Как живут слепоглухонемые. Знаменитые слепоглухие люди (I). Лора Бриджмен Сюжет для фильма «Слепая собака-поводырь»

Поют… глухие? – Да!

Как прийти к Богу, если ты не видишь и не слышишь? Конечно, Бога не видели и зрячие, не слышали и слышащие. Но они видят красоту Божиего мира, слышат его звуки, и им вроде бы легче поверить, что все это создал Бог…

О том, кто и как помогает слепоглухим найти дорогу к храму и жить в мире красок и звуков, не видя и не слыша их, впервые я узнала год назад в Троицком Доме ученых ТНЦ РАН (г. Троицк, Октябрьский проспект, 9-б), где проходил второй арт-фестиваль «Дари добро» в пользу Дома слепоглухих в Пучково . Тогда специально для участия в концерте из Дагестана приехал незрячий музыкант Руслан, который замечательно играл на гитаре и пел. 3 июня 2018 года подопечный Дома Богдан выступал здесь на четвертом фестивале, а 16 августа Татьяна, приехавшая из Рязани, исполнила прекрасные русские романсы на выпускном вечере Дома слепоглухих, во время которого подопечным торжественно вручили аттестаты.

Ни слепота, ни нарушение слуха не мешают Татьяне красиво петь и играть на аккордеоне. Правда, три года назад, потеряв любимого мужа, женщина перестала петь, и ее аккордеон замолчал. Только в Доме слепоглухих она запела вновь, даря радость благодарным зрителям и слушателям, большинство из которых не видят и не слышат. На выпускном вечере после нее под аккомпанемент гитары и рояля душевно пели и преподаватели Дома слепоглухих. А еще они и их подопечные читали стихи.

30 июля одним из лауреатов IX международного фестиваля-конкурса православной и патриотической песни «Арзамасские купола» стал дуэт «Обычные люди» из города Рыбинска. Диплом второй степени в номинации «Авторская песня» из Арзамаса увезли в Ярославскую область гитарист Анатолий Батраков и поэт, композитор, автор-исполнитель Галина Лупандина, которая почти ничего не видит, но, к счастью, слышит. Поэтому ее прекрасное пение никого не удивляет, как и пение известной незрячей певицы Дианы Гурцкой. А вот пение слепоглухих. Конечно, удивляет. Как можно петь, не имея слуха и не слыша себя?

Сюжет для фильма «Слепая собака-поводырь»

Уезжая из Дома слепоглухих, человек преображается на глазах. Он начинает чувствовать себя не инвалидом и обузой, а активным членом общества, которому, правда, очень нужен помощник, готовый видеть и слышать за двоих. Часто таким помощником становится пес-поводырь. И иногда жизнь подбрасывает такие сюжеты, какие не придумает ни один писатель или режиссер.

Знаете ли вы, что в последнюю среду апреля жители более шестидесяти стран мира отмечают необычный праздник – день собаки-проводника (или поводыря). В России официально действуют лишь два центра, где собак обучают помогать незрячим и слабовидящим людям беспрепятственно передвигаться в открытом пространстве. Это Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников, созданная в 1960 году, и АНО учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов», действующий с 1999 года. Около полугода собаки проходят подготовку, осваивая навыки сопровождения незрячего человека в транспорте и на улице, правила поведения в общественных местах, курс общей кинологической подготовки. После этого они сдают экзамен и знакомятся со своим будущим хозяином.

Для незрячего человека собака – не просто помощник, но друг, с которым делишь и печали, и радости

Для незрячего человека собака – это не просто помощник на улице и дома, но в первую очередь друг, с которым он делит и печали, и радости. «А друзей не предают», – уверен подопечный Дома слепоглухих Игорь Семенов, приехавший на обучение вместе со своей второй собакой-поводырем – ослепшей Умби.

Когда умерла первая собака, все его домочадцы очень расстраивались, и Игорь решил больше не брать себе помощника. Но как жить без друга, с которым можно гулять, ездить на дачу? «В школе подготовки собак-проводников, которая находится подмосковном городе Купавна, две недели мы с Умби привыкали друг к другу, она под руководством инструктора учила меня ходить на специально подготовленном школьном маршруте, преодолевать препятствия, гулять и ухаживать за ней, – рассказывает Игорь. – А когда мы приехали домой, уже я показывал ей свои маршруты от дома до работы, поликлиники и магазинов».

Но через три года общительная и добрая Умби заболела, начала натыкаться на предметы. Денег на лечение не было. В школе, откуда он забирал Умби, ему предложили поменять ее на здоровую собаку, но он категорически отказался, сказав, что собака для него как ребенок, которого невозможно отдать. По инициативе Сергея Сироткина, президента общества слепоглухих «Эльвира», автор журнала «Фома» Юрий Пущаев и сотрудники Дома слепоглухих собрали средства на операцию.

Необходимую сумму передали в Пучково, куда Игорь приехал вместе с Умби. Операцию собачке делали в Щербинской ветеринарной клинике, но она не помогла. Слепая Умби по-прежнему водит хозяина по привычным маршрутам, а вот переходить дорогу в незнакомом месте помогает ей уже он.

Игорю кажется, что Умби даже не понимает, что она лишена зрения, ведь ей в первую очередь надо помогать хозяину, волноваться не за себя, а за его жизнь и безопасность. Вот такая история о преданности и верности двух слепых – человека и собаки.

С Брайлем по жизни

Самая лучшая награда за труды – письма подопечных, которые теперь они пишут сами

Дом слепоглухих в Пучково напоминает школу, где за один-два месяца нужно освоить все самое важное, что пригодится в жизни. Обучение проходит здесь по четырем основным программам. Прежде всего это азбука Брайля – основное средство для чтения и письма, созданное специально для незрячих людей. Шрифт Брайля – выпуклые точки, которые выстраиваются в определенном порядке и составляют буквы. Когда слепой юноша Луи Брайль, живший в XIX веке, придумал свой шрифт, он не мог себе вообразить, что в XXI веке незрячие люди с помощью специальной компьютерной приставки Брайля, которая преобразует текст на экране в шрифт Брайля, смогут пользоваться компьютером и мобильными гаджетами, ставшими для них окном в огромный мир. Благодаря современным технологиям незрячий человек может набирать на компьютере текст с помощью специальных ручных машинок и распечатывать его на специальном принтере. И это не фантастика! Вот почему важно и второе направление в обучении – компьютерная грамотность. Самой лучшей наградой за труды для сотрудников Дома являются благодарственные письма их подопечных, которые отныне они пишут сами. Третье, чем занимаются в Пучково, – это социальная адаптация: ориентация в пространстве, приготовление пищи, обучение уходу за собой и другим необходимым в повседневной жизни навыкам. Четвертое – это обучение прикладным ремеслам и творчеству. Кроме того, приехавшие в Пучково люди посещают экскурсии и различные культурные мероприятия, проходят программы физического оздоровления, получают психологическую и духовную помощь, ездят в паломнические поездки, посещают богослужения.

Дивное Дивеево и другие святыни Православия

На сайте храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково Нина Гвоздева рассказала о поездке в Муром и Дивеево прихожан храма и подопечных Дома слепоглухих. Она состоялась 14–16 июня 2015 года. «Слепоглухих с нами 5 человек: Наташа и Люба не слышат, но немножко видят. Они общаются жестами. Лена слабовидящая и слабослышащая, слышит с аппаратом, отлично знает жесты, но и голосом тоже хорошо говорит. Саша – тотально слепоглухой, он не видит и не слышит, но замечательно общается жестами и дактилем. Тамара не видит, но неплохо слышит, с ней мы говорим голосом. С нами также преподаватели Дома слепоглухих, сотрудники и волонтеры». Молитва сопровождала паломников по пути в Дивеево и обратно. Вместе они читали Богородичное правило, молитвы и каноны ко Причастию, вместе причащались в Дивеевской обители.

В другой раз в Переславле-Залесском паломники посетили монастырь преподобного Никиты Столпника, окунулись в его источник, приложились к его мощам и веригам, спустились в часовню-столп, где преподобный на коленях очень долгое время творил Иисусову молитву. Побывали в Спасо-Преображенском соборе, в котором был крещен Александр Невский. В Феодоровском женском монастыре приложились к чудотворному образу Божией Матери «Андрониковская».

Ездили и к Животворящему Кресту Господню в Годеново. По преданию, пастухи увидели в облаке света «несказанного» висящий в воздухе Крест. Исходящий от Распятия голос предсказал, что на этом самом месте, где сейчас болото, будет дом Божий, а приходящие помолиться с верой люди получат исцеления. Чудеса совершаются здесь и по сей день.

Кстати, Дом слепоглухих приглашает в свои интересные поездки не только своих подопечных, но и всех желающих. На комфортабельном автобусе в сопровождении опытного сотрудника вы можете поехать в новые для себя места, где по сей день Господь и Его святые являют чудеса, способные кардинально изменить жизнь человека. Записаться в поездку можно у Марии Зелениной по телефону: 8-985-619-33-60.

