Монтажная таблица гибкой ошиновки 110 кв. Жест­кая оши­нов­ка ком­плект­ная. Сокращения в названии высоковольтного оборудования

Шинные опоры гибкой ошиновки типа ШОСК 110 предназначены для изоляции и крепления проводов ошиновки в распределительных устройствах электрических станций и подстанций на номинальное напряжение до 110 кВ. В качестве изоляторов в шинных опорах применяются опорные стержневые изоляторы с цельнолитой кремнийорганической защитной оболочкой типа ОСК 110. Шинодержатели шинных опор выполнены из алюминиевого сплава. Применение шинных опор типа ШОСК позволяет избежать ошибок при подборе соответствующих изоляторов и шинодержателей. Приведенные на рисунках присоединительные размеры шинных опор являются рекомендуемыми с целью унификации и могут быть изменены по запросу в случае необходимости.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШИННЫХ ОПОР ГИБКОЙ ОШИНОВКИ НА НАПРЯЖЕНИЕ 110 кВ

Наименование параметра

значение

Номинальное напряжение, кВ

Наибольшее рабочее напряжение, кВ

126

Испытательное напряжение полного грозового импульса для шинных опор 2 и 3 степени загрязнения соответственно, кВ

Испытательное переменное кратковременное напряжение в сухом состоянии, кВ

Испытательное переменное кратковременное напряжение под дождем, кВ

Уровень радиопомех, дБ, не более

Нормированная механическая разрушающая сила на изгиб, на уровне верхнего фланца, кН, не менее:

Механическая разрушающая сила при сжатии, кН, не менее 140

Допустимое тяжение проводов, кН

Максимальная масса закрепляемых проводов или узлов аппаратов с учетом гололеда по условию обеспечения сейсмостойкости 9 баллов, кг *

Степень загрязнения по ГОСТ 9920

Сейсмостойкость с номинальной и максимальной нагрузками от веса проводов и узлов аппаратов по шкале MSK-64, баллов, не менее *

Допустимая скорость ветра без гололеда, м/с

Допустимая скорость ветра при гололеде с толщиной стенки 20 мм, м/с

Примечание: *) Более подробную информацию по сейсмостойкости шинных опор при различных массах закрепленных элементов электроустановки можно посмотреть по

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ШИННЫХ ОПОР ГИБКОЙ ОШИНОВКИ НА 110 кВ

Обозначение шинной опоры гибкой ошиновки

Колич.
проводов

Сечение проводов, мм 2 , марок:

Диаметр проводов,
мм

Н стр.,
мм

Длина пути утечки, мм, не менее


Рис.

А,
АКП,
АН,
АЖ,
АНКП,
АЖКП

АС,
АСКС,
АСКП,
АСК

ШОСК 110-1-4-2 УХЛ1

150;
185;
240;
300

70/72;
95/141;
120/19;
120/27;
150/19;
150/24;
150/34;
185/24;
185/29;
185/43;
205/27;
240/32;
240/39;

ШОСК 110-1-4-3 УХЛ1

ШОСК 110-2-4-2 УХЛ1

ШОСК 110-2-4-3 УХЛ1

ШОСК 110-1-5-2 УХЛ1

350;
400;
450;
500

185/128;
240/56;
300/39;
300/48;
300/67;
330/30;
330/43;
400/18;
400/22;
400/51;
400/64;
400/93
450/56;
500/27

ШОСК 110-1-5-3 УХЛ1

ШОСК 110-2-5-2 УХЛ1

ШОСК 110-2-5-3 УХЛ1

ШОСК 110-1-6-2 УХЛ1

550;
600;
650;
700;
750

500/26;
500/64;
500/204;
550/71;
600/72;
605/79
700/86

ШОСК 110-1-6-3 УХЛ1

ШОСК 110-2-6-2 УХЛ1

ШОСК 110-2-6-3 УХЛ1

Шинные опоры изготавливаются по ТУ 3494-026-54276425-2014

По согласованию с заказчиком возможно изготовление шинных опор для трех проводов, для проводов других диаметров и для любых расстояний между проводами в фазе.

СТО 56947007-29.060.10.005-2008

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО "ФСК ЕЭС"

Руководящий документ по проектированию жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 110-500 кВ


Дата введения 2007-06-25

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения стандарта организации - ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Основные положения".

Сведения о Руководящем документе

1 РАЗРАБОТАН: ООО Научно-производственное объединение "Техносервис-Электро"

2. ИСПОЛНИТЕЛИ: А.П.Долин; М.А.Козинова

3. ВНЕСЕН: Департаментом текущего планирования технического обслуживания, ремонтов и диагностики оборудования, Дирекцией технического регулирования и экологии ОАО "ФСК ЕЭС"

4. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ: приказом ОАО "ФСК ЕЭС" от 25.06.2007 N 176

5. ВВЕДЕН: ВПЕРВЫЕ

1 Введение

1 Введение

Область применения

Руководящий документ предназначен для проектирования жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 110-500 кВ и определяет область ее применения, а также требования к основным элементам и узлам: сборным шинам, ответвлениям, изоляционным (шинным) опорам, шинодержателям, компенсаторам температурных деформаций.

Руководящий документ рекомендуется к применению проектными организациями, заводами-изготовителями, испытательными центрами, а также эксплуатационными и монтажными предприятиями.

Нормативные ссылки

В настоящем Руководящем документе использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

, 7-е изд.

Правила устройства электроустановок , 6-е изд.

ГОСТ 10434-82 . Сварные контактные электрические. Классификация. Общие технические требования.

ГОСТ 14782-86 . Соединения сварные. Методы ультразвуковые.

ГОСТ 15150-69 . Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 1516.2-97 . Электрооборудование и электроустановки переменного тока на напряжение 3 кВ и выше. Общие методы испытаний электрической прочности изоляции.

ГОСТ 16962.1-89

ГОСТ 16962.2-90 . Изделия электротехнические. Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам.

ГОСТ 17441-84 . Соединения контактные электрические. Приемка и методы испытаний.

ГОСТ 17516.1-90 . Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам.

ГОСТ 18482-79 . Трубы, прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия.

ГОСТ Р 50254-92 *. Короткие замыкания в электроустановках. Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52736-2007 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 51155-98 . Арматура линейная. Правила приемки и методы испытаний.

ГОСТ 6996-66 . Сварные соединения. Методы определения механических свойств.

ГОСТ 8024-90 . Аппараты и электротехнические устройства переменного тока на напряжение свыше 1000 В. Нормы нагрева при продолжительном режиме работы и методы испытаний.

СНиП 2.01.07-85 . Нагрузки и воздействия.

СНиП 23-01-99 . Строительная климатология.

РД 34.45-51.300-97 . Объем и нормы испытаний электрооборудования.

Термины и определения

В настоящем Руководящем документе используются следующие термины с соответствующими определениями:

Жесткая ошиновка - ошиновка ОРУ и ЗРУ, выполненная жесткими шинами, как правило, из труб алюминиевых сплавов.

ОРУ (ЗРУ) с жесткой ошиновкой - распределительное устройство (РУ), у которого сборные шины и/или шины внутриячейковых связей выполнены жесткими шинами.

2 Область применения жесткой ошиновки

2.1 Жесткая ошиновка может использоваться в ОРУ всех напряжений. Выбор вида ошиновки ОРУ и ЗРУ (жесткой или гибкой) определяется технико-экономическими требованиями и зависит от параметров электроустановки: напряжения, рабочего тока, тока короткого замыкания (КЗ), схемы электрических соединений, требований, предъявляемых к конструкциям ОРУ, а также ожидаемых климатических воздействий.

2.3 Конструктивно может быть оправдано сочетание гибких и жестких проводников, например жестких сборных шин и гибких внутриячейковых связей.

3 Технические требования к элементам жесткой ошиновки

3.1 Жесткая ошиновка включает в себя жесткие шины, шинодержатели, компенсаторы температурных деформаций, спуски или ответвления, изоляторы или изоляционные опоры, строительные конструкции и другие узлы.

3.2 Все элементы жесткой ошиновки должны отвечать:

- уровню номинального напряжения электроустановки;

- установленному уровню перенапряжений;

- наибольшему рабочему току;

- максимальным токам одно-, двух- и трехфазных коротких замыканий (КЗ);

- условиям окружающей среды , ;*
________________
* Здесь и далее ссылка на список использованной литературы.


- ожидаемому максимальному ветровому напору;

- ожидаемым наибольшим гололедным отложениям;

- максимальным и минимальным температурам воздуха;

- наибольшему (летнему) уровню солнечной радиации;

- степени загрязнения атмосферы;

- допустимому уровню радиопомех и отсутствию общей короны.

3.3 Жесткая ошиновка должна удовлетворять эстетическим и психологическим аспектам. В частности, шины не должны иметь значительных прогибов от собственного веса (включая вес ответвлений), а также собственного веса и веса гололедных отложений, вызывающих негативную реакцию эксплуатационного персонала.

Должны эффективно подавляться устойчивые ветровые резонансные колебания шин (поперек воздушного потока), вызванные срывами вихрей при относительно малых скоростях ветра (даже в тех случаях, когда такие колебания не представляют опасности для шинной конструкции по условиям механической прочности).

3.4 Высокие технико-экономические показатели ОРУ с жесткой ошиновкой могут быть достигнуты в результате использования следующих решений:

- индустриальных шинных конструкций высокой заводской готовности, в том числе блочных комплектных подстанций (распределительных устройств), быстромонтируемых модулей и т.п.;

- компоновок ОРУ, позволяющих сократить занимаемую площадь, а также материалоемкость, благодаря использованию конструкций с жесткими шинами, в сочетании с другим прогрессивным оборудованием (элегазовыми выключателями, пантографическими и полупантографическими разъединителями, комбинированными измерительными трансформаторами и др);

- металлоконструкций опор и порталов из коррозионностойких сталей или сталей с надежным антикоррозионным покрытием, а также облегченных предварительно-напряженных железобетонных стоек и лежней;

- сокращением сроков строительства ОРУ, снижению объемов или полным отказом от проведения сварочных работ на монтажной площадке, низким профилем ошиновки и др.;

- удобством проведения диагностического контроля, что обеспечивает надежность работы ошиновки.

4 Выбор материала, формы сечения, длины пролета сборных шин, ответвлений и внутриячейковых связей

4.1 В ОРУ или ЗРУ (далее - РУ) напряжением 110-500 кВ рекомендуется использовать жесткие трубчатые шины (шины кольцевого сечения) наиболее оптимальные по условиям короны, радиопомех, материалоемкости, охлаждения, ветровой и электродинамической стойкости.

Возможно применение плоских и пространственных шин-ферм (изготовленных из труб относительно небольшого диаметра), прежде всего при создании длинно-пролетных конструкций. Применение таких конструкций требует отдельного технико-экономического обоснования.

4.2 В качестве материала жестких шин РУ 110 кВ и выше следует использовать алюминиевые сплавы, обладающие высокой прочностью при хорошей электрической проводимости. Этим требованиям отвечает прежде всего сплав 1915Т, а также АВТ1 (и их зарубежные аналоги).

4.3 Жесткими могут выполняться сборные шины, а также внутриячейковые связи нижнего яруса. Внутриячейковые связи верхнего яруса, как правило, выполняются гибкими (сталеалюминевыми) проводами. Отдельные участки сборных шин и внутриячейковых связей нижнего яруса также могут быть гибкими. Вопрос о выборе типа шин определяется, прежде всего, конструктивными соображениями и технико-экономическими показателями.

Следует учитывать, что допустимые расстояния между фазами, а также между токоведущими частями и заземленным оборудованием в РУ с жесткими проводниками существенно ниже, чем с гибкими. Вместе с тем расстояния между проводниками внутриячейковых связей, как правило, определяются расстоянием между фазами выключателей. Поэтому выбор типа проводников здесь определяется конструктивными соображениями, удобством монтажа и строительства с учетом технико-экономических показателей.

4.4 Жесткие трубчатые шины в ОРУ должны иметь в торцевых частях заглушки, которые препятствуют гнездованию птиц. Целесообразно предусматривать отверстия в заглушках шин для циркуляции воздуха или дренажные отверстия в нижней части шин в местах их наибольшего прогиба от собственного веса и веса ответвлений для слива конденсата.

4.5 Длина пролета сборных шин (расстояние между соседними изоляционными опорами), как правило, выбирается равной шагу ячейки. Допускается использовать пролеты кратные шагу ячейки или равные половине (или менее) шага ячейки.

4.6 Наибольшая длина пролета (расстояние между опорами) определяется конструктивными соображениями и технико-экономическими показателями с учетом прочности шин, изоляционных опор, значением механических нагрузок, наличием жестких и гибких ответвлений. Она ограничивается допустимым прогибом шины от собственного веса, а также от собственного веса с учетом веса гололеда (п.9.11 настоящего Руководящего документа).

Длина целого (или сварного) участка шины обычно принимается равной длине пролета (рис.1, а). Допускается использовать целые (или сварные) шины, длина которых равна двум и более пролетам (рис.1, б, в). Такие шины оправдано использовать в качестве внутриячейковых связей.

Рис.1 Шинные конструкции с одно-, двух- и многопролетными неразрезными шинами

Рис.1 Шинные конструкции с одно-, двух- и многопролетными неразрезными шинами: 1 - изоляторы; 2 - шины; 3 - шинодержатели; - компенсаторы тепловых расширений

4.7 Высота расположения шин определяется требованиями и выбирается с учетом обеспечения проезда ремонтных механизмов, уровня напряженности электрического поля на высоте равной росту человека, параметров применяемого оборудования, особенности схемы электрических соединений и компоновки оборудования, а также задачей снижения общего профиля (высоты) ОРУ.

4.8 Шины могут непосредственно монтироваться на опорных изоляторах, измерительных трансформаторах или электрических аппаратах (рис.1, рис.2, а), на надставках, закрепленных на изоляторах (рис.2, б, в) или жестких шинах нижнего яруса.

Рис.2 Варианты установки шин на опорных изоляторах: непосредственная установка на изоляционные опоры; крепление на вертикальных стойках; крепление на V-образных надставках. опоры, изоляторы, шины, надставки

Рис.2 Варианты установки шин на опорных изоляторах: а - непосредственная установка на изоляционные опоры; б - крепление на вертикальных стойках; в - крепление на V-образных надставках. 1 - опоры, 2 - изоляторы, 3 - шины, 4 - надставки

4.9 Материал и профиль надставок, как правило, аналогичен шинам. Надставки могут выполняться в виде вертикальных стоек, V-образных и других конструкций, расположенных в плоскости осей изоляторов каждой фазы (рис.2, б, в, рис.3, а) или в виде наклонных стоек (рис.3, б, в). Надставки могут выполняться в одной, двух или трех фазах в зависимости от конструктивных соображений.

Рис.3 Сборные шины на вертикальных и наклонных, надставках

Рис.3 Сборные шины на вертикальных а) и наклонных б), в) надставках: 1 - изолятор, 2 - шина; 3 - ответвление; 4 - разъединитель.


Следует учитывать, что установка сборных шин на надставках приводит к увеличению изгибающих моментов на изоляционные опоры при электродинамических и ветровых воздействиях, а также к дополнительному расходу материала шин.

4.10 Ответвления от жестких трубчатых шин, а также соединения отдельных участков шин должны выполняться сваркой, опрессовкой (для гибких проводников спусков) или сертифицированными обжимными разъемными соединениями заводского изготовления. Разъемные соединения (в том числе шинодержатели - компенсаторы) должны быть доступны для диагностического тепловизионного контроля термографическими приборами с уровня земли. Сварные соединения должны выполняться в заводских условиях. В исключительных случаях эти работы могут проводиться на месте монтажа под контролем представителей завода-изготовителя.

4.11 При выполнении сварных соединений шин из алюминиевых сплавов следует учитывать, что в результате отжига происходит снижение прочности материала (п.9.14). Не рекомендуется выполнять сварные соединения на участке шины с наибольшим изгибающим моментом (механическим напряжением) при статических и динамических нагрузках.

4.12 Расстояния между жесткими шинами РУ 110 кВ и выше, а также между токоведущими частями и заземленным оборудованием должно отвечать требованиям с учетом возможных наибольших отклонений проводников и изоляционных опор при наибольшей расчетной скорости ветра и после отключения двух- и трехфазных КЗ.

4.13 Для крепления жесткой ошиновки используются фарфоровые и полимерные опорные изоляторы и изоляционные опоры.

В качестве исключения допускается использовать крепления шин на подвесных гирляндах изоляторов к порталам (рис.4). Такое решение позволяет сократить расстояния между фазами по сравнению с гибкими шинами (проводами). Однако, как правило, решение с жесткими шинами на подвесных гирляндах изоляторов по технико-экономическим показателям уступает традиционным решениям с гибкими проводниками.

Рис.4 Крепление жестких шин на подвесных изоляторах

Рис.4 Крепление жестких шин на подвесных изоляторах

4.14 Шины должны отвечать условиям нагрева в рабочих режимах (нагрузочной способности), термической, электродинамической и ветровой стойкости, а также отвечать условиям проверки на корону, отстройки от устойчивых резонансных колебаний (п.4.6, раздел 8 настоящего Руководящего документа).

5 Проектирование демпфирующих устройств и способы подавления ветровых резонансных колебаний

5.1 Трубчатые шины в ОРУ подвержены вихревым возбуждениям (ветровым резонансам, эоловым колебаниям), которые сопровождаются колебаниями поперек воздушного потока. Такие колебания вызывают усталостные повреждения, прежде всего контактных соединений, ослабление болтовых креплений конструкции, а также негативное психологическое воздействие на эксплуатационный персонал.

5.2 Для борьбы с ветровыми резонансными колебаниями следует использовать технические решения, обеспечивающие увеличение рассеяния энергии при колебаниях шины в вертикальной плоскости (поперек воздушного потока).

5.3 Снижению уровня амплитуды колебаний и повышению эффективности отстройки от устойчивых ветровых колебаний способствует уменьшение диаметра шины, снижение частоты собственных колебаний (например, путем установки на шину дополнительных грузов).

5.4 Для отстройки от резонансов возможна установка на шины специальных элементов (например, интерцепторов), препятствующих синхронному срыву вихрей по длине шины.

Использование интерцепторов допустимо только после натурных испытаний (опытной эксплуатации отдельных пролетов), так как их неправильная расстановка может провоцировать вихревые возбуждения.

Шина (участок шины) с установленными интерцепторами должна испытываться на отсутствие короны и радиопомех согласно требованиям п.4.13 .

5.5 Достаточное рассеяние энергии и эффективное подавление устойчивых резонансных колебаний обеспечивают:

- установленный внутри шины провод, трос или стержень;

- конструкционное демпфирование в узлах крепления шины (в шинодержателях).

Целесообразно использование шинодержателей специальной конструкции, увеличивающих рассеяние энергии при колебаниях шин.

5.6 Допускается проверять эффективность принятых конструктивных решений для подавления устойчивых резонансных колебаний (за счет достаточного рассеяния энергии) на основе экспериментального определения декрементов затухания при колебаниях шины в вертикальной плоскости (при амплитуде колебания равной от 1 до 5 диаметров шины) и результатов расчетов, согласно указаниям п.2.6 ГОСТ Р 50254-92 . Расчет следует проводить без учета гололедных отложений, так как наличие гололеда за счет увеличения массы способствует снижению уровня амплитуды резонансных колебаний.

5.7 При недостаточном уровне рассеяния энергии для подавления ветровых резонансных колебаний шин следует увеличить длину проложенного внутри шины троса до величины равной длине пролета, использовать шинодержатели другого конструктивного исполнения, обеспечивающие более высокое трение в опорном сечении шины, применить шины большей массы или рекомендации пп.5.3 и 5.4 настоящего Руководящего документа.

6 Проектирование внутриячейковых связей и ответвлений

6.1 Нижние внутриячейковые связи и ответвления могут выполняться жесткими трубами или сталеалюминиевыми проводами. Выбор проводников определяется, прежде всего, конструктивными и технико-экономическими соображениями, с учетом удобства монтажа. Верхние ячейковые связи целесообразно выполнять гибкими. Допускается использование жестких проводников с учетом рекомендаций п.п.4.11 и 4.14 настоящего Руководящего документа.

6.2 Требования к жестким проводникам внутриячейковых связей изложены в разделе 4 и 5 настоящего Руководящего документа, гибкие проводники выбираются согласно требованиям действующих нормативных документов.

6.3 Жесткие ответвления от сборных шин выполняются Г-образными (верхними, нижними), арочными и другими (рис.5).

Рис.5 Варианты жестких ответвлений: Г-образное верхнее; Г-образное верхнее в две стороны; арочное верхнее; Г-образное нижнее; изолятор; шины; ответвление; разъединитель

Рис.5 Варианты жестких ответвлений: а - Г-образное верхнее; б - Г-образное верхнее в две стороны; в - арочное верхнее; г - Г-образное нижнее; 1 - изолятор; 2 - шины; 3 - ответвление; 4 - разъединитель

6.4 Соединения сборных шин и жестких ответвлений следует выполнять сертифицированными креплениями обжимного типа заводского изготовления или с помощью сварки, которая производится на заводе-изготовителе. Элементы со сварными соединениями используются при монтаже в виде узлов комплектного типа.

В исключительных случаях допускается выполнять сварочные работы на месте монтажа под контролем представителей завода-изготовителя.

Сварные соединения целесообразно выполнять на заводе-изготовителе и использовать как узлы ответвления комплектного типа.

6.5 Ответвления от сборных шин гибкими проводниками можно осуществлять прессованными зажимами, приваренными к жестким шинам на заводе или с помощью специальных сертифицированных креплений обжимного типа заводского изготовления, приведенными на рис. 6.

Рис.6 Пример узла ответвления гибкого проводника от сборной шины, выполненный с помощью присоединения обжимного типа заводского изготовления

Рис.6 Пример узла ответвления гибкого проводника от сборной шины, выполненный с помощью присоединения обжимного типа заводского изготовления.

6.6 Присоединение жестких трубчатых шин к плоским зажимам аппаратов может выполняться переходниками, соединенными с шиной сваркой или шинодержателями-переходниками заводского изготовления, обеспечивающими необходимый электрический контакт (рис.7), а при необходимости - компенсацию температурных деформаций жесткой шины. Электрические аппараты не должны испытывать дополнительные нагрузки от температурных деформаций шин.

Рис.7 Вариант исполнения узла присоединения трубчатой шины к аппарат

Рис.7 Вариант исполнения узла присоединения трубчатой шины к аппарату

6.7 Длина пролета внутриячейковых связей нижнего яруса обычно меньше длины пролета сборной шины. В этом случае жесткие внутриячейковые связи испытывают меньшие результирующие нагрузки (электродинамические, ветровые, гололедные, от собственного веса), чем сборные шины. Поэтому допускается использовать в качестве материала внутриячейковых связей менее прочные алюминиевые сплавы, чем в сборных шинах, но обладающие большей электрической проводимостью (АВТ1, АД33 и др. взамен 1915Т), если использование разных сплавов снижает материалоемкость ошиновки и отвечает всем другим требованиям.

6.8 Длина пролета шин нижнего яруса внутриячейковых связей определяется расстояниями между аппаратами, другим оборудованием ячейки и конструктивными соображениями.

7 Проектирование компенсаторов температурных деформаций и шинодержателей

7.1 Температурные деформации (удлинения и сжатия) шин не должны приводить к дополнительным усилиям на изоляционные опоры, аппараты, измерительные трансформаторы и другое оборудование, а также к дополнительным механическим напряжениям в материале шин.

7.2 Свободное продольное перемещение шин во всем возможном интервале их температур обеспечивают компенсаторы температурных деформаций. Компенсация температурных удлинений за счет деформации в узлах поворотов не допускается.

7.3 Наименьшая температура шины равна минимальной температуре воздуха в районе расположения ОРУ. Наибольшая температура шины наступает при КЗ с наибольшими ожидаемыми током и длительностью. С запасом наибольшую температуру шин можно принять равной допустимой температуре шины при КЗ 200 °С (п. 9.9 настоящего Руководящего документа).

7.4 Компенсаторы температурных деформаций устанавливаются в опорных сечениях шины и могут выполняться в виде единого узла с шинодержателем.

7.5 Компенсацию температурных удлинений шин обеспечивают гибкие связи, которые рекомендуется выполнять из сталеалюминиевых или алюминиевых проводов. Количество проводов должно быть не менее двух. Суммарное сечение проводов определяется их суммарной нагрузочной способностью и термической стойкостью.

7.6 Гибкие связи (провода) компенсаторов температурных деформаций могут крепиться непосредственно к шинам или к обжимным шинодержателям заводского изготовления (рис.8). В последнем случае продольные перемещения шин обеспечиваются за счет возможности перемещения отдельных элементов шинодержателей.

