, наклоняя туловище вперед, начинает бег, разворачивает лестницу, кладет левой тетивой на правое плечо на уровне девятой (десятой) ступенек и берется правой рукой за верхнюю тетиву. В таком положении они переносят лестницу на 10-15 метров от автомобиля и останавливаются. Затем второй номер с поворотом направо берется левой рукой за вторую (третью) ступеньку, правую руку вынимает из второго (третьего) окна лестницы и берется ею за четвертую (пятую) ступеньку. В это время первый номер берется левой рукой за девятую (десятую) ступеньку, а правой рукой удерживает лестницу перед собой за одиннадцатую (двенадцатую) ступеньку и одновременно, наклоняясь вперед, укладывают лестницу на землю, первым коленом сверху.

По команде "Выдвижную лестницу на автомобиль - уложить" номера боевого расчета переступают через лестницу и поворачиваются кругом. Первый номер берется руками за девятую (одиннадцатую) ступеньки, второй номер за вторую четвертую), поднимают лестницу, с поворотом налево кладут ее на правое плечо, удерживая правой рукой сверху, и начинают движение в сторону автомобиля. Не доходя двух (трех) метров, наклоняя лестницу над головой, они берутся левой рукой за верхнюю левую тетиву, а правой рукой за нижнюю (правую) и поднимают ее на полусогнутых руках вверх. При укладке на автомобиль первый номер удерживает лестницу над головой на вытянутых руках, направляя тетивы на ролики. В это время второй номер продвигает лестницу вперед и укладывает ее на автомобиль. После укладки лестницы первый номер поднимается на кузов автомобиля и помогает второму номеру закрепить лестницу.

Установка выдвижной лестницы и подъем по ней на третий этаж или на крышу второго этажа производится по команде "По выдвижной лестнице (указывается место)-марш". Не добегая шести (восьми) метров до здания, пожарные разворачивают и опускают лестницу к земле так, чтобы линия башмаков лестницы была параллельно основанию здания. После этого второй номер берется левой рукой посередине за третью (вторую) ступеньку, плотно прижимает левую тетиву к правому бедру. Правую руку переносит на пятую (четвертую) ступеньку. В это время первый номер усилием обеих рук на уровне между девятой и десятой ступеньками поднимает лестницу над головой на полусогнутых руках. У места установки лестницы второй номер опускает башмаки в подушку и, не отрывая правой руки от пятой (четвертой) ступеньки и с постановкой левой ноги на вторую ступеньку, разворачивается спиной к башне с одновременным захватом левой рукой цепи на уровне седьмой (восьмой) ступеньки. В это время первый номер толкает лестницу вперед-вверх, перехватывает руками за тетивы на уровне между четвертой и пятой ступеньками так, чтобы большие пальцы рук лежали на узких сторонах тетив первого колена, вторым толчком доводит подъем лестницы до 80-85° и удерживает ее. Туловище его немного согнуто, ноги принимают устойчивое положение. С одновременным отталкиванием левой ногой от второй ступеньки второй номер подтягивается на согнутых руках вверх до положения рук на уровне груди, разводит ноги в стороны за тетивы, делает резкий рывок за цепь и тянет ее вниз до посадки на землю.

При выдвижении лестницы вверх второй номер следит за валиком - останова и, как только он перешел седьмую ступеньку, резким рывком правой (левой) руки за цепь снизу вверх закрепляет лестницу. Затем берется руками за обе тетивы на уровне третьей (четвертой) ступеньки и плавно наклоняет лестницу к подоконнику, устанавливая ее в левую (правую) половину оконного проема. Если лестница вышла в сторону, направляет ее в оконный проем. В то время, когда лестница правильно установлена, второй номер плотно прижимает ее руками к зданию и удерживает, несколько отклоняясь назад. Убедившись, что лестница надежно закреплена и выдвинута на две - три ступеньки выше подоконника или крыши, первый номер с постановкой левой ноги на вторую ступеньку начинает по ней подъем. Достигнув третьего этажа (крыши), пожарный правой ногой становится на подоконник (крышу), правой рукой берется за коробку оконного проема и переходит в этаж или на крышу.

Спуск вниз осуществляется по команде "По выдвижной лестнице вниз - марш". При этом первый номер становится на подоконник, левой рукой берется за верхнюю ступеньку, а левую ногу ставит на четвертую ступеньку и спускается вниз. Спустившись вниз, берет лестницу за тетивы у пятой ступеньки и вместе со вторым номером отводит ее от подоконника. Второй номер тянет цепь сначала вниз, освобождая валик останова, затем медленно опускает лестницу до полного сдвижения колен. Удерживая лестницу за цепь, второй номер становится носками на башмаки лестницы, а первый номер, поддерживая лестницу за тетивы, отходит назад, поворачивается налево, кладет лестницу на правое предплечье, взявшись левой рукой за девятую ступеньку сверху. Второй номер заходит слева от лестницы, берет ее правой рукой за тетиву снизу, а левой - за третью ступеньку. После этого оба номера кладут лестницу на плечи и переносят к автомобилю.

