Любовные линии романа. Сочинение тема любви в романе отцы и дети тургенева Любовь в романе отцы и дети сообщение

Конспект урока по литературе в 10 классе. «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

в 10 классе

«Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Подготовила

Диденко Лариса Дмитриевна

Брянск - 2012

Цели:

1) выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью;

2) выяснить, всегда ли любовь - это благо;

3) продолжить формирование умения анализировать текст, аргументированно доказывать собственное мнение;

4) развивать речь, критическое мышление, кругозор учащихся;

5) воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви,

воспитывать художественный вкус.

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя.

Более 2000 лет назад святой Апостол Павел сказал: «А теперь пребывают …вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». В любом романе И.С.Тургенева герои проходят испытание любовью. И не случайно. Это чувство было хорошо знакомо писателю. Любовь к Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи с этой женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что ему была дарована страстная, не объяснимая разумом любовь. И он достойно пронёс это чувство, потому что считал, что любовь есть благо, даже, если она не взаимна.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

На уроке мы попытаемся выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью и всегда ли любовь - это благо.

  1. Анализ произведения и проверка д/з.

Отвечая на вопросы, постарайтесь приводить доказательства из текста, т.е. цитаты. Дома многие цитаты, которыми вы сегодня сможете воспользоваться, вы выписывали в тетрадь.

Скажите, как относились к любви Николай Петорвич Кирсанов и его сын Аркадий?

Для них любовь - это семья, где царят уважение, взаимопонимание, и лад. Любовь - это всеобъемлющее чувство. Н.П. очень любит своего сына. Об этом говорит и сцена встречи (гл.1, с.53-54), и объяснение отца с сыном по поводу Фенечки (гл.3, с.57). Н.П. боится оскорбить сына её присутствием, ведь она другого социального статуса. А. уважает отца (гл.5, с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чём не стеснял моей свободы».), защищает его перед Базаровым, вступается и за своего дядю (гл.6, с.72: «Ну, полно, Евгений. … Ты увидишь, что он не такой человек, каким ты его воображаешь. Он скорее сожаления достоин, чем насмешки».).

Это дети (у Н.П. их было двое и у А. в конце романа тоже двое детей: Митя и Коля, с. 222 ). Это нежность по отношению к женщинам. Н.П.(гл.8, с.82: «Ему всё мерещилось это чистое, нежное, боязливое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы…»

А.: «…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…», «Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом», « С Катей он был, как дома…»

В их понимании любовь - это земное, естественное и всеобъемлющее чувство.

Заполните таблицу.

А что вы можете сказать о Павле Петровиче и его отношении к любви?

Любовь П.П. к княгине Р. не была взаимной. Он произносит: «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым?», с. .

Самому Тургеневу было знакомо чувство неразделённой любви. Можно предположить, что в уста П.П. он вкладывает собственные мысли по этому вопросу. Ведь после расставания с княгиней Р. П.П. не смог жить по-прежнему. Он скучает, о женитьбе и не думает, проводит время в обществе холостяков. А что происходит с ним после смерти княгини?

Он переезжает жить в дом своего брата. Как и Тургенев когда-то писал о себе, живёт «на краю чужого гнезда».

Вспомните, что говорит П.П. своему брату по поводу отношений Н.П. с Фенечкой. Прочитайте. (гл.24, с.190)

«Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она - мать твоего сына».

И эти слова произносит принципиальный П.П.! «Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!». Для П.П. любовь сильнее социальных предрассудков. Он понимает, что любовью надо дорожить, при необходимости перешагнуть через общепринятые правила. Для него любовь была трагичной, но он проносит это чувство красиво, достойно через всю свою жизнь.

Заполните таблицу.

Как вы считаете, счастлив ли П.П.? Почему?

Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство - уже счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как заботлив П.П. по отношению к брату, к его семье!

А Базаров? Был ли он счастлив? Почему?

Нет. Б. не верил в любовь. Б. долгое время пренебрегал этим чувством. (гл.17, с.126: «Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

Он пытался отрицать любовь, как и всё остальное. Евгений - разрушитель по натуре. В споре с П.П. он произносит: «Сперва нужно место расчистить». У него нет плана строить и создавать, а любовь-то, она созидательна. И.С.Тургенев противопоставляет разрушительному характеру Б. созидательный характер П.П. Нигилизм Евгения Базароване оправдал себя. Как ни отрицай любовь, она сильнее. Она может настигнуть и даже сломать. Б. утверждал (гл.19, с.143): «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

Б. чрезмерно самоуверен. Он пытается себя поставить выше любви, а это невозможно.

Мне вспоминается ещё одна цитата, сказанная Апостолом Павлом: «Любовь долготерпит, …, любовь не превозносится, не гордится, не раздражается». Б. пытается перешагнуть через свою любовь к Одинцовой. Он превозносится. Б. утверждает: «Сам себя не сломал, так и бабёнка тебя не сломает». Но он ошибается. Бабёнка-то, может, и не сломает, а вот любовь… Базаров раздражается на своё чувство, на самого себя. Он противится самой природе.

Случайно ли именно Б. умирает в конце произведения?

Нет. Не смог он достойно пронести своё чувство по жизни. Нет будущего у человека, не понимающего, что любовь - это всегда благо. Поэтому не продолжается и род Базарова в отличие от Кирсановых.

Существует такая версия: Б. умирает но неверия: вера основана на любви. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений.

Этот аспект современен и сегодня. Неслучайно патриарх Кирилл, недавно выступая с проповедью по телевиденью, сказал: «Всякая вера без любви мертва». Это ещё раз подтверждает: любовь - главное в жизни.

Заполните таблицу.

Я желаю всем вам испытать это прекрасное чувство и помнить, что любовь - это всегда благо. Сумейте достойно, красиво пронести любовь через всю жизнь. Не впадайте в отчаянье, если любовь не будет взаимной. Никогда не опускайте руки. «Не возгордитесь, не вознеситесь…», как говорил всё тот же Апостол Павел.

4. Подведение итогов.

1) Закончить наш урок мне бы хотелось словами Омар Хайяма:

Изначальней всего остального - любовь.

В песне юности первое слово - любовь.

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа - … («любовь»,- говорят все хором)

Какое синтаксическое средство использовал Омар Хайям в этом стихотворении для раскрытия его идеи?

Эпифору.

А мы с вами на уроке довольно часто прибегали к использованию рефрена. Какого? Не подскажете?

Любовь - это благо.

Я думаю, мы достигли целей, поставленных на уроке.

2) Оценки за урок.

6. Д/з Напишите сочинение-миниатюру: «Любовь - это благо». Кто так считает, тот ставит точку, кто считает иначе - вопросительный знак и доказывает свою точку зрения. В сочинении используйте один аргумент из произведения, другой из общих знаний, из жизни.

Список используемой литературы:

1. И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений;

2. Энциклопедия. «Русская литература». Т.9, ч.1, М. «Аванта+», 1998.

3. «Я иду на урок литературы». 10 класс. Книга для учителя. М., «Первое сентября», 2000.

4. О.Монахова, М.Стишова. «Русская литература XIXв.» М., «Олма-пресс», 1999 (пособие для школьников и поступающих в вузы);

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В.Я.Коровиной)

Устный журнал.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Обучение анализу лирического произведения.

Цели: 1) Учить анализировать и систематизировать изучаемый материал.

2) Учить выявлять особенности языка в художественном произведении.

3) Обогащать знания о ВОВ.

4) Развивать речь учащихся, логическое мышление.

5) Воспитывать патриотизм.

Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:

Оформление доски:

Словарь урока:

Стихотворение

Баллада

Тема

Идея

Метафора

Эпитет Гипербола

Аллитерация

Диалог

Олицетворение

Оборудование: учебник, 5 класс (В.Я.Коровина и др.), компьютер (документальная хроника «Флаг над Рейхстагом» и презентация), репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», распечатки с тропами, толковый словарь Ожегова

Методы и приёмы:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, чтение учителем наизусть; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала

Ход урока

  1. Подготовка к восприятию. (3 мин.)

(Просмотр документальной хроники «Флаг над рейхстагом»)

О каком историческом событии вы увидели кадры кинохроники?

Кто из вас знает, что это за кадры?

(Именно после водружения Советской армией знамени над Рейхстагом было

Объявлено о победе над фашизмом)

Героическое прошлое нашего народа, нашей Родины отражается в искусстве, в частности, в литературе. Поэтическая летопись ВОВ 1941 - 1945гг создавалась многими писателями, поэтами, композиторами. Среди них есть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», о котором и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

  1. Сообщение темы и целей. (3 мин.)

Урок сегодня мы проведём в форме устного журнала по такому плану:

На доске: План урока

Форзац - «документальные хроники»

1 стр. - «биографическая презентация»

2 стр. - «теоретическая» (словарь урока)

3 стр. - «исследовательская» (анализ стихотворения и составление таблицы)

4 стр. - «обучающая»

5 стр. - «изобразительная»

Форзац - «лирическая»

  1. За доской Д/З:

1) с.146 - 148 (наизусть) с устным анализом стихотворения,

Опираясь на таблицу, составленную в классе

2) проиллюстрировать стихотворение (по желанию)

  1. Проверка Д/З - 1 стр. - «биографическая презентация ». (5 мин.)

2 ученика к сегодняшнему уроку подготовили сообщения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского и оформили их в виде презентации. Послушаем и посмотрим…

В каких жанрах работал А.Т.Твардовский?

(Поэмы и стихотворения)

  1. Словарь урока - 2 стр. - «теоретическая». (2 мин.)

А что такое стихотворение?

Обратимся к словарю урока. Дайте определения терминов, которые мы будем использовать при анализе стихотворения.

На доске : Словарь урока

Стихотворение эпитет

Баллада гипербола

Тема аллитерация

Идея диалог

Метафора олицетворение

6 . Анализ стихотворения и составление таблицы - 3 стр.

«исследовательская»

В тетради поставьте число напротив таблицы, которую я вас просила начертить для составления опорного конспекта. (На доске такая же таблица)

Заполните первую графу. (

1.Чтение стихотворения (наизусть учителем) - 3 мин.

Ребята, что лежит в основе этого стихотворения?

(Историческое событие с острым напряженным сюжетом)

Как называются такие стихотворения?

(Баллады)

Какова тема этого стихотворения-баллады?

(Дети и война)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Найдите и прочитайте слова, которыми Твардовский характеризует мальчика.

(2 и 3 строфы)

Как вы понимаете слова, словосочетания:

А) БЕДОВЫЙ;

Шустрый, смелый (разг.) (Ожегов)

Б) ИЗ ТЕХ, ЧТО ГЛАВАРЯМИ У ДЕТЕЙ;

Зачинщик, руководитель, вожак

в) В ГОРОДИШКАХ ПРИФРОНТОВЫХ;

Находящийся вблизи фронта

Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

Прочитайте строки о том, каким был бой.

(4-я строфа и 1,2 строки 5-ой строфы)

Как вы понимаете строки:

а) А ОН ГВОЗДИТ - НЕ ВЫГЛЯНУТЬ ИЗ БАШЕН

Гвоздить - 1) Бить, колотить изо всех сил.

2) Упорно повторять одно и то же. - (разг.) (Ожегов)

Почему поэт выбирает слово ГВОЗДИТ , а не стреляет, бьет, строчит и т.д.?

