Общее понятие о характере и его природе. Общее понятие о характере. Структура характера Что такое характер

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.

В психологии понятие характер (от греч. сharacter - “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества - свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе - такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые . Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность - свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.


Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер - это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни - главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности - это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов - городками, Д. И. Менделеев - чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения - его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем .

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis - “природа”, gnomon - “знающий”) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir - “рука” и manteia - “гадание”, “пророчество”) - система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В настоящее время характер как целостное личностное образование изучается в дифференциальной психологии, предметом которой являются индивидуально-психологические различия между людьми. Под характером понимается совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, обусловливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

В отличие от темперамента, зависящего от врожденных, анатомо-физиологических особенностей, и прежде всего от свойств нервной системы, характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и воспитания по мере того, как человек вступает в многообразную систему отношений с предметной действительностью и другими людьми. Теорию становления характера человека в зависимости от его отношений к действительности разработали В.Н. Мясищев и Б.Г. Ананьев. Сначала отношения осуществляются на конкретно-эмоциональном уровне. Они определяют переживания человека, особенности восприятия действительности, поведенческие реакции на внешние воздействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Повторяющиеся эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызывают более длительные психические состояния, которые постепенно закрепляются и становятся устойчивыми качествами личности, чертами характера.

три основные особенности черт характера : они должны быть достаточно выраженными, тесно взаимосвязанными с другими чертами и систематически проявляться в различных видах деятельности.

Понятия «черты личности» и «черты характера» часто употребляются как синонимы, но их следует различать. Личность как психологическое образование шире, чем характер, который является лишь одной из ее подструктур. Центральным звеном личности служит потребностно-мотивационная сфера. Доминирующие мотивы, ценности и цели определяют направленность личности. В структуру черт личности входят свойства, характеризующие ее направленность. Ради главных ценностей человек может проявлять разные черты своего характера или изменять их. В этом смысле личность - более высокая инстанция, чем характер.

Жизненный путь людей, отношения, в которые они вступают, условия воспитания характеризуются своеобразием. Различны у них и природные предпосылки развития индивидуальности, поэтому у каждого человека формируется свойственная только ему неповторимая совокупность черт и проявлений характера. Однако наряду с индивидуальными особенностями характеру каждого человека присущи и черты, общие с другими людьми. Это связано с тем, что схожие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют типические черты характера. Сущность характера заключается в единстве индивидуального и типического.

Характерообразующими являются не все отношения, а только наиболее значимые, связанные с удовлетворением основных жизненных, материальных и духовных потребностей человека.

Отношения к обществу и другим людям формируют нравственные черты характера: Гуманность, честность, принципиальность, справедливость, эгоизм, беспринципность, злобный нрав, лживость. В системе отношений к другим людям особую группу составляют коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость, недоверие, зависть, неприязнь.

В системе отношений человека к труду формируются волевые черты характера - целеустремленности, самостоятельности, терпеливости, лень, безответственность, недисциплинированность, несобранность.

Отношение к себе формируется в структуре самосознания человека как его когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты.

Немаловажными для человека являются и его отношения к вещам. Постепенно у ребенка складываются такие черты характера, как аккуратность, бережливость, щедрость, или негативные черты - неаккуратность, расточительность, жадность.

Кроме перечисленных, наиболее значимых для человека типов отношений, существует много других, например отношения к природе, к объектам искусства, творчеству, которые, повторяясь в различных жизненных ситуациях и закрепляясь в образе жизни, превращаются в черты характера.

В характере каждого человека есть и положительные, и отрицательные черты, хотя соотношение их может быть различным.

П.Б. Ганнушкин выделил три критерия, по которым их можно дифференцировать: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация.

Тотальность заключается в том, что психопатии проявляются всегда и везде независимо от конкретных условий, от вреда, который это может принести самому человеку или другим людям. Стабильность - в том, что они проявляются в течение многих лет, иногда всей жизни. У человека постоянно возникают трудности при взаимодействии с другими людьми - и в семье, и в учебе и на работе, что говорит о социальной дезадаптации. Тотальность, стабильность и социальная дезадаптация при акцентуациях характера также имеют место, но в меньшей степени и легче поддаются коррекции

43. СПОСОБНОСТИ, ЗАДАТКИ

Способности

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л.Рубинштейн).

· Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. (Б.М. Теплов).

способности - это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность - это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это действительность.

Способности человека обнаруживаются только в деятельности, при этом лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.

Рассматривая конкретно-психическую характеристику различных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности, - общие способности. К ним относятся, например, умственные способности, тонкость и точность ручных и других движений, развитая память, внимательность, память, воображение, речь и др. Вместе тем есть и совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности - специальные способности: музыкальные, художественные, математические, технические, литературные, спортивные и др.

Различают несколько уровней в развитии способностей людей:

одаренность - это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц.

Показатели одаренности: темп и легкость усвоения материала, широта переноса, время проявления, соотношение результатов с условиями.

талант - совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта -- высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;

гениальность - высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности: незаурядность в различных областях + доминирующая сторона, осознание способности, включенность способности в характер.

Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Патологическое снижение способностей получило название олигофрении.

Таким образом, обобщив все выше перечисленные свойства и особенности способностей, в современной психологии выделили условия развития и факторы, влияющие на развитие способностей.

Условия развития способностей:

· Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций

· Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.)

· В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

Простая деятельность - снижение интересов;

Очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации

Факторы, влияющие на развитие способностей:

· - исходная предпосылка - врожденные задатки

· - время выявления

· - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес

· - всестороннее развитие интересов и способностей

· - соперничество и сотрудничество

Кроме способностей существует понятие задатки.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.

Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются. При этом важно понять, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным.

Исключительно большую роль в развитии соответствующих способностей играют и потребностно-мотивационная сфера личности, желание и стремление человека заниматься тем или иным делом.

В целом формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятельствами:

1) наличием соответствующих задатков, предрасположенности;

2) потребностно-мотивационными особенностями личности;

3) социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.

Основные отличия задатков от способностей в следующем . Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не "требуют", чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Задатки, как и способности, могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.

К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, сердечнососудистой, желудочной. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо-физиологического строения ЦНС и внутренних органов человека. Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств, а двигательные относятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.

44СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Существуют два основных подхода к вопросу о предмете социальной психологии.

Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй – главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и положение личности в группе.

Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее: социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.

Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.

По мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психологии (закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений).

Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.

Проблема характера и его развития имеет давнюю историю и относится к сложным в психологии. Начало ее изучения и разработки приходится в сутки Древней Греции и связан с именами Платона, Протагора, Аристотеля, Феофраста (Теофраста). Вместе с тем это и вечно новая проблема, потому что возникает постоянно с рождением каждого ребенка, с появлением нового поколения и непременными заботами о его воспитании.

Интерес к этой проблеме был значительным в каждую эпоху исторического развития человеческого общества. Особенно остро стоит она сегодня в связи с переломными событиями в нашей стране.

Термин "характер" греческого происхождения (от глагола "царапать", "писать на камне, дереве или меди»). Сначала он обозначал инструмент для того, чтобы выработать чеканки, штамп или клеймо, печать; затем - образ чеканки, штампа, клейма, печать, приметы отпечатка. По образу печати или отпечатка определялась, например, ценность монеты. В Древней Греции образ чеканки начал применяться и к человеку, сначала для определения черт ее лица, а затем - особенностей поведения.

Издавна под термином «характер» понимают устойчивые особенности, совокупность устойчивых свойств или признаков, которые отличают предметы, явления. Однако в древности этот срок редко использовался. Даже в первой книге о характере ученика Аристотеля Феофраста, которая была написана примерно после 319 г. до н. Э. е., этот термин употребляется только один раз - в заголовке (книга называется "Характеры"). И только с XIX в. слово "характер" с различными оттенками своего общепринятого значения начинает широко использоваться и прочно входит в повседневную и научный язык.

В смысле устойчивой признаки, указывающая на различия, слово "характер" употребляется в естественных и гуманитарных науках. В этом смысле говорят о характере болезни, погоды, живописи, музыки, архитектуры. Несколько иное значение оно приобретает, когда говорят о характере человека.

По отношению к человеку раскрыть его характер - значит показать, устойчивые существенные черты или особенности ей присущи, отличающих ее от других людей, подчеркивают ее индивидуальное своеобразие, определяют поведение в целом, отношение к себе и другим людям, к деятельности и общества; позволяют предполагать, как она поступит в тех или иных ситуациях и при определенных обстоятельствах.

Характер играет основную роль в выявлении содержания внутреннего мира человека, в нем проявляется его "Я", ее жизненная позиция. В характере ярко и полно выражена сущность личности. И хотя личность не сводится только к характеру, знать характер - это, по сути, знать личность. В жизни люди так и делают. Они строят личные отношения на основе знаний о характере друг друга, то есть знание того, что их объединяет, а разъединяет.

Характер - самое ценное достояние личности. В общении людей его жизненное значение огромно. Людей с недобрым характером остерегаются и избегают, потому что они способны создать трудности и конфликтные ситуации там, где для них нет почвы, постоянно ускладнююють решения повседневных вопросов и тому подобное. Человек с дружелюбным характером привлекает, вызывает доверие и уважение к себе, является авторитетом и образцом поведения для других. Она становится для других наглядным мерилом нравственного совершенства. С ней легко преодолеваются жизненные трудности, решаются проблемы и конфликты, достигается взаимопонимание. Она способна к оказанию бескорыстной помощи и всегда с оптимизмом смотрит в будущее.

Выделяют несколько признаков характера.

Во-первых, под характером понимают качество личности, нечто особенное в психическом складе человека, отличает ее от других людей.

Во-вторых, подчеркивается стойкость характера и вместе с тем его пластичность.

В-третьих, признается выражение характера в поведении, или в виде формально-динамических качеств, так называемых непосредственных, первичных, быстрых, эмоционально окрашенных реакций на внешние воздействия; или в виде осознанных стремлений действовать согласно моральным нормам и принципам общежития.

В зависимости от того, какие признаки и в каком сочетании учитываются, термин "характер" в повседневной речи и науке используется в значении или способностей, или темперамента, или воли, или нравственной категории.

В смысле способностей термин "характер" чаще используется в повседневном обиходе. Например, обсуждая действия того или иного человека, мы обычно говорим: "Да, он способен (не способен) так сделать".

В.С Мерлин выдвинул положение, согласно которому черты характера и способности различаются только как различные аспекты психологического исследования. Эта теория, собственно, ставит знак равенства между способностями и характером, не совсем правомерно. Действительно, чтобы реализовать свои возможности, человеку нужно иметь сильный характер, и прежде всего обладать такими его чертами, как настойчивость, упорство, самостоятельность, вдумчивость, честность, трудолюбие и тому подобное.

Сложным является вопрос о соотношении характера и темперамента. Отождествление темперамента с характером имеет богатую и давнюю историю. В литературе не без оснований рассматривают учение Гиппократа о темпераменте как первую попытку определить различия в характерах людей. С тех пор долгое время понятие "характер" по сути, были включены в понятие «темперамент». Только в XVIII в. Кант разграничил эти понятия, понимая под темпераментом "то, что делает из человека природа", а под характером - "то, что она сама делает из себя". В истории отечественной и зарубежной психологии были попытки выделить характер с темперамента, рассматривать темперамент как центральное ядро характера. Во многом это отражено и в современной французской характерологии, где среди типов характера выделяют такие, как холерический, сангвинический и флегматичный, а также во многих распространенных за рубежом типологиях характера. С этих же позиций характер сводится к конституционным свойств личности, темперамент рассматривается как естественная основа характера, раскрываются связи темперамента и характера.

Не вызывает сомнения, что темперамент - это естественная основа характера и в той или иной степени он представлен в каждой его черте как ее динамическая характеристика. Но сводить характер к темпераменту неправомерно, поскольку, кроме динамической окраски, характерологическая действие выражает видение, оценки, желания, отношение человека к определенному явлению. Правда, при восприятии той или иной черты характера люди нередко обращают основное внимание на ее динамическую окраску, особенно если это окрашенность яркая, и не замечают содержательной стороны черты, оказывается. Возможно, что это и дает повод к спутывания темперамента и характера. Так, например, воспринимается со стороны реакция человека, возмущена несправедливостью.

Нередко характер сводится к свободе, которую называют "хребтом характера". Сторонники такого взгляда понимают под характером только взаимосвязи волевых черт, что, безусловно, обедняет понятие "характер". Значение волевых качеств в структуре характера, безусловно, велико. Более того, внешней визуально "ощутимой" стороной черт характера являются действия и поступки, в осуществлении которых участвует воля. В этом плане заслуживает внимания высказывания, что "нет характера без воли, нет и свободы без характера" Но, кроме волевых черт, в структуре характера необходимо выделять также моральные, эмоциональные и интеллектуальные особенности.

Нередко термина "характер" предоставляется этическое значение, особенно когда речь идет о воспитании характера у детей и юношества.

Безусловно, есть черты характера, в которых оказываются нормы нравственного поведения. Это моральные. От них следует отличать волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, которые, несмотря на то, что также несут определенную моральную нагрузку, прежде всего имеют специфический психологический смысл.

Таков спектр взглядов на характер, рассмотрение которых, с одной стороны, свидетельствует о необходимости отдифференцировать характер от его понимания в смысле способностей, темперамента, воли и нравственной категории, а с другой - подчеркнуть их тесную взаимосвязь.

В зарубежной литературе понятие "характер" употребляется в нескольких значениях в зависимости от того, какую психологическую школу представляет автор, однако в целом в понимании сути характера преимущественное значение придается наследственным и биологическим предпосылкам, зато роль социальных факторов уменьшается.

В украинском и русском характерологии характер рассматривается на основании принципа единства сознания и деятельности, принцип развития, комплексного и системного подхода (В. Абраменко, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, В. Мьясищев, М.Д. Левитов, И.В. Страхов и др.). Понятие "характер" названы авторы в основном определяют идентично, характер анализируют в единстве содержания и формы, отмечают влияние на него направленности личности.

Так, по Б.Г. Ананьев, характер выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для конкретной личности способе действий. По определению М.Д. Левитова, характер - это психический склад личности человека, который выражается в ее направленности и воли.

Вместе с тем в вопросе о том, определяется характер направленности личности или нет, некоторые психологи, в частности А.В. Петровский, занимают неопределенную позицию. Они признают обусловленность направленностью личности только некоторых черт характера.

Направленность - основной компонент личности, который выражает ее "Я" и составляет общественное лицо человека, его суть как субъекта познания и преобразования мира, как члена общества. Направленность является системой жизненных стремлений, которая охватывает то, что индивид хочет достичь в своей жизни, в чем он видит его смысл, побуждает его достигать поставленной цели и морально оправдывает его деятельность и поведение. Направленность воплощается в таких психических явлениях и их иерархических системах, как потребности, интересы, идеалы, мысли, мировоззренческие взгляды и убеждения.

То, из чего состоит направленность (представления, знания, взгляды, оценки, желания, стремления, склонности, потребности и т.п.), является субстратом характера, его внутренней, содержательной, мотивационной стороной. В каждой черте характера концентрированно, в виде сгустка, имеется определенная доля направленности, которая становится доступной восприятию отдельно от системы в относительно постоянных способах поведения, следовательно, доступной и независимой объективной оценке и самооценке, контроля и самоконтроля. Исходя из этого, характер - это целостный компонент личности, функция которого заключается в объективизации ее направленности в форме устойчивых черт, выраженных в специфических и относительно константных способах поведения.

Направленность и характер - самостоятельные структурные единицы личности, образующиеся одновременно с единого субстрата, но разными путями.

Направленность формируется как динамическая система жизненных стремлений человека, а проявление черт характера мотивируется направленностью, и вместе с тем каждая черта характера наиболее точно выражает сущность той или иной ее части.

Каждая из черт характера - это его "молекула", простая или сложная составляющая, которая имеет его свойства и способность к самостоятельному проявления. Характер же в целом существует только как системная совокупность взаимосвязанных устойчивых черт, благодаря которым реализуются оригинальность и самобытность "Я" личности, то есть по-новому раскрывается важный, истинный смысл ее направленности и подчеркивается ее индивидуальность.

Вопрос о соотношении понятий "личность" и "характер" издавна представлено в характерологии тремя взглядами. Некоторые авторы отождествляют личность и характер, другие - рассматривают характер отдельно от личности и изымают его из ее структуры, третьи - указывают на связь между ними, определяя личность как совокупность всех качеств человека, а характер - как своеобразие преимущественно эмоционально-волевых проявлений личности. Наиболее распространены первый и третий взгляды.

Так, например, Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что характер в виде формально-динамических особенностей поведения является предпосылкой формирования личности, но личность в своем развитии "снимает" характер. Развиваясь как личность, человек освобождается от характера, "теряет" его. Такие взгляды основаны на своеобразном понимании сути характера, отождествлении его с темпераментом.

Мы считаем, что развитие характера неразрывной с развитием других компонентов личности. Все составляющие личности развиваются синхронно и в тесном взаимосвязи. В раннем детстве и на невысоком уровне развития индивида фиксируется импульсивная, аффективная поведение, преобладают темпераментные реакции. Однако что сознательная человек, то разнообразнее и богаче становится ее характер за счет образования сложных и интегральных рис, все больше содержательных, способных сдерживать темпераментные реакции и тем самым все меньше динамично окрашенных. То есть, по мере развития и с возрастом характер приобретает равновесия, становится устойчивым, сформированным. Соответственно меняется и личность, в формировании отмечается переход от темпераментного самоутверждения к самовыражению в продуктах деятельности, в творчестве. Таким образом, происходит не «исчезновения» характера, а приобретение им той благородной социальной зрелости, которая вызывает уважение к личности.

Рассматривая вопрос о соотношении понятий личности и характера, следует отметить, что понятие личности является родовым и находится на высшей ступени в иерархической строении психологических знаний о человеке. Им обозначается конкретный человек, который обладает сознанием и самосознанием, со сложившимся мировоззрением, с устоявшейся системой жизненных позиций. Психологическое содержание личности раскрывается в ее направленности, способностях, темпераменте и характере и проявляется в особенностях этих сложных психических образований.

Таким образом, понятие "характер" следует отличать от понятия "личность". Характер имеет четкое психологическое назначения. Своеобразно объективируя направленность, он, наряду с темпераментом и способностями, открывает человека как индивидуальное и социальное "Я", как личность для всех и самого себя. Этим, в свою очередь, стимулируются процессы самосознания и самопознания, управления поведением, самовыражения и реализации творческих возможностей. Однако это не значит, что сколько людей - столько и характеров. Характер имеет как типовые варианты, так и индивидуальные различия в их пределах.