Конспект урока по чтению. Тема: «Мороз, Красный нос" Н. Конспект урока по литературе "Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»". «Образ русской женщины Мороз красный нос конспект урока

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект урока по литературе "Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»". «Образ русской женщины» Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова. Задачи: 1. Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». 2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова. 3. Обогащать активный словарь учащихся. 4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся. 5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий. 6. Развивать связную устную речь учащихся. 7. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине. 9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть. Оборудование: 1. Портрет Н.А. Некрасова 2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», 3. Иллюстрация к поэме 4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся 5. Толковый словарь С.И. Ожегова 6. Пословицы 7. Наборное полотно 8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге» 1. Орг. Момент Ход урока - Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова. Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «Я лиру посвятил народу своему».

2 2. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова. Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова. Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство. Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Почти пригнувшись головой К ногам, обитым бечевой Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений. В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов. Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом. В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам: Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо всем скажет сердечное Русский народ В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей. Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро. 3. Новый материал 1. Вводное слово учителя Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы

3 будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов. (Запись темы в тетради) Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась. 2. Словарная работа (запись в тетради) 1. Убогая бедная 2. Будни трудовые дни 3. Нужда нищета 4. Воздаяние награда 5. Не сробеет не испугается 6. Хата дом 3. Чтение учителем поэмы - О ком это стихотворение? - Правильно, о крестьянке. 4. Работа с текстом 1. Чтение «по цепочке» 2. Выборочное чтение С кем сравнивает поэт русскую женщину? Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица) Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик) - Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик) - Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти) - Отношение к работе (5 столбик) Пословица: Труд человека кормит, а лень портит. Работа с пословицей Соберите пословицу: Хозяюшка в дому, что оладышек в меду. В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата». Как отдыхает крестьянка? (6, 7 столбик) Смелость и решительность (8 столбик, Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики) -Какие строки вы считаете главными в отрывке? В ней крепко и ясно сознанье, Что всѐ их спасенье в труде, И труд ей несѐт воздаянье: Семейство не бьѐтся в нужде.

4 o -Как вы поняли выражения: «Труд ей несет воздаяние»(труд ей принесет награду) «Посмотрит рублем подарит»(взгляд ее дорог,словно рубль золотой) «Ей некогда лясы точить»(нет времени пустословить) -Создайте словесный идеал некрасовской женщины: Синквейн. Русская,трудолюбивая,терпеливая, семейная,хозяйственная. Любить,ценить,уважать Достойна уважения Гордость -Ребята,а автор говорит о какой-то конкретной женщине? (Нет.Этот образ собирателен,он обо всех русских женщинах) Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик) - Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка») 3. Картина «Крестьянка» Показ картины Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»? Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка? -Только ли суровую долю русской крестьянки показал Некрасов? (Он показал еще ее выносливость,терпимость,скромность,внешнюю и внутреннюю красоту,доброту и умение прийти на помощь.) Этот отрывок гимн русской женщине. Вы его выучили? 4. Чтение поэмы учениками(2-3 ученика рассказывают наизусть отрывок.) 5. Творческая работа учащихся 1.Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

5 2.1 группа: Найти сравнения, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки. (Автор сравнивает ее с царицей, взгляд еѐ дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле т.е. удобно, надежно и т.д.) 2 группа: Найдите эпитеты, которыми Некрасов описывает русскую женщину. (Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех) 8.Подведение итогов: -Какова идея этого отрывка? Что хотел нам сказать Некрасов? (Некрасов призывает народ к борьбе за лучшую жизнь) -Сбылись ли сегодня мечты поэта и народа о свободной и счастливой жизни? (Да. Крестьяне живут хорошо и счастливо).о чем заставил вас подумать этот урок?(о горе крестьян, о том,что прошли века, прежде чем народ стал жить лучше) 2.Поняли,что в образе русской крестьянки воплощены лучшие черты русского народа. Научились сочувствовать чужому горю и восхищаться внутренней и внешней красотой русской крестьянки. Это стихотворение гимн русской женщине. Выставление оценок. Д.З. Прочитать «Муму» И.С.Тургенева


