Игра что где когда по географии. Географическая игра «Что? Где? Когда? II. Проведение мероприятия

Клуб знатоков географии «Что? Где? Когда?»

Устройство рулетки и подготовка вопросов к игре: рулетка представляет собой обычный круг диаметром 40 см., разделённый на сектора, которые закрашены в различные цвета. В центре стола вращается стрелка. На каждом конверте с вопросом стоит цифра, соответствующая номеру сектора.

Вопросы.

1 . Уважаемые знатоки! Я живу в Сибири, мечтаю выращивать хлеб. Ведь хлеб -всему голова. Как вы думаете, какая пшеница – яровая или озимая – будет давать у нас более высокий урожай.

Ответ: Озимая пшеница в Сибири не растёт, так как там неглубокий снежный покров и сильные морозы, её посевы будут вымерзать.

2. Где в апреле и мае много овощей, фруктов?

Ответ: В Австралии, Южной Америке, Южной Африке, где эти месяцы соответствуют осенним, т.е. сбору урожая.

3.Когда я прихожу летом, становится холоднее и дождливее. Когда я прихожу зимой, становится теплее. Кто я?

Ответ : Морская умеренная воздушная масса. Летом она приносит дождь и похолодание, зимой – оттепели снегопады, часто с дождём.

4. Что такое мелиорация, вы, конечно, знаете. В Грузии осушать земли мелиораторам помогают вещества, которые любят влагу. Что это за вещества?

И откуда они появились на Кавказе?

Ответ : Это растения, точнее деревья эвкал ипты, которые завезли в Закавказье из Австралии,их мощная корневая система помогает осушать заболоченные места.

5. Уважаемые знатоки! Решите, пожалуйста, такую задачу. «С вершины холма, изображённого на рисунке, одновременно на запад и восток съезжают два велосипедиста. Скорость какого из них будет больше?»

Ответ: На рисунке изображён не холм, а впадина. Но если всё – таки велосипедисты будут спускаться, то скорость с восточной стороны будет больше, так как склон круче.

6. Заспорили как – то Кавказ и Восточно -Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называли меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, я старше и мудрее».

Уважаемые знатоки! Прав ли Кавказ?

Ответ: Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а о их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы. Например, Восточно – Европейская равнина.

7. Уважаемые знатоки! Вы находитесь в пустыне, заблудились, компаса нет, кругом – песчаное море. Единственное, что вы знаете, - это то, что в данной местности преобладают южные ветры, но и ветра нет. Что вы будете делать?

Ответ: Можно ориентироваться по дюнам: наветренный склон – пологий, подветренный – обрывистый.

8. Уважаемые знатоки! Когда мы путешествовали по Африке, то от местных жителей слышали выражение «сухой дождь». Где мы это могли слышать?

Ответ: В пустыне Сахаре. Там иногда идут дожди, но их влага не достигает земли, испаряясь в сухом в горячем воздухе. Поэтому они и получили название «сухих».

9. Уважаемые знатоки! Есть ли на Земле страны, где нет ни одного сельского жителя, т.е. уровень урбанизации там равен 100%?

Ответ: Это микрогосударства, в состав территории которых входит один город, напримерСан – Марино.

10. Меня моря не омывают. Но плавать в море дружба помогает. О каком государстве идёт речь в этих строках?

Ответ: Речь идёт о Чехии. Страна находится в Центре Европы и не имеет выхода к морю, но имеет морской флот, приписанный к порту Щецин братской социалистической Польши.

