Отдел урегулирования убытков: чем занимается, специфика работы. Регламент по урегулированию простых и сложных убытков в автостраховании Урегулирование по осаго

КАСКО является добровольным элементом автострахования, но приобретение полиса помогает избежать значительных финансовых потерь при наступлении дорожно-транспортного происшествия.

Многие владельцы транспортных средств считают, что страховка им не понадобится. Поэтому при возникновении они теряются в процедуре оформления и получении возмещения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Во избежание появления неприятных ситуаций из-за собственного незнания, необходимо тщательно разобрать все нюансы и особенности процедуры урегулирования убытков по КАСКО.

Общий обзор процедуры

При наступлении дорожно-транспортного происшествия необходимо соблюдать определенный алгоритм действий, для скорейшего и благополучного разрешения ситуации. В первую очередь необходимо обратиться в соответствующую службу: ГИБДД, МЧС, ОВД. Выбор зависит от обстоятельств аварии. Второй обязательный момент – это звонок в страховую компанию.

Основную роль в процедуре играет оформление необходимых документов. Без них получить компенсационные выплаты невозможно. Полный перечень обязательных к предъявлению сведений отражаются в страховом договоре или же на сайте компании.

Многие нюансы зависят от типа полиса и сопутствующих дополнительных услуг. К примеру, страховщик может предоставить собственный эвакуатор или комиссара от компании, который поможет с оформлением бумаг.

Важно помнить, что после наступления страхового случая следует сразу же уведомить свою фирму, так как сроки обращения ограничены.

Основные параметры услуги

Требования по документам

Документальное оформление страхового события – это необходимый момент в получении страховых выплат. Правильность составления, полнота пакета документов, сроки предоставления – всё это влияет на решение страховщика. Поэтому стоит тщательно разобрать вопрос, касающийся документов.

В частности, для оформления понадобятся следующее:

  • полис и квитанция о его оплате;
  • паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации;
  • в некоторых случаях требуют талон техосмотра;
  • водительские права лица, которое находилось за рулём во время ДТП;
  • справку из ГИБДД.

Кроме того, в зависимости от особенностей аварии могут быть запрошены:

  • доверенность от собственника автомобиля;
  • справка от гидрометеослужбы;
  • справка из следственных органов;
  • при наличии ОСАГО понадобится также экземпляр извещения;
  • справка из противопожарной службы.

Только после сбора всех необходимых документов можно подавать заявление в свою страховую компанию, чтобы возместить полученный ущерб

Порядок действий

Правильность действий застрахованного лица после наступления ДТП во многом определяют дальнейшее протекание дела в страховой компании.

Знание шагов поможет обеспечить эффективность деятельности, как страховщика, так и его клиента:

  1. На месте ДТП вызвать ГИБДД или другие необходимые службы для документального оформления происшествия. Получить у сотрудников заполненные бумаги, справки.
  2. После ДТП посетить отделение страховой компании для подачи заявления с полным пакетом документов.
  3. При рассмотрении заявки сотрудник компании выносит решение о необходимости осмотра транспортного средства. Если автомобиль на ходу, то экспертиза проводится непосредственно на стоянке страховщика. В противном случае специалист согласовывает время и место с клиентом для проведения осмотра.
  4. В течение 10 дней с момента подачи заявления страховая компания обязана определить: выплатить компенсацию или отказать. Если было принято решение о неудовлетворении запроса, то нужно уведомить клиента о причинах отказа.
  5. Выплаты производятся не позднее 5 дней с момента утверждения страхового случая. может быть осуществлено безналичным расчетом, в кассе банка или же путем восстановительного ремонта на станции технического обслуживания.

Клиент имеет право самостоятельно выбрать предпочитаемый вариант компенсации.

Типичные ошибки

Урегулирование убытков по КАСКО имеет свои особенности, которые зачастую упускают даже вполне опытные автовладельцы. Из-за этого страховая компания может занизить величину компенсации или вовсе отказать в выплатах.

