Сальвадор Дали и Гала: история любви художника и его русской жены. Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь Кто такая Гала

За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил. В посвящении к книге "Дневник одного гения " Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ" .

Сальвадор Дали боялся контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки зрения большого ценителя женской красоты. Вот одно из его рассуждений из книги "Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим ": "В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?...Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной - это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того... Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и - насколько возможно - открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива - прекрасно, если нет - прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование - это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза - Это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантных женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой..."

Свою русскую музу Дали повстречал летом 1929 года, когда ему было 25 лет. Но свои первые воспоминания о ней он относит ещё ко времени его обучения в первом классе у сеньора Трайтера: "...Именно в чудесном театрике сеньора Трайтера я увидел то, что перевернуло мне всю душу, - я увидел русскую девочку, которую в тот же миг полюбил. В каждую клеточку моего существа от зрачков до кончиков пальцев впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка - почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения...То была Гала? Я никогда в этом не сомневался - то была она".

Гала была женой Поля Элюара, французского поэта. Дали и Гала увидели друг друга - и после первой встречи не расставались 53 года: их разлучила смерть Гала в 1982 году.
Гала по-французски означает "праздник". Она и впрямь стала праздником вдохновения для Сальвадора Дали. Главной моделью для живописца.

Жизнь Елены Ивановна Дьяконовой, вошедшей в мировую историю искусств как Гала, - захватывающий роман.

Родилась Елена Дьяконова в Казани в 1894 году, стало быть, она была старше Сальвадора Дали не на 12, как утверждали некоторые, а ровно на 10 лет. Отец умер рано, он был скромным чиновником. Мать вторично вышла замуж за адвоката, и когда Елене исполнилось 17 лет, семья переехала в Москву. Она училась в гимназии вместе с Анастасией Цветаевой, которая оставила ее словесный портрет, и всмотреться в него будет весьма любопытно:
"В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими".

В юные годы Гала была болезненным подростком, и в 1912 году ее отправили в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории «Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился... от поэзии. Грандель (позднее он взял другое имя - Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, - они влюбились друг в друга. Именно тогда она и назовёт себя Гала - с ударением на последнем слоге. Быть может, от французского слова, обозначающего "веселый, оживленный"?

Это был настоящий страстный роман, закончившийся браком. Но сначала влюбленным пришлось расстаться, Элюар уехал во Францию, Гала - в Россию, но они продолжали свою любовь в эпистолярном жанре, посредством обмена письмами. "Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! - писала Элюару Гала. - Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого" . Она обращалась к нему как к "мальчику", а иногда даже как к ребенку - это фрейдистское обращение говорило о том, что в Елене было сильно материнское начало, и она всегда любила мужчин моложе себя, хотела им быть не только любовницей, но и матерью. Опекать, наставлять, холить...
Отец Элюара был категорически против связи сына с больной и капризной девушкой из холодной и загадочной России. "Я не понимаю, зачем тебе нужна эта русская девочка? - спрашивал отец поэта. - Неужели тебе мало парижских?" . Но в том-то и дело, что русская девочка была особенной.

Весной 1916 года Елена Дьяконова решила взять судьбу в свои руки и отправилась в вожделенный Париж. Ей шел 22-й год. Из-за службы жениха в армии свадьба задержалась, но все-таки состоялась (Гала добилась своего!) - в феврале 1917 года в церкви Святой Женевьевы, стены которой помнили Жанну д’Арк. Родители Поля Элюара преподнесли молодоженам огромную, из мореного дуба кровать. "На ней мы будем жить и на ней умрем" , - сказал Элюар и ошибся: они умерли порознь.

Поль Элюар оказал большое влияние на Гала. Он превратил скромную русскую поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую женщину, почти что роковую «вамп» (для этого у нее были все задатки), а она, в свою очередь, став ему музой, постоянно вдохновляла его на создание все новых и новых стихов.
И все же романтическая роль жены поэта - не в духе Гала. Она открыто признавалась: "Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не переутруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями".

Через год после бракосочетания родилась дочь Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось. Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Бурные ссоры сменялись не менее бурными признаниями в любви. "Мы вросли друг в друга» - так считала Елена. Но врастание все же оказалось не таким уж прочным. При этом не надо забывать, что Поль Элюар был поэтом, а, следовательно, смотрел на мир другими глазами, нежели обычные люди. Скажем так: он смотрел сумасшедшими глазами на сумасшедший мир. И соответственно отношения с женой так строил. Любил, к примеру, показывать фотоснимки обнаженной Елены своим друзьям, да и она постепенно вошла в роль не столь чистой, сколь грешной музы поэта. Не случайно вскоре образовался любовный треугольник: Елена - Поль Элюар - художник Макс Эрнст.

Будущая Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной.
В августе 1929 года Поль Элюар с женой Еленой (ей 35 лет) и дочерью Сесиль (ей 11 лет) отправился из Парижа на автомобиле в Испанию, в рыбацкую деревню Кадакес, в гости к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали (ему 25 лет). С Дали поэт познакомился в парижском ночном клубе "Бал Габарин" и получил приглашение отдохнуть в захолустье, вдали от шума.
По дороге в Испанию Элюар с восторгом рассказывал жене о необычном творчестве Дали и о его эпатирующем фильме "Андалузский пес" .

"Он не переставал восхищаться своим милым Сальвадором, словно нарочно толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела" , - вспоминала впоследствии Гала. Дом художника располагался за деревней, на берегу бухты, похожей на полумесяц. Он был выкрашен в белый цвет, перед ним рос эвкалипт и пламенели герани, ярко выделяясь на черном гравии.
Чтобы поразить новую гостью, о которой он кое-что слышал, художник решил предстать перед ней в экстравагантном виде. Для чего располосовал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело оригинальным одеколоном из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, чтобы задействовать и сенсорные эффекты. За ухо засунул красную герань и уже собрался в таком неотразимом виде выйти к гостям, на пляж, как увидел в окне жену Элюара. Она показалась художнику верхом совершенства. Особенно впечатлило его лицо Елены, строгое и надменное, а также мальчишеское тело и ягодицы, о которых Элюар писал: «Они удобно лежат у меня в руках». Поражали и глаза. Влажные и карие, большие и круглые, они, по словам того же Элюара, обладали способностью "проникать сквозь стены".

Дали смыл с себя всю краску и явился на пляж почти обыкновенным человеком. Он подошел к Елене и вдруг понял, что перед ним его единственная и настоящая любовь. Осознание этого пришло к нему как озарение, как вспышка, отчего он не мог нормально с ней разговаривать, ибо на него напал судорожный, истерический смех. Он не мог остановиться. Елена смотрела на него с нескрываемым любопытством.

Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла..."

В своей книге "Тайная жизнь" Дали пишет:

"Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье".

"Она стала рассматривать меня как гения , - признавался далее Дали. - Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала - воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением".

Версия Гала: "Я сразу поняла, что он - гений" . Элюар был талантлив, а Дали - гениален, и это сразу определила Елена Дьяконова-Элюар. Она обладала врожденным художественным чутьем.

А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали "историческую фразу": "Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга" . Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить.
Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище Сальвадора Дали, получив за потерю жены своеобразную компенсацию в виде собственного портрета (Портрет Поля Элюара) . Дали так объяснял идею его создания: "Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз".

Сначала Гала и Сальвадор жили вместе неофициально и лишь после смерти Элюара официально поженились. Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, - и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: "Она действительно была ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении".
В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. Сальвадор Дали - абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего - от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: "Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры".

Эта сюрреалистическая Мадонна в житейских делах была холодной и достаточно рассудочной женщиной, поэтому с Дали они представляли две разные сферы: лед и пламя.
"Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением , - писал Сальвадор Дали. - Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться".
До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности. Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов. Собственно говоря, именно Гала увела Сальвадора Дали из-под эстетического контроля Бретона и всей его компании. Но произошло это не сразу.
"Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть" , - объявила она ему, и художник ей поверил."Я слепо верил всему, что она предсказывала мне".

Но Гала не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. "Никогда мы не сдавались перед неудачами , - отмечал Дали. - Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник".

