Головной организацией банковского холдинга может быть. Что признается "банковским холдингом"? Понятие, состав и назначение банковского холдинга

В соответствии со ст. 4 Закона о банках банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления одной или нескольких кредитных организаций. В качестве примера крупной банковской группы можно назвать группу ВТБ, которая объединяет три российских банка (Банк ВТБ (включая присоединенный Банк ВТБ Северо-Запад), ВТБ 24 и Банк Москвы ), 12 дочерних банков в странах СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Азербайджан, Грузия), Европы (Германия, Франция, Австрия, Великобритания, Кипр) и Африки (Ангола и Вьетнам). На российском банковском рынке группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям .

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием одной или нескольких кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления одной или нескольких кредитных организаций. Примером банковского холдинга является Банковский Холдинг Республиканской Финансовой Корпорации, в который входят ОАО "Республиканская Финансовая Корпорация" (головная компания холдинга), Московский областной банк (ОАО), "Республиканский банк" (ЗАО), "Страховое Общество “Горизонт”" (ООО), ОАО "ИНДАЛ" и ООО "ЧОП АвангардЪ".

Таким образом, общей чертой банковской группы и банковского холдинга является отсутствие статуса юридического лица. Различие заключается в том, что банковская группа – это фактически группа банков, контролируемая головной кредитной организацией, а банковский холдинг – это группа юридических лиц, в том числе банков, контролируемая юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией.

Под существенным влиянием в упомянутых определениях понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

В ст. 4 Закона о банках установлено, что головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России об образовании, соответственно, банковской группы или банковского холдинга. В настоящее время применительно к банковским холдингам порядок такого уведомления установлен Положением о порядке представления информации о банковских холдингах, утвержденным ЦБ РФ от 19.09.2002 № 197-П.

Коммерческая организация, которая может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые возлагаются на головную организацию банковского холдинга. Управляющей компанией банковского холдинга признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.