Поэтому необходимо тщательно разобрать типичные ошибки большинства владельцев транспортного средства:

  • Предоставленная характеристика произошедшего события не соответствует данным компетентных органов. Подобные расхождения могут отрицательно сказаться для клиента.
  • Справки из государственных служб не относятся к страховому случаю. Нужно знать предназначение различных компетентных органов, так как «неправильная» справка может стать поводом для страховой компании для отказа. ГИБДД нужно вызывать при наступлении ДТП. Полиция необходима при нанесении ущерба третьим лицам или же при повреждении транспортного средства из-за стихийных бедствий и пожара. И только после этого возможно обратиться за справками в другие органы: МЧС, пожарная служба, гидрометцентр.
  • Одна из самых распространенных ошибочных ситуаций – внесение в заявление повреждений, которые были получены до наступления события.
  • Формулировка «при неизвестных обстоятельствах» может принести значительные неудобства владельцу полиса, так как компания может трактовать эти слова в свою пользу: возможно, что случай вовсе не был страховым.
  • Перед подачей пакета документов необходимо тщательно проверить каждую справку на наличие неточных или неправильных данных. В особенности стоит обратить внимание на соответствие места, времени и обстоятельств происшествия. В частности, довольно часто подобная ситуация типична для свидетельских показаний.
  • Отказ от оформления заявления или указание в нем незначительности ущерба. Всегда стоит настаивать сотрудникам ГИБДД на официальном заявлении с определением всех подробностей даже при малых повреждениях. Если виновное лицо известно, то всегда нужно указывать его. В противном случае страховщик может лишиться права на суброгацию.
  • Недостоверные сведения о событии. Очень неприятная ситуация, так как компания может усмотреть в таких действиях мошенничество. В результате чего произойдёт оповещение других страховых фирм, что скажется как на их лояльности, так и на коэффициентах стоимости полиса.

Знание ошибок позволяет избежать их в дальнейшем. При этом владелец транспортного средства в значительной мере сэкономит не только деньги, но также нервы и время.

Удалённое урегулирование убытков по КАСКО

Удаленное урегулирование убытков по КАСКО довольно быстро распространяется среди владельцев автомобиля. Преимущества такой процедуры очевидны: удобство и сохранение драгоценного времени. Это обуславливается тем, что после оформления сотрудником ГИБДД и извещении компании о наступлении ДТП, можно сразу же направить транспортное средство на восстановительный ремонт к дилеру.

Но стоит учитывать, что удаленное урегулирование несёт в себе немалое количество нюансов и особенностей, которые значительно снижают положительный эффект.

Стоит разобрать данный вопрос с двух сторон:

Урегулирование убытков на удаленной основе от автосалона
  • Автосалонам подобная процедура очень выгодна по одной простой причине – осмотр повреждений автомобиля проводит мастер-приемщик сервиса. Специалист вносит в смету максимальное количество повреждений транспортного средства, так как он лоббирует интересы руководства своей организации. От его действий увеличивается степень полученного ущерба, значительно увеличивает размер возмещения.
  • Очевидно, что страховые компании такая ситуация не удовлетворяет. Поэтому экспертиза мастером салона происходит только при мелких повреждениях. В иных случаях необходимо присутствие специалиста от страховой компании. Но тогда выходит, что экономия времени стремится к нулю. Таким образом, выходит, что при серьёзном ущербе лучше сразу же обратиться к страховщику.
Урегулирование убытков на удаленной основе от страховой компании
  • Суть такой опции состоит в выезде аварийного комиссара на место происшествия. Он осматривает автомобиль, фиксирует повреждения, после чего согласовывает с владельцем транспортного средства автосервис для дальнейшего восстановительного ремонта.
  • Процедура омрачается тем, что проверка автомобиля осуществляется тщательным образом, вплоть до малейших сколов эмали. В итоге страховая компания имеет право отказать своему клиенту в компенсации по некоторым деталям, основываясь на том, что данный ущерб был нанесен до наступления страхового случая. Поэтому приходится самостоятельно оплачивать часть ремонтных работ.
  • При рассмотрении такой опции становится понятным, что перед приобретением необходимо обратиться за консультацией к соответствующему страховому специалисту.

Знание ключевых тонкостей процессов в страховании транспортного средства позволяет обеспечить эффективность в оформлении процедуры и последующем получении компенсационных выплат

Плюсы и минусы

Каждая процедура имеет свои недостатки и преимущества:

Минусы Удаленное урегулирование убытков по КАСКО облает следующими ограничениями:
  • Хоть данная программа в значительной мере упрощает деятельность клиентов при наступлении страхового случая, компании все же ограничивают её распространение. Это обуславливается риском мошеннических действий и подделкой документов.
  • Очевидно, что эксперт от страховщика будет занижать стоимость ремонта. В то время как мастер от сервиса, напротив, завышать ценник. Такие действия сказываются на деятельности компании, что приводит к замедлению развития программы.
  • На данный момент дистанционное урегулирование возможно только при направлении на восстановительные работы к официальному дилеру или сервис-партнеру страховой.
Плюсы В то же время рассматриваемая опция обладает рядом важных достоинств, которые позволяют ей выгодно выделяться на фоне обычного урегулирования:
  • Значительное сокращение шагов процедуры позволяет сильно сэкономить время ожидания восстановительного ремонта.
  • Обычная форма процедуры предполагает, что при наступлении страхового случая собственник транспортного средства обязан явиться в отделение компании для оформления повреждений. Но не всегда возможно личное присутствие автовладельца. При удаленном урегулировании достаточно разместить в личном кабинете копии документов и фотоподтверждения полученного ущерба.
  • Ранее оформление КАСКО и предоставление пакета документов происходило лишь непосредственно в филиале страховой компании. Сейчас же есть возможность отправить копии документов через интернет на официальную почту фирмы.

Основные изменения коснулись процедур урегулирования убытков и размеров страховых выплат. При этом декларировалась главная цель перемен – облегчение жизни страхователям и первоочередная защита их интересов. Так ли это на самом деле? Чего больше для автовладельцев в новшествах – плюсов или минусов?

Разложим по полочкам внесенные изменения и рассмотрим их значение для вас.

  1. Размеры выплат:
    Лимиты выплат по возмещению вреда, причиненного имуществу, остались прежними: максимум 160 тысяч рублей, которые делятся на всех потерпевших и не более 120 тысяч рублей для одного пострадавшего, если он только один. Зато снято ограничение в размере 240 тысяч рублей при ущербе жизни или здоровью нескольких человек. Оставлен максимум выплаты в сумме 160 тысяч рублей каждому потерпевшему.

    Также установлено, что в случае смерти потерпевшего родственники получат компенсацию до 25 тысяч рублей на погребение и до 135 тысяч рублей в случае потери кормильца.

    На первый взгляд, кажется, что условия выплат стали лучше. С формальной точки зрения, судя по цифрам, это так. Но можно ли всерьез говорить о реальном увеличении размеров возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевших? Ведь известно, что вследствие несовершенства и несоответствия друг другу законодательных актов размеры выплат по ущербу жизни или здоровью очень далеки от объявленных страховых сумм. Также крайне усложнена процедура получения таких выплат. По официальным данным размер средней выплаты страховщиком по факту гибели составляет 18 тысяч рублей и при возмещении ущерба здоровью 12 тысяч рублей. Общий же объем компенсаций за вред, причинённый жизни и здоровью, составляет менее 2 % всех выплат по ОСАГО. Поэтому очень многие потерпевшие или их родственники и вовсе не обращаются за возмещением в страховые компании, видя бесперспективность и неоправданность этой затеи.

    Так что можно резюмировать: от объявленного увеличения лимитов выплат страхователю «ни холодно, ни жарко». Реальные возмещения настолько малы, а получение их так усложнено, что нововведения ничего не меняют в данной ситуации. Это скорее имитация заботы о пострадавших и их родственниках.

  2. Прямое возмещение убытков:
    Потерпевший получил право обращаться за возмещением в свою страховую компанию, у которой он приобрел полис ОСАГО, а не в компанию виновника аварии. Прямое возмещение убытков возможно при строгом соблюдении одновременно двух условий:
    • дорожно-транспортное происшествие произошло с участием только двух автомобилей, владельцы которых имеют полисы ОСАГО.

Это бесспорно упрощает процедуру урегулирования убытков. Но надо иметь в виду, что на прямое возмещение нельзя рассчитывать, если в дорожно-транспортном происшествии виновны оба водителя, а также в случае бесконтактной аварии, когда автомобиль получил повреждения в результате некорректного маневра другого авто, не задев его.

Кроме этого, не стоит рассчитывать на максимум лояльности со стороны своей компании. Ведь выплатив возмещение потерпевшему клиенту, она будет взыскивать эту сумму со страховой компании виновника происшествия. А это далеко не всегда проходит гладко, без разногласий. Поэтому эксперты своей компании, скорее всего, будут «подстраховываться», действуя более жестко, чем это необходимо при расчете суммы возмещения и проверке документов.

