Открытый урок Тема: «Люблю природу русскую. Осень. Образ осени в стихах Ф.Тютчева«Есть в осени первоначальной…». Настроение. Осенние картины природы. Люблю природу русскую осень тема «дивная пора» в стихотворении «есть в осени первоначальной Есть в осени

ОСЕНЬ - ПОЭТИЧЕСКАЯ РОСКОШЬ...

Осень - пора листопада...

Судя по тому, как наш народ любит осень, это не время года, а состояние души. Причем типично русское, когда природа, увядая, дарит небывалые краски, яростные, а потом - пастельные, умаляясь до полной графичности. Погода, перед тем, как окончательно и бесповоротно испортиться, вдруг забывается в коротком всплеске бабьего лета.

Листик осенний бьется бабочкой о стекло. Дождик подобен слезам, легким слезам сожаления по чему-то светлому, что ушло и еще, быть может, угасло не совсем, и повторится.

Многие не любят лето. Еще Пушкин объяснил нам:

Ах, лето красное, любил бы я тебя,
Когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи...

А осенью ни тебе комаров, ни мух. Сплошная лирика. Правда, Некрасов, сидючи у себя в Карабихе и предаваясь по своему обыкновению унынию, примешивал к лирике нотку гражданской скорби. Но иначе он не мог. Он скучал даже в Италии. Томился в Риме. А Герцен злорадствовал: Некрасов оттого томится за границей, что языка не знает … Так или иначе, но уж осенью некрасовский сплин разыгрывался во всю:

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

А вот Аполлон Майков унылой порой не скучал, и даже как-то не по-осеннему был бодр и свеж:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

Но на то он и Аполлон, чтобы на все взирать свысока. И даже на причуды природы.

А вот чистые лирики осенью любуются. Среди людей им неуютно, тем более тому, кому выпало столько хлопот и страданий. В 14 лет Фета лишили дворянского звания и российского подданства. И поэтому столь естественно, что свое отдохновение он находил на лоне природы.

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Тютчев точнее Фета, тоньше, более чуток, он любуется осенью, словно красивой женщиной в период ее увядания, но самого красочного; он живописует словом:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Не будем повторять хрестоматийное. Все знают со школьной скамьи, чем обогатила русскую литературу "Болдинская осень": завершением романа в стихах "Евгений Онегин", "Маленькими трагедиями" и т.д. И даже более поздняя пора Пушкина нисколько не пугала. "Осень чудная, — писал он Плетневу, — и дождь, и снег, и по колено грязь". Видимо, предстоящая женитьба на Наталье Гончаровой сообщала окружающему пусть и несколько безотрадному пейзажу нежную прелесть:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …

А вот на последователя Пушкина в Серебряном веке Владислава Ходасевича осень наводила уныние. Впереди никаких перспектив, скорее это скорбный крик, чем пастель… Но чем тяжелее поэту, тем отраднее читателю, сидя в тепле и довольстве, читать эти строчки:

Грустно. Осень пирует,
Осень развесила красные ткани,
Ликует...
Ветер - как стон запоздалых рыданий.
Листья шуршат и, взлетая, танцуют. хотя проигрывает бой.

У каждого поэта к осени свой счет, свои, если хотите, претензии.
К осени обращаются не как к живому, это и не обсуждается, само собой разумеется, а словно идут в храм на исповедь. И поверяют ей свои чувства, самые сокровенные.

И порой кажется, что она, осень, милостиво внимает поэтам. Во всяком случае, без нее всего этого поэтического роскошества не было бы никогда!

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: видео- или аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года»; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Д. Кедрин

— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

— Прочитаем с интонацией удивления.

— Прочитаем с утвердительной интонацией.

— Прочитаем с интонацией раздражения.

— С интонацией восхищения.

— С веселой интонацией.

— А сейчас прочитаем выразительно.

III. Введение в тему урока

— Какое время года описано в стихотворении?

