Определение уровня конформности. Исследование конформизма в студенческой группе

Сейчас модно вспоминать бурные 60-е и бросать вызов системе. Кто такие нонконформисты и конформисты? И могут ли они подружиться в тебе?

! Нонконформисты (от лат. non — «не» и conformis — «подобный») не приемлют ценностей общества. Помнишь, с чего начинали первые рокеры? Они отвергли все то, на чем зиждился мир финансов. Конформизм — наоборот, изменение своих установок в зависимости от среды.

Американский психолог Соломон Аш придумал такой эксперимент для изучения конформизма и авторитета группы. Представь, что тебя привели на тестирование зрения. Продемонстрировали эталонную палочку, а потом три другие и попросили показать, какая палочка из трех равна первой по длине. Вопрос задали не только тебе, но и десятку присутствующих. Все они говорят, что третья. А ты видишь, что третья короче эталонной. Что скажешь? А если группа будет настаивать? Доверишься своему глазомеру или большинству? «Сдавались» 75% участников. Только потом им говорили, что вся группа — подсадные утки. И это был тест не на зрение, а на конформизм, то есть на склонность разделять мнение окружающих. Оказывается, только ¼ всех людей более или менее способны идти против системы.

Был эксперимент и пострашнее. Участнику говорили, что он помогает проводить тест, он в роли «учителя». И был актер-«ученик», который за каждую ошибку в задании якобы получал разряд тока. На «учителя» давил автор всего эксперимента, социопсихолог Стэнли Милгрэм. Он говорил: «Продолжай, даже если ученик будет вопить. У тебя нет другого выбора, давай дальше». Разряд тока можно было повышать от «слабого» до «травмирующего». Актер издавал все более душераздирающие крики. Так вот, до «травмирующего» доходили 50% участников эксперимента независимо от пола и возраста. Люди послушно били током других просто потому, что так сказал какой-то ученый. Вывод: большинство людей — не просто конформисты, но еще и готовы на многое ради того, что «правильно», особенно если кто-то уверенно подтверждает, что это правда правильно.

Почему ты можешь отказаться от своего мнения, даже если оно верное?

В каждом человеке заложены две противоположности. С одной стороны, человек ценит ценит возможность быть своим в группе. С другой — возможность противопоставлять себя группе. Одним нравится быть среди сильного большинства и знать, что их не высмеют. Другим нравится эпатировать.

Абсолютно нормально, что в тебе есть и то и другое. В порядке вещей идентифицировать себя с другими, разделять их ценности.

Сегодня нонконформизм — модная субкультура. Формула «I run with...» говорит о том, с кем идентифицирует себя человек. У каждого должны быть люди, принимающие его таким, какой он есть. В твоем возрасте (то есть на этапе жизни, когда все стремительно меняется) есть потребность в чувстве, что кто-то будет рядом, назовет своей, позволит почувствовать принадлежность... Не пугайся, если тебе захочется покрасить волосы в белый, потому что так сделала половина фан-клуба любимой звезды. Просто пойми, что смысл не в цвете волос, а в поддержке друзей.

Субкультуры — два в одном. И протест, и повиновение. Для всего общества ты — другая, отрицаешь правила. Для своих ты — часть маленькой системы с уникальными правилами. Сейчас ты можешь быть попеременно хиппи, хипстером и умницей для мамы. И это нормально — несколько референтных групп, с которыми хочется себя ассоциировать.

Чтобы не стать белой вороной, гадким утенком и вообще сбежать из зоопарка, мы все чаще выражаем свой нонконформизм в Интернете. Это легко, не то что в 60-е или 80-е, когда свою принадлежность субкультуре нужно было еще доказать, порвав единственные джинсы. Сегодня все это не нужно: запостил остросоциальную картинку — и ты часть определенной группы. Главное — в Сети легко можно поменять свои убеждения без ущерба для имиджа и для реальной жизни. А вот если ты в реальности забрила полголовы, сделала татуировку-рукав и засветилась как вокалистка андерграундной группы, то тебе будет нелегко войти в круг домашних девочек, которые выгуливают йорков на поводочке и наряды apres ski.

Психологи говорят, что динамичная смена виртуальных нонконформистских течений помогает тебе стать более открытой и гибкой. Психологи это называют словом «адаптивность». В свою очередь, адаптивность — главный механизм успеха для конформиста. Внутри системы у тебя больше шансов на успех — факт. Другое дело, что даже те, кто пытается убежать из системы, все равно образуют систему. Поэтому попробуй себя во всем, что тебе правда интересно. И не выбирай между конформизмом и нонконформизмом. Это не жизненные доктрины и не ругательные слова — это просто две стороны гармоничной личности. Просто задавай себе время от времени вопрос: «Это правда то, чего я хочу и что мне нужно?»