План массовых мероприятий МБУК «МЦБС Первомайского района» к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова, русского поэта Название Наименование мероприятия Форма работы На кого рассчитано Год проведения библиотеки

МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа План-конспект урока литературы в 5 классе Тема: «Есть женщины в русских Селеньях» по поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный Нос»

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского

Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема урока: И.С.Никитин «Встреча зимы». Учитель: Пархоменко Татьяна Александровна Цели урока: Познакомить учащихся с произведением И.С.Никитина. Продолжить

Маскайкина Алена Анатольевна учитель начальных классов МБУ г. о. Тольятти «Школа 25» Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 3 класс УМК «Школа России», авторы программы

Творческий проект по литературе: «Гуманизм Н.А. Некрасова в стихотворении «Крестьянские дети». Выразительность речи в поэтическом произведении» Выполнил ученик: 5а класса Жигулин Иван Руководитель: Бандоля

Технологическая карта урока литературы Класс: 5 Предмет: литература Тема урока: Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова Цель: формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова;установление

МАОУ Новоильинский агротехнический лицей Конспект урока литературного чтения для 2-го класса Тема: Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Выполнила: Красноярова Екатерина

М.М.Пришвин «Моя Родина» Цели урока: Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; Формировать умение отвечать на вопросы

Конспект урока. Предмет: Основы светской этики. Класс: 4-А Учитель: Шабдинова А.К. Учебное учреждение: «Школа-гимназия 3» города Армянска. Тема: «Чувство Родины» Цель урока создать условия для формирования

Цель: ознакомление с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Задачи: продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; Ознакомить с его новым произведением, учить детей анализировать содержание

ГБОУ НПО ВО «Профессиональное училище 10» Урок-викторина Тема: «Я лиру посвятил народу своему» (по творчеству Н.А.Некрасова) Разработала: Орлова Е.Н. I. Цели урока: Закрепить знания, полученные при изучении

(195 летию Н.А. Некрасова) (10.12.1821-08.01.1878) 6+ «Я лиру посвятил народу своему Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему служил и сердцем я спокоен» В историю русской литературы Николай Алексеевич

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Учитель: Астахова Наталья Вениаминовна Предмет: Литературное чтение Класс: 4 класс Тема Задачи Планируемый результат Межпредметные

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

Шифр Тексты заданий для муниципального этапа олимпиады по ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Краткий анализ стихотворения умру я скоро некрасов Анализ стихотворения Странник или Поэт и толпа чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по анализ стихотворений: Поэт и гражданин,

Николайчук Наталья Александровна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Великогубская средняя общеобразовательная школа» Республика Карелия Медвежьегорский район д. Великая Нива УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО

Урок литературного чтения в 4 «В» классе Учитель: Хомутова З.И. Тема: С.Есенин «Лебѐдушка» Цели: познакомить с произведением С.Есенина «Лебедушка»: - развивать у учащихся осознанность чтения; формировать

Тема: Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко» Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко»; познакомить с новыми литературными терминами; учить анализировать поэтическое

Сценарный план проведения урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 «Д» классе. Урок 30 «Любовь и уважение к Отечеству». Учитель: Сергунина Ольга Семеновна Это открытый метапредметный урок

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 8 «Василёк» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного

Тема Родины в стихотворениях Николая Рубцова. Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с биографическими сведениями и творчеством Н. Рубцова. 2. Продолжить обучение выразительному чтению, комментированию,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 муниципального образования Тимашевский район НОД по патриотическому воспитанию «Россия - наша Родина» Логопедическая

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе

Чувикина Лариса Васильевна учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 814 г. Москва КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА-МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс ТЕМА: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворения х русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана).

