Отмечают ли православные день святого валентина. Православная церковь: "День святого Валентина" - чуждый нам праздник - Portalul "Moldova Ortodoxă"

Скоро наступает День Св.Валентина - праздник новый для нас, появившийся благодаря газетам и телевидению. Праздновать или нет это событие православному человеку - ответьте, пожалуйста?

Отвечает Священник Владимир Переслегин :

В святцах Русской Православной Церкви есть три святых Валентина: мученик Валентин Доростольский (память 24 апреля по ст. стилю, 7 мая по новому); священномученик Валентин Интерамский (Италийский, память 30 июля по ст.ст.); священномученик Валентин Римлянин (6 июля ст.ст.). 14 февраля, в канун Сретения Господня, память святого Валентина в Православной Церкви не празднуется. Традиция празднования этого дня довольно давно существует у католиков и других западных христиан, но назвать церковным этот праздник сложно. Скорее это некий светский праздник, носящий на себе отпечаток языческой культуры. Есть сведения, что 14 февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам.

Истинная любовь между мужчиной и женщиной христианами, имеющая своим источника Бога, Который Сам есть Любовь, должна знаменоваться священным брачным союзом. Едва ли упомянутый праздник допускает такое содержание. А по учению Православной Церкви, половые отношения вне брака считаются блудом (или прелюбодейством).

К сожалению, сейчас праздник языческого характера связывают с именем святого, который как бы насильно призывается к благословению любых отношений. Современное общество чувствует пустоту и порочность своих идеалов, а потому и требует хоть какого-то, пусть и придуманного, освящения гражданских ритуалов и обрядов.

Или День всех влюбленных. Начиная с 1990-х годов этот праздник стал популярным и в России.

Изначально празднование памяти святого Валентина было установлено как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. На заре христианства три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру. О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев.

Второй Валентин был епископом Интерамны (ныне город Терни, Италия), он был казнен во время гонений на христиан и похоронен при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.

Третий мученик — пресвитер Валентин был обезглавлен между 268 и 270 годами, и похоронен при Фламиниевой дороге. Мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа — в городе Терни.

Во время реформы римско-католического календаря святых 1969 года празднование памяти Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. В католическом богослужебном календаре 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В православной церкви оба мученика Валентина имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин — пресвитер — почитается 19 июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, — 12 августа.

История возникновение имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных относится к Средним векам и их романтической литературе, а не к обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства.

День 14 февраля в Англии и Шотландии сопровождался своеобразным обычаем . Накануне дня, посвященного святому Валентину, собирались молодые люди и клали в урну билетики с написанными на них именами молодых девушек. Затем каждый вынимал по одному билетику. Девушка, имя которой доставалось молодому человеку, становилась на предстоящий год его "Валентиной", также как и он ее "Валентином". Это означало, что между молодыми людьми на год возникали отношения, подобные тем, которые, по описаниям средневековых романов, возникали между рыцарем и его "дамой сердца". Этот обычай имел языческое происхождение.

По установившемуся издревле обычаю, юноши в этот день посылали своим возлюбленным подарки , а также письма и стихотворения, в которых выражали свои чувства и пожелания.

Самой первой поздравительной открыткой-валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.

Большой популярностью пользовались валентинки в XVIII веке, особенно в Англии. Ими обменивались в качестве подарков . Влюбленные делали открытки из разноцветной бумаги и подписывали красочными чернилами. К началу XX века с улучшением технологии печати печатные открытки стали заменять рукописные.

Сегодня в День влюбленных в виде сердечек, с признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками.

Итальянцы 14 февраля называют сладким днем и дарят сладости и конфеты. Валентинки посылают по почте в розовом конверте без обратного адреса.

В Дании обычно посылают друг другу засушенные белые цветы, а в Испании верхом страсти считается отправить любовное послание с почтовым голубем.

В Японии в День святого Валентина уже несколько десятилетий . Это не столько признание в любви, сколько знак внимания. Шоколадными наборами, специально выпущенными к этому дню, обмениваются подруги, многие японки покупают "валентиновый" шоколад самим себе. В последние годы мода дарить шоколад дошла и до начальных школ и даже детских садов.

Дарить шоколад в День святого Валентина распространена и в Южной Корее, причем подарки делают только женщины своим мужчинам. Для самых близких мужчин жительницы Южной Кореи готовят шоколад своими руками.

Святая Валентина в православии представляет собой образец кротости и непревзойденного мужества.

