1 января анализ. Михаил Юрьевич Лермонтов«1-е января. Сочинения по темам

«Первое января» Михаил Лермонтов

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки,-
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье

С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Анализ стихотворения Лермонтова «Первое января»

Строго говоря, это стихотворение носит название «Как часто, пёстрою толпою окружён…», а «1-ое января» – это пометка, сделанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, вероятно, когда произведение было написано.

В воспоминаниях Ивана Сергеевича Тургенева сохранилась история его создания. Писатель наблюдал, как проходили празднества в честь наступающего 1840 года. На одном из костюмированных балов он заметил Лермонтова, окружённого толпой гостей. «Ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали за руки…», – так описал Тургенев увиденное. Писателю показалось на миг, что он видит на лице Михаила Юрьевича просветление, будто тот погрузился во вдохновенный транс. Иван Сергеевич предположил, что именно в тот момент в душе поэта рождались строки этого философского стихотворения.

Лирический герой стихотворения – сам поэт. Михаил Юрьевич выступает в качестве мудрого наблюдателя, который следит не только за окружающим его миром, но и за самим собой. Автор рассказывает о том, как посреди шума великосветского салона важно бывает вспомнить о том, что по-настоящему ценно.

Герой, пресытившись фальшивым блеском маскарада, мысленно уносится в своё детство, которое он провёл в усадьбе на лоне природы. То время ассоциируется у поэта с искренностью, чистотой, настоящими чувствами. Он противопоставляет в стихотворении образы действительности и прошлого. Мир аристократического салона представляется Михаилу Юрьевичу неживым. Автор использует для его изображения жесткие эпитеты: «дикий шёпот затвёрженных речей», «красавиц городских бестрепетные руки», «приличьем стянутые маски». Интересно выражение «образы бездушные людей», оно ярко показывает, что для Лермонтова людей в этой толпе нет, а есть только тщательно поддерживаемые видимости, то, какими люди хотят казаться.

Но вот поэт описывает мир своего детства. Настроение стихотворения стремительно меняется. Появляется мягкая мечтательность, отражённая в живописных образах: «спящий пруд», «царства дивного всесильный господин». Изящные очаровательные эпитеты наполняют эту часть стихотворения: «аллею тёмную», «вечерний луч», «зелёной сетью трав», «вольной, вольной птицей». Анафора
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня…
подчёркивает нежность, которую автор испытывает по отношению к этим воспоминаниям.

Но неизбежно сознание поэта возвращается к жестокой реальности, и снова в стихотворении появляются пугающие фразы, например, «железный стих, облитый горечью и злостью».

Поэт не призывает читателя чему-то научиться, но он показывает на своём примере, что следует ценить, а к чему относиться с осторожностью. В этом кроется поразительная способность литературы помогать людям понимать жизнь в её разных проявлениях.

Введение

Глава 1. Анализ финансового состояния

      Характеристика предприятия

      Анализ активов баланса

      Анализ пассивов баланса

      Анализ финансовой устойчивости

      Анализ источников формирования оборотных средств

      Оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия

      Оценка деловой активности руководства

      Анализ вероятности банкротства

Глава 2. Анализ финансовых результатов

2.1. Анализ источников формирования прибыли

2.2. Анализ рентабельности

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Этот анализ основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.

Сущность диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние машин, приборов, технических систем, экономики и финансов хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы.

Цель анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия - повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Задачами анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

Идентификация реального состояния анализируемого объекта;

Исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами;

Выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе;

Установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния;

Прогноз основных тенденций.

Предметом анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия является анализ производственных и экономических результатов, финансового состояния, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценка эффективности.

Объектом анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия является работа предприятия в целом и его структурных подразделений (цехов, бригад, участков), а субъектами могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий.

Функциями анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются: контрольная, учетная, стимулирующая, организационная и индикативна.

Глава 1. Анализ финансового состояния

1.1. Характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Спектр» зарегистрировано Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области 12.02.2000 года, для осуществления совместной хозяйственной деятельности и извлечения прибыли.

Предприятие занимается производством мебели и расположено по адресу: 601501, г. Гусь-Хрустальный, ул. Менделеева, 25.

ИНН 332000771820, р/с 40703810100000000007 в ООО КБ «Россельхозбанк» K/c 301018104000000000717, БИК 040396717

Предприятие является юридическим лицом – обществом с ограниченной ответственностью (ООО).

ООО «Спектр» действует на основании Устава.

Устав утвержден учредителями, зарегистрирован местными органами власти. Предприятие имеет право на собственную печать и расчетный счет в банке.

Директор ООО «Спектр» - Смирнова С.В. вместе с его учредителями являются владельцами уставного капитала. Уставный капитал общества составляет 290714 рублей.