О книге, о чтении Тема. Цель: Оборудование: Урок 26 Со строчки на строчку. Учись читать молча. В. Бочарников «Лети, журавль!». учить детей осознавать прочитанное, анализировать его; развивать технику чтения

Урок по теме «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.Бунин» Автор Предмет, класс УМК Тема: Тип урока по целеполаганию: Цель урока: Задачи урока: Логиновских Лариса Николаевна Литература, 5

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! Листья

Веретина Елена Валерьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Никологорская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» Владимирская область, посёлок Никологоры УРОК «ОСЕНЬ СКАЗОЧНЫЙ

Чтение и развитие речи 9 класс Тема: Михаил Шолохов «Судьба человека» Цели и задачи: Совершенствовать различные виды речевой деятельности; Формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; Обогащать

Иванова Елена Александровна учитель МБОУ «Сосновская СОШ» п. Сосновка, Кемеровская область РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ Аннотация: с самых давних времен не ослабевает

Открытый урок по русскому языку. 3 класс Тема. "Правописание родовых окончаний имен прилагательных". Цели. 1.Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных. 2.Развивать умения распознавать

Тема Конспект урока «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Выражение чувства любви к Родине. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Литературное чтение Урок 99 Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто Цели: высказывать и аргументировать

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по литературе 9 класс Учитель Балабанова Е.И. Высшая квалификационная категория 2017г.

Каримова Альбина Мансуровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия с. Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан Цели урока: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 7 Г.ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект урока во 2 «Б» классе на тему «Пословицы и поговорки» учителя Ширшаковой Е.А. Цель: познакомить детей

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» М.Ю.Лермонтов «Бородино». Конспект урока по литературе. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Учитель: Котмакова

МБОУ «Кулешовская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра.

П/п 1. Параметр Учебный предмет, класс Описание Литературное чтение, 3 класс 2. Тема раздела Люби всё живое 3. Тема урока В.Берестов «Кошкин щенок», Б.Заходер «Вредный кот». 4. Тип урока Комбинированный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

План-конспект урока литературы в 11 классе. Тема: К.Д.Бальмонт. Лирика. Лингвистический комментарий к стихотворению К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» Цели урока: познавательные: - чтение и филологическое

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

МБОУ Гимназия г. Навашино Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок подготовила учитель русского языка и литературы Морозова В.А. 2012-2013 учебный год Цель урока: -изучение стихотворения

Тест по биографии и творчеству тютчева и фета ответы Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых Ф. И. Тютчев. Биография и творчество (Источник). Факты биографии

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

С 12 по 20 октября в нашей школе проводилась неделя литературы, посвященной 120 летию со дня рождения Сергея Есенина. В рамках данной недели прошли следующие мероприятия: Дата Класс Название мероприятия

Урок литературы 6 класс Тема: Н.М Рубцов «Звезда полей» Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова Задачи: -обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении;

Педагогический проект «Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака» Старше-подготовительная группа 3 ГБОУ Лицей 1451 Дошкольное отделение 2 Воспитатель Козлова Н.И. Актуальность проблемы: Современные родители

С. Есенин «Черёмуха» Интегрированный урок чтения и музыки Оборудование: плакат с изображением цветущей черёмухи, портрет С. Есенина, открытки из серии «Дом-музей С. Есенина», гербарий с цветами черёмухи.

Технологическая карта урока литературного чтения Автор: Круковская Т.Е. Предмет: литературное чтение Тема: Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. Тип урока: Урок закрепления и совершенствования ЗУН

Севрюк Марина Евгеньевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа 50 г. Иркутск Предмет Класс 2 Тип урока/занятия

Т Привела; учитель 3 «а» кл. Глебова О.Н. Творчество Расула Гамзатова» Учитель: читает строки из стихотворения Расула Гамзатова: В большой семье крестьянской сакле скромной Под солнцем плывшем в утреннем

Var begun_auto_pad = 235757304; var begun_block_id = 272058883; Некрасов о предназначении поэта и поэзии Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается

Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка

Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

Задачи:

    Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

3. Обогащать активный словарь учащихся.

4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий.

6. Развивать связную устную речь учащихся.

7. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине.

9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть.

Оборудование:

    Портрет Н.А. Некрасова

2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», «Женщина-крестьянка в мордовском наряде»

3. Иллюстрация к поэме

4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся

5. Толковый словарь С.И. Ожегова

6. Пословицы

7. Наборное полотно

8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге»

9. Фонограммы песен на стихи Н.А. Некрасова

Структура урока

I. Орг. момент

II. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова

III. Чтение учащимися стихов

IV. Проверка домашнего задания

1. Беседа

2. Выборочное чтение

3. Вывод

V. Новый материал

1. Вводное слово учителя

2. Словарная работа

3. Чтение учителем отрывка поэмы

VI. Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение по цепочке

    Выборочное чтение

    Работа с картиной «Крестьянка»

    Чтение с выражением отрывка поэмы учащимися

VIII. Творческая работа учащихся

IX. Домашнее задание

X. Итог урока

XI. Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Ход урока

I. Орг. момент

Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова.

Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «…Я лиру посвятил народу своему».

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова.

Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова.

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева.

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян.

Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений.

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

Русский народ…

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро.

III. Чтение учащимися стихов

- Послушайте стихотворения Н.А. Некрасова.

Ученики читают стихотворения Н.А. Некрасова.

IV. Проверка домашнего задания

    Беседа

В каком стихотворении Н.А. Некрасов рассказывает о женской доле?

(«В полном разгаре страда деревенская…»)

Какими близкими по значению словами можно заменить слово «доля»?

Выберите (часть, участь, судьба)

наборное полотно

Что писал поэт о доле русской крестьянки? Узнаем из домашнего стихотворения (1 столбик).

Проверка домашнего задания.

2. Выборочное чтение учащихся

1. Зной

2. Укусы насекомых

3. Порезала ногу

4. Маленький ребенок

Сделайте вывод: В чем тяжесть женского подневольного труда?

Какой была доля русской женщины? (тяжелой, трудной, радостной)

3. Вывод

К чему призывает поэт женщину?

(соберите слово «терпение»)

Найдите и прочитайте в тексте (7 столбик)

Тяжелой и трудной была судьба русской женщины-крестьянки, но в XIX веке она не могла быть другой.

Какое чувство испытывал поэт, написав это стихотворение? (сочувствие – на доску)

Сочувствовать – значит чувствовать одинаково, сострадать

V. Новый материал

    Вводное слово учителя

Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов.

(Запись темы в тетради)

Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась.

    Словарная работа

(запись в тетради)

    Убогая – бедная

    Будни – трудовые дни

    Нужда – нищета

    Воздаяние – награда

    Не сробеет – не испугается

    Хата – дом

    Чтение учителем поэмы

О ком это стихотворение?

Правильно, о крестьянке.

VI . Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение «по цепочке»

    Выборочное чтение

    С кем сравнивает поэт русскую женщину?

    Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица)

    Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик)

Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)

Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти)

Как была одета мордовская женщина (картинка «Костюм мордвы»)

Отношение к работе (5 столбик)

Пословица: Труд человека кормит, а лень портит.

    Как отдыхает (6, 7 столбик)

    Смелость и решительность (8 столбик, иллюстр. на стр. 89)

    Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики)

Работа с пословицей

Соберите пословицу:

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата».

    Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик)

Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка»)

    Картина «Крестьянка»

Показ картины

Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка?

    Чтение поэмы учениками

VIII. Творческая работа учащихся

Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

IX. Домашнее задание

Стр. 88-90 чит.; 2 столб. на стр. 88 наиз.

X . Итог урока

    Поэт убежден, что счастье народа в труде.

В своей поэме Н.А. Некрасов воплотил лучшие черты русской женщины. Какие? (Красивая, трудолюбивая, любящая, терпеливая)

Это стихотворение – гимн русской женщине.

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: открыть тайну поэзии Н.А. Некрасова; расширять читательский кругозор; воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы; развивать внимательное отношение к языку художественных произведений и сознательное использование выразительных средств языка в собственных высказываниях, воображение, фантазию, речь обучающихся.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, сравнение со сказочным текстом, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге,

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А. Некрасова.

Оборудование : портрет и выставка книг Н.А. Некрасова, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений И.А. Бунина учащимися.)

III. Работа по теме урока

— Ребята, прочитайте и узнайте, откуда эти строчки и кто их автор.

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

(«Дедушка Мазай и зайцы». Н.А. Некрасов.)

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

(«Крестьянские дети». Н.А. Некрасов.)

— Да, это стихи Николая Алексеевича Некрасова. Что вы помните о его жизни и творчестве?

— Как вы думаете, почему урок мы начали с этих строчек?

(Предположения детей.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Ребята, как мы будем работать над стихотворением?

(Составление алгоритма работы.)

