Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Классификация социально-гуманитарных наук

Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

В зависимости от связи с практикой науки делятся:

1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.

В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в общество- знании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры

Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее, к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

Социальные науки

иначе общественные науки - изучают разные стороны общественной жизни человека, но иногда этот термин употребляется в единственном числе в смысле общего обществоведения, и тогда он является синонимом социологии (см.). В ближайшем родстве С. науки находятся с науками гуманитарными, изучающими духовную сторону жизни человека; некоторые видят в них лишь особый отдел гуманитарных наук. Самой старой из С. наук должно признавать политику (см.) в аристотелевском смысле науки о государстве. С развитием специализации в изучении государства образовался даже особый цикл государственных (или политических) наук, причем под этим именем разумеют и общие теории о природе и структуре государства и о законах, управляющих явлениями, которые происходят в его жизни, и исторические расследования в той же области, и учение о нормах государственной жизни или средствах воздействия на эту жизнь для достижения тех или других практических целей. В широком смысле слова к числу политических наук относят и те юридические и экономические дисциплины, которые так или иначе касаются государства: государственное и финансовое право, политическую экономию, статистику. Но по существу право и народное хозяйство, как категории, отличные от категории государства, изучаются особыми циклами С. наук, имеющими самостоятельное значение рядом с науками политическими. Начало юриспруденции (см.) в смысле научного изучения права было положено еще римскими юристами, преследовавшими больше практические цели, но создавшими при этом и первые начала теоретического учения о праве. Гораздо позднее выделилась в самостоятельную науку политическая экономия (см.), изучающая социальные отношения людей, обязанные своим происхождением их хозяйственной деятельности. Тесная связь ее с прежней "политикой" отразилась и на её имени, которое, впрочем, у немцев заменяется названиями "национальной экономии" или "науки о народном хозяйстве" ("Nationaloekonomie, Volkswirtschaftslehre"). В самое последнее время стало распространяться и название "социальной экономики", под которой разумеют или политическую экономию в старом смысле, или даже особую науку с новой постановкой экономических вопросов. Таким образом С. науки могут быть разделены на политические, юридические и экономические по категориям государства, права и народного хозяйства, не считая общей С. науки, т. е. социологии, изучающей общество со всех сторон его бытия. Тесная связь, существующая в действительности между государством, правом и народным хозяйством, конечно, не позволяет изолировать один круг знаний от другого, и в частности существуют отдельные дисциплины, которые одинаково входят в область, по крайней мере, двух категорий. Таковы, например, государственное право, как дисциплина политико-юридическая, финансовое право, как дисциплина и экономическая, и политическая, и т. п. Социальные науки не могут претендовать на такое совершенство, каким более или менее отличаются науки о природе. Это зависит: 1) от большей сложности социальных явлений, сравнительно с явлениями физического характера, 2) от более долговременного подчинения С. наук метафизическим умозрениям, 3) от недавней систематической разработки их методологии и 4) от влияния, оказываемого на них практическими интересами, партийными страстями и национальными, вероисповедными, сословными и т. п. традициями, предрассудками и предубеждениями. Мысль о зависимости несовершенства С. наук от сложности изучаемых ими явлений впервые была ясно выражена Огюстом Контом, который первый же очень определенно сформулировал и необходимость создания положительной науки об обществе (см. Социология), но только во второй половине XIX в. его идея стала оказывать сколько-нибудь прочное влияние на разные ветви обществоведения. Равным образом вопрос о систематической разработке методологии общественных наук впервые поставлен лишь в середине XIX в. в "Логике" Милля, и только в самом конце столетия эта разработка сколько-нибудь подвинулась вперед. В средние