Совет учредителей решает вопрос о распределении чистой прибыли. За счет привлечения дополнительных денежных средств, предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды, наращивает выпуск продукции, улучшает ее качество, увеличивает доход.

Структура предприятия – линейно-функциональная, т.е. весь пакет взаимных договоренностей о разделении задач и полномочий осуществляются внутри предприятия.

Рисунок 1

Схема организационной структуры ООО «Спектр»

Генеральный директор


Главный бухгалтер

Исполнительный директор

Руководитель отдела по маркетингу и сбыту продукции

Главный экономист


Мастер производства

Основные рабочие

Подсобные рабочие


Продавец розничной торговли


В ООО «Спектр» применяются следующие положения разработанной учетной политики:

Бухгалтерский и налоговый учет в организации осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением общества.

Ответственными за организацию бухгалтерского и налогового учетов являются:

за организацию бухгалтерского и налогового учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций - генеральный директор организации;

за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности - бухгалтер организации.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производятся:

инвентаризация материальных остатков на складе перед сдачей годового отчета (в IV квартале);

инвентаризация кассы - не реже одного раза в квартал, а также в случае передачи денежных средств другому материально ответственному лицу;

внезапные инвентаризации кассы и материально-производственных запасов - по решению руководителя;

инвентаризация основных средств - один раз в три года;

Амортизация объектов основных средств производится по линейному способу в соответствии с группами, ежемесячно.

Организация относит основные средства к соответствующей амортизационной группе в соответствии с отдельным приказом генерального директора о вводе в эксплуатацию основного средства.

Для целей бухгалтерского учета к основным средствам относится имущество стоимостью более 20 000 руб. и сроком службы более 12 месяцев. Учет основных средств ведется на счете 01 "Основные средства".

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.

Износ по нематериальным активам отражается в составе затрат. Износ объектов нематериальных активов, используемых в коммерческих целях, отражается ежемесячно начиная со следующего месяца после месяца их введения в эксплуатацию.

Износ для целей бухгалтерского и налогового учета начисляется линейным способом.

Материально-производственные запасы, приобретаемые для реализации и сбыта, а также для собственного потребления учитываются по покупной стоимости без применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" непосредственно на счете 10 "Материалы".

Учет товаров, приобретенных для продажи, ведется на счете 41 "Товары" по методу ФИФО.

Группировка затрат происходит при использовании счета 44 «Расходы на продажу» и в конце месяца списываются на счет 90 «Себестоимость продаж»

Основные показатели предприятия за период 2009-2010 гг. можно представить в таблице 1:

Таблица 1

Основные показатели ООО «Спектр»

за 2009-2010 г.

Таким образом, за 2010 г. выручка от реализации готовой продукции увеличилась на 119,4 тыс.руб. или на 62 %, прирост составил 38 % по сравнению с 2009 годом. Себестоимость продукции за 2010 г. увеличилась на 71,9 тыс.руб. или на 74 %, прирост составил 26 % по сравнению с 2009 годом. Чистая прибыль в 2010 году уменьшилась на - 8,8 тыс. руб. или на 174 % убывание составило -26 % по сравнению с 2009 годом. Изменения себестоимости произошли вследствие увеличения цен на сырье и материалы от поставщиков, выручка увеличилась за счет повышения цен на готовую продукцию, соответственно, чистая прибыль уменьшилась. Среднесписочная численность осталась на прежнем уровне 19 человек. Рентабельность за 2009 составляла 10 %, в 2010 уменьшилась на -5,8 % и составила 4,2 %.

Таблица 2

Аналитический баланс ООО "Спектр" за 2010 год

Статьи затрат

Условные обозначения

Актив, тыс.руб.

Статьи затрат

Условные обозначения

Пассив, тыс.руб.

на начало периода

на конец периода

на начало периода

на конец периода

Внеоборотные активы

Капитал и резервы (за минусом убытков)

Оборотные средства (текущие активы)

в том числе

Долгосрочные займы

дебиторская задолженность

Краткосрочные обязательства

«Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это момент оказалось неудобным:

«это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики».

Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многим выражения в нем показались непозволительными. И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» (1869 г.) утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде дворянского собрания «под новый 1840 г.»: «…ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил

На лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки…»

В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения, и относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. относятся ее посещения маскарада в Дворянском собрании, где под маской она «интриговала» близких друзей Лермонтова. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихотворениями Лермонтова, которые ей доставляли те же маскарадные партнеры – Соллогуб и В. А. Перовский, прочитавший ей «Демона» по рукописи 9 февраля 1839 г. Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 г. и впечатления от новогодних стихотворений в 1840 г. слились в памяти современников в один эпизод.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое лицемерие. И он имел смелость в своих стихотворениях высказать все, что о них думает. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, – ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.

Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Оно глубоко и многозначно. Тема маскарада здесь символична. Речь идет не только о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным вещественно‑предметным языком:

«И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места – высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…»

Когда я прочитала это стихотворение, то мне показалось что в нем автор выплеснул всю свою боль и горечь. Он очень сильно скучает по своему детству. Ему очень хочется вернуться в родные места. И в то же время он ненавидит всех бездушных людей, которые его окружают:

…О, как мне хочется смутить веселость их

и дерзко бросить им в глаза железный стих,

облитый горечью и злостью.

Разработанные государственными регулирующими органами аналитические показатели, формы бухгалтерской и финансовой отчётности, ряд обязательных экономических нормативов деятельности банка являются основой для проведения внешнего анализа деятельности банка и позволяют получить представление о его финансовом состоянии.

Основой информационной базы анализа деятельности коммерческих банков является баланс банка, который даёт представление о составе средств банка, и их источникам на соответствующую дату позволяет оценить состояние собственных и привлеченных средств банка, изучить их структуру и динамику.

В настоящее время анализу такого показателя, как величина собственных средств (капитала) банка, придаётся большое значение, т.к. от величины капитала банка и его достаточности зависит финансовое благополучие банка.

Анализ обязательств банка является одной из важных составных частей анализа его пассивов. Эффективность использования привлечённых и заёмных средств банка во многом определяет уровень доходности и прибыльности банковской деятельности.

Важное место в регулировании банковской деятельности со стороны ЦБ РФ составляет контроль за соблюдением коммерческими банками обязательных экономических нормативов. В этой связи целесообразно в коммерческих банках проводить факторный анализ соответствующих показателей, своевременно выявлять негативные факторы, приводящие к нарушению нормальной деятельности коммерческих банков и нарушению ими установленных значений обязательных нормативов.

Показатели прибыльности банков регулирующими органами непосредственно не устанавливаются, хотя такие органы влияют на прибыльность банка косвенно (нормами резервных отчислений, депонируемых в ЦБ РФ, налоговой политикой и др.). Получаемая банком прибыль является, по существу, главным показателем его деятельности, непосредственно влияющим на его эффективное развитие и стабильное финансовое положение.

Наряду с абсолютными показателями, характеризующими финансовые результаты деятельности банка, в анализе необходимо использовать и ряд относительных показателей, как коэффициент эффективности использования активов банка, коэффициент общей рентабельности, коэффициент рентабельности капитала и ряд других показателей.

В практике экономического анализа различают понятия «собственные средства-брутто» и «собственные средства-нетто».

Собственные средства-брутто для целей экономического анализа определяются путём расчёта величины:

  • o уставного капитала банка за минусом стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров.
  • o фондов банка
  • o нераспределённой прибыли текущего года и прошлых лет.

В состав фондов банка входят: добавочный капитал, включающий в себя прирост стоимости имущества банка при переоценке; эмиссионный доход, полученный при продаже акций первым владельцам по цене выще номинала; стоимость безвозмездно полученного имущества; резервный фонд банка, фонды специального назначения, фонды накопления, другие фонды, создаваемые банком в соответствии с учредительными документами.

Собственные средства-нетто являются составляющей частью собственных средств-брутто и отличаются от них на величину иммобилизации (отвлечения) собственных средств.

В состав отвлечённых средств входят банковские депозиты и инвестиционные активы, включающие в себя капитализированные активы (вложения собственных средств в основные фонды, нематериальные активы) и финансовые инвестиции (участие банка в хозяйственной деятельности других юридических лиц).

Таким образом, собственные средства-нетто выступают в качестве собственных кредитных ресурсов банка.

Отношение суммы иммобилизации к величине собственных средств-брутто называется коэффициентом иммобилизации (К им). Он служит для оценки качественного состава собственных средств банка. Снижение значения этого коэффициента способствует росту доходов банка и наоборот.

В 2000 г. он составил.

Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?

Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту).

Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср. «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе» .)

1 и 2 строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это мир уродливый и дисгармоничный).

Как меняется пространство текста во 2 строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки «красавиц городских» касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты). Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден поэту отчетливо, ясно. Он ощущает его детали, подробности (3 —... 4 строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный, лирический субъект ощущает его краски, звуки запахи).

Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, т. к. это мир сна, он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты»).

Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Это образ мечты, свободы, который предстает в образе прекрасной женщины. Мир мечты венчается любовью, даже само слово «люблю» повторяется дважды).

Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного света, там ничто не беспокоит, там нет «тягостных сомнений и страстей»).

Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «незванная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива).