Презентация на тему "иван андреевич крылов и его басни". Презентация на тему "иван андреевич крылов и его басни" Навозну кучу разрывая

Басни дедушки Крылова


«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А. Крылов



БАСНЯ – краткий рассказ нравоучительного характера.


Аллегория (иносказание) – условное изображение отвлеченных идей посредством художественного образа.


Басня состоит из двух частей: рассказа и морали.


Мораль – это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.


«Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок» «Ворона и лисица»


«К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, цены не зная ей,Невежда про нее свой толк все к уху клонит;А ежели невежда познатней,Так он ее еще и гонит» «Мартышка и очки»



А вы, друзья, как ни садитесь,Все в музыка нты не годитесь. «Квартет»


«Ты все пела? Это дело:Так поди же, попляши!» «Стрекоза и муравей»


Прочитайте басню «Свинья под дубом»и ответьте на вопросы: Интересна ли басня? Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой? Кто такой невежда? 4. Объясните аллегорию басни Можно ли сказать, что автор осуждает свинью? Какая интонация звучит в реплике Дуба? Актуальна ли мораль басни в наше время? Чему вас научила эта басня?


Прочитайте басню «Ворона и лисица»и ответьте на вопросы: Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл? Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? В чём заключается глупость вороны? Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной? В чём смысл басни? Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня? Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?


Посмотрите еще раз на портрет И.А.Крылова и ответьте на вопрос:Каким он вам представляется по характеру?


Это интересно! Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.


Стихотворение К.П.Вяземского Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни «Букварь» постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова! Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не забудут этой были Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.


Памятник И.А.Крылову в Санкт - Петербурге


Викторина:


Ответьте на вопросы и выполните задания: В какой басне звучат слова: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок» ?


Ответьте на вопросы и выполните задания: У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»?


Ответьте на вопросы и выполните задания: Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет.


Ответьте на вопросы и выполните задания: За кем по улицам «толпа зевак ходила»?


Ответьте на вопросы и выполните задания: Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню?


Ответьте на вопросы и выполните задания: Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»?


Ответьте на вопросы и выполните задания: Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название: Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву!».


Закончите фразу: «Ай, Моська! Знать, она сильна ……»


Закончите фразу: «Ворона каркнула во всё воронье горло…»


Закончите фразу: «А вы, друзья, как ни садитесь …..»


Закончите фразу: «Когда в товарищах согласья нет…»


Закончите фразу: «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…»


Закончите фразу: «Ты всё пела. Это дело…»


Решите кроссвордПо горизонтали: 1. Кто говорил так: «До того ль, голубчик было в мягких муравах у нас: песни, резвость всякий час. Так что голову вскружило». По вертикали 1. Кого по улицам водили, как будто на показ? 2.Один из героев, который везти с поклажей воз взялся. 3.Кто «без драки» хотел попасть в большие забияки?4.Кто смеется «вперед чужой беде»? 5. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. 6.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней

М. Исаковский

Слайд 2

Иван Андреевич Крылов

  • Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещенных людей своего времени.
  • Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.. В 11 лет написал первую басню.
  • С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни-главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен.
  • В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки,
  • где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
  • 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
  • Слайд 3

    Басня - это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

    1. Основное повествование.

    Здесь в аллегорической (иносказательной) форме показана жизнь. Герои-животные и люди. Присутствуют сатира, олицетворение, эзоповязык.

    2. Мораль.

    Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

    Слайд 4

    Аллегория-иносказание-изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
    Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.
    Сатира-злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
    Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.
    Олицетворение-наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
    Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:
    Зима недаром злится. Прошла её пора.
    Весна в окно стучится и гонит со двора…
    Эзопов язык-умение замаскировать главную мысль (по имени греческого баснописца Эзопа)

    Слайд 5

    ВОРОНА И ЛИСИЦА

    Уж сколько раз твердили миру,
    Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
    И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
    Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
    На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась,
    Да призадумалась, а сыр во рту держала.
    На ту беду Лиса близёхонько бежала;
    Вдруг сырный дух Лису остановил:
    Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
    Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
    Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
    И говорит так сладко, чуть дыша:
    «Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так, право, сказки!
    Какие пёрышки! Какой носок!
    И, верно, ангельский быть должен голосок!
    Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
    При красоте такой и петь ты мастерица, -
    Ведь ты б у нас была царь-птица!»
    Вещуньина с похвал вскружилась голова,
    От радости в зобу дыханье спёрло, -
    И на приветливы Лисицыны слова
    Ворона каркнула во всё воронье горло:
    Сыр выпал-с ним была плутовка такова.

