Преполовение.  Преполовение Пятидесятницы Народный календарь о празднике преполовение

Преполовение Пятидесятницы - это подвижный Господский праздник, который всегда выпадает на среду 4-ой недели после Пасхи и имеет 7 дней попразднества . В духовном смысле Преполовение как бы соединяет собою воедино два величайших христианских праздника - Пасху и Троицу, т.к. этот день точно расположен между ними и приходится ровно на середину Святой Пятидесятницы.

Преполовение. История праздника

Преполовение Святой Пятидесятницы - один из древнейших христианских праздников. Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии - бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

На литургии в день Преполовения читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иеросалим на праздник Кущей, который был установлен ради воспоминания сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или по-славянски в кущах. Во время празднования Кущей евреи строили себе из пальмовых и миртовых ветвей шалаши.

О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: один -праздник пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздник - пятьдесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья, как начатки.

Третий праздник - поставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устрояли скинии или палатки и веселились, живя как бы в поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давыдовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давыдом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом.

Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, пятьдесятница - вступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Таин. Поставление же кущей означало Воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут .

Преполовение Пятидесятницы. Богослужение

Самые ранние богослужебные тексты, посвящённые Преполовению, относятся к V веку (автор - Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику были написаны прп. Иоанном Дамаскиным (VIII век), а также прп. Феофаном Исповедником (IX век) и прп. Андреем Критским (VII век) - авторами праздничных канонов, входящих в состав Триоди Цветной. Преполовение имеет свой задостойник на литургии и празднуется 8 дней - отдание праздника приходится на среду 5-й недели по Пасхе.

В богослужебных стихерах и канонах на Преполовение чаще всего упоминается о живоносной воде, которой Господь имеет напоить души верных. Это соответствует Евангельскому повествованию, посвященному описанию воспоминаемых событий, где Сам Господь свидетельствует о Себе:

Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 37-38).

Бл. Феофилакт Болгарский так поясняет эти строки:

Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давыд: «и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39, 9). Сказал, что потекут «реки» воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, потекут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали за собою, как реки какие, неудержимым течением своим.

Воскресные службы о Расслабленном и Самаряныне, с которыми тесно связан праздник Преполовения, а также последняя неделя перед отданием Пасхи о Слепом, имеют непосредственное отношение к чудотворениям, которые совершались у водных источников. Расслабленный был исцелен в купели; Самаряныня обрела духовное возрождение у кладезя с водой; слепой прозрел после того, как умылся в священном для иудеев Силоамском источнике: само слово «силоам» означает «посланный», что символически говорит о пришествии Мессии, Которого Отец посылает для спасения мира. Сам Силоам представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. Во время праздника кущей священники совершали особый обряд: здесь они выходили из Иеросалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник выливал ее перед жертвенником. Таким образом, целительное действие у водных источников являло собой прообраз спасительного Крещения, которое освобождает человека от греховной слепоты и расслабленности, когда человек воистину «рождается свыше» и получает дарования Святого Духа. Об этом читаем в «Златоусте», в слове о Расслабленном:

Аще кто слеп есть разумом, или хром неверием, или сух многими беззаконии, и отчаянием, или разслаблен еретическими учениями, всех воды крещения здрава творит. Она купель многи приемлющи, единаго исцеляше, и то не всегда, но единою летом: а крещения купель по вся дни оживляющи, здравы творит. Ко крещению аще и всея земли приидут человецы, не умалится Божия благодать, но всем дает исцеление от греховных недуг. Рцем же о Господней благодати, како прииде ко овчей купели и виде человека разслаблена.

Преполовение. Народные традиции

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. Помолившись в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где служащий иерей окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Преполовение Пятидесятницы. Иконы

Иконописные композиции на сюжет Преполовения Пятидесятницы известны в раннем христианском искусстве, начиная с катакомб и древнейших иллюстрированных рукописей. При этом основные элементы праздничной иконографии определяются уже в самых ранних изображениях: в центре, на ступенчатом амвоне или перед столом, изображается юный Христос, а по сторонам от Него, на скамьях - учителя с книгами или свитками. Архитектурный фон композиции должен был, по-видимому, воссоздавать интерьер Иеросалимского храма - это могла быть античная колоннада, экседра или сводчатое сооружение простой формы. К XIV веку архитектура приобретает черты, отражавшие реальный образ Иеросалимского храма Гроба Господня: трехъярусной уступчатой ротонды.

