Конспект внеурочного занятия по технологии "Работа с разными материалами. Цветок «Каллы»". Внеурочная деятельность по технологии Конспект внеурочного занятия по технологии

Конструкт внеурочного занятия

По практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Студентки группы 46А

Яшкиной Карины Денисовны

Дата: 3.10.17.

Курс: Я - гражданин России!

Учитель: Угрюмова Г.Н

Руководитель практики: Суворкова Э.А

Тема: Кто что любит делать.

Планируемый результат:

    Личностный: обучающиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивами, осознают необходимость развития своих познавательных способностей.

    Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания), познавательные УУД (структурировать знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач, преобразовывают модели с целью выявления общих законов, анализ, синтез, сравнения, строят логические цепочки рассуждений).

    Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о разнообразии увлечений человека; научить изготавливать лэпбук.

    Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к учителю, сверстникам.

    Развивающая: развивать Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; контроль); Познавательные УУД (общеучебные : поиск и выделение основной информации, новых понятий; соотношение информации, представленной в словесной и наглядной форме; умение работать и извлекать нужную информацию; рефлексия способов и условий действия; логические: умение анализировать информацию; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование); Коммуникативные УУД: (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

    Образовательная: сформировать представления о разнообразии увлечений человека;научить изготавливать лепбук.

Форма занятия: этическая беседа с элементами проектирования.

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального подъема;

Выдвижение системы положительных (ближайших, далеких целей);

Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, минимакса .

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений

Методы обучения:

Методы получения новых знаний

Методы выработки учебных умений и накопления опыта

Методы эмоционального стимулирования

Методы организации взаимодействия обучающихся

Дидактические средства: презентация, карточки, карандаши, цветная бумага, клей, лэпбук.

Список литературы:

1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

3. Программа внеурочной деятельности. Курс «Я- гражданин России» Угрюмова Г.Н.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы деятельности

Методы, приёмы

Деятельность учителя

Планируемый результат

1. Мотивационно- целевой этап

Задача: приветствие обучающихся, организация их внимания.

2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе занятия.

Задача: актуализировать субъективный опыт обучающихся, обеспечить мотивацию обучения.

3. Основной этап.

Задача: изучить и закрепить новый материал; создать содержательные и организационные условия для развития концентрации внимания у обучающихся.

4. Подведение итогов.

Задача: подвести итоги занятия.

5. Рефлексия.

Задача: подвести итоги занятия, провести рефлексию деятельности.

Педагогическое требование

Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха. Частично-поисковый.

Беседа, стимулирование занимательным содержанием, создание лэпбука.

Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха.

Ситуация свободного выбора, беседа

(Одна общая группа)

Здравствуйте ребята, сегодня занятие проведу у вас я. Мы с вами уже знакомы, но еще раз напомню, что меня зовут Карина Денисовна.

Ребята, я предлагаю вам обменяться настроением, у вас на партах лежат небольшие бумажки, расположите её горизонтально, поделите на две равные части, в первой части бумажки нарисуйте такой смайлик, который передает ваше настроение сейчас и отлижите их на край парты.

А у меня настроение сегодня радостное, потому что я очень рада вас сегодня видеть на занятии!

Ребята, для того что бы узнать тему нашего занятия, я предлагаю расшифровать её. Сейчас я вам раздам на каждую парту алфавит. Под буквами написаны цифры, вам нужно составить слова, по таким цифрам.

14, 10, 18 – МИР

21, 3, 13, 6, 25, 6, 15, 10, 11 –УВЛЕЧЕНИЙ

Кто назовет тему нашего занятия?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

Что такое увлечения?

Мир увлечений очень разнообразен, какие увлечения или хобби вы знаете? (танцы , пение, сочинения стихотворений, рисование, плетение бисером, вышивание, путешествие, конструирование, спорт… и многие другие)

Ребята, кто желает рассказать о своем увлечении? О своем хобби? О своём любимом занятии?

Главное в увлечении – что бы оно было полезным и приносило вам удовольствие. Оно помогает нам сблизиться с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег, ни славы. Это занятие для души.

ФИЗМИНУТКА

Сегодня на занятии я вам предлагаю создать лэпбук, вы знаете что это такое? (это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.) СЛАЙД

На какую тему мы будем создавать наш лэпбук?

Что в начале мы должны сделать? (Нарисовать макет)

Верно. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.

За наше занятие, мы должны создать макет, его оформить, создать кармашки, и каждый раз когда вы будете приходить в этот класс, вы можете его дополнять картинками, рисунками, любой информацией по теме лэпбука.

Перед тем как начать нашу работу, давайте немного отдохнем.

А сегодня мы напишем и вложим в наши лэпбук, письмо-желание: я вам раздаю небольшие листочки, ваша задача, написать: чему бы вы хотели научится, чем бы (кроме работы) хотели бы заниматься в будущем, когда станете взрослыми. (1-2 предложения). Когда вы станете взрослыми, вы придете в гости в школу, увидите этот лэпбук, и скорей всего вам будет интересно чем же вы хотели заниматься в будущем, и сбылось ли ваше желание.

Ребята, на этом сегодня нашу работу мы закончим, но наш лэпбук не до конца заполнен информацией, ваша задача посмотреть какие кармашки свободны, подумать какую еще информацию можно добавить в наш лэпбук, и на следующем занятии принести необходимое и добавить.

Наше занятие подходит к концу

Что нового вы узнали на занятии?

За что вы можете себя похвалить?

Придвиньте к себе бумажки, на которых вы отметили свое настроение в начале занятия, на второй половине, нарисуйте такой смайлик, который передаст ваше настроение в конце занятия, точнее сейчас.

Наш урок хочу закончить такой фразой: «Талантливый человек, талантлив во всём». Я уверена, что каждый из вас талантлив, и никогда не поздно пробовать себя в новых увлечениях, искать и находить то, что вам по душе.