— Найдите в этом стихотворении приметы осени.

— Какие еще признаки осени вам известны?

Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем выразительно читать, разгадывать загадки.

IV. Работа по теме урока

1. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты об осени. (Выступления детей.)

2. Осенние загадки

(Загадки даются на карточках).

— Прочитайте самостоятельно загадки, приготовьтесь читать их вслух. (Дети читают загадки, отгадывают их.)

1. Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)

2. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер.)

3. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся.

Что за желтый снегопад?

Это просто... (листопад).

4. Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь.)

5. Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)

V. Физкультминутка

Вороны

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар!

(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, и произнося стихотворение вместе с учителем. Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Первичное чтение стихотворения

(Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Да, оно очень красивое. Какие картины осени вы представили?

— О какой поре осени рассказывает поэт?

2. Словарная работа

Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня.

— Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (Значит, им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски.)

Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).

3. Работа со средствами выразительности

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

— Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. (День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.)

— Как понимаете выражение «лучезарные вечера»? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет.)

4. Выразительное чтение стихотворения

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется новый раздел, который мы начали изучать сегодня?

— Как бы вы озаглавили его?

Домашнее задание

Выучить стихотворение Ф. Тютчева (с. 68).

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ

Тема: «Дивная пора» в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Цели:

    обнаружить, что мир, увиденный глазами поэта полон чу-дес и открытий;

    помочь детям увидеть красоту стихотворений Ф. И. Тютче-ва, поэтические средства выразительности - эпитеты, ме-тафоры, олицетворения (не называя их);

    развивать речь и поэтический слух учащихся, обогащать и активизировать словарный запас;

    учить выразительному чтению, развивать эмоциональное отношение к природе,

    прививать любовь к русской поэзии;

    формировать умения самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: репродукции картин с осенним пейзажем, ау-диозапись «Времена года. Осенняя песнь» (П. И. Чайковский), словарики настроений у каждого учащегося, учебник «Родная речь», 2 кл., ч. 1 (авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Головано-ва М. В., М.: Просвещение, 2010).

Ход урока

1. Введение в тему урока.

На фоне музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Октябрь. Осенняя песнь» учитель читает четверостишия, кото-рые записаны на доске. Ученики определяют тему последующих уроков.

Скинуло кафтан зелёный лето, Осень, в шубу жёлтую одета,

Раструбили журавли по рощам, Верба платье в озере полощет.

Отсвистели жаворонки всласть, По лесам с метелкою прошлась.

Будто осень замуж собралась. Лисью шапку примеряет вяз.

    Что помогло определить тему нового раздела? (Музыка, стихи.)

2. Чтение содержания раздела в конце учебника.

    Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам ис-кусство: живопись, музыка, литература и прежде всего - поэзия.
    Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насы-щенной может быть мелодия стихотворения. Поэт - волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о на-строении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

На уроке нас ждёт встреча с замечательным поэтом, твор-чество которого как нельзя лучше подходит к названию нашего раздела «Люблю природу русскую». Кто он? Прочитайте его имя. Встречались ли вы с этим автором на страницах учебника или ви-дите это имя впервые? Что заметили в стихотворении Ф. Тютчева? (Нет названия, вместо него звёздочки.)

4. Чтение и анализ стихотворения.

а) Медленное чтение стихотворения про себя.

    Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создаёт словами. Не забывайте, что мы стремимся стать настоя-щими читателями.

б) После чтения про себя:

    Можно ли назвать это стихотворение пейзажной лирикой? Почему? (Рисуют картины природы - пейзаж; в стихах выража-ются чувства поэта, его настроение.)

Найдите, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а читателю представить, во-образить какую-либо картину.

5. Работа со стихами во время чтения. Чтение вслух с комментариями.

После чтения первой строфы.

    Какой увидел осень поэт Фёдор Тютчев? Можно ли уже ска-зать об отношении поэта к этому времени года? Подтвердите свой ответ словами из стихотворения. (Поэту нравится осень, он оча-рован, поэтому употребляет много эпитетов «дивная пора», «день
    хрустальный», «лучезарны вечера».)

    Удалось ли вам наблюдать «хрустальный день»? Опишите
    его? Какой он? (Прозрачный, чистый, безоблачный.)

«Лучезарны вечера» - как вы представили их, расскажите. (Залита вечерняя природа лучами заходящего солнца, все свер-кает, сияет.)

    Какой знак стоит в конце строфы? Почему? (Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».)

После чтения второй и третьей строфы.

    Куда переносит нас поэт в строках стихотворения? Какие волшебные слова, приёмы использует Ф. Тютчев? Понимаете ли вы значение слова серп и что имеет в виду автор, говоря о нём, как о живом существе? («Бодрый серп гулял» - он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колоски. Серп
    - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня.) (Работа со словарём в учебнике.)

    Какой вы увидели картину отдыхающего поля, расскажите.

    Праздная борозда - какая она? Попробуйте отыскать в тек-сте стихотворения синоним, объясняющий значение этого эпи-тета. (Праздная отдыхающая, с неё всё убрали.)

    Какие краски вы возьмёте, чтобы нарисовать картину осени по стихотворению Ф. Тютчева? Отыщите эти слова-краски в сти-хотворении. (Лазурь, блеск паутины, лучезарны вечера, отдыхаю-щее поле (коричневое).)

    А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удиви-тельную пору? (Бабье лето.)

Фёдор Тютчев рисует картины осени, которая приносит с собой пустоту и грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении («...теперь уж пусто всё; пустеет воздух, птиц не слышно боле...»).

    Но почему же тогда нас, читателей, не охватывает грусть, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? («Но далеко ещё до первых зимних бурь /И льется чистая и теплая лазурь /На отдыхающее поле...».)

    Прочитайте ещё раз, какие волшебные слова использовал поэт Ф. И. Тютчев, чтобы передать своё видение осени. Может ли это характеризовать самого поэта? (Дети зачитывают подчёркну-тые слова и выражения. Поэт - романтик, любит природу, пони-мает её.)

    У стихотворения нет названия. Все привыкли узнавать его по первой строке «Есть в осени первоначальной...». Какое бы вы предложили название этому стихотворению? Возможные вариан-ты: «Дивная пора», «Осень», «Бабье лето», «Наступление осени», «Осенний простор»). "

    Каким настроением проникнуты стихи Ф. И. Тютчева? В каком темпе его следует читать? (Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.)

В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие прихо-дят вместе со стихами Тютчева.

6. Выразительное чтение.

    Как много можно увидеть и почувствовать, если быть вни-мательным к слову поэта. Попробуйте прочитать стихотворение, передать настроение поэта и ещё раз представить картины, кото-рые он рисует. (Чтение трёх учеников.)

    Понравилось бы чтение стихотворения нашими ребятами
    самому поэту, как вы думаете? Почему?

А вообще чтение - это настоящее таинство. Читатель улавли-вает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и тогда стихотворение у каждого читателя звучит иначе. Читатель выражает и своё отношение к прочитанному.

7. Рефлексия.

    Какие же «слова-волшебники» помогали поэту в создании картин осени? С каким приёмом познакомились на уроке? Оце-ните свою работу на уроке.

8. Домашнее задание.

    Выучить понравившееся стихотворение.

    Попробовать создать свой поэтический образ осени (сочи-нить четверостишие - задание 5 в тетради, с. 22).

    В тетрадь на страничку «Осень» выписать слова и выраже-ния, которые помогают нарисовать картину осени (с. 21).

205 лет со дня рождения Федора Тютчева

10-й класс

Стихотворение Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной...»

Интегрированный урок литературы и русского языка

Цели:

– развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста;

– подготовка и написание сочинения-миниатюры на одну из предложенных тем;

– формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Ф.И. Тютчева;

– воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии.