В русском искусстве ХV–ХVI веков проповедь двенадцатилетнего Христа в храме, поучающего старцев (Лк. 2, 42-51), окончательно отождествляется с сюжетом «Преполовения» и вытесняет композицию, где Христос изображается в зрелом возрасте, что напрямую соответствовало бы событию, описанному в Евангелии. Христос возвышается на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображается на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат - символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы, зеленый, является символом обновления жизни.

С конца XV века икона «Преполовения» входит в состав праздничного чина иконостаса. Классическим примером сложившейся иконографии «Преполовения» может служить икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. (Кирилловский музей-заповедник) и более поздние композиции середины XVI века, созданные в московской мастерской митрополита Макария: икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и фреска из того же собора.

Храмы в честь Преполовения

Древняя Церковь Преполовения Пятидесятницы была построена в г. Пскове в конце ХV века. Это одноапсидный, бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом (возможно, первоначальный). В 19-20 вв. храм был сильно перестроен. Барабан ложный, деревянный. Открытое крыльцо на столпах объединено с притвором в 1867 г. Звонница перестроена в колокольню. В настоящее время церковь входит в состав подворья Спасо-Елеазаровского монастыря (РПЦ).

Действующих старообрядческих храмов в честь Преполовения Пятидесятницы в настоящее время не имеется.

Душеполезное поучение в праздник Преполовения

Бл. Феофилакт Болгарский, в толковании праздничного Евангелия на Преполовение Пятьдесятницы, пишет, что Господь пришел к народу лишь к середине праздника ради того, чтобы несколько ослабить гнев иудеев и расположить их к более внимательному слушанию спасительных поучений. С такой долготерпеливой кротостью обращался Он со Своими несправедливыми обвинителями, укорявшими Его за дивные чудеса, которые творил Он в субботу. Но Господь прямо обличает их и в лицемерии, ибо сами они постоянно преступали основные правила закона, тщательно соблюдая лишь то, что было им выгодно и удобно:

Не дал ли вам Моисей закона? И никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя? (Ин. 7, 19-20).

По-видимому, настоящие слова Господа не имеют никакой связи с преждесказанными; но когда мы всмотримся ближе, увидим, что они находятся в тесной связи. Его обвиняют в том, что Он нарушает субботу и преступает закон. Он противопоставляет сему то, что скорее они «преступники закона». Закон говорит: «не убий» (Исх. 20, 13), а вы ищете убить Меня. Значит, вы преступники закона, а не Я. Итак, вы сами себе позволяете творить неправду, а Меня обвиняете в преступлении закона за то, что я в субботу исцелил человека. Господь сказал: никто из вас не поступает по закону, потому что убить Его искали все, с которыми Он вел речь.

Смотри, с какой кротостью Он говорит с ними, а они, напротив, с обидною дерзостью говорят: бес в Тебе. Они так дерзки потому, что думали поразить Его и устрашить. Хотя Христос Сам Господь Моисея и виновник закона, но, уступая слабости и бесчувственности иудеев, говорит, что закон дан Моисеем. Ибо они не могли бы спокойно выслушать, что закон им дан не Моисеем, а Им - Владыкою Моисея и Господом.

