Кто придумал игру в карты. История игральных карт, кто придумал. Кто придумал игральные карты

Очень долгое время изобретение игральных карт приписывалось французскому живописцу XIV столетия Жаклину Грэнгоннеру, который якобы первым выдумал эти маленькие разрисованные картонные листки. И сделал он это с целью позабавить ими Карла VI в минуты просветления помраченного ума его величества.

Версию эту первыми опровергли в XVIII столетии два ученых литератора, аббаты де Лонгрю и Рив, которые в своих диссертациях убедительно доказали, что карты и карточные игры появились задолго до царствования этого бедного государя.

Первым же бесспорным доказательством этому служит подлинный акт Кельнского собора, воспрещавший карточную игру духовным лицам.

Этот акт появился гораздо раньше того времени, когда Грэнгоннер вручил нарисованные им карты страдавшему умопомешательством монарху. Полученный им за эти карты приличный гонорар побудил художника к творчеству, и он стал активно работать над усовершенствованием оформления карт. Он заменил некоторые фигуры на картах, а в царствование Карла VII внес дальнейшие изменения в изображения на картах и придумал фигурам те названия, которые они носят и теперь.

Так, по прихоти художника Давид, пиковый король , был эмблемой Карла VII, а король червовый был наименован Карлом Великим. Королева Регина в трефовой даме изображала Марию, супругу Карла VII.

Паллада, пиковая дама, олицетворяла Деву Орлеанскую, Жанну д`Арк. Рахиль, бубновая дама - нежную Агнесу Сорель, а червовая дама Юдифь - легкую "по нравственности" Изабеллу Баварскую. Четыре валета (оруженосцы) обозначали собою четырех храбрых рыцарей: Ожье и Лансело при Карле Великом, Гектора де Галлара и Ла-Гира при Карле VII. И другие названия карт были выдержаны художником во вкусе того времени - воинственной аллегории. Черви были эмблемой храбрости, пики и бубны представляли оружие, трефы - съестные припасы, фураж и амуницию. И наконец, туз (ас) в латинском своем значении представлял собой то, что всегда признавалось главным богатством войны - деньги.

Живописец Грэнгоннер, таким образом, хоть и не является изобретателем карт , но оставил своим соотечественникам и всем на наследство, которое во многом способствовало и способствует сейчас развлечению людей, и не только праздных, но и деловых, и привело к разнообразию занятий во всех слоях общества.

Феномен быстрого распространения карт по всему миру беспримерен. В карты играют во всех уголках земного шара. Темой исследования карты могут стать для философа и психолога, статистика и экономиста, для моралиста и служителя культа...

Надо признать, что происхождение карт до сих пор покрыто непроницаемым мраком. Слишком поздно спохватились ученые, время успело разрушить памятники, которые могли бы пролить свет на историю возникновения карт. Однако многие ученые люди посвятили большую часть своей жизни исследованию истории игральных карт.

Но, несмотря на все их усилия, история эта до сих пор изобилует многими белыми пятнами, запутана, и можно с уверенностью сказать, что едва ли кому-то удастся когда-нибудь выяснить, когда же на самом деле появились карты и когда в первый раз за игральный стол уселись первые игроки.

Из чего делали игральные карты

Вообще-то для карточной игры не обязательно иметь те игральные карты, которые мы знаем в настоящее время: прямоугольные, овальные, круглые или какой-нибудь другой формы, изготовленные из плотного картона. Они могут быть изготовлены из дерева, кожи, слоновой кости или даже из металла. Такие карты можно увидеть во многих музеях мира. В некоторых странах и до сих пор карты изготавливают из дерева, кое-где из пластиковых материалов в форме домино, особенно для таких карточных игр, как Рамс и Канаста . Таким образом, материал, из которого делают карты, может быть различным. Наиболее подходящим, однако, оказались карты, изготовленные из специальной бумаги. Причем такая бумага появилась почти одновременно во многих странах.

