Типы семей. Типы и виды семей Семья и ее формы

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

В данной статье мы рассмотрим с точки зрения обществознания, какие основные типы современных семей существуют.

Разбираемся в понятиях

Социальная жизнь многогранна и определенные внешние ситуации требуют описания ячейки общества со специфических сторон. Например при получении несовершенным ребенком льгот от государства учитывается наличие или отсутствие кормильца.

Понимание того, что из себя представляет конкретная малая группа важно не только из-за внешних запросов общества, но и имеет особое значение для внутреннего развития близких людей в тесном коллективе.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Научный подход к выявлению вида социальной группы облегчает исследование внутренних процессов. Результаты этого изучения берут на вооружение психология, культурология, демография.Также в зависимости от того, к какому типу принадлежит ячейка зависит и реализация ее функций.

Как на практике происходит определение типа семьи? Для анализа данного первичного образования выбирается основание классификации. Этот критерий обладает высоким уровнем обобщенности и объективности, для создания наиболее четкой систематизации.

Неспецифические функции семьи

Более сложные социальные общности и структуры берут свое начало из родительского дома. Именно в малой ячейке в упрощенном виде сформированы основные механизмы взаимодействия людей. Не зря то место, где мы выросли называют началом всех начал. Человек в кругу родных учится нормам морали, усваивает истинные ценности, понимает роль авторитета старших и осознает необходимость бережного отношения к памяти своих предков. В нелегком деле воспитания родителям поможет Российский Дом родословия. Семейная история оживет в лицах перед глазами ребенка.


Также другое значение разделения родственных общностей на типы в современном обществе ученые видят в том, что оно помогает описать функционирование этих малых коллективов. Существует основное предназначение данной малой группы, которое заключается в деторождении, воспитании и социализации потомков. Но наряду с ним выделяют неспецифические функции. К их числу относятся:

  • Рекреация. Родные люди всегда могут найти покой и отдых в родном доме, а также организовать проведение досуга.
  • Социальный контроль. Несовершеннолетние дети нуждаются не только в опеке и заботе, но регулировании своих действий в соответствии с правилами человеческого общения.
  • Организация быта. Расходы коллектива требуют восполнения, поэтому родители часто выступают в роли экономистов, рассчитывая все финансовые операции с бюджетом.
  • Эмоциональная поддержка. Близкие люди со схожим укладом могут понять проблема друг друга лучше, чем человек извне.

Вне зависимости от социального типа семьи в большинстве случаев проходят стандартный жизненный цикл.

Будущий союз зарождается еще на этапе добрачного ухаживания. Хотя в полной мере считать это началом жизненного цикла нельзя. Тем не менее, от того насколько успешно молодые люди научатся устанавливать контакт и строить близкие доверительные отношения зависит финал данного периода.

После того, как мужчина и женщина решают официально оформить свои отношения наступает период молодой семьи. Здесь происходит формирование крепкого союза. Эмоциональные дистанция в паре практически сходит на нет. Молодые люди готовы к планированию дальнейшей жизни, постановке уже совместных целей и последующей их реализации. На этом этапе мужчина и женщина принимают решение о том, чтобы завести детей.

Появление ребенка. Центр отношений смещается на заботу о малыше. Молодые родители учатся проявлять свою опеку, привыкают к новому статусу.

Постепенно развиваясь, коллектив близких людей приходит к следующему этапу. Она становится зрелым коллективом. Эта стадия наступает не раньше чем через десять лет совместной жизни и характеризуется высокой степенью комфортности в общении между родственниками. Но наряду с неоспоримыми плюсами – надежностью, теплотой, общим опытом – возникают и кризисные явления. Многие браки распадаются именно на данном этапе. Консолидирующим элементом в этот момент могут стать общие ценности, история знакомства и совместной жизни, а также цели на будущее – поддержка совершеннолетних детей, помощь в воспитании внуков.

Трудным, но неизбежным периодом в жизни каждого человека является старость. Супржеские пары, пронесшие через года верность друг другу, неминуемо достигнут этого этапа. Гармоничное развитие спары в старости зависит от достигнутых целей, от осмысления пережитых событий. Если к этому рубежу вы подошли наполненным и целостным, а не уставшим и истерзанным, то вы чувствуете удовлетворения от прожитых лет и в состоянии передать свою мудрость и жизненную философию внукам и детям.


Классификация типов семьи и их характеристика

Ученые-социологи изучают данные структуры в разрезе исторического прогресса. Ячейка общества меняется синхронно с другими социальными институтами, сосуществуя в тесной взаимосвязи с ними. Есть основания полагать, что именно это малое образование, может влиять на смену общественно-политических формаций.

Недаром в биографиях великих людей упоминается выходцем из каких слоев они были, потому что образование и воспитание родителей накладывает отпечаток на то, что они дадут своему ребенку, какие ориентиры, какое мировоззрение и идеалы.

Таким образом становится очевидна связь между типом семьи и семейного воспитания. Неоспоримый факт, что дети перенимают модель поведения родителей и ретранслируют ее в свой брак.


Молодые люди, сочетающиеся узами брака, должны нести ответственность перед обществом за то, каких личностей они воспитают. Среди новых союзов, выделяют три типа семьи в зависимости от целей, которые преследуют новобрачные:

  • Традиционный вид. Такие малые группы наиболее устойчивы. Пара ориентирована на классические ценности. В приоритете у молодых родителей – сохранить крепкий союз и воспроизвести потомство.
  • Гедонистический вид. Мужчина и женщина, вероятно, уже имеют детей, но все их планы сводят к получению от жизни максимального удовольствия. Такие пары живут для себя. Рождение ребенка не является первостепенной или значимой задачей.
  • Личностно-ориентированный вид. Данный тип наиболее развит в современном обществе, так как на рынке труда царит высококонкурентная среда, молодые люди опасаются выпасть из обоймы. Особенно это актуально для девушек, не желающих покидать рабочее место более чем на год, чтобы уйти в отпуск по уходу за ребенком. В таком коллективе приветствуется личностное и карьерное развитие, достижение целей или финансового благополучия. Как правило, такие союзы малодетны или вовсе не имеют детей.

В изменившихся условиях, когда женщины больше не сидят дома с детьми, охраняя домашний очаг, многих волнует вопрос, какие есть типы семей по распределению обязанностей.

Данный критерий основывается на традициях. Существуют коллективы, которые верны сложившемуся укладу и не собираются его менять: женщина сидит с детьми и заботится домашнем уюте, а муж зарабатывает деньги.

Но такой ортодоксальный вид малой группы все быстрее уходит в прошлое, так как люди из разных ячеек имеют несхожие взгляды и приходится идти на уступки. Как правило, даже если один человек из пары является сторонником старых взглядов, принимают более мобильную позицию, чтобы не ущемлять свободу и права половинки.

Вторым современным видом можно назвать союз, где мужчина и женщина работают и распределяют домашние обязанности между собой по мере занятости, чтобы каждому хватало времени на отдых и личное развитие.

В экономическом плане это наиболее эффективный вид малой структуры, потому что бюджет складывается из финансовых поступлений каждой стороны. Такая малая группа не только более привычный вариант для современного общества, но и более мобильный. Для некоторых пар данный выбор является просто необходимостью из денежных трудностей. Но в нем есть свои минусы – дети предоставлены большую часть времени сами себе, и воспитание происходит стихийно.

Ученые выделяют ряд других оснований для характеристики ячейки общества. Социологи различают два вида типа семей по составу:

  • нуклеарная;
  • расширенная.

Первый вариант наиболее типичен для современного общества, он подразумевает супружескую пару с детьми. Расширенный тип представляет собой более сложное образование. Для него характерно проживание нескольких поколений под одной крышей. Важные решения поднимаются на общем совете родственников и решаются коллективным разумом, при этом анализируется опыт более мудрых и старших соратников. Такой вариант проживания был распространен еще в советское время и свидетельствовал о непоколебимости моральных устоев.

Существуют также различные типы семей в зависимости от численного состава. По наличию родителей:

  • полная (мама и папа);
  • неполная (мать или отец-одиночка).

По наличию детей различают:

  • многодетные;
  • мало-, средне- и бездетные.

Многие современные пары отказывают себе в продолжении рода в угоду своим амбициям, некоторые молодые люди хотят пожить для себя и насладиться всей полнотой жизни в одиночку, другие увлечены построением карьеры. Но есть и другие примеры молодых пар, которые доказывают, что жизнь с появлением малюток не заканчивается, а наоборот начинает играть другими красками. Современные мама и папы используют новые устройства, которые облегчают и путешествия с детьми, и занятия спортом.

Вопрос о том, где проживают новобрачные тоже может стать одним из критериев для классификации. Во многом то, где останутся молодожены после вступления в брак зависит от материальных и жилищных условий, но есть такие союзы для которых это выбор, связанный с их взглядами на устройство рода.

Молодые люди могут остаться в доме родителе новоиспеченного мужа, тогда союз будет считаться патрилокальным. Если же наоборот пару приютят родители жены, то это матрилокальный тип. Но в настоящее время принято съезжать от родственников и обживать новое гнездышко, тогда вы получите статус неолокального союза.

Типы семей и семейных отношений

Самоопределение и самоидентификация человека начинается в этом небольшом коллективе. Он учится налаживать контакты с внешним миром по образцу внутренних отношений.

Если в браке царит нездоровая атмосфера, ребенок раньше покидает родительское гнездо, ища поддержки извне. Это плачевный исход, избежать которого можно выстраивая прочную систему отношений, основанных на доверии и привязанности, а также обращении к корням. Именно наши предки дают нам ту энергию и мудрость, которая помогает нам преодолеть жизненные неурядицы.

Современные пары не отличаются прочностью связей, и их дети рано начинают вести самостоятельную жизнь, при этом отрицая опыт и советы родителей. Такие мобильные коллективы, создающиеся в соответствии с новыми веяниями неустойчивы и распадаются при первой же серьезной буре.

Надежным способом организовать совместную жизнь является патриархальный уклад с его династическими связями. Человек в такой семье чувствует, что занимает место, предназначенное именно ему и тем проще ему найти это место в мире. Родственники всегда готовы прийти на помощь и близкие люди понимают, что связаны узами, а не просто считаются номинально родными.

В переменчивом и нестабильном мире наш родной дом – это тот оплот тепла, верности и поддержки, в котором нуждается каждый человек.

Сегодня нас будут интересовать типы семей и их характеристика. Данный вопрос играет важную роль в современном мире. Ведь семей и их "разновидностей" много. Правильное определение ячейки общества поможет вести верную политику отношений, а также выстраивать воспитание детей так, чтобы они получали максимум пользы и минимум вреда. Нередко позволяет выявить потенциальную угрозу того или иного характера в отношении ее членов. Так какие встречаются ячейки общества? Чем характеризуются? Какими особенностями обладают?

По количеству детей

Типы семей и их характеристика разнообразны. Дело в том, что в психологии разделение, как и в любой другой области, можно вести с разных позиций. Например, по количеству детей.

Есть бездетные семьи. Или, как их сейчас принято называть, "чайлдфри". Обычно это пары, которые не имеют никаких детей: ни усыновленных, ни своих собственных. Можно сказать, просто мужчина и женщина, вступившие в брак.

Однодетная семья - та, в которой всего один ребенок. Довольно распространенный вариант в России. В психологическом смысле такое решение может повлечь за собой определенные последствия. Например, велика вероятность воспитания эгоиста.

Малодетная - семья, в которой, как правило, два ребенка. Встречается тоже очень часто. Психология в такой ячейке общества играет важную роль. Придется соблюдать гармонию взаимоотношений, чтобы не повредить хрупкую детскую психику с рождением второго малыша.

Многодетная - ячейка общества, которая имеет 3 детей. Хотя сейчас принято называть такие семьи среднедетными. Это понятие почти изжило себя, так как более 3 малышей сейчас в России мало кто заводит. Если же опираться на понятие среднедетности, то - это "общины", в которых 4 и более малышей.

Место человека

Типы семей и их характеристика - крайне важные моменты, которые помогают взрослым и детям. В частности родителям, которые до сих пор не могут оторвать собственных выросших малышей "от юбки". Дело в том, что семья - это понятие растяжимое. Даже в психологии выделяют разнообразные ее типы. Например, можно обратить внимание на классификацию по месту человека в той или иной ячейке общества.

Есть родительская семья - это та, в которой личность рождается. То есть она будет с человеком до тех пор, пока он не вырастет. А может, даже дольше.

Имеет место такое понятие, как репродуктивная семья. Как раз она и является истинной. Это семья, которую человек создает самостоятельно. В нее обычно входят дети и супруг(а). Так что, говоря о роли семьи в жизни человека, важно уточнять, о какой именно идет речь. Неправильно, если родительская станет важнее репродуктивной. Хотя здесь каждый позицию выбирает для себя сам.

Типы семей и их характеристика этим не ограничиваются. Есть и еще несколько довольно интересных классификаций. Сейчас они встречаются в психологии, хотя раньше их не было.

По проживанию

Трудно поверить, но на данный момент семьи классифицируют, как только могут. К примеру, уже есть такое понятие, как разделение по месту проживания той или иной ячейки общества.

Какими могут быть типы семей в психологии (характеристика оных тоже будет представлена нашему вниманию), если говорить о том, где живет та или иная "община"? Встречаются матрилокальные семьи. Это репродуктивные "варианты", которые проживают с родителями жены. На практике такие ячейки общества долго не существуют, обычно они распадаются в первые годы совместного проживания. Есть патрилокальные семьи. Соответственно, это такие ячейки общества, которые живут с родителями мужа. Тоже крайне нестабильны, быстро распадаются, в них много конфликтов.

Неолокальные семьи - это, как правило, самостоятельные ячейки общества. Они живут в отдаленных от родителей местах. Типичная репродуктивная семья, которая ни от кого не зависит. Идеально подходит для рождения детей и их воспитания. Если вовремя не стать неолокальной ячейкой общества, можно вообще лишиться собственной репродуктивной семьи. Это необходимо учитывать.

Состав

Типы семей и их характеристика в психологии играют важную роль. Помимо уже перечисленных вариантов можно рассмотреть состав "общин". Тут тоже есть своя собственная классификация.

Есть семьи полные. В них, как правило, есть оба родителя и хотя бы один ребенок. В противном случае такая ячейка общества называется неполной. В ней нет одного из родителей либо она считается бездетной.

Также выделяют обычно составные семьи. В них есть родители и несколько детей. Не важно, родных или усыновленных. Это крайне распространенный тип, который включает в себя множество особенностей. Одна из них - это взаимоотношения детей. Придется этому моменту уделять отдельное внимание.

Нуклеарная

Теперь стоит обратить внимание на то, что типы семей в психологии семьи также имеют несколько основных категорий. Довольно сложных. Их нужно рассматривать отдельно. Ведь особенностей у подобных ячеек общества более чем достаточно.

Чаще всего встречаются нуклеарные семьи. Это такие ячейки общества, в которых имеет место только одно поколение людей. Причем представлена такая семья только родителями (или одним из них), а также детьми. И не более того. Можно сказать, что каждая полная семья - нуклеарная.

Нередко такие "общины" называют еще простыми. На то есть свои причины. Они станут понятны, если узнать прочие типы семей. Характеристика современной семьи - вещь непростая. Но не только нуклеарные варианты встречаются. Выделяют еще некоторые "разновидности" ячеек общества.

Патриархальная

Последний распространенный тип - Ее также называют еще сложной. Включает в себя несколько поколений. Обычно вместе могут проживать бабушки-дедушки, родители, молодые пары, внуки, братья и сестры. В общем, вся родня.

Обычно тут встречаются конфликты во всех областях. И во взаимоотношениях, и в ведении быта. И придется приложить немало усилий, чтобы ее сохранить.

Типы семей и их характеристика в психологии - это важные моменты. Они позволят подготовиться к тем или иным проблемам, обезопасить себя и своих детей.

По воспитанию

Как ни странно, но типы семей и их характеристика могут зависеть от воспитания детей. Моделей поведения не так уж и много. Тем не менее каждая из них имеет определенные особенности. Какие варианты могут встречаться?

Воспитание "вседозволенность". Комментариев не требует. В таких семьях детям разрешено делать все, что они хотят. Никаких запретов и ограничений. Родители, как правило, пристально следят для своим малышом, но удовлетворяют все его потребности.

Также есть модель под названием "безнадзорность". В таких семьях родители постоянно заняты, а дети предоставлены "сами себе". Должного внимания тут малышам оказываться не будет. Чаще всего такие дети попадают под "влияние улицы".

Как говорится, из крайности в крайность. в психологии семьи по отношению к воспитанию выделяют еще как минимум две модели поведения родителей. К примеру, по типу "Золушки". Характеризуется отверженностью ребенка, он чувствует потребительское отношение к себе. Можно сказать, дети в таких семьях - "аутсайдеры", они для взрослых - обуза. Особенно тяжко приходится малышам, которые не одни в семье. В таких случаях есть "любимчик", которого окружают любовью и вниманием. Крайне опасный вариант развития событий. Психологические проблемы и комплексы ребенку будут обеспечены!