Внеклассное занятие по географии 6-8 класс "Что? Где? Когда?"
Интеллектуально – познавательная игра Учитель:Степанова М.Ф. МБОУ Богураевская СОШЦель игры: Расширение кругозора и развитие познавательных способностей школьников. Развивать критическое мышление, память, воображение, творческие способности. Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, смекалку. Задачи игры: *Активизация познавательных интересов детей по отдельным темам и проблемам содержания предметов, изучаемых в курсе общеобразовательной средней школы, а также развитие научно-культурной осведомлённости. * Приобщение учащихся к углубленному изучению программных материалов, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, развивать географическое мышление школьников. * Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому, взаимовыручку. Оборудование: 1 игровой стол, волчок, компьютер, черный ящик, глобус, конверты с вопросами,(вопросы готовят уч-ся 6-8 классов, а также учителя), видео запись с вопросом, секундомер, пейджи «Знаток географии».Участники: В игре принимают участие 6 игроков. Ход игры Ведущий: Друзья! Мы начинаем игру, содержание которой полностью отражено в её названии. Сегодня задача игроков блеснуть своей эрудицией, интеллектом. И тем, кому это удастся лучше всего, будет присвоено звание «Знатоки географии».
Пришло время представить эксперта игры.
Команде задаётся вопрос и предоставляется одна 30 секунд на обсуждение ответа. За досрочный ответ сохраняется 30 секунд. Если команда готова, то капитан поднимает руку как сигнал о готовности отвечать. Каждый правильный ответ оценивается оценкой «5». Если ответ не правильный, то оценку «5» получает учащийся задавший вопрос.

Ведущий: И так, мы начинаем.
ЗЕРО
Вопрос. Одно из самых первых названий этого предмета «Зеленое яблоко». «Земное яблоко» - уникальное достижение картографии позднего Средневековья, как по точности карт, так и по наглядности изображения. Он быстро стал одной из городских достопримечательностей и до XVI века выставлялся в приёмном зале Нюрнбергской ратуши. Затем он перешёл во владение семьи Бехаймов, а с 1907 года экспонируется в Германском национальном музее Нюрнберга.
Ответ: глобус – В 1492 создал первый географический глобус. Мартином Бехаймом
Черный ящик

Уч – 8 класса Бочарова Галина.
Вопрос. Какое дерево, растущее в сибирской тайге, называют ореховой сосной?
Ответ: КЕДР
Уч – 8 класса Брылева Яна.
Вопрос. Блиц турнир:
- Самое глубокое озеро мира?
- Самая длинная река мира?
- Самые высокие горы мира?
Ответ: Байкал. Нил. Гималаи.
Уч – 8 класса Чекушкина Людмила.
Вопрос. Почему растения тундры и лесотундры также как и растения пустынь имеют мелкие листочки или колючки?
Ответ. В тундре маленькие листочки и колючки уменьшают испарение влаги растением, тем самым сохраняют тепло, которого в тундре недостаточно. В пустыне маленькие листочки и колючки также уменьшают испарение влаги, но здесь растение при достаточном количестве тепла сохраняет влагу.
Уч – 7 класса Брюшкова Татьяна.
Вопрос: Мы часто слышим “безбрежное море”. А существует ли такое море, т. е. море, у которого нет берегов? Какое это море?
Ответ: (Это Саргассово море – часть Атлантического океана между Флоридой, Азорскими островами, Бермудскими островами и Вест-Индией, расположенной в кольце течений. Саргассово море получило свое название от скопления плавающих в нем водорослей – саргассов)
Уч – 7 класса Толкачев Максим.
Вопрос: Громадный остров, покрытый лесами из пальм, фикусов и других растений находится далеко за пределами нашей Родины, но честь изучения страны и быта чернокожих обитателей выпала на долю русского путешественника, который показал всему миру пример высокой человечности по отношению к первобытным народам.
Какой это остров, какому русскому путешественнику принадлежит заслуга изучения и исследования?
Ответ: (Остров Новая Гвинея. Жизнь и быт коренных жителей – папуасов - изучены и исследованы в конце 19 века русским путешественником Н.Н.Миклухо-Маклаем)Уч – 7 класса Литвинов Алексей.
Вопрос: В последнее время он кое-где становиться тоньше. Он образуется из кислорода. Он защищает Землю от космических лучей.
Ответ: (озоновый слой)
Уч-ся 6 класса Варламова ЭмилияВопрос: В каждой местности он свой. Он влияет на жизнь растений и животных, на здоровье людей. Это многолетний режим погоды.
Ответ: (климат)
Уч –ся 7 класса Белоконева Татьяна
Вопрос: Расположите перечисленные ниже объекты в порядке удаления от аудитории, в которой вы находитесь в настоящее время:а) точка с нулевыми географическими координатами;б) высочайшая гора Северной Америки;в) исток крупнейшей реки Южной Америки;г) самая южная точка Азии.
Уч – 8 класса Кащеев Владислав
Вопрос: Найдите соответствие между изображенными на флагах государств мира растениями и животными и самими государствами. Растения и животные: кедр, птица фрегат, клен, левГосударства: Шри-Ланка, Кирибати, Канада, Ливан