  1. Европротокол.
    Введен в действие «европейский протокол», который допускает оформление дорожно-транспортного происшествия без участия сотрудников ГИБДД. Это возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:
    • в результате дорожно-транспортного происшествия ущерб причинен только имуществу и нет пострадавших;
    • дорожно-транспортное происшествие произошло с участием только двух автомобилей, владельцы которых имеют полисы ОСАГО;
    • у участников происшествия отсутствуют разногласия по обстоятельствам события, перечню видимых повреждений и их характеру;
    • полисы ОСАГО обоих участников дорожно-транспортного происшествия приобретены не ранее 1 марта 2009 года;
    • размер ущерба, причиненного потерпевшему, не превышает 25 тысяч рублей.

В таком случае водители заполняют бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии установленного образца и самостоятельно составляют схему ДТП.

Безусловно, такое нововведение – большой плюс для страхователей. Всем известно, какую сложность представляет вызов и ожидание сотрудников ГИБДД, а так же дальнейшее оформление документов. Особенно это проявляется при незначительном ущербе, когда гораздо проще и дешевле договориться и разъехаться, не занимаясь «гаишной» волокитой.

Но есть ряд моментов, на которые автовладельцам необходимо обратить внимание. Если фактическая стоимость восстановительного ремонта окажется больше 25 тысяч рублей, то возникшую разницу будет оплачивать страхователь из собственного кармана. Чаще всего это случается при обнаружении в процессе ремонта скрытых повреждений.

При каких-либо сомнениях в размере или характере ущерба, количестве и виновности участников, наличии у них полисов ОСАГО, подготовленности к правильному оформлению извещения или схемы ДТП, лучше все же вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара своей страховой компании. Ведь неправильно оформленные документы или ошибки в оценке ситуации могут привести впоследствии к отказу страховщика в выплате.

И просто необходимо вызывать ГИБДД, если есть подозрение или уверенность, что второй участник происшествия пьян. То же самое касается случаев, когда потерпевший может быть жертвой мошенников, а также, если в дальнейшем возможно судебное разбирательство по произошедшему событию.

  1. Сроки выплат.
    Срок рассмотрения страховой компанией заявления потерпевшего о выплате возмещения увеличен до 30 дней с момента его получения. За это время страховщик обязан выплатить возмещение или предоставить мотивированный отказ. Этот срок, конечно, хуже чем тот, который был раньше (15 дней), и поэтому его можно рассматривать, пожалуй, как «плату» за упрощение процедур урегулирования убытков.
  2. Ответственность страховщика.
    Своеобразной компенсацией страхователям за увеличение срока выплаты выглядит введение ответственности страховых компаний за несвоевременную выплату возмещения. За каждый день просрочки страховщик обязан заплатить потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ от страховой суммы. Размер неустойки, подлежащей выплате пострадавшему, не может превышать размер страховой суммы.

    Финансовая ответственность страховой компании по своим обязательствам перед клиентом, это конечно плюс для страхователя. Будет ли этот механизм работать, покажет жизнь.

Прямое возмещение убытков предполагает наличие ситуации ДТП, при которой стороны вправе обращаться за выплатой к своему страховщику, выдавшим обязательную автостраховку . Знание основных положений и понятий позволит быстро сориентироваться при наступлении страхового случая и получить положенную по закону страховую компенсацию в полном объеме.

Особенности прямого возмещения убытков в ДТП

Каждому автомобилисту следует знать особенности применения полиса обязательного страхования и действующих законодательных норм. Основные правила, по которым реализуется прямое возмещение убытков по ОСАГО, установлены законом «Об ОСАГО», и ст. 14.1 закона №40-ФЗП. Финансовые и правовые вопросы регулируются ст. 183, 366 и 325 ГК РФ.

Для того, чтобы получить компенсацию в рамках прямого возмещения, необходимо присутствие следующих обстоятельств :

  1. Повреждения были получены в результате столкновения ТС.
  2. Водители столкнувшихся автомашин имеют действующие полисы ОСАГО.
  3. Повреждения были получены только машинами, непосредственно участвовавшими в ДТП.

Только полное соблюдение данных условий позволит обратиться в собственную страховую. В противном случае, потребуется привлечение страховщика виновной стороны, а при отсутствии полиса – прямому истребованию компенсации с водителя, спровоцировавшего ДТП.

С целью приведения в порядок процесса выплаты и исключения случаев недобросовестного применения страховки с 2014 года были введены поправки, позволяющие пользоваться преимуществами безальтернативного прямого возмещения убытков (сокращенно ПВУ).

