Социальные факторы и их содержание. Влияние социальных факторов на развитие и здоровье человека. Частное предпринимательство, безработица

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

Социализация

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация - это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с моделью. "Идентификация" для них означает "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом "социального научения".

Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Внешне вина не имеет особых признаков в экспрессии, жестах и выражении лица, разве только страдающий от вины скажет, что виноват. Поэтому если мы попытаемся взглянуть изнутри на чувство вины, то увидим, что оно возникает вследствие непроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны приблизительно следующим образом:

а) каким должен быть я или каким должно быть мое поведение в соответствии с ожиданиями другого. Мой ум автоматически конструирует модель, каким я должен быть. Здесь не существует точных критериев. На самом деле мне неизвестны ожидания другого, я их создаю в соответствии с общими представлениями о том, чего другой ждет от меня. Эта модель ожиданий может быть реальной, т.е. соответствовать хотя бы в ключевых моментах подлинным ожиданиям другого, но она может быть и совсем не такой, каковы ожидания другого;

б) восприятие собственного моего состояния или поведения здесь и теперь;

в) акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование, мучительность которого поддерживается обликом эмоции обиды на лице, в словах и поведении другого. Чем сильнее он обижен реально или в моем представлении, тем сильнее мое чувство вины. Эта дезинтеграция во мне мучительна, поскольку нервная система чувствительна к любым рассогласованиям в системе Я. Это страдание иррационально и подобно мистическому Хаосу, которого боялись даже боги. Этот разрыв между тем, каким я должен быть здесь и теперь, и тем, кто я есть, усиливается и подкрепляется; обиженный другой защищается от обиды примитивными и древними средствами, становится гневливым и агрессивным, что еще мучительней и потому, что идет от любящего.

Не наказывая, а лишь обижаясь. В семьях, основанных на любви, детьми управляют, вызывая периодически чувство вины. Если в этом преуспеть, то возникает глубокий невроз, основанный на вине. Механизмы защиты приобретают причудливый характер, создавая такие симптомы невроза, как, например, навязчивую заботу, демонстрацию любовных действий, насыщенных страхом и даже агрессией, а иногда мазохизм.

Чувство вины может возникать в различных ситуациях и отношениях. Мы можем быть виноватыми перед родителями, детьми, перед женой или мужем, перед друзьями, к которым испытываем привязанность и с которыми идентифицируем себя, считая для себя значимыми их ожидания относительно нас. Однако сколь бы многообразным ни было чувство вины, эмоция, лежащая в его основе, одна -- это вина, порождаемая рассогласованием того, каковы я и мое поведение, положение и облик, с тем, каким я должен был бы быть в соответствии с ожиданиями значимого, любимого другого или других.

Познание своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства нашей Я-концепции, о которых мы и не подозреваем. Здесь и теперь мне стало стыдно. Почему? Значит, существует рассогласование между тем, каков я здесь и теперь, и тем, каким я должен быть согласно своей Я-концепции. Если я в состоянии сделать объектом интроспекции свое состояние, то нетрудно установить признаки, с которыми я вступил в конфликт, даже если эти признаки, представления о себе скрыты в глубине бессознательного. Для познающего даже стыд превращается в призму, через которую он познает себя. Если вам вдруг стало стыдно, вы испытали какое-то неприятное чувство и стали раздражаться, вспомнив, что не ответили на письмо школьного товарища, которого не видели двадцать лет и не собираетесь с ним общаться, то это свидетельствует о том, что вы являетесь человеком, преданным старым друзьям и обязательным притом, хотя в вопроснике на вопрос о преданности друзьям ответили «нет». Клиент, который обращается к консультанту по поводу того, что он считает себя слабым в сексуальном отношении, в своей Я-концепции считает себя сильным мужчиной, так как жалуется на гнетущее чувство стыда по поводу неудач в сексе.

Наш стыд говорит о нас намного больше, чем мы думаем. Поэтому размышление о стыде -- один из надежных путей самопознания не того, каким мне хочется казаться, а того, каков я есть.