Из парижанки, находившей удовольствие в развлечениях богемы, Гала превратилась в няньку, секретаря, менеджера гения-художника, а затем и в хозяйку огромной империи, имя которой - Дали. Империя собиралась по кусочкам. Когда не шли картины, Гала заставляла Дали заниматься различными поделками: разрабатывать модели шляпок, пепельниц, оформлять витрины магазинов, рекламировать те или иные товары... Можно сказать, она держала Дали под постоянным финансовым и творческим прессам. И не исключено, что именно такое обращение нужно было для слабовольного и плохо организованного человека, каким был Сальвадор Дали. Конечно, это не осталось незамеченным, и в прессе частенько представляли Гала воплощением зла, упрекали за то, что она жестока, алчна и аморальна. По свидетельству Олано, Гала транжирила деньги направо и налево и делала это очень весело, но уже тогда, когда империя Дали стала процветать и деньги отовсюду потекли рекой.

Журналист Фрэнк Уитфорд в "Санди таймс" просто назвал музу Дали хищницей. Он писал в газете летом 1994 года: "Семейная пара Гала - Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, для того чтобы выяснить со стояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны: счет был обидим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали".

Дали и Гала любили подчеркнуть с помощью фотоснимков блеск и значимость своей публичной жизни: эта знаменитая красивая экстравагантная пара всегда оказывалась в центре внимания фотографов и излишне часто становилась объектом фотоохоты.

В 1934 году чета Дали отправилась в США - это был исключительно правильный ход, продиктованный поразительной интуицией Гала, она точно почувствовала, что именно американцам придется по душе и по карману талант Дали. И не ошиблась: в США Сальвадора Дали ждал сенсационный успех - страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, - экстравагантных, провоцирующих забавных. Супруги вернулись домой богатыми и очень знаменитыми: Америка перевела талантливость Дали на высший уровень - в гениальность. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный успех.

Быстрому росту популярности Дали за океаном способствовали два обстоятельства - непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.

В Америке супруги живут все военные и первые послевоенные годы. Дали с помощью, естественно, Гала устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню в Нью-Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает сюрреалистические балы. Короче говоря, фонтанирует вовсю!..

«Во всем мире , - пишет Дали, - и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается. В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала - а она одна - единственная на всем свете...».

В конце 40-х годов супруги с триумфом возвращаются в Европу. Слава, деньги - все в изобилии. Все прекрасно, кроме одного: Гала стареет. Однако она не сдается и по-прежнему является моделью для многочисленных полотен Дали. Он постоянно рисовал ее в образе мифической женщины, эдакой "Атомной Леды" и даже с ликом Христа. На знаменитой картине "Тайная вечеря" можно узнать черты Гала. И все по тому, что художник не уставал боготворить свою музу. Гала, Градива, Галатея, мой талисман, мой клал, мое золотце, оливка - это только малая часть имен, которые давал живописец своей музе и жене. Высокопарные титулы и изощренно-чувственные прозвища составляли как бы часть «сюрреальности», в которой жили супруги. На одной из картин художника Христофор Колумб, ступив на берег Нового Света, несет стяг с изображением Гала и надписью: "Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег" .

Насчет матери - это не обмолвка. Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара).

Как написал Дали в своем дневнике:
"Словно мать страдающему отсутствием аппетита ребенку, она терпеливо твердила: - Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я достала. Ты только попробуй, это ведь жидкая амбра, и к тому же нежженая. Говорят, ею писал сам Вермеер".

Сестра Гала Лидия, однажды навестившая супругов, отмечала, что никогда в жизни не видела более нежного и трогательного отношения женщины к мужчине: "Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя- Гала бросается к нему с успокоительными каплями - не дай Бог, с ним сделается припадок". Могла ли так держаться «женщина - воплощение зла», «алчная валькирия», как ее называли журналисты?

Отец и сестра Сальвадора Дали, строго исповедовавшие все каноны католической веры, никогда не могли простить ему выходки с портретом матери и брака с Гала, поэтому настоящей семьей для него стала итальянская семья Джузеппе и Мары Альбаретто, с которыми Дали связывала многолетняя дружба, их дочь Кристина стала крестницей Дали.

Мара Альбаретто: "Он был предельно эксцентричен, экстравагантен. Когда его спрашивали, почему он изобразил любимую жену Гала с двумя отбивными на спине, ответил просто: "Я люблю мою жену и люблю отбивные; не понимаю, почему не могу нарисовать их вместе»...".

Сальвадор Дали и Гала вместе организовывали свои нашумевшие "хэппенинги", эротические зрелища с привкусом скандала. Желающих принять в них участие было хоть отбавляй. Слава художника привлекала к нему многих женщин. Когда-то они проходили равнодушно мимо, а затем от них не было отбоя, так бывает довольно часто со знаменитыми людьми. Дамы, с именем или без оного, добивались свиданий с Дали. Зачастую он соглашался, но все эти свидания проходили по сценарию художника. Так, одну даму-датчанку художник любовно раздел, а потом долго украшал омарами и другой морской живностью. В итоге получилось красиво. Дали остался доволен и мило попрощался с женщиной. Осталась ли довольна она - вопрос.

Интимная жизнь супругов навсегда осталась тайной. В ней, по всей вероятности, отсутствовало такое понятие, как верность. Для Гала это был свободный брак, и она была вольна выбирать себе любовников. «Не бесплатно, дорогой мой, не бесплатно!". Но это относится к ее молодым и зрелым годам. Позднее ей приходилось платить уже самой.

Когда в 1964 году Гале исполнилось семьдесят лет. Она красила волосы, иногда уже надевала парик и подумывала о пластической операции. Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. "Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь" , - убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель.

Её любовником был молодой певец Джефф Фенхольт, один из исполнителей главной роли в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда". Говорили, что именно Гала стала причиной его разрыва с молодой женой, только что родившей ему ребенка. Гала приняла деятельное участие в судьбе Джеффа, создавала ему условия для работы и даже подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Это была последняя ее любовь. Разумеется, любовь к Сальвадору Дали не в счет.

И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы "лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь" . Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы - неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Средневековый замок Пуболь (неподалеку от Порта-Льигата) стал проявлением страстной любви Дали. Гала получила такой подарок в 74 года, когда их супружеские отношения усложнились. Дали все чаще отдыхал в компании манекенщицы Аманды Лир. Впрочем, пытался не отдаляться от Галы, которая хотела тишины и монастырского покоя. Дали смог наведываться к ней только при ее письменном разрешении.

Последние годы Гала были отравлены болезнями и стремительно надвигающейся старческой немощью. "День смерти , - говорила она, - станет самым счастливым днем в моей жизни" . Он наступил 10 июня 1982 года. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых.

Алексей Медведенко передал для газеты "Советская культура" из Мадрида следующую информацию:
"Дали был намерен исполнить последнюю волю жены: похоронить ее в Пуболе, находящемся в 80 километрах от Порт-Льигата, в замке, в свое время подаренном Дали своей возлюбленной. Однако древний испанский закон, изданный во времена эпидемии чумы, запрещал перевозить тело без разрешения властей. Дали ради Гала идет на нарушение закона. Обнаженное тело покойной завернули в одеяло и положили на заднее сиденье «кадиллака». За руль садится водитель Артуро. Их сопровождает сестра милосердия. Договорились, что, если их остановит полиция, они скажут, что Гала умерла по дороге в госпиталь. Знаменитый «кадиллак» Дали, свидетель многих счастливых путешествий по Франции и Италии, превратился в катафалк. Через час с небольшим он доставляет покойную в Пуболь. Там уже было все приготовлено для погребения. Гроб с прозрачной крышкой с телом Гала был погребен в склепе замка 11 июня в шесть часов вечера в присутствии самого Дали...".

На погребении 78-летний Дали присутствовать отказался.

Сальвадор Дали пережил Гала на 7 лет.

Любила секс и была раскрепощенной спокойно-уверенной женщиной. Дали же и в интимной жизни не был таким как все, но Гала поняв его желания и природу, вошла и в этот мир, где он чувствовал себя с ней настоящим мужчиной, не оставив ему и уголка его собственной души, где бы её не было.