Регулятивные УУД (саморегуляция)

Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция), Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, умеют полно и точно выражать свои мысли).

Личностные УУД : действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

;коммуникативные УУД : умение строить речевое высказывание в устной форме; умение работать в группе;

Логические УУД : анализ объектов с целью выделения признаков.

Познавательные (логические) Регулятивные (волевая саморегуляция) Коммуникативные УУД (умение работать в группах)

Регулятивные УУД (оценка) Коммуникативные УУД (построение речевого высказывания) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Внеурочное занятие по программе «Волшебная бумага»

Учитель: Бурова Ольга Владимировна, первая квалификационная категория
Тема занятия: Коллективное панно «Корзина с хризантемами»
Тип занятия: «открытие» нового знания
Форма проведения: практическое занятие.
Цель занятия: формирование опыта коллективно-творческой деятельности.
Задачи:
I. Образовательные:
-научить приемам работы с бумагой в технике квиллинга;
-научить составлять композицию.
II. Развивающие:
-формировать художественный вкус, креативность, воображение;
-развивать мелкую моторику, точность и аккуратность в исполнении работы;
-способствовать развитию речи, мыслительной деятельности учащихся, фантазии и воображения;
-формировать коммуникативные умения.
III. Воспитательные:
-воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-воспитывать опрятность, самостоятельность;
-воспитывать стремление к коллективному творчеству;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
IV. Здоровьесберегающая:
-создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников: организовать двигательную активность, гимнастику.
Методы обучения:
-словесный (беседа, рассказ);
-наглядно-демонстративный (использование интерактивной доски);
-практический (изготовление цветов);
-объяснительно-иллюстративный (презентация);
-групповой (коллективная работа, создание общего изделия).
Используемые приемы обучения:
-прием предъявления информации (показ презентации)- способствует формированию познавательной активности, расширению кругозора учащихся, развитие положительных эмоций по отношению к деятельности;
-прием работы с бумагой – способствует развитию мелкой моторики рук, взаимодействию обеих рук, формированию самостоятельности, воспитанию личной ответственности за выполнение коллективной работы;
-прием композиционного конструирования – способствует развитию творческого мышления, формированию умения составлять композицию из элементов квиллинга, правильно использовать цветовую гамму, воспитанию и развитию эстетического отношения к окружающему миру.
Оборудование:
1. Для учителя:
-ватман с изображением корзины;
-ножницы;
-клей;
-интерактивная доска или экран;
-компьютер;
-презентация.
2. Для учащихся:
-цветные полоски длиной 20 см с бахромой, нарезанной по краю;
-зубочистки с рассеченным кончиком;
-клей ПВА.
Структура занятия:
II. Приветствие.
III. Мотивация.
IV. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
V. Определение темы и целей занятия.

VI. Построение плана выхода из затруднения, открытие детьми новых знаний.
VII. Первичное закрепление во внешней речи.
VIII. Физкультминутка.
IX. Самостоятельная работа по эталонам.
X. Итог урока, рефлексия деятельности.
XI. Самооценка деятельности.

Ход занятия:

I. Самоопределение деятельности.

Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас на занятии кружка «Волшебная бумага»!
В нашей школе стало тихо. Прозвенел уже звонок.
Вижу, дети, все готовы? Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем, не нарушим тишину,
Приготовились все слушать, я занятие начну.
Давайте настроимся на занятие!
Учитель:
- Ребята, я предлагаю вам выразить свое настроение!
Перед вами цветы разного цвета. Красный цветок – отличное настроение, желтый – хорошее настроение, синий – грустное.
- Какое у вас настроение?
Я вам желаю, чтобы такое прекрасное настроение было у вас и в конце нашего занятия!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель:
- Вам интересно, чем мы сегодня будем заниматься? Что вы видите на доске?
Мы с Вами будем его заполнять в процессе нашей беседы. Когда наш Осенний кроссворд будет заполнен, вы узнаете, тему нашего урока.


- Отгадайте загадку:
Дни стали короче, длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
- О каком времени года идет речь?
(учитель записывает в кроссворд слово Осень)


- По каким признакам мы узнаем, что наступает осень?
- Послушайте стихотворение К. Д. Бальмонта.


Учитель:
-Что об осени говорит автор? Красиво осенью?
-Отгадайте загадки:
Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
Королева наша, Осень, у тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой, кто слуга тебе второй? (Октябрь)
Поле чёрно-белым стало: падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало - льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи? (Ноябрь)


Ответы вписываются в кроссворд.
Какие осенние месяцы вы знаете?
- Какие цветы расцветают в сентябре?
(учитель записывает в кроссворд слово гладиолус)


Учитель:
- Ребята, посмотрите на картинки. Кто знает, как называются другие осенние цветы цветы? (учитель записывает в кроссворд)



- Красивые цветы?
- Как вы думаете, можно рвать цветы?
- Почему?
- Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты – если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты и деревья, и кусты.
И не будет доброты. Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы.

III.Определение темы и целей урока.

Учитель:
- Назовите тему нашего занятия.
Что мы будем конструировать сегодня? Посмотрите на ключевое слово в кроссворде.

IV.Построение плана выхода из затруднения, открытие детьми новых знаний.

Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
-Хорошо! Чтобы вам не хотелось рвать цветы, мы сегодня их сделаем из цветной бумаги, соберем вот в такую замечательную корзинку.
-На предыдущих занятиях мы знакомились с различными техниками выполнения цветов. Назовите их.
-Я вам напомню вам, что это за техники:
аппликация, оригами, папье – маше, декупаж.
-Все ли представленные техники работы с бумагой вам знакомы?
Хотите о ней узнать?

V.Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель:
-Сегодня мы с вами познакомимся с новым методом работы с бумагой, который называется «Квиллинг».
Такая техника в переводе с английского языка называется «птичье перо. Искусство бумагокручения появилось в Европе в конце XIV- начале XV века. Квиллинг – это техника работы с бумагой, пришедшая к нам из Кореи. Предлагаю посмотреть живописный видеосюжет об этой технике.