- это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга) имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.
Коммерческая организация, выступающая головной организацией банковского холдинга, для управления деятельностью кредитных организаций, входящих в холдинг, может создавать управляющую компанию банковского холдинга в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Головная коммерческая организация обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей, в том числе о ее реорганизации и ликвидации.
Возможность оказывать существенное влияние на деятельность других кредитных организаций может возникать:
во-первых, в силу преобладающего участия головной организации в уставном капитале других кредитных организаций;
во-вторых, на основе договора между участниками банковской группы или банковского холдинга, закрепляющего право головной организации определять решения других кредитных организаций.
Головные организации обязаны уведомить Банк России о создании банковских групп и банковских холдингов. Поскольку согласно действующему законодательству кредитным организациям запрещено заключать соглашения и совершать согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и на ограничение конкуренции в банковском деле, то приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за их деятельностью, не должно противоречить антимонопольным правилам. Банк России следит за соблюдением этих правил совместно с Министерством по антимонопольной политике Российской Федерации.
Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Цели их деятельности - защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным на-правлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции.
В Российской Федерации крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). По состоянию на 1 января 2000 г. она насчитывала 683 члена, в том числе 567 кредитных организаций, что составляло 42% общего количества кредитных организаций Российской Федерации. Сумма уставных капиталов банков - членов АРБ составляла 66 млрд руб. Банки - члены АРБ функционируют во всех экономических районах Российской Федерации. Ассоциация объединяет 75% банков и филиалов банков России, которым принадлежит около 70% зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций и свыше 80% всех активов банковской системы России. Ассоциация российских банков представляет позиции своих членов в законодательных, исполнительных и судебных органах, а также в Банке России, защищает их интересы, оказывает разнообразные услуги, принимает не-посредственное участие в решении возникающих у них проблем.
Наряду с АРБ в Российской Федерации функционируют 19 территориальных банковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятельности сотрудничают с АРБ. Руководители региональных банковских союзов принимают участие в подготовке предложений по защите интересов региональных банков, а также в разработке законодательных и нормативных актов на федеральном и региональном уровнях. Семь руководителей региональных союзов являются членами Совета АРБ, остальные руководители приглашаются на все основные его мероприятия, что позволяет им получать необходимую информацию о проблемах банковского сообщества и использовать материалы АРБ на региональном уровне.
Ассоциация организует обучение банковских специалистов в различных регионах России, используя для этого региональные учебно-деловые центры и опорные пункты, созданные в рамках Морозовского проекта, одним из учредителей которого является АРБ. Основная цель проекта - всемерное содействие реформаторской деятельности по созданию эффективной российской экономики и интеграции ее в мировое экономическое сообщество.
Ассоциация выступает учредителем и принимает активное участие и в деятельности ряда других центров профессионального образования и подготовки кадров. Она активно развивает контакты с международными и национальными банковскими и предпринимательскими ассоциациями, финансовыми и внешнеторговыми организациями. Информационные возможности Ассоциации позволяют предоставлять подробную и качественную информацию своим членам при поиске ими банков-партнеров, выборе аудиторских фирм, а также расширении международного сотрудничества.
АРБ имеет свой печатный орган Вестник Ассоциации российских банков, который выходит 2 раза в месяц и содержит разнообразную информацию о положении в банковской сфере России.
Либеральный подход к созданию новых банков, характерный для периода рыночных реформ, привел к резкому росту их числа. В течение 8 лет - с 1988 по 1995 г. - число банков возросло с 4 до 2,5 тыс. Благодаря про-стоте процедуры регистрации банка, отсутствию жестких квалификационных требований к их руководителям и низкому минимальному размеру уставного капитала в этот период было создано большое количество мелких банков.
Можно выделить два периода образования новых банков. Первый период характеризовался (до 1992 г.) процессами акционирования и разукрупнения государственных специализированных банков, а также их преобразованием в коммерческие. Из 202 новых банков, образованных в 1990 г., 87% были созданы на базе бывших контор специализированных банков. Во втором пе-риоде лбанковского бума банки развивались в условиях высокой инфляции 1992Ч1994 гт. Только за 1994 г. было зарегистрировано 560 кредитных организаций, а общее их число на 1 января 1995 г. составило 2517.
В 1995 г. наметилась тенденция к стабилизации числа создаваемых банков. В этом году было зарегистрировано 86 новых банков. В 1996 г. - 21 банк и 4 небанковские кредитные организации. Одновременно росло число ликви-дированных банков. В 1994 г. Банк России отозвал лицензии у 65 банков, в 1995 г. - уже у 225, а в 1996 г. количество банков уменьшилось еще на 265, включая 11 банков, преобразованных или ликвидированных по решению собраний акционеров. В результате число кредитных организаций на 1 января 1998 г. сократилось до 1697 (против 2295 на 1 января 1996 г. и 2074 на 1 января 1997 г.) и оставалось практически неизменным до середины 1998 г.
Кризис 1998 г. привел к снижению устойчивости и платежеспособности банковской системы, а также выявил нестабильность финансового положения многих, особенно крупных, банков. В ходе реструктуризации банковской системы в первой половине 1999 г. были отозваны лицензии у 64 банков, всего лицензий лишились 1232 банка (по состоянию на конец мая 1999 г.). На 1 января 1999 г. в РФ действовало 1476 кредитных организаций, в том числе 1447 банков и 29 небанковских кредитных организаций, 139 кредитных организаций формировали уставный капитал с привлечением иностранных участников, 20 из них - со 100%-ным иностранным участием. В 2000 г. продолжилась тенденция к сокращению числа действующих кредитных организаций. Так, на 1 января 2000 г. действовало 1349 кредитных организаций (в том числе 34 небанковские кредитные организации), а на 1 мая 2000 г. - только 1330. За 1999Ч2000 гг. были отозваны лицензии у 145 банков, в том числе у трети крупнейших банков, и закрыто 578 филиалов банков. К 1 октября 2001 г. количество кредитных организаций сократилось до 1322, а общее число филиалов банков составило 3453 (табл. 1.1). ж
В настоящее время уровень обеспеченности населения коммерческими банками и филиалами в России составляет в среднем около 3,4 банковского учреждения на 100 тыс. жителей. По этому показателю Россия значительно отстает от большинства развитых стран мира. Кроме того, около трети банков страны и 2/5 банковских филиалов сосредоточено в Москве. Среди других субъектов Федерации достаточно высокая плотность банковских учреждений характерна для регионов Северного Кавказа, индустриальных республик и областей Поволжья и Урала, Тюменской области, Санкт-Петербурга, Новосибирской и Нижегородской областей.
Финансовый кризис 1998 г. потребовал определенных институциональных изменений и привлечения государственных ресурсов для его разрешения. С целью восстановления банковской системы была разработана программа ее реструктуризации, а для ее реализации было создано

