Крымская война.Тайна «Черного Принца. Павел норов И началась золотая лихорадка

Принц (HMS Prince) – английский парусно-винтовой фрегат, затонувший в Черном море близ Балаклавы в 1854 году во время самой страшной морской катастрофы XIX столетия.

Эта трагедия породила множество легенд и мифов, самая известная из которых легенда о сокровищах «Черного принца» .Этот корабль, построенный в 1853 году, с началом Крымской войны (1853-1856) был зафрахтован английским правительством для обеспечения британской армии в боях под Севастополем . Обмундирование, оружие, боеприпасы, пища, медикаменты для солдат и офицеров союзных войск Англии, Франции и Османской империи доставлялось морским путем через Средиземное, Мраморное и Черное моря. Жалование английским военным платили в то время золотом, доставляя его в бочонках на тех же транспортных кораблях.

27 ноября 1854 года фрегат «Принц» стоял в Балаклавской бухте среди множества других британских кораблей. В этот день на Черном море разразился сильнейший шторм. Огромные волны срывали с якорей тяжелые, нагруженные корабли. Парусники налетали на прибрежные скалы и тонули один за другим. Всего в этот день погибло 27 судов (по другим данным 34), что значительно подорвало силы британского флота в Крыму и дало небольшую передышку российским войскам. Среди затонувших был и корабль «Принц» , из 150 членов экипажа спаслись только шесть. Весь груз был безвозвратно утерян.

Короткая жизнь корабля HMS Prince закончилась, и началась новая его жизнь – жизнь «Черного принца» – так судно стали называть после трагедии и зовут до сих пор. А все дело в том, что на борту знаменитого корабля находилось около 500 (по другим данным 200) тысяч фунтов стерлингов золотом. Авантюристы и кладоискатели потоком хлынули в Крым искать затонувшее английское золото. В досоветский период в Балаклаве побывало 15 иностранных экспедиций из Германии, Испании, США, Норвегии Франции и других стран. Кто только не нырял в Балаклавской бухте в поисках сокровища «Черного Принца» , но только не сами англичане. Британцы прекрасно умеют хранить собственные секреты. Военные архивы времен Крымской войны засекречены до сих пор, а уж в те годы тем более не было достоверной информации о золоте «Черного Принца» . То, что англичане не проявляли интереса к поискам затонувшего судно, должно было бы насторожить всех остальных желающих поживиться, но, как ни странно не остановило. Тем более, что англичане не опровергали информацию о возможном нахождении денег на затонувшем судне. Но одна из экспедиций успехом не увенчалась и на какое-то время о «Черном Принце» забыли.

Снова попытки найти сокровища «Черного Принца» были предприняты в 1923 году в уже советской России. Ф.Э. Дзержинским была создана для этих целей специальная организация, получившая название ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения). Впоследствии ЭПРОН стал особым отделом ОГПУ и занимался секретными подводными исследованиями. Поиски затонувшего во время Крымской Войны золота велись почти год с использованием нового глубоководного аппарата, но результатов так и не принесли. Эпроновцами было поднято множество фрагментов затонувших судов, предметы с кораблей, но главная цель поисков – золото – так и не была достигнута.

В 1928 году в дело вмешались японцы. С японской водолазной компанией «Shinkai Kogioesio Limited» был заключен контракт ценой 70 000 рублей, предоставляющий право японцам исследовать Балаклавскую бухту и в случае успеха получить часть прибыли. Японским водолазам удалось обнаружить корпус «Черного принца» , а так же несколько английских монет.

В 1936 году вышла повесть Михаила Зощенко под названием «Черный Принц» . В повести было представлено подробное исследование тайны «Черного Принца» . Но сказать, что в этой повести правда, а что вымысел – достоверное не может никто, пока не будут рассекречены британские военные архивы.

В 2010 году украинскими морскими археологами под руководством Сергея Воронова были подняты на поверхность несколько фрагментов знаменитого корабля «Черный Принц» . Но разгадка самой главной тайны этого судна все еще впереди.

В 1854 году произошла самая ужасная морская катастрофа XIX века на Черном море. Шторм начался неожиданно и застал врасплох экипажи сотен торговых и военных судов. До наших дней об этом шторме сохранились легенды и придания, которые передают моряки из поколения в поколение. Самой удивительной из них стала история о сокровищах «Черного принца ».

Эта история началась в самый разгар войны Российской империи против Турции на защиту, которой, а также своих торговых интересов немедленно стали Англия и Франция. В 1854 году англо-французские союзники вторглись в Крым, и началась печально известная Крымская война. На протяжении трех лет героически сопротивляющиеся войска Российской империи шаг за шагом отступали под знаком технически более подготовленного и прекрасно вооруженного противника. Но и союзникам эта война приносила ни одни победы. Английским и французским кораблям приходилось вести военные действия далеко от своих баз. Для дополнительной мотивации матросам и офицерам выплачивали жалование на порядок выше, чем в мирное время, а в английской армии при этом платили золотом. Все грузы в действующую армию доставлялись исключительно морским путем через Средиземное, Мраморное, а затем Черное море. Именно по этому маршруту вез свой мирный груз только что спущенный на воду в 1853 году с английских верфей и зафрахтован британским правительством корабль «HMS Prince ».