Самолетик и сердечко – символ фестиваля «Дари добро»

Разумеется, и на поездки, и на деятельность Дома слепоглухих нужны деньги – и немалые. А где их брать? Конечно, у добрых людей. Многие из них пришли 18 июня 2017 года в Троицкий Дом ученых, где я вместе с коллегами проводила анкетирование, на второй благотворительный арт-фестиваль «Дари добро». Третий фестиваль провели здесь в декабре 2017 года, а 3 июня нынешнего года на территории Дома ученых прошел уже

В рамках Московской международной книжной ярмарки 2 сентября 2015 года состоялась презентация совместной издательской программы Фонда поддержки слепоглухих «Со–единение» и издательства «Эксмо».Были представлены пять книг. Две из них – сборники документальных историй слепоглухих людей: издание «Я живу. Дневник слепоглухого» и подарочный альбом «Я живу». В этих книгах собраны произведения, созданные слепоглухими людьми. Это короткие рассказы о ярких моментах в их жизни, тревогах, переживаниях, надеждах.

«Мысли вслух»

Алена Капустьян, 16 лет. Родилась в г. Орехово-Зуево. В 1,5 года потеряла слух, а в 6 лет после оперативного вмешательства потеряла зрение. С 6 лет обучается в Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих. В 2013 году участвовала в проекте «Класс мира», который проходил в г. Сочи.

Алена Капустьян

В марте 2014 года от этого же проекта участвовала в закрытие параолимпийских игр - несла с ребятами флаг. Осенью 2014 года стала участником театрального проекта «Прикасаемые» при поддержке Фонда «Со–единение». «От участия в проекте «Прикасаемые» я получаю очень яркие впечатления, после репетиций настроение поднятое. Я приобрела много друзей, а для меня это очень важно. Проект мне помогает жить и узнавать много нового и интересного о театре», – отмечает Алена.

Утро

Наливаю себе чай. Он переплескивается через край.

Я пока еще опасаюсь плиты: вдруг перепутаю выключатели? А вот огня не боюсь, он мне приятен – греет, как маленькое солнце.

Днем иду в гости. Господи, кто бы только знал, как я хочу слышать быстрый говор телевизора! К сожалению, не могу в таком быстром темпе разбирать слова ведущих.

С тоской думается: счастливые те, у кого есть зрение и слух. Веселятся, дружат, улыбаются. Влюбленные парочки вдвойне счастливы.

Будет ли в моей жизни любовь?

День

Иду по длинному коридору. Иду самостоятельно, водя рукой по стенам. В интернате для слепоглухих уже каникулы, и уроков нет. Я давно сдала контрольные работы за четверть на одни четвертки и пятерки. С тростью ходить не люблю, стесняюсь. Для меня это просто палка, с которой ходит хромоногий человек. Намного лучше собака-поводырь: так не видно, что слепая. Когда-нибудь такая собака у меня будет.

И усилитель звука тоже будет, я знаю. Мне рассказывали, что на выставке инноваций однажды видели глухого мужчину с таким аппаратом. Он хорошо слышал и разговаривал, как здоровый человек.

Вечер

Когда на душе грустно, я сажусь за компьютер и переписываюсь с друзьями – выхожу в интернет самостоятельно, и общаюсь при помощи специальной приставки для слепых. Конечно, ребят хочется видеть, слышать их голоса, чувствовать их дыхание, ощущать их руки, а переписка – что это? Неживое…

В детстве было проще. Я любила играть, читать книжки вслух. А потом я поняла, что многие дети общаться совсем не умеют, дразнятся, хулиганят. В моем родном поселке у меня нет друзей. Были знакомые ребята, но они меня предали. Не понимаю за что. Гуляют теперь себе, развлекаются, а я им не интересна.

Что вы делаете, ребята? Надо жалеть сверстников-инвалидов, им надо помогать. Господь потом благословит вас за доброе сердце.

Ночь

Скорее бы закончить школу, и пойти в студенческие курсы! Чувствую, что могу учиться наравне со сверстниками. В интернате учат не так, как в обычных школах, – программа проще. В голове постоянно крутится вопрос: почему нет института для слепоглухих?

Поначалу все думали, что я стану массажистом. А потом я попала в театр и первую роль запомню навсегда, клянусь. Теперь я планирую пойти учиться на актрису, чтобы играть в спектаклях, ведь глухота для этого не помеха. Ведь правда?

Спать ложусь с молитвой.

Ночью вижу чудесные сны.

«О Брайле, смысле жизни и украинских щах»

Михаил Ильиных, 51 год. Жизнь дважды сыграла злую шутку с Михаилом – зрение он терял два раза. На сегодняшний день Михаил тотально слепоглухой. Наличие слухового аппарата немного компенсирует отсутствие слуха. А верный друг – собака-проводник Кетти – помогает в передвижении. Михаил ведет активный образ жизни, посещая занятия по лепке. «В ней (лепке) заключается теперь смысл моей жизни», – говорит Михаил.

Михаил Ильиных

О Брайле…

Как жить без зрения и слуха??? Жить, не видя света и красок. Жить, не слыша даже собственного голоса. Как можно научиться так жить, спросите вы?

