Произведения композитора бородина. Александр порфирьевич бородин - биография. Знакомство с будущей женой

(1887-02-27 ) (53 года) Место смерти:

Медицина и химия

Основатели Русского Химического Общества. 1868

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь» , являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов . Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре , опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила» , имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского , положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина . Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса , а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев , Юрий Шапорин , Георгий Свиридов , Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II .

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1850-1856 - доходный дом, Бочарная улица, 49;

Семейная жизнь

Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой, плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало её от астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться. Детей в семье не было.

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля , во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.

Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге .
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
  • Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот
  • Музей Александра Порфирьевича Бородина, село Давыдово Владимирской области

Основные произведения

Оперы

  • Богатыри (1868)
  • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
  • Князь Игорь (1869-1887)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 Es-dur (1866)
  • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
  • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
  • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
  • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано

В две руки

  • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
  • Маленькая сюита (1885)
  • Скерцо (As-dur, 1885)

В три руки

  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина

В четыре руки

  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Произведения для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (50-е годы)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
  • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
  • (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • (слова Г. Гейне , перевод Л. А. Мея , 1868)
  • (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
  • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова , 1881)
  • (слова А. С. Пушкина, 1881)
  • (слова А. К. Толстого , 1884-85)
  • Чудный сад (Septain G., 1885)

На слова Бородина

  • Морская царевна (1868)
  • (1867)
  • . Романс (1868)
  • Песня тёмного леса (1868)
  • Море. Баллада (1870)
  • Арабская мелодия (1881)

Вокальный ансамбль

  • мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

Литература

  • Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи (с предисловием и биографическим очерком В. В. Стасова), СПб., 1889.
  • Письма А. П. Бородина. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. С предисловием и примечаниями С. А. Дианина. Вып. 1-4. М.-Л., 1927-50.
  • Хубов Г. , А. П. Бородин, М., 1933.
  • А. П. Бородин: к столетию со дня рождения / Ю. А. Кремлев; [отв. ред. А. В. Оссовский ]. - Л. : Ленинградская филармония, 1934. - 87, с. : портр.
  • Фигуровский Н. А., Соловьев Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 212 с.
  • Ильин М., Сегал Е., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1953.
  • Дианин С. А. Бородин: Жизнеописание, материалы и документы. 2-е изд. М., 1960.
  • Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, муз. творчество. М.-Л.: Музыка, 1965. - 826 с.
  • Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин. (1833-1887). - М., Музыка, 1987. - 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы).
  • Kuhn E. (Hrsg.): Alexander Borodin. Sein Leben, seine Musik, seine Schriften. - Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 1992. ISBN 3-928864-03-3

Ссылки

  • Музыкальная энциклопедия, М.: Большая советская энциклопедия, том 1. М., 1973.
  • Бородин Александр Сайт о жизни и творчестве композитора.

Не столь обширное, как можно ожидать от композитора мирового уровня. Ему ведь приходилось быть не только композитором, но и ученым-химиком, а также медиком и врачом, совмещая весь этот винегрет с преподавательской деятельностью. Но правду ведь говорят, когда утверждают, что талантливый человек – талантлив во всем.

Писать музыку Бородин начал во время обучения в Медико-хирургической Академии. Точнее, интерес к написанию музыки он проявлял еще раньше, но именно в студенческие годы он стал писать романсы и фортепианные пьесы. Это вызывало неудовольствие его научного руководителя, который считал, что его ученик стал слишком отвлекаться от научной деятельности.

Так и сложилось, что во время своей заграничной стажировки Бородин предпочел скрывать свой интерес к написанию музыки. Он просто не хотел вызвать неудовольствие коллег. Когда же в 1862-м году вернулся в Россию, то познакомился с и стал членом его кружка. Того самого, который в последующие годы получил название « ».

Стоит ли говорить, кто с этого времени влиял на музыкальные предпочтения Бородина? Он стал приверженцем русской национальной школы, а также последовал духу творческого наследия Михаила Глинки. Позже Бородин также стал активным участником беляевского кружка.