До середины XIX века это был новейший тип английского парусно-винтового фрегата . Он мог идти, как под парусами, так и на паровом двигателе. Основным его предназначением было транспортировка грузов, медикаментов, зимней одежды, инженерного оборудования. Но на этот раз помимо обычного груза на его борту находилось еще и жалование всей английской армии воевавшей тогда против России в Крыму.

В тот страшный день 27 ноября 1854 года на Черном море разразился беспощадный шторм. Меньше чем за один час на рейде Балаклавской бухты погибло 27 кораблей флота Его Величества. Это была самая ужасная катастрофа союзнических войск за всю Крымскую кампанию. Суда, потерявшие якоря стало сносить на скалы. Подброшенные волнами на десятиметровую высоту корабли разбивались о каменные выступы.

«Черный Принц » после столкновения со скалами раскололся и затонул в течение 10 минут. Только шести морякам из 150 человек удалось спастись.

Последствия бури сказались на всей военной кампании союзников в Крыму. На некоторое время военные действия против Российской империи практически остановились. Потери британского флота были ужасающими.

Комендант Балаклавского порта доложил о потерях командующему английским флотом адмиралу Лайенсу, но докладывал он не о 27 погибших кораблях, многие из которых были гордостью английского флота, а почему-то только об одном «Черном принце ». На всех совещаниях обсуждалась только потеря этого гражданского судна.

По некоторым подсчетам золото, находившееся на борту английского парохода «Черный принц», равнялось сумме около 500 тысяч фунтов стерлингов. Народ ринулся на поиски. В мире известно о 15 крупных иностранных экспедициях, но они были безрезультатными. Поисками сокровищ «Черного принца» занимались кладоискатели США, Норвегии, Франции, Германии и Испании. Все кроме англичан. Это и удивляет, ведь это британский корабль. Но все же англичане могут хранить секреты. Мало помалу все поутихло.

Спустя 70 лет золото из трюмов фрегата «Черный принц » так и не было найдено. В 1923 году в советской России голод. Гибнут дети и вымирают целые деревни. Чтобы спасти людей нужно было продовольствие и деньги, много денег и Феликс Эдмундович Дзержинский известный своей любовью к детям искал любые возможности выйти из сложившейся ситуации. Однажды у него в приемной появился некий судовой инженер из Севастополя, который сообщил ему, что знает, где затонул легендарный английский фрегат «Черный принц ». К тому же его товарищ сконструировал специальный глубоководный аппарат, с помощью которого можно найти и поднять сокровища. Дзержинский незамедлительно принял решение и отдал распоряжение создать специальную экспедицию подводных работ особого назначения в последствии получившее название ЭПРОН. Группа была отправлена в Крым.

инженер Даниленко

ЭПРОН

ЭПРОН это предтечие морского спецназа. Начав свою работу с Черного моря, в будущем подразделение стало работать по всему миру как секретная военная организация СССР. Дзержинский поручил создание особому отделу ОГПУ под руководством Генриха Эгоды. Техническим руководителем проекта был назначен инженер Языков, а руководителем от ОГПУ - Лев Николаевич Захаров-Мейер - начальник внутренней службы безопасности Ф. Э. Дзержинского. Все действия участников проекта были строго засекречены. О конечной цели работ знали только несколько человек верхушки ОГПУ, все остальные работали «вслепую», чтобы не собрать алчущих.

Поиски «Черного принца » начались 9 сентября 1923 года. На рейде Балаклавы работали военные тральщики, также были привлечены баржа «Билиндер » с лебедкой и буксирный катер. Дно было обследовано металлоискателями. С помощью гидроплана и аэростата проводилась детальная фотосъемка грунта.

Товарищ Языкова инженер Даниленко создал уникальный глубоководный аппарат. Он был снабжен манипулятором прожектором, телефоном и аварийной системой подъема. Подводный аппарат позволял прощупать весь внешний рейд Балаклавский бухты. В те годы самые передовые технологии подводных поисков были у японцев, но те погружались на глубину только до 80 метров. Снаряд Даниленко сильно увеличивал шансы советских водолазов. При первом же погружении они достигли глубины 95 м, а потом и 123 метра. Сами не зная, советские подводники установили мировой рекорд погружения.

Участникам исследования казалось, что найти «Черный принц » будет не трудно, ведь он был единственным железным судном погибшим в том урагане. Однако поиски продлились больше года. После смерти Дзержинского исследования продолжались еще полтора года. ЭПРОН не сдавался.

И наконец, успех. На одном из поднятых фрагментов тикового дерева была обнаружена надпись «…ck Prince». В 1926 году из этого куска эпроновцы сделали столик и подарили Менжинскому - председателю ОГПУ. Говорят, что даже сейчас он находится в одном из закрытых музеев ФСБ, но эта история просто легенда, мистификация. Дело в том, что надпись на борту корабля могла быть только одной «Prince », но никак ни «Black Prince ». Настоящее название корабля было «Prince». Эпитет "черный" навсегда прикрепился к судну с легкой руки газетчиков и кладоискателей, вероятнее всего из-за характерного цвета корпуса судна.

ЭПРОН не ограничивался поисками только золота. Со дна бухты были подняты и другие сокровища принадлежащие другим британским судам. Но золото найдено не было. Преемники ОГПУ пришли в ярость, ведь были потрачены народные деньги, а результата нет. Пять лет поисков и никаких следов клада. В организации стали понимать, что экспедиции грозит полный провал, как вдруг в 1928 году в дело вмешалась крупнейшая японская водолазная компания «Shinkai Kogioesio Limited ». Фирма неожиданно изъявила желание тоже поискать «Черный принц » и его клад. Район и разрешенное время поиска строго оговаривалось. Разрешение вскоре было выдано за большие деньги и японцы немедленно приступили к подводным работам.

японские кладоискатели

В начале 1920-х годов именно у японцев было лучшее оборудование и технологии судоподъема (легендарный был поднять сразу после гибели) - сказался опыт русско-японской войны. Перед началом работ они были просто уверенны, что русские либо не имели для поисков всех необходимых технических средств, либо что-то упустили. Сделка была выгодна для ОГПУ - за лицензию японцы заплатили 70000 рублей. Это покрывало расхода на работы ЭПРОН. Кроме того у советских специалистов появилась возможность наблюдать за водолазной и судоподъемной технологией японцев. Японская компания начала свои поиски в апреле 1928 года и буквально через несколько месяцев находят металлический корабль, а рядом золотой английский соверен 1821 года чеканки. Именно такие были на борту «Черного принца ». С удвоенными усилиями они продолжают поиски, не пропуская ни одного квадратного сантиметра дна. В итоге было поднято всего семь золотых монет, четыре из которых были отданы ОГПУ, а три забрали себе. Сразу после поисков глава корпорации официально заявил, что найденный им корабль действительно «Черный принц », но не привели, ни одного доказательства этому. Монеты могли быть на любом судне, которые затонули в тот злополучный день. Японцы оставили лишь точные координаты своей находки.

После окончания работ ЭПРОН в Балаклаве участников экспедиции развели по разным проектам, чтобы они больше никогда не встречались. Об операции забыли.

Может потому что водолазы ОГПУ нашли золото. На этот счет говорит еще одно косвенное доказательство. В 1936 году вышла повесть «Черный принц », когда вся история поисков ЭПРОНа была под строжайшим секретом. В книге указаны точные даты, фамилии и некоторые детали. Кто же оказался тем смельчаком, который решился поднять завесу скрытого клада.

Автором сенсационной статьи был Михаил Зощенко. В ней нет шуток, скетчей и знаменитого сарказма. Писатель ведет себя не как сатирик, а как дотошный следователь. И он действительно работал с секретными материалами. Перед ним были распахнуты все двери. Не многие знают, что до того как стать писателем Зощенко работал следователем по особым делам. Можно предположить, что классик работал по заказу разведки, ведь их игры неисповедимы.

Английские оставались еще в Крыму около двух лет, сколько и шло парламентское расследование. За это время злополучное золото «Черного принца », вокруг которого уже полтора века продолжают раскручиваться немыслимые догадки и удивительные события возможно, и было поднято у побережья, ведь ветер сорвал с якорей корабли и гнал их на скалы.

Англичанам не нужно было погружаться под воду, достаточно было поднять груз парохода у самого берега на небольшой глубине. Вот и молчат англичане второе столетие подряд.

Точка в этой истории будет поставлена тогда, когда будут рассекречены британские архивы XIX века. Одно известно наверняка задания ЭПРОН не закончились провалом. Поиски стали замечательной школой подводникам и спасателям, и эта операция стала первой в череде строго секретных миссий одной из наиболее загадочных организаций Советского Союза.

И только сравнительно недавно 15 марта 2010 года украинские морские археологи под руководством Сергея Воронова при содействии Академии Наук Украины обнаружили остатки легендарного фрегата «Принц » (известного как «Черный принц »), затонувшего близ Балаклавы во время Крымской войны. Со дна моря были подняты фрагменты предметов из капитанского сервиза, где была обнаружена эмблема компании-судовладельца, которой принадлежало судно. Также были найдены пушечные ядра и остатки медицинского оборудования.

Технические характеристики парусного-винтового фрегата «HMS Prince»:
Водоизмещение - 3000 тонн;
Экипаж - 150 человек;

Крым - настоящий полуостров сокровищ. Частые миграции и многочисленные войны привели к тому, что здесь повсюду - в земле, в горах, в море можно наткнуться на клад. Один из них покоится на дне Балаклавской бухты, где 14 ноября 1854 года потерпел крушение английский парусно-винтовой фрегат «Принц». С тех пор уже более полутора столетий британское золото заставляет кладоискателей беспокоиться, спорить и надеяться.

Во время Крымской войны английское правительство зафрахтовало для перевозки людей и амуниции более двухсот торговых судов, принадлежавших частным европейским компаниям. Осенью 1854 года фрегат «Принц» в числе прочих отправился из Туманного Альбиона к далекому Южному берегу Крыма.

Корабли перевозили зимнюю одежду, оружие, провиант, медикаменты и прочий груз, который позволил бы союзникам продолжать военные действия в зимних условиях.

8 ноября суда бросили якоря на рейде в Балаклавской бухте. Погода и до того не радовала, а 14 ноября море разволновалось не на шутку. По небу поползли черные тучи, солнце скрылось, налетел ветер, и началась такая буря, какой давно никто не видел.