Твердо решив сделать из Дали знаменитого художника, Гала приложила все усилия, что бы о нем услышали. Она использовала все свои связи, организовывала всевозможные выставки с работами Дали, иногда брала его работы и ходила с ними к разным ценителям современного искусства, и вскоре её усилия увенчались успехом и о художнике сюрреалисте услышал весь мир.


Искушение святого Антония, 1946 г.

В это время муж Гала все еще продолжал надеяться, что она к нему все таки вернется, и снова станет источником его вдохновения, как это было раньше.

Он писал ей любовные письма, но ни на одно не получил ответа, потом стал много выпивать и совсем потерял способность к творчеству. Из жалости к нему, а может быть по какой-то другой причине Гала не развелась с мужем-поэтом и приняла предложение Дали только после смерти Элюара в 1934 году.

Супруги Дали поселяются в Париже, где Гала, бросив своего мужа и дочь, начала главное дело своей жизни, «создание бренда Дали». Она делала всё, что бы вдохновлять своего гения. Была живым воплощением страсти, материнской заботы и искренней дружбы. Дали чувствовал себя с ней защищенным, мог творить, а об остальном заботилась она, его Гала.

Какой удачный союз, гений художника Дали и прагматизм Гала, которая не только умело управляла творческой карьерой мужа, но и постоянно вдохновляла его, являясь для него музой. Она всегда говорила Дали: «Ты гений, и это бесспорно!» - и вскоре Дали действительно поверил в свою гениальность.

Дали пишет необыкновенные картины одну за другой, и подписывает их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали». Гала делала всё, что бы показать картины Сальвадора всем, кто мог оценить и купить их, начиная от своих богатых приятелей, среди которых были Дягилев, Стравинский, Арагон, Дисней, Хичкок, заканчивая владельцами картинных галерей. Она оградила мужа от всего, что могло помешать ему писать картины, не пускала к нему людей, когда он работал или находился в раздумьях о новой картине. Взвалив на свои плечи быт и продюсерские обязанности, она создала все условия для того, что бы ни чего не отвлекало Дали от творческого процесса.

Теперь о картинах Дали услышал весь мир, а о семейной жизни необычной пары то и дело судачили. Кто-то называл их богатыми извращенцами, кто-то шизофрениками, что не было странным, ведь они не переставали эпатировать публику эксцентрическими выходками.

До сплетен и осуждений им не было никакого дела. Дали постоянно рисует супругу, в разных образах, Елены Прекрасной, Богоматери, Женщины у которой на спине отбивные и т.д. Постепенно интерес к картинам Дали начал угасать и предусмотрительная Гала подкидывает ему идею создания дизайнерских вещей, которые с успехом расходятся среди богачей всего мира.

Среди таких вещей диваны в виде женских губ, странные часы с причудливым циферблатом, слоны на тонких ногах и прочие воплощения фантазий художника. Дали стал смелее, уже не было необходимости вселять в него уверенность в своей гениальности. Как сейчас говорят, это практически была звездная болезнь, в момент "обострения" которой, он даже поссорился со своим близким другом Бретоном, и другими сюрреалистами, однажды заявив: «Сюрреализм-это я!».

Гала и Дали часто стали проводить время отдельно друг от друга, она не уставала менять любовников, которые были один моложе другого. Дали проводил время в окружении юных красавиц, устраивая безумные оргии, где он выступал наблюдателем и спуская огромное количество денег на свои развлечения. В 1965 году Дали познакомился в ресторане «У Кастеля» с 19-ти летней Амандой Лир, тогда моделью, певицей и художницей известной под именем Пеки Д’Осло, которая на протяжении 16 лет будет его другом и музой. Говорят, Аманда лир это игра слов L"Amant Dal, что на французском означает любовница Дали.

Первым комплиментом юной красавице от Дали были слова: «У вас прекрасный череп и высококачественный скелет».

Аманду считают второй музой Дали, но единственной женщиной, которая могла влиять на Дали всегда была Гала. Сама Аманда Лир вспоминая знакомство с Гала сказала, что Дали перед тем как представить её своей жене нервничал и буд-то боялся, что та ей не понравится. Когда Дали представил двух женщин друг другу, Гала посмотрела на Аманду с прищуром, рассматривая макияж девушки, которая любила блестки и яркую помаду, и произнесла «О Боже, что это?!»

Отношения, где мужчина знакомит жену и любовницу, при этом ожидая одобрения со стороны первой - могут показаться странными, но в паре Дали и Гала странности были обыкновением. Не смотря на то, что изначально Гала проявляла резкое недовольство в связи с появлением Аманды в жизни Дали, вырезала её лицо из фотографий в журналах, кидала резкие высказывания в её адрес¸ спустя какое-то время их часто видели втроем, во время посещения светских вечеринок и других мероприятий.

Гала поняла, насколько хорошо Дали с его новой Музой и в этом, наверное, была её гениальность. Она наставляла Аманду и поручила заботиться о Дали, при этом даже спонсировала девушку. Как-то Гала попросила Аманду дать слово, что та выйдет за Дали замуж после её смерти. Но к тому времени, когда Гала не стало, Аманда забыла о своих обещаниях будучи занятой своей карьерой и к тому времени уже имея штамп в паспорте.

В 1968 году Дали дарит своей божественной женщине Гала, как он её всегда называл, средневековый замок в Пуболе, который был построен в XI веке. Когда-то он обещал подарить ей замок и выполнил это обещание. Сам Дали мог посещать Гала в Пуболе только по её личному приглашению.

Сквозь столик на втором этаже, Гала могла любоваться белой лошадью, которая стояла на первом.

Дизайнерские наряды Гала.

Гала очень боялась старости, как, наверное, каждая женщина, в особенности та, что привыкла блистать и покорять. Она тратила огромное количество денег на пластические операции и молодых любовников, сам Дали уже не интересовал её.

Она устраивала оргии в своем замке, приглашала молодых людей, которые развлекали её игрой на рояле, танцами и нещадно обирали. Ей постоянно нужны были деньги Дали, и она не раз говорила Аманде Лир, что бы та лучше стимулировала художника на творчество.

Всю жизнь она посвятила Дали, всё чего он хотел это быть центром вселенной. Теперь она будь - то хотела пожить для себя. Последним её увлечением был молодой певец Джефф Фенхольт.

В 1980 году Дали поместили в клинику в Барселоне. Доктор Пигверт считает его состояние очень тяжелым, а особенно тревогу вызывало его психическое здоровье. Вернувшись домой после клиники, Дали пишет самую мрачную картину «Экстре минированные ангелы» из тех, что когда-либо творил.

Гала как и прежде была рядом со своим Дали, даже во время самых сильных приступов депрессии ему было необходимо её присутствие. Она была вынуждена отказаться от Джефа и посвятить все свое время Дали. Простившись с последним отрывком иллюзии своей молодости, старая женщина злится на мужа, и периодически впадает в приступы ярости. Жан-Франсуа Фогел журналист, который был хорошо знаком с парой Дали, говорил: «Дали был очень суров и резок с Гала. Он вечно делал то, чего хотел сам, а не то, чего хотела она».

26 января 1981 года в журнале «Ell» была опубликована статья, в которой доктор Румегер, первый психоаналитик Дали дал интервью: «Правда состоит в том, что у Дали пропало желание жить. То, что сейчас происходит, — это самоубийство просто потому, что Гала больше не заботится о нем. Ей восемьдесят шесть лет. Ум ее бывает ясным не более двух-трех часов в день; все это время она посвящает мыслям о Джефе... которого тоже называет Сальвадором... Она ругает Дали и бранит его как только может. Таким образом, весь мир вокруг Дали рушится. Вы, конечно же, слыхали о младенцах, отторгнутых от матери из-за войны или из-за серьезной болезни, которые умирают от отчаяния. То же самое происходит и с Дали».