ХОД УРОКА

1. Слово о поэте (рассказывает ученик).

Родился Ф.И. Тютчев в самом сердце России – в деревне Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в дворянской семье в 1803 году.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –

И лучезарны вечера…



Лишь паутины тонкий волос



На отдыхающее поле…

Август 1857 г.

После долгих лет жизни за границей семья Тютчевых поселилась в столице – Санкт-Петербурге. А летом домашние уезжали отдохнуть в деревню.

Дополнения учителя.

Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, было написано 22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых расходов. Впервые стихотворение было опубликовано в 1858 году в журнале «Русская беседа» и вошло в собрание стихотворений 1868 года.

Прослушаем стихотворение и постараемся представить нарисованную поэтом картину.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем или прослушивание его на аудиокассете.

3. Анализ стихотворения. (Беседа, лингвистический анализ стихотворения.)

Какую картину вы мысленно увидели?

О чем, по-вашему, стихотворение?

В стихотворении мы увидели картину ранней осени. Но, мне кажется, оно не только об этом. Как и всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие, те, которые не открываются читателю сразу, а требуют кропотливой, напряженной работы и усилий нашего ума, сердца и воображения одновременно.

В стихотворении нет заглавия, а значит, мы будем называть его по первой строчке – «Есть в осени первоначальной...».

Как вы думаете, а как мог бы Тютчев назвать это стихотворение? («Осень», «Ранняя осень», «Золотая осень».)

Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Как вы думаете, почему?

(Потому, наверное, что хотел рассказать не только об осени, но и еще о чем-то.)

При отсутствии заглавия, или, как его называют в науке, при нулевом заглавии, мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке – «Есть в осени первоначальной...». Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте, в сильной позиции, в строке стоит слово есть .

Что оно обозначает?

(Есть – значит «существует, бывает, имеется».)

К какой части речи относится слово есть?

(Это глагол. Он стоит в 3-м лице ед. числа, а его начальная форма – быть .)

Оно называет действие как временное или постоянное? То, что есть, существует, имеется постоянно, всегда, независимо ни от каких причин. И это короткое емкое слово сразу же дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.

На втором месте в строке – в осени .

Как вы понимаете значение слова осень?

(Это время года, которое наступает после лета.)

Ученые-лингвисты обратили внимание на то, что в языке есть такие слова, которые, кроме своего значения, могут вызывать у нас в сознании множество ассоциаций, сравнений, они способны как бы «будить» наше воображение. К таким словам относится и слово осень . Кроме времени года, оно еще обозначает пору, когда люди собирают урожай, когда тепло сменяется первыми холодами. А потому слово осень является обозначением, символом засыпающей в природе жизни. Ведь в это время все в природе готовится к долгому зимнему сну, покою.

Но в осени несколько этапов. Тютчев в первой же строчке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое называет этот этап, – первоначальная .

Как вы понимаете значение этого слова?

(«Первый», «начальный, новый», «ранний» – об осени.)

Значение «первый», «начальный», «новый», «ранний» мы, конечно, осознаем, так как слова синонимичны.

Почему же Тютчев выбрал для стихотворения именно слово первоначальный? Чем оно отличается от остальных слов? (Вся дальнейшая работа требует постоянного обращения к толковым словарям).

(В слове первоначальный два корня: перв- и -начал-. )

В этом слове два синонимичных корня, которые определяют раннюю осень дважды. Значит, автору было важно привлечь наше внимание именно к этой характеристике осени.

Такое длинное, или многосложное, в отличие от односложных, более торжественно.

«В стихах Тютчева такие “долгие” и торжественные слова помогают с самого начала переключить читательское восприятие “на высокую волну”, переводят его в необычное, непрозаическое измерение». (Маймин Е.А . Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М., 1976)

Для чего же поэту потребовалось «перевести» наше читательское восприятие в такое необычное измерение?