Корабли как щепки бросало из стороны в сторону. Мощный ливень, сопровождаемый градом величиной с яйцо, перешел в сильный снегопад. Якоря не держали. Очевидец, наблюдавший эту бурю вблизи Балаклавы, писал:

Воздух был буквально наполнен одеялами, фуражками, шинелями, сюртуками и даже столами и стульями. Макинтоши, каучуковая посуда, постельное белье, палаточная парусина, кружась в воздухе, неслись по долине по направлению к Севастополю. Крыша с дома Раглана была сорвана и распластана по земле. Амбары и комиссариатские сараи были полностью разрушены и сровнены с землей.

Пятипудовые кипы спрессованного сена кружились на земле. Бочки с ромом катались по лагерю, подпрыгивая на камнях. Большие телеги, стоявшие невдалеке от нас, были опрокинуты, а люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле.

Большое стадо баранов бросилось по дороге в Севастополь и целиком погибло под ударами смерча, который вырвал из земли и разбросал целые ряды прекрасных высоких тополей, укрывавших взлелеявшее их балаклавское ущелье.

Казалось, сама природа ополчилась против союзных войск, пытавшихся в неравной борьбе сломить сопротивление обороны Севастополя. На прибрежных скалах Балаклавы нашли свою погибель 34 корабля. Под Евпаторией погибли 100-пушечный французский линкор «Генрих IV», 90-пушечный турецкий «Пеики-Мессерет» и 3 паровых корвета.

До этого страны-участницы антирусской коалиции еще никогда не несли таких потерь. Урон, причиненный ураганом, можно было приравнять к разгрому в крупном морском сражении. Кстати, все русские суда уцелели благодаря удачному расположению севастопольской бухты.

Потрясенный император Франции Наполеон III приказал ведущему астроному У. Леверье создать эффективную службу прогноза погоды. Спустя три месяца после шторма в Балаклаве появилась первая прогнозная карта - прообраз тех, что мы видим сегодня в новостях, а через год во Франции заработали тринадцать метеостанций.

Пока войска коалиции подсчитывали убытки, газеты писали о страшной трагедии на Черном море. 16 декабря 1854 года «Иллюстрейтед Лондон Ньюз» сообщала:

Среди грузов, принятых «Принцем», находились вещи: 36 700 пар шерстяных носков, 53 000 шерстяных рубах, 2 500 постовых тулупов, 16 000 простынь, 3 750 одеял. Кроме того, еще можно назвать число спальных мешков - 15 000 штук, шерстяных рубашек - 100 000, фланелевых кальсон - 90 000 пар, около 40 000 одеял и 40 000 непромокаемых шапок, 40 000 меховых пальто и 120 000 пар сапог.

Людские потери тоже были колоссальными - около 1 500 человек. Только на одном «Принце» недосчитались 500 солдат. Потери были столь огромны, что английское правительство предпочло утаить от своих подданных их подлинный масштаб.

О ценном грузе, что находился на «Принце», до поры до времени широкая общественность даже не догадывалась. Но, как говорится, слухами земля полнится. Еще не закончилась Крымская кампания, как в прессе стали появляться сообщения, будто вместе с «Принцем» пошел на дно некий ценный груз.

Оказывается, наряду с прозаическими солдатскими кальсонами и носками на борту корабля находились деньги, предназначенные для выплаты жалованья британским военнослужащим в Крыму, - десятки бочонков, доверху наполненных золотыми монетами.

Правда, по поводу стоимости драгоценного груза сведения расходились: 200 тысяч фунтов, миллион фунтов, 500 тысяч франков. К концу ХIХ века в журнальных и газетных публикациях чаще всего фигурировала цифра в 60 миллионов франков.

Кстати, к этому же времени любопытная метаморфоза произошла с названием затонувшего судна. Вездесущие журналисты в порядке личной инициативы прибавили к слову «принц» интригующий эпитет «черный». С тех пор знаменитый корабль стал носить имя, которое он никогда не носил.

Слухи о несметных сокровищах, покоящихся на дне Черного моря, очень скоро привлекли в Балаклаву предприимчивых кладоискателей. Только во второй половине ХIХ века здесь побывали экспедиции из США, Германии и Норвегии.

Во Франции в 1875 году специально для поисков британского золота было образовано акционерное общество с довольно крупным основным капиталом. Однако кладоискатели терпели одну неудачу за другой. Никто не мог отыскать не только золото, но даже и сам затонувший корабль. Впрочем, водолазная техника того времени оставляла желать лучшего.

Только в начале XX века итальянцы совершили прорыв и создали специальный глубоководный скафандр - толстостенный медный ящик с тремя иллюминаторами и отверстиями для рук, опускавшийся вниз на прочном стальном тросе.

С его помощью итальянские водолазы обнаружили разбитый корпус железного корабля. После тщательного обследования судна итальянцы обогатились подзорной трубой, винтовкой, ящиком с пулями и множеством разной мелочевки.

Якоря и цепи, поднятые с места крушения английских судов

Поиски золота возобновились в 1922 году, когда на дне у входа в Балаклавскую бухту один из местных ныряльщиков нашел несколько золотых монет. А в начале 1923 года в Москве в Объединенном главном политическом управлении (ОГПУ) появился инженер В. Языков.

Пятнадцать лет он собирал по крупицам сведения о «Принце», оббил немало порогов с просьбой организовать экспедицию, но, как ни странно, поддержку нашел лишь у чекистов. Вскоре на Лубянке подписали приказ о создании экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) при Особом отделе ОГПУ СССР.

Чекисты с энтузиазмом стали готовиться к поиску сокровищ. За постройкой глубоководного аппарата лично следил Генрих Ягода. Конструкция на трех человек, снабженная телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата грузов была изготовлена за три месяца. Куда сложнее оказалось собрать информацию о «Черном принце» и его грузе: англичане и итальянцы упорно отмалчивались.

На свой страх и риск осенью 1923 года ЭПРОН приступил к работам в Балаклавской бухте. 2 и 9 сентября глубоководный аппарат спустили на дно, где было обнаружено множество корабельных обломков, но отыскать хоть что-то похожее на английский фрегат не удалось.

Перед погружением, 1923

И все же чекисты не сдавались. Наконец, в октябре 1924-го им улыбнулась удача - они отыскали паровой котел. После этого принялись за работу с удвоенной энергией, но кроме ручной гранаты, рукомойника и прочей ерунды ничего не нашли.

В декабре 1924 года работы пришлось свернуть. Средства - 100 тысяч рублей не окупились. Но нет худа без добра. Вскоре английским золотом заинтересовалась японская водолазная компания «Синкай когиоссио лимитед». Японцы пообещали ЭПРОНу 110 тысяч рублей за поиски на затонувшем корабле и 60 процентов золота, которое предполагалось поднять с «Черного Принца».

Помимо этого, они обещали обучить советских водолазов премудростям своего ремесла и передать эпроновцам образцы японского водолазного снаряжения. Чекисты сочли условия приемлемыми и подписали контракт. Летом 1927 года японцы прибыли в Балаклаву.

Ежедневно на дно спускались 12 водолазов и ныряльщиков. Наконец, они освободили корабль от завалов, но тут их ждало разочарование. Если остатки носовой и кормовой частей корпуса судна вырисовывались довольно отчетливо, то средняя часть (где могло быть золото) как сквозь землю провалилась.

Трофей японцев оказался более чем скромным: ржавый замок, галоша, две вилки, ложка, втулка от колеса, несколько подков. Наконец, их труды были вознаграждены - они подняли на поверхность английский соверен чеканки 1821 года. Затем нашлось еще четыре таких же монеты и больше ничего. С тех пор неунывающие оптимисты прочесывают дно Балаклавской бухты, но золото в руки никому не дается.

Использованы материалы статьи Любови Шаровой, журнал «Ступени», №1, 2015

"Известия ЦИК" сообщают: В продолжение 1923 - 24 гг. Эпрон (экспедиция подводных работ особого назначения на Черном и Азовском морях), несмотря на большие затраченные средства и энергию, не смогла обнаружить места гибели английского парохода "Черный Принц" погибшего в числе многих других английских и французских судов во время штурма 2 (14) ноября 1854 года у Балаклавы. Эпрон, путем водолазного аппарата особой конструкции, обследовал на внешнем рейде Балаклавы площадь в 3 - 4 квадратных километра с глубинами до 100 метров. Было Найдено много обломков деревянных судов, но железного корпуса "Черного Принца" обнаружено не было. Направо от выхода из Балаклавы в море была найдена мачта из тикового дерева, принадлежность которой "Принцу" была более ила менее точно установлена.

Расширение программы работ Эпрона в 1925 г. не позволило уделить достаточного внимания дальнейшим розыскам этого парохода. Однако, к поздней осени удалось выделить маленькую водолазную партию, которой было поручено произвести обследование береговой полосы по обе стороны от выхода из бухты, где глубины дают возможность производить работы в обычных водолазных костюмах.

17 октября 1925 года, совершенно неожиданно, налево от выхода из бухты, почти под самой башней "Дон", которая хорошо видна с пароходов, идущих на южный берег, на глубине 17 метров были обнаружены выступающие из грунта старые паровые котлы и части набора железного корпуса. После непродолжительных раскопок, водолазная партия убедилась, что это место и является могилой легендарного парохода: никаких сомнений быть не могло, так как "Черный Принц" является единственным паровым судном с железным корпусом из всей погибшей эскадры и никаких других таких же судов у входа в Балаклаву с тех пор не погибало.

Обследование места гибели "Черного Принца" указывало на то, что корпус парохода, вероятно, разбитый очень основательно, погребен под песком и обломками скал, во время свежей погоды нередко свергавшихся в море. План дальнейших работ- по разгрузке и подъему судна заключался в значительных работах по выемке грунта и освобождению частей судна из-под каменных глыб. Эти работы требовали значительных средств - нескольких сот тысяч рублей.

Хотя работы по подъему "Черного Принца" с технической точки зрения не представляли каких-либо затруднений и являлись для наших водолазов довольно простыми и легкими, экспедиция до последнего времени не считала целесообразным приступать к ним ввиду отсутствия каких-либо документов или точных сведений о действительном нахождении на этом пароходе большой суммы золота.

Эпрон не располагал излишними средствам ми для этой рискованной операции, а Наркомфин, вполне резонно, не изъявлял желания выбросить несколько сот тысяч рублей без сколько-нибудь твердой уверенности получить золото .

20 июня с. г. Эпрон заключил договор с японской водолазной компанией "Синкай Когиосио Лимитед", предоставляющий ей право производства дальнейших работ по подъему и разгрузке парохода. Черный Принц". 28 июня Совнарком СССР разрешил японской компании приступить к производству операций, предусмотренных заключенным договором.

Перед заключением договора японской компании была предоставлена возможность обследования своими водолазами места гибели парохода, указанного Эпроном и по-этому Эпрон не берет на себя никакой ответственности за успех предпринятой японской компанией операции.

Эпрон считает для себя особенно ценным получение возможности подробно ознакомиться с порядком и методами подводных работ, которые практикуются у японцев. Необходимо отметить, что техника производства подводных работ у японцев обладает значительными достижениями, совершенно неизвестными на Западе. В то время, как в Западной Европе завоевание морских глубин идет по линии создания жестких водолазных костюмов и их усовершенствования, японцам удалось, путем создания системы особой тренировки водолазок Ограничиться весьма простыми, ко Чрезвычайно оригинальными приспособлениями, дающими возможность производить работы на больших глубинах с несравненно большим успехом, чем это мы наблюдаем на Западе. Два года назад г. Катбака - директор упомянутой водолазной компании - сумел выполнить рекордную работу по спасению ценностей в сумме до 12 миллионов рублей с английского парохода, затопленного немецкой подводной лодкой во время империалистической войны в Средиземном море, на глубине около 85 метров.

Несмотря на короткий срок, прошедший с момента вступления договора в действие, работы по подъему, под руководством 15 японцев-специалистов, начались уже в первых числах августа. Техническое оборудование, выписанное из-за границы, прибыло.

Можно поэтому предполагать, что ближайшие два-три месяца принесут нам полную разгадку "Черного Принца ".

Помещаемый ниже рассказ Павла Норова, написанный специально для "Всемирного Следопыта", отвечает тому большому интересу, который вызывает тайна "Черного Принца". В рассказе развернута тема одного из многих случаев "охоты" за этими полулегендарными сокровищами…

I. В Балаклавской бухте

В знойный июньский полдень, когда солнце бьет отвесными, ослепительными лучами, Балаклавская бухта кажется голубым озером. Резко очерченным полукругом поднимаются вокруг озера террасы гор, усеянные белыми домиками.

И снизу кажется, что домики эти висят друг над другом и лепятся по скалистым отрогам, как причудливые гнезда птиц.

В городке тишина. Все спрятались от жаркого южного солнца. Только неутомимые рыбаки-греки возятся около лодок. Они недавно вернулись с рыбной ловли и теперь выгружают из глубоких трюмов рыбу.

Когда солнце приблизится к закату, на набережную явятся балаклавские хозяйки закупать рыбу. И тогда будет здесь шумно: рыбаки будут запрашивать до изнеможения, хозяйки будут торговаться до седьмого пота с криками, визгами и проклятиями. Горяч южный народ! Но теперь стоит тишина.

Балаклавская бухта глубоко врезалась в материк в форме удлиненного овала. Она надежно закрыта со всех сторон, и только в южной части ее виднее гея узкий выход на внешний рейд, точно горло бутылки.

Превосходная бухта! Для малых судов порт - лучше не выдумать: тихий, глубоководный. Но проход - предательский, точно подстерегающий корабли с неосторожными лоцманами. Одно неверное движение руля - и катастрофа в свежий ветер неизбежна.

На языке черноморских моряков «свежий ветер» - совсем особое понятие. Когда сорвется норд-ост и, окрасив темно-зеленые волны Черного моря в белый цвет, заставит кипеть вокруг корабля воду, как кипяток в котле, тогда приветливая Балаклавская бухта превращается в опасную ловушку. И горе кораблям, которые попытаются искать спасения в ее водах. Предательский выход из бухты окаймлен высокими, нависшими над морем, скалистыми берегами, словно нарочно устроенными для кораблекрушений.

Недаром Балаклавское взморье еще с древних времен было местом классических кораблекрушений. На дне его каменистого рейда лежат сотни кораблей. Финикияне, греки, генуэзцы, римляне, турки и, позднее, англичане, французы, итальянцы - все эти народы оставили здесь свои корабли.

Это древняя морская усыпальница, которая среди мировых морских кладбищ уступает разве только знаменитому Саргассову морю и берегам Новой Земли, куда подводным течением сносятся остовы погибших кораблей…

Тень легендарного «Черного принца» затонувшего у берегов Балаклавской бухты уже не раз вставала со страниц отечественной литературы. О «Черном принце» писали А. И. Куприн, С. Н. Сергеев -Ценский, М. Зощенко, Е. В. Тарле, Т. Бобрицкий и многие другие писатели. До сих пор в зарубежной приключенческой литературе частенько мелькают статьи либо заметки о «загадочном исчезновении» бочонков с золотыми монетами.

Легенда о сокровищах таившихся на дне Балаклавской бухты родилась еще в XIX столетии. До 1923 года это были лишь туманные рассказы старожилов, пока инженер B.C. Языков не нашел ряд существенных доказательств, которые собирал с 1908 года о существования клада, что покоится на дне Черного моря со времен Крымской войны.

Балаклава - небольшой крымский городишка в Украине возле Севастополя, в свое время был воспет в своих произведениях Гомером, Еврипидом и Овидием. А местные жители считают Балаклавскую бухту – восьмым чудом света и красивейшей бухтой планеты. Это действительно один из самых живописных уголков Земли. Чудо, с которым многие даже выросшие на берегу моря люди встречаются в Балаклаве впервые, - это постоянное спокойствие воды в бухте, как бы ни бушевала стихия в открытом море. Это связано с уникальной природной формой Балаклавской бухты - в виде английской буквы S. При этом бухта достаточно глубока, чтобы здесь, вплотную к берегу, размещались большие военные корабли. Проблема лишь в том, что войти в бухту во время шторма нелегко. Вот почему во времена парусного флота многие из судов, пытавшихся спрятаться здесь в непогоду, терпели крушение у ближайших к входу скал.