В отношениях Дали и Гала нежность, которая приносила им столько удовольствия когда-то, теперь редкость, старые супруги то и дело набрасываются друг на друга с кулаками. В 1982 году Гала не ловко ступила и упала, сломав бедренную кость, с сильными болями её доставили в больницу. Из-за множества пластических операций кожа женщины трескается, образовываются множественные раны. Она медленно впадает в агонию, изредка в моменты прояснения, справляясь о Дали.

Не в силах видеть как его Гала превращается в кусок мяса, он лишь один раз посещает её в больнице. Всё остальное время он ждал её возвращения. В апреле её привезли домой. Гала уже не похожа на себя, она почти не может говорить. Сестры милосердия ухаживают за ней, моют, причесывают, переворачивают, стараются облегчить страдания умирающей женщины. Дали поставил кровать Гала так, что бы она могла видеть море. Ночью он приходит к ней в комнату и ложится на соседнюю кровать, что бы быть рядом с умирающей женой. Между кроватями он приказал установить ширму, так как испытывал сильные муки, когда смотрел во что превратилась его прекрасная Galuchka.

Во второй половине дня 10 июня, Дали протяжно закричал. Поднялась тревога. Гала с замершими глазами смотрела в окно: она умерла.


Дали похоронил супругу, в Замке Пубол, в склепе, который она сама обустроила при жизни, и где было приготовлено два места для неё и её Дали. Из-за запрета на вывоз тела очень древнего испанского закона, действующего еще со времен чумы, Дали решается нарушить его ради Гала и, завернув её тело в одеяло, перевозит в Замок Пубол в лимузине, в котором когда-то они молодые и счастливые путешествовали по Италии и Франции, так семейный лимузин превратился в катафалк.

Забальзамированное тело Гала нарядили в красное платье и похоронили в гробу со стеклянной крышкой в узком кругу только самых близких людей. Дали пережил свою Гала на семь лет, которые он провел в затворничестве в замке в Пуболе, где под стеклянной крышкой лежала женщина всей его жизни. Смерть Гала как будто вернула его в зародышевое состояние, он перестал говорить, практически не двигался.

Удивительные отношения Дали и Гала продлились 53 года. Необыкновенный талант художника Дали и поразительный характер, необычность женской натуры Гала являя собой удачный симбиоз двух людей выстрелили ярким успехом.

Пожалуй, самая экстраординарная пара своего времени стала примером того, как могут сосуществовать две неистовые и неординарные натуры более полувека, оставаясь преданными друг другу в особом понимании этого слова. Была ли Гала роковой женщиной? Я считаю, что да. Но это не самое необычное в ней, она, желая быть музой, практически произведением искусства для своего мужа, сама стала творцом его таланта.

Эта женщина вдохнула в неуверенного художника веру в себя, раскрыла масштаб его таланта и всю жизнь была его надёжной спутницей, защищая и оберегая.


Женщина, которая знала какой-то особенный секрет, сумевшая стать не только музой гения перед которой он преклонялся.

До самого преклонного возраста Гала не теряла страсти к жизни, желая гореть как можно дольше и как можно ярче. Кто знает, но может если бы Гала и молодой Дали не встретились, мир так и не узнал бы великого художника Сальвадора Дали.

В этот день 11 мая 1904 года родился гений сюрреализма – Сальвадор Дали.
Мои мечты об Испании всегда были связаны с именем Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля, Федерико Гарсиа Лорка. И вот когда я оказался в Испании, то первым делом решил посетить места, где жил знаменитый художник и его муза.
Я не являюсь биографом Сальвадора Дали, но много читал о нём. Недавно купил книгу Рудольфа Баландина «Сальвадор Дали. Искусство и эпатаж».
Анализируя различные источники, я написал собственную историю необычайного со-творения любви. История эта полна загадок и парадоксов.
Можно сказать, что каждого художника делает его муза – женщина, которую любит он и которая любит его.
Французский поэт Андре Бретон писал: «Дали и Гала – не муж и жена и уж тем более не художник и его муза; они – два полушария одного мозга».
Что же удерживало гения сюрреализма и русскую девушку более полувека вместе?


Она родилась 26 августа 1894 года в Казани. Своё имя её почему-то раздражало. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Мечтой было сменить имя и жить в Париже среди поэтов и художников.

По одним источникам её отчество Елена Ивановна (по отцу Ивану Дьяконову). Мелкий чиновник неудачник Иван Дьяконов поехал в Сибирь искать золото, где умер в 1905 году. Спустя некоторое время мать вступила в свободный союз с богатым московским адвокатом. Дмитрий Ильич Гомберг, судя по всему, был давним её знакомым, и даже будто бы настоящим отцом Леночки. Гомберг обожал падчерицу (или дочку), исполнял любые её капризы. У них сложились настолько хорошие отношения, что Лена взяла себе новое отчество Дмитриевна.

Что это была за любовь – любовь к дочери или к падчерице – можно только догадываться. Когда в 16 лет у Леночки обнаружили чахотку, отчим сам слёг от переживаний.

Любопытно, что в романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак использовал реальную жизненную ситуацию, описывая, как адвокат Комаровский становится любовником вдовы Гишар, а потом и любовником её 16-летней дочери Лары.

Отчим Дмитрий Ильич Гомберг устроил Леночку в одну из лучших московских гимназий, где она училась вместе с Асей Цветаевой – младшей сестрой Марины Цветаевой. Елена закончила гимназию с отличием, разбиралась в живописи и литературе, свободно говорила по-французски и по-немецки.

Эта женщина любила делать из своей жизни загадку. На самом деле, не известно ни место её рождения, ни настоящее имя. Некоторые исследователи утверждают, что она никогда не жила в Казани, а просто запутывала следы, не желая раскрывать правду о своём прошлом. Кто был её настоящий отец, тоже доподлинно неизвестно.

Официальный отец любил называть её Леночкой, а старшие братья предпочитали звать её Галей. Мать, Антонина Дьяконова, с детства звала старшую дочь Галя. Подруга Анастасия Цветаева тоже называет её Галя, Галочка.

Любое имя неслучайно. Имя – это судьба. Если она действительно была Галей, то понятно, почему предпочла, чтобы её называли ГалА (по-французски это «праздник»).

Елена не была красавицей, но обладала какой-то колдовской притягательностью, что неизменно помогало ей добавиться желаемого. Она адекватно оценивала свою не слишком красивую внешность, но делала всё, чтобы понравиться.

Когда падчерица заболела туберкулёзом, отчим отправил её лечиться в швейцарский Давос. Там она познакомилась с молодым французским поэтом. Его звали Эжен Эмиль Поль Грендель. Он влюбился в неё с первого взгляда. Стихи его Гале не нравились, но ей приятно было чувствовать себя музой поэта.

Образованность, высокая культура и при этом пылкость русской девушки впечатлили молодого поэта. Она называла себя Галина, а влюблённый поэт прозвал её Gala - с ударением на последнем слоге.
Для своего возлюбленного ГалА тоже придумала красивый псевдоним - Поль Элюар. Сегодня это имя известно всем ценителям поэзии.

Когда лечение закончилось и Гала (Елена) вернулась в Россию, она пишет возлюбленному письма:
«Я люблю только тебя, у меня нет ни ума, ни таланта, ни воли, ничего, ничего, ничего, только любовь. Это ужасно. Если я потеряю тебя, я потеряю саму себя. Я уже не буду Гала, я буду бедная женщина, каких тысячи тысяч».

«С тобой я чувствую себя сильной, уверенной в себе, в своих мыслях и поступках. Вдали от тебя я становлюсь страдающей вещью. Я теряю свою ясную душу, а вместо неё возникает какая-то чёрная дыра».

«В детстве мама звала меня «принцесса на горошине», потому что я никогда ничего не делала по дому, даже для себя. Но я буду заниматься хозяйством ради тебя! … Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду делать всё, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает…».

«Ты должен знать, что нельзя переходить границу до того, как мы получим благословение церкви и Бога. Я этого не хочу и, надеюсь, на этот раз ты меня поймёшь».

«Я верю, что у всех людей на Земле, в мире, во всех мирах один Бог, и что Бог принимает всякую веру (когда она искренняя). Он принимает веру дикаря с той же радостью, что и католическую, и православную, и так далее. Он везде. Он един. Он для всех. Поэтому я знаю, что у нас с тобой один и тот же Бог».