Надо сказать, что зрение я вообще терял дважды. Первый раз это произошло в 1984 году, но потом зрение каким-то таинственным образом вернулось ко мне. Каким – даже окулисты тогда не понимали. Потом говорили, что зрение будет падать, потому что это такое заболевание, и нет технологий, чтобы остановить этот процесс. Так оно и получилось.

Второй раз и окончательно зрение ушло шесть лет тому назад. Ну, а слух у меня падает уже очень давно. С 1996 году стал использовать слуховой аппарат, что дает возможность хоть немного ориентироваться.

… Брайлю меня учили. Я могу писать, но не могу читать, потому что пальцы у меня обожженные. Но, я думаю, со временем освоюсь. Мимику и жесты я знаю с детства, но, когда зрение было хорошим, я общался на расстоянии, а когда потерял зрение – начались проблемы с обратной связью. Наверное, надо просто побольше общаться. Думаю, все наладится…

Вообще, мимике и жестам я учился лет с трех-четырех – еще в яслях для слабослышащих и глухонемых детей. Потом – в Истринской школе-интернате имени 15-летия Октября. Там мы уже вовсю общались на языке мимики и жестов. Брайлю же я первоначально учился в 84-м году в Волоколамске, когда впервые потерял зрение.

О смысле жизни

Жить без зрения и слуха можно. Можно научиться жить, можно адаптироваться к ситуации, но смириться с этим невозможно. Что может ощущать человек, переставший видеть и слышать? Если грубо сказать, он – живой труп. Особенно поначалу. Уж простите за прямоту, но что делать, если это и в самом деле так? Наваливается ужасающая, непривычная изоляция… Словами не передать. Для меня это было хуже всего. Знаете, к этому адаптироваться, по-моему, невозможно. Все равно слишком многого не хватает. Особенно чувствуется разница в музыке: все идет не в стерео –, а в моно звуке. Иногда хочется слышать высокие звуки, в знакомых музыкальных вещах ведь знаешь точно, что на каком такте должно быть – а этого нет … Музыку и аудиокниги я сейчас слушаю на дисковом плеере. Мне очень нравится джаз и классика. Часто покупаю чистые диски, чтобы мне на них записали новую музыку. До сих пор остаются зрительные воспоминания. И это главная моя боль!

Возможно мне легче, чем от рождения слепым людям. Остаточные зрительные воспоминания помогают хотя бы отдаленно понять, как выглядит тот или иной предмет, какого он цвета. Но цвета – это ведь уже больше про художников. А для тех, кто зрение потерял, мне кажется, роли уже не играет. Ты все равно не видишь. Самое главное для меня сейчас – чтобы можно было лепить красивые вещи. Это – тактильные ощущения, а не чувство цвета. Это я понял полгода назад, когда занялся лепкой. В ней заключается теперь смысл моей жизни.

Три раза в неделю я посещаю занятия по лепке, где встречаюсь с такими же, как я слепоглухими людьми. Это дает мне не только возможность общения. Это дает мне больше. Гораздо больше. Это смысл жизни. Ты понимаешь, что ты живой, ты можешь чувствовать. И эти ощущения, это счастливое и радостное состояние вновь и вновь возвращает тебя к жизни. Есть, конечно, ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться при посещении занятий по лепке.

Михаил Ильиных

Мне приходится добираться до Москвы из Сергиева Посада на электричке. В этом сложном для слепоглухого человека деле (а выход на улицу для слепоглухого человека одному без сопровождающего – это, не побоюсь этого слова, подвиг) мне помогает мой верный друг – собака-проводник Кетти. Да. Со зрячим человеком сотрудничать было бы, конечно, удобнее, потому что собака – она выбирает, где пройти, где обойти, это великолепно. Но, допустим, идет тот же самый автобус или электричка, не может же пес мне об этом сказать, верно? Или в магазине собака мне не сообщит цену товара при всем своем желании. И все же, благодаря моему верному другу я не похоронен в четырех стенах, а могу передвигаться на улице.

О борще…

Я не люблю сидеть дома. Мне больше нравится находиться вне домашних стен. Ежедневно выхожу из дома. Гулять. В город. Если ярмарка, то уже не три, а четыре, иногда и пять дней в неделю. Раньше, когда еще было зрение, немного поездил. В Йошкар-Олу и в Нижний Новгород. Главное для меня сейчас в путешествиях – удобство. Люблю, чтобы было комфортно заходить в кафе, в магазины. Чтоб без всяких там чудачеств. С собакой, мол, нельзя заходить… Чушь! А ведь были и такие случаи…

А вообще, хочу научиться сам готовить. Вот, к примеру, хотя бы мясное рагу. Это легко – закладывается все разом и сразу все тушится. Отдельно, когда одно, потом другое – неудобно, время теряешь. Но больше всего я люблю азу. Еще – украинский борщ…

На презентации еще были представлены три издания, повествующие о достижениях российской и зарубежной науки в деле реабилитации людей с одновременным нарушением слуха и зрения: «Загорский эксперимент: история и современность», «История обучения слепоглухих в России», «Сборник докладов международной конференции „Проблемы слепоглухих, опыт, задачи, перспективы“». Сборник «Я живу. Дневник слепоглухого» и книга «Загорский эксперимент: история и современность» в ближайшее время поступят в продажу в книжные магазины по всей России по цене около 400 рублей за экземпляр.