Учитель:
-Понравился вам этот видео сюжет? И мне очень понравился!
Мне тоже нравится работать в этой технике, посмотрите какие красивые вещи можно сделать.
Возникло ли у вас желание попробовать сделать что-то подобное?
-Я очень рада, что вы «горите» желанием начать осваивать неизведанное.
- Прежде, чем начать работать надо подготовить свое рабочее место. Что нам необходимо для работы?
- Вспомним правила работы с ножницами и клеем.
- Молодцы!

VI.Физкультминутка.

Сейчас отдых!
Физкультминутка. Рябинка.
На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания - руки вверх.)
Ей не просто жить на свете - ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся, не печалится - смеётся.
(Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.)
Сейчас мы попробуем сделать вот такой цветок, используя технику квиллинга.
Квиллинг не любит быстроту, поэтому мы подготовили с вами на предыдущих занятиях цветные полоски бумаги с бахромой. Сегодня мы будем учиться их скручивать.
1.Начинаем наматывать с узкой полоски. Вставляем в расщелинку зубочистки и начинаем скручивать.
Расщелинка нам нужна для того, чтобы полоска бумаги не крутилась.
2.Цветы, скрученные только из бахромчатых полосок, особенно если полоски наматывались недостаточно плотно, имеют свойство деформироваться. Есть хороший способ не только сохранить цветок, но и придать ему дополнительную прочность: внутренняя часть цветка промазывается клеем.
3.После того как накрутили полоску, приклеиваем хвостик и приступаем к следующему цветку.
4.После высыхания отгибаем бахрому.

VII.Самостоятельная работа по образцам.

Учитель:
- Сейчас самостоятельно попробуйте изготовить подобные бахромчатые цветы. Выполненные вами цветы в технике квиллинга разместим на листе ватмана для создания цветочной композиции. Удачи вам, вдохновения, полета фантазии!

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель:
- Вот и подошло к концу наше необычное занятие.
- Наше панно готово! Вам нравится? Какое у вас сейчас настроение?
Не стоит рвать живые цветы, если можно самим сделать такие красивые букеты!
- Чему вы учились? Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось на занятии?
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни!

IX. Самооценка деятельности.

- Спасибо вам за дружную работу на занятии!

Технологическая карта урока

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности на тему: «Вежливые слова. Просьба». Тип занятия: комбинированный. Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия. Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы. Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас. Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества. Формирование УУД: Личностные УУД: 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию 2) формирование мотивации к обучению и познанию 3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы 4) формирование уважительного отношения к иному мнению Регулятивные УУД: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии 5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

2 Познавательные УУД: 1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей. 2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи 3) установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные УУД: 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме 2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач 3) формирования умения слушать и вступать в диалог. Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия), словарик вежливых слов, 2 стула (для сценки). Ход занятия Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришѐл гость кот Леопольд СЛАЙД 1. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации: 1) Денис сказал: Никита, дай карандаш, и побыстрее. 2) Саша попросил: Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался. Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а

3 вторая вежливая) Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чѐм вам расскажет кот Леопольд. Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый? СЛАЙД 2 Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ поднимает руку. Встретив зайку, ѐж-сосед Говорит ему: (Привет!) А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик,» (Здравствуй!) К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: (До свиданья!) Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он (Извини!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: (Спасибо!)

4 Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: (Браво!) Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: (Будь здорова!) Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещѐ волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Дома для сегодняшнего мероприятия вы читали рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Приготовьтесь отвечать на вопросы. СЛАЙД 3,4,5 Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома? Чем он был расстроен? Какое волшебное слово старик сказал Павлику? СЛАЙД 3 Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом) Как помогло Павлику волшебное слово? СЛАЙД 4 Почему Павлик захотел вернуться к старику? СЛАЙД 5 Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чѐм-то. А что такое просьба? СЛАЙД 6 Просьба вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

5 Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас мы посмотрим сценку, а остальным нужно будет еѐ озвучить. (Перед занятием учитель предупреждает двух ребят) Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место. Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как еѐ выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами. Учитель: А теперь ещѐ двое покажут и со словами, и с жестами. Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов». СЛАЙД 7 (Учитель раздает словарики). Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика. Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов. Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план. СЛАЙД 8 План: 1. Обращение. 2. Просьба помочь. 3. Благодарность. Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам

6 ответят согласием, мы должны поблагодарить человека. Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит еѐ про себя, а затем озвучит еѐ. Кто будет готов поднимет руку. У вас есть 1 минута. Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки. Тогда девочка сказала ему строго: -Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. СЛАЙД 9 Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (приказ) Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы? СЛАЙД 10 Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет) Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.) Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.) Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или

7 приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины. СЛАЙД 11 (слова Мальвины) Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая». СЛАЙД 12(фрагмент мультфильма) Учитель: Кто произносил приказ? А кто просьбу? Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет. Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба. Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет? Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стѐпе? Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с другой учительницей. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле? Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате? Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. СЛАЙД 13

8 1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд? 2. Как правильно составить просьбу? 3. Назовите вежливые слова.


Конспект НОД для старшей группы «Урок вежливости» Цель: Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

Самоанализ. Занятие по внеурочной деятельности «Путешествие в мир этикета» проводилось с детьми 3,4 классов. Данное занятие предназначалось для реализации обще-культурного направления. Материалзанятия

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Путешествие в мир этикета» на тему: «Вежливые слова. Просьба». Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки,

Cовместная партнерская деятельность взрослого с детьми старшего дошкольного возраста «Как хорошо уметь дружить» МКДОУ «Детский сад 1» с.степное Воспитатель: И.Г.Захарова Интеграция: познавательное развитие,

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Вежливые слова». Родионова Ольга Александровна, Воспитатель МДОУ ЦРР детского сада 151 г. Твери Образовательная область: социально

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

План конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе в рамках ФГОС. Тема: «Вежливые» слова. Цель: развивать умения употреблять в речи и записывать «вежливые» слова, познакомить с толковым словарем

Внеклассное занятие "Еже ли вы вежливы..." 2 класс Учитель: Тема: «Вежливость» Цели. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам; раскрывать пред детьми сущность понятия вежливость; систематизировать

Группа празднично украшена. Воспитатель: Сегодня у нас праздник, День знаний Праздник знаний на дворе Радостно всей детворе. Знаний не бывает мало, Верно, дети, я сказала? Дети: Да! 1 ребенок: Вот и осень

Развлечение «Праздник вежливости» Цели: формировать у детей стремление быть вежливыми в общении, дружелюбными; следовать правилам культуры поведения; показать, что вежливость-это проявление уважения к

Конспект урока по предмету «окружающий мир» в 1 классе Тема урока: Что это за листья? Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев, научить распознавать деревья по их листьям. Планируемые предметные

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Вежливое слово» Ход занятия - Добрый день, дорогие гости. Мы очень рады видеть Вас. Наше сегодняшнее путешествие мы посвящаем вежливости. Ребята, сегодня

Кириллова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СШ 45 г. Ульяновска Технологическая карта урока по учебному предмету «Обществознание» в 5 классе на тему: Тип урока «Есть такая профессия-ученик?»

Конспект урока по предмету русский язык 2 класс УМК «Школа России» Тема: Соотношение слов названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Цель: Формировать умение распознавать самостоятельные

Содержание Планируемые результаты освоения учебного предмета. 2 Содержание учебного предмета.. 4 Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы: Тематическое планирование

Кодификатор УУД по литературному чтению (4 класс) Р1 самостоятельно формулировать тему и цели урока Средством формирования Р2 Р3 Р4 П7 П8 К1 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Классный час на тему: «Этикет». Воспитатель Музалѐва В.В. Цели и задачи:. Формирование интереса к этикету.. Повышение уровня знаний об истории этикета.. Закрепление знаний культуры поведения за столом..

Конспект открытого занятия педагога-психолога в средней группе «Дружба начинается с улыбки» Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива, умение высказываться. Задачи:

Урок окружающего мира в 3 классе. Урок изучения новых знаний по теме: «Наше питание. Пищеварительная система». Автор учебника: А.А. Плешаков Цель: формирование первоначального представления о питании и

Урок по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения» 1. ФИО (полностью) Минаева Елена Анатольевна 2. Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык» Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новосретенская средняя общеобразовательная школа» Бичурского района Республики Бурятия Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема урока: Местоимение.

Математика 1 класс. Тема: Сантиметр. Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с единицей измерения длинысантиметром. Планируемые результаты Личностные Задачи, решаемые учителем -развитие

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Дата: 16.02.2017 Учитель: Устюгова Татьяна Михайловна Предмет: Математика Тема урока: Закрепление пройденного. Решение задач. Тип урока: Урок закрепления знаний Участник(и): 1А специальный

Вежливые слова Отгадайте слова 2. А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик,» 1. Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: 3. К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ему сказала: 4.

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Школа России» 1 Тема урока: Как живет семья? Тип урока: ОНЗ Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики 2 Окружающий мир 1 класс УМК

1 3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. 4. Умение понимать причины успеха(неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 37 г. Липецка Конспект открытого мероприятия по теме: «Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В. Осеевой Подготовила

Конспект урока по литературному чтению «Сказочные человечки» Цель: Развитие умения предполагать Предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации Учить выражать своё отношение к героям УУД: Личностные:

Конспект урока математики «Деление двузначного числа на однозначное» Учитель: Остерман В. Э. Класс: 3 Тамбов 2014 Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное. Цели урока: 1. Познакомить учащихся

Кодификаторы УУД по русскому языку 2 класс Р1 Принимать и сохранять цель и учебную задачу; Р2 высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить

Дата проведения 20.02.2015. Учитель Васяева Галина Николаевна Класс 3Б класс Тема урока Цель урока Задачи урока Технологическая карта открытого урока английского языка MANY, MUCH, A LOT OF. Учить употреблять

Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида 81 САО города Москвы Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 5б классе

Сравнительная таблица стандартов Стандарт 2004 ФГОС Цели образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных

План - конспект открытого занятия (с элементами технологий: общепедагогической, здоровьесберегающей, игровой) тема: «Объемное плетение» коллектив: «Бусинка» предмет: бисероплетение дата проведения: 12.12.2016г.

ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Конспект занятия для детей младшего школьного возраста Тема занятия: «Вежливость золотой ключик к успеху» Составила: педагог-организатор Самулкина М.В. Пояснительная

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шекснинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Конспект внеурочного занятия по теме: «Давайте жить дружно» Подготовила:

Конспект познавательно-игровой деятельности во 2 младшей группе «Детский сад, детский сад он так нужен для ребят» Образовательная область: «Познание» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,

Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Центр развития ребенка Детский сад

1 класс ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ Технологическая карта 1 Тема «Мир общения» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Мир общения (10 часов) Познакомить учащихся с правилами позитивного

ПЛАН-КОНСПЕКТ внеурочного занятия по технологии в 5 классе.

Предмет: технология

Тема занятия: «Изготовление саше»

Класс: 5 класс

На уроках технологии в пятом классе ученицы знакомятся с правилами работы на швейной машине. Для большинства управляться со швейной машиной — задача со многими неизвестными. Нужно научиться правильно заправлять нитки, шить по прямой линии, не забывать про закрепки. Но все же это занятие очень увлекательное, ведь на швейной машине можно быстро и аккуратно сшить многие вещи. А начинать лучше с простого, например, с изготовления мешочка для душистых трав, имеющего экзотическое название — саше. Работа выполняется достаточно быстро, что важно при работе с детьми: они всегда хотят получить результат немедленно. К тому же, в данном случае, можно воспользоваться тем, что есть под рукой у любого учителя — небольшими лоскутами ткани, обрезками лент.

Предлагаю вариант изготовления саше.

Цель занятия: изготовить саше.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с назначением и технологией изготовления саше;

2. Развить навыки работы на швейной машине;

3. Выработать внимательность и аккуратность.

Необходимые материалы:

1. ткань однотонная или с мелким рисунком (16х20см);

2. ткань для аппликации (мелкие обрезки); укрепленная флизелином;

3. нитки катушечные в тон ткани и игла;

4. ножницы;

5. булавки;

5. узкая лента (длина 35 см);

6. и самое главное — творческий подъем.

Ход занятия:

Учитель: Что такое саше?

Ароматные саше — это мешочки для трав. Причем «sachet» — это французское слово, ударение в котором ставится на последний слог и переводится оно как мешочек. Саше наполняют сушеными ароматными травами, и они становятся приятным подарком для родственников или друзей. Обычно саше кладут в шкаф с постельным бельем.
Чтобы приготовить саше, необходимы лишь небольшой кусок ткани, горсть засушенной травы и немного мастерства.

Чаще всего для изготовления мешочков используют льняной, хлопчатобумажный или кружевной материал. Ткань должна быть натуральной, так как присутствие химии может подпортить естественность аромата.

Учитель демонстрирует варианты мешочков: простые и дополненные аппликацией.

Учитель: Довольно просто сделать саше самому. Думаю, что вы вполне справитесь с этим заданием самостоятельно. Давайте вместе прочитаем описание работы и представим, что нужно делать.

Инструкция по изготовлению саше.

1. Вырезаем прямоугольный кусочек ткани высотой 16 см, а шириной 20 см, учтя направление нити основы (нить должна идти вдоль высоты мешочка).

2. Обрабатываем верхний срез ткани швом вподгибку с закрытым срезом. Для этого на изнаночной стороне ткани отмеряем от верха 4 см и проводим карандашом тонкую горизонтальную линию. Теперь подгибаем в сторону изнанки 1 см и заутюживаем. Подгибаем ткань еще раз, так, чтобы заутюженный сгиб прошел по начерченной линии. Убедитесь, что ширина подгиба одинакова по всей ширине ткани. Заметываем подгиб. Прострачиваем его на расстоянии 2 мм от нижнего сгиба, делаем закрепки.

Убедитесь, что машинная строчка прошла в нужном месте — подгиб не должен развернуться. Удаляем ручную строчку и лишние нитки. Приутюживаем подгиб. Верх саше обработан.

3. Складываем саше пополам лицевой стороной внутрь. Выравниваем по верху и срезам, скалываем булавками. Отступаем от бокового и нижнего срезов по 1 см, чертим тонкие линии простым карандашом. Убедитесь, что расстояние до линий везде одинаково. Сметываем саше на расстоянии 2 мм от линий.

4. Прострачиваем саше по намеченным линиям (с закрепками). Удаляем ручную строчку и лишние нитки. Аккуратно выворачиваем саше на лицевую сторону.

5. Выбираем ленточку или шнур и аккуратно пришиваем его вручную к боковому шву на расстоянии 3-4 см от верха саше. Мешочек готов!

Таков вариант изготовления простого саше. Если есть желание украсить мешочек, лучше это сделать сразу после обработки верхнего среза. Можно пришить или приклеить небольшую аппликацию или пришить декоративную пуговичку.

Для наполнения саше можно использовать готовые травяные смеси, которые продаются в отделах товаров для творчества. Можно сделать наполнитель самому: пропитать синтепон эфирными маслами. Кофейные зерна также могут стать очень ароматным наполнением. Подойдет даже ароматизированная морская соль для ванны.

Ароматными смесями можно наполнить не только мешочки или подушечки, но и, проявив творчество, самодельные игрушки или смешные куклы. Но это уже идеи для последующих занятий.

Саше практически готово, осталось лишь аккуратно вывернуть его на лицевую строну и пришить ленту-завязку.

Вот такой симпатичный мешочек шьется очень быстро. Можно использовать его и как саше, и как упаковку для небольшого подарка.

Конспект внеурочного занятия по технологии «Костромская сторонушка, воспетая в рукоделии»

, учитель технологии МКОУ «Середняковская средняя общеобразовательная школа», Костромского района, Костромской области.
Описание материала : предлагаю провести занятие (можно как экскурсию по выставке; можно организовать целый праздник; можно использовать мастер – классы) для детей школьного возраста 7-14 лет по теме «Костромская сторонушка, воспетая в рукоделии» и посвятить этот праздник Международному дню рукоделия 16 ноября (а также можно к дню города и к дню деревни). Данный материал будет полезен и интересен жителям нашей деревни Середняя, родителям, можно использовать на родительском собрании в школе. Это познавательное занятие позволяет ознакомиться с разными видами декоративно-прикладного творчества, отразив историю, природу Костромского края.
Конспект внеурочного занятия для учащихся 1-9 классов на тему «Костромская сторонушка, воспетая в рукоделии»
Цель : показать значимость сохранения декоративно-прикладного творчества для развития творческого потенциала личности и приобщения детей к народным традициям средствами искусства, отразив частичку истории родного края.
Задачи :
Образовательные: Ознакомление с историей предметов интерьера, сувениров, отражающих Костромскую сторонушку.
Развивающие: развитие творческих способностей и стремление к самовыражению через создание авторских работ
Воспитательные: овладение навыками цивилизованного предпринимательства, воспитание художественного вкуса.
Актуальность предложенного мной праздника заключается в неразрывности прошлого и настоящего.
В приобщении с раннего возраста принадлежности к тысячелетнему национальному культурному наследию.
Ожидаемый результат :
В результате реализации мероприятия ожидается, что проявится больший интерес к истории своего родного края.
Повысится интерес отразить красоту края в декоративно-прикладном творчестве
Закрепится уважительное отношение к людям, воссоздающим интересный краеведческий материал
Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать, созданные своими руками изделия, отражающие места и жизнь родной земли.
Увеличится количество обучающихся участвовать в подготовке и проведении подобных мероприятий.
Демонстрационный материал:
Выставка детских работ
Образцы поэтапного изготовления работ
Схемы, чертежи, сколки
Песни о Костроме, природе, Волге
Фильм «Кострома – колыбель династии Романовых»
Раздаточный материал:
Принадлежности и оборудование для:
Вязания крючком
Кружевоплетение на коклюшках
Вышивание крестом
Проволока, шпагат, фетр, фоамиран для изготовления цветов

Ход внеурочного занятия «Костромская сторонушка, воспетая в рукоделии»

Ведущий: сказку – экскурсию донесли до нас волшебные руки мастериц и рукодельниц нашей школы. Все вы уже побывали и посмотрели на интересные, креативные изделия наших учениц – мастериц. С некоторыми мы вас познакомим более подробно и затронем историю Костромской земли.
(Звучат песни о Костроме, фильм о Костромской земле)
Работу «Кострома велосипедная» представляет Фёдорова Лиза
1801 год – первый велосипед с рулем и педалями был построен в России. Изобретатель – крепостной кузнец Ефим Артамонов.
Много позднее появился велосипед в Костроме. Вот он старый красавец, я представляю его с большой корзиной цветов, что буду продавать, на рынке. Проеду на нем по тихим улочкам города и в знак уважения к памятным местам, буду оставлять их в благодатных храмах Костромской земли. Пешком пройтись долго, на лошади некрасиво и громко, а на велосипеде на зависть всем, ведь другого выбора нет. Куда же я поеду?
К северо-востоку от Москвы на Костромской низменности по обоим берегам Волги расположился один из старейших городов России – Кострома. Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Древняя Кострома находится на левом берегу Волги, на правом берегу расположены заводы и застройка советских времен.
(Слайды с видом Костромы)
Кострома в начале XX века была очень красивым зеленым городом. Особенно привлекателен был вид Костромы с Волги, а более всего с противоположного берега, от села Городища. Если бы мы в те годы жарким летом взошли на высокий городищенский холм, то перед нами раскрылась бы вся величественная зеленая панорама города, протяженностью свыше четырех километров. Влево от нас, на стрелке, образованной Волгой и рекой Костромой, за белыми каменными стенами мы бы увидели твердыню православия -Ипатьевский монастырь с его златоглавым собором.
Именно здесь сохранились архитектурные ансамбли XVI-XIX веков, представляющие наибольший интерес – это Ипатьевский и Богоявленский монастыри (XVI-XIX вв.), а также храмы XVII века Воскресения на Дебре, Рождества Христова на Городище, Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, Спаса Преображения за Волгой. И все это путешествие осуществлялось на велосипеде.
Рядом с монастырем на берегу речки Игуменки под открытым небом расположился музей деревянного зодчества. Очень красивое место с множеством старинных строений, которые удачно вписались в ландшафт. Очень много деревьев, прудик, тропинки-дорожки. Ощущение такое, как будто ты едешь по деревенской улице мимо домиков бедных и богатых крестьян, мимо амбаров и мельниц, мимо часовен и старинной церкви. А ведь это все так и было, и без велосипеда никуда. Надо успеть и молоко продать на Молочной горе, и новости разузнать, а может быть старых знакомых навестить с букетом цветов, да и обратно домой успеть. Это мы сейчас привыкли на машине, или автобусе, а в старой Костроме велосипед был только у зажиточных, уже позже он появился у среднего сословия.
Потрясающее место – действующий Богоявленский Анастасиин женский монастырь. Здесь находится Великая Всероссийская Святыня – чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Пред ликом этой иконы Михаил Романов принял избрание на престол Российского государства. Богоявленский собор – главный храм монастыря, является кафедральным собором Костромы. Храм великолепен, как и сам монастырь.
Так же значимым памятником архитектуры и истории является комплекс Торговых рядов – самый крупный торговый комплекс России конца XVIII-начала XIX веков, состоящий более чем из 20 зданий, различных по своим размерам. Здесь много небольших современных магазинчиков. Настоящий торговый городок! Куплю что мне надо и поеду по набережной Волги домой в Середюю, через мост, Пантусово, Михалево, и вот я дома! А раньше через Волгу ходил паром, с велосипедом на паром, и я быстро долечу до дома! Удобно по времени, быстро, полезно для здоровья, дешево!
Ведущий: спасибо за ваше творчество!
Ну, а нашим зрителям я предлагаю поучаствовать в конкурсе «Мотальщицы»
Каждой участнице предлагается перемотать нитки с одного клубка на другой и отгадать загадку, написанную на листочке, вложенном в клубок. Длина ниток во всех клубках одинакова. Кто первый. Дополнительное очко участница получает за отгаданную загадку.
На одной яме сто ям с ямой (наперсток)
Пять сестер один домик строят (спицы)
Маленька, синенька, всему свету миленька (игла)
Кого с полу за хвост не поднимешь? (клубок)
Не связана - как дорожка, а связана - так одежка (нитка)
По полотняной дорожке скачет на одной ножке (швейная машина)
Ведущий: работу «Грибочек», техника «Кружевоплетение на коклюшках. Вологодское кружево» представляет Сухова Алёна, и работу «Грибная шкатулка», вязание крючком представляет Воронцова София
Костромская глубинка, Костромская сторонушка, огромные лесные массивы. Я часто езжу к бабушке в Шарью, особенно в грибной сезон. Такое увлекательное занятие, как «тихая охота», заставляет проснуться в свой выходной день даже самых закоренелых любителей подремать. Как ни странно, но сбор грибов в природе очень популярен среди разных слоев населения. Один из главных вопросов, который терзает большинство новичков – а куда поехать, чтобы провести время с пользой и наслаждением одновременно?
Кстати. Наши соседи поволжские финны – ветлужские крестьяне-марийцы, которые с глубокой древности и по сей день проживают в северных лесных районах Костромской губернии, и за её пределами очень любят грибы. Оказывается не зря герб Шарьи «река и ёлка».
Много грибов на родине Ивана Сусанина. Во всех уголках России знают нашу Кострому, как уголок грибников. Для «тихой охоты» многого не надо - нож, корзина, дождевик да сапоги. Поэтому сбор ягод и грибов издавна очень распространен на Руси, в Костромской губернии.
Пища скудных крестьян?
Еще в XVIII-XIX веках даже в богатых крестьянских семьях пища была достаточно сытная, но очень простая. Мясо на столе бывало только в праздники или какие-либо другие знаменательные даты. Тогда-то и приходили на выручку грибы. Огромное значение в русской народной кухне грибные блюда имели во время православных постов, общая продолжительность которых составляет 200 дней в году. Самый длительный и строгий Великий пост исключает употребление рыбы, и тогда грибы были почти единственным источником белка и витаминов, так необходимых организму человека.
В России употребляют почти все грибы, даже если в них червь завелся.. Однако не слышно, чтобы вредны были грибы, которые здесь обыкновенно едят соленые, или вареные с конопляным маслом, или печеные на углях.
Из свежих и сушеных грибов они варили разнообразные супы и похлебки, а также начиняли ими пироги. Пластинчатые грибы (рыжики, грузди) солили, а белые, подберезовики и подосиновики сушили. Жарили грибы потомки «лесных людей» вместе с картофелем и луком на сковороде. Кстати, жаренье грибов вошло в быт мари достаточно поздно, видимо, под влиянием русской кухни.
Занятие для всего села
Крестьяне-мужчины обычно выполняли достаточно тяжелую полевую, промысловую работу. Поэтому ходить на «тихую охоту» и заготавливать грибы впрок по большей части было уделом баб и ребятишек. В то же время в некоторых российских губерниях сбором грибов, в том числе грибным промыслом, занимались целые семьи и даже села.
Особенно славились грибные промысловики Смоленской, Ярославской, Тверской, Костромской и Владимирской губерний. Крупнейшими же центрами грибного промысла были города Судиславль, Шарья Костромской губернии. Они поставляли грибы на столичные рынки и во все крупные города России.
Старинным заговором на удачный сбор грибов, поделилась со мной бабушка “Выйдешь на перекресток дорог, три раза плюнь в левую руку и приговаривай: “Подай, ради Христа, добрых грибов“. А я ей подарила картину, сплетенную коклюшечным кружевом, плела и приговаривала, чтоб удачный был грибной сезон. А бабушка моя приготовила для этой картины самое видное место.


Работа моя выполнена сцепной техникой плетения, Вологодское кружево, плела шестью парами, нитями «Ирис» .
Воронцова София : грибные места любители «тихой охоты» в глубинке раскрывают неохотно. Смешанный лес - именно в таком массиве чаще всего растут белые грузди. А это наша Кострома и Костромская область, откуда довольно большие поставки грибов были. Цены на сушеные грибы были высоки. Особенно они поднялись в годы Первой мировой войны, когда в России категорически не хватало мяса, и большинство мясных блюд приходилось заменять грибными. А в современное время целыми семьями, на своих машинах, едут в лес за грибами. Это как семейный праздник – сбор грибов и ягод.
А мне захотелось сделать вот такую «шкатулку-грибочек», выполненную в технике «Вязание крючком», а в неё я могу положить сушеные грибы



Ведущий: спасибо за ваш труд, мастерицы-рукодельницы!
Ну, а нашим зрителям я предлагаю конкурс музыкальный.
Число участников неограниченно.
Видеоклипы на песни : «Песня веселых монтажников», «Девочки фабричные», «Ксюша». Молодцы! Отдохнули! Ребята из зала определяют победителей.
Ведущий! Ну а мы продолжаем и предлагаем следующую мастерицу.
Филейное вязание представляет Королёва Дарья.



Человек издавна стремится украсить свое жилище и изготовить все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о практическом её назначении, но не забывал и о красоте.
Первобытные народы, жившие в лесах и занимавшиеся охотой, испокон веков плели из веревок и бечевки сети для ловли зверей и птиц, а жители приморских стран - для рыбной ловли. Изначально плетение сетей представляло собой лишь умение соединять нити с помощью особых узлов, но со временем оно претерпело существенные изменения, было дополнено затейливой вышивкой и превратилось в искусство.
У нас в Поволжье это рукоделие, особенно широкое распространение получило. Может, оттого, что издавна плели здесь в деревнях сети для рыбной ловли».
А наша деревня Середняя расположена в живописнейшем месте на берегу реки Волги, и это соседство деревни и крупнейшей реки Волги дало нам искуснейших мастериц данного ремесла. А я пробую, учусь и уже выполнила несколько работ
Ведущий: спасибо за ваш труд! Игра «Что спрятано в клубочках ». Есть на нашей выставке вещь, которая украшала до недавнего времени дом. Попробуем выяснить, как называлась кружевная полоска, которую пришивали как украшение. Название вещи замотано в 6 клубочках-в каждом клубочке по букве. Шестеро учеников разматывают клубочки: кто быстрее? Игра проводится под фонограмму песни «Спорит Вологда и спорит Кострома». Итак, мы размотали буквы П, О, Д, З, О, Р. Кто сумеет сложить из них слово, обозначающее кружевную полоску. Но куда же в горнице прикрепляют подзор? Посмотрим на разложенные рисунки. На них изображены стол, окно, кровать, лавка, полотенце, печь. Выберите рисунок с предметом, который украшается подзором. (Кровать)
Ведущий: Продолжаем и предлагаем вашему вниманию
Фартук «Костромской крестьянки представляет Воронцова София

Славилась русская вышивка Костромской губернии. Тамбур, тамбурный шов. Каких только рисунков не сотворишь этой вышивкой. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд. Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
И, приехав на ярмарку в другой город можно было увидеть, что приехали женщины из Костромы.
Славилось мерное кружево особенно у жителей Галича. Коклюшечное кружево, не все костромички это умели, работали в поле от зари до зари. Однотонное мерное кружево украшало низ фартука и карманы, могло украшать и другие виды одежды. По виду кружева определяли, из какой губернии эта крестьянка. Вологодское или Михайловское, Елецкое или Костромское. Я представляю фартук Костромской крестьянки.
Изучая на уроках технологии, историю фартука и, выполняя практическую работу по пошиву изделия, углубилась, в эту тему и меня заинтересовала жизнь женщины – крестьянки. Наша Кострома старинная глубинка, где жили небогато и в основном своим натуральным хозяйством. А значит у каждой женщины была своя история фартука. Можно лишь восхищаться тонким вкусом, чувством меры, умением черпать вдохновение из окружающей природы, неистощимой фантазией простых русских женщин, изготовивших эти шедевры.
Ведущий: Спасибо! Многое ты умеешь, с интересом работаешь!
Вновь конкурсы для зрителей! Что спрятано в бабушкином сундучке? Зачитывается характеристика: хорошо стирается, очень прочная, в жару создаёт ощущение прохлады. Недостаток - сильно мнется. При добавлении синтетической нити сминается меньше (лен)
«Черный ящик» . Вначале этот предмет изготовлялся из рыбных и других костей. На смену костяным пришли бронзовые, а затем железные, а в домах богатых людей – серебряные предметы. Долгое время этот предмет изготавливался вручную. Сначала его ковали, один конец загибали, а второй затачивали. Но когда была придумана волочильная доска, этот предмет стал гораздо более изящным, гладким, а главное, прочным. Что это за предмет? (Игла)
Работу «Бренды Костромы»

Кривулька –кубик в технике вышивка крестом представляет Коптелова Ксения
Над туристами, впервые отправляющимися в старинную красавицу Кострому, конечно довлеет интерес «Что посмотреть в Костроме?». Будет весьма полезно дарить такой сувенир, выполненной мной кривульки. Все стороны кубика отражают особенность Костромской стороны, одной из жемчужин популярного туристического маршрута «Золотое кольцо»
Я представляю один из древнейших сувениров кривульку–кубик. Сувенир выполнен в технике вышивки крестом. Его можно использовать как игольницу.
Кострома - родина Снегурочки.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально он возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки - внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако, существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит, можно утверждать, что Кострома - не просто родина Снегурочки, она и есть та самая Снегурочка.
Кострома сырная

Кострома славится сырами со второй половины XIX века, когда здесь открылась первая сыроварня под руководством купца Владимира Бландова – и с тех пор производство стремительно развивалось. Сейчас в Костромской области насчитывают порядка 11 крупных сырных производств. Самый известный сорт – Костромской – придуман более 130 лет назад.
Сумароковская лосеферма

Была построена по приказу Хрущева в 1960 году. Знаменитый реформатор сельского хозяйства и животноводства решил, что лоси, как и коровы и лошади, могут служить на благо человеку. По всей стране было создано несколько таких ферм, но только Костромская смогла справиться с поставленной задачей и приручить дикое животное. В настоящее время только Сумароковская ферма выращивает лосей.
герб-памятник Костромы - Ладья .

Что приходит на ум, когда мы слышим "Кострома" - Иван Сусанин, река Волга и город с красивейшими церквями! Не случайно, в самом центре города, у подножья реки Волги, расположился герб-памятник - Ладья. Кострома, с давних времен славилась торговым туристическим центром. В 1767 году императрица Екатерина 2, совершая круиз по Волге, была поражена красотою города и в знак благодарности за радушный прием, пожаловала герб, с изображением Ладьи. И по сей день этот символ украшает город.
Музейная деревня «Костромская слобода»

Всё меньше деревень остается на карте России. В глубине веков исчезают маленькие деревянные домики, уступая место новостройкам из стекла и бетона. Выросли целые поколения, никогда не жившие в деревянных избах, не знающие вкуса горячего хлеба из русской печки и студеной воды из родника, не бегавшие босиком по травке. Безвозвратно уходит «деревянная Русь»… Жителям и гостям города уникальная возможность совершить путешествие в прошлое! Входной павильон в музей как временной портал, разделяющий современность и старину. Из шумного города попадете на тихую деревенскую улицу, протянувшуюся вдоль живописной речки Игуменки. Музейная деревня красива в любое время года – и летом, утопающая в зелени, и осенью – одетая в золото, и зимой – укрытая искристым снежным покрывалом, и весной – окутанная нежно-зеленой дымкой молодой листвы. Это музей под открытым небом.
Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых. Расположен монастырь в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс".
Ведущий: Спасибо нашим юным мастерицам за красоту, созданную на Костромской земле. А чтоб всё это получалось нужно знать пословицы и поговорки о труде . Изменив всего лишь одно или два слова, верните современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.
Землю красит солнце, а человека парикмахер. (Землю красит солнце, а человека труд)
Мало хотеть, надо клянчить. (Мало хотеть, надо уметь)
Скучен день до вечера, коли делать уроки. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
Будешь лениться - узнаешь директора (Будешь лениться-узнаешь голод)
Кто мало говорит, тот много съедает. (Кто мало говорит, тот много делает)
Ведущий: какие же инструменты для этого нам нужны? Прочтите названия инструментов.
И Н А П С Н О Д
Г Л А Е П Н Ж А
О Т С Р И И Ц Ы
К Б У Л Ц А К Р
А К В А К О Ч Ю
ОТВЕТЫ: игла, наперсток, булавка, спица, ножницы, крючок.

Итог мероприятия: работа мастер – классов.

Ребята отпускают смайлики разных цветов, в какой мастерской они хотели бы работать . Это и будет итогом работы. Работа мастер – классов может работать несколько дней.
Названия мастер – классов.