Наталья, здравствуйте!

Что значит «не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц

Это могут быть филиалы и представительства юридического лица.

Согласно ст.55 ГК РФ 1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. 2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. 3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений .

Согласно ст.4 ФЗ о банках и банковской деятельности В целях настоящего Федерального закона банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники банковской группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (далее - головная кредитная организация банковской группы). В целях настоящего Федерального закона банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (далее - участники банковского холдинга), включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией (далее - головная организация банковского холдинга),а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций - участников банковского холдинга, при условии, что доля банковской деятельности, определенная на основе методики Банка России, в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40 процентов . Доля банковской деятельности в деятельности банковского холдинга определяется как отношение величины активов и (или) доходов кредитных организаций - участников банковского холдинга, определенной на основе методики, установленной Банком России, и совокупной величины активов и (или) доходов банковского холдинга, определенной с учетом активов и (или) доходов на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности данных юридических лиц. Контроль и значительное влияние для определения участников банковской группы (банковского холдинга) исоставления отчетности, установленной настоящим Федеральным законом, определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО), признанными на территории Российской Федерации .

Согласно Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 10 „Консолидированная финансовая отчетность“5. Инвестор независимо от характера его участия в каком-либо предприятии (объект инвестиций) должен определить, является ли он материнским предприятием, оценив, обладает он контролем над объектом инвестиций или нет .6. Инвестор обладает контролем над объектом инвестиций в том случае, если инвестор подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода, а также возможность влиять на доход при помощи осуществления своих полномочий в отношении объекта инвестиций .

Согласно Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 28 „Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия“ 5. Если предприятию прямо или косвенно (например, через дочерние предприятия) принадлежит 20 или более процентов прав голоса в отношении объекта инвестиций, то считается, что предприятие имеет значительное влияние , за исключением случаев, когда существуют убедительные доказательства обратного. И наоборот, если предприятию прямо или косвенно (например, через дочерние предприятия) принадлежит менее 20 процентов прав голоса в отношении объекта инвестиций, то считается, что предприятие не имеет значительного влияния, за исключением случаев, когда существуют убедительные доказательства обратного. Наличие крупного или контрольного пакета акций, принадлежащего другому инвестору, не обязательно исключает наличие у предприятия значительного влияния . 6. Наличие у предприятия значительного влияния обычно подтверждается одним или несколькими из следующих фактов :(a) представительство в совете директоров или аналогичном органе управления объектом инвестиций ;(b) участие в процессе выработки политики, в том числе участие в принятии решений о выплате дивидендов или ином распределении прибыли ;(c) наличие существенных операций между предприятием и его объектом инвестиций ;(d) обмен руководящим персоналом; или(e) предоставление важной технической информации .

То есть, если организации принадлежит более 20% прав голоса в отношении организации где вы работаете, то ваше объединение является банковским холдингом. Также оно является таковым если головная организация осуществляет влияние относительно вырабатываемой политики, имеет своих представителей в совете директоров, имеет существенные операции между собой, осуществляет обмен руководящим персоналом.