Найди 6 различий

Конформист:

  • Уважает традиции.
  • Хочет баланса — быть для кого-то авторитетом, но при этом и самому смотреть на кого-то. Не принимать всю ответственность на себя.
  • Видя, как что-то входит в моду, подхватывает тренд, только когда все уже сделали это.
  • Изменяет имидж в зависимости от ситуации.
  • Любит чувствовать, что он на своем месте и что он — всем пример. Как пионер.
  • Уважает тех, кто многого добился в жизни и кто явно на своем месте.

Нонконформист:

  • Готов плевать на традиции и создавать собственные.
  • Авторитет? Это все субъективно. Ты можешь придумать кого угодно».
  • «Тренды? Нет, не слышала. Я первой надеваю то, что еще не вошло в моду. А захочу — и настоящий винтаж буду носить, мне все равно, что подумают!»
  • «У меня есть имидж, и я буду гнуть свою линию до конца».
  • «Я вне системы — если вы со мной, то я с вами. Если нам не по пути — без вас справлюсь».
  • «Уважаю себя. И право других людей на самоуважение».

Фото: Инга Погуляева, astrosystem, Zsolnai Gergely/Fotolia.com, Legion-Media

Инструкция:

Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и поду­майте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

Профиль личности

Очень похож на ме­ня

По­хож на меня

В не­которой степени

похож на меня

Не­много похож на ме­ня

Не по­хож на меня

Сов­сем не похож на ме­ня

1. Придумывать что-то новое и быть изобрета­тельным важно для не­го. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, что­бы у него было много денег и дорогих вещей.

3. Он считает, что важ­но, чтобы с каждым человеком в мире об­ращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

4. Для него очень важ­но показать свои спо­собности. Он хочет, чтобы люди восхища­лись тем, что он делает.

5. Для него важно жить в безопасном ок­ружении. Он избегает всего, что может угро­жать его безопасности.

6. Он считает, что важ­но делать много раз­ных дел в жизни. Он всегда стремится к но­визне.

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он счита­ет, что люди должны придерживаться пра­вил всегда, даже когда никто не видит.

8. Для него важно вы­слушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

9. Он считает, что важ­но не просить больше­го, чем имеешь. Он ве­рит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

10. Он всегда ищет по­вод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

11. Для него важно са­мому решать, что де­лать. Ему нравится быть свободным в пла­нировании и выборе своей деятельности.

12. Для него очень важно помогать окру­жающим. Он хочет за­ботиться об их благо­получии.

13. Для него очень важ­но преуспеть в жизни. Ему нравится произво­дить впечатление на других людей.

14. Для него очень важна безопасность его страны. Он счита­ет, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

15. Он любит риско­вать. Он всегда ищет приключений.

16. Для него важно все­гда вести себя долж­ным образом. Он хочет избегать действий, ко­торые люди сочли бы неверными.

17. Для него важно быть главным и указы­вать другим, что де­лать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

18. Для него важно быть преданным сво­им друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

19. Он искренне верит, что люди должны за­ботиться о природе. Заботиться об окружа­ющей среде важно для него.

20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следо­вать своим религиоз­ным убеждениям.

21. Для него важно, чтобы вещи содержа­лись в порядке и в чи­стоте. Ему действи­тельно не нравится беспорядок.

22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять раз­ные вещи.

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Со­действовать установле­нию мира между всеми группами людей на земле важно для него.

24. Он думает, что важ­но быть честолюби­вым. Ему хочется по­казать насколько он способный.

25. Он думает, что луч­ше всего поступать в соответствии с уста­новившимися тради­циями. Для него важ­но соблюдать обычаи, которые он усвоил.

26. Для него важно по­лучать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он ста­рается поддерживать тех, кого знает.

28. Он полагает, что всегда должен прояв­лять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть по­слушным.

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали спра­ведливо, даже с людь­ми, которых он не зна­ет. Для него важно защищать слабых.

30. Он любит сюрпри­зы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатле­ний.

31. Он очень старается не заболеть. Сохране­ние здоровья очень важно для него.

32. Продвижение впе­ред в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.

33. Для него важно прощать людей, кото­рые обидели его. Он старается видеть хоро­шее в них и не держать обиду.

34. Для него важно быть независимым. Ему нравится пола­гаться на себя.

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспоко­ится о сохранении об­щественного порядка.

36. Для него очень важ­но все время быть веж­ливым с другими людь­ми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо про­водить время очень важно для него.

38. Для него важно быть скромным. Он старается не привле­кать к себе внимание.

39. Он всегда хочет быть тем, кто принима­ет решения. Ему нра­вится быть лидером.

40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть час­тью ее. Он верит, что люди не должны изме­нять природу.

Ключ, обработка результатов, интерпретация методики Шварца.

Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:

  • на уровне нормативных идеалов и
  • на уровне индивидуальных приоритетов.

Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводится ниже (в таблице 2). В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому ти­пу ценностей. Средний балл по данному типу ценности по­казывает степень ее значимости.

При обработке первого раздела опросника - «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) - результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опрос­ника - «Профиль личности» - необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1 .

Таблица 1. Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.


При первичной обработке данных по каждой части оп­росника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. таблица 2). Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого.

Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый - имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Таблица 2. Ключ для обработки результатов

Тип ценностей

(10 основных ценностей)

Номера пунктов опросника

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

(уровень нормативных идеалов)- список 1 и 2

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

(уровень индивиду­альных приоритетов)

Конформность Conformity

Традиции Tradition

18, 32, 36, 44, 51

Доброта Benevolence

33, 45, 49, 52, 54

Универсализм Universalism

1, 17, 24, 26, 29, 30, 35, 38

3, 8, 19, 23, 29, 40

Самостоятельность Self-Direction

5, 16, 31, 41, 53

Стимуляция Stimulation

Гедонизм Hedonism

Достижения Achievement

Власть Power

Безопасность Security

8, 13, 15, 22, 56

5, 14, 21, 31, 35

Интерпретация, описание ценностей.

Приведем краткое определение мотивационных типов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):
- власть (Power) - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;
- достижение (Achievement) - личный успех в соответствии с социальными стандартами;
- гедонизм (Hedonism) - наслаждение или чувственное удовольствие;
- стимуляция (Stimulation) - волнение и новизна;
- самостоятельность (Self-Direction) - самостоятельность мысли и действия;
- универсализм (Universalism) - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;
- доброта (Benevolence) - сохранение и повышение благополучия близких людей;
- традиция (Tradition) - уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;
- конформность (Conformity) - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;
- безопасность (Security) - безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.
1. Власть (Power). Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности - подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.
2. Достижение (Achievement). Определяющая цель этого типа ценностей - личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.
3. Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).
4. Стимуляция (Stimulation). Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.
5. Самостоятельность (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.
6. Универсализм (Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.
7. Доброта (Benevolence). Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).
8. Традиции (Tradition). Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности - уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.
9. Конформность (Conformity). Определяющая мотивационная цель этого типа - сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).
10. Безопасность (Security). Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.
По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных - для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Прям даже как-то нервная дрожь пробежала, как буд-то кто-то за плечом стоял и считывал как раскрытую книгу)) Потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок. Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей и поэтому наиболее легко травмируемой мишенью. Замкнутость, избирательность в контактах, аналитический склад ума, вдумчивый подход к решению проблем, инертность в принятии решений. Тормозимые черты, преобладание стремления к покою, уединенности, всплески активности быстро сменяются фазой пассивности. Вышеописанные тенденции служат...

пояснения к тесту-я эгоистичная психопатка

Пояснения к тесту Данный опросник предназначен для измерения выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Кэттеллом в качестве модели структуры личности. Опросник содержит перечень следующих биполярных показателей: ШКАЛА ОТ 10 ДО 1, ОНА ПО УБЫВАНИЮ! (то есть, если А- 10, то это значит, что вы сдержанный и тп) A. сизотимия (сдержанный) - аффектотимия (общительный); B. высокий интеллект - низкий интеллект; C. сила "Я" (эмоционально устойчивый) - слабость "Я" (эмоционально неустойчивый); E. доминантность (самостоятельность, настойчивость) - конформность (зависимый от группы); F. сургенсия (беспечность) - десургенсия (серьезность); G. сила "Сверх-Я" (высокаясовестливость) -...

Для изучения конформности был выбран опросник Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО), в адаптации Л.Л. Собчика.

Метод диагностики межличностных отношений представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретический подход Г.С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, то есть формирующая личность идентификация со "значимыми другими". В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия.

Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, их количество составляет 128.

Тест был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования с помощью ММР1. В период работы над созданием адаптированного отечественного варианта теста была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Лири, и определенными индивидуально-личностными паттернами, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками.



Факторы метода интерперсональной диагностики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типологическими тенденциями. Сопоставление восьми октантов метода ДМО (каждый из которых выявляет определенный стиль межличностного взаимодействия индивида с окружающей средой) с системой координат, отражающей структуру индивидуально-личностной типологии, показало достоверность их сопряженности (r = 0,73).

Кроме того, данные, полученные с помощью метода ДМО, позволили по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогатили социально-психологическое исследование малых групп, о чем будет подробно рассказано ниже.

Метод диагностики межличностных отношений отличается от оригинальной методики Т. Лири в основном интерпретационным подходом. Также была проведена работа по адаптации вербального стимульного материала методики. Разработан более удобный и быстрый способ регистрации и подсчета данных, кроме того, значительно расширена сфера применения теста в контексте социометрического исследования.

Первые публикации по применению метода интерперсональной диагностики и его адаптированного варианта в нашей стране относятся к 1972 г была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах .

Опросник содержит 128 лаконичных характеристик, по которым испытуемый сперва оценивает свое актуальное "Я" на момент обследования. Каждая из этих характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сетка - регистрационный лист, на котором номера от 1 до 128 размещены таким образом, чтобы дальнейший подсчет баллов по каждому из восьми октантов был максимально упрощен. Оценив себя по пунктам опросника, испытуемый должен на сетке зачеркнуть крестом номера, соответствующие тем чертам, которые он у себя обнаружил, оставляя незачеркнутыми остальные номера, соответствующие отсутствующим у испытуемого свойствам.

Инструкция: «Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то зачеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если "нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальные внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек?»

После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется Ключ, с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров в каждом, формирующие 8 октантов.

Количество зачеркнутых испытуемым номеров в каждом блоке вносится в таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант стиля межличностного поведения.

Описание октантов.

I. Властный-лидирующий. Умеренные показатели (до 8 баллов включительно) отражают уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя. При более высоких баллах (до 12 баллов) - нетерпимость к критике, переоценку. собственных возможностей, при баллах выше 12 - дидактический стиль высказываний, императивную потребность командовать другими, черты деспотизма.

II. Независимый-доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях в пределах 8-ми баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими (9-12 баллов), с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе - выше 12.

III. Прямолинейный-агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант отражает искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).

IV. Недоверчивый-скептический. Для этого стиля межличностного поведения характерны реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов), которые перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством другими и подозрительностью (при показателях 12-16 баллов).

V. Покорный-застенчивый. Отражает такие особенности межличностного поведения как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких показателях - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

VI. Зависимый-послушный. При умеренных показателях - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях - сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

VII. Сотрудничающий-конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность степени выраженности данного стиля проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

VIII. Ответственный-великодушный. Этот вариант межличностного поведения проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности (до 8 баллов). Высокие баллы свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок, подчеркнутом альтруизме.

Низкие оценки по этому фактору имеют личности общительные, для которых много значит одобрение общества, это светские люди. Высокие оценки имеют люди, которые часто разобщены с группой и по роду занятий являются индивидуалистами - писатели, ученые и преступники!1

Этот фактор является центральным в факторе второго порядка «зависимость - независимость».

Следует особо учитывать, что показатели по этому фактору могут характеризовать определенную социабельность личности и имеют постоянную связь с критериями реальной жизни.

По существу, Кеттелл считает, что этот фактор является «мыслящей интроверсией» и в формировании такой модели поведения существенную роль играют как семейные, так и общественные традиции. Таких людей характеризует довольно высокая степень осознанности в выборе линии поведения.

  • 1 -3 стена - предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит общение и восхищение, зависит от них. Склонен идти с группой. Необязательно общителен, скорее ему нужна поддержка со стороны группы.
  • 4 стена - зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов (групповая зависимость).
  • 7 стенов - самоудовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый.
  • 8-10 стенов - независим, склонен идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Он не считается с общественным мнением, но не обязательно играет доминирующую роль в отношении других (см. фактор Е). Нельзя считать, что люди ему не нравятся, он просто не нуждается в их согласии и поддержке.

Вопросы по Фактору Q2

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

  • верно;
  • иногда;

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

  • затрудняюсь сказать;

49. Я бы скорее предпочёл провести два летних месяца:

  • в деревне с одним или двумя друзьями;
  • затрудняюсь сказать;
  • возглавляя группу в туристическом лагере;

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:

  • верно;
  • иногда;
  • неверно;

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

  • иногда;

100. Я предпочитаю игры:

  • где надо играть в команде или иметь партнёра;
  • не знаю;
  • где каждый играет за себя;