В некотором царстве в некотором государстве решил царь свою единственную дочку музыке обучать. Из далёкого тридесятого царства тридевятого государства был приглашён лучший в мире учитель музыки. Во дворце стоял старинный рояль. Учитель внимательно осмотрел рояль и сказал, что рояль отличный, но его нужно настроить.
Главный министр говорит царю:
-Ваше Величество есть тут у нас отличные настройщики…
-Так вели им немедленно явиться во дворец,- приказал царь.

Это были четыре старика. Один из них был глухой, другой слепой, третий немой, а четвёртый безногий.
Посмотрел на них царь.
-Ты, что смеёшься надо мной, - стал он ругать главного министра.
-Это же старики, инвалиды.
-Давай мне из заграницы самых лучших, какие только ни есть настройщиков.
Много настройщиков приезжало, настраивало рояль и заграничных и местные. И самые лучшие и не очень. Откуда только их не приглашали, но
подойдёт учитель музыки к роялю, поиграет, и скажет:
-Не звучит! Плохо настроен.
Уедут настройщики.
Новые приедут. Настроят рояль.
Подойдёт Учитель музыки поиграет на рояле:
-Не звучит! Плохо настроен.
-Ваше Величество,- говорят царю,- уж какие известные и знаменитые эти настройщики
не настраивали рояль, а подойдёт учитель музыки поиграет на рояле:
-Не звучит! Плохо настроен. Что ему нужно?
-А ему нужно, чтобы рояль отлично настроен был. Вот, что ему нужно.
- Не имена и должности настраивают рояль, а люди. Если учитель музыки говорит, что рояль настроен плохо, значит, он настроен плохо.
Главный министр говорит царю:
-Ваше Величество может пригласить тех четверых стариков…
-Говорят, что они мастера отличные.
-Ну, пусть попробуют,- разрешил царь.
На следующее утро настройщики были во дворце.
Весь день они настраивали. Вечером учитель музыки поиграл на рояле и воскликнул:
-Великолепно! Отлично настроен.
-Не могу понять, - говорит царь
Как вы четыре старика. Один из вас глухой, другой слепой, третий немой, а четвёртый безногий смогли сделать это? Столько до вас было всяких настройщиков. Ни кому не удалось угодить нашему учителю музыки. А вы.… Как вы вообще работаете.… Один из вас слепой, другой глухой, третий немой, четвёртый безногий.… Не понимаю.
Да просто ваше Величество:
Наш слепой отлично различает звуки, он прежде был одним из лучших музыкантом мира. Когда безногий, он тоже в прошлом играл на рояле, нажимает, на какую либо клавишу слепой говорит нашему глухому, который раньше был великолепным рояльным мастером, как подстроить звук.
-А немой, что у вас делает?- спросил царь
-Немой пересказывает жестами слова слепого глухому,- ответили мастера.
-Так,- велел царь главному министру.
-Наградить их так, чтобы они до конца своей жизни ни в чём не нуждались.
Вот и сказке конец, кто слушал тот молодец.

Рецензии

Было это,в 1984 году в Омске,тогда на вокзалах искали пьяниц и набрав бригаду строили в совхозах(шабашничали)нужны были штукатуры. Меня послали искать рабочих,нашел трех бичей и взяв такси еду в Кармиловский район.Да я им бутылку купил на дорогу.За городом они начали меж собой ругаться и я с переднего сиденья разворачиваюсь и подергав за колено центрального мужика, лет пятьдесят,говорю успокойтесь и чувствую у него протез,нет ноги ниже колен)) Я таксисту говорю останови и выведя его с машины отвел в сторону и говорю.Ты что шумишь,буйный такой,резко пройдя несколько шагов сажусь в машину и говорю гони.Через несколько дней,земляк с соседнего колхоза говорит,привез с города бича,без правой ноги,не поверишь за 30 лет не видел что бы так быстро и ровно штукатурили(((((((((((Не когда нельзя не до оценивать человека!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Вы слышали о Хелен Келлер? Она была слепой и глухой, но это не помешало ей стать политическим деятелем, читать лекции и писать книги.

Хелен Адамс Келлер родилась 27 июня 1880 года в Таскамбии, штат Алабама, США. От рождения девочка слышала и видела, как все обычные люди. В 1882 году после болезни то ли скарлатиной, то ли менингитом она перестала реагировать на внешние раздражители — звуки и жесты — из чего стало понятно, что ребенок потерял слух и зрение.