Во избежание травм лестницу с автомобиля необходимо принимать на вытянутые руки и осторожно класть ее на плечо.

Начинать подниматься по лестнице можно после того, как она надежно установлена, закреплена за седьмую ступеньку и удерживается вторым номером. При подъеме по лестнице колени ног следует держать вместе.

Комбинированный подъем по выдвижной и штурмовой лестницам выполняется расчетом из трех пожарных. По команде "Со штурмовой лестницей по выдвижной лестнице в окно 4-го этажа - марш" пожарные № 1 и № 2 снимают с автомобиля выдвижную лестницу, а пожарный № 3 - штурмовую лестницу и переносят их в указанное место. Пожарный № 3 переносит и приставляет штурмовую лестницу к стене, крюком от здания. После установки выдвижной лестницы пожарный № 1 поднимается по ней до окна второго этажа. Пожарный № 3 подает ему штурмовую лестницу. При этом он держит ее крюком к себе. Пожарный № 1 продевает правую руку между девятой и десятой ступеньками и поднимается с лестницей до подоконника третьего этажа. Закрепившись карабином за ступеньку выдвижной лестницы, он опускается на одну ступеньку ниже, снимает с плеча штурмовую лестницу, поднимает ее вверх и подвешивает в окно четвертого этажа. Затем поднимается на одну ступеньку выше, открепляет карабин, берется правой рукой за пятую ступеньку, правую ногу ставит на первую ступеньку штурмовой лестницы, поднимается по ней и переходит в окно четвертого этажа.

Обеспечения национальной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие в XXI веке. Глава 2 Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения Согласно Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В...

Лояльности лишенного гражданства лица и его родных к государству бывшего гражданства, а тем более укреплению связей между этим государством и государством военной службы. И если нежелательная иностранная военная служба дает моральную, но не правовую основу утраты гражданства37, особенно при состоянии войны, то при вынужденной службе мы не обнаруживаем и их. Считаем, что нежелательная служба не...

Строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации. Глава II. Проведение тренировок по эвакуации в образовательных учреждениях 2.1 Организация подготовки и проведения тренировок по эвакуации при пожаре Основной целью тренировки является совершенствование подготовки персонала к действиям в условиях возникновения пожара и иных чрезвычайных ситуаций, приобретение...

Прокладываются в вертикальном положении между маршами лестничных клеток, по пожарным лестницам , ограждениям, стенам и элементам конструкции здания.

, прокладываемой в вертикальном направлении по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета не менее одной задержки на

При этом для распределения веса рукавной линии, на каждый рукав применяется, как минимум, одна задержка для рукавов до 66 мм включительно. Когда применяются рукава больших диаметров, расчет количества задержек производится с учетом того, что на одно крепление должно приходиться не более 100 кг веса.

Для того чтобы закрепить рукав, его нужно обхватить веревкой, продеть крючок в веревочную петлю и затянуть. Чтобы скользящая петля не пережала шланг, размещать крепление следует возле соединительной головки рукава.

Виды рукавных задержек


Рукавные задержки могут изготавливаться как промышленными предприятиями, так и силами пожарных в самих подразделениях.

Технические характеристики промышленно выпускаемых задержек

Задержка рукавная состоит из металлического крюка и трехрядной веревки, продетой в кольцо крюка и заканчивающейся петлей. Выполняется из стального прута. Верхний конец заточен, как минимум, на 2 грани. Нижний завершается ушком, к которому крепится веревка.

Испытание рукавных задержек

Ранее, согласно приказа МЧС от 31.12.2002 №630:

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год .

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин . После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

В настоящий момент, с вводом в действие приказа Минтруда от 23.12.2014 №1100н, требования к порядку испытания рукавных задержек не объявлены. Поэтому, испытания проводятся согласно руководству по эксплуатации предприятия-изготовителя.

Источники

  1. ГОСТ 12.2.047-86 ССБТ Пожарная техника. Термины и определения
  2. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов. 2008г.
  3. gosgroup.ru Задержка рукавная ЗР-80 Прочее рукавное и водопенное оборудование
  4. Приказ Минтруда от 23.12.2014 №1100н, "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"

Головки: Главное предназначение соединительной рукавной головки - обеспечивать надежное соединение напорных рукавов с другим противопожарным оборудованием (помпами, гидрантами, автоцистернами и так далее). Что касается конструкции, то она состоит из втулки со специальным углублением и уплотнительным кольцом, а также из обоймы, которая надевается на несущую деталь. от 50 до 150мм

Задержки Задержки рукавные - это простое, но крайне необходимое устройство для пожарных команд. Оно используется для закрепления напорной рукавной линии на высоте, при их прокладке по стенам, лестничным маршам, покрытиям зданий и так далее.

Это оборудование используется исходя из следующего расчета - одна штука на один рукав (диаметр: до 60 мм включительно). Если диаметр превышает указанное число, применяется две и более задержки рукавные, но при этом масса не должна превышать 100 кг на одну конструкцию. Наиболее целесообразно осуществлять крепление около верхней соединительной головки рукава.

Также нужно помнить, что испытания проводятся не менее одного раза в год. Для этого на задержку подвешивается груз в 200 кг на пять минут, после его снятия петля и крюк не должны иметь деформации. Наша компания рада предложить оборудование двух типов - длиной 80 и 150 мм. Предоставляем скидки для мелкого и крупного опта - за всеми подробностями обращайтесь к нашим консультантам.

Рукавные разветвления

разветвления предназначены для разделения потока огнетушащих средств, подаваемых пожарным насосом по магистральной рукавной линии, на несколько потоков, поступающих в рабочие рукавные линии, а также для регулирования подачи огнетушащих средств в этих линиях.

В зависимости от числа выходных штуцеров и условного диаметра входного штуцера различают следующие типы разветвлений: трехходовые РТ-70 и РТ-80 и четырехходовые РЧ-150. Разветвление состоит из корпуса, имеющего один входной и три-четыре выходных штуцера, ручки для переноски, запорных вентилей с тарельчатыми клапанами, маховичками, шпинделями и сальниковыми уплотнениями и муфтовых соединительных головок.

При эксплуатации зимой в условиях низких температур соединительные головки и разветвления закрывают снегом или опилками. По возможности разветвления устанавливают в помещении.

Разветвле-ния РТ-70 и РТ-80 Разветвление РТВ-70/300

Классификация пожарных стволов

По типу подаваемого вещества для огнетушения разделяют на нижеперечисленные виды:

Порошковые

Воздушно-пенные

В зависимости от размеров, пропускной способности:

Лафетные

Лафетные, в свою, очередь подразделяют на перевозимые, переносные и стационарные.

Ручные воздушно-пенные по конструкции бывают с эжектирующими устройством и без него.

Для эффективного, быстрого устранения очага возгорания, работникам МЧС приходится фиксировать в вертикальном положении с помощью задержки рукавной пожарной. Например, между лестничными пролетами, параллельно эвакуационной лестнице, ограждению, стене, прочим конструкциям. Рукав имеет относительно гладкую структуру, поэтому закрепить вертикальное положение не всегда получается просто, это и есть прямое назначение данного вида пожарно-технического вооружения.

Как снять напряжение с напорного рукава?

Для этого повсеместно используют рукавную пожарную задержку. На каждые 20 метров изделия берется, как минимум, один данный атрибут. Такие расчеты годятся . В случае серьезных возгораний, пожарные вынуждены использовать рукава повышенного диаметра, вес которых очень тяжелый. Тогда на каждые 100 килограмм изделия обязательно должна использоваться минимум одна задержка.

При прокладывании пожарного рукава и креплении на нем задержек, огнеборцы учитывают, чтобы инструментарий не касался:

  • горящих предметов;
  • острых углов;
  • химических веществ;
  • растворяющих жидкостей.

Технические характеристики

ЗР-80 – рукавная задержка, рассчитанная на рукава диаметром менее 80 мм.

ЗР-150 – рукавная задержка, рассчитанная на рукава диаметром менее 150 мм.

Наименование ЗР-80 ЗР-150
Веревка в 24 пряди, диаметр – 8мм в 24 пряди, диаметр – 8мм
Крюк стальной стальной стержень 10 мм
Масса 300 гр. до 1 кг
1360 кгс 3360 кг 3410 кгс
Общий вид

Нагрузка, вес, время и сроки испытания

Инструмент фиксируется возле соединительной головки рукава веревкой, путем обхвата. Это нужно, чтобы задержка не соскользнула при передвижении напорного рукава. Задержка должна регулярно проходить тестирование на предмет исправности.

Атрибут крепится к любой горизонтальной поверхности (фиксация за крюк), на конец задержки цепляют грузило весом в 200 килограмм , после этого засекают время равное 300 секундам (5 мин) . Если целостность крюка не нарушено (отсутствует деформация), порывы веревки не выявлены, то срок эксплуатации задержки продлевается документально еще на один год .

Тестирование рукавной пожарной задержки проводятся специалистами в специально отведенном помещении. Хранят инструмент в сухих помещениях, где отсутствует любая влага или конденсат.

Комплектация

  • металлический крюк;
  • трехрядная сплетенная веревка.

Изделие активно закупается пожарными частями со всех регионов РФ. Задержка рукавная помогает продлить срок эксплуатации оборудования для тушения - гидравлических шлангов (если такие имеются), напорных пожарных рукавов. Стоимость варьируется исходя из предполагаемой нагрузки, материала изготовления, производителя.

При бережной эксплуатации и правильном хранении, срок службы неограничен. Неплохо зарекомендовали себя в использовании и по цене материалы отечественного производства.

Задержка страховочная пробивная

Предназначена для использования при АСР в целях:

  • организации на высоте точки страховки или самостраховки человека;
  • использования в качестве рукавной задержки для закрепления на высоте напорной рукавной линии;
  • фиксации на высоте снаряжения и грузов.

Габаритные размеры в чехле, мм: 160 х 130 х 50. Длина петли в сложенном состоянии – 0,75 м. Масса в чехле – 0,40 кг.