Если бумага действительно была изобретена в Китае еще в 105 году нашей эры, то видимо не намного позже появились и бумажные карты.

В отношении изобретения карт существует множество легенд. По одной из них, в доисторические времена одним разбойником была похищена прекрасная принцесса. Находясь в заточении, она изготовила из кожи карты и научила играть в них своего поработителя. Разбойник якобы бы так очарован игрой в карты, что в знак благодарности выпустил принцессу на свободу.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман. Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея - Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои - игральные карты. И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

Есть исследователи, которые называют другую личность, якобы изобретшую карты. Им якобы является один из семи мудрецов античной Греции, а именно философ Килон, который хотел помочь бедным забыть о еде. Для этого он изобрел карты, в которые стали играть бедняки и во время игры начисто забывали о голоде.

Перечень легенд и сказок об изобретении карт можно продолжить, но ясно, что они не являются изобретением одного единственного человека.

Каким же образом вырабатывались правила старых карточных игр

Можно предположить, что это были, прежде всего, комбинационные игры типа нынешних игр Рамс и Канаста, т. е. таких игр, в которых считалось необходимым как можно быстрее объединить карты по картинкам, цветам и т. д. Об этом свидетельствует тот факт, что были игры, в которых использовались карты не только с 3 и 4 изображениями, но и с 5, 6 и большим количеством. В Корее играют в карты с изображением 8 фигур: мужчины, лошади, антилопы, кролика, фазана, ворона, рыбы и звезды. И на каждую из этих фигур имеется по 10 различных кар, т. е. колода состоит из 80 карт.

Китайцы в старину играли даже на обесцененных денежных знаках. Так как монет было мало, а дальнее путешествие с большим количеством денег было опасным, уже в 7 столетии государство разрешило так называемые "летающие деньги". Для расточительной жизни своих дворов повелители нуждались все в большем количестве денег и велели печатать их целыми кучами. Деньги обесценивались с катастрофической быстротой, и дело дошло до того, что в 9 столетии они потеряли всякую ценность. Старые банкноты обменивались на новые в соотношении 1:100, 1:500, 1:1000, 1:2000... Именно в это время старыми деньгами начали играть в карты. И эти карты из денег просуществовали в Китае почти до конца 9 столетия. В Китае еще и сейчас играют в карты, на которых изображены генерал, два советника, слоны, лошади, боевые колесницы, орудия, а также 5 солдат. Эти 16 фигур раскрашены в красный, белый, желтый и зеленый цвета. Каждая масть повторяется дважды, и таким образом, общее число карт в колоде составляет 128 штук. Характерной для китайских карт всегда была их форма: они длинные и узкие.

Совершенно иная форма у индийских карт, они квадратные, а иногда и круглые. Индийские карты обычно имели 4 масти, но были карты и 12 цветные, и каждый цвет насчитывал 12 карт, т. е. количество карт в колоде составляло 144.

Когда игральные карты появились в России

Предположительно в России карты появились вскоре после их появления в Европе, в частности в Германии и во Франции. Они довольно быстро проникли прежде всего в правящие круги. Во всяком случае, уже при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне карточные игры, особенно в придворных кругах, процветали, а наивысшего своего расцвета карточные игры достигли в царствование Екатерины II. Достоверно известно, что екатерининские вельможи играли почти все поголовно. Многие из них ставили на карту колоссальные состояния, при этом проигрывались земли в десятки тысяч десятин и крепостной народ. Крестьяне сплошь и рядом, просыпаясь утром, узнавали, что они по прихоти хозяина проиграны другому лицу и переходят в его собственность. Дворовые девки, особенно красивые, шли на карту иногда за колоссальную сумму, и наряду с ними на карту шли охотничьи собаки и породистые лошади.

О том, когда карты появились в России, точных сведений нет. Некоторые исследователи полагают, что это случилось довольно поздно, приблизительно во второй четверти 9 столетия. Однако это противоречит другим очевидным фактам. Исследователь Ю. Дмитриев сообщает, что еще в 1759 году механик Петр Дюмолин, приехавший в Москву, в одном из домов в Немецкой слободе демонстрировал "движущиеся карты". А другой российский исследователь А. Вяткин относит появления карт в России к еще более раннему сроку, к 7 столетию, и обосновывает это известным царским Уложением от 1649 года, в котором предписывалось с игроками поступать, "как с татями", т. е. с ворами. По мнению того же Вяткина, карты пришли в Россию через Украину, из Германии ("тамошние казаки коротали время за карточной игрой").

О том, что карты появились в России одновременно с их приходом в Европу, свидетельствует и то, что россияне "шли в ногу" с европейцами в освоении секретов многих карточных игр.

Видео: История игральных карт

Первая карта , о которой есть упоминание, была создана на куске глины .

Д ля чего нужны карты?

Представьте, как было бы трудно на словах дать описание всех и зданий вашего города. Проще изобразить или их положение.

Вот и получилась карта!

Первая карта, о которой есть упоминание, была создана на куске глины, который затем обожгли. Это было в Египте более 4000 лет назад.

К ак использовались карты?

В древности землевладельцы изображали на картах своих владений, короли - земли своего королевства.

Но когда человек попытался изобразить на карте местоположение удалённых объектов, он столкнулся с .

Это связано с тем, что Земля круглая, поэтому измерить большие достаточно .

А строномы помогли в создании карт

Большую помощь первым картографам оказали астрономы, так как их исследования были связаны с размером и формой Земли.

Эратосфен, который родился в 276 году до нашей эры в Греции, определил диаметр Земли. Его данные были близки к действительным.

Его методика впервые позволила правильно рассчитать расстояние на север и на юг.

П араллели и меридианы

Примерно в то же самое время Гиппарх предложил разделить карту мира на равные части вдоль параллелей и меридианов.

Точное положение этих воображаемых линий, как он считал, будет основано на изучении .

Птолемей во втором веке нашей эры, используя эту идею, создал исправленную карту, разделённую на равные части параллелями и меридианами.

Его учебник по географии был основным по данному предмету и после открытия . Открытия и других путешественников расширили интерес к картам и схемам.

К огда был издан первый сборник карт?

В 1570 году Авраам Ортелиус издал в Антверпене первый сборник карт. Основоположником современной картографии является Герадус Меркатор.

На его картах прямые линии соответствовали кривым линиям на глобусе. Это дало возможность провести на карте прямую линию между двумя точками, а также определять по компасу.

Такая карта называется «проекция», она «проектирует», или переводит поверхность Земли на карту.

П очему карты ещё называют а́тласом?

На титульном листе книги (сборника карт) Авраама Ортелиуса был изображён гигант А́тлас.

Вот почему сборник карт сегодня мы называем «атласом».

Изобретение английского картографа

Первый в мире пазл был изобретён английским картографом Джоном Спилсбури около 1760 года. Но предназначался он не для развлечения, а для образовательных целей, так как представлял собой нарезанную на государства карту Европы. Такой метод обучения был весьма наглядным и очень понравился детям, и только спустя много лет другие люди придумали выпускать игровые пазлы.

❀ ❀ ❀ Откуда взялись игральные карты.

Все мы видели карточную колоду, не раз играли в подкидного или обычного дурака.
Но, наверное, мало кто задумывался над тем, откуда, собственно, взялись игральные карты. А между тем у них очень давняя и интересная история! А валеты, дамы, короли имеют прототипы.

Мистика Таро

Колода карт в том виде, к которому мы привыкли, появилась сравнительно недавно. Однако история игральных карт начинается в глубокой древности.

Согласно оккультной версии, карты придумали жрецы в Древнем Египте, и в них зашифрованы все знания человечества. Жрецы создали 78 золотых табличек, на которых нанесли магические знаки. 56 таких табличек зовутся Младшими Арканами, и именно они стали обычными картами. А 22 Старших Аркана - это мистические карты Таро, которые по сей день используют гадалки и прорицатели.

Так выглядят современные карты Таро

Впрочем, научного подтверждения этой версии нет. Однако данные археологических исследований показывают, что карты действительно появились очень давно.
На древних фресках можно увидеть, что в Древнем Египте имелось некое подобие карт - черенки с нанесенными на них цифрами, и существовала игра, очень похожая на карточную. Такие же игры забавляли жителей Индии, только сделанные там первые карты были из слоновой кости и ракушек.

Интересно, что арабские карты подтверждают оккультную версию их появления. Они тоже имеют 56 Младших и 22 Старших Аркана. При этом мусульманам Кораном запрещено изображать людей на картах, поэтому на них имеются только орнаменты-арабески.

Аналоги карт появились в Китае и Японии, но были они по-восточному мудрёными и замысловатыми и мало походили на современные. Карты на Востоке рисовали на бумаге - это были полоски, на которых изображались различные символы.
В X-XII веках путешественники из Европы добрались до Поднебесной. Европейцам понравились хитроумные китайские игры, которые они и привезли домой.

Китайская карта, династия Мин,
примерно 1400 год

Четыре главных короля

Карты начали распространяться по Европе. Существует история о том, как появилась привычная для нас колода с королями и дамами. Говорят, что изобрел её в 1392 году Жакмен Грингоннер - шут французского короля Карла VI Безумного, который, как можно догадаться по прозвищу, страдал душевным расстройством. Для развлечения своего господина шут начал придумывать различные карточные игры и заодно модифицировал колоду.

Грингоннер, чтобы польстить господину, нарисовал четырёх королей и объявил, что каждый из них имеет свой прототип. Король червей - это Карл Великий, пиковый - царь Давид, бубновый - Юлий Цезарь, а трефовый - Александр Македонский.
Самого себя шут объявил джокером.

Это очень интересный карточный персонаж - вроде бы дурак, но на самом деле он в колоде сильнее всех. И в жизни ведь именно шут мог под своей маской говорить правду королям.

Позже в колоде появились валеты, которые тоже имели исторические или мифические прототипы. Валет червей - это французский рыцарь Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, верный соратник Жанны д’Арк; пиковый - герой французского эпоса Ожье Датчанин; бубновый - Роланд из «Песни о Роланде»; трефовый - Ланселот Озёрный из легенд о короле Артуре.

Интересно, что долгое время дам в колоде не имелось. Лишь в XVI веке на игральных картах появились женские персонажи. И каждая из прекрасных дам опять же имела прототип! Дама червей - это героиня библейской легенды Юдифь. Дама бубен - Рахиль, жена Иакова. Интересно, что бубновая масть означает деньги, а Рахиль, по легендам, была скупой. Пиковой дамой стала греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Дамой треф поначалу считалась Дидона из «Энеиды» Вергилия. Но затем дама треф превратилась в коварную соблазнительницу Аргину - это анаграмма слова regina, то есть «королева». Придворные художники, создававшие карты для монархов, придавали Аргине сходство с королевской фавориткой. Интересно, что в случае появления новой любовницы живописцам приходилось рисовать другую колоду.
В годы Великой французской революции карты потеряли свою популярность.

Игральная карта французской революции,
символизирующая свободу и братство

Короли и дамы, пусть и рисованные, были свергнуты со своего престола. А на картах появились известные оппозиционеры и борцы с режимами: Брут, Вольтер, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон…

Лопаты и дубинки

Карточные масти тоже возникли не на пустом месте. В первых колодах они носили названия «мечи», «кубки», «денарии» (денежная единица) и «жезлы». Позже мечи превратились в пики, кубки - в черви (от прилагательного червонный - красный), денарии - в бубны, а жезлы - в кресты, или трефы (последнее слово от французского «клевер»).

В других странах масти называются по-своему: например, в Англии и Германии - лопаты, сердца, бриллианты и дубинки, в Италии - копья, сердца, квадраты и цветы.

Черт Черчелли

Существует легенда о том, как карты появились в России. Говорят, что при Иване Грозном в Москве появился некий авантюрист - итальянец Черчелли, которого горожане тут же прозвали Чертелло. Впрочем, его итальянское происхождение под вопросом, ибо Чертелло в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше был русским.

Поль Сезанн. «Игроки в карты». 1895 год

Он привёз в Москву сундучок с картами, завёрнутый в чёрно-красную шаль, что соответствовало цветам мастей. Но москвичи говорили, что это цвета адского пламени.

И тут в Москве началась настоящая эпидемия: карты стали пользоваться бешеным спросом, и Черчелли решил наладить их печать. Однако вскоре он был изгнан из Москвы за свои бесовские игрушки, а карты надолго оказались под запретом.
Однако, несмотря на все препоны, карты прижились на Руси и тесно вошли в её историю и даже культуру - вспомните хотя бы «Пиковую даму» Пушкина или знаменитый карточный проигрыш Николая Ростова из «Войны и мира».

После Октябрьской революции в 1917 году в России даже появились советские карты, на которых вместо королей и валетов фигурировали рабочие и крестьяне. Более того, масти тоже поменялись: вместо бубен и пик на картах красовались серпы, молоты и звезды. Затем карты были вообще запрещены.

Сейчас играть в карты можно, и более того, выпускаются колоды на любой вкус: сувенирные, гадальные, с различными историческими персонажами. Даже можно заказать карты с изображением вас самих и ваших друзей, с которыми позволительно потом поиграть в дурака. Только не прогадайте - а вдруг кто-нибудь обидится, что он не король, а какая-нибудь там девятка…

Хорошо знакомые по всему миру, игральные карты нашли множество применений. С их помощью предсказывают будущее, ими развлекаются самые разные люди, они становятся участниками практически каждого шоу фокусника или иллюзиониста. Однако, прошлое карт настолько противоречиво и туманно, что до сих пор неизвестно, где же именно они появились.

Существует множество научных трактатов, которые рассказывают о возможных источниках их возникновения. Но давайте начнем с того, что первоначально карты выглядели совсем не так, какими мы привыкли их видеть.

Когда не было бумаги – они уже существовали

Как известно, бумага была изобретена в Китае примерно в 105 году нашей эры. Однако, были различные находки, датируемые более ранними годами, которые вполне могут оказаться прародителями современных карт. Первоначально изображения зверей, предметов или оружия наносились на металлические плашки, куски кожи, коры, бамбука или даже костяные таблички. Однако, слишком сложно отнести подобные находки именно к игральным картам как таковым.

Согласно теориям ученых, первоначально игральные карты появились в Китае, а уже благодаря торговым путям они попали в Индию и Персию. Есть также мнение, что родиной карт является Индия, в которой были найдены круглые плашки с изображениями, схожими с древними игральными картами. Существует достаточно много и других версий, но до сих пор никому так и не удалось доказать одну конкретную и доподлинно выяснить настоящую родину карт.

Прелесть подобного развлечения изначально заключалась в том, что картам не требовалось отдельного поля, как для шашек, шахмат или подобных им игр. Неудивительно, что заинтересованные торговцы увозили их на родину. Однако, самые ранние находки всё же вызывают достаточно сомнений насчет своей связи с нынешними игральными картами.

Почему именно Китай считается родиной карт

За Китаем закреплено множество изобретений, включая различные игры - к примеру, домино или маджонг. Однако, именно он считается на данный момент наиболее очевидным местом рождения современных игральных карт. Причин для подобного вывода довольно много.

В первую очередь это утверждено благодаря тому, что первое упоминание в исторических источниках, связанное с игральными картами, было именно в Китае, в 1294 году нашей эры.

Во-вторых, именно Китай являлся родиной печатного станка, что значительно упрощало производство игральных карт. И это еще с учетом того, что именно Китай являлся родиной бумаги.

В-третьих, игральные карты, которые были в Китае в то время, имеют огромное количество схожих черт с современными картами. Так, к примеру, у них была масть, которая обозначалась монетами. Помимо этого, они имели продолговатую форму, а изображения на них были крайне похожи на современных королей и дам.

Откуда появились самые первые карточные масти

Примечательно, что если в древних картах, которые были найдены в Китае, уже фигурировали монеты, то далее они претерпели некоторые изменения. После того, как карты попали в Египет, они значительно видоизменились, ведь был период правления мамлюков. Это было в первую очередь связано с тем, что их вероисповедание не позволяло им наносить на карты изображения людей. Благодаря этому, четыре масти превратились в монеты (уже устоявшиеся в Китае), клюшки, мечи и кубки.

Почему именно клюшки, спросите вы? Все достаточно просто. На карты наносились изображения предметов быта и окружения, которыми интересовались эти люди. А доподлинно известно, что у мамлюков было пристрастие к игре, похожей на современное поло. Впоследствии, когда игральные карты уже попали в Европу, клюшки превратились в булавы или палицы.

Особая деталь, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что вне зависимости от количества самих карт в колоде, которое варьировалось от 12 до более сотни – мастей было ровно четыре. Как в китайских картах, так и у мамлюков, которые помогли картам попасть в Европу.

Как игральные карты появились в Европе

Как только игральные карты из Александрии попали на юг Европы, началось быстрое их распространение. Оно было настолько повсеместным и масштабным, что подобному факту даже было дано название «Вторжение игральных карт». И столь угрожающее название можно с легкостью обосновать.

На то время в Европе происходило множество различных столкновений, военных действий между странами и мелких стычек. За счет своей легкости, удобства транспортировки и малого размера, карты пользовались огромной популярностью у солдат. И, получается, с наступлением войск наступали и карты. В Великобританию карты попали тоже с наступлением военных действий.

По всей Европе обнаружено достаточно много документальных упоминаний карт. В 1377 году - первое упоминание о появлении карт в Швейцарии, в 1392 их уже заказывали в золоте для короля, а чего говорить только о количестве запретов на азартные игры, которые были практически везде!

Как появились разные колоды и масти карт

Стоило только игральным картам попасть в какую-либо новую страну, как сразу же их старались переделать под себя. Не слишком большим изменениям подверглись разве что карты Таро, которые сохранили в себе разделение на младшие и старшие арканы. Для игр как таковых они были не настолько удобны. Если же говорить именно об игральных картах, то они менялись крайне часто.

Получается, что каждый народ старался выразить в картах именно свои черты и национальные предпочтения. Благодаря этому масти постоянно менялись. Однако у каждой масти получилась довольно любопытная эволюция. Давайте рассмотрим самые известные колоды, которые сейчас существуют.

Итало-испанская колода

Мы не зря начали именно с нее, ведь она крайне похожа на древние игральные карты мамлюков, в которых слегка видоизменились клюшки.

  • Мечи (пики);
  • Кубки (черви);
  • Палицы (трефы);
  • Монеты (бубны).

Существующая до сих пор, она при полном составе должна состоять из 50 карт (с учетом двух джокеров, без них 48). Числовые карты начинались с единицы и заканчивались девяткой. Далее уже шли старшие карты, которые обозначались пажом, конем (рыцарем) и королем. В некоторых вариантах встречалась уменьшенная колода без восьмерок, а также существовали варианты с дополнительной картой «Королева».

Примечательно, что на картах этой колоды не писались цифры, а также не было буквенных обозначений.

Немецкая колода

Когда создавалась именно эта колода карт, ее желали сделать максимально показывающей огромное значение агрокультур в Германии.

  • Мечи превратились в листья, которые отвечали требованиям культуры Германии и по форме были условно схожи (пики);
  • Кубки в сердца, поскольку проводилась ассоциация с вином, которое данные кубки наполняло (черви);
  • Палицы уже стали не грубыми ветками деревьев, а превратились в жёлуди (трефы);
  • Монеты превратились в бубенцы, поскольку они были тоже круглой формы (бубны).

Даже в дальнейшем, когда французская колода захватила весь мир, немецкие ее варианты обладали не двумя, а четырьмя цветами мастей. Чтобы сохранить ранее существовавшие зеленую (листья) и желтую (бубенцы) масти.

В этой колоде примерно одинаковое количество карт с Итало-испанской. Схожим является и то, что в ней точно так же не было Дам, а исключительно короли или рыцари. Подобное легко объясняется тем, что в правящем сословии основную роль играли именно мужчины.

Швейцарская колода

По сравнению с немецкой, она претерпела сравнительно небольшие изменения. Мастями данной колоды являются:

  • Щиты, которыми стали мечи (пики);
  • Розы, бывшие сердца (черви);
  • Жёлуди (трефы);
  • Бубенцы (бубны).

Французская колода

Именно она стала самой знаковой. И самой популярной среди всех остальных колод. Видя современные масти, Вы видите именно французскую колоду.

В ней масти превратились в:

  • Пики;
  • Черви;
  • Трефы;
  • Бубны.

В таком виде, в каком мы их знаем, они появились, когда потребовалось упростить производство карт. Символы мастей должны были создаваться легко и практически каждым, чтобы понизить их себестоимость. И масти упростили до тех самых символов, которые сейчас известны всему миру. Но не только это стало удивительно верным маркетинговым ходом.

Именно французская колода ввела обозначение мастей двумя цветами: красным и черным.

Подобные решения сделали ее наиболее простой в исполнении, запоминающейся, универсальной, и плюс ко всему она была более деликатной в отношении женщин. Именно во французской колоде изначально присутствовала Дама как постоянная карта. И ее весомость была неоспорима.

Принято считать, что карты родом из Китая, но так же странами, подарившими миру карты, можно с уверенностью считать Польшу, Германию и Францию, ведь у их народов карточные игры были не менее распространены, чем в Китае.

Состав колоды

Стандартная карточная колода состоит из 36 карт, но это считается уже современным вариантом, однако изначально карт в колоде было 54 штуки: 36 основных и 18 вспомогательных. Каждая карта «повторяется» 4 раза – по одной в каждой из четырех мастей.

Интерес вызывают названия и , изображенные на игральных картах. Многие привыкли видеть половинчатые и зеркально отраженные фигуры королей и дам, но это веяние Нового времени, а в старину фигуры карт были нарисованы в полный рост.

Все карты в колоде разделены на четыре масти, которые принято называть:
- червы;
- бубны;
- трефы;
- пики.

Обозначения карт

Карты треф и пик принято обозначать черным цветом, а бубны и пики красным. Карты носят числовое обозначение и изображение в виде рисунков. К числовым картам относятся самые маленькие по старшинству карты, а к «рисункам» более значимые, такие как туз, король, дама, валет. Туз является самой значимой картой, во многих переводах он значится как «заместитель главы» или «заместитель короля». Слово «туз» в переводе с греческого языка означает «сеятель клеветы», а с немецкого чуть ли не дьявол. Так или иначе, эта карта является коварной и дает много власти.

Положение карт короля и дамы в колоде очевидно, а название говорит само за себя. Чего нельзя сказать о карте валета. В переводе с французского языка «валет» - это слуга, на карте он изображен как молодой мужчина в образе оруженосца.

Масти

Очень интересна названий мастей . Раньше вместо привычных пик или червей, были следующие обозначения:
- кубки;
- мечи;
- жезлы;
- денарии.

Кубки, которыми награждались победители, превратились со временем в червы, напоминающие форму кубка и сердечную признательность, а жезлы в трефы или кресты. Денарии превратились в бубны, а мечи стали острыми пиками, по сути, обозначающими оружие.

В некоторых колодах присутствует еще одна карта, которая называется . На карте джокер изображен виде шута в цветном варианте или черно-белом, он редко играет, но его ход всегда рассчитан на то, чтобы спутать планы (карты) соперников.