Рассмотрю (название, заголовок) ⇒ послушаю ⇒ подумаю, о чем оно (чувства, переживания, настроение) ⇒ перечитаю, попытаюсь понять (какие средства использовал поэт, чтобы передать эти чувства) ⇒ работаю над выразительностью ⇒ читаю стихотворение ⇒ подвожу итог.

(Знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова.)

Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотичного характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хлебнули с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна (умерла в 1841 г.), женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.

Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая мать поэта.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом.

Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве вольнослушателя. Отец за это оставил его без материальной поддержки. Он прошел тяжелую школу «петербургских мытарств», которые позже нашли отражение в стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Знакомство со стихотворением «Мороз, Красный нос» в аудиозаписи.)

— Ваши впечатления?

(Ребята делятся своими впечатлениями. Словарная работа.)

— Ребята, какие слова и выражения были непонятны? Прочитайте их и объясните значение.

Воевода — в старые времена старший в маленьком военном формировании.

Палица — дубина с шипами.

Дозор — охрана.

(Самостоятельное чтение стихотворения.)

— Кто главный герой стихотворения?

— Каким мы его увидели? (Он властный, всемогущий, богатый, сильный, щедрый, волшебник.)

— Как живется Морозу в зимнем царстве?

— Как поэт относится к Морозу-воеводе? (Он любуется им.)

— Какие средства выразительности использует поэт?

— Какой вы увидели здесь зиму? (Суровой, сильной, живой и полновластной.)

— Докажите, что поэт создает сказочный образ.

(Выразительное чтение стихотворения.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось?

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Кто почувствовал другое настроение?

Тема : «Есть женщины в русских селениях»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная.

Педагогические цели:

Познакомить учащихся с творчеством Н. Некрасова;

формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;

формировать навыки анализа лирического текста;

учить формировать свое отношение к прочитанному;

воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Педагогические задачи:

уметь определять тематику, описывать героя произведения;

развивать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают отрывок из поэмы, объясняют свое отношение к нему, находят сравнения, описания и эпитеты в тексте; рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение.

Метапредметные:

Регулятивные : самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознано о произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию; сопоставляют полученные ответы.

Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Оборудование : мультимедийная презентация, кластер, раздаточный материал, лексические словари.

Ход урока

    Мотивирование к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На слайде вы видите портрет писателя и даты его жизни. Назовите его фамилию, имя и отчество. (Н.А.Некрасов) Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о поэте и его произведениях из курса начальной школы.

Биография Н.А.Некрасов (рассказывает ученик)

Николай Некрасов родился на Украине 10 декабря 1821 года, где тогда служил его отец. Вскоре отец Николая вышел в отставку и вернулся с семьей в родные места ̶ в деревню Грешнево. Здесь, на берегу могучей и прекрасной реки Волги, прошло детство писателя.

Барский дом, большой и просторный, окнами глядел на дорогу. Очень часто уставшие путешественники присаживались отдохнуть и «начинались рассказы»:

Случалось, тут целые дни пролетали,

Что новый прохожий, то новый рассказ…

Отец Николая был богатым человеком ̶ помещиком. Он был жестокий. Не жалел крестьян, которые трудились на него с утра до позднего вечера. Не жалел он и мать Николая, которая ради счастья детей, терпеливо сносила обиды.

Но самое страшное воспоминание из детства – это встреча с бурлаками. Бурлаки ̶ рабочие крестьяне, которые тянут на веревке суда против течения.

Оборванные люди, стонавшие от боли и тяжести, шли по берегу и тянули по воде судно с грузом.

Жестокий отец, встреча с бурлаками ̶ были не заживавшими ранами детства, которые стали началом его поэзии.

Потом была гимназия, где Некрасов написал свои первые стихи.

В 16 лет, без разрешения отца, Некрасов уехал в Петербург. Отец пришел в ярость, и оставил Николая без денег и поддержки.

Но, несмотря на это, Николай учился и работал, и стал известнейшим русским писателем. Писал он о Родине: её лесах и полях, снегах и морозах, о простых людях.

Писал Николай Некрасов и о детях. Его герои – крестьянские ребята, которые с малых лет помогали своим родителям.

В стихотворении Некрасова «Мужичок с ноготок» маленький шестилетний мальчик, как и отец, опора семьи, её кормилец. Вот он:

В больших сапогах,

В полушубке овчинном,

В больших рукавицах…

А сам с ноготок!

Есть у Некрасова и забавные герои ̶ «Генерал Топтыгин».

Человек, который смотрел за порядком на почтовой станции, принял медведя за генерала:

Только стон кругом стоял:

«Очищай дорогу!

Сам Топтыгин генерал

Едет на берлогу!

А вспомним доброго дедушку Мазая, который спас зайцев от верной смерти в весенний разлив рек.

Вот такие замечательные стихи у Николая Некрасова.

А еще Некрасов был очень хорошим охотником. Он так любил охоту, что в Новгороде, в местечке «Чудовская Лука», купил себе небольшой охотничий домик, куда приезжал летом и осенью, охотился и писал стихи. Сейчас в Чудовской луке открыт музей Н.А. Некрасова, который напоминает о тех далеких днях, когда здесь гостил великий русский поэт. А перед домом поставлен памятник: Николай Алексеевич Некрасов с ружьем и охотничьей собакой встречают приезжающих сюда туристов.

Людям настолько понравилось творчество писателя, что они открыли ещё и музей-заповедник, с загадочным названием «Карабиха». Карабиха ̶ это название деревни, расположенной в Ярославской области. Это музей- усадьба, в которой жил писатель. Ежегодно, вот уже более 40 лет, в первую субботу июля, Карабиха приглашает всех на Некрасовский праздник. Со сцены под открытым небом звучат стихи Некрасова, звучит музыка, исполняются песни.

В 55 Николай Некрасов заболел. Врачи не могли справиться с тяжелой болезнью. А через некоторое время, писатель умер. Похоронен Николай Алексеевич Некрасов на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, среди самых известных писателей.

Интересные факты из жизни Н.А.Некрасова (рассказ учителя)

Отец хотел отправить Некрасова-младшего в дворянский полк, но тот сбежал и вольнослушателем филологического факультета. Отцу это очень не нравится. Это даже его гневает и он грозится лишить его наследства и перестает финансировать его. Из-за этого Некрасову приходится постоянно голодать, работать на разных низкооплачиваемых работах, чтобы прокормить себя. Спать приходится в самых дешевых ночлежках, если вообще не на улице.

На похороны Некрасова пришло огромное количество народу, среди которых были знаменитые писатели и поэты. Когда Достоевский говорил речь, то он сказал, что Некрасов был на третьем месте среди поэтов после Пушкина и Лермонтова. За такое заявление он был освистан и все кричали, что Некрасов был лучшим.

Демонстрация презентации « Русские женщины».

- На слайдах представлены образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины)

- Как вы это определили? (Мы увидели на слайде русских женщин)

-Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие и т.д.)

Рассказ учителя:

Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом. Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». В этом произведении Н.А. Некрасовым воспеты трудолюбие, гордость и достоинство, стойкость русской женщины. Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.

Ребята, как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? (Русские женщины)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Есть женщины в русских селениях»

Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"

4. Постановка учебной задачи урока

Зная тему урока, пользуясь опорными словами на доске, определите задачи урока.

    Познакомиться…(с отрывком из поэмы «Мороз,красный нос»)

    Проанализировать…. (это произведение)

А) Составление кластера (проблемный метод)

Давайте попробуем создать образ идеальной русской женщины-крестьянки.

Лексическая работа (работа со словарями) :

«Образ» - вид, облик

«Идеал» - Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний.

(Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Идеал", "Образ".)

Кластер составляют по ответам учащихся. Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины.

К созданному образу подобрать картину из представленной галереи.

Б) Целевая установка

Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ с образом, который представил нам Н. Некрасов?

5. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Работа с текстом

Итак ребята, мы сейчас прослушаем отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз,красный нос». (Прослушивание отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях")

Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины-крестьянки, который мы сегодня охарактеризуем.

Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом русской женщины, созданным с Н.А. Некрасовым? (Учащиеся сравнивают образы, делают выводы)

По ходу работы нам нужно, выяснить, какие фразы из поэмы стали крылатыми.(после прочтения отрывка)

    Лексическая работа (крестьянка, зрячий, убогая обстановка, лицо величаво, конный, лясы точить, ухват)

    Чтение учащимися отрывка из поэмы.