Уч – 6 класса Гуреева Ксения
Вопрос: Назовите формы рельефа, включая созданные человеком, которые вы можете увидеть на территории вашей области.
Уч – 8 класса Мирошниченко Евгений
Вопрос: В «Избранных произведениях» М.В. Ломоносова есть такие строки: «Как может быть, чтоб мерзлый пар среди зимы рождал пожар?» О каком явлении природы говорил ученый и где оно наблюдается? Что вы знаете о причинах возникновения этого явления?
Ответ: А) Полярное сияние - свечение верхних слоёв атмосферы, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра
Б) Полярные широты северного и южного полушарий Земли
В) Полярные сияния возникают вследствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства, называемой плазменным слоем
Уч – 6 класса Земцов Роман
Вопрос: На гербе какой латиноамериканской страны были начертаны слова: «Страну разъединяет, мир соединяет»?
Ответ: Панама. Панамский канал
Уч-ся 8 класса Губарева Мария
Вопрос: Земля: вид из космоса
Перед вами космический снимок природного процесса. Определите:
Что это за процесс?
Каковы причины его возникновения?
В каких районах Земли чаще всего наблюдается?
Ответ: А) Извержение вулкана
Б) Активизация внутренних сил Земли, движение магмы
В) Сейсмически активные районы Земли, границы литосферных плит: Камчатка, Курилы, Исландия, Новая Зеландия и др.

15. Учитель биологии МБОУ Богураевская СОШ Костенко Л.В.
Вопрос: Это растение считается королевой Америки.
Древние майя знали несколько сортов этого растения. А когда европейцы увидели его, то сказали вот что:
«На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра, плоды из чистого золота, а листья из серебра». Индейцы считают его чудесным даром богов, они обожествляли растение, верили, что от него зависит благополучие. В одной из легенд рассказывается, что бог Маис был сыном самого бога Солнца и богини Луны. Но нашлись божества, которые позавидовали красоте юноши, его силе и убили его, разрубив тело на части. Индейцы верят, что куски тела Маиса превратились в зерна. Сколько праздников посвящено этому растению! Не перечесть.
Зерна растения жарили, из них готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных, а из пыльцы готовили суп. Лишь позже европейцы и весь мир узнали о пользе этого растения.
Местное население называет ее маисом. Что же это за растение?
Ответ: кукуруза.
Учитель географии СОШ №9 Склянко Марина Николаевна.
Вопрос: Заспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называли издавна меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, значит, я старше и мудрее тебя».
Уважаемые, знатоки! Прав ли Кавказ?Ответ. Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а о их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы, например, Восточно-Европейская платформа.
Уч-ся 7 класса Богураев Павел
Вопрос: Когда и где день бывает равен ночи?
Ответ: (Два раза в год в дни равноденствия – 21 марта и 23 сентября Северное и Южное полушарие освещены одинаково)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ИГРЫ
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Слово предоставляется эксперту.

Ведущий: Всем спасибо! Благодарим за внимание!

Методическая разработка игры - викторины по географии «Что? Где? Когда?». Игра имеет свои правила:

  1. За нарушение дисциплины, подсказку жюри имеет право снять с команды от 2 до 5 очков.
  2. Каждая команда должна иметь свою эмблему, девиз, название.
  3. За стол садятся 6 членов команды. Их состав в течении игры может меняться произвольно.
  4. За правильный полный ответ команде присуждается 2 очка.
  5. Если команда не смогла ответить на вопрос, то 1 очко присуждается той команде, в которой состоит ученик, придумавший вопрос.
  6. За самый интересный вопрос присуждает 3 очка.
  7. Если команда ответила на вопрос частично, то, на усмотрение жюри, количество очков можно разделить между отвечавшей командой и командой, задавшей вопрос.
  8. Если вопрос принадлежит классу, команда, которого в данный момент играет, то она отвечает на следующий вопрос по ходу часовой стрелки.

В игре - викторине могут участвовать учащиеся и средних, и старших классов. Сложность вопросов соответствует их общей подготовки. Вопросы для викторины готовят сами учащиеся.

Приведем примеры вопросов, составленных учащимися:

«Вы находитесь в пустыне, заблудились, компаса нет, кругом - песчаное «море». Единственное, что вы знаете, - это то, что в данной местности преобладают южные ветры, но и ветра нет. Что вы будете делать?» Ответ: «Можно ориентироваться по дюнам: наветренный склон - пологий, подветренный - обрывистый» (VI класс).

«Есть ли на Земле страны, где нет ни одного сельского жителя, т.е. уровень урбанизации там равен 100%?» Ответ: «Это микрогосударства, в состав территории которые входит один город, например Сан-Марино» (Х класс).

Возрождение традиций студенческого КВНа оказывает влияние и на организацию внеурочной работы по географии. Соревнования по типу игры широко распространены в школах страны.

Интересен опыт проведения этой игры на тему «Моя Родина - Россия».

Подготовительный этап: в каждом классе организовано по команде из шести человек (всего 3 команды). Команды выбирают себе название, готовят приветствие для жюри и команд-соперниц. Класс, в котором проходят соревнования, заранее оформлен стендами, плакатами, картами нашей страны. Специальная группа ребят готовит музыкальное оформление, музыкальные паузы.

Вопросы задают командам последовательно, время на обдумывание вопросов - 30 сек.

  1. Самое низкое место в России? Название, местонахождение.
  2. Самый высокий действующий вулкан в России? Название, местонахождение.
  3. Самые высокие горы в России?
  4. Самое глубокое море у берегов России?
  5. Самое глубокое озеро в России?
  6. Самый крупный остров в России?
  7. Самая длинная река в России?
  8. Самая многоводная река в России?

Командам предлагают карточки с заданиями.

Вам нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось:

1. Названия городов: навар - Нарва

остров - Ростов

реки: мура - Амур

2. Названия городов: игра - Рига

кушак - Кушка

реки: данил - Линда

3. Названия городов: Куба - Баку

Кусну - Нукус

реки: уран - Нура

4. Названия городов: рубаха - Бухара

веки - Киев

реки: мука - Кума

Второе задание выполняют не более 1 мин.

  1. Лохматое животное со страдальческим выражением морды, смирившись со своей неподвижностью, висит на дереве вниз головой целыми часами? (Ленивец, Южная Америка.)
  2. Самое длинное животное? Сколько у него шейных позвонков? (Жираф, 7 позвонков, Африка)
  3. Самое крупное на Земле животное? (Слон, Африка, Азия)
  4. Гигант моря, млекопитающее? (Синий кит)
  5. Животное, которое называют «кораблем пустыни»? (Верблюд)
  6. Обитает в теплых краях, носит детенышей в сумке на животе? (Кенгуру, Австралия)
  7. Самая крупная из современных птиц, быстро бегает, но не летает? (Страус, Австралия)
  8. Птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая? (Пингвин, Антарктида)

Предлагают задание: назвать наибольшее число рек нашей страны. Называют по очереди, не повторяясь. Победителем считается та команда, за которой остается последнее название. Время аукциона - не более 10 мин.

Много поэтов посвятили свои стихи нашей прекрасной Родине. Определить автора произведения прочитанных отрывков.

Завет веков и вместе

Предвестье будущих времен.

И в наши души, точно песня,

Могучим басом входит он.

Опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец! (А. Твардовский)

2. Кавказ подо мною, один в вышине

Стою под снегами, у края стремнины.

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отсюда я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье. (А.Пушкин)

3. Иных времен, иных картин предвижу я начало.

В случайной жизни берегов моей реки любимой;

Освобожденный от оков народ неутомимый

Согреет, густо заселит прекрасные равнины,

Наука воды углубит, по гладкой их равнине

ГБОУ СОШ села Самовольно-Ивановка

Игра: Что? Где? Когда?

(по географии)

учитель географии

Голощапова И.В.

2013 год

Цели игры:

развитие познавательной активности учащихся; выявление и повышение авторитета наиболее смекалистых и активных ребят; повышение интереса к предмету география.

Участники:

2 команды учащихся 8-9 классов по 5 человек.

Конкурсы:

    Разминка

(за каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл; время на подготовку 1 минута)

    Ока для Волги (приток).

    Орех с Чунги Чанги (кокос).

    Море, терпящее бедствие (Арал).

    Древний скандинав – воин (викинг).

    Противник Востока (запад).

    Почва полупустынь (солонец).

    Сосед чукчи (якут).

    Макушка Земли (полюс).

    Кто больше назовет?

Игроки выбирают по одному представителю от команды. Им предлагается назвать, по очереди, как можно больше географических объектов на букву «В». (1 балл за каждое правильное слово; называют по очереди по слову.)

    Неподготовленный ответ

Каждой команде дать описание географическому объекту, которое бы уместилось в одно предложение (1-ой – глобус, мыс Пиай; 1-ой – карта, о. Гренландия). (По 2 балла за каждый правильный ответ; время подготовки 3 минуты.)

    Отгадай название

Команды под руководством капитанов готовят описание какой-нибудь страны. Капитаны озвучивают это описание, команды пытаются отгадать название страны. Та команда, которая правильно назовет страну, зарабатывает 2 балла. (Время подготовки 5 минут.)

    Веселая география

(Время на раздумье 1 мин., за каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл)

    Какая река растет на дереве (Прут).

    Название какой реки у вас во рту (Десна).

    Какая река России носит название стороны света (Юг).

    Один из притоков Днепра состоит из предлога и количественного числительного. Называть реку Белоруссии. (Припять).

    Река, протекающая в Турции и Ираке, носит название хищного животного. Какого? (Тигр).

    Какая река на Дальнем Востоке (без последней буквы) и какое женское имя образуют вместе реку в Средней Азии? (Амударья).

VI Вопросник

(1 балл за каждый правильный ответ)

1.В чем измеряется атмосферное давление. (мм/рт.ст.).

2.Что такое литосфера.(Твердая оболочка Земли)

3.Родина кактусов. (Мексика).

4.Как называется предмет с помощью которого мы узнаём, какое сегодня число, день недели, год? (Календарь.)

5.Родина кенгуру. (Австралия.)

6.В каком городе будут Олимпийские игры в 2014 году? (Сочи.)

7.Как называется Южный полюс Земли? (Антарктика.)

8.Какой предмет помогает людям ориентироваться в лесу и не заблудится? (Компас.)

9.Как называются коренные жители какого- либо материка? (Аборигены).

10.Родина Олимпийских игр. (Древняя Греция.)

11.Вторая страна по числу населения. (Индия.)

12.Второй по величине континент земного шара. (Африка.)

13.Место, по которому текут реки в окружении берегов. (Русло.)

14.В какое время года бывает так называемое бабье лето. (Осень.)

15.Как называется Северный полюс Земли? (Арктика.)

16.В чем измеряется сила землетрясений? (В баллах.)

    Разгадывание кроссворда

(Время на разгадывание кроссворда 5 минут; за каждое правильно разгаданное слово команда получает 1 балл.)

Игра с болельщиками

«Самое - самое».

Болельщикам предлагается назвать самое – самое глубокое, большое, высокое, холодное. (За каждый правильный ответ болельщики приносят своей команде 1 балл.)

«Немного обо всем»

(За правильный ответ команде – 1 балл. Необходимо выбрать правильный ответ.)

  1. Кто открыл Америку?

А) Х.Колумб Б) Ф.Магеллан В) А.Веспучи

2. Кто совершил кругосветное путешествие?

А) Васко да Гама Б) Фернан Магеллан В) Френсис Дрейк

3. Как называется жилище индейцев?

