Сообщение на тему деепричастие в речи. Роль деепричастий в кулинарных рецептах. Суффиксы деепричастий на примерах
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели для учащихся:

  • определять роль деепричастий в текстах разных стилей;
  • распознавать деепричастия в тексте,
  • правильно употреблять их в речи.

Цели для учителя:

  • Предметные – обобщить знания учащихся о деепричастии, показать роль деепричастий в речи.
  • Метапредметные – учить употреблять одиночные деепричастия и деепричастные обороты в связной речи с учетом различных стилей речи, грамотно оформлять письменные высказывания.
  • Личностные – обогащать словарный запас учащихся для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, совершенствовать речевую практику школьников, развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор; карточки для учащихся.

Ход урока

1. Организация класса.

Цели этапа для учащихся:

  • настроиться эмоционально на учебную деятельность,
  • проверить наличие необходимых принадлежностей.

Цели для учителя:

  • Предметные – настроить учащихся на освоение темы и содержания урока, проверить готовность к уроку.
  • Метапредметные – создать рабочую атмосферу на уроке.
  • Личностные – обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся.

Слайд 1

2. Актуализация ранее изученного.

Цели этапа для учащихся: показать умениеотличать деепричастия от других частей речи, распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Цели для учителя:

  • Предметные – проверить знания учащихся о деепричастии, умение отличать деепричастия от других частей речи.
  • Метапредметные – развивать у школьников умение самостоятельно определять цели своего обучения и формулировать задачи; совершенствовать навыки контроля и оценки своей и чужой деятельности.
  • Личностные – развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Слайд 2. Ребята, а вы любите сказки? Чем они вас привлекают?

Почему сказки ценятся и детьми, и взрослыми? (поучительный смысл ).

Сейчас я расскажу вам сказку, а вы послушайте и определите идейный замысел сказки.

В стране Лингвистика жили-были части речи. Принцесса Морфология решила собрать всех жителей своего королевства на грандиозном балу. Гостей ожидали превращения, фейерверки, сюрпризы.

Пусть наш праздник прославится на века! – воскликнула принцесса. – А кто же о нем расскажет? Сохранит воспоминания для потомков? Пожалуй, Глагол. Ведь он такой мудрый, у него столько грамматических достоинств.

Ваше Высочество! Я выполню Вашу просьбу, буду служить Вам верой и правдой! – торжественно пообещал Глагол.

На бал он явился со своей верной женой Инфинитив, красавицей дочкой Причастие и сыном Деепричастие. Глагол важно ступал по залу, приветствовал гостей, наблюдал за действием, сочинял рассказ. “Встали гости, поприветствовали, присели, послушали, похлопали... Да, что-то получается скучновато. Видно стар я уже стал и глаз не тот.

Что же делать, дорогая инфинитив? – обратился он к жене. Та даже в лице не изменилась: “Думать, терпеть, творить”.

Да, без вдохновения творить не возможно! быть может, дочь поможет? Но обворожительное Причастие вихрем кружилась по залу со своим партнером. Лишь только Деепричастие смотрел на отца влюбленными глазами и ходил за ним следом:

Возьми меня в помощники. Я особенный, я необыкновенный. Я постараюсь, я помогу...

Беседа с учащимися:

О чем эта сказка?

Как вы считаете, какова основная мысль этой сказки?

А для чего я вам рассказала эту сказку? Над чем предлагает задуматься? (задумались о роли деепричастий в речи).

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (роль деепричастий в речи).

По-вашему, каковы цели нашей работы (узнать, какова роль деепричастий в речи; научиться использовать деепричастия в речи).

Чтобы использовать деепричастия, следует отличать их от других частей речи. Проверим себя.

Задание 1: из предложенных слов выберите деепричастия, обоснуйте свой выбор (украшая, краса, раскрашенный, морозно, замораживая, разморозив, подморозить).

По каким признакам вы находили деепричастие?

Назовите суффиксы,с помощью которых образуются деепричастия?

Слайд 5

Задание 2: распределите деепричастия по столбикам – в первый столбик запишите деепричастия несовершенного вида, во второй – совершенного; пропущенные буквы подчеркните.

Взаимопроверка. Слайд 6

3. Изучение нового материала

Цели этапа для учащихся: определить роль деепричастий в речи, особенности их употребления.

Цели для учителя:

  • Предметные – показать роль деепричастий в тексах разных стилей;
  • Метапредметные – совершенствовать умение анализировать материал, обобщать, делать выводы по теме.
  • Личностные – развивать навык сотрудничества со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь можно приступить к решению нашей проблемы.

Чтобы определить роль деепричастий в речи, я предлагаю вам поработать с текстами.

Как вы думаете, почему? (текст – единица речи)

Ребята, перед вами лежит карточка. Скажите, сколько текстов на этой карточке? Почему перед вами не один текст?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем тексты и сравним их (чтение).

По-вашему, почему для определения роли деепричастий мы используем тексты разных стилей речи?