Находясь в Москве, Гала стремилась к тому, кого она уже назначила себе в мужья. Родители были против. Однако Леночка во что бы то ни стало хотела уехать навсегда из родительского дома. Она даже демонстративно порезала себе вены на запястье. После этого родители её отпустили и даже снабдили деньгами.

Летом 1916 года Елена (Гала) приехала к любимому в Париж. Мадам Грендель не могла понять, почему её сын полюбил эту вздорную и некрасивую русскую. Но Гала сумела понравиться матери своего будущего жениха. К тому же, семья Грендель была весьма зажиточной.
Когда началась Первая мировая война, и Поль ушёл на фронт, Гала поселилась в его комнате. В первый же отпуск они поженились.

Молодые супруги вошли в круг авангардных поэтов той поры. Чтобы удивить и вдохновить друзей-сюрреалистов, Гала рассказывала о сексуальных приключениях её и мужа. Она и он вели тогда модную свободную сексуальную жизнь.

У Гала было природное чутьё распознавать в мужчинах искру божественного таланта.
В 1921 году Элюар и Гала посетили художника Макса Эрнста в Кёльне (Германия). Гала ему позировала и вскоре стала его любовницей, оставаясь при этом женой Элюара. В следующем году Макс Эрнст переехал в дом Элюара, и они стали жить втроём, нисколько не скрываясь. Этот "брак на троих" продолжался около двух лет. У них была даже общая постель. Все вместе они спали на большой дубовой кровати, которую подарили на свадьбу родители Элюара.

В то время это было модно. Достаточно вспомнить поэта Владимира Маяковского, жившего одной семьёй с Лилей и Осей Брик в квартире пролетарского поэта.

Гала и Поль Элюар понимали брак как свободный союз двух творческих личностей, имеющих право на любовные связи на стороне. Элюар с гордостью показывал фотографии обнажённой Елены своим друзьям. Он был не против, если друзья становились любовниками его жены. Элюару нравился групповой секс. Он наслаждался, наблюдая, как его друзья занимались любовью с Гала, и часто становился участником. Групповые оргии в их доме были обычным делом. Среди французских сюрреалистов подобное поведение не являлось чем-то из ряда вон выходящим.

Благодаря Элюару Елена Дьяконова превратилась из скромной русской женщины в женщину-вамп, богиню французского бомонда тех времен. Её обожали и ненавидели; ей завидовали и поклонялись.

Когда Элюар получил в качестве наследства миллион франков, Гала и Поль стали посещать дорогие рестораны, Гала любила покупать предметы роскоши.

Дочь Сесиль, родившаяся у Поля и Гала, была нелюбимая и нежеланная. Мать не хотела заниматься воспитанием дочери.
Постоянные конфликты со свекровью заставляли страстно желать свободы и независимости.
К концу 20-х годов супруги Элюар практически не жили вместе, хотя иногда и отдыхали вдвоём.

Летом 1929 года они поехали отдохнуть в Испанию в рыбацкую деревушку Кадакес, куда их пригласил парижский знакомый молодой художник Сальвадор Дали. Сальвадор уже успел прославиться фильмом "Андалузский пёс". Этот фильм Дали создал вместе с кинорежиссёром Луисом Бунюэлем. Именно Дали принадлежала идея самых шокирующих кадров картины.

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в Фигейрасе в семье зажиточного нотариуса.
Когда Сальвадору было шесть лет, многие говорили, что он похож на Маленького принца из сказки Экзюпери. «О, это совершенно необыкновенный ребёнок: не шалит, как его сверстники, может подолгу бродить в одиночестве и думать о чём-то своем. Очень застенчив. А недавно, представьте себе, влюбился и уверяет, что это на всю жизнь!»

Один из родственников подарил мальчику необычную авторучку: за стеклянной оправой можно было увидеть невероятно красивую девушку с развевающимися чёрными волосами; она ехала в санях по искрящемуся снегу в распахнутой серебристой шубке.
Долгие годы Дали хранил эту ручку как настоящее сокровище, мечтая встретить такую девушку.

Свою первую картину Сальвадор написал в 10 лет. Но он не мечтал стать художником. Он мечтал стать просто великим человеком.
«Ещё в детстве я приобрёл порочную привычку считать себя не таким, как все. Оказалось, это золотая жила».

Мальчик прекрасно учился и хорошо писал. Однако в 15 лет его выгнали из школы за непотребное поведение. Но он всё равно сумел закончить школу с блестящими отметками.

В 1921 году Дали поступил в Академию Художеств в Сан-Фернандо. В Академии он был чужой странный непонятный необыкновенный чужак, и гордился этим.
«Всё меня видоизменяло, ничто меня не изменяло. Я был трусливым и противным».

В Мадриде Сальвадор подружился с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Именно с Лоркой Дали приобрёл первый любовный опыт. Однако гомосексуалистом не стал. Возможно, потому, что любил свою мать и нуждался в женской заботе.

Мать Сальвадора души не чаяла в своём сыне, заботилась и баловала его. Сальвадор был «маменькиным сынком». И когда мать неожиданно умерла, ему стало страшно жить. Он нуждался в женщине, которая бы заботилась и любила его как мать.

Когда Дали впервые сошёлся со случайной женщиной, он испытал разочарование от сексуального общения: «…лёжа на ней, шарил рукой по кровати в поисках чего-нибудь тяжёлого, чем бы я мог её пристукнуть».

Отец сильно любил Сальвадора и терпел все выходки сына. Отношения у них были непростые.

В 1926 году Сальвадора Дали выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям.

Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Доменеч Куси Фаррес пишет очень странные картины и любит пофилософствовать.
В свои 25 лет вместо флирта с женщинами он предпочитает читать сочинения Фридриха Ницше.
«Чувство банально по своей природе, – признавал Дали. – Это низкий природный элемент, пошлый атрибут обыденности. Поэтому, когда меня обуревают чувства, я превращаюсь в фирменного идиота».

Когда Дали впервые увидел Гала, она не произвела на него никакого впечатления. Однако на следующий день на пляже он узнал в ней давнюю детскую мечту.
«Это была она! Галючка Редивива! Я узнал её по обнажённой спине. Тело у неё было нежное, как у ребёнка...»

Облик его новой знакомой мистическим образом совпал с внешностью некой русской девочки, которая с малых лет приходила к нему в снах.

И Сальвадор со всей страстностью истинного испанца поклялся, что эта загадочная русская девочка из его детских грез станет его женщиной.
Ему было совершенно наплевать, что в реальности «девочка» старше его на десять лет, что она замужем за мэтром французской поэзии Элюаром, что у неё дочь и множество любовников.

В решающий день объяснения Дали спросил: «Что вы хотите, чтобы я сделал?»
Гала ответила: «Я хочу, чтобы вы вышибли из меня дух!»
Ответ шокировал Дали, но помог избавиться от своих безумств.

«Первый поцелуй, – вспоминал Дали, – когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия».

Если любовь Дали была скорее дикой страстью, то любовь Гала была не лишена расчёта.
Позже Гала признавалась, что Дали вначале тоже ей не понравился из-за его лакированных волос, которые придавали вид танцора аргентинского танго.
Однако очень быстро Гала поняла, что перед ней гений. Она сама соблазнила его, и сама сделала ему предложение: «Мой мальчик, больше мы не расстанемся. Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть!»

Ей мало было быть Музой. Она жаждала стать Пигмалионом в юбке, той роковой женщиной, которая, как из податливой глины, слепит из молодого дарования невиданного миром Гения.
«Гений – это неординарность, возведённая в превосходную степень. Вот я и возвожу».

Едва познакомившись с Дали, Гала собрала его отрывочные черновые заметки (которые он сам называл «непонятными»), взяла их с собой в Париж и переписала набело, придав им связную форму. На основе этих заметок Дали издал «поэтический и теоретический сборник» под заголовком «Видимая Женщина».

Для Гала Сальвадор стал большим ребёнком, а она для него мамой. Они оба не испытывали потребности в детях. А после перенесённой операции Гала уже не могла иметь детей.