Согласно введенных поправок при наступлении ДТП, соответствующего параметрам, применимым для ПВУ, водитель поврежденного авто обязан обратиться к собственному страховщику за урегулированием вопроса со страховкой. Вопросы финансового взаимодействия между компаниями виновной и пострадавшей стороны регулируются на основании заключенного соглашения.

Последние изменения в законодательстве о ПВУ

Вплоть до недавнего времени действовало ограничение числа вовлеченных в аварию автомобилей двумя транспортными единицами, однако практика показала, что аналогичное возмещение актуально и для столкновений большего количества автомобилей. С 25.09.2017 года через введение соответствующей поправки в закон об ОСАГО водителями автомобилей, поврежденных при ДТП, было получено право на прямое урегулирование убытков при столкновении трех и более машин . Положение действует для всех водителей без исключения, не взирая на дату оформления полиса.

Видео: Последние изменения в законе об ОСАГО по ПВУ

Алгоритм получения возмещения

Чтобы получить компенсацию полученных в ДТП убытков невиновная сторона должна выполнить определенные действия:

Таким образом, безальтернативное ПВУ происходит по довольно простой схеме, требуя лишь подачи стандартного перечня бумаг по ДТП, на машину и автомобилиста, а также прохождения оценочной экспертизы .

Взаимодействуя со страховой компанией, нужно быть особенно осторожным, когда страховщик навязывает оформление соглашения для определения размера ущерба. Подписывая данную бумагу, автомобилист дает СК возможность занизить калькуляцию убытков, что увеличивает риск недоплаты на ремонт поврежденного автомобиля.

Составление заявления

Главным документом, дающим основание для рассмотрения вопроса выплаты, является заявление потерпевшей стороны. Составить заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО не составит особого труда, если воспользоваться бланком, имеющимся в наличии в отделении СК или на официальном интернет-ресурсе компании.

Особые требования предъявляются реквизитам документа и полноте излагаемой информации о страховом случае. Заявление на ПВУ должно иметь:

  1. Точное и правильное название СК.
  2. Личные сведения о владельце пострадавшего автомобиля, данные на автомобиль и водителя.
  3. Детальное описание обстоятельств ДТП, включая день, час, место аварии, список поврежденных частей автомобиля, последовательность событий на дороге.
  4. Сведения о лице, спровоцировавшем аварию, и его автомобиле.
  5. Заключение по осмотру транспортного средства и выявленных повреждениях.

С целью контроля за соблюдением СК сроков исполнения своих финансовых обязательств, на один из экземпляров заявления делается отметка о принятии документа к рассмотрению . Приложения к заявлению, подтверждающие его содержание, оформляют через специальный акт передачи документов, с указанием реквизитов для зачисления компенсации, перечне прилагаемых документов.

Внесение поправок в законодательство об автомобильном страховании позволило оптимизировать процесс получения возмещения, а введение безальтернативного ПВУ упростило подачу обращения. Однако следует иметь в виду, что применение прямого возмещения возможно лишь при наличии у обеих сторон действующих полисов и незначительности повреждений (без жертв). В остальных случаях рекомендуется действовать согласно принятой стандартной схеме обращения за страховой выплатой.

Введение обязательной процедуры досудебного урегулирования споров, связанных с договорами ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 Федерального закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ " "; далее – закон об ОСАГО), а также утверждение являются мерами, направленными на сокращение количества судебных споров о суммах страховых выплат пострадавшим в ДТП. Тем не менее соответствующие иски по-прежнему составляют значительную часть поступающих в суды обращений, связанных с ОСАГО, – такой вывод следует из посвященного данной категории дел (далее – Обзор). Большая часть пунктов Обзора иллюстрирует, как применяются судами на практике положения и разъяснения, закрепленные в (далее – Постановление № 2). Однако содержит он и ряд дополнительных разъяснений Суда.

Процессуальные вопросы

ВС РФ отметил, в частности, что при прямом возмещении убытков, причиненных в результате ДТП, процедура досудебного урегулировании споров обязательна не только для , но и для страховых компаний (). Так, из-за ее несоблюдения был оставлен без рассмотрения иск страховщика потерпевшего, выплатившего ему страховое возмещение в порядке прямого возмещения убытков, к страховой компании, являющейся страховщиком причинителя вреда. Изначально истец направил заявление о возмещении соответствующего ущерба ответчику, и тот частично выплатил страховое возмещение. Однако после этого, не предъявив ответчику претензий по поводу размера возмещения, истец обратился в суд. Суд постановил, что в данном случае не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора, являющийся обязательным по закону, и поэтому иск не может быть рассмотрен (по материалам судебной практики Арбитражного суда Свердловской области).