Когда Хелен было 6 лет, ее мать Кейт отправилась к ученому Александру Беллу, который изобрел телефон. Белл работал с глухими детьми и предложил семье Хелен обратиться к директору школы Перкинса для слепых, Майклу Анагносу. Тот, в свою очередь, посоветовал выпускницу школы, у которой была частичная потеря зрения, Энн Салливан, которая и начала учить Хеллен общаться посредством написания слов по буквам на ее руке. Однако в начале обучение особых плодов не принесло.


Через несколько месяцев упорного труда Энн сделала прорыв — подведя Хелен к водяному насосу, она подставила ладонь девочки под струю воды, а на другой написала “вода”. Это было началом быстрого обучения Хелен. Впоследствии она смогла читать выпуклые буквы и писать их, а затем перешла к шрифту Брайля. Хелен отправилась учиться в Кембриджскую школу для девушек, а осенью 1900-го поступила в колледж Редклифф, где стала первым человеком без слуха и зрения, получившим степень бакалавра искусств.

За время своей карьеры Хелен Келлер написала ряд книг и очерков, включая “История моей жизни” (1903), которая стала признанной классикой, “Мир, в котором я живу” (1909), “Из темноты” (1913), а также серию очерков по социализму и произведение “Учитель”, опубликованное в 1955.

В 1919 году в Голливуде был снят фильм о жизни Хелен под названием “Спасение”, однако сама она была огорчена тем, что смысл картины был приукрашен. В 1953 году вышел документальный фильм “Непобежденная”, также о жизни Хелен. Фильм удостоился Оскара. Кроме того, была экранизирована драма под названием “Сотворившая чудо”, которую также играли на Бродвее.

Кроме писательского творчества, Хелен Келлер была членом социалистической партии Массачусетса, США, и много лет отдала сбору средств для глухих и слепых людей. С 1918 Хелен усиленно собирала средства для Американского фонда слепых, а также неустанно проводила мероприятия по улучшению условий жизни и образования для незрячих. Ее активная деятельность стала главным фактором, изменившим жизнь людей с сенсорными проблемами.

После стольких лет успешной общественной и литературной деятельности в октябре 1961 года у Хелен случился первый инсульт, после чего ей пришлось уйти с публики. Она прожила оставшиеся годы в своем доме в Истоне, штат Коннектикут, США. 1 июня 1968 года Хелен умерла во сне. Ее останки погребены рядом с ее верной наставницей Энн Салливан и Полли Томсон, которая стала переводчиком Хелен после смерти Энн.

Хелен никогда не считала себя жертвой злого рока. Она вела себя не как слепая, а как прозревшая. Она стала настоящим Человеком в большей степени, чем многие здоровые люди.

18.01.2017

Этой статьей мы начинаем целый цикл рассказов о знаменитых слепоглухих людях, которые навсегда вошли в историю как тифлосурдопедагогики (так называется педагогическая дисциплина, которая занимается вопросами обучения и воспитания слепоглухих детей), так и шире – мировой культуры. Их на самом деле довольно много: Лора Бриджмен, Эллен Келлер, Ольга Скороходова, Сергей Сироткин, Александр Суворов и многие другие… Они собственным мужеством и стремлением к самосовершенствованию показали, что даже такой тяжелый недуг как слепоглухота не является непреодолимой преградой для человеческого и культурного развития.

И наш цикл мы хотим начать с рассказа о первой слепоглухой девочке в истории тифлосурдопедагогики («тифлос» значит по-гречески слепой, а surdus на латинском языке глухой), которую удалось научить разговаривать, читать, считать. Это была маленькая американка Лора Бриджмен. Как писал выдающийся российский и советский психолог и педагог А.И. Мещеряков, впервые в истории слепоглухой человек «был превращён в человека, владеющего словесным языком, мыслящего и умеющего выражать свои мысли».

Получается, что именно Лора стала в каком-то смысле первопроходцем, пионером в «стране тьмы и молчания» для всех последующих слепоглухих детей. Те методы и наработки, которые пришли в голову специалистам при работе с ней, послужили крепкой основой для дальнейшего прогресса в тифлосурдопедагогике. Ведь до Лоры никаких подобных примеров, зафиксированных в истории педагогической науки, не было. Еще в конце 18 века консилиум ученых, созванный из-за одного слепоглухонемого мальчика в Англии, вынес вердикт о невозможности обучения ребенка.

Непременное условие успешного развития слепоглухих детей

Лора Дьюи Линн Бриджмен (англ. Laura Dewey Lynn Bridgman) родилась 21 декабря 1829 года в городе Ганновер небольшого американского штата Нью-Гэмпшир. Она была третьей по счету из восьми детей в семье местных фермеров – Дэниэла и Гармони Бриджмен. Лора с рождения была очень слабеньким ребенком, с ней нередко случались судороги и припадки. Однако до двух лет она вполне нормально видела и слышала. Но в этом возрасте она тяжело заболела скарлатиной. Это была целая эпидемия, во время которой умерли две старшие сестры Лоры, а сама она в результате болезни стала слепой и глухой. К тому же беда, даже такая большая, не пришла одна. Лора утеряла не только главные чувства-теоретики, которыми человек и познает в основном мир – зрение и слух – но вдобавок частично чувство вкуса и обоняние.

Однако в дальнейшем девочке очень помогло то, что у ее родителей был друг семьи – чудаковатый холостяк мистер Эса Тинни (Asa Tenney). Он много возился с маленькой несчастной Лорой, например, гулял с ней по округе и даже учил ее вязать и шить. Кроме того, и мать поощряла самостоятельные действия Лоры, ее стремление ощупывать и изучать разные предметы и вещи, следить за движениями рук других людей. Вообще, как это стало ясно позже на примере Лоры и других слепоглухих детей, непременное условие их успешного развития – это не просто помощь им со стороны их близких, но обязательно поощрение их самостоятельных действий, познавательной активности, пусть поначалу самой простой.

Тем не менее, маленькая Лора оставалась слепой, глухой и немой девочкой. Ведь никто не знал, как с ней общаться и как разговаривать, как учить ее словесному языку и тем простейшим вещам, которые обычный ребенок часто усваивает просто сам собой, лишь наблюдая за близкими людьми и окружающим его миром. Вообще надо сказать, что любой слепоглухой с раннего детства человек, который выучивает не примитивный язык жестов, а полноценный словесный язык, да еще и может потом на нем писать, должен быть очень талантлив. Ведь у только слепых есть слух, и так они учатся говорить. У неслышащих людей перед глазами тексты, и так они учатся читать. Но слепоглухие не знают, что такое звук, цвет, музыка, им недоступно само собой цельное восприятие слова как отдельной единицы, которое усваивают даже только слепые и только глухие люди. Поэтому у таких слепоглухих с раннего детства людей, добравшихся до полноценного использования словесного языка, должны быть нерядовые способности, явно «выше среднего».

Обучение Лоры: великое начало

Лоре сильно повезло, когда ей было восемь лет. День 4 октября 1837 года навсегда изменил ее судьбу. Ведь именно тогда она благодаря посредничеству знавших ее медиков была принята в знаменитую Перкинсовскую школу для слепых. Напомним, что до этого ни один ребенок с потерей слуха, зрения и речи нигде не обучался. Эта Перкинсовская школа была основана в 1929 году и существует до сих пор. Она известна всему свету и до сих пор считается одной из лучших в мире по обучению для незрячих и слепоглухих детей и юношей.

Лора попала на обучение к директору школу, доктору Хоуву (Howe ).

Хоув имел весьма прогрессивные для своего времени взгляды. Например, в его клинике начали пользоваться шрифтом Брайля еще в 30-х годах – т.е. за сорок лет до того, как тифлопедагоги оценили его преимущества перед другими шрифтами. До этого при обучении и чтении слепых людей признавались лишь те линейные шрифты, которые в большей или меньшей степени копировали буквы алфавита для зрячих. Хоув же придумал специальный линейный рельефный шрифт, и на нем стал издавать учебники для своей школы. Именно при помощи этого шрифта, получившего название бостонского, и была позже обучена первая слепоглухонемая ученица – Лора Бриджмен.

Хоув решил сразу учить Лору отдельным словам, а не буквам, которые не могут ничего говорить слепоглухому. Собственно, именно так, целыми словами, учат язык и обычные маленькие дети.

Хоув брал сначала обычные предметы ежедневного обихода, которые обозначались короткими словами: ключ, ложку, нож и др. Он наклеивал на них этикетки с их названиями, составленными из рельефных букв, и давал их для ощупывания своей ученице. Сначала этикетки с буквами были для Лоры как бы частью ощупываемого предмета. Но потом эту этикетку отделяли от вещи, она оказывалась весьма своеобразной частью, которая может быть отделена от предмета. Лоре стали давать только названия, а она по ним находила предметы. Потом каждую этикетку стали разрезать на отдельные буквы и из них складывать эти и другие слова, которыми можно обозначать показываемые предметы.

Постепенно Лора стала понимать, что этими вот значками можно обозначать и представления о предмете, и свое желание иметь какой-то определенный предмет. 24 июля 1839 года десятилетняя Лаура впервые сумела правильно вывести на бумаге своё собственное имя, которого при поступлении в школу не знала вовсе. Для Хоува это был праздник – почти два года удивительного терпения и усидчивости привели к достойному результату.

Автограф Лоры

В дальнейшем Лору учили писать значки – буквы и слова. Также ей показали, что известные ей буквы и слова можно обозначать и по-другому – различными движениями и положениями пальцев руки. Так она усвоила и дактильную азбуку.