    ВОРОНА И ЛИСИЦА

    Слайд 6

    ТАНЦ-МИНУТКА

    Слайд 7

    Что это за басня?

    • Квартет
    • Лебедь, Щука и Рак
    • Мартышка и Очки
    • Мартышка и Зеркало
    • Слон и Моська
    • Волк и Ягнёнок
    • Волк на псарне
    • Стрекоза и Муравей
  • Слайд 8

    Узнаем героя по реплике!

    «Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же попляши!»

    «А… (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…трудится над курчонком»

    «Лишь были б жёлуди:
    Ведь я от них жирею»

    «А ты, Кукушечка, мой свет,
    Как тянешь плавно и протяжно:
    Во всём лесу у нас такой певицы нет!»

    «Я удавилась бы с тоски,
    Когда б на неё хоть чуть была похожа»

    Слайд 9

    Прочтём басню!

    Слон и Моська.

    По улицам Слона водили,
    Как видно, напоказ.
    Известно, что Слоны в диковинку у нас,
    Так за Слоном толпы зевак ходили.
    Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
    Увидевши Слона, ну на него метаться,
    И лаять, и визжать, и рваться;
    Ну так и лезет в драку с ним.
    "Соседка, перестань срамиться, -
    Ей Шавка говорит, - тебе ль с
    Слоном возиться?
    Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
    Вперед
    И лаю твоего совсем не примечает.
    "Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
    Вот то-то мне и духу придает,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки.
    Пускай же говорят собаки:
    "Ай, Моська! знать, она сильна,
    Что лает на Слона!"

    Слайд 10

    Проверь себя!

    1. С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?
    2. Каковы по жанру его главные произведения?
    3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?
    4. Что такое басня? Как она устроена?
    5. Назовите известные вам басни Крылова.4. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы.- Москва, Просвещение, 1989.

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Цели и задачи: Знакомство с биографией И.А.Крылова. Знакомство с жанровыми признаками басни на примерах. Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитательное значение басни.

    Cлайд 3

    Первые басни появились в Древней Греции. Эзоп – один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но всё –таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням. Эзоп соперничал славою со знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции, а погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. ПеП Эзоп

    Cлайд 4

    Жан де Лафонтен –замечательный французский баснописец, служивший при дворе. Он в иносказательной форме создал картину жизни своей эпохи. Лев у Лафонтена лжив и лицемерен, придворные льстят ему, желая получить власть и богатство. Если Лев похож на Людовика, то все, кто ему льстит, как две капли воды похожи на королевскую челядь. Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Жан де Лафонтен

    Cлайд 5

    Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта- наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А.Вяземский Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844 г.)

    Cлайд 6

    Биография баснописца. Родился И.А. Крылов в Москве. Отставка отца, отъезд в Тверь. Мать составляет план образования сына. Смерть отца и служба в губернском магистрате. Неудача первых пьес(трагедий). Появление комедий(«Бешеная семья» и др.). Известность. Журналы, выпускаемые И.А.Крыловым («Почта духов», «Зритель» и др.). 1806 г. Петербург. Первые басни («Дуб и Трость» и др.). 200 басен И.А.Крылова. Успех, слава великого баснописца. Празднование юбилея (70- летие жизненного пути и 50- летие творческой деятельности. Смерть И.А.Крылова в 1844 г. и памятник Клода баснописцу в Летнем саду..

    Cлайд 7

    Басня- эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приёме аллегории, иносказания. Аллегория- вид иносказания, отвлеченная идея или понятие, воплощённое в конкретном образе. Иносказание- художественный приём, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т. п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления.

    Cлайд 8

    «Книга мудрости самого народа» Так назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи. Крылов, широко черпая из народной речи, не менее щедро отдавал народу взятое у него. Его стихи превращались в пословицы и поговорки. Поэтому так легко входили в народ строки и образы басен, крылатые словечки, выражавшие ум и смекалку.

    Cлайд 9

    Мораль- начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Эзопов язык- (по имени древнегреческого баснописца Эзопа)- система намёков и иносказаний в художественном проявлении. дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещённые идеи и взгляды, в основном политического характера.

    Cлайд 10

    Cлайд 11

    Cлайд 12

    « Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» Ворона и лисица

    Cлайд 13

    Cлайд 14

    « Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

    Cлайд 15

    « За что же, не боясь греха. Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку»

    Cлайд 16

    « Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?- ей Мишка отвечал»

    Cлайд 17


    1. Что такое басня ?

    2. Что такое мораль в басне?

    3. Какие художественные приёмы (тропы) часто встречаются в баснях?

    4. Назовите баснописцев , которых вы знаете.



    Эзоп. Басня «Волк и Собака»

    Волк увидел огромную собаку в ошейнике на цепи и спросил:«Кто это тебя приковал и так откор-мил?» Ответила собака:«Охотник». –«Нет, не для волка такая судьба! Мне и голод милей, чем тяжёлый ошейник».

    В несчастье и еда не вкусна.




    И ты, певец любезный, Поэзией прелестной Сердца привлекший в плен, Ты здесь, лентяй беспечный, Мудрец простосердечный, Ванюша Лафонтен!

    А.С.Пушкин



    По улицам Слона

    водили,

    Как видно, напоказ –

    Известно, что Слоны

    в диковинку у нас –

    Так за Слоном толпы

    зевак ходили…


    У сильного всегда

    бессильный виноват -

    Тому в Истории мы тьму

    примеров слышим;

    Но мы Истории

    не пишем;

    А вот о том как в баснях говорят…


    Уж сколько раз твердили миру,

    Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

    И в сердце льстец всегда отыщет уголок…


    Попрыгунья

    Стрекоза

    Лето красное

    пропела;

    Оглянуться

    не успела,

    Как Зима катит

    в глаза…


    Невежда так же в

    ослепленье

    Бранит науки и

    ученье,

    И все учёные

    труды,

    Не чувствуя, что он

    вкушает их плоды.


    Случается нередко нам

    И труд и мудрость видеть там,

    Где стоит только догадаться

    За дело просто взяться…


    К несчастью, то ж

    бывает у людей:

    Как ни полезна вещь,-

    цены не зная ей,

    Невежда про неё свой толк всё к худу

    А ежели невежда

    познатней,

    Так он её ещё и гонит.


    А я бы повару иному

    Велел на стенке зарубить:

    Чтоб там речей не тратить по-пустому,

    Где нужно власть употребить.


    Навозну кучу разрывая,

    Петух нашёл Жемчужное Зерно

    И говорит: «Куда оно?

    Какая вещь пустая!..»


    Проказница

    Мартышка

    Осёл,

    Козёл,

    Да косолапый Мишка

    Затеяли сыграть Квартет.

    Достали нот, баса, альта, две скрипки

    И сели на лужок под липки,-

    Пленять своим искусством свет…


    Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело

    не пойдёт,

    И выйдет из него не дело, только мука…


    Голодная кума Лиса

    залезла в сад,

    В нём винограду кисти

    рделись.

    У кумушки глаза и зубы

    разгорелись.

    А кисти сочные, как

    яхонты, горят…


    Сосед соседа звал откушать;

    Но умысел другой тут был:

    Хозяин музыку любил

    И заманил к себе соседа певчих слушать.

    Запели молодцы – кто в лес кто по дрова,

    И у кого что силы стало.

    В ушах у гостя затрещало,

    И закружилась голова…


    Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

    Тихохонько Медведя толк ногой:

    «Смотри-ка,- говорит,- кум милый мой,

    что это там за рожа?

    Какие у неё ужимки и прыжки!

    я удавилась бы с тоски,

    Когда бы на неё хоть чуть была

    похожа!..»


    Писатель, счастлив ты, коль дар прямой

    Но если помолчать вовремя не умеешь

    И ближнего ушей ты не жалеешь,

    То ведай, что твои и проза и стихи

    Тошнее будут всем Демьяновой ухи.