Константинов крест «Сим победиши» значение перевод. Равноапостольные царь константин (†337) и матерь его царица елена (†327) Константиновский крест значение

История развития креста Церковь Православная Русская

Крест «просфорный-константиновский»

Впервые эти слова по-гречески «IC. XP. NIKA», что означает - «Иисус Христос - Победитель», были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином.

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3:21), - говорит Спаситель, Победитель ада и смерти.

По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: «IС. ХС. НИКА». Эта «просфорная» печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

Из книги История развития формы креста автора Кузнецов В. П.

Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Крест свой и Крест Христов Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет .Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и Крестом Христовым?Крест

Из книги Путешествие пилигрима в Небесную страну автора Буньян Джон

Из книги Где Бог, когда я страдаю? автора Янси Филипп

Крест Любовь крепка, как гвозди. Любовь и есть гвозди: Тупые, толстые гвозди, пробившие плоть Того, Кто создал нас, прекрасно зная, что Он творит, И до конца видя и наш, и Свой крест. К.С. Льюис. Любовь тепла, как слезы У нас есть один символ, который всегда напоминает об Иисусе

Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав Алексеевич

Крест Явления, именуемые стихийными бедствиями, посылаются нам не иначе как для того, чтобы мы хотя бы иногда вспоминали, кто здесь Хозяин. При этом события, совершающиеся с нами во время таковых бедствий, могут иметь необыкновенно важное значение… Могут, впрочем, и не

Из книги Мнгновения автора Барт Карл

Наш крест Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь… Первое Послание Петра 4:13 Крест, который нужно нести, как нес Свой крест Иисус, рано или поздно дается каждому из нас. Это происходит с каждым в свое время - вне зависимости от наших желаний и действий. Не

Из книги Письма. Часть 1 автора Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит

Крест Дорогая моя Н.!А знаете ли Вы, что с креста-то не сходят, с креста снимают. А крест Ваш, если мужественно донести его до конца, даст большой плод духовный, преобразуя и Вашу душу, и препитая и близких Ваших. И особая трудность в том, что восстает на всё сугубо еще и враг

Из книги Навстречу Христу. Сборник статей автора Мень Александр

КРЕСТ На одной древней надписи в честь кесаря Августа можно прочесть следующие слова: «Суша и море наслаждаются покоем, города процветают в согласии и мире». В этих словах есть значительная доля правды. С внешней стороны правление Августа было временем благосостояния и

Из книги Догматы Христианства автора Кадри Абдулу Хамиду

Крест Как и различные ритуалы, символы христианства также обязаны своим происхождением культам солнцепоклонства. Крест имеет уникальное значение по своему мистическому происхождению и магическому применению. Для христиан он символизирует собой крест, на котором Иисус

Из книги Иисус Христос - Homo sapiens. Тацинский апокриф автора Ефремов Василий Иванович

Крест Прот. А. Мень проделал огромную работу, сгладив противоречия в евангелиях и связно выстроив по евангельским текстам весь жизненный путь Иисуса Христа. Структура текстов при этом принята Менем без возражений и сомнений в их исторической достоверности, с

Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав Алексеевич

Крест Явления, именуемые стихийными бедствиями, посылаются нам не иначе, как для того, чтобы мы хотя бы иногда вспоминали, Кто здесь Хозяин. При этом события, совершающиеся с нами во время таковых бедствий, могут иметь необыкновенно важное значение… Могут, впрочем, и не

Из книги Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви автора Басин Илья Викторович

Протоиерей Матфей Константиновский (1791 - 1857) В 1814 году в глухом селе Осечня Тверской епархии только что посвященный дьякон начал собирать прихожан во внебогослужебное время, чтобы вместе с ними читать Священное Писание, разбирать прочитанное и вместе молиться. Это

Из книги Крест и нож автора Вилкерсон Дэвид

КРЕСТ И НОЖ Название оригинала:“The Cross and the Switchblade” David

Из книги История развития креста автора Церковь Православная Русская

Крест монограммный «константиновский» Из церковной археологии и истории известно, что на древних памятниках письменности и архитектуры нередко встречается и вариант совмещения букв «Хи» и «Ро» в монограмме святого Царя Константина, Богоизбранного преемника

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

Крест «просфорный-константиновский» Впервые эти слова по-гречески «IC. XP. NIKA», что означает - «Иисус Христос - Победитель», были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином.«Побеждающему дам сесть со Мною на

Из книги автора

КРЕСТ Кресты внешние и внутренниеКрест есть не одних видимых и внешних скорбей ношение, но и внутреннее душевное: мрак, томность и тому подобное надобно переносить. Ибо Бог посылает это к уничтожению нашей гордости и к снисканию смирения (I, 107, 227).Ты скорбишь, что нет покоя

Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона (Исх. 2:8-10). Божественный Отец, устами пророка Михея, говорит Единородному Сыну: "Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего" (Мих. 7:14). "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10:11), - отвечает Небесному Отцу возлюбленный Сын.