О том, как все-таки трудно ее было этому научить, Хоув писал: «О достигнутых нами результатах недолго и нетрудно поведать, но сам процесс был далеко не так прост: прошло немало недель, казалось бы, напрасного труда, прежде чем эти результаты стали заметны».

Очень важно было то, что Лору Бриджмен приучили делать ежедневные записи в своем дневнике. Так она стала не только фиксировать свои мысли, но и при помощи учителей могла теперь возвращаться к ним и исправлять их. Так она стала совершенствовать владение языком.

Но обучение Лоры на этом не остановилось. Ее стали обучать математике, географии, основам религии и даже астрономии! А позже она даже стала писать стихи! Пусть с литературной точки зрения это, может быть, не самая искусная поэзия, но, учитывая обстоятельства Лоры, это ее очередной подвиг.

Ее самое известное стихотворение называется Holy home – «Святой дом». Святым домом она называет в стихотворении Небо:

Heaven is holy home.

Holy Home is from ever

lasting to ever lasting.

Holy home is Summery.

Holy home shall endure

forever...

Лора после смерти своей сестры Мари, которую она очень любила, увлеченно обратилась к вере и стала приверженкой баптизма. Доктор Хоув, которого она воспринимала как своего отца, не приветствовал ее религиозности, и первые религиозные книги ей попали в 1843 году, когда только что женившийся доктор уехал в Европу чтобы провести там «медовый месяц».

Лора Бриджмен и Чарльз Диккенс

Лора прославилась после того, как в январе 1842 года Перкинсовскую школу посетил знаменитый английский писатель Чарльз Диккенс. Он путешествовал по Северной Америке и посетил Бостон и Перкинсовскую школу. Вот что, в частности, он написал о маленькой слепоглухой девочке и той великой помощи, которая была ей оказана, в книге «Американские заметки»: «Я сидел подле слепой, глухой и немой девочки, лишенной обоняния и почти лишенной вкуса, - подле совсем юного существа, наделенного всеми человеческими свойствами: надеждами, привязчивостью, стремлением к добру, но лишь одним из пяти чувств – осязанием. Она сидела передо мной, точно замурованная в мраморном склепе, куда не проникало ни малейшего звука или луча света, и только ее бедная белая ручка, просунувшись сквозь щель в стене, тянулась к добрым людям за помощью, – чтобы не дали они уснуть ее бессмертной душе.

И помощь пришла – задолго до того, как я увидел эту девочку. Сейчас лицо ее светилось умом и довольством. Волосы, заплетенные ею самою в косы, были уложены вокруг хорошенькой, изящно посаженной головки; высокий открытый лоб указывал на то, что это существо развитое и неглупое; платье на ней (одевалась она сама) было образцом опрятности и простоты; подле нее лежало вязанье, а на столике, о который она облокотилась, – раскрытая тетрадь, куда она записывала свои мысли. – Из жалкого созданья, ввергнутого в пучину горя, постепенно выросло мягкое, нежное, бесхитростное, благородное существо».

Конечно, огромнейшая заслуга тут принадлежит доктору Хоуву. Когда он умер в 1876 году, его смерть для Лоры стала большим горем, ведь он относился к ней практически как отец. В его завещании было сказано, что Лаура должна жить на средства интерната до самой смерти. И она не просто пассивно жила в интернате, но, в частности, принимала активное участие в обучении новых слепоглухих, поступавших в школу. Например, она участвовала в обучении слепоглухого мальчика Оливера Косуэлла.

Лора и Оливер

Лора как пример и образец

Умерла она 24 мая 1889 года. Интересно то, что ее имя и судьба послужили в качестве направляющего маяка для другой, пожалуй, самой известной слепоглухой женщины на свете – писательницы и общественной деятельницы Эллен Келлер. Когда последняя была 6-летней слепоглухой девочкой, ее мать прочла о Лоре Бриджмен у Диккенса. Она написала в Перкинсовскую школу, и оттуда прислали свою выпускницу, будущую Учительницу Эллен,Анну Салливэн. Она была сначала слепой в детстве, но потом после операции смогла видеть. Анна Салливэн на примере Келлер, которая добилась небывалых успехов, усовершенствовала методы, разработанные для Лоры Бриджмен. Они послужили и служат до сих пор основой работы со слепоглухими детьми. Но об этом мы расскажем в следующей статье. Но в целом получается, что Лора словно положила начала некоей эстафете, когда успех одного слепоглухого человека становился словно передаточным звеном к дальнейшим успехам в этой области.

А еще о Лоре Бриджмен написал французский писатель Андре Жид в своём романе «Пасторальная симфония». В ее честь был также назван транспортный американский корабль класса «Либерти» (Liberty ships).

Юрий Пущаев