Определение рифмы (перекрестная)

6.Первичное закрепление

Аналитическая работа с текстом ( Работа в группах)

Задания :

1 группа: Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа? (Женщина показана с разных точек зрения. Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька. Русская женщина показана со стороны, разными глазами. Так автор убеждает нас в достоверности созданного портрета. « Их разве слепой не заметит…А зрячий о них говорит…», « Я видывал , как она косит…», « Какой-то парнёк изловчился…И кверху подбросил их, шут…», «« Утеха!» - твердят мужики меж собой», « У ней не решится соседка …Ухвата, горшка попросить» )

Учащиеся приводят примеры из текста

2 группа: Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки.

( Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Н.А. Некрасов сравнивает её с царицей, с солнцем; взгляд её дорог, словно рубль золотой. Возмущённое лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом:

« как в раме». Зубы сравниваются с « крупными перлами», т.е. с жемчугом; а ребёнок сидит на груди, « как на стуле», т.е. уверенно, спокойно.)

3 группа: Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

( Чтобы описать русскую женщину, автор употребляет такие слова и выражения: « С красивою силой в движеньях…»,

« Красавица, миру на диво… Румяна, стройна, высока…», « всегда терпелива, ровна…», « сердечный смех», « румяные губы», нарядная матка».

Таким образом, русская женщина-крестьянка красивая, добрая, трудолюбивая, с чувством юмора, строгая, уверенная в себе, спокойная, терпеливая. ) Формулировка общего вывода

Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба.( - Во-первых, она настоящая женщина . - в бытовом отношении - «баба», а в высоком смысле- « красивая и мощная славянка» , в простонародном смысле - « нарядная матка», торжественно - « женщина русской земли» . Таким образом, русская женщина настоящая, разная, при этом только положительная, с чувством собственного достоинства.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Применение поискового метода

Найдите в тексте описание и выпишите(таблица) :

внешней красоты женщины;

внутреннего мира;

женщина в работе;

женщина на отдыхе;

женщина как хранительница домашнего очага;

женщина – мать.

Учащиеся ищут примеры в тексте. Подвести к выводу, что образ русской женщины – прекрасен.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Создание синквейна (исследовательский метод)

Используя материалы сегодняшнего урока, ваши личные впечатления, наблюдения, составьте словесный идеал некрасовской женщины, а точнее синквейн. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную мысль

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Женщина

Красивая, терпеливая

Любить, восхищаться, любоваться

Достойна уважения

Гордость.

Работа в парах:

Учащимся предлагается таблица, состоящая из двух столбиков. 1 столбик-

« Качества, которыми обладает русская женщина-крестьянка», 2 столбик –

« Качества, которыми обладает современная женщина»

( Дети заполняют таблицу и делают сравнительную характеристику.

Вывод.Русская женщина, живущая в деревне, очень похожа на русскую крестьянку. Она трудолюбивая, сильная, красивая, ответственная, уверенная в себе, строгая. Однако, не все деревенские современные женщины такие. Городская же современная женщина совершенно другая. Но всех женщин объединяет красота, сила духа, гордость, терпение. Это только одно из высказанных мнений.)

8. Итоговая беседа. Рефлексия

Как создаётся Н.А.Некрасовым поэтический образ русской женщины-крестьянки?(Образ русской женщины - крестьянки создаётся с помощью приёмов, показывающих достоверность созданного портрета.)

Охарактеризуйте образ русской женщины-крестьянки. (Дети, пользуясь таблицей, характеризуют образ крестьянки.)

Какова роль сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины?

(Эпитеты и сравнения показывают нам, какая внешне и внутренне русская женщина.)

Какие формы и виды работы показались вам наиболее интересными? (Ответы детей)

Какие фразы стали крылатыми? («Есть женщины в русских селеньях»

«Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!»)

Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению. (Формируют собственную позицию по отношению к образу русской женщины-крестьянки, созданному Н.А. Некрасовым.)

10. Домашнее задание

Написать сочинение на тему "Русские женщины"