В чаплина хитрые вороны. Конспект урока по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны. Просмотр содержимого документа «В. Чаплина. « Хитрые вороны»»

Карагандинская область город Балхаш

КГУ «Общеобразовательная школа-интернат общего типа города Балхаш»

Урок: Литературное чтение

Тема: В.Чаплина. Хитрые вороны.

Дата: 4.02.2016г.

Класс:

Учитель: Мирошниченко Н.С.

Цель: Познакомить учащихся с новым автором и его произведением.

Задачи:

Образовательная : Познакомить учащихся с новым материалом, настроить детей на восприятия текста, донести до детей содержание текста и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

Развивающая: Развитие общеучебных навыков – работа с книгой; развитие методических навыков – анализ произведения, правильного, сознательного чтения, выразительного чтения, устной речи; психических процессов – воображения, памяти, мышления, речи, внимания.

Воспитательная: Воспитать положительные стороны характера, любознательность, внимательное отношение к окружающим, культуру речи, бережное отношение и любовь к книге и устному слову.

Оборудование: Название темы, портрет писателя, картинки с зимующими птицами, мешочки с орехами, карточки со словарной работой, с заданиями по группам, тест с д/з.

ХОД УРОКА

  1. Проверка Д/З:

Ответить на вопросы теста по рассказу Турманжанова "Журавль - танцор". (2мин)

Имя____________________

Тест «Журавль-танцор»

  1. Кого подражал Умиртай?

Б) бабушку

В) дедушку

  1. Какой танец поставил Умиртай?

А) танец маленьких лебедей

Б) танец маленьких гусей

В) танец маленьких утят

  1. Чем занимался Айтжан-агай?

А) рыбалкой

Б) спортом

В) охотой

  1. Что было сломано у журавлёнка?
  1. Сколько времени обучал Умиртай

журавля танцам?

А) один месяц

Б) два месяца

В) три месяца

2 Актуализация знаний:

1.Задание: собрать пазлы
(у каждой группы пазлы с изображением птиц)
Название птиц ребята вывешивают на доске.
-Что объединяет всех этих птиц? (зимующие)

Почему они являются зимующими?

Как люди могут помочь птицам пережить зиму?
Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?
Ответы детей.

Мозговой штурм
На столе в мешочках лежат грецкие орехи.
- Угадайте, что в мешочке?
2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.
Ответы детей.
3.Изучение новой темы.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ответы детей.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной «Хитрые вороны», и узнаем, какой же способ выбрали вороны.

  1. ФОТО с Верой Чаплиной. Вера Васильевна Чаплина. Детский писатель, которая писала рассказы о животных.

Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.

1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 108 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

2гр. Даже находясь в детском доме, писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных "ПИТОМЦЫ ЗООПАРКА".

Учитель: Более 30 лет проработала Вера Чаплина в Московском зоопарке, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья».


  1. Знакомство с текстом произведения:
    После прослушивания рассказа ответьте на вопрос:

1.Почему рассказ называется «Хитрые вороны»?

2.В чем заключалась их хитрость?

Словарная работа: у учащихся на листах записаны словарные слова

Первичное чтение: чтение текста учителем.

Со значением словарных слов познакомимся походу рассказа.

ИТОГ : Ответим на поставленный перед чтением вопрос

Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?

В чем заключалась их хитрость?

К какому жанру относится это произведение? Почему?

РАССКАЗ - небольшое повествование, в котором описано 1 или несколько событий с малым количеством героев.

Кто главные герои? (ребята, вороны)

Кому писательница посвящает свой рассказ?

(друзьям из далекого детства, воронам)

  1. Чтение текста по абзацам, анализ .

а) 1 абзац самостоятельное чтение

Где происходили действия?

ОПИШИТЕ: - Каким видела его писательница в детстве?

Как выглядит он сейчас?

б) 2 и 3 абзац чтение цепочкой.

Какое место было особенно дорого для ребятишек?

Почему оно привлекало к себе детей?

(прекрасное место для игр)

в) 4 абзац чтение в парах с исправлением ошибок.

Почему осенью стало еще интересней на пустыре?

(созрели орехи)

Какое любимое занятие появилось у ребятишек?

(залезть на дерево, сорвать или сбить палкой орех, полакомиться)

г) 5 абзац чтение цепочкой

РАБОТА В ГРУППАХ

1 гр. Из предложенных слов выбрать те, которые помогают понять, сколько сил и умения приходилось применять, чтобы сбить орехи.

ловкость, сноровка, хвастовство, точность, слабость,

хорошее зрение, трусость.

2 гр. Почему ребята просто не могли залезть на дерево и нарвать орехов? (подтвердите ответы словами из текста)

(хрупкие сучья)

3 гр. Какую картину можно нарисовать к этому отрывку?

д) 6 абзац чтение подготовленными учениками (Семке В)

Кто кроме детей любит лакомиться орехами?

Неизвестно откуда появлялись

Не серые, а совсем черные

Прилетали большими стаями

С громкими криками рассаживались

НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ которыми писательница рассказывает о действиях ворон:

появлялись

прилетали начинали рвать

рассаживались бросали

Кто может пересказать данный отрывок, используя глаголы?

е) 7 абзац самостоятельное чтение

Как вороны раскалывали орехи?

Из-за чего происходили драки?

Кто побеждал в этих драках?

ж) 8 абзац чтение цепочкой

Зачем вороны прятали орехи в ямки? Как?

Зачем рыли несколько ямок?

Как проделывали эту операцию?

Находили ли вороны свои спрятанные орехи?

Что им в этом помогало? ОЗАГЛАВИМ ЧАСТЬ.

О чем рассказывается в этой части?

Как можно озаглавить эту часть?

5.Физминутка.

6.РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ 2 ЧАСТИ (жужжащее чтение)

Работа в группах

1гр. - Как проходила охота за вороньими запасами?

(выберите глаголы из текста, которые помогают это представить)

вывод: -Долго ли ребята лакомились за счет ворон?

2гр . - Как вели себя вороны, когда обнаруживали охотников?

3гр. - Кому принадлежат эти качества? - Кого они характеризуют?

ТЕРПЕЛИВЫЕ, ВНИМАТЕЛЬНЫЕ, ДРУЖНЫЕ,
ШУМНЫЕ, БЫСТРЫЕ, ХИТРЫЕ, ЛОВКИЕ
- Можно ли их применить и к тем и к другим?

Какой представляете себе ворону? ОПИШИТЕ

  1. Работа в тетрадях:

Напишите отзыв: «Чем вам понравился данный рассказ?».

Итог : - Что В.Чаплина хотела сказать нам о воронах? (Вороны очень умные птицы)

Понравился рассказ или нет? Чем?

  1. Д/З:

1.Выразительное чтение стр. 5, составить план пересказа.

2.Ответить на вопросы к тексту.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Конспект по литературе

на тему: « Вера Чаплина «Хитрые вороны» »

для 3 класса

Семей 2014г.

Тема : Вера Чаплина «Хитрые вороны»

Цели:

Образовательная : познакомить учащихся с новым материалом, настроить детей на восприятия текста, донести до детей содержание текста и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

Развивающая : развитие общеучебных навыков – работа с книгой; развитие методических навыков – анализ произведения, правильного, сознательного чтения, выразительного чтения, устной речи; психических процессов – воображения, памяти, мышления, речи, внимания.

Воспитательная: воспитать положительные стороны характера, любознательность, внимательное отношение к окружающим, культуру речи, бережное отношение и любовь к книге и устному слову.

Оборудование: название темы, портрет писателя.

План урока:

    Организационный момент.

    Приветствие, знакомство.

    Проверка к готовности к уроку.

    Проверка домашнего задания.

    Опрос домашнего задания.

    Основная часть:

    Подготовка текста к восприятию

    Первичный синтез

    Воспроизводящая беседа

    Повторный синтез

    Идейно-художественный анализ.

    Заключительная часть:

    Итоги урока

    Домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Здороваюсь с детьми.

    Проверяю готовность к уроку.

    Проверка домашнего задания.

    Опрашиваю домашнее задание.

    Основная часть:

    Ребята, кто знает, что такое рассказ и чем он отличается от сказки? (ответы детей). Сегодня мы прочитаем рассказ В.Чаплиной «Хитрые вороны».

    Читаю сама. (словарная работа в ходе чтения).

Дувалы – так в Ташкенте называли глиняные заборы.

Пустырь – незастроенное, запущенное место близ жилья или на месте бывшего жилья.

Гряды – полоса вскопанной земли в огороде, цветнике, на плантации.

Арык – в Средней Азии; оросительный канал, канава.

    Почему рассказ так называется «Хитрые вороны»?

Понравился ли вам рассказ?

    Читают дети.

    Повторный синтез.

    Как вы думаете, название рассказа соответствует самому тексту?

Найдите в тексте описание города, где жили дети.

Где играли дети? Какими были их игры?

Найти в тексте, то место, к которому можно отнести эту картинку.

Как вы думаете, как дети относились к воронам?

К какому месту из рассказа соответствует эта картинка? (зачитать из текста).

Что показалось вам необычным в поведении ворон?

Что вороны делали с орехами, наевшись досыта?

Зачем они прятали эти орехи?

Кто был постоянным спутником детских игр и помогал находить орехи ворон? Найдите это в тексте.

Вы считаете, что вороны были хитрыми или умными? Чего у них больше хитрости или ума? Почему?

Вспомните, приходилось ли вам наблюдать подобные истории в жизни птиц и животных. Какие рассказы об умных птицах, их повадках и поведении вы знаете?

(использование пословиц) – Ребята как вы понимаете эти пословицы? А к какой части текста можно отнести их. Найдите и прочитайте эти места.

Вторичный синтез:

Самостоятельное чтение (с опережающим заданием)

Прочитайте и озаглавьте каждую часть.

    Заключительная часть:

    Итоги урока.

    Домашнее задание.

Тема урока: В. Чаплина. « Хитрые вороны»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с биографической справкой. В. Чаплиной и её произведением, « Хитрые вороны». Продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знания литературоведческих понятий.

2.Развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.

3.Воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально- коллективные, коллективные в группах

(урок практикум)

Оборудование: учебник, портрет.В.. Чаплиной, иллюстрации к тексту, слайды.

Ход урока.

І.Организационный момент

1.Психологический настрой

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов!

Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2.Деление на 2группы по цвету стикеров.

3. Проверка готовности класса к уроку

ІІ. Проверка домашнего задания.

Вопросы каждой группе.

ІІІ. Актуализация знаний.

Ребята вспомним литературоведческие понятия.

1.Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персанажей и предметов.

2.Такое изображение, когда предметы, явление природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.

3.Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

5.Словестное обозначение книги или текста.

6.Описание свей жизни.

Ответы: (слайд)

В олшебная сказка

О лицеворение

Р ассказ

О сновная мысль

Н азвание

А втобиография

Прочитайте слова, которое получилось из первых букв слов по вертикали.

2. Чтение сообщение о воронах. (слайд)

І V . Работа над новым материалом

1.Сообщение темы урока

Познакомимся с новым произведением автора В. Чаплиной « Хитрые вороны» Узнаем о чём рассказ, чему учит.

3.Прослушивание чтение произведение. (по электронному учебнику)

Приготовьтесь слушать произведение внимательно, там встретятся не знакомые слова.

4.Словарная работа.

Дувал-глиняный забор(слайд)

Арык- искусственно сделанный ручей для полива.

Тюбетейка- вид головного убора.

Пикировать- падать вниз.

Ташкент- столица Узбекистана, соседнего с Казахстаном государства.

5.Работа в тетрадях. (записать новые слова)

К какому жанру относится это произведение? (Рассказ)

Рассказ- небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

6. Физминутка.

V .Работа по учебнику.

1.Чтение по учебнику, учеником. 1 часть..

Чтение по цепочке. 2 часть

2.Анализ рассказа (по вопросам к каждой группе).

3. Работа в группах

Правила работы в группе.

1. Уважай свего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен- предлагай

-1-.Задание: Составить словосочетания которые служат для описания.(каждой гр. Отрывок из рассказа)

- 2-Задание: 1 группа. Составить пятистишие про ворону.

2 группа. Составить кластер. Дать характеристику вороне.

4.Выполнение творческих заданий группами. (карточки)

V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»

1 звезда: что лично мне понравилось.

2 звезда: какие затруднения возникли.

Пожелание: О чём хочу знать. Какие впечатления оставил урок?

Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.

V ІІ.Итоги урока

Лестница успеха.

Наклейте стикер: Всё понятно, хочу знать больше- третья ступенька

Всё понятно, работал хорошо- вторая ступенька

Трудно, непонятно- первая ступенька.

Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали. Оценки за урок.

V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.

Литературное чтение 3 класс Тема: Хитрые вороны. Вера Чаплина

ТЦУ : создание условий для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся ;

Задачи:

образовательные :

развивать наблюдательность, познавательную активность, образное мышление;

совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;

обогатить словарь детей;

развивать устную и письменную речь;

учить правильно и последовательно излагать свои мысли;

обобщать и делать выводы;

прививать навыки грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

развивать творческое воображение;

способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;

прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу.

воспитательные :

способствовать формированию нравственных качеств , воспитывать потребность в чтении книг

ход урока.

1.Организационный момент

Приветствие гостей

Подготовка к уроку

Эпиграф:

Книга-учитель.
Книга-наставник.
Книга надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и стариться,
Если ты выпустишь книгу из рук...

2.Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению темы

1.Задание: собрать пазлы

(у каждой группы пазлы с изображением птиц)

Название птиц ребята вывешивает на доске.

Проверка: на интерактивной доске открываются правильные ответы. Сравниваем ответы.

Что объединяет всех этих птиц?

(зимующие)

Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?

Ответы детей. Почему?

Презентация о вороне

Слайд № 1 – 12

Мозговой штурм

На столе в мешочках лежат грецкие орехи.

Угадайте, что в мешочке?

2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.

Ответы детей.

3.Изучение новой темы.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ответы детей.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной

«Хитрые вороны».

И узнаем, какой же способ выбрали вороны?

Работа с учебником: Библиографический словарь (стр. 246 - 258).

Будем листать весь словарь?

Как расположены слова в словарях? (по алфавиту).

Фамилия начинается на букву Ч.

Где надо искать? (В конце словаря)

Есть? (нет)

А что надо делать? Ответы детей.

2. Презентация о Вере Чаплиной.

3. Знакомство с текстом произведения

(Стр. 218)

А) чтение текста учителем стр.218-219.

Дети озаглавливают отрывки.

Б) Самостоятельное знакомство с текстом.

(у каждой группы свой абзац)

Задание: подобрать заголовок к своему абзацу.

Чтение вслух текстов.

Контрольные вопросы для каждой группы:

Кто еще лакомился орехами?
- Все орехи брали вороны?
- Как вороны использовали углубления в деревьях?
- Что делали птицы, прилетая на другой день?
(IV. Вороны лакомились орехами).

V часть.
- Что делали вороны, когда наедались?
- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
- Что решают сделать дети?
- Как назовем эту часть?
(V. Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).

VI часть.
- Что решили дети?
- Кто помогал детям?
- Что делал Тузик?
- Как озаглавим эту часть?
(VI. Охота за вороньими запасами).

VII часть.
- Как сначала реагировали вороны?
- Радовались дети?
- Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
- Как озаглавим эту часть?
(VII. Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).

Прикрепить ответы детей на доску.

Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся

Что мы составили?

Где это может пригодиться?

Понравился? Чем?

Проверка выполненной работы.

Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было

Посмотрите внимательно, что у нас получилось?

Что мы составили?

Где это может пригодиться?

4. Закрепление

Задание: внимательно посмотрите на свои заголовки. Вспомните содержание своего абзаца. Интересный рассказ?

Понравился? Чем?

Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?

Теперь мы с вами будем иллюстраторами.

Перед вами конверты. У всех групп они одинаковые и в этом трудность: вы должны подобрать рисунок к своему отрывку. А для этого надо быть внимательным и сообразительным, чтобы ваш рисунок соответствовал только вашему отрывку.

Проверка выполненной работы.

Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было дальше, я хочу предложить вам попробовать самим закончить это рассказ. А потом мы узнаем, чем закончилась эта история.
(Дети пишут небольшое эссе. Затем слушаем несколько вариантов из разных групп.)
А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.

VIII часть.
- Как можно озаглавить эту часть?
(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).

РЕЗЕРВ*

Продолжение презентации о воронах. Часть 2.

Слайды № 14-24

Подготовить краткий пересказ

Составить сиквейн о вороне


Карагандинская область город Балхаш
КГУ «Общеобразовательная школа-интернат общего типа города Балхаш»
Урок: Литературное чтение
Тема: В.Чаплина. Хитрые вороны.
Дата: 4.02.2016г.
Класс: 3Б

Учитель: Мирошниченко Н.С.

Цель: Познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с новым материалом, настроить детей на восприятия текста, донести до детей содержание текста и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.
Развивающая: Развитие общеучебных навыков – работа с книгой; развитие методических навыков – анализ произведения, правильного, сознательного чтения, выразительного чтения, устной речи; психических процессов – воображения, памяти, мышления, речи, внимания.
Воспитательная: Воспитать положительные стороны характера, любознательность, внимательное отношение к окружающим, культуру речи, бережное отношение и любовь к книге и устному слову.

Оборудование: Название темы, портрет писателя, картинки с зимующими птицами, мешочки с орехами, карточки со словарной работой, с заданиями по группам, тест с д/з.

ХОД УРОКА
1. Проверка Д/З:
- Ответить на вопросы теста по рассказу Турманжанова "Журавль - танцор". (2мин)
Имя____________________
Тест «Журавль-танцор»

1. Кого подражал Умиртай?
А) маму
Б) бабушку
В) дедушку
2. Какой танец поставил Умиртай?
А) танец маленьких лебедей
Б) танец маленьких гусей
В) танец маленьких утят
3. Чем занимался Айтжан-агай?
А) рыбалкой
Б) спортом
В) охотой
4. Что было сломано у журавлёнка?
А) крыло
Б) шея
В) хвост
5. Сколько времени обучал Умиртай
журавля танцам?
А) один месяц
Б) два месяца
В) три месяца

2 Актуализация знаний:
1.Задание: собрать пазлы
(у каждой группы пазлы с изображением птиц)
Название птиц ребята вывешивают на доске.
-Что объединяет всех этих птиц? (зимующие)
-Почему они являются зимующими?
-Как люди могут помочь птицам пережить зиму?
Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?
Ответы детей.
Мозговой штурм
На столе в мешочках лежат грецкие орехи.
- Угадайте, что в мешочке?
2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.
Ответы детей.
3.Изучение новой темы.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ответы детей.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной «Хитрые вороны», и узнаем, какой же способ выбрали вороны.
2. ФОТО с Верой Чаплиной. Вера Васильевна Чаплина. Детский писатель, которая писала рассказы о животных.
Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.
1гр. Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 108 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
2гр. Даже находясь в детском доме, писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
3гр. В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных "ПИТОМЦЫ ЗООПАРКА".

Учитель: Более 30 лет проработала Вера Чаплина в Московском зоопарке, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья».

3. Знакомство с текстом произведения:
После прослушивания рассказа ответьте на вопрос:
1.Почему рассказ называется «Хитрые вороны»?
2.В чем заключалась их хитрость?
Словарная работа: у учащихся на листах записаны словарные слова
Первичное чтение: чтение текста учителем.
-Со значением словарных слов познакомимся походу рассказа.

ИТОГ: Ответим на поставленный перед чтением вопрос
-Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?
-В чем заключалась их хитрость?
- К какому жанру относится это произведение? Почему?

РАССКАЗ - небольшое повествование, в котором описано 1 или несколько событий с малым количеством героев.
-От чьего имени ведется рассказ? (автора)
-Кто главные герои? (ребята, вороны)
-Кому писательница посвящает свой рассказ?
(друзьям из далекого детства, воронам)

4. Чтение текста по абзацам, анализ.
а) 1 абзац самостоятельное чтение
- Где происходили действия?
ОПИШИТЕ: - Каким видела его писательница в детстве?
- Как выглядит он сейчас?

б) 2 и 3 абзац чтение цепочкой.
- Какое место было особенно дорого для ребятишек?
- Почему оно привлекало к себе детей?
(прекрасное место для игр)

в) 4 абзац чтение в парах с исправлением ошибок.
- Почему осенью стало еще интересней на пустыре?
(созрели орехи)
- Какое любимое занятие появилось у ребятишек?
(залезть на дерево, сорвать или сбить палкой орех, полакомиться)

г) 5 абзац чтение цепочкой

РАБОТА В ГРУППАХ

1 гр. Из предложенных слов выбрать те, которые помогают понять, сколько сил и умения приходилось применять, чтобы сбить орехи.

ловкость, сноровка, хвастовство, точность, слабость,
хорошее зрение, трусость.

2 гр. Почему ребята просто не могли залезть на дерево и нарвать орехов? (подтвердите ответы словами из текста)
(хрупкие сучья)

3 гр. Какую картину можно нарисовать к этому отрывку?

д) 6 абзац чтение подготовленными учениками (Семке В)
- Кто кроме детей любит лакомиться орехами?
- Как описывает ворон автор?
Неизвестно откуда появлялись
Не серые, а совсем черные
Прилетали большими стаями
С громкими криками рассаживались
НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ которыми писательница рассказывает о действиях ворон:
появлялись
прилетали начинали рвать
рассаживались бросали
-Кто может пересказать данный отрывок, используя глаголы?

е) 7 абзац самостоятельное чтение
- Как вороны раскалывали орехи?
- Из-за чего происходили драки?
- Кто побеждал в этих драках?
ж) 8 абзац чтение цепочкой
- Зачем вороны прятали орехи в ямки? Как?
- Зачем рыли несколько ямок?
- Как проделывали эту операцию?
- Находили ли вороны свои спрятанные орехи?
- Что им в этом помогало? ОЗАГЛАВИМ ЧАСТЬ.
- О чем рассказывается в этой части?
- Как можно озаглавить эту часть?

5.Физминутка.

6.РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ 2 ЧАСТИ (жужжащее чтение)
Работа в группах

1гр. - Как проходила охота за вороньими запасами?
(выберите глаголы из текста, которые помогают это представить)
вывод: -Долго ли ребята лакомились за счет ворон?

2гр. - Как вели себя вороны, когда обнаруживали охотников?
- Зачитать из текста.

3гр. - Кому принадлежат эти качества? - Кого они характеризуют?

ТЕРПЕЛИВЫЕ, ВНИМАТЕЛЬНЫЕ, ДРУЖНЫЕ,
ШУМНЫЕ, БЫСТРЫЕ, ХИТРЫЕ, ЛОВКИЕ
- Можно ли их применить и к тем и к другим?
-Какой представляете себе ворону? ОПИШИТЕ

7. Работа в тетрадях:
Напишите отзыв: «Чем вам понравился данный рассказ?».

Итог: - Что В.Чаплина хотела сказать нам о воронах? (Вороны очень умные птицы)
- Понравился рассказ или нет? Чем?

8. Д/З:
1.Выразительное чтение стр. 5, составить план пересказа.
2.Ответить на вопросы к тексту.