Граф А. С. Уваров, описывая находки катакомбного периода, сообщил о том, что: "глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам весьма ясно, каким образом рисовали загнутый посох вместо всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя" (Христ. симв. стр. 184).

Вначале форма египетского жезла была подобна именно пастушескому посоху, верхняя часть которого загнута вниз. Все архиереи Византии награждались "посохом пастыря" только из рук императоров, а в XVII веке все Российские патриархи получали свой первосвятительский жезл из рук царствующих самодержцев.

7. Крест "Бургундский" или "Андреевский"

Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные символы, утверждал: "То, что у Платона в Тимее говорится (...) о Сыне Божием (...), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея!. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что (...) Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста (...) и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него (Числ. 21:8) (Ин. 3:14). (...) Платон прочитал это и, не зная точно и не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной наподобие буквы X" (Апология 1, § 60).

Буква "X" греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, "древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей", писал архимандрит Гавриил.

Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и.т.д. Его собственноручное объяснение гласит, что: "крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение"

Крест "монограмма Константина"

8. Крест "монограмма Константина"

Святому Равноапостольному Царю Константину "во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов", повествует церковный историк Евсевий Памфил в своей "Книге первой о жизни блаженного Царя Константина" (гл. 29). "Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, - продолжает Евсевий. - Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста (...), а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (...), из середины которых выходила буква "Р". Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме").

"Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос - "Хи" и "Ро", - пишет литургист архимандрит Гавриил, - эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина".

Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 -251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста

.

9. Крест монограммный "послеконстантиновский"

"Иногда буква Т, - пишет архимандрит Гавриил, - встречается в соединении с буквой Р, что можно видеть в усыпальнице святого Каллиста в эпитафии". Эта монограмма имеется и на греческих плитах, найденных в г. Мегаре, и на надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире.; Словами "се, Царь ваш" (Ин. 19:14) Пилат в первую очередь указал на благородное происхождение Иисуса из царской династии Давида, в отличие от безродных самозваных четвертовластников, и мысль эту письменно изложил "над головою Его" (Мф. 27:37), что, конечно же, вызвало недовольство властолюбивых первосвященников, похитивших у царей власть над народом Божиим. И именно поэтому Апостолы, проповедуя Воскресение распятого Христа и открыто "почитая, - как видно из Деяний Апостольских, - царем Иисуса" (Деян. 17;7), терпели от духовенства через обманутый народ сильные гонения.

Греческая буква "Р" (ро) - первая в слове по-латински "Pax", по-римски "Rex", по-русски Царь, - символизирующая Царя Иисуса, находится над буквой "Т" (тав), означающей Его крест; и вместе они напоминают слова из благовестия Апостольского, что вся наша сила и мудрость в Распятом Царе).

Таким образом, "и эта монограмма, согласно толкованию святого Иустина, служила знамением Креста Христова (...), получила такое обширное значение в символике только после первой монограммы. (...) В Риме (...) стала общеупотребительною не прежде 355 года, а в Галлии - не прежде V века"

10. Крест монограммный "Солнцеобразный"

Уже на монетах IV века встречается монограмма "I"исуса "ХР"иста "солнцеобразная", "ибо Господь Бог, - как учит Священное Писание, - есть солнце" (Пс. 84:12). Самая известная, "константиновская", "монограмма подвергалась некоторым изменениям: прибавлена была еще черта или буква "I", пересекающая монограмму поперек" (Архим. Гавриил, стр. 344).

Этот "солнцеобразный" крест символизирует исполнение пророчества о всепросвещающей и всепобеждающей силе Креста Христова: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцелением лучах Его, - возвещал Духом Святым пророк Малахия, - и будете попирать нечестивых; ибо они будут прахом под стопами ног ваших"

11. Крест монограммный "трезубец"

Когда Спаситель проходил близ моря Галилейского, Он увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду, будущих Своих учеников. "И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мф. 4:19). А позднее, сидя у моря, Он поучал народ Своими притчами: "подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода" (Мф. 13:47). "Признав в снарядах для рыболовства символическое значение Царствия Небесного, - говорится в "Христианской символике", - мы можем предположить, что все формулы, относящиеся к тому же понятию, иконно выражались этими общими символами. К таким же снарядам надо отнести трезубец, которым ловили рыбу, как теперь ловят баграми".

Таким образом, трезубчатая монограмма Христа издавна означает причастность к Таинству крещения, как уловление в сети Божьего Царства. Например, на древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения и заканчивающаяся монограммой-трезубцем.

12. Крест монограммный "константиновский"

Из церковной археологии и истории известно, что на древних памятниках письменности и архитектуры нередко встречается и вариант совмещения букв "Хи" и "Ро" в монограмме святого Царя Константина, Богоизбранного преемника Христа-Господа на престоле Давидовом.

Только с IV века постоянно изображаемый крест стал освобождаться от монограммной оболочки, терять свою символическую окраску, приближаясь к настоящей своей форме, напоминающей то букву "I", то букву "X".

Эти изменения в изображении креста произошли благодаря появлению христианской государственности, основанной на его открытом почитании и прославлении.

13. Крест круглый "нахлебный"

По древнему обыкновению, как свидетельствуют Гораций и Марциал, христиане надрезывали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы было легче его ломать. Но еще задолго до Иисуса Христа сие было на Востоке символическим преобразованием: надрезаемый крест, разделяющий целое на части, соединяет их употребивших, исцеляет разделенность.

Такие круглые хлебы изображены, к примеру, на надписи Синтрофиона разделенными на четыре части крестом, а на надгробии из пещеры святой Лукины разделенными на шесть частей монограммой III века.

В прямой связи с Таинством причащения на потирах, фелонях и других вещах изображали хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.

Сам же круг до Рождества Христова изображался как неолицетворенная еще идея бессмертия и вечности. Ныне же верою уразумеваем, что Сам "Сын Божий есть бесконечный круг, - по слову святого Климента Александрийского, - в коем все силы сходятся".

14. Крест катакомбный или "знамение победы"

"В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какой-либо другой формы, - отмечает архимандрит Гавриил. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного". О том, как все это произошло, обстоятельно повествует знаменитый историк Евсевий Памфал в своей "Книге первой о жизни блаженного Царя Константина".

"Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил Царь, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью "Сим побеждай!" Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Было это в 28-й день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме.

Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями со слов очевидцев. Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил: "Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне.

Быв сами там, мы видели Его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их". "Силою Божией святой Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки" (гл. 39). Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Императоре Константине Великом знамением победы - торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.

Например, согласно новеллам святого Императора Юстиниана, подобные кресты должны были ставиться на договорах и означали подпись, "достойную всякого доверия" (кн. 73, гл. 8). Изображением креста скреплялись также и деяния (решения) Соборов. В одном из императорских постановлений говорится: "повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть".

Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах

для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари.

15. Крест на Руси "патриарший" или на Западе "лоренский"

Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого "патриаршего креста", подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни.

Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием "лоренского".

Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского исскуства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века.

16. Крест четырехконечный или латинский "immissa"

В учебнике "Храм Божий и церковные службы" сообщается, что "сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия".

На Западе наиболее употребительным ныне является крест "иммисса", который раскольники - поклонники мнимой старины - пренебрежительно называют (почему-то по-польски) "крыж латински" или "рымски", что значит - Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою.

"И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, - обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. - И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его".

Принятый Вселенской Церковью в употребление "Канон Честному Кресту" - творение святого Григория Синаита - воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: "Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие" (песн. 1), "Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту".

Начиная с III-го века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

17. Крест папский

Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название "папского креста". На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего: "Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу".

18. Крест шестиконечный "Русский православный"

Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: "Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия". Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

Одному разбойнику, низводимому во ад "тяготою хуления", произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: "днесь со Мною будеши в раю", крест возносит в Царство Небесное.

Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным. Шестиконечный православный крест, наряду с другими, использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в "Российском гербовнике", изображается "серебряный Русский крест".

19. Крест осмиконечный православный

Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе", - обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский.

Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала "распяли Его", а потом только "Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте" (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили "одежды Его" воины, "распявшие же Его" (Мф. 27:35), а уж только потом "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мф. 27:3.7).

Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же "крестом Его" (Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26, Ин. 19:17), то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19:25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.

20. Крест седмиконечный

Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием - из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского - из Русского; или московской школы: "Распятие" работы Дионисия - из Третьяковки, датированное 1500 годом.

Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном.

В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста?

Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря "золотому подножию, к престолу приделанному" (Пар. 9:18), который, как и поныне у нас - христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: "и помажь им, - сказал Господь, - жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (...) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится" (Исх. 30:26-29).

Таким образом, подножие крестное - это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий "грехи наши Сам вознес телом Своим на древо" (1 Пет. 2:24) Креста, "принеся в жертву Себя Самого" (Евр. 7:27) и, таким образом, "сделавшись Первосвященником навек" (Евр. 6:20), утвердил в Своем лице "священство непреходящее" (Евр. 7:24). Так и утверждается в "Православном исповедании Восточных Патриархов": "На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого".

Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания. - поясняет св. Дмитрий Ростовский. "Давид говорит: "превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно" (Пс. 99:5). А Исаия от лица Христова говорит: "прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60:13), - поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: "небо престол Мой, а земля - подножие ног Моих" (Ис. 66:1): этому подножию - земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: "сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пис. 109:1).

И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?". На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает: "и когда Я вознесен буду от земли" (Ин. 12:32) - "от подножия ног Моих" (Ис. 66:1), то "прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60:13)- "подножие жертвенника" (Исх. 30:28) новозаветного - Святого Креста, низлагающего, как мы исповедаем, Господи, "врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109:1), и поэтому "поклоняйтесь подножию (Креста) Его; свято Оно!" (Пс. 99:5), "подножию, к престолу приделанному" (2 Пар. 9:18).

21. Крест "терновый венец"

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой.

Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе "Прославление Креста" XII-го века из Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV века; на покровце "Голгофа" - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д. Бог сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3:17-18).

Из книги «Современность в свете Слова Божия» Архиепископа Аверкия Таушева.

«Крест - царей держава», крест - «благочестия непобедимая победа», крест - «оружие непобедимое», - в таких словах и выражениях св. Церковь прославляет Крест, «на немже распяся Христос, Царь и Господь», в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения.

А что это - не одни слова, а действительно так, ярко свидетельствует великое событие, происшедшее в 312 году по Р. Хр. - дивное знамение на небеси, которое окончательно сделало Императора древней языческой Римской Империи Константина Великого глубоко-верующим христианином, и не только положило конец страшным трехвековым неистовым гонениям на христиан, но и положило начало постепенной христианизации всей Империи.

О том, как все это произошло, обстоятельно повествует нам славный церковный историк Евсевий Памфил в своей «книге первой о жизни блаженнаго Царя Константина». Он прежде всего разсказывает нам об отце Императора Константина Констанции Хлоре, который был расположен к христианству и не хотел преследовать христиан, как было при его предшественниках Диоклитиане, Максимиане и Максентии.

По смерти отца войска провозгласили Константина Августом. «Утвердившись на царстве, Константин тотчас же начал пещись об отеческом наследии, обозревал все прежде бывшия под властию отца его области и с великим человеколюбием управлял ими. Сверх того подчинил себе варварския племена по Рейну и западному берегу океана, которыя осмелились было возмущаться, и из диких сделал кроткими, а другия, походившия на лютых зверей, усмирил, и видя, что они не способны к принятию правил мирной жизни, прогнал их из пределов своей империи. Потом он представил себе весь состав вселенной, как одно великое тело и, видя, что глава этого тела - царственный город Римской Империи терпит рабское притеснение от тирана, защиту его сперва предоставил властителям над прочими частями государства, как лицам по возрасту старшим (Галерею Максемиану и Максимину, между которыми разделена была тогда на 4 части Римская Империя). Но когда никто из них не был в состоянии оказать помощь свою Риму так что желавшие попытаться постыдно оканчивали вое предприятие, Константин сказал, что жизнь ему не в жизнь, пока царственный город будет оставаться под бременем бедствий - и начал приготовляться к уничтожению тиранства» (Главы 22, 25 и 26).