Стыд также состоит из трех элементов:

а) то, каким я должен быть здесь и теперь согласно Я-концепции;

б) каков я здесь и теперь;

в) рассогласование и его осознание.

Как видим, стыд и вина состоят из одних элементов, но различить их нетрудно. Если мне стыдно безотносительно к тому, чтобы кто-либо оценивал мое поведение или состояние, чтобы кто-то видел или слышал о стыдном поступке, то это -- чистый стыд, абсолютный стыд. Но поскольку стыдные поступки в моей жизни наказывались лишением любви, плохим отношением взрослых, друзей, отвращением ко мне значимых людей, то энергия стыда возрастает при возбуждении представлений о том, что кто-то оценивает меня, неодобрительно относится к моему поступку или состоянию. Однако это -- не чистый стыд, а индивидуальный, вызванный другими людьми, поскольку я чувствителен к их чувствам. Если эти другие мною любимы, то данный вид стыда сливается с чувством вины, с чувством того, что я не соответствую их ожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыда реализуется социальный страх перед осуждением другими.

Развитие эмоции стыда является необходимым условием нормального развития человека и формирования индивидуальности. Но с того момента, как личность сложилась и индивидуальность выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой эмоции как побудителе деятельности и поведения. Стыд должен стать лишь сигналом к тому, что здесь и теперь я не соответствую своей Я-концепции -- и не более того. А мои поступки определяются разумом и сознанием блага. По-видимому, именно в этом смысле Аристотель говорил, что «мы не хвалим взрослого, если он стыдлив» Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -- М.: Просвещение, 1991. С 65.

К социальным факторам относится, например, человеческий фактор, который характеризуется определенным числом индикаторов жизненного уровня, в том числе, среднедушевыми доходами, прожиточным минимумом, средней заработной платой. Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На особенности социального уклада влияют, казалось бы на первый взгляд не имеющие существенного воздействия на экономику предприятия факторы:

Стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям;

Субкультура в рамках единой культуры;

Временные изменения вторичных жизненных ценностей;

Мнение супружеских пар о размере семьи;

Отношение людей к употреблению алкогольных напитков.

Первый из перечисленных факторов влияет на большинство организаций. Планирование с учетом изменения этого фактора имеет решающее значение.

Технологические факторы.

Одной из влиятельных сил, определяющих судьбу предприятия, являются техническая и прикладная наука. Отношение к научно-техническому комплексу зависит от того, восхищается ли человек его чудесами или скорее поражается его промахами. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Изменения в технологии оказывают влияние практически на все организации и предприятия, и требуют учета. Ниже перечисленые товары, не существовали еще 20 лет назад:

Персональные компьютеры;

Компакт-диски;

Цифровые аудио магнитофоны;

Видеокамеры;

Факсимильные аппараты;

Промышленные роботы;

Эти достижения обязаны своим успехом прогрессу в микроэлектронике. Влияние технологий микроэлектроники значительно усилилось и на сферу розничной торговли. Многие ведущие специалисты в этой отрасли, отметили, что розничные торговцы, не шагающие в ногу с новинками технологии, будут вытеснены на обочину деловой жизни.

Руководитель предприятия должен внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса и учитывать следующие моменты при планировании деятельности предприятия:

Ускорение научно-технического прогресса;

Появление безграничных возможностей;

Рост ассигнований на НИОКР;

Повышение внимания к внедрению небольших усовершенствований в уже существующие товары;

Ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Экономические факторы.

Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов, а также:

обменный курс национальной валюты, уровень оплаты по закладным, уровень инфляции, экономический цикл. Какой фактор важнее для определенного предприятия - обменный курс или процентная ставка - определяется профилем ее рынка. Безусловно, существенное влияние оказывает так называемый экономический цикл - период подъема или спада в экономике. Немногие компании могут противостоять общим тенденциям развития бизнеса. Повышение процентных ставок может сократить объем кредитов, а снижение уровня оплаты по закладным будет влиять не только на торговлю недвижимостью, но и на тех продавцов, предпринимателей, чей доход зависит от смены людьми своего жилья.

Политические факторы.

На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.

Макросреда фирмы включает также такие факторы как демографическая среда, правовая среда, природная среда.

Демографическая cреда.

Демография - наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся маркетингом демографическая cреда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Наиболее существенные демографические тенденции:

Снижение рождаемости;

Старение населения;

Перемены в семье;

Миграция населения.

Природная cреда.

В 60-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу того, не разрушает ли промышленная деятельность в развитых государствах окружающую природную среду. Возникли группы и движения бдительности, а озабоченные законодатели стали выдвигать различные меры по охране окружающей cреды. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку:

Дефицит некоторых видов сырья;

Вздорожание энергии;

Рост загрязнения cреды;

Решительное вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Правовая среда.

На все мероприятия (в особенности в области маркетинга) в возрастающей мере влияет правовое окружение:

Законодательство по регулированию предпринимательской деятельности;

Повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов;

Рост числа групп по защите интересов общественности.

Учитывая важность учета СТЭП-факторов для планирования деятельности предприятия, необходим не только их анализ, но и целенаправленный их прогноз.Прогнозирование внешнего окружения или аудит внешнего окружения, приобрели важное значение в начале 80-х годов, особенно после того, как организации расширили рамки исследований в области прогнозирования, включая причинные факторы. Например, прогнозирование развития технологии приобрело особую важность с тех пор, как микроэлектроника проникла в большинство сфер производства.

В основе большинства прогнозов лежат четыре основных метода прогнозирования:

Изучение мнений,

Подсчет,

Экстраполяция статистических тенденций,

Поиск зависимости между двумя или более статистическими переменными.

Внешнее окружение организации делится на две группы факторов: внешняя среда и конкурентное окружение. Структурная схема факторов внешнего окружения показана на рис. 1.4. Одни факторы влияют на другие и наоборот. Но без определенных средств и методов структурирования существует опасность, что анализ станет беспорядочным, а важные факторы будут проигнорированы.

Не менее важное значение имеет анализ и прогноз конкурентного окружения, которые включают изучение всех составляющих конкурентного окружения.

Наиболее важными аспектами при анализе рынка являются следующие:

Что за рынок? Насколько он велик? Подвержен ли рынок изменениям? Какие существуют заменители данного товара? Насколько прибылен рынок?

n Каковы географические границы рынка? По каким причинам и каким образом они изменяются?

Социальные факторы

Характерными для России являются следующие социальные факторы, они же заслуживают большого внимания:

  • тенденция старения населения;
  • разделение общества по уровню доходов;
  • частное предпринимательство, наемный труд и безработица;
  • структурные изменения, происходящие в семье.

Эти факторы находятся на поверхности социальных явлений и характерны для всей страны.

Можно назвать целый ряд и других факторов, которые проявляются в разных регионах.

Динамика половозрастной структуры населения показывает его старение и является демографическим показателем. Тенденция увеличения пожилых людей в общей структуре населения наметилась уже давно и характерна для всей России. Изменение половозрастной структуры порождает в обществе конкретные процессы. Эти процессы могут быть связаны, например, с заботой о пожилых гражданах страны.

Изменение половозрастной структуры оказывает влияние на потребительское поведение населения, старение которого ведет к росту спроса на услуги здравоохранения. Российские пенсионеры, численность которых увеличивается, свое время предпочитают проводить на дачных участках, выращивая овощи и фрукты.

Безусловно, что эта тенденция не должна быть оставлена без внимания со стороны бизнесменов. Это значит, что для работы на садовых участках необходимо производить небольшие по мощности и габаритам мотоблоки, увеличивать производство садово-огороднического инвентаря, паковать удобрения в специальную и приемлемую для дачников тару и др.

Дифференциация общества по уровню доходов тоже оказывает немалое влияние на структуру потребления. На Западе этот показатель является основой деления общества на классы.

Классовая принадлежность определяет и материальное положение людей, и их психическое состояние. Чем больше бедных, тем больше в обществе накапливается негативный потенциал по отношению к богатым, и, конечно, к бизнесу, а это может привести к социальным потрясениям.