Во времена Крымской войны в Балаклаве располагалась главная штаб-квартира англичан. К началу войны английское правительство зафрахтовало для перевозки войск и амуниции в Крым свыше 200 торговых судов, принадлежащих частным компаниям. 14 ноября 1854 года в этом месте флот понес наибольшие потери за все годы Крымской войны. Сильнейшим штормом было уничтожено 34 английских судна, собиравшихся доставить для солдат королевы Виктории всевозможную провизию. Среди этих кораблей оказался фрегат "Принц"- большой современный парусно-винтовой железный корабль с паровым двигателем, металлическим корпусом, вместительными трюмами, считавшийся одним из лучших в британском флоте. «Принц» оказался на дне - вместе с грузом медикаментов, снаряжением на сотни тысяч долларов, первым полевым электрическим телеграфом и подводным аппаратом, предназначенным для расчистки входа в Балаклавскую бухту, а также, что документально подтверждено: «4 водолазных прибора, 4 гальванических батареи, 8 миль электрического провода, запас подводных мин». Газеты также писали что груз "Принца" в основном состоял из одежды - рубах, тулупов, шапок, нижнего белья, а также из простыней, одеял, спальных мешков и тому подобных вещей.

Может, это событие, по истечению лет осталось бы и незаметным, если бы некоторые источники не утверждали, что существует одна немаловажная деталь: в трюме фрегата находились десятки бочонков, доверху наполненными более 500 тысячью золотыми монетами, предназначенными для выплаты жалованья 30-тысячному английскому экспедиционному корпусу. В исторических источниках приведены разные названия корабля, разные суммы, разные места его гибели. Так, например его называют «Принц»», «Принц-регент», «Черный принц», а суммы, находившиеся на нем обозначают в 200 тысяч... 500 тысяч франков, 1 миллион фунтов стерлингов, 60 миллионов франков, миллионы рублей золотом... Чем дальше отдалялась дата гибели «Принца», тем ярче разгоралась легенда о золоте, хранившемся в его трюмах.

Вместе с "Принцем" под воду ушла тайна самого знаменитого и загадочного клада, поиски которого когда-либо велись на территории Украины.

Уже в первые годы после заключения мирного договора начались поиски останков «Принца». Согласно одной из опубликованных версий, останки потерпевшего крушение судна ураган отнес в открытое море. Другие корабли, затонувшие одновременно с «Принцем», удалось обнаружить. Парусник City of London, например, до сих пор покоится на глубине 8 метров. Современные путеводители охотно рекомендуют его любителям дайвинга в качестве достопримечательности. Слухи о несметных сокровищах, покоящихся на дне Черного моря, очень скоро привлекли в Балаклаву предприимчивых кладоискателей. В течение второй половины ХIХ века здесь побывало множество експедиций. Корабль искали одинаково безуспешно итальянцы, американцы, норвежцы, немцы. Но примитивная водолазная техника тех времен не позволяла опуститься достаточно глубоко.

Итак, после ноябрьского урагана 1854 года английский экспедиционный корпус находился в Балаклаве еще 8 месяцев. За это время были предприняты поиски золотых монет. Как уже сказано, эти поиски не увенчались успехом, во всяком случае, известно, что служивые встречали Новый год без зарплаты.

Во Франции в 1875 году специально для поисков британского золота было образовано акционерное общество с довольно крупным основным капиталом. Но никому не удавалось обнаружить даже сам затонувший корабль. И неудивительно: ведь 60-метровые глубины Балаклавской бухты были практически недосягаемы.

В 1901 году Балаклаву посетила экспедиция итальянского инженера Джузеппе Рестуччи. Рестуччи привез с собой специальный глубоководный скафандр собственной конструкции. С его помощью итальянские водолазы вскоре обнаружили разбитый корпус какого – то железного корабля. Исследовав судно было найдено ряд предметов: подзорная труба, винтовка, ящик с пулями и множество проржавевших до неузнаваемости металлических деталей. Однако ни малейших следов золота найти не удалось.

Вновь о "Черном принце" вспомнили в 1922-м, когда на дне у входа в Балаклавскую бухту один из местных ныряльщиков нашел несколько золотых монет.

В начале 1920 годов уже при советской власти инженер В. Языков по данным отчетов, рассказам очевидцев, сообщениям прессы ориентиовочно определил предполагаемый район поиска сокровищ. 13 марта 1923 года на свет появился приказ о создании Экспедиции подводных работ специального назначения (ЭПРОН) при Особом отделе ОГПУ СССР. Экспедиция впоследствии стала всемирно известной организацией по подъему затонувших судов. Начиная с апреля 1923 года подготовка к экспедиции за британским золотом развернулась вовсю.

Свои усилия искатели объединили с талантом корабельного инженера Е. Даниленко, который изобрел специальный «водолазный колокол», позволяющий обследовать глубины до 80 саженей – и это притом, что предполагалось, что «Принц» лежит на 30-саженной глубине!