(в переносном)

Как называется л/в прием в строке:

«… И ЧЕРТ ЕГО ПОЙМЕТ, ОТКУДА БЬЕТ».

(Гипербола)

Запишите в тетрадь (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Для чего его использует Твардовский

(Усиливает ужас трудного боя)

б) … ЗА КАКИМ ДОМИШКОЙ ОН ПРИМОСТИЛСЯ

Примоститься - пристроиться в неудобном месте, в неудобном положении

(сбоку, с краю) - (разг.) (Ожегов)

Для какого стиля речи характерны слова, ГВОЗДИТ, ПРИМОСТИТЬСЯ, БЕДОВОЙ, ГЛАВАРЬ?

(Для разговорного)

Запишите в тетрадь. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Почему поэт в своем стихотворении использует слова разговорного стиля?

Частичка -КА в слове УГАДАЙ-КА тоже указывает на разговорный стиль.

Обратите внимание на звукопись в 1 и 2 строке 4-ой строфы. Каких согласных здесь больше? Почему?

(звонких и сонорных)

Как называется такой прием в литературе?

(аллитерация)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Прочитайте строки о том, как мальчик помог русским солдатам.

(3-4 строка 5 строфы - до «Я вытер пот…»

В какой форме Твардовский рассказывает об этом?

(диалог)

Почему именно диалог выбирает поэт?

(Он характерен для разговорной речи. Придает большую реалистичность

Описываемым событиям)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Обратите внимание на слова мальчика:

« Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я поползал, они вон там, в саду…»

Что характерно для речи парнишки? Почему?

(Повторы слов , что выдает волнение, частое употребление местоимения Я, т.к.

Он тоже считает себя бойцом, солдатом… Мальчик очень хочет помочь, а также

Взобраться на танк, почувствовать себя настоящим воином)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Как называет рассказчик мальчонку?

(дружище)

Почему именно так?

(Стирается возрастная дистанция. Во время войны важен не возраст: детей

Уже нет, раз они воюют на улице вместе с отцами.)

Как ведет себя мальчик на танке? Как это характеризует его?

(Он смел, бесстрашен)

Найдите в следующеё строфе слова или словосочетания, типичные для разговорной речи.

На какие эпитеты нельзя не обратить внимания в этой строфе?

(рыхлый, жирный чернозём)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Почему о родной земле именно так говорит поэт?

(Земля словно помогает уничтожить вражескую пушку. Она не противится

Тому, что ее охраняют военным вражеским оружием. Она все равно остается

Плодородной)

Прочитайте следующую (предпоследнюю строфу).

Какие художественные средства использует здесь Твардовский? Для чего?

(метафора - «душила гарь и копоть»

«… шел большой пожар»

Пожар - неотъемлемая часть войны. Они всегда рядом. Они всегда словно

Живые.)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Обратите внимание на последние две строки это строфы:

«И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопцы! -

И руку, как товарищ, пожал…»

(Идея единства поколений во время ВОВ, слитность в их глубоком

Патриотическом чувстве, неугасаемая любовь к родной земле.)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

2.Объяснение нового. Стр. 4 - «обучающая» (2 мин)

А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения.

Что вы можете о них сказать?

Такой прием в литературе называется (на доску вешаю):

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

(Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика)

А почему он не может себе этого простить?

Стройность, соразмерность мыслей автора помогает ему передать выбранная

Рифма. Определите тип рифмы (по 1-ой строфе)

(перекрестная)

  1. Работа с репродукцией картины. - «лирическая».

Как вы думаете, когда было написано это стихотворение? (после боя, после войны, во время боя?)

Посмотрите на репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя». Как можно ее соотнести со стихотворением?

Как вы считаете, нужно ли нам сегодня вспоминать и обсуждать произведение о

ВОВ? Почему?

Послушайте стихотворение: «Задохнулись канонады…», которое подтверждает ваши

Слова.

(Индивидуальное задание - чтение наизусть)

Задохнулись канонады.

В мире тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Все Лишь бы не забыть!

Эта память - верьте, люди -

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем, вновь придет война.

Вспомните кадры документальной кинохроники, показанные в начале урока. Какова связь между содержанием стихотворения «Рассказ танкиста» и телефрагментом.

(Во время ВОВ дети внесли огромный вклад в одержание победы над фашизмом)

8.Подведение итогов. (3 мин)

  1. На уроке мы достигли поставленных целей:

Расширили знания о ВОВ

Обратили внимание на особенности языка «Рассказа танкиста».

Действительно, такое произведение создано на века.

  1. Оценки за урок.
  2. Какой вид работы вы бы еще хотели увидеть на уроках?

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 им. П.М.Камозина» г. Брянска

Конспект урока по литературе

В 7 классе

Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Диденко Лариса Дмитриевна

Брянск - 2012

Конспект урока по литературе в 7 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №11 им.П.М.Камозина

Цели: 1) Учить краткому, художественному, выборочному пересказу

2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой

3) Развивать навыки выразительного чтения

4) Воспитывать чувство взаимопомощи, доброты, справедливости.

Задачи: 1) Повторить литературоведческие термины (с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе)

2) Учить работать с планом по тексту

Оборудование: учебник, 7 класс (В.Я.Коровина и др.), портрет Ю.Казакова, mp3-проигрыватель, распечатки с тропами, толковый словарь

Оформление доски:

Словарь урока:

Рассказ

Тема

Идея

Методы и приёмы:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов)

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы

Ход урока:

  1. Подготовка к восприятию.

На доске: портрет Ю.Казакова

«Казакову достались от природы и родителей - простых русских людей - завидное здоровье, силушка …; высокий рост, косая сажень в плечах, поместительный мощный череп … и главное - лоб, покатый, занимающий чуть не половину лица; светлые, удивительно мягкие по выражению, какие-то беззащитные (всегда защищенные очками) глаза,» - так описывал Г.Горышин Ю.П.Казакова в статье, посвященной жизни и творчеству писателя.