века политическое мышление было подчинено, как и вся вообще философская и научная деятельность, богословию, но с эпохи гуманизма (см.) началась секуляризация (см.) научной мысли главным образом в пользу рационализма (см.), который строил свои теории общественных явлений путем чистого умозрения, отрешенного от связи с действительностью, тогда как объективно-достоверное знание дается лишь опытом и наблюдением. Богатый запас фактического материала для С. наук могут дать только науки, имеющие дело с прошлой и современной действительностью, как-то: история, этнография, статистика. В своем развитии отдельные С. науки находились, впрочем, не в одинаковом отношении к истории. Самая ранняя и самая прочная связь установилась с историей у политики, которая еще у Аристотеля имела чисто историческую основу; в XVIII в. у Монтескье политика тоже переплетается с историей. Вот почему Конт и считал обоих этих мыслителей своими предшественниками в социологии. С другой стороны, и история имела в прежние времена почти исключительно политическое содержание. Наоборот, наука о праве, начиная еще с римских юристов, была в особенно тесном союзе с умозрительной философией, и историческому отношению к праву долго мешало убеждение, будто римское право есть сам "писаный разум" (ratio scripta). Лишь в начале XIX в. в виде реакции против рационалистического "естественного права" прежней юриспруденции возникла историческая школа права (см.). Политическая экономия, как особая наука, зародилась тоже в эпоху рационализма, а потому и в ней господствовало убеждение, что научные законы и практические принципы, найденные путем дедукции могут считаться абсолютными. В середине XIX в. в политической экономии так же образовалась своя историческая школа (см.); на ту же историческую же почву поставил изучение экономических явлений и научный социализм второй половины XIX в. Далее, социология, поставившая своей задачей изучение социальной эволюции, обратила внимание юристов и экономистов и на первобытные формы права и народного хозяйства, на которые проливает свет этнография (о значении, какое получила статистика для экономических наук, см. Статистика). Для введения в социальные науки исторической точки зрения и исторического метода стали искать и теоретические основания. В области социологии на них впервые указал Конт, а в экономической науке произошла даже большая полемика во имя историзма против абстрактно-дедуктивного метода "классической" школы. Важным моментом в истории С. наук было, наконец, введение в них и сравнительного или сравнительно-исторического (см.) метода, общее значение которого предугадывал еще Конт; создались даже особые направления сравнительной политики (см. известное сочинение Фримана под этим заглавием), сравнительного правоведения и т. п. Вообще, в середине XIX в. в С. науках произошел большой переворот главным образом под влиянием позитивизма (см. Конт) и новых социальных идей. Первый внес в С. науки идеи научной закономерности общественных явлений и необходимости пользоваться при их изучении методами положительной науки. За Миллем, впервые заговорившим о логике общественных наук, последовал целый ряд писателей, которые с разных точек зрения исследовали этот вопрос (Бэн, Вундт и др. в общих сочинениях по логике и множество чисто социологических работ). С другой стороны, первая мысль о необходимости положительной науки об обществе зародилась еще у Сен-Симона (см.), который был и учителем Огюста Конта, основателя социологии, и одним из родоначальников социализма. Рационалистические теории в политике, юриспруденции и политической экономии XVIII в. отличались слишком индивидуалистическим характером, в XIX же веке была выдвинута вперед идея общественности, взятая притом не в том исключительно политическом смысле государства, какой эта идея имела в XVIII в. Общество в широком смысле слова, расчленение его на классы, борьба между последними, такова новая тема, поставленная С. наукам под влиянием новых социальных стремлений. Это отразилось и на исторической науке, где возникло особое направление социальной истории (см.), отличной от истории политической и культурной (такой же оттенок принадлежит выражениям С. политика, С. экономика и т. п.). Как предметы преподавания, С. науки были доселе сосредоточены в юридических факультетах, но в последнее время стали возникать особые школы С. наук: в Париже Collège libre des sciences sociales, в Гертфорде College of sociology и т. п. См. Университет, Факультет, Юриспруденция.

Литература. Кроме историй отдельных С. наук, см. Baerenbach, "Die Social Wissenschaften" (1882); Bain, "Logic" (отдел об общественных науках; существует в русском переводе); Bouglé, "Les sciences sociales en Allemagne" (есть русский перевод); Caporali, "Filosofia delle scienze sociali" ("La nuova scienza", 1892); Fouillée, "La science sociale contemporaine" (есть русский перевод), Gothein, "Gesellschaft und Gesellschaftswissenschaft" (в "Handwörterbuch der Staatswissenchaften"); Hauriou, "La science sociale traditionnelle" (1896); Krieken, "Ueber die Begriffe Gesellschaft, Gesellschaftsrecht u. Gesellschaftswissenschaft" (1882); Lewis, "A treatise on the methods of observation and reasoning in politics" (1852); Masaryk, "Versuch einer concreten Logik" (1887); Mayr, "Die Gesetzmässigkeit im Gesellschaftsleben" (1887; есть русский перевод); С. Menger, "Untersuchungen über die Methode der Social Wissenschaften und der politischen Oekonomie insbesondere" (есть русский перевод); J. S. Mill, "System of logic" (отдел о логике общественных наук; есть русский перевод); M. van der Rest, "Enseignement des sciences, sociales" (1889); Simmel, "Zur Methodik der Social wissenschaft" (Schmoller"s "Jahrbuch"); Wundt, "Logik" (Methodenlehre); H. Кареев, "Введение в изучение социологии" (1897); M. Ковалевский, "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права" (1880); В. Левитский, "Задачи и методы науки о народном хозяйстве" (1890); С. Муромцев, "Определение и основное разделение права" (1879); Новгородцев, "Историческая школа юристов" (1896); В. Сергеевич, "Задача и метода государственных наук" (1871).

Н. Кареев.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Социальные науки" в других словарях:

    Науки, изучающие человеческ. общество (история, политическая экономия, статистика и т. д.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ - комплекс дисциплин, изучающих структуру, функционирование и динамику социальных систем (социальных общностей) различной мощности. В отличие от общественных наук социальные науки акцентируют свое внимание не просто на общей структуре общества и… … Философия науки: Словарь основных терминов - У этого термина существуют и другие значения, см. Сравнение. Сравнение в ряде социальных наук (психологии, социологии и др.) и в философии 1) научно философский метод, направленный на способ познания единичного, особенного и всеобщего; играет… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фрейм. Фрейм понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.) означающее в общем виде смысловую … Википедия

    Введенное Г. Риккертом подразделение наук по их предмету и методу. Это подразделение совпадает с предложенным В. Винделъбандом и подробно разработанным Риккертом противопоставлением номотетической науки и идиографической науки. В последние… … Философская энциклопедия

    Термин, употребляемый с сер. 19 в. и обозначающий примерно то же самое, что и науки о культуре (см. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ) или идиографическая наука. Выражение «Н. о д.» является переводом термина англ. философии «moral science». К… … Философская энциклопедия

    Социальные и политические последствия нормандского завоевания Англии и дальнейшее развитие в ней феодальных отношений (XI-XIII вв.) - Несколько более замедленными темпами, по сравнению с Францией, происходило развитие феодальных отношений в Англии. В Англии к середине XI в. в основном уже господствовали феодальные порядки, но процесс феодализации далеко еще не завершился, и… … Всемирная история. Энциклопедия


Науки об обществе
Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и матери-альных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопреде-ляющим ее строй.
История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.
Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т. н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества» , можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые» , ступени.
Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.
Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.
Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.
Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.
Обществоведение. Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты.

Общественные (социально-гуманитарные) науки - комплекс научных дисциплин, предметом исследования которых являются общество во всех проявлениях его жизнедеятельности и человек как член общества. К социальным наукам относят такие теоретические формы знания, как философия, социо-логия, политология, история, филология, психология, культурология, юриспруденция (пра-воведение), экономика, искусствоведение, этнография (этнология), педагогика и др.