Как истинная христианка, она отстаивает свою веру, полностью отдав себя в руки милосердного Господа. И сейчас святая Валентина оказывает помощь каждому, кто подвергается гонениям за веру.

Имя святой образовано от латинского слова (valeo) и означает − сильная и здоровая.

Святая мученица Валентина — благочестивая христианка

Обыкновенная девушка, родом из Египта, глубоко верила истинному Богу и усердно молилась. Она считала себя последовательницей Христа.

Во времена гонения на христиан ее безжалостно пытали. Отказавшись от почитания языческих богов, она смело явилась на суд к Фирмилиану. Тот приказал бить девушку по ребрам и пытать, после этого её казнили.

Сегодня, когда церковь чтит память святой, мы понимаем, что она для всех остается ярким примером благочестия и мужества.

Именины Валентины по православному календарю

Три раза в году справляют этот праздник женщины с этим именем. Именины – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении.

По церковному календарю они приходятся на определенные дни:

  • 23 февраля и 23 июля – мученица Валентина Кесарийская (Палестинская), дева;
  • 17 июня – блаженная Валентина Минская (Сулковская).

Обратите внимание: не стоит путать именины с днем Ангела, который празднуется в день Крещения человека, а именины приходятся на день памяти святого (святой).

Икона святой Валентины Кесарийской (Палестинской)

На образе Святой мученицы Валентина Кесарийская изображена с крестом в правой руке, в руках держит Священное Писание, одеяние красного цвета, голова не покрыта.

Второе изображение, какое существует, показывает нам Св. Валентину в голубом одеянии, с голубым покрывалом на голове, в правой руке - крест, Святая повернута влево, откуда с небес протирается Перст Божий, благословляющий мученицу.

Девушки, носящие имя Алевтина, так же считают своей покровительницей св. Валентину Кесарийскую. Существует так же икона святой мученицы с указанием имени Алевтина (Валентина) Кесарийская.

Это одна и та же святая. Мученица изображена в красном одеянии, на голове синее покрывало, в правой руке по-прежнему - крест, главный символ христианской веры.

К св. мученице Валентине устремляются, когда есть нужда в помощи при домашних трудностях. Молитва, произнесенная искренне, непременно даст выздоровление и наставление.

Икона (не важно, какая именно) святой мученицы Валентины должна быть в домашнем иконостасе, особенно если девушка носит её имя, но с сердечной молитвой к заступнице можно воззвать всегда и везде, в любой обстановке.

Краткое житие святой мученицы Валентины

Кесария – в давние времена был одним из красивейших и крупных городов Средиземноморского побережья. В настоящее время на этой местности остались только руины. Святая великомученица Валентина была уроженкой этого города.

События происходили в то время, когда правил Максимиан. В то далекое время многие поклонялись идолам. Св. Валентина не относилась к этим людям, она верила в Бога, жила скромно, праведно и богоугодно.

Ее предали суду за непочитание языческих богов. Суд вершил Фирмилиан. Он приказал ей, чтобы она принесла жертву идолам, для чего девушку повели в языческий храм. Вместо того чтобы исполнить приказ и произвести ритуал жертвоприношения, Валентина смело кинула камень на жертвенник и поворотилась к нему спиной.

Такое поведение вызвало приступ ярости у Фирмилиана, и он вынес жестокий приговор. Сначала велел изуверски избить ее, а затем казнить, путем усекновения головы. Ее долго и жестоко избивали, ломая ребра, но она молилась Богу. Свою мученическую кончину святая приняла в 308 году.

Заключение

В дни почитания святой, нужно прийти в церковь, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн, поставить свечи к образу и обратиться со своей просьбой. Молиться святой угоднице нужно с верой в силу ее ходатайства за нас пред Богом.

Между тем мощи «символа дня влюбленных» хранятся в Храме Христа Спасителя

В среду, 14 февраля, многие готовятся отпраздновать день Святого Валентина. Красивая традиция, пришедшая с Запада, понравилась россиянам еще много лет назад - тут и пенка на капуччино в виде сердечка, и шикарные бельевые гарнитуры, и романтические песни... Однако православная церковь настроена строго: по словам протоиерея Всеволода Чаплина, негоже устраивать праздник блуда «под прикрытием» имени святого с сомнительной биографией.