«Поместительный череп», «лоб», «удивительно мягкие по выражению глаза» - всё говорит об удивительном уме, житейской мудрости писателя.

Трудно не согласиться с этим описанием, посмотрев на портрет прозаика.

Казаков в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании. Когда читаешь рассказ «Тихое утро».

  1. Проверка Д/З

Вспомните содержание рассказа. 1-ый вариант дома должен был подготовить краткий пересказ по плану.

На доске: План

  1. Ранним утром.
  2. Яшка будит Володю.
  3. По дороге на рыбалку.
  4. Ловля рыбы.
  5. Володя тонет.
  6. Спасение Володи.
  1. Сообщение темы и целей

Сегодня на уроке мы попытаемся доказать, что взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Мы будем учиться отбирать и систематизировать материал из текста для раскрытия темы урока; оформим таблицу, которая поможет выполнить Д/З.

  1. Запись Д/З в дневники

За доской: по выбору:

  1. Напишите характеристику Яши, пользуясь таблицей, составленной на уроке и материалом учебника
  2. «Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение героическим?
  1. Первичное восприятие.

В теме урока уже определён жанр произведения - рассказ. Что такое рассказ?

На доске: Словарь урока:

Рассказ

Докажите, что «Тихое утро» - рассказ.

Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи.

На доске: Словарь урока:

Тема

Идея

Что такое тема? Какова тема рассказа?

(Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь)

Откройте тетради, напишите число, тему урока, начертите таблицу, заполните верхнюю строку.

Что такое идея? Какова идея рассказа?

(Дружба познается в беде. Взаимовыручку можно считать мерилом нравственности.)

Заполните вторую строку таблицы.

Сразу вспоминается песня В.Высоцкого из к/ф «Высота» «Если друг оказался вдруг…». Послушайте её.

Звучит песня.

Почему именно эту песню я включила в наш сегодняшний урок?

  1. Анализ рассказа.

Вспомним главных героев рассказа.

А) Викторина-физкультминутка «Узнай героя»

Узнайте мальчиков по их описаниям. Если это Яша, встает 1-ый вариант. Если это Володя, встает 2-ой вариант.

1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»

2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»

3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным.

4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».

Б) Работа с текстом.

Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке.

Какие черты их характера и поведения здесь проявляются?

(Я. - «жаворонок», волевой («переборол себя»)

Какое выразительное средство использует здесь автор?

На доску креплю: метафора

(Я. - ловкий, энергичный («весело затрусил к риге»)

Какое выразительное средство использовано здесь?

На доску креплю: разговорная лексика

(В.- неловкий, несобранный, медлительный)

Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.

Дополните записи в тетради.

(Я.- язвительный, грубый, импульсивный)

В) Сообщение нового материала.

Язвительные выражения в литературе называются ИРОНИЕЙ

На доску креплю: ирония = осмеяние, насмешка

Прочитайте определение иронии в толковом словаре учебника

Чем это определение отличается от того, что дала я?

Как ведет себя Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь проявляются?

(В. - скромный, сдержанный)

Может ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели?

(Да. Он торопливо завязывал шнурки…)

Можно ли Володю обвинить в угодничестве? Почему?

Перечитайте диалог между ребятами по пути на рыбалку

Чем отличается поведение Яши от поведения Володи?

(Я. - хвастун, отходчивый

В. - честный)

О чем еще разговаривали ребята?

(об услышанных звуках, об осьминогах)

Как проявляются в этих фрагментах их характеры?

(Я. - знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

В.- любознательный. Более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе)

О том, какой увидели ребята реку, подойдя к ней, расскажут ребята, сидящие на 2-ом варианте.

Г) Прверка Д/З

Художественный пересказ «Описание реки»

(со слов: «Вышли на бугор…»

До слов: «Володя готов был…»)

Река видится одинаково прекрасной и Володе, и Яше. Запишите в таблицу: умеют ценить красоту.

О чем разговаривают мальчики во время рыбалки?

(о том, как правильно ловить рыбу)

Всегда ли у Яши все получалось в рыбной ловле? Докажите словами из текста.

(Я. - склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок)

Посмотрите в таблицу. Похожи ли ребята? Можно ли считать их друзьями? Почему?

Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. 3-ий вариант дома должен был подготовить выборочный пересказ этого испытания.

Д) Проверка Д/З

«Володя тонет»

Со слов: «Но в этот момент земля…»

До слов: «Глаза Володи потемнели…»

В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи?

Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете?

(Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)

  1. Индивидуальная работа учащихся.

О том, какими мы все должны стремиться быть в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина. Биккулова Катя расскажет это стихотворение.

Без ошибок не прожить на свете,

Коль весь век не прозябать в тиши.

Только б, дочка, шли ошибки эти

Не от бедности - от щедрости души.

Не беда, что тянешься ко многому:

Плохо, коль не тянет ни к чему.

Не всегда на верную дорогу мы

Сразу пробиваемся сквозь тьму.

Но когда пробьешься - не сворачивай -

И на помощь маму не зови…

Я хочу, чтоб чистой и удачливой

Ты была в работе и в любви.

Если горько вдруг обманет кто-то,

Будет трудно, но переживешь.

Хуже, коль полюбишь по расчету

И на сердце приголубишь ложь.

Ты не будь жестокой с виноватыми,

А сама виновна - повинись.

Всё же люди, а не автоматы мы,

Всё же непростая штука - жизнь…

Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее.

8. Подведение итогов.

А) - Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему?

Б) Оценки за урок.

Список использованной литературы

  1. Литература. 7кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2010.
  2. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Метод.советы. - 2-е изд., испр. И доп.. - М.: Просвещение, 1997
  3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - 3- изд. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М. АЗЪ, 1994

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МОУ СОШ №11

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема красоты и гармонии человека с миром. Аллитерация.

Цели: 1) Учить анализировать лирические произведения.

2) Повторить понятия: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение.

3) Познакомить учащихся с понятием аллитерации.

Оборудование: учебник для 6 класса (под редакцией В.П.Полухиной, В.Я.Коровиной и др.), распечатки тропов, толковый словарь Ожегова

Методы и приёмы: 1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу)

2) по способу деятельности учащихся : информативно - рецептивный (учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)

3) по способу деятельности взаимосвязи учителя и учащихся : информационно-рецептивные (рассказ, пояснение, самостоятельная работа по учебнику); коммуникативное творчество (беседа, проблемное задание); познавательно-рефлексивные = логико-познавательные приемы (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, аналогия составляющих); системно-структурные (систематизирующая таблица); контрольно-коррекционные(уточнение ответов, исправление ответов, анализ ошибок, самостоятельная работа).

Словарь урока:

Стихотворение

Тема

Идея

Гипербола Метафора

Олицетворение

Эпитет

Антитеза

Ход урока.

I Введение в тему

На доске: (Портрет М.Ю. Лермонтова)

Чей портрет вы видите на доске?

Обратите внимание на широкий, высокий лоб поэта - свидетельство огромного ума, на удивительно глубокий и одновременно несчастный взгляд. Отпечаток времени мы видим в этих выразительных глазах. О чем думал поэт? Что хотел этим сказать? Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку.

II Проверка д/з.

Что вы можете сказать о жизни М.Ю. Лермонтова?

(Используйте план в своих тетрадях)

1чел. - у доски.

Прочитайте наизусть стихотворение «Парус». (2 чел)

III Сообщение темы из целей

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним стихотворением - «Три пальмы».

На доске: План урока:

1)Словарь урока.

2)Анализ стихотворения.

3) Знакомство с новыми литературными терминами.

Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. Поэт слышал, «как звезда со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про милый край, откуда мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой».

Но образ природы всегда говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях. Таково стихотворение «Три пальмы».

IV На доске: Словарь урока

Стихотворение метафора

Тема олицетворение

Идея эпитет

Гипербола антитеза

Обратимся к словарю урока. Дайте определение терминов, которые мы будем использовать на уроке при анализе стихотворения.

V Анализ стихотворения с составлением таблицы

Поставьте в тетради число, начертите таблицу для составления опорного конспекта.

На доске:

Часть плана

Опорная лексика

(1. Пальмы

2. Караван

3. Пепел)

Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение?

(Тема красоты и гармонии человека с миром )

Запишите в таблицу.

Как вы поняли главную мысль стихотворения?

(Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии)

Запишите в таблицу.

Прочитайте, на что ропчут пальмы? Поясним значение непонятных слов.

Почему пальмы недовольны своей жизнью? Чего они хотят?

Какое художественное средство использует поэт? Для чего?

(олицетворение)

Запишите в таблицу.

Прочитайте 4,5,6 строфы. Какие художественные средства здесь используются? Зачем?

Найдите и перечитайте строфы, в которых изображалась встреча обитателей оазиса и каравана.

(4,5 строфа на стр. 155)

Как относились к гостям хозяева и как люди к ним?

3. Объяснение нового.

Что означают слова питомцы столетий ?

(«питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков)

Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.

(На доске прикрепляю распечатку с данным термином)

Прочитайте, какое определение даётся в словаре литературоведческих терминов.

Благодаря каким словам пальмы предстают как люди, воины?

(одежда = листья, стволы = тела)

Какой прием (художественное средство) используют здесь поэт? С какой целью?

(метафору)

Вслушайтесь еще раз в строки:

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал,

И п али без жизни п итомцы ст олетий!

- Какие звуки повторяются? Почему?

Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.

На доску (вешаю): Аллитерация.

- С какой целью поэт употребил аллитерацию?

Запишите в таблицу.

- Перечитайте первую и последнюю строфы.

- Какой прием используют поэт?

(антитеза)

- С какой целью?

Запишите в таблицу.

- Вспомните, что такое сюжет ?

- Есть ли сюжет в стихотворении «Три пальмы»? Кратко перескажите его.

- Почему Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»?

За доской: Сказание - в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды и др. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим или вымышленным содержанием

VI Чтение стихотворения «Три пальмы» учениками.

VII Самостоятельная работа по карточкам (распечатки по вариантам)

Определите, какие художественные средства использует автор.

Выпишите выделенное словосочетание, через тире напишите литературный прием.

Вариант - 1

Кувшины, звуча, налились водою,

И, гордо кивая махровой главою ,

Приветствуют пальмы нежданных гостей, на «4»

И щедро поит их студёный ручей .

Вариант - 2

Когда же на запад умчался туман ,

Урочный свой путь продолжал караван,

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный . на «4»

************************************************************************************

Вариант - 1

И только замолкли - в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой ,

Звонков раздавались нестройные звуки, на «5»

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь , как в море челнок ,

Верблюд за верблюдом , взрывая песок.

************************************************************************************

Вариант - 2

Но только что сумрак на землю упал ,

По корням упругим топор застучал ,

И пали без жизни питомцы столетий ! на «5»

Одежду сорвали с них малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

VIII Подведение итогов

1) - Стихотворение стройное, мелодичное, но с первого раза читать его сложно. Почему?

(много устаревших слов)

- Этим отличается лексика стихотворение.

Запишите в таблицу.

- А вот стройность, соразмерность мысли автора помогает ему передать выбранная рифма. Определите тип рифмы (по первой строфе)

(ааббвв } парная)

- Почему это стихотворение современно и сегодня?

- Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек природа?»

2) - Оценки за урок.