Аппарат конструкции инженера Е. Даниленко был рассчитан на трех человек, снабжен телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. 10-тонный стальной корпус аппарата был изготовлен на одном из московских заводов в самые сжатые сроки - за три месяца. Одновременно предпринимались шаги по сбору как можно более точной информации о месте гибели "Принца".

2 и 9 сентября были предприняты два успешных пробных спуска глубоководного аппарата конструкции Даниленко, а с 11 сентября эпроновцы занялись систематическим осмотром морского дна. Под водой было обнаружено немалое количество всевозможных корабельных обломков, но отыскать среди этого разнокалиберного хлама что-нибудь, отдаленно напоминающее остатки "Принца", не удавалось. Безуспешные поиски британского фрегата продолжались более года.

В октябре 1924-го во время тренировки молодых эпроновцев у развалин генуэзской башни к востоку от входа в бухту этой экспедицией был найден разбитый корпус большого железного корабля, почти целиком погребенный под песчаными заносами и обломками рухнувших скал. Участники экспедиции были уверены, что перед ними желанный "Черный принц" но, найденный эпроновцами затонувший корабль мог быть и «Принцем», и «Язоном», и «Хоупом», и «Резолютом». Опять же, как их предшественники они вытащили ряд интересных предметов, не было найдено ни одной монеты. Загадка Балаклавской бухты, ради которой и была создана экспедиция особого назначения, продолжала оставаться неразгаданной.

Последней его искала японская фирма «Синкай когиоёсио лимитед». Ее представители обратились с ходатайством к советскому правительству о разрешении работ по поиску сокровищ «Принца» и предлагали не только погасить затраты, произведенные ЭПРОНом в 110 тысяч рублей, но и поделить ожидаемую прибыль (миллион рублей золотом) пополам. Летом 1927 года японцы приступили к работе. Каждые сутки японские водолазы поднимали не менее двадцати каменных глыб весом по 500 пудов. 5 сентября водолаз Ямомато нашел прилипшую к камню золотую монету - английский соверен чеканки 1821 года. После этого за два месяца ежедневного изнурительного труда водолазы обнаружили всего лишь четыре золотые монеты: английскую, французскую и две турецкие.

До сих пор нет достоверных сведений, что пять золотых монет, поднятых японцами, были из тех бочонков, которые вез «Принц» для выплаты жалованья солдатам.

Но самое таинственное заключалось в том, что средняя часть «Принца» – именно та, где по идее, находились золотые монеты, – непостижимым образом исчезла. Была вероятность того, что кто-то побывал на дне моря и сумел вывезти бочонки с монетами.

Поскольку к середине ноября 1927 года разбитый корабль был полностью «перемыт» и обследован, фирма прекратила работы в Балаклаве.

В этой истории обращает на себя внимание один характерный момент: сокровища «Принца» искали все, кому не лень: русские, французы, итальянцы, японцы, даже, говорят, немцы и норвежцы. Кроме... кроме тех, кому, собственно говоря, это золото принадлежит по закону: англичан. По этому напрашивается следующий вопрос: « Где же все-таки подевалось золото "Черного принца"? И на этот счет существует несколько версий. По одной их них, оно найдено до этого самими англичанами еще в конце Крымской войны. По – другой, англичанам, в отличие от всех других, был отлично известен истинный характер груза, отправившегося на дно Балаклавской бухты вместе со злосчастным «Принцем». Кстати, список товаров, находившийся на борту «Принца», вовсе не является секретным: он был опубликован еще 16 декабря 1854 года на страницах лондонской газеты «Иллюстрейтед Лондон Ньюз», где золота не значилось. А это означало что на "Принце" его некогда не было.

Еще одна неимоверная версия гласила что, в 1924 году доблестные сотрудники ЭПРОН все-таки подняли с "Принца" золото, а информацию об успешном завершении кладоискательской эпопеи засекретили, а добытые ценности были истрачены на восстановление народного хозяйства страны. Ну а доверчивых японцев советское правительство просто водило за нос. И последняя версия говорила о том, что именно команда водолазов, находившихся в роковой день 14 ноября 1854 года на борту фрегата «Принц» впоследствии подняла золото. Их было четверо. Именно им принадлежал упомянутый выше груз: «4 водолазных прибора, 4 гальванических батареи, 8 миль электрического провода, запас подводных мин». Водолазы-подрывники направлялись в Балаклаву с особым заданием: проделать проход в Севастопольскую бухту, заблокированную специально затопленными русскими кораблями. Однако имевшийся у них запас мин, как оказалось, пригодился не для русских кораблей, а для самого «Принца». По версии кто-то из этих водолазов (а возможно, и вся четверка!) вскоре после катастрофы вернулся к месту гибели фрегата. С помощью имевшихся на его борту мин затонувший «Принц» был взорван (иначе до содержимого трюма было не добраться), а монеты надежно перепрятаны в другое место. Трудно сказать, какая из вышеперечисленных версий правдоподобнее.

Хочется верить, что в истории «Черного принца» поставлены не все точки над «I». Кто знает, не откроет ли со временем Балаклавская бухта одну из своих самых романтических тайн... По всей видимости, еще в течение многих десятилетий тайна останется неразгаданной и будет рождать все новые и новые предположения…

Будет ли клад когда-нибудь найден? Время покажет .