Рис.8 Примеры температурных компенсаторов с различным способом крепления гибких связей: к шинам; к шинодержателям

Рис.8 Примеры температурных компенсаторов с различным способом крепления гибких связей: а) к шинам; б) к шинодержателям

7.7 При монтаже шины используются шинодержатели двух исполнений:

1) обеспечивающие фиксированное крепление шины (препятствующие ее продольному перемещению);

2) имеющие свободное крепление (со свободным продольным перемещением) шины.

7.8 Неразрезной (цельный, сварной) участок шины должен иметь только один узел фиксированного крепления.

Если неразрезной отрезок шины равен длине пролета (рис.1, а), то на одной опоре (изоляторе) пролета устанавливается узел фиксированного крепления, а на другой опоре - свободного.

7.9 В узлах фиксированного крепления разрезных шин (рис.1, а) гибкие проводники выполняют функции электрической связи, а в узлах свободного крепления, кроме того, компенсаторов температурных деформаций.

7.10 Помимо основного назначения (п.7.9) гибкие связи компенсаторов выполняют функции экранов в узле крепления шины. Эффективность экранирования проверяется согласно указаниям п.9.4 настоящего Руководящего документа.

При отсутствии гибких связей, а также при неудовлетворительных результатах испытаний на корону с гибкими связями, необходима установка отдельного электростатического экрана.

7.11 Шинодержатели (компенсаторы температурных деформаций) в узлах свободного крепления шины должны обеспечивать продольные перемещения шины при гололедных отложениях.

7.12 Следует отдавать предпочтение шинодержателям, обеспечивающим наименее трудоемкий монтаж ошиновки (в том числе исключающий или до минимума снижающий объем сварочных работ и опрессовку гибких элементов конструкции). Этим требованиям в наибольшей степени отвечают шинодержатели обжимного типа, имеющие в узлах свободного крепления компенсаторы температурных деформаций (рис.8, б).

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Жест-кая оши-нов-ка ком-плект-ная про-из-вод-ства ООО «Т-ЭНЕРГИЯ» пред-на-зна-че-на для вы-пол-не-ния элек-три-че-ских со-еди-не-ний меж-ду вы-со-ко-вольт-ны-ми ап-па-ра-та-ми от-кры-тых (ОРУ) и за-кры-тых (ЗРУ) рас-пре-де-ли-тель-ных устройств 35-500 кВ. Жест-кая оши-нов-ка мо-жет при-ме-нять-ся вме-сте с гиб-кой, на-при-мер, в ви-де со-че-та-ния жест-ких сбор-ных шин с гиб-ки-ми внут-ри-я-чей-ко-вы-ми свя-зя-ми.
Ком-плек-ты жест-кой оши-нов-ки на но-ми-наль-ные то-ки от 630 А до 4000 А из-го-тав-ли-ва-ют-ся как для ти-по-вых, так и для нети-по-вых схем рас-пре-де-ли-тель-ных устройств.

В со-ста-ве жест-кой оши-нов-ки ис-поль-зу-ют-ся уни-каль-ные, с точ-ки зре-ния на-деж-но-сти, со-еди-ни-тель-ные эле-мен-ты - ли-тые ши-но-дер-жа-те-ли с гиб-ки-ми свя-зя-ми. Ши-но-дер-жа-те-ли слу-жат для вос-при-я-тия ме-ха-ни-че-ских уси-лий, воз-ни-ка-ю-щих в уз-лах со-еди-не-ний, гиб-кие свя-зи ис-поль-зу-ют-ся для со-зда-ния на-деж-ных элек-три-че-ских кон-так-тов меж-ду то-ко-ве-ду-щи-ми ча-стя-ми. Ли-тые ши-но-дер-жа-те-ли с гиб-ки-ми свя-зя-ми ис-поль-зу-ют-ся для со-еди-не-ния шин меж-ду со-бой и для при-со-еди-не-ния к обо-ру-до-ва-нию. Для луч-шей адап-та-ции к усло-ви-ям вза-им-но-го рас-по-ло-же-ния со-еди-ня-е-мых шин, кон-крет-ным осо-бен-но-стям кон-струк-ции вы-со-ко-вольт-ных ап-па-ра-тов и др. раз-ра-бо-та-но несколь-ко мо-ди-фи-ка-ций ши-но-дер-жа-те-лей. В рас-пре-де-ли-тель-ных устрой-ствах 220 кВ со-еди-не-ния шин гиб-ки-ми свя-зя-ми вы-пол-ня-ют-ся ме-то-дом об-жим-ки.

Тех-ни-че-ские ха-рак-те-ри-сти-ки до 110 кВ

6(10) кВ ОЖК 35 кВ ОЖК 110 кВ
6 (10) 35 110
7,2 (12) 40,5 126
Но-ми-наль-ный ток, А до 2500, 3150, 4000 1000, 1250, 1600,
2000, 2500, 3150, 4000
3 3
до 50 до 50
<0,1 сек), кА до 128 до 128
32 32
20 20
Ка-те-го-рия раз-ме-ще-ния 1 1,3
У, ХЛ, УХЛ У, ХЛ, УХЛ
16 16
до 9 до 9

Тех-ни-че-ские ха-рак-те-ри-сти-ки 220 - 500 кВ

На-име-но-ва-ние па-ра-мет-ра
ОЖК 220 кВ ОЖК 330 кВ ОЖК 500 кВ
Но-ми-наль-ное на-пря-же-ние, кВ 220 330 500
Наи-боль-шее ра-бо-чее на-пря-же-ние, кВ 252 363 525
Но-ми-наль-ный ток, А 1000, 1600, 2000, 2500, 3150 1600, 2500, 3150
Вре-мя про-те-ка-ния то-ка тер-ми-че-ской стой-ко-сти, сек. 3 3
Но-ми-наль-ный крат-ковре-мен-ный ток тер-ми-че-ской стой-ко-сти (3 сек.), кА до 50 до 63
Наи-боль-ший ток элек-тро-ди-на-ми-че-ской стой-ко-сти (удар-ное зна-че-ние <0,1 сек), кА до 128 до 160
Мак-си-маль-ный ско-рост-ной на-пор вет-ра, м/с 32 36
До-пу-сти-мая тол-щи-на стен-ки льда, мм 20 25
Ка-те-го-рия раз-ме-ще-ния 1,3 1
Кли-ма-ти-че-ское ис-пол-не-ние и ка-те-го-рия раз-ме-ще-ния по ГОСТ 15 150 У, ХЛ, УХЛ У, ХЛ, УХЛ
Мак-си-маль-ный ско-рост-ной на-пор вет-ра при го-ло-ле-де, м/с 16 16
Сей-смич-ность рай-о-на в бал-лах по шка-ле MSK-64 до 9 до 9






















«Группа «СВЭЛ» осуществляет строительство блочных комплектных трансформаторных подстанций (КТПБ) на класс напряжения 35, 110, 220 кВ (ТУ 3412-001-63920658-2009), выполняя функции генподрядчика (под ключ).

КТПБ предназначены для приема, преобразования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока промышленной частоты 50 Гц, которые могут использоваться, на территории Российской Федерации и за рубежом для электроснабжения промышленных объектов нефтегазодобывающей и горнодобывающей отрасли, предприятий машиностроения, железнодорожного транспорта, городских и коммунальных потребителей, сельскохозяйственных районов и крупных строительств.

Типовые варианты КТПБ разработаны на основании альбома «Типовые схемы принципиальные электрические распределительных устройств напряжением 6-750 кВ, подстанции и указания по их применению» №14198тм-т1, институт «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ» г. Москва — 1993 г.

КТПБ рассчитаны для наружной установки на высоте не более 1000 м над уровнем моря и работы в условиях, соответствующих исполнениям УХЛ и ХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150.

Блочные комплектные трансформаторные подстанции на класс напряжения 35; 110; 220 кВ, разработанные специалистами «группы «СВЭЛ» (код ОКП 34 1200), это современные компоновочные решения, отвечающие Правилам Устройства Электроустановок (ПУЭ), а также требованиям и рекомендациям ОАО «ФСК ЕЭС».

Основные параметры и характеристики КТПБ соответствуют значениям, указанным в таблице «Технические параметры КТПБ».

В настоящем каталоге приведены описание, основные характеристики, схемы и другая техническая информация на КТПБ в целом и комплектующие входящие в подстанцию.

Обозначение изделия:

Пример обозначения подстанции:

КТПБ — 110 — 4Н — 16 — УХЛ1

КТПБ — Комплектная трансформаторная подстанция блочная;
110 — Номинальное напряжение = 110 кВ;
4Н — схема электрических соединений РУ;
16 — Мощность трансформатора = 16000 кВА;
УХЛ1 — климатическое исполнение УХЛ, категории размещения 1 по ГОСТ 15150.

Технические параметры КТПБ

№ п/п Наименование параметра Характеристика Примечание
ОРУ 220 кВ ОРУ 110 кВ ОРУ 35 кВ Сторона 6(10) кВ
1 Номинальное напряжение, кВ 220 110 35 - -
высшее 220 110 35 - -
среднее 35, 110 35 - - -
низшее 6, 10, 35 6, 10 6, 10 - -
2 Мощность силового трансформатора, кВА До 125000* До 63000* До 16000* - *Принимается в соответствии с требованиями проекта на ПС
3 Номинальный ток, А
ячеек ОРУ 1000, 2000 630, 1000, 2000 630, 1000 - По схемам: 110-12…13; 220-7…14.
шкафов ввода КРУ - - - 630, 1000, 1600, 2500, 3150 См. каталог «Комплектные распределительные устройства»
цепей линий и перемычек max 1000 max 630 max 630 - -
цепей силовых трансформаторов 630 630 630 - -
сборных шин 1000, 2000 1000, 2000 630, 1000 - -
4 Сквозной ток короткого замыкания (амплитуда), кА 65, 81* 65, 81* 26 51, 81* *Для ячеек ОРУ и сборных шин с Iн=2000А
5 Ток термической стойкости в течении 3 сек, кА 25, 31,5 25, 31,5 10 - -
6 Климатическое исполнение и категория размещения У — ХЛ категории размещения 1 ГОСТ 15150
7 Район по ветру I — V ПУЭ (изд. 7)
8 Район по гололёду I — VII ПУЭ (изд. 7)
9 Степень загрязнения атмосферы I — IV ГОСТ 28856
10 Сейсмичность площадки Строительства, баллов 7 — 9* По шкале МSK-64; *усиленное исполнение опорных метал-локонструкций
11 Средний срок службы КТПБ, лет 30 -

Конструкция

Комплектность

КТПБ может включать в себя:

  • силовые трансформаторы (автотрансформаторы);
  • открытые распределительные устройства (далее ОРУ) 220, 110, 35, 6(10) кВ;
  • жесткую и гибкую ошиновку;
  • кабельные конструкции;
  • шкафы вторичной коммутации;
  • контактно-натяжную арматуру;
  • комплектно-распределительные устройства наружной установки КРУ (10) 6 кВ;
  • общеподстанционный пункт управления (ОПУ);
  • порталы;
  • осветительные мачты и освещение;
  • заземление;
  • фундаменты;
  • грозовую защиту (молниеотводы и тд.);
  • ограждение ПС.

Комплектность КТПБ может изменяться в соответствии с индивидуальными требованиями проекта и заказчика и должна быть отражена в опросном листе на подстанцию.

Силовые трансформаторы

Устанавливаемые на КТПБ силовые трансформаторы, разработанные и изготавливаемые предприятием «Группы «СвердловЭлектро» («СВЭЛ Силовые — Трансформаторы»), применяются для объектов энергетики, электрифицированного транспорта и подстанций промышленных предприятий мощностью до 250 МВА на классы напряжения до 220 кВ (типов ТДН, ТРДН, ТДТН) по номенклатуре ГОСТ 12965-85. Также могут применяться силовые трансформаторы, изготовленные отечественными и зарубежными производителями.

Потребителями преобразовательных трансформаторов являются заводы электролиза цветных металлов и продуктов химии, электроприводы прокатных станов и электродуговые печи в металлургии, электрифицированный железнодорожный и промышленный транспорт, специальные электрофизические исследовательские установки. Трансформаторы соответствуют всем требованиям ГОСТ 16772-77.

ОРУ (Открытые распределительные устройства)

ОРУ 6 (10), 35, 110, 220, в составе КТПБ, представляют собой распределительные устройства, в состав которых входят опорные металлоконструкции с установленным на них высоковольтным оборудованием, жесткая ошиновка, элементы гибкой ошиновки, кабельные конструкции, шкафы вторичной коммутации, элементы заземления. Опорные металлоконструкции под высоковольтное оборудование изготавливаются в блочном и блочно-модульном исполнении (ТУ 5264-002-63920658-2009 «Металлоконструкции для блочных комплектных трансформаторных подстанций на напряжение 6(10) — 220 кВ).

Опорные металлоконструкции сертифицированы в соответствии с системой ГОСТ Р, качество и несущая способность металлоконструкции подтверждены расчетами и протоколами испытаний:

Протокол испытаний № 19-10 от 16.03.2010 Испытательного центра «Ставан-тест» ОАО «Уральский институт металлов», рег. № РОСС RU. 0001.22ЭФ05 от 28.05.2007

Протокол испытаний №15.04.10 от 05.04.2010 Испытательного центра «УралНИИАС» ОАО «Уральский научно-исследовательский институт архитектуры и строительства», рег. № РОСС RU.0001.22СЛ07 от 04.12.2009

ОРУ 110 кВ (Схема 110-4Н)

  1. Блоки опорные.
  2. Высоковольтное оборудование, в том числе оборудование ВЧ-связи.
  3. Ошиновка жесткая.
  4. Контактно-натяжная арматура.
  5. Кабельные конструкции.
  6. Шкафы вторичной коммутации.
  7. Опорные изоляторы.
  8. Порталы.
  9. Элементы заземления и грозозащиты.
  10. Площадки обслуживания


Рисунок 1 — Состав ОРУ-110 кВ разработки группы «СВЭЛ»

Рисунок 2 — Пример компоновки ОРУ-110 кВ (схема 110-4Н) разработки группы «СВЭЛ»

Опорные металлоконструкции в зависимости от конструктивного исполнения рассчитаны на восприятие сейсмических нагрузок, соответствующих сейсмичности площадки строительства до 9 баллов включительно по шкале MSK — 64. Металлоконструкции имеют антикоррозионное покрытие для защиты от внешних источников воздействия, выполненное методами горячего или холодного цинкования, либо лакокрасочным покрытием.

На ОРУ устанавливается высоковольтное оборудование отечественного и зарубежного производства, сертифицированное ОАО «ФСК ЕЭС», которое предусмотрено в схемах электрических соединений главных цепей (см. раздел «Схемы главных соединений»). Блоки с высоковольтным оборудованием 110, 220 кВ поставляются на объект в разобранном виде. Блоки с оборудованием на класс напряжения 35 кВ могут поставляться, как в разобранном состоянии, так и в собранном состоянии высокой заводской готовности (опорные металлоконструкции, высоковольтное оборудование, элементы ошиновки, шкафы вторичной коммутации, цепи вторичной коммутации (обвязка), кабельные лотки и тд.).

Металлоконструкции могут быть изготовлены под любой тип высоковольтного оборудования, как отечественного, так и зарубежного производства с учетом индивидуальных требований проекта. Блоки с оборудованием, которые применяются в качестве основного решения при строительстве и реконструкции распределительных устройств 6(10) — 220 кВ, легко монтируются, что объясняется применением болтовых соединений взамен монтажной сварки на объекте.

На блоки с оборудованием входящие в состав ОРУ различных классов напряжения, разработан широкий номенклатурный перечень изделий «блоков» (см. ниже), который постоянно обновляется.

Каждый типовой блок имеет условное обозначение, который содержит информацию о составе и взаимном расположении оборудования, размещаемых на металлоконструкции, высоте такого блока и межфазовых расстояниях оборудования. Применение такого обозначения удобно для выбора требуемого исполнения блока и для правильного оформления заказа на его изготовление без затрат времени на дополнительное согласование.

Металлоконструкция с установленным высоковольтным оборудованием имеет следующее обозначение:

Сокращения в названии высоковольтного оборудования:

ВЗ — высокочастотный заградитель
ВК — выключатель
ЗЗ — заземлитель
КЗ — короткозамыкатель
КМ — кабельная муфта
КС — конденсатор связи
ОД — отделитель
ОИ — опорный изолятор
ШО — шинная опора
ОПН — ограничитель перенапряжений
ОПНн — ограничитель перенапряжений нейтрали
ПР — предохранитель
РЗ — разъединитель
СИ — счётчик импульсов
ТН — трансформатор напряжения
ТТ — трансформатор тока
ТСН —трансформатор собственных нужд
ФП — фильтр присоединения

Пример обозначения блока:

Б. 110. ВК — 25 / 14,5 — УХЛ1

Б — блок опорный,
ВК — выключатель,
25 — высота опорной металлоконструкции 25 дм = 2500 мм.,
14,5 — расстояние между фаз в выключателе 14,5 дм = 1450 мм.,
УХЛ1 — климатическое исполнение УХЛ, категория размещения 1.

Рисунок 3 — Блок разъединителя Б.220.Р3.2(1)-25,8/35,7-УХЛ1

Рисунок 4 — Блок разъеденителя, трансформаторов тока, опорных изоляторов Б.220.Р3.2/ТТ/ОИ-25/35,7-УХЛ1

Рисунок 5 — Блок конденсаторов связи Б.220.ВЛ-25,8/35-УХЛ1 и Блок выключателя Б.220.ВК-18/23-УХЛ1

Рисунок 6 — Блок выключателя Б.220.ВК-25,8/35,7-УХЛ1

Рисунок 7 -Блок выключателя Б.110.ВК-0,7/14,6-УХЛ1 и Блок разъеденителя Б.110.Р3.2(1)-25/20-УХЛ1

Рисунок 8 — Блок выключателя Б.110.ВК.-22,3/17,5-УХЛ1 и Блок опорных изоляторов Б.110.ОИ-24,5/20-УХЛ1

Рисунок 9 — Блок приёма ВЛ Б.110.ВЛ-24,6/26-УХЛ1 и Блок трансформаторов тока Б.110.ТТ-21/20-УХЛ1

Рисунок 10 — Блок заземления нейтрали Б.110.3Н-32/00-УХЛ1 и Блок трансформаторов напряжения Б.110.ТН-22/20-УХЛ1

Рисунок 11 — Блок конденсаторов связи Б.110.КС-24,6/20-УХЛ1 и Блок ограничителей перенапряжения Б.110.ОПН-26,6/20 УХЛ1

Рисунок 12 — Блок выключателя с ОПН (для двухобмоточного силового трансформатора) Б.035.ВК/Р3.2/ОПН-14/10-УХЛ1 и Блок выключателя с ОПН (для трёхобмоточного силового трансформатора) Б.035.ВК/ТТ/РЗ/ОПН-14/10-УХЛ1

Рисунок 13 — Блок трансформатора напряжения Б.035.ТН/Р3.1/ПР/ОИ-20/10-УХЛ1 и Блок контроля напряжения Б.035.ТН/Р3.1/ПР/ОИ-20/10-УХЛ1 (компактный)

Рисунок 14 — Блок разъединителя Б.035.Р3.2.(1)-21/10-УХЛ1 и Блок опорных изоляторов Б.035.ОИ-35/10-УХЛ1

Рисунок 15 — Блок опорных изоляторов Б.010.ОИ-23/05-УХЛ1

Металлоконструкция с установленным высоковольтным оборудованием имеет следующее обозначение:


Пример обозначения блочно-модульной конструкции:

КБМ. 110. ВК/ РЗ/ ТТ — УХЛ1

КБМ — конструкция блочно-модульная,
110 — номинальное напряжение 110 кВ,
ВК/ РЗ/ ТТ — Выключатель/ Разъединитель/ Трансформаторы тока,
УХЛ1 — климатическое исполнение УХЛ, категория размещения 1

Ошиновка жёсткая

Жесткая ошиновка, разработанная специалистами «г руппы «СВЭЛ» предназначена для передачи и распределения электрической энергии между высоковольтными аппаратами в составе как открытых (ОРУ), так и закрытых распределительных устройств КТПБ. Жесткая ошиновка изготавливается, согласно технических условий 0ЭТ.538.002 ТУ «Ошиновка жесткая для открытых распределительных устройств на классы напряжения 6 (10) — 220 кВ». Применение жесткой ошиновки позволяет отказаться от применения шинных порталов, установки фундаментов под них, прокладки гибкой ошиновки, это ведет к уменьшению землеотвода распределительного устройства, сокращению строительно-монтажных работ, экономии материалов.


Рисунок 16 — Ошиновка жёсткая по схеме 110-4Н

Обозначение жёсткой ошиновки:

Параметры жёсткой ошиновки

Конструктивно жёсткая ошиновка выполняется из следующих элементов и узлов :

  • Шины трубчатого и плоского сечения из алюминиевого сплава 1915.Т, который при хорошей электрической проводимости обладает достаточно высокой прочностью;
  • Узлы крепления шин, которые выполнены в виде стальных скоб круглого, либо плоского сечения, расположенных на опорной пластине. Узлы крепления позволяют выполнять жесткое закрепление шины (консоль), либо свободное закрепление, обеспечивающее возможность продольного перемещения шины при возникновении температурных деформаций (шарнир);
  • Компенсаторы температурных деформаций выполнены из алюминиевого провода марки А по ГОСТ 839-80. Сечение провода выбирается исходя из значения номинального тока. Компенсаторы выполняют так же роль токоведущих гибких связей между шинами.

Узлы крепления шин:

Узел крепления шины 110 кВ.
Крепление горизонтальной шины к пластине опорной шины осуществляется стальными скобами круглого сечения с резьбой

Рисунок 17 — Узел крепления шины 110 кВ

Узел крепления шины 220 кВ.
Крепление горизонтальных шин осуществляется гнутыми скобами из листовой стали

Рисунок 18 — Узел крепления шины 220 кВ

Жесткая ошиновка рассчитана на номинальные токи от 1000 А до 2000 А.
Внешняя поверхность шин может быть окрашена лакокрасочным покрытием, либо цветовая маркировка выполняется маркировочными кольцами, которые изготавливаются из термоусаживаемой трубки. Цвет в соответствии с фазировкой, согласно ПУЭ.
Ошиновка рассчитана для наружной установки на высоте не более 1000 м над уровнем моря и работы в условиях, соответствующих исполнениям УХЛ и ХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150.
В настоящий момент ведется разработка жесткой ошиновки с применением литых шинодержателей.

Рисунок 19 — Конструкции литых шинодержателей

Рисунок 20 — Жесткая ошиновка на литых шинодержателях

Преимущества ошиновки с литыми шинодержателями

  • Повышенная механическая надежность

Применение болтовых соединений вместо сварных при монтаже шин позволяет избежать опасности отжига металла и снижения механической прочности шин на участках со сварными швами.

  • Высокая эксплуатационная надежность электрических контактов

Поскольку все механические усилия, возникающие в узлах соединения шин, воспринимаются литыми шинодержателями, это позволяет исключить негативное влияние таких усилий на состояние электрических контактов в гибких связях.

  • Компенсация тепловых расширений и отклонений фундаментов

Литыми шинодержателями обеспечивается возможность свободного перемещения шин при температурных изменениях длины, а также при небольших отклонениях фундаментов, возникающих при строительстве и эксплуатации.

  • Высокая скорость и простота монтажа и демонтажа ошиновки

Ошиновка имеет высокую степень заводской готовности. Применение литых шинодержателей и болтовых соединений позволяет производить монтаж быстро и без применения сварочной техники, а так же выполнять быструю замену шин.

  • Долговечное цветовое обозначение (маркировка) фаз

Маркировка фаз выполняется отрезками высоковольтной термоусаживаемой трубки производства компании «WOER» ™. Данное цветовое покрытие обладает широким диапазоном рабочих температур, влагостойкостью, длительным сроком службы при сохранении цветовых свойств и универсальностью (маркировка возможна на любом участке шины любой протяженности по желанию заказчика). Данное цветовое обозначение соответствует требованиям ПУЭ.

  • Высокие демпфирующие свойства

Применение литых шинодержателей позволяет значительно снижать или полностью гасить амплитуду ветровых резонансных колебаний системы жестких шин за счет рассеивания энергии колебаний на большой поверхности трения в литых шинодержателях (они выполняют роль демпфера).

Контактно-натяжная арматура

Контактно-натяжная арматура применяется для электрического соединения высоковольтных аппаратов. На подстанциях производства «группы «СВЭЛ» применяется сертифицированная контактно-натяжная (линейная, сцепная, поддерживающая, натяжная, защитная, соединительная) арматура, которая не требует обслуживания, ремонта и замены в течении всего срока эксплуатации.

Включает в себя следующие компоненты:

  • токопроводящие гибкие связи: провода алюминиевые, либо сталеалюминиевые по ГОСТ 839-80. Марка провода, сечение и количество проводов в фазе определяется исходя из проектной документации на ПС в зависимости от номинальных токов и требований ПУЭ;
  • контактные аппаратные зажимы: типовые сертифицированные изделия, используются для присоединения гибких связей к контактным выводам высоковольтного оборудования. Выбираются в зависимости от сечения провода, а так же типа и материала контактных пластин оборудования;
  • натяжные и поддерживающие элементы: типовые зажимы, предназначенные для прокладки гибких связей в пределах ОРУ в соответствии с требованиями ПУЭ, а так же для присоединения к ЛЭП.

Кабельные конструкции

  • Разводка силовых и контрольных кабелей осуществляется по навесным кабельным конструкциям (лоткам), как зарубежного, так и отечественного производства. Навесные лотки крепятся непосредственно на опорных металлоконструкциях. Кабели спускаются в наземные кабельные трассы при помощи спусков. Применение навесных кабельных лотков позволяет отказаться от прокладки наземных кабельных трасс вдоль ОРУ, что экономит сроки монтажа и затраты на подстанцию.
  • Прокладка кабелей вторичных цепей от оборудования до кабельных лотков, и от лотков до клеммных шкафов, выполняется в металлорукавах или в пластиковых гофрированных трубах.
  • Необходимость включения в поставку подвесных кабельных конструкций оговаривается в опросном листе на подстанцию.
  • Расположение кабельной трассы определяется проектной организацией.

Комплектные распределительные устройства (КРУ) 10 (6) кВ

Разработанные специалистами группы «СВЭЛ» КРУ 10 (6) кВ, применяются в качестве распределительных пунктов КТБМ. КРУ — СВЭЛ комплектуется отдельными шкафами, в каждом из которых размещается аппаратура одного присоединения к сборным шинам.

Разработанные КРУ обладают рядом преимуществ:

  • возможность установки внутри ячеек любого типа оборудования;
  • конструкция КРУ — СВЭЛ выполнена из блоков, что способствует быстрой реализации желаний заказчика (достаточно поменять блок);
  • малые габариты, что достигается посредством максимального использования внутреннего пространства;
  • конструкция не имеет сварных соединений, соединения болтовые либо клепанные, что позволяет применять оцинкованный лист во всех элементах КРУ — СВЭЛ;
  • двойное покрытие металлоконструкций металлопорошковым покрытием позволяет избежать появления коррозии в течении 25 — 30 лет.

Более подробная техническая информация по КРУ содержится в каталоге «Комплектные распределительные устройства серии КРУ — СВЭЛ».

Общеподстанционный пункт управления

Общеподстанционные пункты управления (ОПУ) разработаны и используются для бесперебойной работы по передаче и распределению электроэнергии. ОПУ представляет собой модульное здание, в котором сосредоточена подстанционная аппаратура вспомогательных цепей релейной защиты, автоматики и управления, аппаратуры высокочастотной связи и телемеханики.

ОПУ состоит из отдельных функциональных блоков, которые стыкуются между собой и собираются в отдельное помещение. В этом помещении смонтированы низковольтные комплектные устройства (НКУ) собственных нужд переменного и постоянного тока, устройства релейной защиты, автоматики, управления и сигнализации. В пункте предусмотрено все самое необходимое для штатного функционирования: электрическое отопление, освещение, вентиляция, а также осуществлен подвод кабелей и проводов внутренних связей.

Количество блоков в модуле ОПУ, компоновка вспомогательных помещений и вид панелей управления определяются проектной организацией индивидуально для конкретного объекта в соответствии с рекомендуемыми компоновками.

Как правило, в состав аппаратуры ОПУ входят:

  • Панели дифференциальной защиты силовых трансформаторов;
  • Панели автоматического регулирования силовых трансформаторов под нагрузкой;
  • Панели управления секционными выключателями;
  • Панели защиты линии верхнего напряжения;
  • Панели защиты по напряжению;
  • Ввод и распределение собственных нужд подстанции;
  • Шкаф управления оперативным током;
  • Комплект бесперебойного питания оперативным током;
  • Система центральной сигнализации;
  • Панели ВЧ-связи;
  • Панель телемеханики;
  • Клеммные шкафы.

Для подключения внешних контрольных кабелей предусмотрены шкафы промежуточных клемм, которые устанавливаются в каждом ряду НКУ РЗиА.

Освещение ОПУ выполнено светильниками с люминесцентными лампами. Отопление осуществляется электронагревателями, расположенными вдоль стен и в полу боксов. Управление отоплением — ручное или автоматическое.

ОПУ оборудовано естественной приточной вентиляцией через специальные жалюзийные окна и вытяжной принудительной вентиляцией с помощью вентилятора. В ОПУ возможна установка кондиционеров.

Порталы

Порталы разработаны и изготавливаются на основании типовых альбомов «Унифицированные стальные порталы открытых распределительных устройств 35 -150 кВ» №3.407.2-162, «Унифицированные железобетонные и стальные порталы открытых распределительных устройств 220-330 кВ» №3.407.9-149, разработанных Северо-Западным отделением института «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ», также порталы могут быть изготовлены по индивидуальным требованиям заказчика.

Порталы могут иметь покрытие методом горячего цинкования по ГОСТ 9.307, либо методом холодного цинкования (грунт ЦИНОЛ ТУ-2313-012-12288779-99, затем АЛПОЛ ТУ-2313-014-12288779-99).

В настоящее время разрабатываются порталы на болтовых соединениях.

Осветительные мачты и освещение

Для технологического освещения КТПБ применяются осветительные установки с двумя светильниками, направленными в противоположные стороны вдоль ячеек мощностью 1000 Вт каждый. Осветительные установки, как правило, крепятся к опорным металлоконструкциям приемных блоков опорных изоляторов, на высоте около 7 метров от уровня планировки. Конструкция установок позволяет обслуживать светильники непосредственно с земли.

Также для освещения КТПБ применяются прожекторные мачты, изготавливаемые по типовому альбому «Прожекторные мачты и отдельностоящие молниеотводы» №3.407.9-172, разработанному Северо-Западным отделением института «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ».

Заземление

Заземление металлоконструкций с высоковольтным оборудованием, корпусов силовых трансформаторов, шкафов КРУ и других металлических частей выполняется стальной полосой 4х40 ГОСТ 103-76, один конец которой крепится к оборудованию при помощи болтов заземления, а другой приваривается к балкам или рамам под электрооборудование опорной металлоконструкции. Опорная металлоконструкция заземляется непосредственно к контуру заземления подстанции путем сварки. Полоса заземления покрывается по месту в черный цвет. Контур заземления подстанции рассчитывается проектной организацией.

Фундаменты

Элементы КТПБ могут быть установлены на различные типы фундаментов. Тип фундаментов, а также их расположение определяется проектной организацией на основе инженерно-геологических изысканий.

Применяются фундаменты следующих типов:

  • заглубленный;
  • полузаглубленный;
  • мелкозаглубленный;
  • монолитный столбчатый;свайный (стойки УСО, винтовые сваи, буронабивные сваи, забивные сваи);
  • одиночный лежень;
  • сдвоенный лежень.

При установке опорных металлоконструкций на свайные фундаменты и лежни применяются переходные элементы (ростверки) к которым прикручиваются опорные плиты стоек металлоконструкций.

При установке на остальные типы фундаментов, опорные стойки металлоконструкций устанавливаются непосредственно на анкерные болты фундаментов. Опорные плиты стоек имеют отверстия Ш35 мм под анкерный болт М30, по квадрату 400х400 мм.

Возможна установка опорных металлоконструкций, на фундаменты исходя из индивидуальных требований проекта.

Грозозащита

Функцию внешней грозозащиты на объекте выполняют стержневые и тросовые молниеотводы (грозозащитные тросы), которые обеспечивают защиты от прямых ударов молнии. Молниеотводы устанавливаются на шинных порталах 35-220 кВ и опорах ЛЭП 35-220 кВ.

Система внешней грозозащиты, организованная по принципу молниеприёмной сетки, проектируется индивидуально под каждое конкретное сооружение.

Ограждение

Ограждение КТПБ изготавливается по собственной конструкторской документации. Ограждение представляет собой сетчатые панели (щиты), которые монтируются непосредственно на объекте путем приварки к стойкам из стальной трубы. По всему верхнему контуру ограждения КТПБ установлено ограждение колючее, спиралевидное ОКС 54/10 по ТУ-1470-001-39919268-2004.

Оформление опросного листа

  • Оформление опросного листа выполняется по установленной форме. Изменение формы, размеров и наполнения опросного листа не допускается. Форма опросного листа на КТПБ приведена на страницах 40-41 настоящего каталога. Формы опросного листа на КРУ и ОПУ заполняются в соответствии с каталогами на данные типы изделий.
  • Опросный лист, заверенный подписью и печатью заказчика, направляется заводу-изготовителю в 1 (одном) экземпляре.
  • Все графы опросного листа должны быть заполнены, в случае отсутствия данных в графах необходимо поставить прочерк.
  • В разделе «Устанавливаемое оборудование» необходимо указывать тип и полную характеристику оборудования, с отражением в графе «Доп. требования» условий влияющих на комплектность и конструкцию изделий входящих в КТПБ.
  • В разделе «Требования к жесткой ошиновке», необходимо указать значения токов термической и электродинамической стойкости, допустимого длительного тока жесткой ошиновки. Также необходимо указать вариант исполнения жесткой ошиновки (сварной вариант или на литых шинодержателях) и вариант маркировки (маркировочные кольца или сплошное покрытие).
  • В разделе «Климатические условия площадки строительства» обязательно заполнение всех граф, за исключением графы «Доп. требования». От корректного заполнения данного раздела зависит исполнение и материал опорных металлоконструкций и также конструкция и диаметр шин в жесткой ошиновке.
  • В разделе «Дополнительные требования» необходимо указать тип и высоту фундамента от уровня планировки (+0.000), а также при заказе навесных кабельных конструкций необходимо заполнение соответствующих граф.
  • В разделе «Комплектность поставки» обозначения блоков, указывается в соответствии, с обозначением указанным выше (см. раздел ОРУ). При заказе порталов и прожекторных мачт указывается их полное обозначение в соответствии с типовыми альбомами на данные изделия (см. раздел Порталы).
  • К опросному листу необходимо приложить однолинейную схему, план и разрезы подстанции, поле фундаментов и опор.

    Срок действия с 22.12.2015 по 21.12.2018 г.

    Получена лицензия «РосАтом» на конструирование оборудования для ядерной установки. Условия действия лицензии:

    Оборудование для ядерной установки, отнесенное к 2 и 3 классам безопасности
    — комплектные трансформаторные подстанции блочные серии КТПБ на напряжение 35, 110, 220 кВ;
    — подстанции трансформаторные комплектные серии КТПП и КТПН (БМ) мощностью от 25 кВА до 2500 кВА;
    — подстанции распределительные комплектные серии КРУН (БМ) на напряжение от 6 кВ до 35 кВ;
    — устройства комплектные распределительные серии КРУ на напряжение от
    6 кВ до 35 кВ;
    — низковольтные комплектные устройства распределения, управления и защиты типа НКУ.

    Срок действия с 04.07.2016 по 04.07.2026 г.

    Сокращение сроков разработки проекта

    • Использование каталогов на типовые изделия.

    Удобная процедура заказа

    • Использование условных обозначений для основных комплектующих КТПБ, что сокращает процедуру согласований заказа.

    Универсальность

    • Универсальность блоков — возможность установки любого типа высоковольтного оборудования с учетом индивидуальных требований проекта.

    Выполнение реконструкции существующих распределительных устройств

    • Блоки адаптированы под любой тип оборудования.
    • Жесткая ошиновка может устанавливаться на широкий перечень опорных изоляторов и разъединителей.
    • Разработка компоновки ОРУ с учетом индивидуальных требований проекта.

    Сокращение сроков поставки

    • Наличие разработанной конструкторской документации.

    Сокращение сроков монтажа

    • Применение болтовых соединений, взамен сварных, как в блоках с оборудованием, так и в жесткой ошиновке.
    • Проведение контрольной сборки на предприятии — изготовителе, что в свою очередь позволяет: исключить некомплектность поставки на объект; проверить собираемость изделий .
    • Применение жесткой ошиновки — позволяет отказаться от шинных порталов, установки фундаментов под них, прокладки гибких связей.

    Уменьшение площади сооружений распределительных устройств

    • Применение жесткой ошиновки позволяет отказаться от шинных порталов, что в итоге сокращает межячейковые расстояния.
    • Применение блочно — модульной конструкции позволяет сократить количество фундаментов по сравнению с блочными конструкциями .
    • Применение навесных кабельных конструкций позволяет отказаться от затрат на дополнительные работы по прокладке наземных кабельных конструкций .
    • Расположение шкафов вторичной коммутации непосредственно на опорной металлоконструкции блоков позволяет отказаться от затрат на установку отдельных фундаментов под них.
    • Позволяет отказаться от затрат на установку отдельных фундаментов под них.

Жесткая ошиновка предназначена для выполнения многопролетных сборных шин и электрических соединений между высоковольтными аппаратами в распределительных устройствах.

Жесткая ошиновка высокой заводской готовности по сравнению с гибкой ошиновкой позволяет снизить металлоемкость распределительного устройства на 30-50%, расход железобетона на 10-20%, объем строительно-монтажных работ и трудозатрат до 25% в зависимости от схем электрических соединений ОРУ и конкретных условий района строительства.

Распределительные устройства с жесткой ошиновкой не требуют строительства порталов, располагаются невысоко от земли, удобны для сборки и профилактических осмотров.


Конструкция

Комплекты жесткой ошиновки для открытых распределительных устройств 110, 220, 330, 500 и 750 кВ разработаны ЗАО «ЗЭТО» совместно с институтом «Нижегородскэнергосетьпроект», ЗАО НПО «Техносервис-Электро», НТЦ«ЭДС», ОАО «НТЦ Электроэнергетики».

Ошиновка представляет собой систему жестких шин. Конструкция каждой фазы сборных шин выполнена из ряда однопролетных шин, опирающихся своими концами на опорные изоляторы.

Для крепления ошиновки предусмотрены опорные изоляционные конструкции на 110, 220, 330, 500 и 750 кВ, выполненные на фарфоровых изоляторах, а также на полимерных (110 кВ). Однопролетные шины внутриячейковых связей закрепляются на контактных выводах высоковольтных аппаратов ОРУ.

Ошиновка сборных шин ОРУ выполнена из прессованных трубчатых шин алюминиевого сплава 1915Т, обладающего высокой прочностью, коррозионной стойкостью и хорошей свариваемостью. Электрическое соединение сборных шин между собой осуществляются токовыми компенсаторами обжимного типа. Присоединение зажимов для опрессовки гибких спусков, ответвлений к сборным шинам предусматривается болтовыми соединениями на месте монтажа.

Конструкция ошиновки обеспечивает надежную работу при динамических нагрузках, возникающих при коротких замыканиях.

С комплектами жесткой ошиновки в компоновках ОРУ используются разъединители пантографного, полупантографного и горизонтально-поворотного типа серий РПВ, РПГ и РГ. Взаимное расположение оборудования и строительных конструкций ОРУ учитывает возможность расширения ОРУ как в пределах первоначально принятой схемы, так и при переходе к более сложной схеме,

В комплект поставки входят: трубчатые шины, опорные изоляторы, токовые компенсаторы, шинодержатели, держатели для внутриячейковых связей, зажимы для присоединения гибких спусков. Дополнительно по заказу поставляются металлоконструкции под опорную изоляцию.

Технические характеристики

Параметр ОРУ-110 ОРУ-220 ОРУ-330 ОРУ-500 ОРУ-750
Номинальное напряжение (линейное), кВ 110 220 330 500 750
Наибольшее рабочее напряжение, кВ 126 252 363 525 787
Номинальный ток ошиновки и компенсаторов токовых, А 2000 2000 3150 3150 3150

Максимально допустимый ток одного провода, гибкого спуска, А*

для провода АС-120/19

для провода АС-150/24

для провода АС-185/29

для провода АС-240/32

для провода АС-300/39

для провода АС-400/51 (АС-400/64)

для провода АС-500/26 (АС-500/127,АС-500/64)

Номинальный кратковременный выдерживаемый ток (ток термической стойкости), кА

63

Наибольший пик номинального кратковременного выдерживаемого ошиновкой тока (ток электродинамической стойкости), кА

160
Время протекания тока термической стойкости, с: 3 3 3 3 3