Предмет и методы общественных наук

Важнейшим предметом исследования в обществознании выступает общество, ко-торое рассматривается как исторически развивающаяся целостность, система от-ношений, форм объединений людей, сложив-шихся в процессе их совмест-ной деятельности. Посредством этих форм представлена всесторонняя взаимозависимость индивидов.

Каждая из названных выше дисциплин рассматривает общественную жизнь с различных сторон, с определенной теоретической и миро-воззренческой позиции, применяя собственные специфические методы исследования. Так, например, в инструментом исследования общества является категория «власть» , в силу чего оно предстает как организованная система властных отно-шений. В социологии общество рассматри-вается как динамическая система отно-шений социальных групп различной сте-пени общности. Категории «социальная группа», «социальные отношения», «социализация» становятся методом социоло-гического анализа общественных явлений. В культурологии культура и ее формы рас-сматриваются как ценностный аспект об-щества. Категории «истина», «красота», «добро», «польза» являются способами изучения конкретных явлений культуры. , использующая такие категории, как «деньги», «товар», «рынок», «спрос», «предложение» и т. п., исследует организованную хо-зяйственную жизнь общества. изучает прошлое общества, опираясь на сохранившиеся разнообразные источники о прошлом, для того чтобы установить последовательность событий, их причины и взаимосвязь.

Первые исследуют природную реальность посредством обобщаю-щего (генерализирующего) метода, выявляя законы природы.

Вторые посредством индивидуализирующего метода изучают не-повторимые, уникальные исторические события. Задача исто-рических наук — понять смысл социального ( М. Вебер) в различных историко-культурных контекстах.

В «философии жизни» (В. Дильтей) природа и история отделяются друг от друга и противопоставляются как онтологически чуждые сфе-ры, как разные сферы бытия. Таким образом, не только методы, но и объекты познания у естественных и гуманитарных наук различны. Культура — продукт духовной деятельности людей определенной эпо-хи, и, чтобы ее понять, необходимо пережить ценности данной эпо-хи, мотивы поведения людей.

Понимание как прямое, непосредственное постижение истори-ческих событий противопоставляется выводному, непрямому зна-нию в естественных науках.

Понимающая социология (М. Вебер) интерпретирует социальное действие, пытаясь его объяснить. Результатом такой интерпретации являются гипотезы, на основе которых и строится объяснение. История, таким образом, предстает как историческая драма, автором которой явля-ется историк. Глубина понимания исторической эпохи зависит от ге-ниальности исследователя. Субъективность историка — не препятствие для познания общественной жизни, а инструмент и метод понима-ния истории.

Разделение наук о природе и наук о культуре было реакцией на позитивистское и натуралистическое понимание исторического бытия человека в обществе.

Натурализм рассматривает общество с позиций вульгарного ма-териализма , не видит принципиальных различий между причин-но-следственными связями в природе и в обществе, объясняет общественную жизнь естественными, природными причинами, применяя для их познания естественнонаучные методы.

Человеческая история предстает как «естественный процесс», а за-коны истории становятся разновидностью законов природы. Так, например, сто-ронники географического детерминизма (географическая школа в соци-ологии) главным фактором социальных изменений считают географическую среду, климат, ландшафт (Ш. Монтескье , Г. Бокль, Л. И. Мечников). Представители социал-дарвинизма сводят социальные зако-номерности к биологическим: общество рассматривается ими как организм ( Г. Спенсер), а политика, экономика и нравственность — как формы и способы борьбы за существование, проявление ес-тественного отбора (П. Кропоткин, Л. Гумплович).

Натурализм и позитивизм (О. Конт , Г. Спенсер , Д.-С. Милль) стре-мились отказаться от умозрительных, схоластических рассуждений, характерных для метафизических исследований общества, и создать «позитивную», доказательную, общезначимую общественную теорию по подобию естествознания, которое уже в основном достигло «по-зитивной» стадии развития. Однако на основе такого рода исследований были сделаны расистские выводы о природном разделении людей на высшие и низшие расы (Ж. Гобино) и даже о прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами ин-дивидов.

В настоящее время можно говорить не только о противопоставлении методов естественных и гуманитарных наук, но и об их сближении. В социальных науках активно применяются математические методы, являющиеся характерной чертой естествознания: в (особенно в эконометрике ), в (квантитативная история , или клиометрия ), (политический анализ), филологии (). При решении проблем конкретных общественных наук широко применяются приемы и методы, взятые из наук естественных. Например, для уточнения датировки исторических событий, особенно удаленных во времени, используются знания из области астрономии, физики, биологии. Существуют также научные дисциплины, объединяющие методы социально-гуманитарных и естественных наук, например, экономическая география.

Становление социальных наук

В античности большинство социальных (социально-гуманитарных) наук входило в философию как форму интегрирующего знания о человеке и обществе. В некоторой степени о выделении в самостоятельные дисциплины можно говорить о юриспруденции (Древний Рим) и истории (Геродот, Фукидид). В Средние века социальные науки развивались в рамках богословия как нерасчлененного всеобъемлющего знания. В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Исторически первой наиболее значи-мой формой социальной теории являют-ся учения Платона и Аристотел я. В Средние века к мыслителям, внесшим существенный вклад в развитие социальных наук, можно отнести Августина, Иоанна Дамаскина, Фому Aквинского , Григория Паламу . Важный вклад в становление социальных наук внесли деятели эпохи Возрождения (XV-XVI в.) и Нового времени (XVII в.): Т. Мор («Уто-пия»), Т. Кампанелла «Город Солнца», Н. Макиавел-ли «Государь». В Новое время происходит окончательное отделение социальных наук от философии: экономики (XVII в.), социологии, политологии и психологии (XIX в.), культурологии (XX в.). Возникают университетские кафедры и факультеты по социальным наукам, начинают выходить специализированные журналы, посвященные вопросам изучения общественных явлений и процессов, создаются ассоциации ученых, занимающихся исследованием в области социальных наук.

Основные направления современной общественной мысли

В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократический и гуманистический (антисциентистский).

Главной темойсовременного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом— постиндустриально-е, «мас-совое общество» и особенности его формирования.

Это придает данным исследованиям явный футурологический от-тенок и публицистическую страстность. Оценки состояния и истори-ческой перспективы современного общества могут быть диаметрально проти-воположными: от предвидения глобальных катастроф до прогнозиро-вания стабильного процветающего будущего. Мировоззренческой задачей подобных исследований является поиск новой общей цели и спосо-бов ее достижения.

Наиболее разработанной из современных социальных теорий яв-ляется концепция постиндустриального общества , основные прин-ципы которой сформулированы в трудах Д. Белла (1965). Идея постин-дустриального общества достаточно популярна в современном обще-ствознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.

В истории человечества выделяются три фазы :

1. доиндустриальная (аграрная форма общества);

2. индустриальная (технологическая форма общества);

3. постиндустриальная (социальная стадия).

Производство в доиндустриальном обществе в качестве основного ресурса использует сырье, а не энергию, извлекает продукты из при-родных материалов, а не производит их в собственном смысле, ин-тенсивно использует труд, а не капитал. Важнейшими общественны-ми институтами в доиндустриальном общества являются церковь и ар-мия, в индустриальном — корпорация и фирма, а в постиндустриальном — университет как форма производства знания. Социальная структура постиндустриального общества теряет ярко выраженный классовый характер, собственность перестает быть ее основой, класс капиталистов вытесняется правящей элитой , обладающей высоким уровнем знаний и образования.

Аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества не являются стадиями общественного развития, а представляют собой сосуществующие формы организации производства и его основные тенденции. Промышленная фаза начинается в Европе с XIX в. Пост-индустриальное общество не вытесняет остальные формы, а добавля-ет новый аспект, связанный с использованием информации, знания в общественной жизни. Становление постиндустриального общества связывают с распространением в 70-х гг. XX в. информационных технологий, радикально повлиявших на производство, а следователь-но, и на сам образ жизни. В постиндустриальном (информационном) обществе происходит переход от производства товаров к производству услуг, возникает но-вый класс технических специалистов, которые становятся консуль-тантами, экспертами.

Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоем-кие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особен-ности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриаль-ной теорией и марксизмом , что определяется общими идейными пред-посылками обеих концепций — просветительскими мировоззренчес-кими ценностями.

В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современно-го капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхо-да из кризиса должен стать переход от господства капиталисти-ческих корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.

Кроме этого намечается множество иных экономических и соци-альных сдвигов: переход от экономики товаров к эконо-мике услуг, повышение роли образования, изменение структуры за-нятости и ориентации человека, становление новой мотивации дея-тельности, радикальное изменение социальной структуры, развитие принципов демократии, формирование новых принципов политики, переход к нерыночной экономике благосостояния.

В работе известного современного американского футуролога О. Тофлера «Шок будущего» отмечается, что ускорение социальных и технологических изменений оказывает шоковое воздействие на инди-вида и общество в целом, затрудняет адаптацию человека в меняющем-ся мире. Причиной современного кризиса является переход общества к цивилизации «третьей волны». Первая волна — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная. Современное общество может выжить в существующих конфликтах и глобальной напряженности лишь при усло-вии перехода к новым ценностям и новым формам социальности. Глав-ным является революция в мышлении. Социальные изменения обусловлены, прежде всего, изменениями в технике, которая определяет тип общества и тип культуры, причем это влияние осуществляется вол-нообразно. Третья технологическая волна (связанная с ростом инфор-мационных технологий и кардинальным изменением связи) существенным образом меняет образ и стиль жизни, тип семьи, характер работы, любви, общения, формы экономики, политики, сознания.

Основными характеристиками индустриальной технологии, ос-нованной на старом типе техники и разделения труда, являют-ся централизация, гигантизм и единообразие (массовидность), сопровождающиеся угнетением, убожеством, нищетой и эко-логическими катастрофами. Преодоление пороков индустриа-лизма возможно в будущем, постиндустриальном обществе, основными принципами которого будут целостность и индивидуализированность.

Переосмысливаются такие понятия, как «занятость», «рабочее место», «безработица», получают распространение бесприбыльные организации в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, которые вели к гуманитарным и экологическим катастрофам.

Таким образом, на науку, ставшую основой производства, возлага-ется миссия преобразования общества, гуманизации общественных от-ношений.

Концепция постиндустриального общества была подвергнута кри-тике с различных точек зрения, и главный упрек заключался в том, что данная концепция — не что иное, как апология капитализма .

Альтернативный путь предлагается в персоналистских концепциях общества , в которых современные технологии («машинизация», «ком-пьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляю-щегося самоотчуждения человека от своей сущности. Так, антисциен-тизм и антитехницизм Э. Фромма позволяет ему видеть глубокие проти-воречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.

Основой общественных преобразований должна стать не техно-логическая, а персоналистская революция, революция в чело-веческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценност-ная переориентация.

Ценностную установку на обладание («иметь») необходимо заме-нить мировоззренческой ориентацией на бытие («быть»). Подлинным призванием человека и высшей его ценно-стью является любовь. Только в любви и реализуется уста-новка на бытие, меняется структура характера человека, находит ре-шение проблема человеческого существования. В любви возрастает уважение человека к жизни, остро проявляется чувство привязаннос-ти к миру, слитности с бытием, преодолевается отчуждение человека от природы, общества, другого человека, от самого себя. Тем самым осуществляется переход от эгоизма к альтруизму, от авторитаризма к подлинному гуманизму в человеческих отношениях, а личностная ори-ентация на бытие предстает в качестве высшей человеческой ценнос-ти. На основе критики современного капиталистического общества строится проект новой цивилизации.

Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации, общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соот-ветствовали бы требованиям личностного общения.

В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия (при сохранении различия) и ответственности. Хозяйствен-ной основой подобного общества является экономика дарения. Пер-соналистская социальная утопия противостоит концепциям «обще-ства изобилия», «общества потребления», «правового общества», ос-новой которых являются различные виды насилия и принуждения.

Рекомендуемая литература

1. Адорно Т. К логике социальных наук

2. Поппер К.Р. Логика социальных наук

3. Шюц А. Методология социальных наук

;

Познание. Часть II.

Элементы содержания

Научное познание.

Социальное и гуманитарное знание.

Виды человеческих знаний.

Знание – информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формы знания:

а) в зависимости от формы общественного сознания – обыденные (житейские), мифологические, научные, философские, религиозные;

б) в зависимости от формы закрепления – понятийные, символические, художественно-образные;

в) в зависимости от степени научности – научные (обобщенное систематизированное знание, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира) и ненаучные (ненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира) Формы ненаучного знания:

а) мифы – сказания древних народов о происхождении и сущности мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях;

б) жизненная практика (опыт) – формирует практические сведения об окружающем мире, они побочный продукт повседневной практики;

в) народная мудрость – достижения практики, зафиксированные в виде описаний (поговорки, загадки, афоризмы);

г) здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя (очевидные, ясные, однозначные сведения);

д) паранаука (пара – около-, при-, после-) – различные формы наукообразной деятельности, направленные на изучение паранормальных явлений (необычных, достоверность которых не подтверждена современной наукой). Она использует сведения, не подтвержденные экспериментом, не вписывающиеся в существующие теории. Паранаука нетерпима к традиционной науке, претендует на универсальность, использует псевдонаучную терминологию;

е) художественное познание – познание мира с помощью художественных образов (обобщенное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления). С помощью образа в единично, преходящем раскрывается сущность

Научное познание.

Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания.

Отличительные признаки научного познания:

а) объективность открываемых наукой принципов и законов, соотнесенность научных понятий с опытом,

б) воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях,

в) систематичность выдвигаемых положений, их обоснованность, доказательность,

г) открытость научной теории, идеи любой рациональной критике,

д) использование специальных способов и методов познавательной деятельности, особого языка, четко фиксирующего значение понятий.

Два уровня научного познания - эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического познания является описание явлений и предметов, а основной формой получаемого знания – эмпирический научный факт. Эмпирическое познание предполагает методы наблюдения и эксперимента. Наблюдение – целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Итог наблюдения – эмпирическое описание. Эксперимент – метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях (последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания). Эксперименты могут быть исследовательскими (направлен на получение нового знания), контрольными (осуществляется проверка теоретических предположений) и мыслительными (заданные условия являются воображаемыми, ученый оперирует не реальными объектами, а их теоретическими образами). Мыслительный эксперимент – связующее звено между эмпирическим и теоретическим уровнями познания.

Теоретический уровень познания – объяснение изучаемых явлений, раскрытие их сущности. Методы: создание мысленных моделей (модель – нечто, способное заменить в определенном отношении изучаемый предмет), выдвижение гипотезы (предположение, с помощью которого можно дать объяснение эмпирическим фактам, не укладывающимся в рамки прежних объяснений), открытие научных законов (объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью), формулирование научных теорий (логически непротиворечивое описание явлений и процессов окружающего мира, которое выражено особой системой понятий).

Социальные науки, их классификация.

Социальные (общественные) науки – система наук об обществе, о формах и законах его развития. Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления (но она лежит в основе всех наук, не может быть названа только общественной). Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества. Отдельные сферы общественной жизни изучают экономика, история (развитие общества), политология, юриспруденция (право), культурология, религиоведение, этика (наука, изучающая мораль), эстетика (наука, о прекрасном и безобразном).