(Тютчеву хотелось, чтобы мы размышляли, а это длинное слово первоначальный усиливает размышление. Оно создает у читателей настроение раздумья.)

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт очень часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом есть одно или два многосложных, т.е. длинных, слова, и часто словом поэт словно бы старался украсить стихотворение.

(Очень медленно, неторопливо, раздумывая.)

Эта строка задает медленный, торжественный ритм всему стихотворению.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Вторая строка – Короткая, но дивная пора . Обратите внимание: два определения осени, а между ними коротенькое слово но.

Какой частью речи оно является?

(Но – это союз. В простом предложении союз может связывать однородные члены предложения и показывает разность, различие того, что они обозначают.)

Но противопоставляет значения двух слов друг другу.

Короткая, но дивная пора – это какая? Как вы понимаете смысл строки?

(Это время в осени особенное, потому что оно одновременно и удивительное по красоте, и очень короткое. А значит, очень дорогое каждому из нас.)

В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту дивную пору долго-долго. Каждый человек понимает это, потому ему хочется запомнить, запечатлеть эти дни в памяти. Он стремится как можно полнее вобрать в себя последнее, быстро уходящее тепло и последнюю красоту осенней природы.

Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Обратите внимание в третьей и четвертой строках на существительные: день и вечера .

В какой форме они употреблены?

(Существительное день стоит в форме единственного числа, а существительное вечера – во множественном числе.)

Может быть, поэт ошибся: ведь не только вечеров много, но и дней, значит, нужно было бы сказать дни ?

(Слово день в единственном числе, поэтому мы как бы видим отдельность, особенность каждого дня.

Форма единственного числа как бы укрупняет предмет, делает его особенным, выделяет из остальных.)

Вслушайтесь в строчку: ...день стоит как бы хрустальный . Какой художественный прием использует здесь автор? (Сравнение.)

Почему же как бы, а не как?

(С использованием как бы сравнение получается мягким. Вроде бы поэт его никому не навязывает, просто ему так кажется.)

И нам, читателям, это как бы словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать. День... как бы хрустальный – удивительное авторское сравнение. Хрусталь – это «род, сорт стекла».

Что же у них общего?

(День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее.)

(Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и четко слышен.)

(День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер и кончатся тишина, покой, безмятежность.)

Замечательно вы объяснили смысл сравнения день... как бы хрустальный.

Почему же вечера лучезарны?

(Это слово длинное и состоит из двух корней – -луч- и -зар-. )

С точки зрения образования слов это правильно. Когда-то давно действительно осознавались эти два корня. Но с точки зрения современного состояния русского языка это один корень -лучезар-. А что означает слово лучезарный?

(Светлый, ясный, теплый.)

Да. А форма множественного числа дает нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют один за другим, чтобы каждый из нас напоследок насладился ими.

Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что передает многоточие?

(Многоточие – важный знак для поэта, потому что в нем много смысла. Во-первых, эта картина – день... как бы хрустальный и лучезарны вечера – неописуемо прекрасна, и мы сами можем представить ее еще подробнее. Во-вторых, многоточие означает большую паузу между строфами, так как во второй строфе рассказывается уже о другом. Этот знак подготавливает нас к восприятию следующей мысли.)

Прочитайте первую строфу выразительно.

А теперь послушайте вторую строфу.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Что вы представили, слушая эту строфу?

(Поле, где кипит работа. Кипит потому, что серп назван словом бодрый, т.е. живой, активный, резвый.)

(И еще потому, что действие серпа – не жал, не работал, а – гулял. В этом слове – то, как он работал, – «легко, весело, играючи».)

Правильно. В этой строке повторяется употребление существительных серп, колос в единственном числе. Объясните это.

(Здесь поэт специально использует форму единственного числа, хотя мы понимаем, что действует много предметов. Мы еще и чувствуем «весомость, единичность» каждого важного для поэта предмета.)

Во второй строке намеренно рядом «собраны» слова, которые обозначают пространство.

Назовите и прокомментируйте их.

(Пусто и простор.)

Эти слова рисуют необозримое, не охватываемое глазом пространство. И усиливают впечатление необозримости следующие слова – все и везде .

Третья строка начинается со слова лишь . Объясните его значение.

(Лишь значит «только». Это частица, которая выделяет в тексте описание праздной борозды на фоне неоглядного простора. Это «паутины тонкий волос Блестит...».)

Что вы «видите» своим внутренним зрением?

(Очень длинные нити паутины. Они растягиваются от предмета к предмету очень далеко.)

Тютчев в этой строке – очень тонкий наблюдатель. Давайте подумаем, а как можно было бы об этом явлении написать по-другому.

(Паутинка, ниточка паутины.)

Но поэт выбрал паутины тонкий волос . Почему? Ведь в словах паутина и ниточка паутины уже есть указание на «тонкость» паутины. Значит, все дело в слове волос .

(Волосы есть у человека. И если поэт добавляет это слово в строчку, то тонкий волос паутины – получается как у человека. Значения слов тонкий волос паутины приводит нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но еще и о человеке. Здесь используется художественный прием – олицетворение.)

Эта фраза действительно очень важна для понимания всех смыслов стихотворения. Почему?

(Мы начинаем понимать, что стихотворение не только о природе, но и о людях, о человеке.)

Посмотрите внимательно на первую строфу и найдите в ней слово, которое словно «перекликается» с тонким волосом паутины.

(Это слово осень, ведь оно обозначает еще и позднюю пору человеческой жизни.)

Подумайте, о каком времени в жизни человека можно так сказать: весна жизни, лето жизни, осень жизни?

(О детстве, о юности, о зрелости, о старости.)

Каждый из нас прекрасно это понимает, а поэт только помогает по-новому ощутить вроде бы понятные и знакомые с детства слова.

Обратите внимание в четвертой строке на слова на праздной борозде. Как вы их понимаете?

(Праздная – значит «пустая». На ней никто не работает.)

В современном русском языке это слово обозначает «свободный от дел, занятий, проводящий время в праздности, безделье». Значение «никем и ничем не занятый, не заполненный, пустой, порожний» признается устаревшим. А в XIX веке это было едва ли не основное значение слова. В определении праздный выступали и такие оттенки значения, как «чуждый забот и тревог, погруженный в покой».

Л.Н. Толстой, восхищенный стихотворением Ф.И. Тютчева, особо выделил именно эту фразу. А об эпитете праздная писатель заметил: «Здесь это слово праздной как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем этим словом сразу сказано, что работы окончены, все убрали, и получается полное впечатление».

(Первую строку в быстром темпе, энергично, а вторую, третью и четвертую – медленно, задумчиво.)

И от этих слов мы сами испытываем чувство покоя, безмятежности, тепла. Это стихотворение дает нам возможность поразмышлять о вечном.

В последней строке стихотворения слова, которые находятся в сильной позиции, а потому очень важны для поэта, – отдыхающее поле.

О каком поле можно так сказать?

(На котором уже не ведутся никакие работы. А раньше его касались руки человека, поэтому поле здесь – земля очеловеченная (серп, колос, борозда), одухотворенная. К тому же поле – это часть земли, которую охватывает взор наблюдателя, мыслителя.)

Мы внимательно прочитали все стихотворение.

Как вы теперь ответите на вопрос, о чем оно?

(В стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре ранней осени, но и об «осеннем» времени в жизни любого человека.)

(Тютчев написал о том, что в нашей жизни всегда есть время покоя, хотя потом может прийти и время «бурь». Это неизбежно. Но человек должен принимать это смиренно, мудро, спокойно.)

Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

4. Предлагаются на выбор две темы сочинений-миниатюр:

1) Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева.

2) «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома.

Образцы письменных работ учеников 10-го класса

1. Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Тютчев – мастер стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. В произведениях Тютчева природа не представлена как фон, она одушевлена, чувствует.

У стихотворения нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Стихотворение повествует об осенней поре, которая наступает не только в природе, но и в душе человека.

Автор использует такие художественные средства как сравнение (весь день стоит как бы хрустальный...), олицетворение (где бодрый серп гулял). Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа. Предложения с многоточиями говорят о незаконченности мысли поэта. Автор заставляет читателя задуматься, поразмышлять.

При чтении стихотворения представляется осенний солнечный день ранней осени. Середина бабьего лета.

Осень, как известно, время сбора урожая. В стихотворении Тютчев показывает поля, где еще недавно кипела работа:

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде...
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

(Александра Чепель)

2. «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома. (По стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)

Осень. Какое же прекрасное это время года! Природа начинает готовиться ко сну, но это не мешает ей быть прекрасной. Небо становится голубым-голубым. Даже летом не всегда можно увидеть такое чистое и красивое небо. А солнце... Оно светит так ярко и жизнерадостно, словно хочет подарить нам все самое лучшее перед тем, как скрыться за серыми тучами предстоящих холодных, дождливых и пасмурных дней. Несмотря на то, что деревья сбрасывают свои наряды, а листья лежат уже на земле, образуя пестрый ковер, природа становится еще прекрасней.

Как приятно наблюдать эту картину из окна своего родного дома или прогуливаясь по осеннему лесу. Легко и приятно становится на душе от этой картины. Но в то же время и грустно оттого, что стоят последние теплые деньки, а потом наступят холодные серые дни осени и придет суровая (судя по приметам) зима.

«Бабье лето» (как называют в народе этот период осени) – это одно яркое мгновение среди тусклых осенних дней. И печально, что среди людской суеты многие порой не замечают этой красоты. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое дает человеку природа, оставляют в душе неизгладимое впечатление, какой-то след, какие-то ассоциации. Именно на это и хотел обратить наше внимание замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.

(Анастасия Заплаткина)

3. «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома. (По стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»).

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора», – писал Ф.И. Тютчев. «Но что же такого дивного в этом времени года?» – спросите вы. Действительно, что может быть прекрасного в том, что птицы улетают на юг, что не слышно птичьего пения, как это бывает весной, в том, что на улице слякоть и грязь, в том, что постоянно идут дожди и дуют холодные ветры. Но есть осенью такой период, который называется «бабье лето». Это всего десять дней или чуть больше. Именно об этом осеннем промежутке и пишет в своем стихотворении Ф.И. Тютчев.

Попробуйте проснуться ранним осенним утром и посмотреть в окно! Вы увидите, как лучи еще недавно проснувшегося солнца таинственно и не спеша скользят по верхушкам деревьев. В воздухе кружится хоровод из листьев. Листья, словно разноцветное конфетти, медленно опускаются на землю, образуя мягкий ковер. А взглянув на светло-голубое небо, вы почувствуете поистине умиротворение и спокойствие. Но, к сожалению, такие прекрасные деньки бывают осенью недолго. Чаще всего погода бывает пасмурной. Но и это не беда! Затопите печь и прислушайтесь к тому, как весело потрескивают горящие поленья, как капли дождя стучатся в окно.

Для меня осень – это время, когда можно хоть немного забыть о жизненных трудностях и помечтать о будущем.

И все же не стоит осенью засиживаться дома: лучше одеться потеплее и пойти в лес, пособирать грибы, понаблюдать за тем, как животные готовятся к наступлению суровой зимы. Осень – это удивительное время года.

(Луиза Кабирова)

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

Каковы осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния при­ро­ды в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и ли­ри­ка кого из пред­ше­ству­ю­щих и по­сле­ду­ю­щих по­этов близ­ка Тютчеву?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1857

Пояснение.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании - радости, сча¬стье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.