2) а)Подготовить сообщение «Предысторию стихотворений «Утес» и «Листок» (см. стр. 159 - 159 учебник). б) «История создания стихотворения «Тучи» (с. 156 - 157)


Тема любви в романе
«Отцы и дети»

Тема любви пронизывает все творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Пишет ли он о революционере Инсарове, нигилисте Базарове, реформаторе Литвинове, любовь настигает каждого из них, порой буквально переворачивая их жизнь. В самом известном произведении писателя – романе «Отцы и дети» рассказано сразу четыре истории любви.

А.С. Одинцова и Е.В. Базаров

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мир.
Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» - так говорит Базаров о любимой женщине.

Другие любовные истории в романе

Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой девушке Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова оскорбляет ее.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над изучением и анализом романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Попытайтесь сформулировать тему урока, прослушав высказывание И.С.Тургенева, догадаетесь, что он имел в виду:

    Это сильнее смерти и страха смерти. Толькоэтим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь.

Тема нашего сегодняшнего урока -Любовь в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А назовём мы его выразительной строкой Ю.Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье”. Записываем тему и эпиграф к уроку.

Эпиграфом к уроку станут слова И.С. Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) .

    Звучит романс «Утро туманное, утро седое…» на стихи И.С.Тургенева.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

На фоне мелодии - слово учителя.

Бывают стихи – пророчества. Одно из них – стихотворение И. С. Тургенева « В дороге». Написано оно было в ноябре 1843года. Много лет спустя, композитор Юлия Абаза написала романс на это стихотворение. Романс воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, а настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви.

Тургенев и Виардо встретились впервые в ноябре 1843 года в доме Демидовых в Петербурге. Ивану Александровичу было в то время 25 лет. Спустя семь лет после этой встречи Тургенев писал Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые … имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александрийского театра; ваша квартира была на самом углу…

«Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем, те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет всё то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвящённое Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если б я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк.., а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам …»

Тургенев влюблён!!! Панаева вспоминала: «Такого крикливого влюблённого, как Тургенев, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всем оповещал о своей любви к Виардо». Он сопровождает певицу на гастролях, мечется за тенью своей возлюбленной по Европе.

« Ах, мои чувства к вам слишком глубоки и могучи. Я не могу жить вдали от вас, - я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею, - день, когда мне не светили ваши глаза - день потерянный».

Роковая, мучительная любовь к Виардо жила в сердце Тургенева с первой минуты их встречи до конца жизни. Он так и не «свил своего гнезда», а прожил всю жизнь «на краю чужого гнезда», рядом с Полиной и Луи Виардо.

Тургенев прошел через испытание любовью. Через это испытание он пропускает героев всех своих романов. О любви он говорит так: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин».

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

По вечерам любимым занятием И.С.Тургенева и семьи Полины Виардо была игра в портреты. Предлагаю и вам сыграть в аналогичную игру на знание персонажей романа «Отцы и дети».

1. Узнайте персонажей пьесы по их портрету:
(мужские имена пишем – в 1 столбик, женские - во 2 столбик, у доски работает ученик)
- «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями... обнаженная красная рука...ленивый, но мужественный голос, лицо длинное и худое, с широким лбом, волосы длинные»? (Евгений Васильевич Базаров)

-«...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро»? (Павел Петрович Кирсанов)

-«...барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто клетчатых панталонах...мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата»? (Николай Петрович Кирсанов)

-«…молодой человек, лет 23, ехал в коляске рядом с отцом, думал про себя об отце и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства наполнило его

душу…» (Аркадий Николаевич Кирсанов)

«Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила достоинством своей осанки»? (Помещица Анна Сергеевна Одинцова)

-«Это была взбалмошная, подвижная, энергичная, женщина. Взгляд её беспечный до удали и задумчивый до уныния. Её поведение «представляло ряд несообразностей». Она то смеялась, то рыдала, то внезапно уезжала, то возвращалась…» (Княгиня Р)

«...Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детско-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»? (Фенечка)

«...девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами»? (Катя, сестра Одинцовой)

2. Составление схемы.

По какому принципу можно соединить мужские имена и женские?

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему.

Герои

Отношение к любви

Мечты о будущем

Реальное будущее

Н.Кирсанов

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

А.Кирсанов

П.Кирсанов

Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо уметь достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно .

В.Базаров

Отрицает любовь, поэтому умирает от любви, без любви, от одиночества, неверия и разрушительной силы собственной натуры.

Для них (кирсановых) любовь – это семья, где царят уважение, взаимопонимание, и лад. Любовь - это всеобъемлющее чувство. Н.П. очень любит своего сына. Об этом говорит и сцена встречи (гл.1, с.53-54), и объяснение отца с сыном по поводу Фенечки (гл.3, с.57). Н.П. боится оскорбить сына её присутствием, ведь она другого социального статуса. А. уважает отца (гл.5, с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чём не стеснял моей свободы».), защищает его перед Базаровым, вступается и за своего дядю (гл.6, с.72: «Ну, полно, Евгений. … Ты увидишь, что он не такой человек, каким ты его воображаешь. Он скорее сожаления достоин, чем насмешки».).

Это дети (у Н.П. их было двое и у А. в конце романа тоже двое детей: Митя и Коля, с. 222). Это нежность поотношению к женщинам. Н.П.(гл.8, с.82: «Ему всё мерещилось это чистое, нежное, боязливое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы…»

А.: «…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…», «Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом», « С Катей он был, как дома…»

В их понимании любовь – это земное, естественное и всеобъемлющее чувство.

    Послушайте ст-е Ф.И.Тютчева «Предопределение» С судьбой кого из героев можно соотнести его? Какое определение можно дать любви этих героев?

Предопределение

Любовь, любовь - гласит преданье-

Союз души с душой родной-

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

Расскажите историю их любви.

Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? (В памяти Павла Петровича княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах в любви. Он «терзался и ревновал, не давал ей «покою, таскался за ней повсюду…»)

Как повлияла на Павла Петровича любовь к княгине Р. (не сделал успешную карьеру, впал в уныние, ушёл от мира)

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Какую роль играет кольцо со сфинксом, почему на нём крест?

(Крест-начало новой жизни. Древнегреческий миф об Эдипе, который разгадал загадку сфинкса и остался жив, П.П. не смог разгадать свою княгиню и поплатился за это своими чувствами, не смог завоевать сердце княгини. Протопит кольца - графиня Воронцова подарила кольцо с восточными письменами А.С.Пушкину. После дуэли Жуковский снял кольцо с руки поэта и передал его Тургеневу. Тот в свою очередь подарил его любимой женщине – П.Виардо. «От женщины к поэту и от поэта к женщине, круг замкнулся». Восточные письмена талисмана осуществляли свою ворожбу не напрасно (К.Бальмонт)

Как вы считаете, счастлив ли П.П.? Почему?

Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство – уже счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как заботлив П.П. по отношению к брату, к его семье!

Какая же это любовь?

Выводы: Эта любовь - любовь-наваждение, страсть во имя самой страсти, которая сломала жизнь П.П., он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего, кроме муки. Жизнь П.П. проиграна - такова его трагедия. П. П. смешон, нелеп, трагичен, ибо его эпоха, в нем живая и неизменная, ушла из реальной жизни безвозвратно.

Павел Петрович - княгиня Р. (любовь наваждение)

Именно любовь П.П. к княгине Р. Похожа на любовь Тургенева.

2) Читаю ст-е Ф. И.Тютчева «Последняя любовь».

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

О ком поведем речь? (о Н.П.).

Расскажите историю их отношений.

Что долгое время мешало Николаю Петровичу сделать предложение Фенечке? (боязнь мнения брата и общества)

Вспомните, что говорит П.П. своему брату по поводу отношений Н.П. с Фенечкой. Прочитайте. (гл.24, с.190)

«Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына».

И эти слова произносит принципиальный П.П.!

«Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!».

Для П.П. любовь сильнее социальных предрассудков. Он понимает, что любовью надо дорожить, при необходимости перешагнуть через общепринятые правила. Для него любовь была трагичной, но он проносит это чувство красиво, достойно через всю свою жизнь.

Каков Н.П. в отношениях с Фенечкой?

(робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.)

Вывод: Любовь Н.П. и Фенечки естественна и проста. Это прежде всего семья, сын. Н.П. ведет себя достойно по отношению к Фенечке в трудной ситуации. Традиции, устои – великая сила. Такие люди, как Н.П.осуществляют связь поколений.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

4) Ст-е Тютчева «Пламя рдеет..»

Пламя рдеет, пламя пышет,

Искры брызжут и летят,

А на них прохладой дышит

Из-за речки темный сад.

Сумрак тут, там жар и крики,

Я брожу как бы во сне, -

Лишь одно я живо чую:

Ты со мной и вся во мне.

Треск за треском, дым за дымом,

Трубы голые торчат,

А в покое нерушимом

Листья веют и шуршат.

Я, дыханьем их обвеян,

Страстный говор твой ловлю...

Слава богу, я с тобою,

А с тобой мне - как в раю.

О любви, каких героев идёт речь? (Аркадий и Катя). Расскажите историю их отношений.

Почему Аркадий увлёкся Катей и отдалился от Одинцовой (Катя ближе Аркадию по мироощущению)

Изменился ли он под воздействием любви? (отдалился от Базарова)

Аркадий меняется, “возвращается ” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей.

Счастливы ли Аркадий и Катя?

(Их чувства естественны, а потому прекрасны.)

    Выводы: Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви сын похож на отца. Но сказать, что Аркадий – повторение отца было бы мало, в нем обыкновенность, нормальность отца переходит в ординарность, хотя Тургенев нигде не включает отрицательных черт в его характеристику.

Аркадий - Катя (любовь земная)

4) Читаю стихи Тютчева Ф. И. «Кто б ни был ты…»

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.

О ком идёт речь? (о Базарове). Расскажите их историю любви.

Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

    Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

    И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

    Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

    «Когда я встречу человека, который бы не спасовал передо мною, тогда я изменю своё мнение о себе»

    «Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

    «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? Когда мы с ней знакомимся?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

(Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге)

Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

(Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться)

Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет?

(Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять.

Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову?

(Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это.

Работа с текстом:

    “Чувство, которое его мучило и бесило, и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь, хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

    “Сердце у него действительно так и рвалось”.

    “Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень нелегко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

Вывод: Любовь-страсть раздваивает душу Базарова. Показывает, что этот циничный, грубый нигилист может быть романтиком. На первый взгляд, эта любовь похожа на любовь П.П., но нет, она не растоптала Базарова. Главное: она показала, что циник на словах, Базаров в душе человек очень нравственный. Считая любовь всего лишь физиологией, он не посмеет коснуться Одинцовой. Сам того не сознавая, он живет по очень высоким нравственным принципам, он способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Он пытался отрицать любовь, как и всё остальное. Евгений - разрушитель по натуре. В споре с П.П. он произносит: «Сперва нужно место расчистить». У него нет плана строить и создавать, а любовь-то, она созидательна.

И.С.Тургенев противопоставляет разрушительному характеру Б. созидательный характер П.П.

Нигилизм Евгения Базарова не оправдал себя. Как ни отрицай любовь, она сильнее. Она может настигнуть и даже сломать.

Мне вспоминается цитата, сказанная Апостолом Павлом: «Любовь долго терпит, …, любовь не превозносится, не гордится, не раздражается».

Б. пытается перешагнуть через свою любовь к Одинцовой. Он превозносится.