Её сильная, решительная натура была необходима слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала разбросанные краски и холсты.

Когда Гала и Дали переехали в Париж, то вначале жили очень бедно. Они были бедные, но гордые. Гала считала каждый сантим и покупала самые дешёвые продукты на рынке. При этом она говорила: «Как только начинают таять деньги, надо увеличить чаевые, не уподобляясь посредственностям. Лучше лишиться чего-нибудь, чем приспосабливаться. Можно не есть, но нельзя есть плохо».

Гала решала не только бытовые проблемы и занималась добыванием денег, она стала музой-вдохновительницей для Дали.
«Теперь я – ученик, Гала – учитель. Она велит мне: «Встань и иди, ты ничего не успел!» И я встаю, иду и творю гениальное…»

Гала стала для Дали и музой, и женой, и возлюбленной, и нянькой, и секретарём, и менеджером. Она рекламировала его картины, сувениры, платила газетным критикам, чтобы они создавали положительный образ успешного и модного художника Сальвадора Дали.

«В одиночку постичь и выразить смысл жизни – значит сравниться с великими титанами Возрождения. Такова моя жена Гала, которую я обрёл себе на счастье».

Скандалы, организуемые Гала и Дали, стали частью их существования, поскольку привлекали внимание публики. Результатом стало то, что с начала 30-х годов картины Дали раскупались уже через полчаса после открытия выставки. Одной из первых побед было получение 29 000 франков за картину, которую художник ещё не написал.

«Гала – единственный человек в мире, который мог помочь мне забыть провал – и страх – одной магией своего присутствия».

Директор художественной галереи Джон Ричардсон вспоминал: «В артистическом мире существует непреложная аксиома: творец представляется свободной личностью, человеком не от мира сего, зато жена у него практична донельзя, настоящий чёрт в юбке. Но Гала в самом деле была чертовкой. Она могла вас поколотить, если не получала того, чего хотела. А хотела она, как мне кажется, власти, денег и роскоши».

Гала признавала: «Западный мужчина – экстраверт, русская женщина – интроверт. Именно поэтому так гармоничен союз западных художников с вдохновительницами с Севера».

Многие мужчины мечтают о женщине, которая любила бы их бескорыстно и преданно, как мать, при этом страстно желала обладать им; могла понять и поддержать морально в трудную минуту.

Дали писал: «Она стала рассматривать меня как гения. Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала – воплощения её собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением».

Гала и Дали были убеждены, что их встреча предначертана на небесах и противиться воле богов невозможно.
«Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением. Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться», – писал Сальвадор Дали.
«Гала не ожесточила меня, как это сделала бы жизнь, но построила вокруг меня скорлупу рака-отшельника, так что с внешней стороны я был как крепость, а внутренне продолжал стареть».

Поль Элюар призывал Гала вернуться к нему, и был готов простить ей всё что угодно. Он надеялся до конца своих дней.

Она стоит у меня перед глазами,
Её волосы смешались с моими,
Она принимает цвет моих глаз.
Она тонет в моей тени,
Как камень в синем небе.
Глаза у неё всегда открыты,
Она не даёт мне спать.
Её мечты при свете дня
Заставляют погаснуть все солнца.
А меня заставляют смеяться и плакать,
И снова смеяться, и говорить,
Не сказав при этом ни слова.

Гала говорила, что её первый муж Поль Элюар – талант, а Сальвадор Дали – гений.

Я лично не считаю правильным, когда говорят «он – гений». Впервые сказал о себе «я гений» Бенвенуто Челлини. До этого говорили лишь «мой гений». Я придерживаюсь представлений древних римлян, которые полагали, что у каждого человека есть свой «гений», у женщин – «юнона». Сократ называл голос, который подсказывал ему, как жить, мой «даймон».

Когда в 1934 году Поль Элюар наконец-то дал развод, Гала и Дали зарегистрировали свой брак. Элюар присутствовал на церемонии в качестве свидетеля.
Однако в венчании супругам было отказано. Дали подарил Папе римскому свою известную картину, где изобразил Гала в образе Девы Непорочной, но Папа посчитал это святотатством.

Обвенчаться они смогли только в 1958 году после смерти Поля Элюара. Гале было уже почти шестьдесят лет, а Сальвадору ещё не было пятидесяти.
Гала и Дали путешествовали по всему миру и в каждой новой стране повторяли обряд бракосочетания. Сальвадор официально женился на своей жене пятьдесят раз!

Когда началась Вторая мировая война, супруги эмигрировали в Америку. Там Дали стал необычайно популярен. Если в Европе художники стремились выразить какие-то возвышенные идеалы, то в Америке главным показателем успеха был доллар.

Когда интерес к сюрреалистическим картинам Дали стал падать, по совету Гала художник начал создавать оригинальные вещицы, которые охотно раскупали богачи, желающие «приобщиться к искусству».
Откровенно стяжательская деятельность сильно повредила репутации Сальвадора Дали среди настоящих ценителей прекрасного. Но зато вознесла его популярность на недосягаемую высоту.
Андре Бретон даже придумал анаграмму из имени Сальвадор Дали Salvador Dali Avida Dollars , – что означало «жадный до «долларов».

В результате успешной творческо-коммерческой деятельности супруги буквально купались в роскоши. При этом они не уставали поражать публику своими эксцентричными выходками.

Дали был гений эпатажа. Вся его жизнь была напоказ. Однажды в беседе с сестрой, когда неожиданно нагрянули гости, Дали извинился и сказал: «Прости, я должен надеть маску».

О Дали говорили, что он извращенец, шизофреник и капрофаг. А он не уставал повторять: «Главное - пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо».

О себе Сальвадор Дали был высокого мнения – «Я сюрреалист от Бога!»
Начинающим художникам Дали давал советы по творчеству, а в итоге делал вывод: «Все эти советы ничто, твоей рукой должен водить ангел».

Благодаря стараниям Гала, Дали настолько поверил в собственную гениальность, что заявил однажды: «Сюрреализм – это Я!»
В результате он поссорился со своим другом Бретоном и другими сюрреалистами, посчитавшими Сальвадора Дали предателем искусства сюрреализма.

За восемь лет пребывания в США Гала сделала из никому неизвестного художника мультимиллионера и знаменитого на весь мир сюрреалиста – Сальвадора Дали. Она находила заказчиков, устраивала выставки, полностью контролировала финансовые дела своего гения.
Она создала настоящую империю Сальвадора Дали: продавала его картины за баснословные деньги, запустила линию духов, посуды и поделок с его именем.
Деньги текли рекой, и уже в начале 40-х годов Сальвадор Дали был миллионером.

Дали обожествлял свою жену. Ведь это она сделала его признанным гением, да к тому же миллионером.

«Из моих болезненных душевных состояний, из блужданий в царстве фантазии, параноидальных видений и бреда Гала создала царство классики. Она от-Дали-ла мой бред и включила мозговые механизмы, которые стали фиксировать фрагменты действительности. Благодаря ей я стал отличать мечту от реальности, мои эфирные намерения от моих классических откровений».

«Спасибо, Гала! Это ведь благодаря тебе я стал художником. Без тебя я не поверил бы в свои дарования! А ведь правда, что я люблю тебя с каждым днём всё сильней и сильней…»

Дали любил Галу, но на самом деле любил самого себя. Как подлинный нарцисс он видел в ней лишь своё отражение.
«Я всецело верен Гале». «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Журналист Фрэнк Уитфорд писал: «Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленён жёсткой, расчётливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума».

Гала любила шик и предпочитала одеваться у Шанель, с которой была лично знакома.
Её называли «Женщина – воплощение зла», «алчная валькирия», «хищница».
«Гала знала, чего хочет: наслаждений для сердца и всех пяти чувств, а также денег и приятельских отношений с гениями».

По воспоминаниям очевидцев, Гала была жёсткой, безжалостной и даже агрессивной в своих поступках. Она каждое утро принимала ледяной душ, чтобы укрепить свой организм. Точно так же она тренировала свою душу. Если человек раздражал Галу, ей ничего не стоило плюнуть ему в лицо.

Как-то они с Сальвадором завели в доме домашних питомцев – пушистых кроликов. Но когда муж нечаянно обронил не понравившееся Гала слово, она в наказание мужу спокойно приказала изжарить кроликов на обед и заставила его съесть пушистых любимцев.

В 1943 году в романе «Скрытые лица» Дали пишет посвящение: «Гале, которая постоянно была рядом, пока я писал, помогая, как добрая фея, моему душевному равновесию, прогоняя саламандр сомнений и придавая сил льву уверенности. Гале, вдохновлявшей меня благородством души, Гале – зеркалу, отражавшему самую жестокую из геометрий той эстетики чувств, что руководила моей работой».

Великий художник-сюрреалист Сальвадор Дали называл Галу "своим гением".

Свои самые фантастические работы он подписывал двойным именем Гала-Сальвадор Дали.
Дали пишет картины, изображая на них Галу: «Атомная Леда», «Тайная вечеря», «Мадонна Порт-Льигата», и многие другие.

На одном из последних полотен художника – "Христос-Гала" – Создатель изображен с лицом Галы.

Дали не только рисовал Галу, но и снимал фильмы о ней.

В предисловии к «Дневнику одного гения» Сальвадор Дали пишет: «я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛА ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ».

С возрастом Гала становилась всё капризнее и нетерпимее. Она не желала стареть, и перепробовала все средства: кремы, массажи, пластические операции, заводила молодых любовников.
Дали реагировал так: «Я разрешаю моей Галарине иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю её, потому что меня это возбуждает».
Сальвадор жил своими фантазиями, устраивая эротические картины из обнажённых моделей.
«Пусть она ругается. Пусть говорит со мной на русском языке, которого я не понимаю. Только пусть будет рядом».

Постепенно Гала потеряла всякий интерес к Сальвадору, что привело его в состояние глубокой депрессии. Но в конце 60-х годов она вспомнила, что в молодости Дали обещал подарить ей замок. Она потребовала выполнить общение. Вместе они долго искали подходящий, и наконец остановились на замке Пуболь.

Гала заявила, что будет жить одна в замке, а Дали допускать по её письменному приглашению.
Это условие привело Сальвадора в восторг: «Я откликнулся на него всей своей утончённостью мазохиста. Подумать только! Замок станет для меня неприступной крепостью, какой, несмотря ни на что, оставалась и Гала».

В свои 75 лет Гала всё ещё хотела чувствовать себя женщиной, которая нравится и которую боготворят. Она приглашала в Пуболь молодых любовников, дарили им машины, дома и даже могла отдать за ночь любви картину Сальвадора, которая стоила миллионы долларов.

Одному из своих любовников, который был младше Гала на сорок шесть лет (!), Джефу Фенхольду – исполнителю главной партии в бродвейской постановке рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" она подарила студию звукозаписи.

Сальвадор Дали тоже не оставался в одиночестве. Самый бурный роман у него был с молодой англичанкой, начинающей певицей Амандой Лир. Говорят, будто стареющая Гала сама нашла Сальвадору молодую любовницу.
Очаровательной Аманде было 19 и она казалась Дали ангелом. Тогда она была известна как Пеки Д’Осло. Имя Аманда Лир - это игра слов на французском, что в переводе означает «любовница Дали».

Через три свидания Сальвадор Дали предложил Аманде сочетаться браком, разумеется духовным. Художник был уверен, что они будут вместе всегда. И действительно, долгое время Аманда жила в доме Дали. При этом у Аманды была собственная личная жизнь.

С присущей ему непосредственностью, Дали представил своего «ангела» супруге. Появление фаворитки вызвало гнев ревнивой Гала. Успокаивая Аманду, Сальвадор уверял, что гнев Гала - это всего лишь признак симпатии.

Постепенно Гала смирилась. Последние 8 лет супруги были вместе. Они часто гуляли, обедали и посещали приёмы втроём или в компании очередного юного фаворита Гала.

Гала взяла с Аманды обещание, что та выйдет замуж за Сальвадора после её смерти.
Свадьба не состоялась, хотя необычная связь длилась почти до самой смерти художника.

«Гала была и остаётся для меня единственной, той, с кем я способен наслаждаться, возбуждая в себе самые возвышенные образы своей иерархии красоты. Она моя внутренняя правда, мой двойник, моя «Я сам»…»

В феврале 1981 года ночью секретарь Дали услышал крики о помощи. В спальне Дали он обнаружил Галу, лежащую рядом с кроватью. Позже Сальвадор признался, что они поссорились, и он побил её своей тростью. Ей тогда было 86 лет.

Гала не любила вспоминать о России. Но в спальне стояли фотографии её российской семьи. Своей тоской по России она ни с кем не делилась. В Москве она побывала всего лишь раз в 1929 году.

В 1982 году при падении Гала сломала шейку бедра. Свои последние дни она доживала в клинике, покинутая всеми молодыми любовниками. Страдающая от сильной боли, она была на грани безумия и всё пыталась прятать свои деньги под матрас.
Её мучения закончились 10 июня 1982 года.

Для Сальвадора Дали смерть Гала была тяжёлым ударом. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили в семейном склепе в замке Пуболь. Дали на похороны не пришёл. Спустя несколько часов он заглянул в склеп и произнёс: «Видишь, я не плачу…»

Гала прожила 88 ярких насыщенных лет. Она не только создала себя, но и подарила миру двух гениев: Поля Элюара и Сальвадора Дали.

После смерти жены Сальвадор потерял вдохновение и уже не мог писать картины. Говорят, в последние годы Дали продавал чистые полотна со своей подписью. Он презирал «ценителей живописи», называя их «идиотами».

Дали пережил любимую женщину на семь лет. Ещё до смерти жены в 1981 году у Дали развилась болезнь Паркинсона. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр чем попало, кусался, кричал. Постепенно Дали окончательно сошёл с ума и вместо слов издавал только нечленораздельное мычание.

В 1984 году в замке Пуболь произошёл пожар. Парализованный Сальвадор Дали безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. Дали свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами он был доставлен в больницу, но выжил.
Скончался Дали 23 января 1989 г. от сердечного приступа.

За несколько лет до этого мэр города Фигейрос (в котором родился Сальвадор Дали) предложил создать музей великого сюрреалиста. Дали согласился, но с условием, что там не будут проводить экскурсий. Он не хотел, чтобы кто-то навязывал свои представления о его творениях. «Я сам не понимаю своих произведений…»

Сальвадора Дали похоронили в театре-музее великого художника.
Своё состояние и работы Дали завещал Испании.
Но главным творением великого сюрреалиста была его любовь.

Что такое любовь?
Это боль отреченья,
Это радость вернуться к себе самому,
Это счастье без всякого разрешенья,
Это шанс вместе быть и не быть одному,
Это время, расставшееся с часами,
Это нежность оттаивающей души,
Это мука желания слиться телами,
Это чувство исчезнувшего Я и ТЫ,
Это слёзы, когда умирают надежды,
Это стон иссушившей разум мечты,
Это грусть посреди безлюдной пустыни
одиноко падающей звезды...»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Сальвадор Дали был не только великим художником-сюрреалистом, но и сюрреалистом любви!

А Вы верите в СЮРРЕАЛИЗМ ЛЮБВИ?

On 27.11.2017 17.03.2020

Небольшая биография жены Сальвадора Дали — небезызвестной Гала, распутной, но умной и расчетливой. Гала оставила о себе память, как один из лучших арт агентов в истории, а ее сексуальная жизнь до сих пор продолжает шокировать.

Сальвадор Дали с женой Гала.

Тем не менее, учитывая закомплексованность мэтра в отношениях с женщинами, его любовницы, если они и были, уж точно были не столь многочисленны, как любовники жены. Сальвадор, по большей части довольствовался вуайеризмом и выплескивал свою сексуальность в основном на картины. Гала делала то же самое, но только избрав своей целью мужчин.

Между Галой и Сальвадором было негласное соглашение — он закрывал глаза на ее вереницу молодых жеребцов, а она закрывала глаза на его оргии. Такие дела.