А) Иглу Б) Вигвам В) Хижина

4. Из чего эскимосы строят свои жилища?

А) Из снежных кирпичей Б) Из бревен В) Из камня

5. Как называется жилище чукчей?

А) Яранга Б) Чум В) Изба

6. Науку о почвах создал.

А) В.В. Докучаев Б) Н.Н. Баранский В) Вернандский

7. Леса из каменной березы растут:

А) На Таймыре Б) На Камчатке В) В Приамурье

8.Гейзеры-фонтаны пара и воды встречаются:

А) На острове Сахалин Б) На полуострове Камчатка В) В Приморье

Подведение итогов игры. Награждение команды-победителей, самых эрудированных, самых активных игроков.

Разработка игры «Что? Где? Когда?»

Отборочный тур. В ходе отборочного тура формируются четыре команды по 3 человека. Тур проходит в четыре этапа. О готовности к ответу учащиеся сигнализируют лотами.

По ходу игры работает жюри. В отборочном туре оно отмечает тех учащихся, которые после объявления вопроса первыми поднимут лот.

Работники банка “Гео” контролируют передвижение капитала, т.е. раздают первоначальный капитал, взимают плату за вопрос, выигранный в ходе аукциона, выплачивают прибыль, полученную в результате правильного ответа.

Вопросы отборочного тура.

I этап

  1. Самый большой остров.
  2. Самый большой полуостров.
  3. Самая высокая точка мира.
  4. Самое маленькое море
  5. Самая глубокая впадина в Мировом океане.
  6. Самое жаркое место на Земле.
  7. Полюс холода планеты Земля.
  8. Самое сухое место на Земле.
  9. Самое влажное место на Земле.
  10. Самое мощное холодное течение в Мировом океане.

II этап

  1. Высшая точка Кордильер.
  2. Высшая точка Анд.
  3. Высшая точка Большого Водораздельного хребта.
  4. Высшая точка Гималаев.
  5. Высшая точка Альп.
  6. Высшая точка гор Атлас.
  7. Высшая точка гор Тянь-Шань.
  8. Высшая точка Памира.
  9. Высшая точка гор Кавказ.
  10. Высшая точка Уральских гор.

III этап

На каком материке находится озеро

  1. Байкал
  2. Титикака
  3. Танганьика
  4. Виктория
  5. Ладожское
  6. Большое Невольничье озеро
  7. Балатон
  8. Ньяса
  9. Балхаш

IV этап

  1. Самая длинная река мира.
  2. Самая многоводная река земного шара.
  3. Река, два раза пересекающая экватор.
  4. Река, на которой находится водопад Виктория.
  5. Самая крупная река Австралии
  6. Какую реку называли “отцом вод”?
  7. Притоком, какой реки является Иртыш?
  8. Ангара является левым или правым притоком реки Енисей?
  9. По какой реке проходит часть границы между Россией и Китаем?
  10. Какая река в Индии является священной?

Игра также проходит в четыре этапа.

В начале первого этапа командам вручают первоначальный капитал в условных деньгах (по 2000 долларов). Первый этап проходит в виде аукциона. Командам предлагается вопрос и называется первоначальная цена. Команды участвуют в аукционе, и право ответа предоставляется той команде, которая назвала большую цену. Соответствующая сумма изымается со счета команды в пользу банка “Гео”. В случае правильного ответа команда получает количество денег, обозначенных на вопросе. В противном случае пополняется фонд банка “Гео”.

Данное мероприятие проводится в форме игры в рамках школьной недели географии, за основу взят сценарий игры «Счастливый случай».
Класс делится на 2 команды (по 7 человек). Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с названием команды)
На столах таблички с названием команд: «ПЛАН» и «КАРТА»
Участники команд выбирают капитана,
Представляется жюри. (Старшеклассники)

Цели: закрепление изученного материала, проверка знаний терминологий по теме «План местности и географическая карта», закрепление навыков решения географических задач.
Игра состоит из 6 геймов.

Задания для 1 команды :

  1. Создатель первого глобуса? (М. Бехайм)
  2. Ученый, впервые вычисливший окружность Земли и выделивший географию из других наук? (Эратосфен)
  3. Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан)
  4. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков… (План местности)
  5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на Земле? (Географическая широта.)
  6. Совокупность неровности земной поверхности называется… (рельефом)
  7. Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии? (Относительная высота)
  8. Самая большая географическая широта? (90о)
  9. Воображаема прямая, проходящая через центр Земли и пересекающая земную поверхность на полюсах? (Земная ось)
  10. «Адрес» любого объекта на поверхности Земли определяется… (географическими координатами)

Задания для 2 команды :

  1. Солнце и небесные тела, вращающиеся вокруг него образуют… (солнечную систему)
  2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
  3. Окружность, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору? (Параллель)
  4. Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков? (Географическая карта)
  5. Расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки на Земле? (Географическая долгота)
  6. Воображаемая линия, которая делит Землю на северное и Южное полушария? (Экватор)
  7. Высота точки земной поверхности над уровнем моря называется… (абсолютной высотой)
  8. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
  9. В каких точках «встречаются» все меридианы? (Северный и южный полюс)
  10. Что называют вторым языком географии? (Карта)

2 гейм «Заморочки из бочки»

Команды получат по 4 задания, по очереди выбирая числа от 1 до 8, время на задание 2 мин. за каждый правильный ответ – 1 балл.

1. В каком направлении движется судно, если по мере его движения изменяется только широта, а долгота остается неизменной; если изменяется только долгота, а широта остается неизменной. (С-Ю или З-В)

2. Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:

(От станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.)

3. Замените выделенные слова условными обозначениями:

«Здравствуй, Андрейка!
Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге»

4. Установите соответствие:

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см –10 м

1:10000

в 1 см – 100 м

1:75 000 000

в 1 см – 750 км

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000 000

в 1 см – 80 км

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см – 750 км

1:10000

в 1 см – 80 км

1:75 000000

в 1 см – 10 м

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000000

в 1 см – 100 м

5. Установите соответствие: (а – 5, б – 3, в – 2, г – 1, д – 4)

6. Определите масштаб плана, если на них дорога длиною в 3 км имеет длину 10 см.

А) В 1см 3000 м
Б) В 1 см 30 км
В) В 1 см 300 м

7. Запишите в таблицу численные масштабы, соответствующие указанным именованным.

Именованный

Численный

в 1 см - 5 м

1:500

в 1 см - 450 м

1: 45 000

в 1 см - 500 м

1:50 000

в 1 см - 25 км

1:2 500 000

в 1 см - 1 км

1:100 000

в 1 см - 50 км

1:5 000 000

в 1 см - 25 м

1:2 500

8. Чтобы определить стороны горизонта, мы обычно находим направление на север. Где на земном шаре наши взоры всегда будут обращены на север, как бы мы не поворачивались. (Южный полюс)

3 гейм «Ты мне – я тебе»

Капитаны команд выбирают задания для своих соперников, называя числа от 1 до 6, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш., 21° з. д. Скажите, как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна. (о. Исландия)

2. В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его на карте по координатам 18° ю. ш., 26° в. д. (вдп. Виктория)

3. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Найдите его на карте (27° ю. ш., 109° з. д.) . (о.Пасхи)

4. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Укажите его название, если его координаты 6° с. ш., 61° з. д. (вдп. Анхель)

5. 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты 69о ю.ш. и 91о з.д. найдите и назовите этот остров (о. Петра I)

6. Корабль находящийся в точке 30 о ю. ш 70 о в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощи. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30о ю.ш. 110о в.д.) и «Вера» (20о ю.ш. 50о в.д.) . Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? («Вера»)

4 гейм «Темная лошадка»

Кто быстрее и точнее расшифрует послание (max 5 баллов) .

5 гейм «Конкурс капитанов»

Дается 3 задания разной сложности капитан получает количество баллов в зависимости от выполненного задания, если выполняется несколько заданий, то баллы суммируются. На выполнение задания дается 7 мин.

5 баллов. Каким видом транспорта можно быстрее совершить «кругосветное» путешествие (с возвращением в точку отправления): самолетом по экватору (средняя скорость 800 км/ч), на морском судне по 60° ю. ш. (средняя скорость 40 км/ч) или на лыжах по 89° ю. ш. (средняя скорость 12 км/ч). Сколько времени будет продолжаться каждое из этих путешествий (не учитывая остановок)? (На самолете – 50 ч., на морском судне – 500 ч., на лыжах – 58 ч.)

4 балла. Найдите изображение отмеченных на панораме местности ориентиров на фрагментах топографической карты: (1 – г, 2 – е, 3 – ж, 4 – а, 5 – б, 6 – и, 7 – з, 8 – д, 9 – в, 10 – л, 11 – к) .

3 балла . Какое место на Земном шаре ближе всего расположено к центру Земли? Почему? (У полюсов, т.к. Земля приплюснута у полюсов)

Одновременно с конкурсом капитанов проводится конкурс для остальных членов команд. За каждый правильный ответ 1 балл.

Заполните таблицу, определив географические объекты по данным координатам.

6 гейм «Гонка за лидером»

Капитаны перед конкурсом выбирают конверт с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.

1 команда

1. Уменьшенная модель Земного шара – это … (глобус)
2. Условная линия на плане, которая соединяет точки с одинаковой абсолютной высотой?
(Горизонталь)
3. Азимут измеряется в …
(градусах)
4. Широта бывает…
(северной и южной)
5. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане.
(Масштаб)
6. Какое кругосветное путешествие будет короче: по экватору или по 60
о с. ш.
7. Прибор для определения сторон горизонта.
(Компас)
8. Легенда карты – это …
(условные знаки)
9. Все параллели имеют одинаковую…
(форму – окружность)
10. Сторона горизонта, имеющая азимут 270
о (Запад)

2 команда

1. Угол между направлением на север и направлением на предмет, измеряется в градусах по ходу часовой стрелки? (Азимут)
2. Долгота бывает…
(западной и восточной)
3. Путь, по которому движутся планеты.
(Орбита)
4. Точка, у которой только одна координата.
(Полюс)
5. Как называется линия, до которой нельзя дойти?
(Горизонт)
6. Сторона горизонта, имеющая азимут 90
о . (Восток)
7. Умение находить стороны горизонта.
(Ориентирование)
8. Самая длинная параллель.
(Экватор)
9. Этот полюс на глобусе находится внизу.
(Южный)
10. 510 млн. кв. км.– это…
(площадь поверхности нашей планеты)

Конкурсы для болельщиков

Конкурсы для болельщиков можно провести, когда жюри подводит итоги конкурса или одновременно с конкурсами для команд. Оценка за каждое задание 5 баллов, приплюсовываются к счету команды, за которую они болеют.

Задание 1 . Впишите в пустые клетки названия объектов, соответствующих изображенным условным знакам.

Задание 2 . Каждой команде болельщиков раздаются разрезанные карточки. Задача – установить соответствие «Картина – условный знак».

Подведение итогов. Награждение победителей

Литература :

1. «Вопросы и задачи по географической карте и глобусу» В.А. Жучкевич, Минск – «Высшая школа» 1981 г.
2. «Дидактические материалы по физической географии 6 класс» Н.Н. Ладилова, М.–«Просвещение», 1998 г.
3. «Тематический и тестовый контроль по начальному курсу географии» О.В. Чичерина, М. – «Сфера», 2000 г.
4. «По страницам занимательной географии» Г.П. Пивоварова, М. – «Просвещение» 1999 г.
5. «Занимательные вопросы по географии» Б.А. Нагорный, М. – «Учпедгиз» – 1958»
6. «Веселая география на уроках и праздниках» И.Д. Агеева, М. – «Сфера», 2004 г.
7. «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям» Н.А. Касаткина, Волгоград – «Учитель», 2003 г.
8. «Занимательные вопросы по географии» Н.М. Гробштейн М. – «Просвещение», 1965 г.
9. «География. 6 класс. Поурочные планы» И.И. Нагорная, Волгоград – «Учитель», 2007г.