Большая стабильность общества наблюдается при превалировании среднего класса. Как правило, представители среднего класса не только уже живут хорошо, но и хотят жить ещё лучше. С одной стороны – им есть, что терять при смене общественного уклада, и с другой стороны – есть, что приобрести при сохранении в обществе стабильности. Рост материального благосостояния является их ценностной ориентацией.

Образ жизни населения изменился с появлением частного предпринимательства и наемного труда, что тоже сказалось на потребительском поведении. Экономическая реформа на своем начальном этапе имела три основные цели: приватизация и создание частного сектора в экономике; замена административно-командного механизма хозяйствования на рыночный; возрождение чувства хозяина в людях.

Если более или менее первые две цели были достигнуты, хотя по этому поводу дискуссии не утихают и сегодня, то третья цель в полном объеме пока не достигнута.

Это вполне понятно, потому что сформировать чувство хозяина совсем не просто. Для становления качественного предпринимательства требуется время, и только оно способно обеспечить рынок уникальными товарами и услугами, и только оно сможет решить важную социальную задачу – снизить уровень безработицы.

Влияние социальных факторов

Под социальным фактором понимается любая составляющая в окружении человека, оказывающая значительное влияние на его поведение, здоровье и самочувствие.

Социально-экономическое развитие государства и уровень здоровья общества между собой связаны, естественно, чем выше уровень экономического развития, тем лучше показатели здоровья граждан.

Пример 1

Примером влияния социальных условий на здоровье могут быть кризисы и падение экономики, так, например, в связи с ним в России уровень здоровья населения резко упал, а демографическая ситуация стала кризисной.

Таким образом, получается, что социальные факторы формируют индивидуальное, общественное, групповое здоровье через образ жизни, состояние окружающей среды, состояние здравоохранения.

Поскольку человек является существом социальным, то совсем неудивительно, что определяющее значение для него имеют социальные факторы, оказывающие влияние и на развитие и на здоровье. Большинство социальных факторов объединяются в общее понятие «образ жизни» и зависят от социально-экономической структуры общества, уровня культуры, образования, обычаев, производственных отношений, внутрисемейных установок.

Жизнедеятельность людей и их взаимоотношения в обществе напрямую связаны с социальными факторами.

Социальные факторы на здоровье и развитие человека оказывают следующее влияние:

  • Факторы социально-медицинские – законодательство страны и развитие медицины обеспечивают трудоспособным гражданам регулярные медицинские осмотры состояния здоровья, способствующие его укреплению. Разрабатываются рекомендации по здоровому образу жизни и профилактике заболеваний;
  • Правовые факторы – законодательная база, направленная на обеспечение граждан правами на здоровье не только разрабатывается, но и регулярно пересматривается;
  • Факторы социально-экономические среди которых контроль государства за соблюдением охраны труда на производстве, что позволяет формировать виды участия и ответственности всех социально-экономических структур для укрепления и сохранения здоровья;
  • Социально-биологические факторы предполагающие возраст, пол, наследственность. Исходя из этого государство предусматривает выход граждан на пенсию раньше положенного времени в связи с инвалидностью, работы в сложных условиях, в зависимости от пола;
  • Факторы экологические, контролирующие состояние окружающей среды для здорового образа жизни и грамотное использование природных ресурсов;
  • Социокультурные факторы, связанные с организацией досуга граждан и формированием здорового образа жизни;
  • Личностные факторы, ориентирующие каждого человека на формирование, укрепление и сохранение собственного здоровья.

Замечание 1

Таким образом, социальные факторы оказывают большое влияние на развитие человека и его здоровье.

Факторы социальных процессов

В современном обществе протекают те или иные процессы, для которых характерны свои факторы.

Среди этих факторов Г.Спенсер выделяет первичные, которые делятся на внешние и внутренние факторы, и вторичные.

Внешними факторами являются природные условия – климат, рельеф поверхности, растительный и животный мир. Интеллектуальные и эмоциональные качества индивидов относятся к внутренним факторам. Процессы социальной эволюции вызывают к жизни вторичные или производные факторы.

Замечание 2

Надо сказать, что эти факторы в дальнейшем оказывают влияние на социальную эволюцию, например, вырубленные леса, осушенные или, наоборот, обильно орошенные земли, изменения, происходящие в растительном и животном мире, являются следствием целенаправленной, но не всегда рациональной хозяйственной деятельности человека.

Рост общества, по мнению Спенсера, наиболее важный фактор социального развития. Он одновременно выступает причиной и следствием социальной эволюции.

Три основных процесса способствуют росту общества, они могут совершаться как вместе, так и по отдельности:

  1. за счет естественного прироста;
  2. за счет внутреннего фактора роста;
  3. объединение самостоятельных групп в одну большую группу.

Более распространенным, как считает Г.Спенсер, является второй процесс, т.е. внутренний фактор роста.

Объединение людей в социальные структуры объясняется тем, что у них есть какие-то общие цели, которые позже становятся целями самого общества.

Отличительной особенностью одного общества от другого является факт сотрудничества – будет ли это сотрудничество добровольным или принудительным.

В результате этого различия Г. Спенсер выделяет два типа общества – «военное» и «промышленное».

Военное общество при определенных обстоятельствах может возникать вновь и вновь.

Замечание 3

Если намерения правящих кругов общества являются агрессивными, то совсем не обязательно, что общество должно относиться к военному типу. Для военного типа общества, считает Г. Спенсер, армия есть мобилизованный народ, а народ – отдыхающая армия, поэтому армия и народ в этом случае имеют одинаковое строение.

1.1.Социальный фактор как действие с определенной целью в истории социологической науки

Понятие социального фактора используется во многих социологических концепциях, и чаще всего само понимание «фактора» считается признанным и не требующим комментариев. Наряду с этим, смысл и содержание понятия фактора не является однозначным и может трактоваться по-разному. Так, социальные факторы могут определяться крайне абстрактно, через макро-подход: «социальные факторы - движущая сила развития общества» 3 . Или же через микро-подход, как любая ситуативная переменная, принадлежащая к социальному полю, которая может оказывать значительное воздействие на поведение и эмоциональное состояние индивида 4 . Наш анализ исходных понятий показал, что наиболее основательно к этому вопросу относился Эмиль Дюркгейм. В его концепции появляется понятие «социального факта», определяемого им, как «...всякий образ действий, резко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее принуждение, или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, но имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений». 5 Мы видим, что социальный факт в такой трактовке обладает главной родовой чертой разрозненных понятий социального фактора – влиянием на действия индивидов и социальных групп. Дюркгейм тщательно систематизировал это понятие, и раскрыл роль социального факта в поддержании социального порядка. Таким образом, в рамках нашей работы целесообразно провести черту тождества между социальными факторами и социальным фактами. Какие же основные элементы социального факта выделяет Дюркгейм?

Во-первых, когда речь идет о социальном факте, то понимается некоторое «действие», осуществляемом в отношении людей, групп, общества в целом. В современной науке действие занимает одно из центральных мест не только в социологии, но и в сопредельных социально-гуманитарных дисциплинах, в особенности, в психологии и в теории управления. Для действия характерны такие черты как преднамеренность, активность, опосредованная действием, произвольность и пр., но самое главное в характеристике действия, это – целедостижение, действие предполагает конечную цель. Именно поэтому действие может рассматриваться как основная единица деятельности в целом. Это означает, что социальный фактор проявляется как некоторое целенаправленное действие, разворачивающееся в определённом ситуативном контексте. Важной чертой такого действия является ориентация на ограниченные условия и способы достижения поставленной цели, легитимные в рамках общественной структуры. Действие фактора может полностью осознаваться субъектом, например, в случае договорных соглашений. В то же время, внешнее проявление социальных факторов может быть нерефлексивным, когда действие основывается на категориальном мышлении 6 . Несмотря на то, что человек выполняет обязательства, связанные с его статусом и ролью, он часто не задумывается о существовании этих социальных явлений. И ему приходится обращаться к экспертам или определенным документам-источникам этих обязательств. Например, когда ребенок переходит дрогу на зеленый сигнал, он не знает о существовании правил дорожного движения. Ребенок выполняет эти обязательства, потому что они внушены ему воспитанием. Точно так же, когда несовершеннолетний сотрудник предприятия выполняет правила, освоенные в период обучения, он не задаётся вопросом о том на каких экономических, правовых и социальных нормах основан свод предписаний. Эта реальность, как бы скрыта от него, и представляется непроблематичной. Функциональное значение имеют только усвоенные категории.

Во-вторых, социальные факторы априорно оказывают воздействие на индивида. Они имеют некоторую репрессивную природу, проявляясь в конкретных действиях. В этой позиции явно видны две существенные проблемы понимания социального фактора: первую можно обозначить, как проблему «внутреннего/внешнего» побуждение, а вторую как проблему соотношения между принуждением и свободой воли. Социологизаторский взгляд Э.Дюркгейма в понимании социальных факторов оказывается отчетливо проявляющимся как внешняя сила. И в этом отношении его позиция отличается от взглядов другого классика социологии – М.Вебера, для которого поведение индивида, рассматривается как внутриличностный акт, соотносящийся со сложившейся системой ценностей..

Взгляды Э.Дюркгейма расходятся с последующими позициями социологов и в понимании принудительных последствий влияния социальных факторов. Социальные факторы инициируют внутриличностые действия, которые могут быть рассмотрены в рамках трёх стадий:

1)Активизация мыслительной, интеллектуальной деятельности на основании сопоставления внешних объектов и ситуаций с внутренними переживаниями и состояниями;

2)Интеллектуальная активность в отношении поступающей информации;

3)Выработка линии поведения, наиболее соответствующей текущему моменту и учитывающая накопленный опыт.

Такая развёртка обосновывает позицию, согласно которой группа представляет собой сущность sui generis. Эмерджентные свойства групповой активности становятся стартом для любого практического действия.

Собственно, третья характеристика социального факта по Дюркгейму заключается в его уникальности и независимости от индивидуальной воли актора. В любых ситуациях человеческого взаимодействия возможна фиксация онтологического императива социальности. Но если обозначать понятием социального факта все происходящие в обществе явления, то социология потеряла бы свой отдельный предмет и слилась бы с областью психологии и биологии. По этой причине Дюркгейм сегментирует общественные коллективы, и определяет разные типы социальных факторов. Так, действуя как гражданин, член семьи или наёмный работник человек накладывает на себя определенные обязательства, которые существуют независимо от него, но оказывают на него принудительное воздействие и порождаются средой социадизации. Подобные нормы поведения существуют отдельно от индивида, но при этом принуждают его к действию согласно общественной норме. В данном случае индивид добровольно выполняет роль «принуждаемого», поскольку сам факт принуждения представляется непроблематичным. Социальная норма прививается индивиду воспитанием, обучением, опытом и воспринимается им как должное. Несмотря на это, принуждение является отличительной чертой социальных факторов. Любое нарушение общепринятых коллективных норм встречает жёсткое сопротивление в виде порицания или, в радикальных случаях, наказания. Из этого следует, что социальные факторы кристаллизуются в виде общественных норм, а их нарушение всегда влечёт за собой формальную или неформальную ответственность.

Кроме того, Дюркгейм отмечает всеобщий характер действия социальных фактов. Они действуют независимо от вероисповедания, политической принадлежности, места и года рождения, социального статуса индивида. Например, вне зависимости от того какой возраст у индивида, нарушение правовых норм будет нести за собой ответственность, заранее предусмотренную соответствующими правовыми источниками. Хотя ответственность, которую он влечет, как и меру принуждения может быть разными в зависимости от характеристик индивида.

В-четвертых, исходя из определения Дюркгейма, критерием «социальности» фактора является его абстрактность. Изучая какое-либо явление, мы даем ему название, тем самым упрощая и искажая его, однако таким образом мы делаем его понятным для восприятия и сознательно игнорируем многочисленные характеристики, которые окружают его. Таким образом, можно сказать, что позиция Дюркгейма, изложенная в «Правилах социологического метода» предполагает использование принципа методологического редукционизма. Такая трактовка социальных факторов позволяет эффективно выстраивать операбельные конструкты, пригодные для статистического исследования, что облегчает работу исследователя, но не позволяет ему углубляться в изучение самого фактора.

Для того чтобы устранить недостатки дюркгеймианской трактовки социальных фактов/факторов, на наш взгляд необходимо обратиться к теоретическим положениям интерпретативной социологии Макса Вебера. Здесь, прежде всего, мы имеем в виду идею идеальных типов социального поведения 7 . Подходы и принципы понимающей социологии во многом дают объяснения и методологические установки для исследования социальных факторов способствующих принятию решения о целесообразности трудоустройства в организацию после завершения испытательного срока. Известно, что социальное действие с точки зрения Вебера, - представляет собой результирующее действие, ориентированное на других, и обязательно влекущее за собой какую-либо реакцию со стороны «других» (сообщество, семья, государство, право, организации и т.д.). Его специфическая форма - целерациональное действие – это действие с заранее выбранной целью, соотнесенное со средствами и заранее обдуманное. Таким образом, мы можем включить в структуру социальных факторов функцию ориентации актора на целерациональные действие. Например, решение об уходе из ресторана сотрудник принимает под воздействием определенных социальных факторов.

Итак, при изучении трудовой интеграции несовершеннолетних сотрудников предприятий, мы можем выделить огромное количество социальных факторов, которые воздействуют на его выбор о продолжении работы в ресторане. Но данная работа требует затраты огромного количества ресурсов. Поэтому мы сознательно сужаем сферу исследования и выделяем только те факторы, которые выделяются из программы исследования или научных источников 8 . Так же социальные факторы часто отождествляют с фактором статистическим, который можно определить, как типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений. 9

Значительный вклад в исследование смысла и понятия социальных факторов вносит социальная педагогика , наука о специально создаваемых условиях, влияющих на планомерное и последовательное привитие человеку определенных знаний, навыков, умений, компетенций. В частности, значимым для настоящего исследования выступает выделение трёх подходов к объяснению социальных факторов. Это материалистический, биологизаторский, социологизаторский подходы.

В рамках биологизаторского подхода, развитие объясняется как биологический процесс развертывания природного человеческого потенциала. Этот подход пренебрегает какими-либо внешними факторами, воздействующими на человека при его становлении как личности.

Социологизаторский подход рассматривает развитие личности в зависимости исключительно от его принадлежности к определенной социальной среде.

Материалистический подход рассматривает развитие личности под воздействием двух групп факторов: внутренних (биологических) – наследственность и внешних (социальных) – общество, семья, социальные институты. Данный подход требует более глубокого рассмотрения, так как наиболее приближен к методу группировки социальных факторов, рассмотренных в настоящем исследовании.

Человек не рождается полностью сформированной личностью. Личность выковывается в процессе развития. В рамках материалистического подхода личность рассматривается как динамический итог социальных взаимодействий человека, она формируется как социальная система, благодаря такому инструменту как воспитание. Согласуясь с базовой идеей Дюркгейма данный подход говорит о том, что цельная личность может существовать только при условии усвоения общественного опыта, а так же получения определённой меры отдачи от вклада в развитие общества. Для полноценного становления человеку необходимо раскрыть свои внутренние свойства, характеристики, заложенные природой и сформированные в нём воспитанием и окружающими факторами его существования, как члена общества. Материалистический подход синтезирует основные положения естественных и экзогенных вариаций педагогических систем. Таким образом, для успешного анализа социальных факторов стабилизации персонала необходимо учитывать к какому педагогическому подходу тяготеет программа адаптации в конкретных организациях.

Для раскрытия понятия социального фактора в системе категорий современной социологии, сошлемся на мнение авторов социологической энциклопедии 10 которые определяют проблематику формирование человека как личности в социологии.


  1. Фактор – это определенная сила, причина, существенное обстоятельство в каком – либо процессе, явлении.

  2. Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

  3. Личность - социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми.

  4. Социализация (личности) - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. 11
Таким образом, с одной стороны, на развитие личности влияют внутренние факторы. Это активность самой личности – её чувства, воля, интересы, деятельность, мотивация, потребности. С другой стороны, важное значение имеют экзогенные факторы – это социальные элементы, воздействующие на личность в процессе её развития. В их качестве выступают общество, семья, социальные институты.

Важный вклад в формирование теории социального фактора внес Г. Спенсер. Он рассматривал вопрос о социальных факторах в рамках теории социального развития. Здесь Спенсер выделяет первичные и вторичные факторы, способствующие эволюции социальных организамов. Первичные факторы у него подразделяются на внешние и внутренние. Внешние факторы - это климат, характер рельефа, флора и фауна. Внутренние – это интеллектуальные, а также эмоциональные качества индивидов (частей социума). Вторичные – это факторы, вызывающиеся самим процессом социальной эволюции. То есть те факторы, которые начинают действовать не сразу, а после прохождения определенного времени. Например, вырубка лесов, или последствия техногенных аварий, связанных с ядерной энергетикой. Одним из важнейших факторов социальной эволюции Спенсер считает рост общества.

Определение понятия социальный фактор так же представлены в теории антропогенеза, предложенная Ч. Дарвином, а затем глубоко исследована с позиций социальных наук Ф. Энгельсом 12 . В теории антропогенеза социальные факторы рассматриваются как движущая сила развития человека как биологического вида. В качестве социальных факторов представлены:


  1. Трудовые операции;

  2. Общественный образ жизни;

  3. Групповое сотрудничество;

  4. Изготовление орудий труда;

  5. Речь;

  6. Сознание (развитие науки и техники).

Рис. 1 Социальные факторы в антропогенезе

Необходимость выделения социальных факторов объясняется тем, что невозможно раскрыть многие грани происхождение человека одними биологическими закономерностями. С точки зрения сторонников антропогенеза, социальный фактор является непосредственным участником в развитии человека и становлении его как социального существа.

В современной социологической интерпретации социальных факторов, во многом опирающихся на классические концепции, они рассматриваются через выделение следующих устойчивых характеристик:

(а) способность социальных факторов совокупно и систематизировано влиять на характеристики массового поведения;

(б) в массовом сознании основным объектом воздействия социальных факторов выступают мнения, оценки, суждения, верования и т. п.;

(в) существование и действенность социальных факторов проявляется как совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;

(г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального фактора рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта 13 .

Выводы по параграфу. Мы рассмотрели понятие социальных факторов через призму классических социальных теорий. Опираясь на классические труды Э.Дюркгейма, была проведена черта тождества между социальным фактом и социальными факторами. В рамках нашего исследования они рассматриваются, как синонимы и означают специфические детерминанты практического действия, способные оказывать на индивида внешнее принуждение, и существующий только в рамках общественной системы. Трактовка была дополнена требованием целевой рациональности социальных факторов, взятой из работ М.Вебера. И кроме того, мы обозначили необходимость анализа типа педагогических мер, применяемых при анализе социальных факторов стабилизации персонала предприятий. Далее, мы перейдём к теоретическому анализу организации, как особого социального контекста развёртки социальных отношений между акторами.

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики -- сознания -- сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот. Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.

Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно.

Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое -- атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое -- других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д.

Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т.д.

Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. Тем не менее среди них имеются и факторы, отрицательно воздействующие на гармоничное развитие личности, на содержание и направленность воспитания. В конце XX в. в России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них.

  • 1. Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.).
  • 2. Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.).
  • 3. Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи “школа-- общественность -- семья-- производство”, невысокий социальный статус труда преподавателя.
  • 4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.д.).

В качестве резюме скажем следующее:

  • 1. Как закон остается объективное существование и влияние на развитие личности вышерассмотренных факторов.
  • 2. Смена эпох социально-экономического и культурно-исторического развития обуславливает изменения содержания социальных факторов.
  • 3. В педагогическом процессе важно понимание и учет влияния этих факторов на личностное развитие, смягчение или нейтрализация их действия через построенную соответствующим образом систему воспитания и развития.