Свое основное произведение, которое и принесло своему автору мировую известность, он так и не смог закончить при своей жизни. Оперу “Князь Игорь» Бородин писал более, чем в течении восемнадцати лет.

Самое грандиозное свое произведение Александр Бородин основал на исторической работе «Слово о полку Игореве». Его идею Бородину как-то подсказал , они как раз были тем вечером на музыкальной встрече у Шестаковой. Александру пришлась по вкусу эта идея, и он с энтузиазмом принялся за работу.

Он так и не успел дожить до окончания своей оперы. Поэтому Глазунов и Римский-Корсаков решили закончить за него эту работу. Есть мнение, что Глазунов самостоятельно восстановил увертюру, которую когда-то слышал в исполнении автора. Впрочем, сам Глазунов это всячески отрицал. Но целиком и полностью достоверно известно, что он самостоятельно сочинил и оркестровал третью часть «Князя Игоря».

«Князь Игорь» продолжает традиции произведения Глинки «Жизнь за царя». Она точно также насыщена мощными звуками хора и грандиозными народными сценами.

Идея этого произведения, как и желание почтить усопшего, побудили нескольких музыкантов объединиться с тем, чтобы написать за него его же произведение. И стоит отметить, что именно благодаря этому редкостному духу единства это произведение получилось таким целостным.

Памятник, установленный в 1889 году на могиле Бородина (скул. И.Я. Гинцбург, арх. И.П. Ропет) на общественные пожертвования. На памятнике была воспроизведена цитата из “Богатырской” симфонии

Впрочем, некоторые критики утверждают, что эти авторы взяли уже полностью готовое произведение Бородина и выдали его за свое, или же полностью переписали некоторые его части. В любом случае, это произведение, которое было поставлено в 1890-м году, стало вершиной творчества композитора и воплощением монументальной целостности оперы, а также кульминацией русского симфонизма.

Но его творчество отмечается сильным влиянием не только русской народной музыки, но и музыки наров Востока.

Нежно любивший свою жену, он часто служил подле нее и врачом, и сиделкой. Та страдала от астмы, что не мешало ей быть страстной курильщицей и курить без всякого зазрения совести. Ко всему прочему она еще и мучилась от бессонницы. Муж, естественно, тоже недосыпал.

Последний год своей жизни он все жаловался на боли в груди. 15 февраля 1887-го года он был в гостях у своих друзей. Там он внезапно потерял сознание. Привести его в чувство не удалось. Впоследствии была установлена причина смерти: разрыв сердца.

Список произведений Бородина:

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  • В монастыре
  • Интермеццо
  • Мазурка
  • Мазурка
  • Грёзы
  • Серенада
  • Ноктюрн
  • Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 ми бемоль мажор
  • Adagio. Allegro
  • Scherzo. Prestissimo
  • Andante
  • Allegro molto vivo
  • Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869-1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
  • Allegro
  • Скерцо. Prestissimo
  • Andante
  • Финал. Allegro
  • Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
  • Moderato assai. Poco piu mosso
  • Scherzo. Vivo
  • В Средней Азии (В степях Центральной Азии), симфонический эскиз

Концерты

  • Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

Камерная музыка

  • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
  • Фортепианный квинтет до минор (1862)
  • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
  • Струнное трио (1847), утрачено
  • Струнное трио (1852-1856)
  • Струнное трио (1855; неокончено)
  • Andantino
  • Струнное трио (1850-1860)
  • Струнный квартет № 1 ля мажор
  • Moderato. Allegro
  • Andante con moto
  • Scherzo. Prestissimo
  • Andante. Allegro risoluto
  • Струнный квартет № 2 ре мажор
  • Allegro moderato
  • Scherzo. Allegro
  • Notturno. Andante
  • Finale. Andante. Vivace
  • Скерцо для струнного квартета (1882)
  • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
  • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852-1856)
  • Струнный квинтет фа мажор (1853-1854)
  • Секстет ре минор (1860-1861; сохранились только две части)

Оперы

  • Богатыри (1878)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)
  • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
  • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
  • Наиболее известный номер - Половецкие пляски

Романсы и песни

  • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
  • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
  • Из слез моих. Слова Г. Гейне
  • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Море. Баллада. Слова А. Бородина
  • Морская царевна. Слова А. Бородина
  • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
  • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
  • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Спесь. Слова А. К. Толстого
  • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
  • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
  • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
  • Что ты рано, зоренька… Песня
  • Чудный сад. Романс. Слова C. G.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-87) русский композитор и ученый-химик.

Александр Бородин - член общества композиторов «Могучая кучка», один из создателей русского классического квартета и героико-эпического направления в русском симфонизме; опера «Князь Игорь» (завершена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым. постановка 1890). 1-я (1867) и 2-я («Богатырская», 1876) симфонии. 1-й (1879) и 2-й (1881) струнные квартеты, романсы; более 40 трудов по органической химии (методы получения некоторых органических кислот); один из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов (1872-87).

Александр Бородин был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца. Мальчик учился дома языкам - немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859-1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 - ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или "Могучей кучки"), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор. Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал "Знание" и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 - исполнена под управлением Балакирева. К 1867-1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж.Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики. Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной. В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть "одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным". Здоровье его было подорвано непомерным трудом, и 27 февраля 1887 он скоропостижно скончался на масленичном балу в Медико-хирургической академии в Петербурге. Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями - Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.


Бородин Александр Порфирьевич (1833 – 1887),

русский композитор.

Является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование.

Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор.

Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Продолжая традиции M Глинки, в частности его оперы "Руслан и Людмила", Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.

Родился Александр 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и крепостной крестьянки Авдотьи Антоновой. Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля.

Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины.

Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор.

Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева. К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж. Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики.

А. Бородин. Романс "Спящая княжна"

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра "В Средней Азии" (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина «В Средней Азии» по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887 и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

Государственный квартет имени А. П. Бородина

Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств

Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Основные произведения

Оперы

«Богатыри» (1867)

«Млада» (совместно с другими композиторами, 1872)

«Князь Игорь» (1869—1887)

«Царская невеста»(1867—1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

Симфония № 1 Es-dur (1867)

Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)

Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)

Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)

Луки Гедианова. Мать Александра, Авдотья Константиновна Антонова, была дочерью простого солдата. Рожденный вне брака, Александр был записан сыном дворового человека Гедиановых, Порфирия Бородина.

Александр Бородин получил домашнее образование. Играл на флейте, фортепиано, виолончели.

В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова). В 1858 году получил степень доктора медицины.

Вскоре после окончания академии и прохождения обязательного врачебного стажа Бородин начал многолетние исследования в области органической химии, принесшие ему известность в России и за рубежом. Защитив докторскую диссертацию, он в 1859 году уехал в научную командировку за границу. Три года Бородин провел в Германии, Франции и Италии.

С 1862 года — адъюнкт-профессор, с 1864 года — ординарный профессор, с 1877 года был академиком Медико-хирургической академии.

В 1872-1887 годах читал курс химии на Петербургских женских врачебных курсах, одним из организаторов которых он являлся.

В 1868 году он стал одним из учредителей Русского химического общества.

1. Хор и оркестр Государственного академического Большого театра СССР исполняют "Половецкую пляску" из оперы Бородина "Князь Игорь". Хормейстеры: Александр Рыбнов, Александр Хазанов. Дирижер Марк Эрмлер. Запись 1969 года.

2. Государственный академический симфонический оркестр СССР под управлением Светланова исполняет симфонию Бородина № 2 си минор "Богатырская " . Запись 1983 года.

3. и 4. Квартет имени Бородина — Ростислав Дубинский 1-я скрипка, Ярослав Александров 2-я скрипка, Дмитрий Шебалин альт, Валентин Берлинский виолончель исполняют фрагменты из квартета ре мажор I. Allegro moderato и III. Notturno. Andante.