НАША СПРАВКА

В случае, когда в результате ДТП вред причинен только двум столкнувшимся транспортным средствам, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с , требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, потерпевший предъявляет своему страховщику, то есть той страховой компании, в которой он оформлял договор ОСАГО, а не страховщику причинителя вреда (). Это и называется прямым возмещением убытков.

Также Суд подчеркнул, что факт привлечения или непривлечения страховщика причинителя вреда к участию в деле по иску потерпевшего к своей страховой организации о выплате страхового возмещения в порядке прямого возмещения убытков не влияет на рассмотрение этого дела (). В ходе одного из таких судебных процессов суд отклонил ходатайство страховщика потерпевшего, являющегося ответчиком по соответствующему делу, о привлечении к участию в нем в качестве третьего лица без самостоятельных требований страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда. По мнению ответчика, от результатов рассмотрения дела будет зависеть объем обязательств перед ним страховщика причинителя вреда, и поэтому его участие в судебном разбирательстве обязательно. Непривлечение же указанной страховой организации к участию в деле в последующем может стать причиной отмены вынесенного решения судами вышестоящих инстанций, уверен ответчик.

Как реализовать право на получение страховой выплаты в рамках ОСАГО, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Однако и суд первой инстанции, и апелляционный суд подчеркнули, что обязанность страховщика причинителя вреда по выплате возмещения страховой компании потерпевшего реализуется на основании и в порядке, установленном отдельным соглашением о прямом возмещении убытков между страховыми организациями. Поэтому решение по делу о споре между потерпевшим и его страховой компанией непосредственно не влияет на права и обязанности страховщика причинителя вреда по отношению к стороне судебного процесса, а значит его непривлечение в качестве третьего лица без самостоятельных требований не является безусловным основанием для отмены решения суда по правилам . ВС РФ считает такую позицию судов правильной.

Лица, обладающие правом на получение страховой выплаты

Как уже отмечал ВС РФ, получить страховую выплату в части возмещения вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, может только лицо, владеющее этим имуществом на праве собственности или ином вещном праве (). Ни договор аренды имущества, ни закрепление в доверенности соответствующего полномочия, например на право оформления страховых документов и получения сумм страхового возмещения, не наделяют лицо правом на страховую выплату ().

При этом лицо, которое приобрело автомобиль в собственность либо получило его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не вправе обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику предыдущего владельца ни при каких условиях – законом прямо установлено, что новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (). На этом основании гражданину П., который 26 января 2015 года купил автомобиль, а спустя два дня после этого (29 января) попал в ДТП, было правомерно отказано в удовлетворении заявления о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков, которую, по его мнению, должен был осуществить страховщик предыдущего владельца ТС, поскольку ответственность последнего была застрахована на срок до 11 марта 2015 года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным автомобилем ().

Расходы потерпевшего, возмещаемые страховщиком

Согласно разъяснениям Суда потерпевшему в пределах страховой суммы возмещаются восстановительные и иные расходы, понесенные им в связи с наступлением страхового случая и необходимые для получения страхового возмещения (). ВС РФ уточнил, что имеются в виду не только расходы на эвакуацию машины с места происшествия, доставку пострадавшего в больницу, восстановление дорожного знака и подобные им, но и средства, потраченные непосредственно на составление претензии и направление ее в страховую компанию: на оплату услуг представителя, нотариальное заверение копий документов, почтовые расходы и др. ().

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что при несвоевременной выплате страхового возмещения начисляется не только на стоимость восстановительного ремонта, но и на указанные выше расходы ().

Потерпевшему возмещаются также расходы на проведение независимой экспертизы поврежденного автомобиля, на основании результатов которой определяется размер страховой выплаты, в случае неисполнения страховщиком обязанности по ее проведению (). Однако поскольку по закону эти расходы должен нести страховщик при осуществлении своей обычной хозяйственной деятельности, они не включаются в состав страховой выплаты и не ограничиваются ее лимитом, указал Суд ().

Прямое возмещение убытков

В случае прямого возмещения убытков размер страховой суммы, в пределах которой должен быть возмещен причиненный потерпевшему вред, определяется условиями договора ОСАГО виновного в ДТП лица, отметил ВС РФ (). Суд считает правильной позицию суда кассационной инстанции, отменившего решения нижестоящих судов, которые отказали потерпевшему в выплате заявленной им суммы страхового возмещения, поскольку она превышала 120 тыс. руб. – такой лимит предусмотрен для договоров ОСАГО, заключенных до 1 октября 2014 года (). Суд кассационной инстанции напомнил, что при прямом возмещении убытков страховщик потерпевшего действует от имени страховщика лица, причинившего вред (). Поскольку договор ОСАГО между последними был заключен 25 ноября 2014 года, страховая сумма по нему составляет 400 тыс. руб. (), и именно в этих пределах должен быть рассчитан размер страховой выплаты истцу, заключил суд и направил дело на новое рассмотрение.

Еще одно уточнение касается порядка возмещении убытков потерпевшему в случае, когда в отношении страховой организации, застраховавшей его гражданскую ответственность, ведутся процедуры банкротства или у данной организации отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. По закону в такой ситуации потерпевший предъявляет требование о страховой выплате страховщику причинителя вреда (). Если же банкротство страховщика потерпевшего или отзыв у него лицензии произошли уже после осуществления им страховой выплаты – добровольно или по судебному решению, а потерпевший не согласен с ее размером, по истечении шестимесячного срока он сможет обратиться за компенсационной выплатой только в профессиональное объединение страховщиков – Российский Союз Автостраховщиков ().

Как отмечают эксперты в области автострахования, многие положения Обзора будут полезны для организаций, защищающих права страхователей, – например, о возмещении восстановительных расходов и начислении неустойки в случае просрочки этого возмещения. Однако, по мнению представителей таких организаций, одно из данных ВС РФ разъяснений может увеличить количество споров между участниками рынка.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты":

"Разъяснение ВС РФ о том, что размер страхового возмещения по договору ОСАГО в отношении поврежденного транспортного средства, на которое распространяется гарантия производителя, определяется только в соответствии с () означает, что владельцу такого автомобиля при его ремонте у официального дилера придется доплачивать самому, а при ремонте в другом автосервисе, предложенной страховщиком, он лишится гарантии. С нашей точки зрения, это явное ущемление прав страхователей! Следует также принять во внимание и тот факт, что названная выше Единая методика разработана и обновляется самими страховщиками, причем без согласования с общественными организациями страхователей. С учетом того, что техники-эксперты, осуществляющие независимую техническую экспертизу автомобилей, аккредитуются в РСА, можно уверенно говорить о том, что здесь имеет место конфликт интересов. Очевидно, что данная ситуация требует законодательного разрешения".

ВОПРОС №492, категория: Урегулирование по ОСАГО

Добрый день. Спасибо за ответ. У меня есть еще вопрос. Заявка №796637, страховой случай зарегистрирован в СК, но есть пометка "Полный пакет документов собран, ожидайте назначения осмотра. Осмотр не проведен". Как так? Независимый эксперт офиса на 92 км проводил осмотр и фото фиксацию повреждений. Требуется еще дополнительный осмотр?

Добрый день!
Сообщаем, что с нашей стороны все необходимые мероприятий выполнены, рекомендуем обратиться по вашему вопросу непосредственно в страховую компанию.
Спасибо за вопрос.
Консультант

Добрый день. 17-го декабря в офисе 92 км МКАД подал документы на урегулирования убытков (заявка №796637), но в страховой пока заявление не зарегистрировано. Какой срок регистрации заявление в страховой?

Добрый день!
Срок регистрации в программе страховой компании после оформления страхового случая составляет 3 рабочих дня.
Срок принятия решения страховой кампанией по выплатному делу - 20 календарных дней.
Ждем Вас вновь на нашем сайте
Консультант

Вчера при ДТП, машина, водитель которой явно был пьяным или в состоянии наркотического опьянения сначала врезалась в заднюю часть одной машины а потом при попытке скрыться на повороте не исправился с управлением и врезался в меня в левый бок и опят уехала. Я предвидел удар и тело отвернулся немного от двери. Подушки выстреливались но не надулись,весь газ мне в лицо (тоже не знаю на кого жалобу оформить.. машина 2016 под гарантией еще Nissan Qashqai). ДТП был якобы машину нашли но никого не было. Позвонили хозяину по базе. А тот якобы сообщил что давно продал машину. В общем ГАИ говорит что только через месяц будет результат расследования.