Б. утверждает: «Сам себя не сломал, так и бабёнка тебя не сломает» . Но он ошибается. Бабёнка-то, может, и не сломает, а вот любовь… Базаров раздражается на своё чувство, на самого себя. Он противится самой природе.

Откройте 27 главу романа, и найдите, пожалуйста, сцену последней встречи Базарова и Одинцовой.

Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает. (Чтение отрывка из 27 главы)

Скажите, почему нужна была последняя встреча с Одинцовой?

Вывод ученики: Он решителен и мужественен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться.

Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)

Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.

Вывод: Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.

Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

Как нигилист – нет! Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

Выводы по теме урока.

Последние слова Базарова о любви. Он полюбил именно такой любовью, в существование которой не верил.

На могиле Базарова растут цветы - символ “всесильной любви”, «вечного примирения” и “жизни бесконечной”.

Случайно ли именно Б. умирает в конце произведения?

Нет. Не смог он достойно пронести своё чувство по жизни. Нет будущего у человека, не понимающего, что любовь – это всегда благо. Поэтому не продолжается и род Базарова в отличие от Кирсановых.

Существует такая версия: Б. умирает но неверия: вера основана на любви. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений.

Этот аспект современен и сегодня. Неслучайно патриарх Кирилл, выступая с проповедью по телевиденью, сказал: «Всякая вера без любви мертва».

Это ещё раз подтверждает: любовь – главное в жизни.

    Что для каждого из героев любовь, реальное чувство или мечта?

    Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон, воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.

    Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.

    Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.

    Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.

    Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.

    Для Кати – семья и равенство в браке.

    Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти

    Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются, рушатся.

Итак, к какому выводу можно прийти? Что хотел сказать Тургенев, показывая любовные переживания героев?

Внешний конфликт перешел во внутренний, в душе героя, любовь поставила под сомнения авторитет нигилизма.
Но главное Другое! Тургенев объединяет традиции «литературы дома и бездомья». Столкнул их, выявил все достоинства и недостатки.
- Драма П.П. Отверг путь отца, не создал Дома, потомства. Горький удел – греться у чужого огня.
- 16 глава обращение Базарова к Аркадию: безнадежная тоска о том, что ему не дано: быть отцом. Обрести семейство, дом.
Страшным порождением философии бездомья оказался русский нигилизм. Ведущий к отрицанию преемственности. Снявший ответственность за поступки и убеждения.
под влиянием или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя или , описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово- , характеризующее суть предмета или объекта.

Пример синквейна на тему «Дом»:

Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.

А теперь ребята запишите слово любовь -----подберите к нему 2 прилагательных-------, а теперь 3 глагола, фраза из четырёх слов, выражающая ваше отношение к описываемому предмету, пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета. Зачитайте, что получилось.

Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство.

Второй пример:

Любовь.
Возвышенная, божественная.
Восхвалять, радовать, дарить.
Помочь любому может спастись.
Дар.

Третий пример:

Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.

любовьстрастная, коварная
томиться, влюбиться, мучиться
единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается
бесценный дар

Дом. Задание.

1. Анализ 27 главы.

1) Отношение Базарова к родителям.

2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?

Собрать досье на героев.

    Детали портрета.

    Сфера интересов.

    Я – концепция взглядов героя.

    История героя.

    Характеристика, данная другими героями.

    Составить кроссворд по творчеству И.С.Тургенева (не менее 20-ти слов).

    Составить герб семейства Кирсановых или герб Е.Базарова. Творческая защита.

В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.

Любовная тема очень широко развернута в романе. Она является мерилом жизненности героев. Это чувство проверяет их «на прочность», обнажает истинную сущность человека. По мнению Тургенева, любовь в жизни играет колоссальную роль. Это чувство составляет смысл жизни, без него жизнь бессмысленна. Способность героев испытывать любовь – это для писателя одно из основных качеств в человеке и в его героях.

Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь – выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина – существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез.

Таким образом, жизнь Базарова была подчинена рассудку, рационализму. Но все в его жизни изменилось в один миг. Чтобы испытать своего героя и показать всю абсурдность его убеждений, Тургенев ставит на жизненном пути героя преграду – любовь. Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличие от других, вдруг … влюбился. Влюбился страстно и неистово, как страстна и неистова была его натура: «Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Как видим, любовь Базарова противоречива. Она смешана со злобой на себя: влюбился, как дурак, как простой человечишка! Но герой ничего не может с собой поделать. Свое чувство к Одинцовой он пронесет до конца жизни и перед смертным одром захочет увидеть дорогую ему Анну Сергеевну: «Прощайте, – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. – Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

Интересно, как ведет себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная – Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но ее холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаем, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчету, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни.

Несчастен в любви и антипод, а во многом, двойник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Вся его жизнь пошла прахом из-за несчастной, роковой любви, которую Кирсанов так и не может забыть. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и догматами.

Другой тип отношений представляет в романе пара Аркадий – Катя. Аркадий, как «ученик Базарова» и «нигилист», должен был бы тоже отрицать любовь. Но его натура и воспитание берут свое. Аркадий – простой человек, видящий свой идеал в семье, детях, хозяйстве. Он немного мягкотел, легко поддается влиянию. Из-под одной твердой руки (Базарова) Аркадий опадает в другие (Катя). Но герой счастлив, впрочем, как и его супруга. Прекрасна сцена их объяснения в любви. Тургенев хочет нам сказать: вот моменты, ради которых стоит жить. И горе тем, кто их никогда не испытывал: «Он схватил ее большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».

Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька.

Тургенев рисует в своем романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. Если мужчина без любви «засыхает», уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому – образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она «блистает» своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает.

Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, которое выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.

Сочинение на тему “Любовь в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” обновлено: 4 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру