Виды дыхательных аппаратов на сжатом воздухе. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом, их назначение и составные части. Основные узлы дасв, их назначение

В состав аппарата (рис. 3.23) входят: подвесная система 1, баллон с вентилем 2, редуктор 3, шланг с автоматом легочным 4, маска панорамная 5, капилляр с устройством сигнальным 6, адаптер 7, устройство спасательное 8.

Рис. 3.23. Общее устройство дыхательного аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- подвесная система; 2- баллон с вентилем; 3- редуктор; 4- шланг с автоматом легочным; 5- маска панорамная; 6- капилляр с устройством сигнальным; 7- адаптер; 8- устройство спасательное

Подвесная система (рис. 3.24) служит для крепления на ней систем и узлов аппарата и состоит из пластиковой спинки 1, системы ремней: плечевых 2, концевых 3, закрепленных на спинке пряжками 4, поясного 5 с быстроразъемной регулируемой пряжкой.

Ложемент 6 служит опорой для баллона. Фиксация баллона осуществляется баллонным ремнем 7 со специальной пряжкой.

Рис. 3.24. Подвесная система дыхательного аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- пластиковая спинка; 2- плечевые ремни; 3- концевые ремни;

4- пряжки; 5- поясной ремень; 6- ложемент; 7- баллонный ремень со специальной пряжкой

Баллон предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха. В зависимости от модели аппарата могут применяться стальные и металлокомпозитные баллоны.

В горловине баллона нарезана коническая резьба, по которой в баллон ввинчивается запорный вентиль. На цилиндрической части баллона нанесена надпись «ВОЗДУХ 29,4 МПа» (рис. 3.25).

Рис. 3.25. Баллон для хранения рабочего запаса сжатого воздуха

Вентиль баллона (рис. 3.26) состоит из корпуса 1, трубки 2, клапана 3 со вставкой, сухаря 4, шпинделя 5, гайки сальниковой 6, маховичка 7, пружины 8, гайки 9 и заглушки 10.

Герметичность вентиля обеспечивается шайбами 11 и 12. Шайбы 12 и 13 уменьшают трение между буртиком шпинделя, торцом маховичка и торцами гайки сальниковой при вращении маховичка.

Рис. 3.26. Вентиль баллона:

1- корпус; 2- трубка; 3- клапан со вставкой; 4- сухарь; 5- шпиндель; 6- сальниковая гайка; 7- маховичок; 8- пружина; 9- гайка; 10- заглушка; 11, 12, 13- шайбы

Герметичность вентиля в месте соединения с баллоном обеспечивается фторопластовым уплотнительным материалом (ФУМ-2).

При вращении маховичка по часовой стрелке клапан, перемещаясь по резьбе в корпусе вентиля, прижимается вставкой к седлу и перекрывает канал, по которому воздух поступает из баллона в редуктор. При вращении маховичка против часовой стрелки клапан отходит от седла и открывает канал.

Принцип работы аппарата ПТС «ПРОФИ»

Аппарат работает по открытой схеме дыхания (рис. 3.27) с выдохом в атмосферу и работает следующим образом:

Рис. 3.27. Принципиальная схема работы аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- вентиль (вентиля); 2- баллон (баллоны); 3- коллектор; 4- фильтр; 5- редуктор; 6- предохранительный клапан; 7- шланг; 8- адаптер; 9- клапан; 10- легочный автомат; 11- маска; 12- стекло; 13- клапаны вдоха; 14- клапан выдоха; 15- клапанная коробка; 16- капиллярная трубка высокого давления; 17- манометр; 18- шланг; 19- свисток; 20- сигнальное устройство; А- полость высокого давления; Б- полость редуцированного давления; В- полость маски; Г- полость для дыхания; Д- полость легочного автомата

при открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе.

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 10 или в адаптер 8 (при его наличии) и далее по шлангу 7 в легочный автомат 10. Через клапан 9 подсоединяется спасательное устройство 21.

Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В маски 11. Воздух, обдувая стекло 12, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 13 воздух поступает в полость Г для дыхания.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха 14, расположенный в клапанной коробке 15. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 16 в манометр 17, а из полости низкого давления Б по шлангу 18 к свистку 19 сигнального устройства 20. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

Назначение, устройство и принцип действия редуктора аппарата ПТС «ПРОФИ»

Редуктор (рис.3.28)предназначен для преобразования высокого (первичного) давления воздуха в баллоне в диапазоне 29,4-1,0 МПа допостоянного низкого (вторичного) давления в диапазоне 0,7-0,85 МПа. Поршневой редуктор обратного о действия с уравновешенным редукционным клапаном позволяет стабилизировать вторичное давление при изменяющемся в большом диапазоне первичном давлении.

Рис. 3.28. Схема редуктора аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- корпус; 2- проушина; 3- вставка; 4, 5- уплотнительные кольца; 6- корпус; 7- седло; 8- редукционный клапан; 9- гайка; 10- шайба; 11- поршень; 12- резиновое уплотнительное кольцо; 13, 14- пружины; 15- регулировочная гайка; 16- стопорный винт; 17- облицовка корпуса; 18- штуцер; 19- уплотнительное кольцо; 20- винт для присоединения капилляра; 21- штуцер для подсоединения адаптера или шланга; 22- штуцер; 23- муфта; 24- фильтр; 25- винт; 26, 27- уплотнительные кольца

Редуктор состоит из корпуса 1 с проушиной 2 для крепления редуктора к спинке, вставки 3 с кольцами уплотнительными 4 и 5, корпуса б с седлом 7, редукционного клапана 8, на котором с помощью гайки 9 и шайбы 10 закреплен поршень 11 с резиновым уплотнительным кольцом 12, пружин 13 и 14, регулировочной гайки 15 и стопорным винтом 16.

На корпус редуктора для предупреждения загрязнения надета облицовка 17. В корпусе редуктора имеется штуцер 18 с кольцом уплотнительным 19 и винтом 20 для подсоединения капилляра, и штуцер 21 для подсоединения адаптера или шланга.

В корпус редуктора вкручен штуцер 22 с муфтой 23 для подсоединения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 24, зафиксированный винтом 25. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспечивается уплотнительным кольцом 26. Герметичность соединения вентиля с редуктором обеспечивается уплотнительным кольцом 27.

В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан , (рис. 3.29.) который состоит из седла клапана 28, клапана 29, пружины 30, направляющей 31 и контргайки 32. Седло клапана вкручено в поршень редуктора. Герметичность соединения обеспечивается кольцом уплотнительным 33.

При отсутствии давления в редукторе поршень под действием пружин находится в крайнем положении, при этом редукционный клапан открыт.

При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает в камеру редуктора и создает под поршнем давление, величина которого зависит от степени сжатия пружин. При этом поршень вместе с редукционным клапаном перемещается, сжимая пружины до тех пор, пока не установится равновесие между давлением воздуха на поршень и усилием сжатия пружин, и не перекроется зазор между седлом и редукционным клапаном.

При вдохе давление под поршнем уменьшается, поршень с редукционным клапаном под действием пружин перемещается, создавая зазор между седлом и клапаном, обеспечивая поступление воздуха под поршень и далее в легочный автомат. Вращением гайки 15 производится регулировка величины редуцированного давления. При нормальной работе редуктора предохранительный клапан 29 усилием пружины 30 прижат к седлу клапана 28.

Рис. 3.29. Предохранительный клапан редуктора:

28- седло клапана; 29- клапан; 30- пружина; 31- направляющая; 32- контргайка; 33- уплотнительное кольцо

При повышении редуцированного давления выше установленного клапан, преодолевая сопротивление пружины, отходит от седла, и воздух из полости редуктора выходит в атмосферу. Вращением направляющей 31 регулируется давление срабатывания предохранительного клапана.

Лицевая часть ПТС «Обзор»

Лицевая частьпредназначена для защиты органов дыхания и зрения от воздействия токсичной и задымленной окружающей среды и соединения дыхательных путей человека с легочным автоматом (рис. 3.30).

Рис. 3.30. Лицевая часть «Обзор»:

1- корпус; 2- стекло; 3- полуобойм; 4- винты; 5- гайки; 6- переговорное устройство; 7- хомут; 8- клапанная коробка с гнездом под штекерное соединение с легочным автоматом; 9- хомут; 10- винт; 11- пружина; 12- кнопка; 13- клапан выдоха; 14- диск жесткости; 15- пружина избыточного давления; 16- крышка; 17- винты; 18- оголовье; 19- лямка лобная; 20- две височные лямки; 21- две затылочные лямки; 22, 23- пряжки; 24- подмасочник; 25- клапаны вдоха; 26- скоба; 27- гайка; 28- шайба; 29- шейный ремень

Лицевая часть ПТС «Обзор» состоит из корпуса 1 со стеклом 2, закрепленном с помощью полуобойм 3 винтами 4 с гайками 5, переговорного устройства 6, закрепленного хомутом 7 и клапанной коробки 8, с гнездом под штекерное соединение с легочным автоматом.

Клапанная коробка крепится к корпусу с помощью хомута 9 с винтом 10. Фиксацию легочного автомата в клапанной коробке обеспечивается пружиной 11. Отсоединение легочного автомата от клапанной коробки осуществляется нажатием на кнопку 12. В клапанной коробке установлены клапан выдоха 13 с диском жесткости 14, пружиной избыточного давления 15. Клапанная коробка закрыта крышкой 16, закрепленной на клапанной коробке винтами 17.

На голове лицевая часть крепится с помощью оголовья 18, состоящего из объединенных между собой лямок: лобной 19, двух височных 20 и двух затылочных 21, соединенных с корпусом пряжками 22 и 23.

Подмасочник 24 с клапанами вдоха 25, крепится к корпусу лицевой части с помощью корпуса переговорного устройства и скобы 26, а к клапанной коробке - гайкой 27 с шайбой 28.

Оголовье служит для фиксации лицевой части на голове пользователя. Пряжки 22, 23 позволяют осуществлять быструю подгонку лицевой части непосредственно на голове.

Для ношения лицевой части на шее пользователя в ожидании применения к нижним пряжкам лицевой части прикреплен шейный ремень 29.

При вдохе воздух из подмембранной полости легочного автомата поступает в подмасочную полость и через клапаны вдоха в подмасочник. При этом происходит обдув панорамного стекла лицевой части, что исключает его запотевание.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло лицевой части. Выдыхаемый воздух из подмасочного пространства выходит в атмосферу через клапан выдоха.

Пружина поджимает клапан выдоха к седлу с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве лицевой части заданное избыточное давление.

Переговорное устройство обеспечивает передачу речи пользователя при надетой на лицо лицевой части и состоит из корпуса 29, прижимного кольца 30, мембраны 31 и гайки 32.

Лицевая часть «Panorama Nova Standard» № R54450 безразмерная, универсальная. Лицевая часть ПТС«Обзор» подбирается в зависимости от антропометрического размера головы человека.

Подбор лицевой части ПТС «Обзор» требуемого роста корпуса следует производить в зависимости от значения горизонтального (шапочного) обхвата головы, указанного в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Значения горизонтального (шапочного) обхвата головы

Подбор лицевой части ПТС «Обзор» по размеру подмасочника должен производиться в зависимости от значения морфологической высоты лица (расстояния от нижней части подбородка до точки переносья), указанного в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Значения морфологической высоты лица

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ СО СЖАТЫМ КИСЛОРОДОМ (ДАСК)

Общее устройство и принцип действия ДАСК

Дыхательный аппарат со сжатым кислородом (ДАСК) - регенеративный аппарат, в котором газовая дыхательная смесь создается за счет регенерации выдыхаемой газовой смеси путем поглощения химическим веществом из нее диоксида углерода и добавления кислорода из имеющегося в аппарате малолитражного баллона, после чего регенерированная газовая дыхательная смесь поступает на вдох.

ДАСК должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок: от относительного покоя (легочная вентиляция 12,5 дм 3 /мин) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 85-100 дм 3 /мин) при температуре окружающей среды от -40 до +60 °С, а также оставаться работоспособным после пребывания в среде с температурой 200 ± 20 °С в течение 60 ± 5 с.

Рис. 2.1.

Номинальное время защитного действия (далее - ВЗД) - период, в течение которого сохраняется защитная способность аппарата при испытании на стенде-имитаторе внешнего дыхания человека в режиме выполнения работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 дм 3 /мин) и температуре окружающей среды (25 ± 2) °С. В режиме выполнения работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 дм 3 /мин) при температуре окружающей среды (25± 1) °С ВЗД ДАСК для пожарных должно составлять не менее 4 ч.

Фактическое время защитного действия - период, в течение которого сохраняется защитная способность аппарата при испытании на стенде-имитаторе внешнего дыхания человека в режиме: от работы средней тяжести до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 85 дм 3 /мин) при температуре окружающей среды от -40 °С до +60 °С.

Современный ДАСК (рис. 2.2) состоит из воздуховодной и кислородоподающей систем. Воздуховодная система включает в себя лицевую часть 7, влагосборник 2, дыхательные шланги 3 и 4, дыхательные клапаны 5 и 6, регенеративный патрон 7, холодильник 8, дыхательный мешок 9 и избыточный клапан 10. В кислородоподающую систему входят контрольный прибор (манометр) 77, показывающий запас кислорода в аппарате, устройства для дополнительной (байпас) 12 и основной подачи кислорода 13, запорное устройство 14 и емкость для хранения кислорода 15.

со сжатым кислородом

Лицевая часть, в качестве которой используется маска, служит для присоединения воздуховодной системы аппарата к органам дыхания человека. Воздуховодная система совместно с легкими составляет единую замкнутую систему, изолированную от окружающей среды. В этой замкнутой системе при дыхании определенный объем воздуха совершает переменное по направлению движение между легкими и дыхательным мешком. Благодаря клапанам указанное движение происходит в замкнутом циркуляционном контуре: выдыхаемый воздух проходит в дыхательный мешок по ветви выдоха (лицевая часть 7, шланг выдоха 3, клапан выдоха 5, регенеративный патрон 7), а вдыхаемый воздух возвращается в легкие по ветви вдоха (холодильник 8, клапан вдоха 6, шланг вдоха 4, лицевая часть 7). Такая схема движения воздуха получила название круговой.

В воздуховодной системе происходит регенерация выдыхаемого воздуха, т.е. восстановление газового состава, который имел вдыхаемый воздух до поступления в легкие. Процесс регенерации состоит из двух фаз: очистки выдыхаемого воздуха от избытка углекислого газа и добавления к нему кислорода.

Первая фаза регенерации воздуха происходит в регенеративном патроне. В результате реакции хемосорбции выдыхаемый воздух очищается в регенеративном патроне от избытка углекислого газа сорбентом. В ДАСК применяются два вида хемосорбентов углекислого газа из выдыхаемого воздуха: известковый на основе гидроксида кальция Са(ОН) 2 и щелочной на основе гидроксида натрия №ОН. В нашей стране применяется химический поглотитель известковый ХП-И. Реакция поглощения углекислого газа экзотермическая, поэтому из патрона в дыхательный мешок поступает нагретый воздух. В зависимости от вида сорбента проходящий по регенеративному патрону воздух либо осушается, либо увлажняется. В последнем случае при дальнейшем его движении в элементах воздуховодной системы выпадает конденсат.

Вторая фаза регенерации воздуха происходит в дыхательном мешке, куда из кислородоподающей системы поступает кислород в объеме, несколько большем, чем потребляет его человек, и определяемом способом кислородопитания ДАСКа данного типа.

В воздуховодной системе ДАСКа происходит также кондиционирование регенерированного воздуха, которое заключается в приведении его температурно-влажностных параметров к уровню, пригодному для вдыхания воздуха человеком. Обычно кондиционирование воздуха сводится к его охлаждению.