Между тем и сам тиран, видя в Константине опасного для себя соперника, Максентий, сидевший в Риме, объявил ему войну. «Силы Константина были слабее, нежели вражеския. Он чувствовал, что ему нужна помощь свыше и искал ее. Он стал думать, какого Бога призвать бы себе на помощь. При этом пришло ему на мысль, что не малое число прежних державных лиц, возложив надежду свою на многих богов, обманулись и окончили дело свое несчастливо и что отец его Констанций во всю свою жизнь почитавший единаго Всевышняго Бога, имел знамения Его покровительства, и убедился, что должно чтить Бога отеческаго» (Глава 27).

«И начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о Себе и в предлежащем деле простер ему Свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и прошения об этом, Царь получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, еслибы говорил кто другой. Но нас с клятвою уверял в этом сам победоносный Царь, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, - тем более, что и последующее время было свидетелем его истины?

«Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу», говорил Царь, «я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью «Сим побеждай

Это зрелище объяло ужасом, как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо» (Гл. 28).

Было это в 28-ый день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившагося в Риме. Это чудесное явление креста среди белаго дня засвидетельствовано и многими современными писателями, со слов очевидцев.

Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом-Отступником, которому при допросе Артемий говорил: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их» (См. Историю Филосторгия, 45).

«Константин находился однакож в недоумении и говорил сам себе: «Что бы значило такое явление?» Но между тем как он думал и долго размышлял о нем - наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов» (Глава 29).

«Встав вместе с наступлением дня, Константин разсказал друзьям своим тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал, по подражанию ему, сделать такое же из золота и драгоценных камней. «Это знамя», говорит Евсевий, «случилось видеть и нам собственными очами» (Глава 30).

«Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Вверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из середины которых выхолила буква р. Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий, белый плат - царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на рее, имел одинакую широту и долготу. На прямом копье, котораго нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбезнаго Царя и его детей.

Этим-то спасительным знаменем, как оборонительным оружием, всегда пользовался Царь, для преодоления противной и враждебной силы, и приказал во всех войсках носить подобныя ему» (Глава 31).

«Пораженный дивным видением и решившись не чтить никакого другого Бога, кроме виденнаго, Константин призывал к себе таинников Его слова и спросил их, Кто тот Бог, и какой смысл знамения, которое он видел? - Они отвечали, что тот Бог есть Единородный Сын Одного и Единственнаго Бога, а явившееся знамение - символ безсмертия и торжественный знак победы над смертью, которую одержал Он, когда приходил на землю. Потом, подробно раскрыв учение о вочеловечении, они объяснили Константину и причины Его пришествия» (Глава 32). Так началось оглашение Императора, бывшего язычника, светом христианской веры, в которую он с тех пор стал все более и более углубляться, как повествует далее Евсевий.

«Константин, хотя и вразумлялся их словами, однакож, тем не менее имел пред очами чудо дарованнаго ему Богоявления и, сравнивая небесное видение с словесным объяснением, утверждался в своих мыслях. Он был убежден, что знание сих предметов посылается ему свыше, и даже сам начал заниматься чтением Божественных Писаний. Сверх сего, повелел находиться при себе Божиим иереям - в той мысли, что виденнаго Бога должно чтить всеми способами служения.

Оградившись таким образом благими на Него надеждами, он поспешил наконец угасить пламень тиранскаго огня» (Глава 32).

Призвав Бога всяческих и призвав, как Спасителя и Помощника Христа Его, Константин с победной хоругвью выступил с войском против Максентия, укрепившегося в Риме. Силою Божиею, Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки. Спасаясь бегством, тиран был низринут с Милвианского моста в реку Тибр, в 15 верстах от Рима, и утонул.

Возблагодарив Бога, победитель с торжеством вступил в царственный город, где его встречали «с веселыми лицами и сердцами, с благословениями и невыразимой радостью. Мужья с женами, детьми и тьмою рабов громогласно и неудержимо провозглашали его своим избавителем, спасителем и благодетелем. Впрочем, обладая как бы врожденным благочестием, он нисколько не тщеславился сими восклицаниями и не возгордился похвалами, но сознавая Помощь Божию, тотчас же вознес благодарственную молитву к Виновнику победы» (Глава 39).

Всенародными памятниками и подписями Имп. Константин поведал всем людям силу спасительного знамения Христова. «Среди царственного города он воздвиг эту священную хоругвь и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель Римской Империи и всего царства. Когда же на самом людном месте Рима поставили ему статую, - он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения и начертать на латинском языке слово в слово следующую надпись: «Этим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана, и по освобождении его, возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость» (Глава 40).

Впоследствии Имп. Константин и его воины неоднократно испытывали помощь и силу Креста Господня. Как свидетельствует Евсевий, «где знамение креста показывалось, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их. Когда Царь узнал об этом, то спасительное знамя, как действительнейшее средство победы, повелел переносить туда, где видел какой-либо свой полк ослабевшим. Победа с ним тотчас возстановлялась, потому что сражавшихся при нем укрепляла бодрость и сила, посылаемая свыше» (Книга вторая - глава 7).

«Посему тем из своих щитоносцев, которые отличались крепостью тела, силой души и благочестивым нравом, Константин повелел состоять единственно при служении этому знамени. Таких мужей числом было не менее пятидесяти, и они не имели другой обязанности, как либо стоять вокруг знамени, либо следовать за ним в виде стражи, когда каждый из них попеременно нес его на своих плечах. Писателю настоящей истории, спустя много времени после сих событий, разсказывал об этом на досуге сам Царь, и к своему разсказу присоединил следующее достопамятное происшествие» (Кн. 2-я, гл. 8):

«Однажды в самом жару сражения в войске произошел шум и распространилось великое смятение. В это время некто, носивший на плечах знамя, сильно страдал от робости и потом передал свою ношу другому, чтобы убежать с поля битвы. Когда же один принял знамя, а другой удалился, и находился уже вне стражи знамени, - пущенная стрела в сего последняго пронзила ему чрево и лишила его жизни. Принимая наказание за боязливость и неверие, он упал и умер. Напротив, для того, кто взял спасительную хоругвь, она сделалась охранением жизни, так что сколько ни пускали в него стрел, - он оставался невредим; все удары их принимало на себя копье знамени» (Кн. вторая, глава 9).

Силою Креста Господня Имп. Константин победил потом ополчившегося на христианство Ликиния, Скифов и Сарматов (Кн. II, гл. 12, 16 и 17; кн. IV, главы 5 и 6).

Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Имп. Константине знамением победы - торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.

Миланским эдиктом в 312 г. Имп. Константин дозволил всем без стеснения принимать христианство.

Эдиктом 313 года предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимые имущества, отнятые во время гонений.

В 314 году Имп. Константин запретил языческие игры, затем освободил духовенство от гражданских должностей и церковные земли от общих повинностей; отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, возстававших на Христианскую Церковь (313-315 г.г.); дозволил совершать освобождение рабов при церквах без особых формальностей, которые были весьма затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это право только обществам (319 г.); издал повеление по всей Римской Империи праздновать день воскресный (321 г.); отменил бывшие у римлян законы против безбрачия, в ограждение дававших обеты девства христиан и христианок; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал созидать свободно христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю, существовавшему в языческих капищах, императорские статуи и изображения (325 г.).

Вот, сколь могущественной и непобедимой проявила себя сила Креста Христова, преобразившая громадный языческий мiр в империю христианскую, а царей ее - в верных стражей Церкви и христианского благочестия. И все попытки после Императора Константина, причисленного Церковью к лику святых и наименованного «равноапостольным», возродить язычество и так или иначе подорвать истинное христианство, неизменно кончались крахом. Сила Креста Христова побеждала, и истинное христианство торжествовало победу над всеми своими врагами. Вот почему легкомысленно и преступно пренебрегать этой дивной Божественной силой!

Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как «накупольники» расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.

Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году.

Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, – говорится в Откровении Иоанна Богослова, – под ногами ее луна» (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц – это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц – это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц – это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц – это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц – это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.

Крест «трилистниковый»

В России эта форма креста употребляется чаще других для изготовления напрестольных крестов. Но, впрочем, можем видеть ее и на государственных символах. «Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце», как сообщается в «Российском гербовнике», изображался на гербе Тифлисской губернии.

Золотой «трилистник» (рис. 39) также имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города Чернигова и т. д.

Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, – как говорит Апостол Павел, – на верх жезла своего» (Евр. 11, 21), «жезла, – разъясняет святой Иоанн Дамаскин, – служившего изображением креста» (О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, «ибо крестом мы, – пишет святой Симеон Солунский, – путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу» (гл. 80).

Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича – покровителя мальтийцев. Так появилось наименование – «мальтийский крест».