Определите стилевую принадлежность текстов (цель - воздействие; место общения - ОО; количество собеседников – много).

А теперь я вам предлагаю поработать в парах: вам необходимо найти в текстах деепричастия, подчеркнуть их как члены предложения.

Давайте посмотрим, справились ли вы с заданием. Проверьте, что у вас получилось, исправьте ошибки.

Самопроверка. Слайд 8

Для чего используются деепричастия в данных текстах.

Слайд 9 Обратимся к первому тексту.

Словарная работа: дровни, бразды, кибитка, ямщик, облучок, кушак, тулуп, салазки.

Перед вами ряд слов. Что между ними общего? (устаревшие)

Какие слова являются устаревшими? Давайте определим значение этих слов.

Какова тема этого текста? А в чем заключается его идея?

Попробуем обойтись без деепричастий. Прочитайте получившийся текст (есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты) Слайд 11

Изменилось ли ваше восприятие текста? Каким образом?

Какова роль деепричастий в тексте художественного стиля? (красочность, выразительность)

Рассмотрим следующий текст и сравним данный текст с текстом А.С. Пушкина.

Слайд 12

Сколько деепричастий в данном тексте? О чем это говорит?

Какова роль деепричастий в этом тексте? (конкретизировать, точно показать действие).

С какой целью в тексте научного стиля используются деепричастия? Какова особенность их употребления?

Проанализируем третий текст, давайте определим сходства и различия с предыдущими текстами. Слайд 13

Назовите деепричастия, использованные в тексте. В чем особенность их употребления? (с точки зрения значения)

Слайд 14. Итак, какую же роль играют деепричастия? (дорисовывают основное действие, делают речь более точной, конкретной, яркой; предложения с деепричастиями более выразительны и живописны).

Нужно ли употреблять в своей речи деепричастия? Почему?

4. Закрепление изученного

Цели этапа для учащихся: правильно употреблять деепричастие в речи, пунктуационно грамотно оформлять текст.

  • Предметные – развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи; грамотно оформлять предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.
  • Метапредметные – совершенствовать навык правильно строить высказывания определенного стиля, используя в них деепричастия и деепричастные обороты.
  • Личностные – совершенствовать речевую практику школьников.

А если так, если деепричастия нужны, будем учиться их использовать. Перед вами предложения. Сконструируйте новые предложения, дорисовав действие. Что вы для этого сделаете? (глаголы для слабых учащихся)

(Сосны и ели всю зиму спят. И дни, и ночи за окнами ревет пурга. С самого утра шел снег.

Застилать, закутаться, сердиться, покрывать, негодовать)

5. Домашнее задание.

Цели этапа для учащихся: отработать навык употребления деепричастий в тексте

определенного стиля.

Цели для учителя:

  • Предметные – настроить школьников на самостоятельную работу по закреплению изученного материала.
  • Метапредметные – развивать умение учащихся планировать и организовывать самостоятельную работу (домашнюю).
  • Личностные – формировать ответственное отношение к учению – важность выполнения домашнего задания.

Предлагаю вам выступить в роли писателей. Ваше домашнее задание будет творческим. Составить текст (8-10 предложений) “Зима в нашем городе”, используя деепричастия.

Какого стиля будет ваш текст? Роль деепричастий в этом тексте?

6. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 16

Наше занятие подошло к концу. Благодарю всех за сотрудничество и прошу, чтобы вы, уходя с урока, подумали о том, как прошел он для вас лично и прилепить снежинку к окошку с графами: “Полезно”, “Интересно”, “Трудно”.

Приложение

  • Дровни – крестьянские сани без кузова для перевозки.
  • Бразды – управление.
  • Кибитка – крытая дорожная повозка.
  • Ямщик – кучер на лошадях.
  • Облучок – сиденье на кучере в начале экипажа.
  • Кушак – широкий пояс из материала.
  • Тулуп – длинная меховая шуба.
  • Салазки – маленькие ручные санки.
  • Муссоны – ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу.

Карточка для учащихся

Зима!..Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно... (А.С. Пушкин)

Во внутренних районах Азии господствуют континентальные воздушные массы. Зимой они сильно охлаждаются, образуя область высокого атмосферного давления. Сухой и холодный воздух растекается из глубинных районов материка, образуя зимние муссоны. (Учебник географии)

Мишка просит маму:

Мам, ну что я дома сложа руки сижу, когда во дворе ребята лепят снеговика? Можно мне пойти погулять?

Сынок, положа руку на сердце скажи, ты уроки выучил?

Тогда можно, только сломя голову не несись.

Деепричастие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

2. РОЛЬ деепричастия в речиДеепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

Образец 1

Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.

Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Образец 2

Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.

В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

Образец 3

Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Урок русского языка в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское

Листрова Тамара Викторовна.


1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.

2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи.

3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.



Портрет причастия

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного(род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?

Зависит от существительного или местоимения.

Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.

Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.

В предложении является определением или сказуемым.


Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?

Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия(неизменяемость).

Зависит от глагола.

Суффиксы: а- я, вщи, ши, учи- ючи.

В предложении выполняет роль обстоятельства.


узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

деепричастие




Серебряная сказка зимы.

Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца.

Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом.

В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.


Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.

Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.

А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.




Блестя на солнце, снег лежит;

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу…


Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

А.С.Пушкин


« Не то, не то,- раздраженно проговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам …надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая …»Да, выходило гораздо живописнее.

«Звеня и подпрыгивая»

дорисовывает

движение.

Д.В.Григорович.


Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.

Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.

Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.


1.Внимательно рассмотрите картинки, которые будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.

2. Напишите сочинение

«Зимняя сказка леса».

3. Проверьте свою работу.










узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

Какова роль причастий и деепричастий в речи?

деепричастие

Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении


ТЕЗИС.

Гвоздев А.Н.: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».

МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ.

1. Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ?

Дееприча́стие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросычто делая? что сделав?

РОЛЬ деепричастия в речи

· Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.

· Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.

· Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

Образец 1

Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.

Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т.к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
Таким образом , Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Образец 2

Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.

В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

Образец 3

Я исследовал фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

Итак , Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий. Однако оно имеет и признаки глагола - например, время.

несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а (-я) и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после. совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Пример: извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши. Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшимии обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В настоящее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.

Синтаксическая роль

Обычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается. Реже примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным. Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола. В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховы в рассказе «Жалобная книга» (фраза «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин»).

На письме деепричастные обороты (деепричастие с зависимыми словами) и отдельные деепричастия в большинстве случаев выделяются запятыми.

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида, как правило, образуются от основы настоящего времени посредством суффикса -а(-я): сверка-ют - сверка-я, грем-ят - грем-я, стуч-ат - стуч-а. В отдельных случаях (от глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва-: давать, сознавать и со связанной основой, например отставать) эти деепричастия образуются от основы неопределенной формы: выдава-ть - выдава-я, отстава-ть - отстава-я. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов: 1) с основой, состоящей из одних согласных:шьют, льют, жмут, ткут и т.п. (исключение: мчаться - мчась); 2) с основой на г, к: бегут, текут и т.п.; 3) с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопределенной формы на з, с, cт, х: мажут - мазать, пишут - писать, хлещут - хлестать, пашут - пахать; 4) с суффиксом -ну-. Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить. Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и т.д. Уникальными для литературного языка являются деепричастия - будучи, крадучись: [Гений] будучи оригинальным, в то же время и общее таланта (Бел.); Я лежал в это время на полатях и, крадучись от деда, читал увлекательную книгу (Гладков). Деепричастия на -учи (-ючи) имеют архаичный характер и являются средством стилизации под народную речь: Никого не осуждаючи, он одни слова утешные говорил мне, умираючи (Н.).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы посредством суффиксов -в, -вши, -ши. Суффикс -в, реже -вши, присоединяется к основам на гласный: прогуля-ть - прогуля-в, получить - получи-в. Вариант на -вши является обязательным для образования деепричастия от возвратных глаголов:воз-врати-ться - возврати-вшись. Суффикс -ши применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой неопределенной формы на согласный: истечь - истекши. От основ с суффиксом -ну-, выпадающим в прошедшем времени, возможно двоякое образование деепричастия: промокну-ть - промокну-в, промок-ши. Вместо образованных по общему правилу деепричастий от основ на т, д (выведши, приобретши и др.) употребляются: выведя, приобретя. Употребительны двоякие формы деепричастий: заперев - заперши, затерев - затерши, простерев - простерши и др. Возможны в современном русском языке двоякие образования деепричастий совершенного вида: с суффиксом -а (-я) и с суффиксом -в, -вши: наклоня - наклонив, поклонясь - поклонившись.

Деепричастия на -в, -вши, -ши от глаголов несовершенного вида употребляются редко: Волк, евши, никогда костей не разбирает (Кр.). Такие деепричастия обычны с отрицанием: Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть (П.).

Многие из деепричастий с суффиксом -а (-я) от глаголов совершенного вида входят в состав фразеологических сочетаний, например: положа руку на сердце и т.п.

Вопрос № 42.

Наречие как часть речи. Значение, морфологические признаки и синтаксическая функция наречий

1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий , признаки признаков и отвечает на вопросы: «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «почему?», «с какой целью?», «в какой степени?», «почему?» и «где?».

Морфологические признаки:

    Постоянные – неизменяемость.

    Изменяемые – степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо – лучше, красиво - красивее ).

Синтаксическая роль наречий в предложении – служить определением: глагола (чуть трепещут), прилагательного (весьма значительный), другого наречия (едва заметно), числительного (приблизительно пять), существительного (трагик поневоле).

Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство, сказуемое в безличных предложениях или сказуемое в двусоставных предложениях. Мы сделали работу быстро. На улице холодно. Она замужем.

Наречия можно разделить на два разряда по значению: обстоятельственные, определительные.