Дыхательный мешок выполняет ряд функций и представляет собой эластичную емкость для приема выдыхаемого из легких воздуха, поступающего затем на вдох. Он изготавливается из резины или газонепроницаемой прорезиненной ткани. Для того чтобы обеспечить глубокое дыхание при тяжелой физической нагрузке и отдельные глубокие выдохи, мешок имеет полезную вместимость не менее 4,5 л. В дыхательном мешке к выходящему из регенеративного патрона воздуху добавляется кислород. Дыхательный мешок является также сборником конденсата (при его наличии); в нем задерживается пыль сорбента, которая в небольшом количестве может проникать из регенеративного патрона; происходит первичное охлаждение горячего воздуха, поступающего из патрона, за счет теплоотдачи через стенки мешка в окружающую среду. Дыхательный мешок управляет работой избыточного клапана и легочного автомата. Это управление может быть прямым и косвенным. При прямом управлении стенка дыхательного мешка непосредственно или через механическую передачу воздействует на избыточный клапан или клапан легочного автомата. При косвенном управлении указанные клапаны открываются от воздействия на их собственные воспринимающие элементы (например, мембраны) давления или разрежения, создающихся вдыхательном мешке при его заполнении или опорожнении.

Избыточный клапан служит для удаления из воздуховодной системы избытка газовоздушной смеси и действует в конце выдохов. В случае если работа избыточного клапана управляется косвенным способом, возникает опасность потери части газовоздушной смеси из дыхательного аппарата через клапан в результате случайного нажатия на стенку дыхательного мешка. Для предотвращения этого мешок размещают в жестком корпусе.

Холодильник служит для снижения температуры вдыхаемого воздуха. Известны воздушные холодильники, действие которых основано на отдаче тепла через их стенки в окружающую среду. Более эффективны холодильники с хладагентом, действие которых основано на использовании скрытой теплоты фазового превращения. В качестве плавящегося хладагента используют водяной лед, фосфорнокислый натрий и другие вещества, в качестве испаряющегося в атмосферу - аммиак, фреон и др. Используется также углекислотный (сухой) лед, превращающийся сразу из твердого состояния в газообразное. Существуют холодильники, снаряжаемые хладагентом только при работе в условиях повышенных температур окружающей среды.

Принципиальная схема, представленная на рис. 2.2, является обобщающей для всех групп и разновидностей современных ДАСК.

В различных моделях ДАСК применяются три схемы циркуляции воздуха в воздуховодной системе: круговая (см. рис. 2.2), маятниковая и полумаятниковая.

Главное достоинство круговой схемы - минимальный объем вредного пространства, в который входит, помимо объема лицевой части, лишь небольшой объем воздуховодов в месте соединения ветвей вдоха и выдоха.

Маятниковая схема отличается от круговой тем, что в ней ветви вдоха и выдоха объединены, и воздух по одному и тому же каналу движется попеременно (как маятник) из легких в дыхательный мешок, а затем в обратном направлении. Применительно к круговой схеме (см. рис. 2.2) это означает, что в ней отсутствуют дыхательные клапаны 5 и 6, шланг 4 и холодильник 8 (в некоторых аппаратах холодильник помещают между регенеративным патроном и лицевой частью). Маятниковую схему циркуляции применяют преимущественно в аппаратах с небольшим временем защитного действия (в самоспасателях) с целью упрощения конструкции аппарата. Второй причиной использования такой схемы является улучшение сорбции углекислого газа в регенеративном патроне и использование для этого дополнительного поглощения его при вторичном прохождении воздуха через патрон.

Маятниковая схема циркуляции воздуха отличается увеличенным объемом вредного пространства, в которое, помимо лицевой части, входят дыхательный шланг, верхняя воздушная полость регенеративного патрона (над сорбентом), а также воздушное пространство между отработавшими зернами сорбента в его верхнем (лобовом) слое. С возрастанием высоты отработанного слоя сорбента объем указанной части вредного пространства увеличивается. Поэтому для ДАСК с маятниковой циркуляцией характерно повышенное содержание углекислого газа во вдыхаемом воздухе по сравнению с круговой схемой. С целью уменьшения объема вредного пространства до минимума сокращают длину дыхательного шланга, что возможно лишь для апа-ратов, расположенных в рабочем положении на груди человека.

Полумаятниковая схема отличается от круговой отсутствием клапана выдоха 5 (см. рис. 2.2). При выдохе воздух движется через шланг выдоха 3 и регенеративный патрон 7 в дыхательный мешок 9 так же, как и в круговой схеме. При вдохе основная часть воздуха поступает в лицевую часть 1 через холодильник 8, клапан вдоха 6 и шланг вдоха 4, а некоторый его объем проходит через регенеративный патрон 7 и шланг 3 в обратном направлении. Поскольку сопротивление ветви выдоха, содержащей регенеративный патрон с сорбентом, больше, чем ветви вдоха, по ней в обратном направлении проходит меньший объем воздуха, чем по ветви вдоха.

Известны ДАСКи с круговой схемой циркуляции воздуха, в которых, кроме основного дыхательного мешка 9 (см. рис. 2.2), имеется дополнительный мешок, расположенный между клапаном выдоха 5 и регенеративным патроном 7. Этот мешок служит для уменьшения сопротивления выдоху за счет «сглаживания» пикового значения объемного расхода воздуха.

В начале прошлого столетия были широко распространены аппараты с принудительной циркуляцией воздуха через регенеративный патрон. Они имели два дыхательных мешка и инжектор, питавшийся сжатым кислородом из баллона и просасывавший воздух через регенеративный патрон из первого мешка во второй. Такое техническое решение было вызвано тем, что в то время регенеративные патроны имели высокое сопротивление потоку воздуха. Принудительная же циркуляция позволяла существенно снизить сопротивление выдоху. В дальнейшем инжекторные аппараты не получили распространения из-за сложности конструкции, создания в воздуховодной системе зоны разрежения, способствующей засасыванию в аппарат наружного воздуха. Решающим доводом в отказе от использования инжекторных аппаратов явилось создание более совершенных регенеративных патронов с низким сопротивлением. В период применения инжекторных аппаратов и после отказа от них все другие аппараты называли устаревшим термином «легочно-силовые дыхательные аппараты».

Холодильник является обязательным элементом ДАСКа. Многие устаревшие модели не имеют его, а охлаждение нагретого в регенеративном патроне воздуха происходит в дыхательном мешке и шланге вдоха. Известны воздушные (или иные) холодильники, расположенные после регенеративного патрона, в дыхательном мешке, или составляющие с ним единое конструктивное целое. К последней модификации относится и так называемый «железный мешок», или «мешок наизнанку», представляющий собой герметичный металлический резервуар, являющийся корпусом ДАСКа, внутри которого находится эластичный (резиновый) мешок с горловиной, сообщающийся с атмосферой. Эластичной емкостью, в которую поступает воздух из регенеративного патрона, в этом случае является пространство между стенками резервуара и внутреннего мешка. Такое техническое решение отличается большой площадью поверхности резервуара, служащего воздушным холодильником, и значительной эффективностью охлаждения. Известен также комбинированный дыхательный мешок, одна из стенок которого одновременно является крышкой ранца аппарата и воздушным холодильником. Дыхательные мешки, объединенные с воздушными холодильниками, из-за сложности конструкции, не компенсируемой достаточным охлаждающим эффектом, в настоящее время распространения не имеют.

Избыточный клапан может быть установлен в любом месте воздуховодной системы за исключением зоны, в которую непосредственно поступает кислород. Однако управление открыванием клапана (прямое или косвенное) должно осуществляться дыхательным мешком. В случае, если поступление кислорода в воздуховодную систему значительно превышает его потребление человеком, через избыточный клапан в атмосферу выходит большой объем газа. Поэтому целесообразно устанавливать указанный клапан до регенеративного патрона, чтобы уменьшить нагрузку на патрон по углекислому газу. Место установки избыточного и дыхательных клапанов в конкретной модели аппарата выбирается из конструктивных соображений. Имеются ДАСКи, в которых в отличие от схемы, приведенной на рис. 2.2, дыхательные клапаны установлены в верхней части шлангов у соединительной коробки. В этом случае несколько увеличивается масса элементов аппарата, приходящаяся на лицо человека.

Варианты и модификации принципиальной схемы кислородоподающей системы дыхательных аппаратов со сжатым кислородом предопределяются в первую очередь способом резервирования кислорода, реализованным в данном аппарате.

В линейке особое место занимает аппарат AirGo. Этот передовой дыхательный воздушный аппарат является средством индивидуальной защиты органов дыхания изолирующего типа, работающий независимо от окружающей атмосферы. Используется принцип модульной конструкции, что позволяет создавать и заказывать прибор в соответствии с предъявляемыми к нему конкретными требованиями. Разработана бюджетная версия: AirGoFix.

Описание и технические характеристики (ТТХ) аппаратов AirGo

Воздух для дыхания подается человеку из (или нескольких, обычно не более двух баллонов) сжатого воздуха через редуктор давления управляемым дыханием легочный автомат и полнолицевую маску. Выдыхаемый воздух отводится через выпускной клапан маски в окружающую атмосферу. Является исключительно средством защиты органов дыхания от газов. Аппарат нельзя применять для подводного плавания.

Рис.1 Дыхательный аппарат на сжатом воздухе AirGo (на рисунке: модель AirGo pro):

Масса/вес (ок.) AirGo pro - 3,6 кг AirGo Compact - 2,74 кг

Габаритные размеры Длина 580 мм Ширина 300 Высота 170 мм

Ложемент - конструктивно является плитой из пластика с антистатическими свойсвами специально выверенной по форме тела человека конструкции, с рукоятками для переноски аппарата. Внизу ложемента расположен редукционный клапан. Внизу ложемента расположен редукционный клапан. В верхней части расположены фигурные направляющие для баллонов и крепежный ремень. Ремни на аппарате, (плечевые и поясной) регулируются по длине по желанию пользователя. На опору баллонов, возможно установить один либо два баллона со сжатым воздухом. Крепежный ремень имеет регулируемую длину. После установки баллонов ремень затягивается и фиксируется хомутом баллона.

Так как, аппарат имеет модульный принцип, Вы имеет возможность выбора конкретных узлов аппарата по своему требованию:

1. Доступные модификации аппаратов:

1.1 варианты ремней

Com - компактные базовые ремни с элементами из полиэфира

pro - ремни с набивкой

mix - поясной ремень как в модификации compact - и плечевые ремни как в модификации pro

MaX - ремни высшего качества

eXX - учебно-боевые ремни для экстремальных (eXXtreme) тренировок.