Последний вариант воспитания - это Можно сказать, что тут просматривается явная тирания со стороны родителей, культ взрослых. Дети в таких семьях бесправные, у них вокруг одни запреты, живут они "по указке родительской". Можно сказать, что основное направление в воспитании в данной ячейке общества - это устрашение малыша. Очередная крайность, которая приводит к пессимизму, гиперответственности, лишает возможности радоваться жизни, наращивает комплексы и страхи, вплоть до панических атак.

Вначале рассмотрим само понятие семьи и те причины, по которым семья имеет такое большое влияние на формирование характера будущего семьянина.

В современном семьеведении принято следующее определение семьи:

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов.

1. Вступление в брак.

2. Рождение первого ребёнка.

3. Окончание деторождения.

4. «Пустое гнездо» (выделение из семьи последнего ребёнка).

5. Прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Если говорить об основных типах семьи , то можно выделить следующие типы:

1) Городская и сельская (в зависимости от места жительства)

2) Семья, состоящая из многих поколений (все члены живут вместе)

3) Нуклеарная семья (муж, жена и дети, функцию обучения и воспитания детей, в том числе их социализацию, берут на себя детский сад и школа)

4) Молодая семья (супружеская пара, с детьми или без, в первом браке, возраст семьи не старше 5 лет, возраст супругов не более 30 лет)

5) Неполная семья (семья с одним родителем в результате развода или смерти одного из супругов)

6) Внебрачная семья (родители не состоят в браке, сопровождается отрицательным отношением со стороны общества)

7) Семья в повторном браке (семья с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и от первых браков)

8) «Маленькая мама» (рождение ребёнка женщиной, недостигшей совершеннолетия, также сопровождается отрицательным отношением со стороны общества)

9) Многодетная семья (семья, в которой более 10детей).

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название «инстинкт размножения». Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья - это социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику. Согласно данным социальным законам, семья призвана выполнять ряд функций:

1. Репродуктивная функция - самовоспроизведение, размножение, произведение потомства, обусловленное необходимостью продолжения человеческого рода.

2. Экономическая и хозяйственно-бытовая - накопление богатства для членов семьи (напр., приданое для невесты), бытовое обеспечение неработающих членов семьи.

3. Первичная социализация - семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребёнка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребёнка тому социальному опыту, который накопило человечество, и культуре родной страны, её нравственным нормам, традициям - прямая функция родителей.

4. Воспитательная функция - именно родители всегда были и остаются первыми воспитателями ребёнка. Воспитание ребёнка в семье - сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование характера ребёнка.

5. Рекреационная и психотерапевтическая - семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищённым, быть абсолютно принятым несмотря на его статус, жизненные успехи, финансовое положение.

Наиболее подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр А. Е. Личко.

Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1) Структурный состав:

Полная семья (есть мать и отец);

Неполная семья (есть только мать или отец);

Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2) Функциональные особенности:

Гармоничная семья;

Дисгармоничная семья.

Гармоничная семья. Это действительно здоровая семья. (Имеется в виду, разумеется, не физическое здоровье семьи, а нормальные взаимоотношения между ее членами)

Члены такой семьи:

открыто общаются между собой и слушают друг друга;

поддерживают друг друга;

учат уважать других;

развивают доверие к людям;

имеют чувство юмора и не отказываются от игр и развлечений;

имеют понятие о разделенной ответственности;

учат детей понятиям хорошего и плохого;

дорожат принадлежностью к семье, ее традициям и ритуалам;

уважают потребность в уединении каждого;

ценят услуги друг друга, заботу;

соблюдают время обеда и используют его как прекрасную возможность для беседы;

любят вместе проводить свободное время;

умеют распознать свои проблемы и не боятся обратиться за помощью.

В здоровой семье удовлетворяются психологические потребности каждого члена семьи. Естественно, что потребности в еде, медицинской помощи, образования и тому подобное тоже удовлетворяются. Каждый чувствует свою принадлежность к семье и буквально кожей ощущает, что он дорог.

Если же у кого-то есть необходимость почувствовать свою независимость, то ему предоставляется такая возможность, ему позволяют делать свои собственные ошибки и не стыдят его за это. Каждый член семьи имеет возможность расти духовно. В то же время он может развлекаться, играть даже в «глупые» игры, дурачиться.

Все чувства в здоровой семье могут быть высказаны или выражены бессловесным образом, естественно, в приемлемой, цивилизованной форме. Допускается выражение всех чувств, включая гнев, досаду, ненависть.

Если же есть повторяющиеся проблемы, то они разрешаются усилиями всех членов семьи. В случае необходимости обращаются к специалистам.

Детей любят и не тяготятся ими. Родители выслушивают детей, а не читают им нотации. В то же время родители заботятся о себе, уделяют много времени своим взаимоотношениям, что дает детям модель для построения их отношений с людьми.

В здоровой семье уважают границы духовного суверенитета, границы личности каждого.

Если же в семье имеется предрасположенность к таким болезням, как алкоголизм, депрессия, то члены семьи не замалчивают эти проблемы, а свободно обсуждают их, обращаются за помощью к специалистам, если это нужно.

В здоровой семье каждый отвечает за свои действия, и другие не считают, что должны брать на себя всю ответственность за поступки каждого члена семьи.

В такой семье разговаривают непосредственно друг с другом, прямым и открытым способом, не сплетничают, не шепчутся за спиной, не используют третьих лиц для передачи информации.

Члены семьи разделяют чувства друг друга, но не подавляют один другого, смело смотрят правде в глаза. В то же время они умеют посмотреть на проблему как бы со стороны, отстраненно.

Советы дают только в том случае, когда кто-то об этом просит и когда это уместно. Детей поощряют бороться с трудностями собственными силами, чтобы они не нуждались в родителях каждую минуту, а прокладывали в жизни и свои собственные пути.

Дисгармоничные семьи бывают разными.

Выделяются следующие причины дисгармонии :

1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой -- только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

Разнообразие взаимоотношений между членами гармоничных и дисгармоничных семей очень велико в силу неповторимости жизненного опыта каждой отдельно взятой личности. И таким же образом, растущий ребёнок, будущий семьянин впитывает в свое сознание своеобразный, неповторимый, свойственный только для его семьи стиль взаимоотношений между супругами (как ведут себя друг с другом его мама и папа).

Но передача этого опыта от родителей к детям идёт параллельно в двух направлениях:

1. Родители воспитывают ребёнка, прививая ему те или иные формы поло-ролевого поведения прямыми словесными методами («Мальчики себя так не ведут!», «Папа так никогда не делает!», «Поплачь! Ты же девочка!»).

2. Родители демонстрируют собственным поведением примеры и нормы взаимоотношений между собой (что оставляет гораздо больший след в сознании ребёнка в силу его инстинкта к подражанию). Известнейший факт: мама может долго приучать ребёнка чистить зубы, но он не будет делать этого, пока сама родительница не станет регулярно демонстрировать желательный образец поведения. Также родители в процессе воспитания пользуются приёмами и методами, последствия которых не осознаются.

Семья представляет собой своеобразный слепок общества, только уменьшенный по своим размерам. Семья – это ячейка государства и она осуществляет ряд важных функций.

В юридическом смысле,

Семья - представляет собой группу лиц, связанных между собой взаимными правами и обязанностями, которые возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Функции семьи:

1. Репродуктивная: рождение детей.

2. Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.

3. Защитная: забота о здоровье, содержание и защита семьи.

4. Экономическая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.

5. Образовательная: обучение детей.

6. Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.

7. Эмоциональная: удовлетворение потребностей в уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.

8. Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.

9. Социальная: передача детям социального опыта.

10. Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

Типы семьи.

1. В зависимости от форм брака:

- моногамная семья - состоящая из двух партнёров

- полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров (например, полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами и полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. (народов Тибета, Гавайских островов).

2. В зависимости от пола супругов:

- однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей.

- разнополая семья

3. В зависимости от количества детей:

Бездетная семья; однодетная семья; малодетная семья; среднедетная семья; многодетная семья.

4. В зависимости от состава:

- простая семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.

- сложная семья - большая семья из нескольких поколений..

5. В зависимости от места человека в семье:

- родительская - это семья, в которой человек рождается

- репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

6. В зависимости от проживания семьи:

- матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

- патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

- неолокальная - семья проживающая отдельно от родителей

3. Порядок и условия заключения брака.

Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

2. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

3. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

4. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

5. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Условия заключения брака

1. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак,

2. Достижение ими брачного возраста.

3. Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

1. Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2. Близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

3. Усыновителями и усыновленными;

4. Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.