Полагаю, что ваше объединение является банковским холдингом.

Понятие, состав и назначение банковской группы

В России понятие банковской группы устанавливается на федеральном уровне статьей 4 Закона «О банках и банковской деятельности».

Определение 1

В связи с этим юридические лица, которые входят в состав банковской группы, делятся на: участников банковской группы, то есть тех юридических лиц, на которых распространяется влияние одного или нескольких юридических лиц, тоже входящих в состав группы; и головную кредитную организацию указанной группы, то есть то юридическое лицо, которое контролирует или имеет определяющее влияние на иных участников группы.

Замечание 1

Головной кредитной организацией банковской группы может оказываться прямое или косвенное воздействие на участников группы.

Понятие, состав и назначение банковского холдинга

Помимо того, что статья 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» раскрывает понятие банковской группы, она же дает определение понятию «банковский холдинг».

Под банковским холдингом понимают объединение юридических лиц, не признаваемое юридическим лицом, в состав которого входит как минимум одна кредитная организация, находящаяся под контролем юридического лица – некредитной организации, а также некредитные юридические лица, которые: либо находятся под существенным влиянием головной организации холдинга; либо находятся под ее контролем; либо входят в состав банковской группы кредитной организации, состоящей в холдинге.

Замечание 2

При этом важным условием признания объединения юридических лиц банковским холдингом является то, что банковская деятельность должна составлять как минимум 40% от общего объема всей деятельности банковского холдинга (для расчета данного показателя применяется только методика, утвержденная Банком России).

Для определения доли банковской деятельности в общей деятельности банковского холдинга по определенной методике Центрального Банка РФ рассчитывается отношение стоимости активов или величины доходов кредитных организаций, являющихся участниками банковского холдинга, к совокупной стоимости активов или величине доходов всего банковского холдинга, которая учитывает активы или доходы на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных юридических лиц.

Таким образом, в состав банковского холдинга входят:

  • во-первых, участники банковского холдинга, то есть кредитные и некредитные организации, находящие под контролем или существенным влиянием головной организации холдинга;
  • во-вторых, головная организация холдинга, то есть некредитная организация, которая контролирует или имеет определяющее влияние на иных участников холдинга.

Сходства и различия банковских групп и банковских холдингов

К числу схожих черт банковской группы и банковского холдинга можно отнести следующие:

  • во-первых, и то, и другое представляет собой объединение юридических лиц;
  • во-вторых, в обоих случаях указанные объединения юридических лиц не признаются юридическим лицом;
  • в-третьих, и в банковской группе, и в банковском холдинге есть головная организация, которая либо контролирует, либо имеет значительное влияние на других участников объединения;
  • в-четвертых, в состав обоих объединений помимо головной организации входят другие участники, которые либо контролируются, либо находятся под значительным влиянием головной организации;
  • в-пятых, степень контроля и значительное влияния как в отношении участников банковской группы, так и в отношении участников банковского холдинга определяется согласно Международным стандартам финансовой отчетности, признанным на территории Российской Федерации, как и состав их отчетности;
  • в-шестых, на головную организацию, как банковской группы, так и банковского холдинга возлагается обязанность информирования Центрального Банка России о создании объединения.

Различия банковской группы и банковского холдинга заключаются в следующем:

  • во-первых, состав банковской группы могут образовывать как только кредитные организации, так и иные организации, в то время как в банковский холдинг в обязательном порядке входят как кредитные организации (одна или несколько), так и иные юридические лица;
  • во-вторых, головной организацией банковской группы может быть только кредитная организация, входящая в ее состав, головной же организацией банковского холдинга является только юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, то есть не имеющего лицензии, выданной Центральным Банком России;
  • в-третьих, головная организация банковского холдинга с целью организации и управления деятельностью холдинга и его участников и осуществления контроля за ней наделена правом создания специальной управляющей компании с возложением на нее своих обязанностей.

Определение 2

Управляющая компания банковского холдинга – это хозяйственное общество, основная деятельность которого состоит в организации управления деятельностью участников холдинга и контроле этой деятельности.

За головной организацией банковского холдинга закрепляется возможность определения решений управляющей компании в отношении вопросов, относимых к компетенции собрания ее учредителей (участников), в включая вопросы реорганизации и ликвидации.

Управляющим компаниям банковского холдинга запрещено осуществлять банковскую, страховую, торговую или производственную деятельность, а также выступать в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, управлять инвестиционными фондами, либо негосударственными пенсионными фондами и паевыми инвестиционными фондами.

Головная организация каждого банковского холдинга несет обязанность по информированию Центрального банка России о создании управляющей компании банковского холдинга, головная организация банковской группы такой обязанности не имеет.

Банковская группа. Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации.

Банковский холдинг. Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией. Доля банковской деятельности, определенная на основе методики Банка России, в деятельности банковского холдинга должна составлять не менее 40%.

Возможность оказывать влияние на деятельность кредитной организации в группе или холдинге может возникнуть:

Во-1-х, в силу преобладания участия головной организации в уставном капитале других кредитных организаций.

Во-2-х, в силу договора между участниками группы или холдинга, закрепляющего право головной организации определять решения других кредитных организаций.

В общем виде структура банковской системы Российской Федерации представлена на рис.3.

Рис.3.

По своей конструкции и общеэкономическим принципам банковская система России фактически идентична моделям банковских систем европейских стран. Она имеет два уровня, ведущую роль в ней играет центральный банк, который является важнейшим участником и регулятором экономических и финансовых отношений.Ответ 6 (конец)

2. Правовая основа банковской деятельности: состав и содержание банковского законодательства

Механизм правового регулирования банковской деятельности складывается из двух основных элементов:

  • - система государственных органов власти, осуществляющих регулирование, а точнее, управление в рамках своей компетенции, установленной законодательством;
  • - совокупность форм, методов и способов, используемых этими органами в процессе регулирования банковской деятельности.

Только в 1991 году начала формироваться нормативная база для банковской системы. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» был принят 2 декабря 1990 года. Этот закон впервые обязал коммерческие банки лицензировать свою деятельность.

Важнейшая роль коммерческих банков, обуславливает создание системы особого регулирования их деятельности со стороны государства и Центрального банка РФ.

Банковское законодательство изменяется очень осторожно, подходы к регулированию банковской деятельности отличаются большим консерватизмом, поскольку резкие изменения в банковской сфере могут подорвать основы доверия к банкам, от которого зависит устойчивость национального банковского сектора.

Характеризуя нормативно-правовую базу деятельности российских банков необходимо подчеркнуть два обстоятельства.

Во-первых, согласно п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Во-вторых, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется строго ограниченным кругом актов.

Ответ 7 (начало) Итак, систему источников нормативно-правовой базы российских банков составляют :

  • - Конституция РФ;
  • - нормы международного права;
  • - международные договоры РФ;
  • - решения Конституционного Суда РФ;
  • - банковское законодательство, которое включает в себя:
  • - федеральные законы, содержащие нормы банковского права: ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», ФЗ «О противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» , ФЗ «О кредитных историях»; ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; ФЗ «О залоге» и др;
  • - Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.;
  • - внутренние нормативные акты банковских организаций
  • (нормативные акты Центрального банка - это указания, положения и инструкции, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лица. Внутренние нормативные акты коммерческих банков).

ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»:

  • - устанавливает правовой статус Банка России; размер его уставного капитала; порядок формирования и основные функции Национального банковского совета и органов управления;
  • - регулирует взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также взаимоотношения Банка России с кредитными организациями;
  • - определяет принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; принципы осуществления и основные инструменты денежно-кредитной политики; принципы организации Банка России, его отчетности и аудита;
  • - установиливает перечень операций и сделок Банка России; полномочия по банковскому регулированию и банковскому надзору.

ФЗ «О банках и банковской деятельности»:

  • -установливает основные понятия, используемые при правовом регулировании банковской деятельности, такие, как: «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа» и т. д; устанавливает режим банковской тайны, антимонопольные ограничения для кредитных организаций;
  • - установливает перечень банковских операций и иных сделок, определяет особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг;
  • - установливает порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также порядок открытия филиалов и представительств кредитных организаций;
  • - формулирует принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством; принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций;
  • - опереляет основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации.

ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» содержит критерии объема, операций, подлежащих обязательному контролю, их перечень, а также определяет организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях, в число которых в том числе входят кредитные организации. Учитывая многообразие путей и способов «отмывания» капиталов, на эти организации, возложена обязанность проведения внутреннего контроля с целью выявления операций, подлежащих обязательному контролю, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» был принят в целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения и роста организованных сбережений населения, для снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы. Закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ; компетенцию, порядок образования и деятельности Агентства по страхованию вкладов; порядок выплаты возмещения по вкладам; регулирует отношения между банками, АСВ, Банком России и органами исполнительной власти РФ в системе страхования вкладов.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» был принят в целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечения устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ. В Законе определено понятие валютных операций, установлены разграничения полномочий по регулированию валютных операций между Правительством РФ и Банком России.

Важное значение для налаживания кредитных отношений и построения современной экономики в целом имеет ФЗ «О кредитных историях». Целью закона является создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия в бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышение эффективности работы кредитных организаций.

Центральный банк РФ, совместно с кредитными организациями, является участником банковских правоотношений (рис.4). Он регулирует эти правоотношения, одновременно как взаимодействуя с органами высшей законодательной и исполнительной власти, так и с кредитными учреждениями, защищая при этом интересы клиентов последних.



Рис.4.

Управление, осуществляемое государством, различается по способам и процедурам относительно применения их к первому и второму уровням банковской системы, что обусловлено неравным положением и значением субъектов. Такое разделение существенно для регулирования банковской деятельности в целом и влияет на него.

Государство силой закона в процессе правового регулирования формирует управляющую систему, устанавливает правила осуществления банковской деятельности.

Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно представляется как процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в России в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности.

Президент РФ и Государственная Дума РФ контролируют Банк России, последний осуществляет контроль и надзор за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и иными небанковскими финансово-кредитными институтами, применяет принуждение в случае допущения нарушений установленных правил поведения наряду с судебной властью (но суд может применить принуждение к любым из субъектов банковской системы).

Президент России как важнейший субъект в управлении банковской системой, будучи главой государства, руководит всеми вопросами экономического, в том числе кредитно-финансового, характера, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Президент представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Банка России и ставит вопрос об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции РФ); он направляет трех человек в Национальный банковский совет; с ним согласовываются и кандидатуры членов Совета директоров Банка России. В связи с этим Центральный банк обязан обеспечить Президента РФ всей необходимой информацией о состоянии и функционировании банковской системы.

Государственная Дума в сфере управления банковской деятельностью реализует следующие полномочия:

  • - назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
  • - назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
  • - направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • - рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • - рассматривает годовой отчет Банка России и принимает решение;
  • - принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  • - проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • - заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Совет Федерации тоже является участником системы государственного управления в банковской сфере. Он направляет двух человек в Национальный банковский совет.

Роль Правительства РФ складывается во взаимодействии с Банком России. В России Центральный банк определен Конституцией РФ как независимый от других органов государственной власти субъект, подотчетный только Государственной Думе, он независим от Правительства и проводит более самостоятельную финансовую политику, в отличие от достаточно распространенного в мировой практике подчинения центрального банка министерству финансов и проводящего финансовую политику правительства. Ответ 7 (конец)