Также Господь указывает, что ради исполнения закона о восьмидневном обрезании заповедь о субботе была нередко нарушаема, если восьмой день у новорожденного младенца выпадал на субботу. Так, по толкованию бл. Феофилакта, Он как бы говорит им: «в субботу не возбраняется обрезание, которое причиняет боль; а вы Меня порицаете за то, что Я освободил человека от болезни и сделал здоровым». Действительно, здесь видим лишенный всякого здравого смысла ужасный парадокс: иудейские начальники не только не радуются о предивном исцелении болящих, которые терпели такие долговременные тяжкие муки, но и негодуют, и ищут убить Того, Кто являет Себя милосердным Начальником жизни. Они указывают на превратно понятую ими букву закона, но сердца их переполнены ненавистью и себялюбием, поэтому и не могли они принять учение Господне, во главу угла которого стояла высокая заповедь о самоотверженной любви. Что же Господь? Он не гневается на них, но, насколько возможно, привлекает к покаянию, подавая и нам пример Своего великого незлобия и терпения, чтобы знали, как должно ходить по Евангельским заповедям истинным ученикам Его.

Преполовение Пятидесятницы – праздник, отмеривающий половину пути между Пасхой Господней и Троицей, или Днем сошествия Святого Духа на апостолов. Почему же Церковь почитает эту половину пути?
Преполовение Пятидесятницы – один из малых Господских праздников. По мнению исследователей, возникновение этого праздника относится к концу IV века. Гимнография праздника составлялась на протяжении нескольких веков, начиная с V века – произведения свт. Анатолия Константинопольского, до VII – творения прп. Андрея Критского, VIII – сочинения прп. Иоанна Дамаскина и IX веков – гимнографические труды прп. Феофана Исповедника.
Одним из центральных моментов каждого богослужения является Евангельское чтение, которое повествует о событии Священной Новозаветной истории, связанном с данным праздником. Чтения эти называются зачалами. Чтения Апостола и Евангелия за богослужениями – древнейшая традиция, восходящая к первым векам становления Церкви, но деление текстов на зачала происходит позже. В разных источниках приводятся разные данные об окончательном формировании зачал, как последовательности Евангельских чтений и чтений Апостола на Церковных службах. Одни говорят, что сформировались зачала к концу V века, другие исследователи приписывают формирование зачал, в дошедшем до нас виде, прп. Иоанну Дамаскину и прп. Феодору Студиту, а это VII-VIII века. Из этого можно понять, что сначала сложилась сама традиция празднования Преполовения, и лишь потом в процессе литургического её освящения, в процессе развития и формирования Церковных богослужений, возникла эта неразрывная связь между Евангельским отрывком, читаемым на литургии в праздник Преполовения и самим праздником.
Именно это чтение на середине пути от Пасхи Господней к Святой Троице соединяет, казалось бы, события несоединимые.
Начинается Евангельское чтение дня Преполовения следующими словами:
«Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил» (Ин. 7:14). Невольно возникает простая аналогия – «половина праздника», «Преполовение». О каком же празднике здесь идет речь? В самом начале седьмой главы Евангелия от апостола Иоанна читаем: «Приближался праздник Иудейский — поставление кущей» (Ин. 7:2). Здесь уместно будет привести слова блж. Феофилакта Болгарского об иудейских праздниках (из толкования на Ин 7:2):
«О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: один — праздник Пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздник — Пятидесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они в первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья как начатки. Третий праздник — поставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устроили скинии или палатки и веселились, как бы живя на поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давидовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давидом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом. — Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, Пятидесятница — вступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Тайн. Мы не тотчас вкушаем Хлеба, как уверуем и перейдем от неверия, но должны прежде креститься и удостоиться стояния в церкви вместе с крещеными, и тогда уже причаститься Хлеба. — Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут».

Иконографический образ Преполовения Пятидесятницы — Иисус Христос беседует в храме. Новгород конец XV, начало XVI века

Итак, в преполовение праздника Пятидесятницы мы читаем о том, как в преполовение праздника кущей Господь наш Иисус Христос вошел в храм и учил. Каков был замысел тех, кто установил на день Преполовения именно это Евангельское чтение, трудно сказать. Но, видим то, что здесь незримо переплетается Ветхозаветная история с историей Новозаветной, праздники древние с праздниками христианскими, как неразрывная цепь истории Церкви.
В самих же словах Спасителя в храме звучит и напоминание о законе, данном иудеям через Моисея, и укор в неисполнении этого закона:
«Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» (Ин. 7:19).

Говорит Христос и о субботе:
«Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» (Ин. 7:23).

И заповедь дает, одну из многочисленных новозаветных заповедей:
«Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным» (Ин. 7:24)

И вновь учит Господь об Отце, которого и должны по закону знать иудеи, да не знают:
«Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня» (Ин. 7:28-29)

И для нас Преполовение Пятидесятницы не просто отсчет половины пути между Пасхой и Троицей, а повод задуматься: поступаем ли мы, не по закону, а по Евангельским заповедям, не чтим ли мы «субботу» более человека, не судим ли «по наружности», и знаем ли Отца, а иными словами стремимся ли к Истине, так как «истинен Пославший Меня ».

Есть над чем подумать в день Преполовения Пятидесятницы.

Реклама

Преполовение (Преполовение Пятидесятницы, Преполовение Господне, греч. Μεσοπεντηκοστή) - христианский праздник, отмечаемый на 25 день по Пасхе. Отмечается всеми Православными, а также восточнокатолическими церквями византийского обряда.

Также эту дату называют Русальной неделей, потому что в этот день мифологический персонаж «собирается в дорогу».

Преполовение Пятидесятницы в 2018 году: что это, история, праздника: когда, что за праздник?

Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) - малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения.

Этимологически русск. пол~, полов~, англ. mid~ и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.

Дата в 2018 году: 2 мая, среда (через 25 дней по Пасхе)
Другие названия: Препалавинье; Праплавенье; Плавенья; Преполовение Пятидесятницы, Правая среда; Преполовение Господне; Преполовение Святой Пятидесятницы; русальная среда
Церковное название: Преполовение Святой Пятидесятницы
Значение: Середина между Пасхой и Троицей

Преполовение – один из самых старых христианских праздников. Первое упоминание о нем относится к концу IV столетия. В церковной литературе о нем говорится впервые в грузинском переводе иерусалимской богослужебной книги, в которой собраны фрагменты Священного писания VII-VIII веков.

Начиная с V столетия, встречаются торжественные песни, гимны, посвященные этому празднику. Многие из гимнов используются в богослужениях и сегодня.

Праздник отмечается восемь дней, начиная с четвертой среды после Пасхи. День расположен посередине между Светлым Христовым Воскресением и Днем Святой Троицы и служит своеобразным связующим этих двух великих христианских празднований.

С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века) Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.

Преполовение Пятидесятницы в 2018 году: что это, история, праздника: как празднуют?

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:

Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие - освящение воды на реках, озерах, в колодцах.

Считалось что сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой (укр. непочата, рус. непитая). При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении её в дом (рус. немая вода). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома.

При водосвятии в этот день обливали друг друга водой.

В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Накануне Преполовения Пятидесятницы великая вечерня совершается отдельно от утрени. Хотя на ней и стихословится рядовая кафизма (а не «Блажен муж», как обычно на великой вечерне), но положены: вечерний вход с кадилом итри паремии, подчёркивающие главную литургическую тему праздника.

На Преполовение Пятидесятницы поются два праздничных канона - Феофана Исповедника (с воскресными ирмосами 4 гласа) и Андрея Критского. Перед девятой песней канона «Честнейшая» не поётся. Катавасия составлена из ирмосов второго канона.

Этнографы неоднократно отмечали, что праздник Преполовения принадлежит к числу тех, «истинное значение которых почти совершенно непонятно для народа». Крестьяне по-своему интерпретировали символизм и церковные положения, приурочили к празднику те действия, которые, как считалось, должны были способствовать росту трав и хлебов, здоровью людей и скота.

На Подолье считали, что если в этот день облить водой ведьму, то она не сможет задерживать дожди и лето будет урожайным.

В селе Ростошь Воронежской области на «Праплавенье» «молили курку». Женщины собирались и наряжались в кокошники. Еду готовила одна женщина. Мужчины сохой делали круг в земле, а в нём крест. В нём девушки «опахивались», танцевали, пели. Это делали на «планте» (площади, широкой улице). Ходили по планту с гармоникой.

В Сибири об этом дне говорили: «Богоматерь приплыла на камню» или «Богородица приплыла на святой льдинке».

В Белоруссии народ давал своё объяснение дню: «В этот день Иисус Христос купался и переплыл через море. С этого дня разрешается купаться до Ильи (20 июля)». На Преполовение советовали сажать лук, чтобы он не был слишком горьким. Говорили, что дикие птицы стерегут в этот день свои гнёзда, и поэтому их легко можно поймать. Существовало поверье, что если просушить одежду в «Перапалаўную сераду», которая также называлась сухою, исчезнет моль.

В Болгарии существует поверье, что в среду Преполовения (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу», поэтому и женщины не пряли, не ткали, не шили и тому подобные занятия не практиковали ради здоровья.

Во многих областях проводят обряд кумления. Женщины и девушки, которые достигли совершеннолетнего возраста, готовят большую общую яичницу и устраивают женские посиделки. На них мужчин не допускают.

Прясть, шить, вышивать, вязать и тому подобные занятия в этот день запрещены, иначе это может плохо отразиться на здоровье.

Считается, что …
Если в этот день посадить лук, он будет не очень горьким.

Птицы стерегут гнезда, поэтому их легко поймать.

Если развесить сушить одежду, из нее уйдет моль.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Сегодня, в среду четвертой седмицы после Пасхи, Церковь отмечает праздник Преполовения. Как следует из самого названия праздника, он находится на середине, то есть на полпути от праздника Пасхи до праздника Святой Троицы, который празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова. Находясь между двумя этими двунадесятыми праздниками, Преполовение Пятидесятницы совмещает их между собой.

Само наименование Преполовения было заимствовано из перевода церковнославянского текста Евангелия от Иоанна, в котором сказано, что Господь в третий год своей проповеди пришел в преполовение еврейского праздника Кущей в Иерусалимский храм, где поучал народ. Праздник Кущей был установлен у евреев в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне. О древности праздника Преполовения Пятидесятницы говорили многие учители и отцы Церкви.

Сама проповедь Спасителя очень удивила иудеев, потому что, чтобы учительствовать среди людей, нужно было проходить учение у раввинов, и после долгого времени человек получал разрешение проповедовать в храме и учить народ, изъяснять толкования других людей. Иудеи удивлялись, откуда он мог говорить о Писании, при этом никогда не учившись. На что Спаситель им возразил, что «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7, 16). Он соглашается с иудеями, что прежде чем учить других, нужно самим быть наученным. И при этом сам им указывает, что Он уже получил это учение от Пославшего Его Отца. Но чтобы понять и принять это учение, нужно выполнять волю Божью. Волю Божью, которая в первую очередь заключается в нравственном законе, данном каждому человеку, и особенно в тех ветхозаветных откровениях и писаниях, которые являются путем ко Христу.

Дальше в седьмой главе Евангелия Иоанн Богослов пишет, что в последний день праздника Кущей Господь сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Господь Иисус Христос Сам о Себе неоднократно свидетельствовал, что Он является Источником живой воды, которая дает человеку жизнь вечную. Святитель Феофан Затворник вместе с церковью на этот призыв Спасителя отвечают:

«Пусть каждый из нас, кто имеет нужду, жаждущий правды, жаждущий избавления от грехов, жаждущий силы и славы, пусть каждый придет ко Спасителю. От этого Источника бесконечного Он каждому дарит необходимое для его жизни, избавит от страдания, утешит в скорби, исторгнет все козни дьявольские и приведет в спокойный путь этого человека к его тихой пристани».

В православных храмах в этот день по окончании Божественной Литургии совершается малое освещение воды для того, чтобы «жаждущие души напоить водами благочестия».

Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Отмечается в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи. В 2013 г. этот день выпадает на 29 мая.

Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил.

Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды.

В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» От Божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой

День Преполовения – древний христианский праздник. О нем упоминал в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа в праздник Преполовения Пятидесятницы.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподоблял воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».