Жена Сальвадора Дали, старость Гала.

Жена Сальвадора Дали, вклад Гала в успех Сальвадора.

Гала сотворила Дали и она же его уничтожила. Гала сотворила Дали в том смысле, что, когда они познакомились, он был никому не известен. Прим. автора статьи, а вот это ложь и провокация — это не совсем верно. Может для Америки Каталония — это и никто, но в Каталонии, к тому времени, Дали был уже довольно известен. И как многие гении, Дали не мог нормально функционировать в этом мире. Он не мог позвонить (Сальвадорыч, как я тебя понимаю!), не различал достоинства банкнот. Я однажды видела, как Дали заплатил таксисту 100 долларов даже не представляя себе, что он делает. (с) Ульравиолет

Слухи и непроверенная информация о жене Сальвадора Дали, Гала.


Гале приписывают фразу «Как жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься сексом с пятью мужчинами одновременно».

Дали, Гала, Поль Элюар — был групповой секс или нет? Толком никто не знает, но скорее всего нет. Хотя Поль был известен своими фантазиями (и не только фантазиями) на тему группового секса — и я это не с потолка взял, он прямым текстом писал подобное в переписке с Гала. Но, учитывая, что, когда Гала завела отношения с Сальвадором Дали, она категорически отказывала мужу, сомневаюсь в возможности такого события.

Говорят, незадолго до смерти Гала, они поссорились с Сальвадором и он побил ее тростью.

Я посвящаю эту книгу моему гению,
моей победоносной Гале Градиве,
моей Елене Троянской,
моей Святой Елене,
моей блистательной, как морская гладь,
Гале Галатее Безмятежной.
— Сальвадор Дали, вступление к автобиографии

Сальвадор Дали появлялся в обществе, извалявшись в меду, а потом — в перьях. Нарочно проливал кофе на изысканные наряды соседок за столом и заявлял в свое оправдание, что наелся битого стекла. Давал интервью, сидя обнаженным в ванне, изысканно помахивая тростью. Но чего-то ему, казалось, не хватало в этой стильно замешанной драматургии. И именно в момент осознания этой недостаточности в жизни Дали появилась она.

Свадьба Галы и Дали

К моменту знакомства с Галой Дали было 25 лет, и он все еще был стопроцентным девственником. Какая ирония судьбы: женщиной его жизни оказалась беспринципная нимфоманка, согласная на все, лишь бы получить больше денег и секса. Неужели идеальные пропорции желаемого она нашла в испанском гении?

Она родилась в Казани, на Волге. Тогда ее звали еще Еленой Ивановной Дьяконовой. В 17 лет врачи обнаружили у нее туберкулез и отправили на лечение в Швейцарию. Там, в санатории, девушка знакомится с Полем Элюаром, тогда еще начинающим французским поэтом, и в феврале 1917-го года уже стоит перед алтарем в свадебном платье. Тогда умерла маленькая Леночка и вместо нее на свете появилась великая Гала. Она сама называла себя Галиной или Галой, а Элюар придал имени больший налет Франции, ставя ударение на последний слог. В начале 20-х с молчаливого согласия мужа крутит роман с немецким скульптором Максом Эрнстом. Какое-то время Элюар, Эрнст и Гала делят постель на троих. Часто Элюар снимает свою жену обнаженной, а потом демонстрирует фотографии всем своим друзьям, в том числе самому Дали. Гала приходит в восторг от того, с каким упоением мужчины пожирают ее формы, навеки запечатленные объективом камеры. Особенно ей нравится восхищение, которое она вызывает у Сальвадора. И это восхищение оказывается взаимным. И вот в 1932-м году, через три года после знакомства, Гала сочетается браком с Дали. Но безумная любовь не умерила сексуальные аппетиты ненасытной дамы.

. Когда Сальвадора Дали спросили, как она нарисовал картину «Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на плече», он ответил: я люблю Галу и люблю ребрышки, а тут они сразу вместе.

Несмотря на непомерную любовь к сексу, она, тем не менее, была одной из тех женщин, которую богемный мир Парижа принимал всерьез и даже прислушивался к ее мнению. Да, она точно знала, чего хочет. Ее не интересовали политические интриги, философские споры и прочий «общественный мусор». Все, что волновало ее кровь — это страстное желание наслаждения для всех пяти органов чувств, жажда компанейских отношений с гениями и денег, денег, денег. Она оценивала людей только по эффективности «выхлопа», который они могут или не могут произвести в реальном мире, мгновенно устраняя от себя всех посредственных и бедных. При этом, как признавался Дали, Гала имела способность непостижимо разжигать творческие способности талантливых людей.


«Осенний каннибализм» (1936)

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина, и для Дали таковой оказалась эта русская. Далеко не красавица, но облик ее, как казалось Сальвадору, удивительным образом совпадал с образом маленькой девочки, которая являлась гению во сне и которая с годами оформилась в придуманный им идеал элегантной музы. Дали говорил, что Гала затянула его в омуты своих глаз, где он, собственно, и родился второй раз.

Вдохновленный своей музой, в 1936-м году Дали пишет одну из самых известных картин — «Осенний каннибализм». На полотне угадываются мужчина и женщина, которые поглощают друг друга, проникают, становясь одним целым. Это ли не аллегория на отношения художника и его музы?

Казалось, все, к чему прикасалась рука Дали, получает пропуск в мир искусства, причем с ценником с шестизначной суммой. И более всего это относится к его жене, Гале. Он рисует ее постоянно, возводит в ранг Мадонны. Благодаря Дали, она становится уже чуть ли не самой дорогой моделью века, а ее тело не менее знаменитым, чем тело самой Венеры Милосской.

Привязанность Дали к своей музе можно было назвать почти патологией. Художник не мог расстаться с ней даже на сутки, а когда краткое расставание все же наступало, попросту не мог творить. Действительно, а как привносить в этот мир что-то новое, если музы в нем нет?

И вот Гала отметила 60-летний юбилей. И будто бы противясь природе, ее тело начинает желать еще больше любви. По требованию своей музы, Дали покупает ей «замок-храм», набитый десятками самых разных мужчин самой разной ориентации.

Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают.

— Сальвадор Дали

Каждый день мужчины устраивали для Галы удивительные зрелища, беспрестанно пробуждая к жизни ее желания, даже и не думающие угасать. Дали разрешал ей иметь столько любовников, сколько захочется, а она, в свою очередь, покупала им дома и машины. Однако старение художника тоже скрашивали молодые фаворитки, от которых ему было не нужно ничего, кроме их красоты и юности. Он делал вид, что в восторге от все новых и новых любовниц, но на самом деле женщиной его жизни была всего одна единственная. «Демонесса моего гения» — так называл ее мастер.

На часах XX века уже бьют в колокол срамные 80-е, «крылоподобная муза» Сальвадора Дали стареет все сильнее и сильнее, и уже нет сил отмахиваться от этого. Но Дали маниакально твердит каждому, что его Гала становится с годами все прекраснее и прекраснее. Однако смерть не обмануть, ей плевать на чувства. И вот эта страшная дата — 10 июня 1982 года.

Господь безжалостно распаковал мой череп и изъял одно полушарие, повергая меня в тотальное смятение.

Гала завещала похоронить себя в Пуболе, и чтобы выполнить последнее желание своей музы, Дали решил перевезти тело любимой самостоятельно, чтобы не привлекать излишнее внимание вездесущих папарацци. Решение нашли, и оно оказалось очень в духе художника. Дали приказал надеть на Галу лучший наряд, посадил труп на заднее сидение «Кадиллака» и повез в замок. Там тело забальзамировали, нарядили в алое платье от Dior и похоронили в склепе замка, словно Белоснежку, положив в гроб с прозрачной крышкой. Современники напишут, что вдовец, стоящий над телом любимой будет смотреть на нее, не моргая, и твердить себе под нос одно и то же:

Смотри, я не плачу. Я не плачу. Не плачу!

Они же отметят потом, что с этого момента глаза гения беспрестанно будут слезиться. Но, возможно, это одна из красивых легенд, которые люди так любят придумывать?