1.2. варианты ложемента:

В -амортизатор

LG / LS Крепежные ремни баллона (длинные или короткие)

SW - специальная поворотная поясная пластина (входит в обычное исполнение для ремней серии MaX и eXX, модификации для pro)

1.3. пневматическая система :

1.3.1 Редуктор давления: SingleLine- для использования в пневмосистемах единого шланга либо classic - для использования в обычных пневматических системах

1.3.2 Система единого шланга SingleLine

SL - "рукав-в-рукаве", с комбинированным манометром

Q - с дополнительным штуцером quick-fill

M- с передатчиком alphaMITTER (передатчик так называемой ближней связи)

3C/3N- с дополнительным штуцером шланга среднего давления

C2, C3- модификация, укомплектованная быстроразъёмным соединением alphaCLICK (вариант C2 - 200 бар, вариант C3 - 300 бар)

1.3.3 Классическая пневмосистема

CL - модификация, с использованием раздельных шлангов высокого давления и низкого, снабжен манометром

S - модификация с наличием специального шланга - сигнального

Z- со вторым штуцером шланга среднего давления

ICU/ICS - со встроенным блоком управления

CLICK- с быстроразъёмным соединением alphaCLICK

пневмосистема постоянного крепления

такая же, как и классическая, снабжается постоянно закрепленным лёгочным автоматом (серий AE, AS, N) без штуцера.

2. Ремни

Существуют различные типы ремней (плечевые и поясные ремни), каждый обладает различными свойствами и комфортом в ношении:

com - basic harnes: это - базовая комплектация ремней. Материал ремней негорючий специальный полиэфир, в ремнях отсутствует дополнительная набивка.

pro - ремни с набивкой. Для повышения прочности и огнестойкости осуществлено армирование ремней арамидом. В ремни добавлена специальная набивка типа (НOMEX®). Для удобства пользователя, при эксплуатации аппаратов, предусмотрено ое распределение веса, достигаемое с помощью набивки плечевых ремней в комплекте с поясным ремнем. Опционально, поясной ремень возможно смонтировать на поворотной пластине.

mix - смешанная комплектация ремней. В качестве армирующих волокон в полиэфирный материал из которого сделаны ремни используют волокна арамида. В ремни добавлена специальная набивка типа (НOMEX®), как в модификации pro. При изготовлении поясного ремня используют негорючий специальный полиэфир, в ремнях отсутствует дополнительная набивка, как в модификации com.

MaX - высшее качество ремней. Армирование полиэфирных ремней осуществлено арамидом, в ремнях имеется дополнительная специальная набивка, и при этом, плечевым ремням придана необычная S -образная форма, что, в свою очередь обеспечивает Ремни гарантируют комфорта и удобство при ношении. Поясной ремень монтируется в поворотном варианте, точно также как в аппаратах системы AirMaXX.

eXX - модификация для применения в экстремальных условиях (eXXtreme). Плечевые ремни и поясные ремни в модификации eXXtreme разработаны на основе испытанной и проверенной системы ремней AirMaXX. Выполнены из волокон арамида имеют очень высокую прочность и являются особо огнестойкими. Шланги имеют защиту от высокой температуры и открытого пламени за сет защитных рукавов плечевой набивки.

Конструкция ремней специально предназначена для многократного использования в учебных условиях максимально приближенных к боевым, включая тренировки с использованием открытого огня.

3. Ложемент

3.1 Ремни крепления баллонов

Для крепления баллона/баллонов применяются ремни различной длины

Короткие ремни крепления баллона (LS) - для использования с одним воздушным баллоном (емкостью от 4 л до 6.9 л)

Ремень крепления баллона (динный) (LG) - для использования с одним воздушным баллоном емкостью от 4 л до 9 л, либо для двух баллонов емкостью от 6,9(7) до 4 литров.

3.2 Амортизатор (B)

Амортизатор изготовлен из специального пластика, напоминающего резину и установлен внизу ложемента. Специально предназначен для смягчения ударов и предупреждения возможных повреждений, в случае, если AirGo резко упустят вниз.

3.3 Пластина поясного ремня (SW)

Для поддержки поясного ремня применяется поворотная пластина поясного ремня устанавливается на ложементе в нижней его части. Одна из «фишек» пластины - она дает возможность поясному ремню поворачиваться, в зависимости от движений человека с надетым аппаратом. В конфигурациях MaX а также eXX поворотная пластина для поясного ремня включена как стандартная комплектация, для конфигурации pro поворотная пластина - является опциональной.

3.4 Стопор баллона(R)

Для повышения сцепления, за счет трения между ложементом и баллоном предусмотрено специальное устройство - эластичный стопор.

3.4 Разделитель (D)

Металлическая скоба, разделяющая два баллона, является направляющей ремня, крепящего баллоны, и предназначена для упрощения монтажа двух баллонов.

3.5 Приемник-передатчик

На ложементе устанавливается приемник-передатчик (чип RFID). Для работы передатчика используют частоту 125 кГц.

4. Пневматическая система

4.1 Редуктор давления

В нижней части ложемента находится редуктор давления. Он предусмотрен как для классической (обычной) пневмосистемы, так и для систем где используется единый шланг.

На редукторе давления имеется предохранительный клапан и подключен комбинированный манометрединый шланг для подсоединения комбинированного манометра. Снижение давления воздуха, подаваемое из баллона, примерно до 7 бар - выполняет. При превышении давления сверх допустимого срабатывает предохранительный клапан. Это позволяет предотвратить повреждения аппарата, при этом не прекращая подачи воздуха пользователю.

4.2 Пневмосистема единого шланга

Возможно изготовление пневматической системы единого шланга в следующих вариантах: Q, M, либо 3C/3N, а также CLICK. В пневматической системе единого шланга все шланги (количеством до пяти) соединены в один. То есть шланги, используемые для подключений манометра, предупреждающего сигнала, лёгочного автомата, специального штуцера Quick-Fill, а также штуцера второго подключения в один, единый шланг.

В системе единого шланга SingleLine используется комбинированный манометр, Конструкция комбинированного манометра включает манометр, звуковое сигнальное устройство. Он состоит из собственно манометра, разъем для подключения лёгочного автомата, а также звукового сигнального устройства. При снижении давления воздуха в баллоне до 55±5 кг/см2, свисток (сигнальное устройство) начинает выдавать постоянный звуковой сигнал. Второй штуцер используется для подключения еще одного лёгочного автомата (это может быть, спасательного комплект, к примеру).

4.2.1 Модификация -Q - со штуцером Quick-Fill:

Штуцер Quick-Fill это разъем высокого давления, установленный на редукторе давления (рис. 2).

С его помощью можно производить заполнение баллонов сжатого воздуха 300 бар, при этом, не снимая аппарата. Выходы для подключения редуктора давления сделаны так, чтобы исключить возможность случайного подключения баллона с рабочим давлением 200 бар.

Использование системы Quick-Fill для баллонов сжатого воздуха 200 бар невозможно.

Дальнейшая информация содержится в отдельном руководстве по эксплуатации системы адаптера Quick-Fill (Деталь № D4075049)

4.2.2 Модификация - 3C/3N - с дополнительными штуцерами для шлангов среднего давления

Для подключения шлангов среднего давления возможно оснащение дыхательных аппаратов дополнительными штуцерами. Располагаются они на поясном ремне. Назначение - подключения дополнительных устройств, это может быть еще один лёгочный автомат либо спасательный колпак.

Дополнительный штуцер выпускается в модификациях 3C и 3N.

Исполнение штуцера 3C предусматривает возможность подключения различных устройств: легочный автомат спасательного комплекта; либо спас. колпак Respihood, можно подключать шланговые система сжатого воздуха, в которых может использоваться/неиспользоваться автоматический переключающий клапан. Возможно применение с защитным костюмом, в том числе при выполнении работ по обеззараживанию.

Модификация 3N - это ниппель со встроенным обратным клапаном, для подключения следующего оборудования:

ДАСВ (Аппарат на сжатом воздухе), оснащенный автоматическим переключающим клапаном, а также предусмотрена возможность использования защитного костюма, при выполнении обеззараживающих работ.

4.2.3 Модификация CLICK - аппарат оснащен системой спецштуцера alphaCLICK.

alphaCLICK - это инновационное быстроразъемное соединение от MSA. С помощью alphaCLICK возможно быстро присоединить баллоны с воздухом к редуктору давления. Это исключает традиционный, довольно длительный обычный процесс прикручивания баллонов. Надежность соединения также высока как и при обычном подключении.

Чтобы отсоединить баллон, нужно повернуть маховичок штуцера редуктора примерно на 20 град. Затем надавить на кольцо.

alphaCLICK имеет встроенный ограничитель расхода: если вентиль неподключенного баллона случайно откроется, то воздух не выйдет из баллона быстро. Данная опция повышает уровень безопасности, в случае неосторожного обращения с баллонами.

Помимо этого, компоненты alphaCLICK имеют противопыльные колпачки, предохраняющие их от попадания грязи.

AlphaCLICK совместима со всеми стандартными резьбовыми разъемами вентилей воздушных баллонов.

Имеются два исполнения alphaCLICK отличающиеся конструкцией штуцера и подключения баллона:

Модификация для баллонов 200/300 бар и баллонов 300 бар.

4.2.4 Модификация -M - с alphaMITTER (приемник-передатчик ближней связи), устанавливается на задней пластине дыхательного аппарата.

Передатчик alphaMITTER соединен с выделенным портом редуктора давления шлангом высокого давления. Величина давления в баллонах и в режиме реального времени передается в систему персональной сети (alphaSCOUT). Питание передатчика alphaMITTER осуществляется от трех батарей (тип АА).


4.3 Классическая пневмосистема

Классической пневматической системой оснащены аппараты следующих модификаций: -S, -Z, -ICU, а также -CLICK. Шланги от редуктора ко всем устройствам прокладываются индивидуально и являются отдельными. К шлангу среднего давления подсоединяется лёгочный автомат. Манометр или встроенный блок управления расположен на конце шланга высокого давления.

4.3.1 Модификация -S (с сигнальным шлангом)

В этой модификации имеется сигнальный шланг. К сигнальному свистку подключен отдельный шланг (сигнальный шланг). Закрепляется свисток поблизости уха человека, т.е. сигнал будет хорошо слышен и четко идентифицирован.

4.3.2 Модификация -Z - со вторым штуцером шланга среднего давления

Имеется второй штуцер для подключения шланга среднего давления, в случае если отсутствует необходимость в использовании второго штуцера - он закрывается заглушкой.

С этим штуцером можно пользоваться для:

подключения второго лёгочного автомата;

спасательного комплекта, (обычный состав: лёгочный автомат плюс полнолицевая маска), применяемого для спасения людей;

4.3.3 Модификация -ICU/ICS - встроенный блок управления (с ключом или без него). Встроенный блок управления служит для контроля работы дыхательного аппарата, дисплея, параметров сжатого воздуха и сигнализации об аварийном состоянии. Блок ICU применяют вместо простого манометра.

Он также оснащен датчиком перемещения и приспособлением для ручной подачи сигнала тревоги.