День Святого Валентина - популярный праздник в Европе и США, уже обросший атрибутикой не хуже, чем Рождество или Пасха: тут множество сердечек и подобной милой женскому сердцу ерунды. И легенда соответствующая: сам Святой Валентин известен тем, что венчал молодых, когда римский император запрещал мужчинам жениться из-за скорого ухода на войну.

Однако представители РПЦ настаивают: даже если этот святой действительно был (что вызывает сомнения), к православию он и его праздник не имеют никакого отношения, так что и отмечание излишне. Подробнее о сомнениях церкви «МК» рассказал отец Всеволод Чаплин .

– Не может не радовать, что люди сейчас стали понимать: это не наш праздник. И отмечать его стремится все меньше народу. Если 10-15 лет назад многие просто, не рассуждая и не задумываясь, следовали западным модам, то сегодня люди мыслят, начинают понимать. У нас есть собственные покровители семьи, любви и верности - это святые Петр и Феврония, отмечать стоит их день. А легенда о западном святом Валентине, который якобы венчал тех, у кого были препятствия, до сих пор вызывает сомнения. Возможно, ничего такого не было.

– Святой Валентин для православия вообще не актуален?

В своё время католики передали нам мощи этого святого, но никакого массового почитания его не возникло. Сейчас они хранятся в Храме Христа Спасителя, но я не видел активного паломничества к ним. Так что этот праздник наш народ отторг: он стал частью коммерческой субкультуры, но не более того. Тем более, нельзя забывать, что праздник этот используют для романтизации блуда, что недопустимо. Если люди не стремятся заключить настоящий христианский брак, а живут во грехе или стремятся к этому, то они, отмечая этот день, по сути сочетают несовместимые вещи - имя святого и блуд.

– Легенда о святом Валентине, как вы сказали, вызывает вопросы. Но многие отмечают, что и легенда о святых Петре и Февронии сомнительна - особенно насчет того, что Феврония женила Петра на себе хитростью...

Я не знаю, откуда взялся этот миф, это современное прочтение. В житиях ничего такого нет, речь идет только о том, что Феврония исцелила Петра, который был болен проказой. Усугубляла ли она перед этим его болезнь - вопрос открытый, но я не рекомендовал бы в это верить.

С приближением 14 февраля почти все газеты и телеканалы начинают говорить о «празднике всех влюбленных» - дне святого Валентина. Что это за день? Как относиться к этому празднованию православному христианину?

Если мы заглянем в месяцеслов, то в этот день (как по григорианскому, так и по юлианскому календарю) не обнаружим памяти указанного святого. Православная Церковь чтит трех святых с таким именем: св.муч.Валентина (30 июля) и двух мучеников (24 апреля и 6 июля, даты указаны по юлианскому календарю), но ни один из них не является тем лицом, с именем которого связано появление так называемых «валентинок» - специальных романтических открыток в виде сердечек.

Вопреки расхожему мнению, этот праздник носит чисто светский характер.

Известно предположение о том, что это празднование восходит к Римскому празднику Lupercalia - фестивалю эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata. Все оставляли свои дела, и начиналось веселье, целью которого было нахождение своей половинки.

Также существует легенда о святом Валентине, не подкрепленная историческим источниками. Она повествует о том, как император Клавдий (около 269 г.) собирался покорять мир. Источник всех бед Клавдий II видел в браке и поэтому запретил обряд венчания. Но епископ Валентин пренебрег запретом тирана и совершал венчания тайно. Очень скоро Валентина бросили в тюрьму. За несколько дней до казни к нему привели девушку, дочь одного из тюремщиков, которая была тяжело больна. Используя свой целительный дар, Валентин излечил ее, но ему самому уже нельзя было ничем помочь. Казнь назначена на 14 февраля. За день до казни Валентин попросил у тюремщика бумагу, ручку и чернила и быстро написал девушке прощальное письмо. 14 февраля 270 года его казнили. А девушка открыла записку, где Валентин написал о своей любви и подписал «Твой Валентин».

Недостоверность этого рассказа видна хотя бы уже из того, что Древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака заключалось через благословение и краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания - довольно позднего происхождения и известен не ранее IX века.

Можно ли христианам быть любимыми и любящими?

Несомненно. Даже более того, только в христианстве способность к любви возведена в непосредственную связь с самим естеством человека. Из Писания мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1: 27). Апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Значит, любить - это реализовывать в себе образ Божий, а возрастать в любви - означает приближаться к Богу.