Согласно Российской геральдике, золотые «мальтийские» кресты имели на своих гербах некоторые города, к примеру: Золотоноша, Миргород и Зеньков Полтавской губернии; Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии; Ковель Волынской,

Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие. Павловск С. – Петербургской, Виндава Курляндской, Белозерск Новгородской губерний,

Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие.

Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, «георгиевскими кавалерами».

Крест «Просфорный – Константиновский»

Впервые эти слова по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает – «Иисус Христос – Победитель», были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином.

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3:21), – говорит Спаситель, Победитель ада и смерти.

По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: «IС.ХС.НИКА». Эта «просфорная» печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

Крест старопечатный «плетеный»

«Это плетенье получено от древнехристианского искусства, – авторитетно сообщает профессор В. Н. Щепкин, – где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетение в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях» (Учебник Русской Палеографии, М., 1920, стр. 51).

Наиболее часто изображения «плетеных» крестов встречаются как украшения Болгарских и Русских старопечатных книг.

Крест «криновидный»

Белые полевые лилии называются по-славянски «крины сельные». В книге «Русское медное литье» можем видеть нательный «крестик с криновидными концами из Серенска XI-ХII веков. Такие крестики известны в византийских древностях XI-ХII веков, а в XIV-XV веках были широко распространены на Руси» (М., 1993, стр. 159).

Вообще же символическое изображение креста, состоящего из цветков лилии, напоминает: «Я, – говорит Господь, – лилия долин» (Песн. 2;1), преобраздующих небесного Жениха.

«Ради меня, находящегося долу. Он сходит в долину, – пишет Ориген о Христе, – и, пришедши в долину, делается лилией. Вместо древа жизни, которое насаждено было в раю Божием, Он сделался цветком целого поля, то есть целого мира и всея земли».

«Выслушайте Меня, Благочестивые дети, – призывает всех Слово Божие, – цветите, как лилия» (Сирах. 39:16-18), то есть, иными словами, мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым благоуханием Всесовершенному.

Крест четвероконечный «каплевидный»

Окропив крестное древо, капли Крови Христа навеки сообщили кресту Его силу.

Греческое Евангелие II века из Государственной Публичной Библиотеки открывается листом с изображением красивого «каплевидного» четвероконечного креста (Византийская миниатюра, М., 1977, табл. 30).

А также, для примера, напомним, что среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия, как известно, часто встречаются «каплевидные» энколпионы (по-греч. – «на груди»).

Вначале Христовы «капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44) стали уроком борьбы с грехом даже «до крови» (Евр. 12:4); когда же на кресте из Него «истекла кровь и вода» (Ин. 19:34), тогда примером научены были сражаться со злом даже до смерти.

«Ему (Спасителю), возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею» (Апок. 1:5), спасшему нас «Кровию креста Своего» (Кол. 1:20), – Слава вовек!

Крест «распятие»

Равноапостольные царь КОНСТАНТИН (†337) и матерь его царица ЕЛЕНА (†327)

Святой равноапостольный царь Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлилей и Британией), и святой равноапостольной Елены. К принятию христианства он был расположен своей матерью-христианкой. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что они - верные слуги и честные граждане. Во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана, его соправителя Максимиана Галерия - на Востоке, и императора Максимиана Геркула - на Западе.

По желанию императора Диоклетиана в юных годах (18 лет) Константин был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Придворная жизнь в столице олицетворяла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может дойти человечество, порабощаемое нечистыми, страстными похотями - суетная пышность и роскошь, пьянство и объядение, необузданный разврат мысли и жизни, интриги и крамолы, озлобление против истинного богопочитания и лицемерное, лживое почтение к мнимым богам. С другой стороны Константин видел совсем другую жизнь христианской общины, где старцы и старицы, юноши и девы, простецы и ученые мудрецы, даже дети доказывали истину своей веры, чистоту и высоту ее содержания не только словами, а и своими делами, страданием за нее даже до смерти. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: "Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов".

После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн и с помощью Божией, разбил всех своих противников.

Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться. В 312-м году во время войны с кесарем Максентием, незадолго до решительной битвы, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески: NIKA). Это зрелище привело в ужас как самого царя, так и войско, бывшее с ним, ибо крест, как позорное орудие казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Константин пребывал в недоумении. Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. Встав от сна, Константин позвал опытных мастеров и приказал устроить, по подобию образа креста, хоругвь из золота и драгоценных камней; воинам же своим он приказал изобразить Крест на щитах и шлемах.

Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составлена из двух первых букв слова ХРистос — «Хи» и «Ро».

Пораженный дивным видением Константин решился не почитать никаких других богов, кроме явившегося ему Христа. С того времени он начал усердно заниматься чтением священного Писания и постоянно имел при себе иереев, хотя и не принимал еще святого крещения.

Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Константин прекратил языческие игры; освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов; отменил казнь через распятие; дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей (очень затруднительных в гражданских судах); запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому; повелел по всей империи праздновать воскресный день; в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущество по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них, по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения.

Более всего Константин встречал себе противодействия в Риме, где было сильно язычество. Он решил основать новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем . Обширные дворцы, водопроводы, бани, театры украсили столицу; она наполнилась сокровищами искусства, свезенными из Греции, Италии и Азии. Но уже не строились в ней храмы, посвященные языческим богам, и вместо Колизея, где происходили бои гладиаторов, был устроен цирк для конских состязаний. Главным украшением нового города стали храмы, посвященные истинному Богу.


Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.

Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Там святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, ходила в самой скромной одежде среди народной толпы и, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню.

В Палестине все места, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. Пещера гроба Господня - была засыпана мусором, а на холме, насыпанном поверх святой пещеры, построено было капище “сладострастному демону любви” - Венере. По указаниям Елены идольские капища, поставленные на священных для христиан местах, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы. На средства царицы были построены церкви в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской - месте Вознесения Господня; в Гефсимании - месте успения Пресвятой Богородицы; у дуба Мамврийского - в месте явления св.Троицы Аврааму.

После долгих и усиленных поисков Креста Господня было, наконец, указано его местонахождение неким Иудою, евреем, старцем преклонных лет, сыном иудейского учителя - под языческим капищем, построенным на холме, покрывавшем пещеру Гроба Господня.


Пещера Гроба Господня


Окно, где стояла царица Елена

Пещера Гроба Господня была найдена и очищена; около нее, на восточной стороне, обретены были три креста, а рядом с ними доска с надписью и честные гвозди. Но как было узнать, который из трех крестов был Крестом Спасителя? Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца; святитель Макарий велел похоронной процессии остановиться; стали полагать, по совету епископа, найденные кресты по одному на умершего, и, когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес.

Все, видя это чудо, возрадовались и прославили силу животворящего Креста Господня. И чтобы можно было бы хотя бы издали видеть святыню, святитель Макарий благоговейно подняв ее и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: «Господи, помилуй!» Это было первое ; совершилось оно в 326 году . Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября.

Святой Крест, положенный потом в серебряный ковчег для сохранения, многих из язычников и иудеев тогда обратил ко Христу; в том числе и Иуду, который указал место его хранения. Частицу живоносного Древа святая Елена, покидая Иерусалим, взяла с собою в дар сыну Константину.

Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, около 327-330 гг. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной .

Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова, который был бы "великолепнее всех храмов, где-либо существующих".

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее . 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Бесповоротно осудив арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения - Символ веры. Константин предложил внести в Символ термин, слышанный им в прениях Собора, «Единосущный Отцу». Слово, сказанное царем, единодушно было принято Собором и послужило определительною основою учения о Лице Господа Иисуса, центрального христианского догмата.

Константин жил после того еще более 10 лет, с неизменною верностью держась Никейского исповедания веры, и ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве, являя достойный пример в себе самом. Еще задолго до смерти Константин начал готовиться к ней. В новой своей столице он построил храм во имя святых Апостолов, в котором устроил гробницу себя.

В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал в Константинополе Пасху и вскоре занемог. Но он еще не был крещен. Свое крещение благочестивый царь отлагал по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Притом же в душе его хранилось искреннее желание креститься в водах реки Иордана. Чувствуя крайний упадок телесных сил, Константин созвал епископов, просил их удостоить его святого крещения, сказав при этом: «Я думал сделать это в водах реки Иордана, где, в образ нам, принял крещение Сам Спаситель; но Бог, ведающий Полезное, удостаивает меня этого здесь». Облеченный при крещении в белую одежду, он не снимал ее уже до смерти. Багряницы же - этого царского отличия - "раб Божий" уже не восхотел и касаться.

Великий и равноапостольной Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в день Пятидесятницы в 337 году, на тридцать втором году своего царствования.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3
Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. А минь.