Если у блока управления ICU-S имеется ключ, то этот ключ передается в службу контроля "Incident command" на идентификацию.

4.3.4 Модификация -CLICK - это аппараты оснащенные штуцерами с системой alphaCLICK


4.4 Пневмосистема постоянного крепления

Пневматическая система постоянного крепления применяется в модификациях аппаратов: —Z, -AE, -AS, -N, а также как дополнительная комплектация - крышка манометра. Шланги от редуктора ко всем устройствам прокладываются индивидуально и являются отдельными.

4.4.1 Модификация - N. В этой модификации лёгочный автомат AutoMaXX-N постоянно закреплен на шланге среднего давления. АutоМаХХ-N с резьбовым соединением RD40X1/7 используется с отрицательным давлением в комплекте с полнолицевыми масками 3S, Ultra Elite, 3S-H-F1 и Ultra Elite-H-F 1 со стандартным резьбовым штуцером.

4.4.2 Модификация -AE. В этой модификации лёгочный автомат AutoMaXX-AE постоянно закреплен на шланге среднего давления. Лёгочный автомат AutoMaXX-AE с резьбовым соединением M45 x 3 используется с избыточным давлением. Применяется с масками 3S-PF, Ultra Elit -PF, 3S-H-PF-F1 и Ultra Elite-H-PF-F1 со стандартным резьбовым штуцером.

4.4.3 Модификация - AS. В этой модификации лёгочный автомат AutoMaXX-AS постоянно закреплен на шланге среднего давления. Лёгочный автомат AutoMaXX-AS со штекерным разъемным соединением следует использовать с избыточным давлением. Применяется с полнолицевыми масками 3S-PF-МаXX, Ultra Elit -PS-MaXX, 3S-H-PS-Maxx-F1 и Ultra Elite-H-PS-MaXX.

5. Краткая (боевая) проверка дыхательного ппарата AirGo

Удостовериться, что лёгочный автомат закрыт.

Открыть вентили баллонов и, по манометру, проверить давление.

Давление должно быть в пределах:

для баллонов с рабочим давлением 300 кгс: не менее 270 бар

для баллонов с рабочим давлением 200 кгс: не менее 180 бар

После этого закрыть вентили баллонов и продолжать следить за показаниями манометра.

В течение 60 с падение давления не должно превышать 10 бар.

Аккуратно надавить кнопку продувки лёгочного автомата, при этом по возможности плотно закрыв выпускное отверстие. Следить за показаниями манометра.

Сигнальное устройство (свисток) должен сработать при давлении 55±5 бар.

Наденьте полнолицевую маску и произведите проверку ладонью (на плотность закрыв отверстие подключения автомата).

Полностью откройте вентили баллонов. В случае установки двух баллонов необходимо открывать вентили двух баллонов. Это необходимо для их равномерного опорожнения. Подсоедините лёгочный автомат к полнолицевой маске. Аппарат готов к работе.

В процессе использования

В процессе работы необходимо контролировать работу аппарата, периодически обращать внимание на плотность прилегания маски, надежность присоединения легочного автомата, а также контролировать по манометру давление сжатого воздуха в баллоне.

6. Эксплуатация дыхательного аппарата сжатого воздуха

Аппарат допускается к использованию только после проверки его исправности и выполнения необходимого техобслуживания. Если в процессе проверок были обнаружены неисправности или повреждения каких-либо составных частей, дальнейшая эксплуатация аппарата запрещена.

7. Интервалы обслуживания. Техническое обслуживание и уход. Чистка аппарата

Данное изделие должно регулярно проверяться и обслуживаться специалистами. Результаты проверок и обслуживания должны регистрироваться. Всегда используйте только оригинальные запасные части MSA.

Ремонт и техническое обслуживание изделия должны производиться только уполномоченными сервисными центрами или на фирме MSA. Модификации изделия или его компонентов не допускаются и автоматически приводят к аннулированию выданных свидетельств и сертификатов.

MSA несёт ответственность только за качество работ, выполненных MSA.

Интервалы проверки для всех стран (за исключением ФРГ

Компонет Вид работ Интервал

Дыхательный

аппарат

в комплекте

Очистка

После использования

и/или каждые 3 года (*2)

осмотр, проверка

герметичности и

работоспособности

После использования и/или ежегодно

Проверка

пользователем

Перед использованием

Базовый прибор

без баллонов и

легочного автомата

Капитальный

ремонт

Каждые 9 лет (*1)
Штуцер alphaCLICK очистка После использования (*2)
Смазка Ежегодно (*3)

Проверка

пользователем

Перед использованием

Баллон сжатого

воздуха с вентилем

Переосвиде

тельствование

См. руководство по

эксплуатации баллонов

Легочный автомат

См. руководство по эксплуатации

легочного автомата / полнолицевой маски

Примечания

1.* В случае регулярного применения аппарата

капитальный ремонт через 540 часов работы,

что соответствует 1080 применениям аппарата по 30 мин.

2.* Не использовать органические растворители такие

как спирт, уайт-спирит, бензин и т.п.

При мойке/сушке не превышайте максимально

допустимую температуру 60°C.

3.* При частом использовании аппарата

через приблизительно 500 циклов

замыкания/размыкания.

Чтобы узнать какая цена и купить дыхательный аппарат AirGo обращайтесь по телефону 067-488-36-02

Более бюджетный, но с таким же непревзойденным качеством компанией МСА создан другой ДАСВ - дыхательный аппарат на сжатом воздухе AirXpress.