В русском языке мы знаем только одно слово «любовь», которым выражаем массу совершенно различных понятий, среди которых и любовь к Богу, и чувство к любимому человеку, и дружеская любовь, и «любовь к отеческим гробам», и привязанность к какой-либо вещи, и, наконец, так называемое «занятие любовью». В этом отношении наш язык намного беднее греческого, на котором написаны оригиналы новозаветных текстов.

Греческий язык знает любовь-эрос, любовь-агапэ, любовь-филиа и пр. Самое сильное чувство, захватывающее все человеческое естество, - это «эрос». Такое слово в греческих текстах употребляется в значении любви Бога к людям, любви к Богу и чувства возлюбленного к возлюбленной (в славянских богослужебных книгах часто переводится как «рачение»: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением…» в Последовании ко Причащению).

Любой человек, мало-мальски серьезно читавший Новый Завет, может отметить, что в нем отношения Бога с человечеством (Церковью) уподобляются отношениям мужа и жены: Христос так же печется о Церкви, как заботливый супруг о жене, а Церковь отвечает ему соответствующей преданностью. Поэтому подлинная человеческая любовь всегда благословляется Богом и вызывает достойное уважение Церкви.

Но высокое чувство, соединяющее мужа и жену «в плоть едину», необходимо отличать от псевдо-любви. С точки зрения христианина, словосочетание «заниматься любовью» звучит на грани с кощунством. Здесь мы не имеем в виду отсутствующее в подлинной православной традиции гнушение плотью.

Физическая близость супругов вполне естественна и оправдана как видимое выражение их всецелого единства, причем не просто единства интересов или жизненных задач, а единства более глубокого, единства во Христе. Такое соединение двух людей в одну плоть логично завершается телесной близостью, но никак не «занятием любовью». В последнем случае каждый «партнер» стремится удовлетворить свою похоть, достичь удовольствия для себя, а другого человека воспринимает (возможно, бессознательно) как источник для наслаждения.

Сейчас почти каждый ребенок назовет дату, когда празднуется День святого Валентина и сможет пересказать историю его жизни. Но многие ли знают, что у нас есть свой праздник, исконно православный, который отмечается 8 июля? Это день Петра и Февронии.

Эти святые покровительствуют семье и браку, ведь удивительная история их любви является образцом христианского супружества.

Романтическая история любви этой пары изложена в Житиях святых, а также красиво описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской Повести о Петре и Февронии.

Сказание повествует о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя Петра. Петр убивает дракона мечом, но брызнувшая кровь вызывает тяжелую болезнь руки и лицо князя покрываются язвами.

Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славившуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу, которая сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней.

Постепенно князь понимает, что Феврония его единственная любовь. И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой.

Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть.

Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает слуг к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем. Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.

Православный День покровителей христианской любви и брака отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.

Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше просят о семейном согласии.

Это только один из праздников который был вытеснен западной культурой проникшей в нашу жизнь. Свято место, как известно, пусто не бывает… Если мы не будем дорожить нашими традициями, стремиться узнавать их и возрождать, то вместо них будут навязаны иные, чуждые, завуалировано подталкивающие нас и наших детей к бездуховности и опустошению.

На первый взгляд, что может быть плохого в том, что бы подарить девушке цветы или обменяться подарками с любимым человеком? Не так много праздников напоминающих о необходимости проявлять внимание и чувства к близким людям. Но, может быть, если мы лучше будем знать свою историю и православную культуру, сердца наши наполняться тем живительным теплом и светом, и тогда необходимость быть внимательными и нежными друг к другу станут естественной потребностью души, ее привычным состоянием.

Традиция отмечать «с валентинками» и шоколадками 14 февраля глубоко вросла в сознание современного человека. И все же, празднование дня св. Валентина не так безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Современный мир быстрее и легче воспринимает идеи маркетологов и бизнесменов, которые заинтересованы в «валентиновой» продукции. Миром правят деньги и торговцам выгодно делать бизнес на розовых сердечках и шутовских масках.

Именно поэтому они не жалеют средств на пропаганду чуждых для нас праздников и обычаев.

Как жаль, что в нашей жизни так мало месту творчеству! Как грустно, что подарок любимому человеку ограничивается ассортиментом ближайшего киоска или прилавком супермаркета. А ведь каждый из нас ожидает в отношениях с любимым человека пусть маленького, но чуда…

Таким образом, у православного мира есть альтернатива западному празднику Дню Валентина - День памяти св.бл. Кн. Петра и кн. Февронии. Что праздновать — каждый решает сам для себя…