Программа обучения детей филичева и чиркина. Филичева Т.Б., Чиркина Г., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Режим дня детей старшей группы

Осущ. корегирующего процесса осуществляется приемственность в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и родителей. В клинике афазии наблюдается: нарушение двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения. Специфика логоритм. воздействия на разных этапах восстановительного обучения при афазии заключается: 1 этап: Определение методики различных видов кинезиотерапии в зависимости от области поврежденя нарушенных функций, общего состояния организма и индивид. особенностей. Испол. счётных упр, пения, дыхат. Упр. вне речи и всвязи с нею для растормаживания угнетённой речевой функции. 2 этап: Активизация двигательного режима. Применение различных видов кинезиотерапии (лечебная гимнастика, пешеходные прогулки, игры, элементы спорта, трудотерапия; классический, сегментный, гидро-, вибромассаж, логопедическая ритмика). Логоритмическая работа по восстановлению устной и письменной речи. 3 этап: Создание новых двигательных стереотипов. Включение упр. по воспитанию темпы речи и движения, регуляции мышечного тонуса, координации движений; музыкально-речевых упражнений в прцесс логоритмической работы. Логопедическая ритмика в процессе всего восстановительного обучения способствует нормализации общей, ручной и артикуляционной моторики, просодической стороны речи, регулирование эмоционально-волевых проявлений, развитие коммуникативной функции.

63.Система учр. для оказания лечебно-оздор, консультативной и кор-педаг. помощи детям дошк. возраста с нар. речи. Первыми спец. дош. учр. в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Pay (1932), и логоп. полустационар для заикающихся дошк, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеляГиляровского (1930). В нем применялся разраб. профессором Власовой комплексный метод преодолен. заикания у детей.Длительное время (60-е) лог. помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрие, алалией) оказывалась лишь в эксперимен. группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррек. нар. речи к моменту поступления ребенка в школу.Последующий период харак. глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дош. и шк. возраста. Он завершился созданием педагог. клас. РН. На основе научно разраб. типологии детей с реч. дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дош. учр. для лиц с различными формами НР..В 70-е. начал. интенсивное развитие специализированной сети дош. учр. в системе Министерства просвещения. В 1975 г. выходит постановление Сов. Мин. СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, труд. устройства и обслуживания лиц с дефектами умств. и физич. развития», которое в законодательном порядке обеспечивало открытие как логоп. групп при ДОУ общего типа, так и специализ. детских садов и яслей-садов.. Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими НР(недор. фонетич. стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нар. (заикающихся детей, для детей с ОНР). В нашей стране открывается все больше пунктов кор-педаг. помощи в детских садах общего типа. Логопед оказывает консульт. и корр. помощь детям преимущественно с нар. произношения по типу амбулаторного приема.Логопед проводит групповые и инд. занятия регулярно - 1-2 раза в неделю или консультативно - 1 раз в месяц. Гр. компл. соответств. возрасту и характеру РН. Все дети группы "риска" осматриваются логопедом в доречевом периоде, выявленные с задержкой в доречевом периоде охватываются консультативными занятиями.Логопед амбулаторно-поликлинич. учр. участвует в профилактич осмотрах детей трех лет и поступающих в первый класс.При психоневролог, неврологических, стоматолог. стационарах, полустационарах, детских психоневролог. санаториях должности логопедов устанавливаются в зависимости от специфики учр, необходимости и объема работы. Методы коррекции НР, применяемые логопедами в стационарах индивидуализируются в соответствии с особенностями речевой патологии и связанными с ними особенностями поведения, умств. развития, соматического и физического здоровья. В современных дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи могут быть выделены три профиля специальных групп:1) группы для детей с ФФН - у детей присутствуют нар. звукопроизношения, осложненные фонематической недостаточностью;2) группы для детей с ОНР - у ребенка отмечается несформированность всей речевой системы, не развиваются словарь, граммат. строй, связная речь, звукопроизношение;3) группы для детей с заиканием.



А) Группы для детей с ФФН.Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В группы ФФН направляются дети с нар. произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, т.е. дети с дислалией (в случаях, когда дефект исчерпывается нар. звукопр. или сочетается с ринолал). При этом отмечается не только нар. звукопроизн, но и нар. речевого дыхания, голоса, назализация - носовой оттенок (гнусавость). Дети с дизартрией, когда дефекты произн. и просодики связаны с нарушением иннервации артикул. аппарата (параличи и парезы органов артикуляции), также направляются в группы этого профиля.В группу ФФН дети зачисляются на полгода или год. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.Б) Группы для детей с ОНР. ОНР- собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является нар. формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопр, словарь, грамм. строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Речевое недор. у детей дош. возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Левиной); ее частичная сформиров. - незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе, - словаре, граммат. строе, связной речи и звукоп. (3 уровень ОНР). Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с 1 уровнем ОНР зачисляются в специальное дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со 2 уровнем ОНР - с 4 лет на 3 года обучения. Дети с 3 уровнем недоразвития речи (с нерезко выраженными нарушениями речи) зачисляются с 4-5 лет на 2 года корр.обучения. В настоящее время основной контингент спец.групп составляют дети преимущественно с 3 уровнем ОНР.В) Группы для заикающихся детей. В группы для заикающихся поступают дети с ТНР, при котором набл. расстройство ритма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повторения отдельных звуков или слогов в момент произношения. Заикание определяют как судорожное нар. темпо-ритмической организации речи органического (неврозоподобное заикание) или функционального характера (невротическое заикание, логоневроз). При любой форме заикания страдает центральная нервная система. Работа направляется на развитие всех видов деят. ребенка, в том числе и речи как одного из видов деят. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребенка с окруж. Как и при других нар, преобладает преимущественная игровая форма работы.В зависимости от вида психического и РН и возрастных особ. детей определяются форма и организация обучения и воспитания. Приемы работы и дидактический материал подбираются в зависимости от основных задач, характера каждого определенного занятия. Кор. задачи подчиняются общеобр. программе, гармонично с ней сочетаются.По мере обучения и воспитания дети приобретают сенсорный и речевой опыт, который закрепляется и воспитателем, и логопедом, и дошкольным дефектологом, а также психологом (если такой специалист в учреждении есть)

Существующая ныне в стране система дош. воспит. и обучения детей с нар. развития ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможн. Эта система является комплексной, кор-развивающей. Ее характеризует дифференцированность и интегриров. Интегрированный характер дош. коррекционного воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, направленных на

изучение и обуч.детей с откл. в развитии, комплексност решения образ-воспит. и кор-развив. задач, их взаимосвязью и взаимообусловленностью, усилением

внутрипредм. и междисциплин. связей посредством проведения интегрированных, комплексных занятий (по развитию ИЗО и речи, музыкальных и физкультурных занятий, по подготовке к обучению грамоте и констр.)Слабым звеном в деят. спец. детских садов является недостаточное медицинское обслуживание детей, несогласованность в сроках лог. и оздоровит. мероприятий, позднее выявление детей, неполный их охват.

64.Система учр. для оказания леч-озд, консульт. и кор-педаг. помощи детям шк. возраста с нар. речи. Большинство детей шк. возраста, имеющие НР, могут обучаться в общ. школе при соответствующей лог. помощи, которая осущ. на логоп. пунктах, работающих при школе. Такие лого- пункты имеются во всех крупных городах России и в ряде рай. центров. Они организуются при какой-либо школе района или города и обслуживают уч. нескольких школ.На логопункты направл дети, имеющие различные нар. устной и письменной речи: нерезко выраженное ОНР, недостатки в письме и чтении; дефекты произношения отдельных звуков; недостатки речи, связанные с аномалиями в строении или движении артикуляц. аппарата (ринолалия, дизартрия); заикание. Одной из основных задач логопунктов при общ. школах является предупреждение и своевременное преодоление нар. устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Для занятий на лого пункте отбираются прежде всего те учащиеся, которые допускают большое количество ошибок на смешение и замены букв, соответствующих различным группам звуков.Необходимо учитывать, что логопед оказывает помощь не всем детям, которые по тем или иным причинам не могут овладеть грамотным письмом и правильным чтением, а только тем из них, кто делает специфические ошибки на замену и смешение букв, указывающие на недостаточность различения соответствующих звуков, а также недоразвитие лексико-грамматических средств языка (без отклонений в интеллекте).Обычно дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе. Это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду. Учитель-логопед, работающий на логопедическом пункте при общеобраз. школе, не в состоянии охватить всех нуждающихся в его помощи. Поэтому части детей с речевыми дефектами посильную помощь должен уметь оказать сам учитель. В тех случаях, когда учитель не может самостоятельно справиться с нарушениями речи у ребенка, а также при отсутствии в городе или районном центре логопедических пунктов при общеобразовательных школах аналогичная помощь может быть оказана логопедами, работающими при поликлиниках.Дети с глубоким недоразвитием речи или тяжелой формой заикания не могут обучаться в общеобразовательной школе, так как отставание в развитии речи ограничивает их устное общение с окружающими и создает серьезные препятствия к овладению школьной программой. Такие дети не способны преодолеть речевое недоразвитие даже при условии, если им наряду с обучением в массовой школе

будут обеспечены занятия с логопедом. Эффективное формирование их речи возможно при обучении в школе специального типа, где используется особая система коррекционных мероприятий по преодолению речевых дефектов.В спец. школу-интернат для детей с ТНР попадают дети с различными видами и формами речевой аномалии при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте в возрасте от 7 до 12 лет. Чтобы обесп. уч. всестороннее развитие с учетом особенностей их речевых недостатков, в школе предусмотрено два отделения. В 1-е принимают детей с грубо выраж. ОНР (алалией, афазией, алалией, осложн.заиканием, дизартрией, ринолалией). 2-е отделение предназначено для детей с тяж. формой заикания при нормальном речевом развитии.С учетом глубоких отклонений в речевом развитии детей, в спец. школе предусматр. использование специф. методов и приемов обучения, напр. в первую очередь на восполнение пробелов реч. развития, создаются условия для овладения основами наук и всестороннего развития уч, осущ. системат. лечебно-профилактические мероприятия. Благодаря систематической корр. работе, большая часть детей с различными аномалиями в речевом развитии способна овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и учащиеся общеоб. школы, но за более длительный срок обучения. При 1 отделении имеется подготов. класс, в который принимают детей с глубоким недор. речи 7-8-летнего возраста, не прошедших дошк. подготовки в спец. детском саду или в спец. группах для детей с НР при массовых детских садах.Уч, которые преодолевают свой речевой дефект в более короткие сроки, чем указано выше, зачисляются в соответств. классы общеобр. школы при условии овладения ими определенного круга знаний и навыков. В каждом классе учится 12 - 14 человек. Такая наполняемость классов обусловлена своеобразием работы по преодолению речевых дефектов и индивидуализацией занятий. Направление в спец. школу для детей с ТНР (5в) проводится строго индив, согласно Типовому положению о республиканских, областных или городских ПМПК. В своей работе ПМПК руководствуются инструкцией по приему детей в школу соответствующего типа. Без заключения МПК переводить уч. в школу для детей с ТНР не разрешается. В системе Мин. Здрав. РФ при поликлиниках сущ. логопед. и слухоречевые кабинеты, в задачу которых входит обслуживание главным образом детей дошк. возраста. Однако при отсутствии логопунктов при общ. школах логопеды поликлиник принимают и детей шк. возраста.Имеются еще и лог. стационары или полустационары, орган. при детских больницах или детских психоневрол. диспансерах, а также лечебно-учебные учр, цель которых заключается в оказании помощи дошк. и шк. с НР. В этих учр. проводится спец. работа по устр. речевых дефектов, а также различные лечебные мероприятия (медикам, психотерапевтич, физиотерапевтические). Работу по коррекции речевого недостатка ведет учитель-логопед. Прием в логоп. стационар осущ. через отборочные комиссии, организованные при психоневрологических диспансерах или больницах по представлению районных психоневрологов, невропатологов, логопедов.


65. Специфика содержания и организации логопедической работы в школе 5 вида (для детей с ТНР). Коррекция нар. речи и письма у уч. прово­дится систематич в течение всего учебно-воспитате процесса, но в наибольшей степени на уроках родного язы­ка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи. Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальны (урочных) инд. форм работы. Индив. лог. занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 р. в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нар моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике. Второе отделение специ школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнит. по сравнению с массовой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.При обучении детей с тяжелой формой заикания исполь­зуются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопедические пособия и технические средства обучения. В спец. школе систематически осуществляются кор-восп. мероприятия, направленные на преодоление особенностей психического развития.Состав уч-ся спец. школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в общ. школу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобразовательной школе или в профессионально-технических училищах.Помимо логопеда, работу по преодолению речевых нар. у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого вос­питатель проводит работу по закреплению полученных в клас­се знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживан и санитарно-гигиенических навыков.Воспитатель постоянно работает с одной группой учащих­ся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в про­цессе учебной и трудовой деятельности корригируют общее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразователь и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующими как в тру­довой, так и в других видах деятельности

66.Специфика содержания и организации работы логопеда в дош. обр. учр. На основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обесп: своеврем. обследованием детей;рациональным составлением расписанием занятий;планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;наличием программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтал. занятий;оснащением процесса необходимым оборудов. и наглядными пособиями;совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.Осн. зад. кор-разв. обучения в логоп. группе ДОУ явл:Укрепление и развитие здоровья детей.Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогич. воздействий в соответствии с изменяющимися возможн детей. Индивидуализация и дифференц. педагогических методов, приемов и средств применительно к каждому конкретному ребенку.Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.Развитие мелкой моторики руки.Развитие регулирующей функции речи, речевого опосредствования деят. и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения.Исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы (Лурия, Власова) В связи с этим речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных психических процессов, в формировании личности и в поведении. Поэтому правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллект. развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей.При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический (возрастной);этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);взаимосвязь речевого и общего психического развития.В процессе комплексного обследования ребенка необходимо с учетом возрастных нормативов сопоставить уровень речевого и неречевого развития, определить соотношение речевого дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности. Для оптимизации логопедической работы рекоменд. объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5-7 детей) или подвижные микрогруппы (2-3 ребенка). Продолж. подг. кор-речевых занятий составляет 20- 35 минут, индив - 10-20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности РН, возрастом и индив. психофизическими особенностями детей. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю - вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые консультацию, совет, рекомендации.Сроки лог. работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей РН, их инд-личностных особ, условий воспитания в ДОУ и семье.Они могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребенком или при выпуске его из ДОУ.логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения (например, продолжение кор-речевых зан.с логопедом в нач. школе, обучение в спец. (речевой) школе и др.).Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недор. необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошк, имеющими ФФН речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нар. в речевом развитии (ОНР, заикание) могут посещать логоп. занятия до 1,5-2 и более лет.Решение о прекращении систематических занятий с ребенком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дош. образ. программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка - педагоги и родители - достигли определенной степени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков.
Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в лог. помощи и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма кор-педаг. процесса, когда уже другие дети, педагоги и родители последоват. проходят логопедом через все его этапы. К концу обучения дети дош. возраста должны овладеть сознательным послоговым чтением; уметь читать не только слова, но и простые предложения, тексты; уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка; осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи; последовательно выделять звуки из состава слова; самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нар. письма и чтения. Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.Отчетными документами логопеда являются:журнал первичного обследования и консультаций;список детей, зачисленных на занятия;инд карты кор. работы с детьми;планы индив. и подг. кор-речевых занятий с детьми;планы консультативно-методической работы с педаг. коллективом ДОУ и родителями.В конце учебного года логопед готовит отчет о работе и представляет его в органы управления образованием, старшему логопеду района (города) и администрации базового ДОУ. Требования к составлению отчета аналогичны тем, которые предъявляются к отчету логопеда ДОУ (группы) для детей с НР.Проведение всего комплекса кор. обучения при лог. работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для лог. групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подг. и инд. занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дош. возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окруж, экология, рисование, лепка, физкультурные и муз. занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгр. или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической гр.

67. СПЕЦ. СОДЕРЖ. ЛОГОПЕД ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТАХ В ШКОЛАХ .ОТБОР ДЕТЕЙ НА ЛОГОПУНКТЫ ПРИ ОБЩЕОБР. ШКОЛАХ.СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПУНКТОВ ПРИ ШК. Развертывание сети логопунктов при средних общ. школах в республикан, краевых и областных центрах началось в 1949 г.В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании лог. пунктов при общ. школах на всей территории страны.Логопункты - спец. учебно-воспитательные учр, предназначен для коррекции НР у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общ. школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.Основные его задачи: исправлять недостатки речи у уч; пропагандировать логоп. знания среди учителей и населения; своевременно выявлять и предупреждать НР у детей, поступающих в первые классы.Основной контингент логопунктов составляют уч, имеющие недостатки звукопр, заикание, нар. чтения и письма, нерезко выраженное ОНР.При отборе детей логопед обследует их в классе (подг. группе).На логопункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.Одновременно на городском лог- пункте заним. 18-25 человек, на сельском - 15-20 -человек. Педаг. работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю. Продолж. кор-развив. обучения детей с ФФН и нар. чтения и письма составляет примерно 4-9 месяцев; детей с ОНР и нар.письма и чтения 1,5 --2 года.Результаты лог. занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязат. посещение уч. занятий и выполнение необ. требований возлагается на учителя-логопеда, классного рук. и админ. школы.Эффективность логоп. работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Родители присутствуют при зачислении детей в лог. гр, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций. Сведения об уч-ся с НР логопед полу­чает в результате: просмотра медицинских карт, где имеется заключе логопеда поликлиники о состоянии речи ребенка; обследов подг. гр. детских садов дан­ного района (проводит 3 раза в год в каникулярное время); участия в работе комиссии по приему детей в общ. школу; обследован уч-ся младших кл. общ. школ. Составляется график (с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая), согласов. с директором каждой школы. Фронтальное обследов устной речи уч-ся 1 кл. прово­дится с помощью картинного материала и небольшой беседы; во 2-4 кл. обследуются устная и пись­менн речь.Уч-ся старших классов обычно поступают на лого-пункт по направлению учителя или по просьбе ро­дителей. Выявленные дети с НР фиксируются в специальном списке, где указываются успеваемость по родному языку, недостат­ки речевого развития, а также краткие соответствующие ре­комендации.Логопед проводит совместно с учителем отбор уч-ся для занятий и связывается с родителями детей.Занятия начинаются с 15 сентября. Зачисляется одновре­менно от 30 до 40 детей. Прием проводится в соответствии со списком выявленных уч-ся в течение всего учебного года по мере освобождения мест.На лого-пункты в 1 очередь зачисляются уч-ся начальных классов, имеющие НР, пре­пятствующие успешному обучению. Речь детей, зачисленных на лого-пункт на основании предварительного об­следования, тщательно изучается логопедом в соответствии с планом, отраженным в специальной речевой карте.Рекомендации к комплектованию лого- пунктов Основной формой организации учебно-коррекц ра­боты на логопедическом пункте являются гр. зан. Правильное комплектование групп является важнейшим условием организации эффективной работы с детьми и при­менения адекватных коррекционных приемов.Комплектуются следующие группы уч-ся: с недостат­ками письма и чтения, обусловленными речевой патологией; с отклонениями фонетического и лексико-грамматического раз­вития (нерезко выраженное ОНР); заика­ющимися; с недостатками произношения отдельных фонем.

68. СПЕЦИФИКА СОД. И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСК. ПОЛИКЛ. Учреждения по линии здравоохранения – 1)педиатр. служба. Родители м.получить консультацию по речевому развитию детей до 2-х лет. После 2-х лет направляются к логопеду. 2)лог. каб.детск.пол-ки явл.основным звеном лог. помощи в системе здравоохр. В каб.оказывается лог. помощь детям и подросткам с НР.Логопедический кабинет детской поликл. Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники.Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы:1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях.2. Диспансеризация организованных и неорганизованных детей.3. Участие в комплектовании логоп. учр. системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.4. Проведение логопед.санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.Задачи лого каб.: 1.консульт.-диагност.работа и отбор детей для лечения в кааб; 2.проведение инд. и подгр. логопедич.занятий; 3.привлечение родственников бол-го к участию в выполнении логопедич.заданий, созданию условий для речевого режима и благоприят. психологич. климата в семье.В своей работе логопед детск.пол-ки руководствуется нормативно правовыми документами: 1.положение о кааб.логопеда детск.пол-ки (что должно быть в каб.), 2.должностная инструкция, 3.закон РФ об образовании, 4.приказы (12шт), конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.89 (определенные статьи), 5.методическое руководство логопедического каб. детск.пол-ки осуществляется главным внештатным логопедом города, организации методического отделения местного управления здравоохранения. Оснащение каб.: зеркало настольное, настенное 70×100. лампа д\света, компьютер, телефон, диктофон, магнитофон, набор зондов, шпателей, банка стеклянная для чистых зондов и шпателей, банка стекл.для использованных зондов, банка стекл.с раствором «Веркона» 2%-6мин, спирт 70º, ножницы прямые, ватные шарики, стакан для ватных шариков, банка с 0,6%р-ом гипохлорита для использованных шариков, ведро педальное, мыло, полотенце для рук, стол логопеда, стол для индив.лог.занятий, шкаф книжный, шкаф для одежды, тумбочка д\инстр. и предметов ухода+аптечка, тумбочка д\лог. документ, кресло, стул полумягкий. Дид. материал: игрушки – животные, птицы, транспорт, куклы в одежде, мячики, мебель, муляжи овощей, фруктов, мозаика, пазлы, кубики, свистульки, картинки – предм, действенные, картинки на автоматизацию звуков, амматическими названиями, мелкие разбосюжетные картинки, набор картинок с Лексико-гррные игрушки, трафареты, пирамидка с 10-ю кольцами, касса букв и слогов, счетный материал, карандаши простые, цветные, фломастеры, пластилин, бумага белая, цветная, альбом для рисования, клей, папки с речевым материалом, книги детские, логоп, альбом для лог.обслед. и психолого-педаг. обсл.В кабинете ведется учетная и отчетная док: 1)персп. план работы лог.каб.на год.

Отражается: лечебная работа, профилактическая, консул. работа, просветительская работа, повышение квалификации; 2)списки детей посещающих логоп. занятия; 3)речевые карты; 4)журнал посещаемости инд. логопедич.занятий; 5)журнал первичного приема (дата приема, ФИО реб, адрес, посещает или нет ДОУ., ФИО родит.и место их работы, жалобы, речевые заключения, код РН по МКБ, консультации которые мы назначаем); 6)журнал регистрации консульт.узких специалистов; 7)бланки напр.к узким специалистам и на МПК; 8)годовые отчеты; 9)журнал учета лек.ср-в полученных у ст.м\с; 10)журнал регистрации платных услуг (без гражданства, полиса); 11)папка с лекциями для родителей; 12)папка с конспектами выступлений на врачебных планерках; 13)информация о графике работы.Логопед д\пол-ки проводит диагн. обсл.бол-х с НР и составляет инд. программу лечебно-кор. меропр. Прием первичных бол-х проводится 4 дня в нед в специально отведенное время по предварительной записи. На прием направляют педиатры, ЛОР, невропатологи, психиатры, логопеды ДОУ, шк. логопеды, сами родители. После подробного ознакомл. с анамнезом реб и его речью, данными врачебного обслед, логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости лог. занятий. Если реб не нуждается в спец занятиях необходимо проконсультир. родит как работать с реб дома. В случае отсутствия места реб следует записать на очередь. Все дети обратившиеся за логоп.помощью регистрируются в журнале первичного приема. На детей, приступивших к систематич. или консульт. занятиям, логопед заводит речевые карты, где записывает анамнез, результат логоп.обслед, речевой диагноз, намеченный лечебно-коррекц план и динамика продвижения. Для обесп. комплексного лечения логопед организует консультации узких специалистов. С детьми страдающими ТНР проводятся только индив. занятия 20-30мин, 2-3р в нед, в зависимости от тяж.дефекта и от возможностей родителей. В зависимости от тяжести и структуры речевого дефекта логопед осуществляет различные виды кор. работы: артик. гимнастика, логоп.массаж, дых. гимнастика, работа над речевым дыханием, дифференцированный ротовой и носовой выдох, рабату над активизацией небно-глоточного смыкания и движ.н\челюсти, развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук (пальчиковые игры), развитие фонематического слуха и восприятия, постановка и автоматизация звуков, обогащение и уточнение словаря, усовершенствование Зв-слоговой структуры слов, Лексико-гр упр, усовершенствование понимания речи (пословицы и поговорки), работа над фразой и развитие связной речи, работа по обучению элементарной грамотности, развитие оптико-пространственных и временных понятий и ориентаций, развитие внимания, памяти, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, работа по развитию тактильных и кинестетических ощущений, вокальные и голосовые упр, развитие интонационной выразительности, работа над дикцией, коррекция эмоц-волев сферы.Логопел д\пол-ки проводит беседы по различным вопросам логопедии для мед.персонала пол-ки и родит. В конце календарного года логопед представляет з\о д\пол-ки и ст.логопеду управл. здравоохр.отчет о работе. Кроме этого составляет пояснительную записку с анализом проведенной работы за истекший год.

Предисловие

Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

В содержании логопедических программ учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.

В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

В структуре сборника представлены четыре программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания и нарушения речевого развития, осложненного двуязычием. Каждую программу сопровождает пояснительная записка и приложение, которое дано в конце сборника.

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы. Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе » представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи - нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.

Во второй части программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе » внимание специалистов также акцентируется на отклонениях в развитии фонематического восприятия дошкольников и недостатках произносительной стороны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков , который определен как настоящей программой, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразовательной школе.

Программа включает такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма и чтения», разработанные с учетом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального пропедевтического периода, направленного на воспитание правильного произношения в сочетании с интенсивным формированием речезвукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения.

Выделен также период формирования элементарных навыков письма и чтения, органически связанный с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого общения).

Общая цель коррекционно-развивающей программы - освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для выработки навыков чтения, письма и правописания.

Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6-7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях. Авторами программы являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Данной программе соответствует Приложение 1.

В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» освещаются основные этапы коррекционно-логопедической работы в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. В пояснительной записке данной программы приводятся характеристики детей, раскрывается организация коррекционно-развивающего процесса, рекомендуется речевой материал. В программах представлены результаты многолетних экспериментальных исследований авторов в тесном содружестве с логопедами-практиками.

Данная программа содержит четыре части:

«Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития ».

«II уровня речевого развития ». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития ». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

«Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития ». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

Данной программе соответствует Приложение 2.

В сборник включена «Программа логопедической работы с заикающимися детьми». В исследованиях Р. Е. Левиной по проблеме заикания была теоретически обоснована идея развития коммуникативной функции речи у заикающихся дошкольников. В связи с этим Н. А. Чевелевой была разработана методическая система устранения заикания на основе постепенного перехода от ситуативной речи в условиях наглядности к контекстной речи без наглядной опоры.

В рамках данного подхода С. А. Мироновой создана программа обучения и воспитания заикающихся дошкольников, в которой реализованы общеобразовательные и коррекционные задачи. Особенность этой системы состоит в том, что речь детей формируется как произвольная деятельность с использованием дидактических приемов, устраняющих трудности коммуникативного процесса. Доказано, что заикающимся дошкольникам в конкретной наглядной ситуации уже на первых занятиях доступна самостоятельная речь без заикания. Постепенное нарастание сложности самостоятельной речи определяется прежде всего предметом общения, уменьшением наглядного содержания речи и включением элементов контекстности.

Эти положения отражены в программе, которая на практике доказала свою эффективность в плане решения задач, определяемых программой общего типа , и коррекционных, направленных на обучение детей навыкам пользования связной речью, свободной от заикания. В то же время не исключается применение логопедических приемов нормализации голоса, дыхания и других специфических отклонений, свойственных заикающимся дошкольникам.

Система коррекционно-развивающего воздействия по преодолению заикания у дошкольников реализуется в процессе изучения типовой программы детского сада. В целях коррекции нарушения использованы такие разделы, как «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром» и частично другие, а также дидактические игры и режимные моменты. Последовательность изучения отдельных тем в коррекционно-развивающей программе изменена с учетом состояния речевых навыков заикающихся детей и специфических требований к их речи. Автор программы С. А. Миронова. Данной программе соответствует Приложение 3.

«Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» предназначена для воспитания и обучения иноязычных детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи.

Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в дошкольных образовательных учреждениях детей, для которых русский язык является неродным. При отсутствии нормативных документов, коррекционно-развивающих программ, методических разработок эти дети обучаются по общеобразовательным программам. Для речевого развития данной категории дошкольников характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизм в связных высказываниях и другие недочеты, обусловленные прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем.

На основе этих особенностей детей часто зачисляют в логопедические детские сады в целях интенсивного усвоения русского языка. Использование логопедами коррекционно-развивающих технологий не приносит желаемого результата, так как они рассчитаны на принципиально иную категорию детей. Однако многие основные научные положения, а также частные приемы постановки и автоматизации звуков и приемы, развивающие фонематическое восприятие являются продуктивными для уточнения произношения, развития импрессивной и экспрессивной речи детей с неродным русским языком.

В то же время объективно существует категория дошкольников с неродным русским языком, у которых обнаруживаются специфические дефекты речи органического и функционального происхождения. Сочетания таких нарушений, как ринолалия, алалия, дизартрия, заикание с проявлениями межъязыковой интерференции в речи детей создают объективные трудности диагностики и выбора коррекционного воздействия. С учетом специфики недоразвития устной речи детей, овладевающих русским (неродным) языком, разработана программа коррекции и развития речи иноязычных дошкольников 5-7 лет. В ней реализован важнейший принцип овладения лексико-грамматической системой - коммуникативная направленность, а также выделены основные разделы работы по нормализации фонетической и просодической стороны речи , обогащению лексики, практическому овладению грамматическим строем речи детьми с первичным речевым недоразвитием. Авторами программы являются: Г. В. Чиркина, А. В. Лагутина. Данной программе соответствует Приложение 4.

В новых программах, впервые публикуемых в настоящем сборнике, раскрыты более широкие, вариативные возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, что, в свою очередь, будет способствовать его успешной социализации. Представлены итоговые показатели продвижения в речевом развитии детей в каждой части программ. В то же время в содержании программного материала сохраняется преемственность с первоначальными программно-методическими разработками в аспекте реализации основных, проверенных многолетней практикой, направлений и технологий коррекционно-логопедического воздействия на нарушенные звенья речевой системы.

Программы адресованы педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений, реализующим задачи коррекции различных нарушений речи.

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха - фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

Широкая апробация настоящей программы подтвердила обоснованность научных и методологических позиций, заложенных в содержании коррекционно-развивающего процесса. Катамнестические данные убедительно доказали эффективность предлагаемой системы и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года (в период дофонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в следующем порядке:

Гласные - согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные [л] - [р]),

Глухие - звонкие,

Твердые - мягкие.

Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артякуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ж] - [ш], сонорных [л] - [р], свистящих [с] - [з].

Фонематические восприятие всех звуков, по данным Н. X. Швачкина, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов , способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.

У некоторых детей в 4 года наблюдаются неустойчивость произношения, взаимозаменяемость фонем в различных звуко-слоговых сочетаниях, искаженное произношение звуков. Это отражает диссоциацию между достаточным развитием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

Заменой звуков более простыми по артикуляции;

Трудностями различения звуков;

Особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Комплектование групп детей с ФФН осуществляется Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) 1 .

Для оформления в логопедические группы необходимо комплексное обследование ребенка членами ПМПК. На Комиссию предоставляются следующие документы:

Выписка психоневролога, которая включает анамнестические данные о ребенке, указания на наличие (отсутствие) органического поражения центральной нервной системы, а также заключение об интеллектуальном развитии ребенка;

Заключение врача отоларинголога, в котором указывается состояние физиологического слуха ребенка, наличие или отсутствие заболеваний ЛОР-органов ;

Логопедическая характеристика ребенка, в которой содержатся сведения о степени сформированности отдельных компонентов языковой системы. При этом она должна содержать примеры детских высказываний, иллюстрирующих преимущественное нарушение фонетико-фонематической системы при относительной сохранности лексико-грамматической стороны речи;

Педагогическая характеристика, в которой отражено:

Насколько ребенок проявляет интерес к занятиям;

Какие задания вызывают у него наибольшие трудности;

Насколько ребенок усидчив во время занятий;

Как быстро ребенок переключается с одного вида деятельности на другой;

Насколько он критичен в оценке своих результатов при выполнении задания;

Насколько продуктивно использует помощь взрослых в случае возникновения затруднений.

Особое внимание обращается на игровую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация) и степень речевой активности в процессе игры.

Анализ предоставленных документов и первичное обследование ребенка позволяют обосновать необходимость его зачисления в группу для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи со сроком обучения 10 месяцев. По окончании обучения фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме. Наполняемость группы - 12 человек.

Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции. С этой целью в первые две недели сентября логопед, непосредственно работающий в группе, проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова каждого ребенка.

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, рекомендуется использовать разнообразные игровые приемы.

Одновременно с выявлением особенностей артикуляции звуков необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд специальных заданий (см. схему обследования в Приложении 1).

В карте фиксируются ошибочные ответы детей и приводятся образцы их высказываний. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое должно быть аргументировано конкретными данными обследования.

Возможны случаи, когда мнение логопеда детского сада не в полной мере совпадает с заключением ПМПК, т. е. за период двухнедельного пребывания в детском коллективе у ребенка могут проявиться трудности установления контакта, выраженный речевой негативизм, реактивность в поведении, несоответствующее возрасту развитие игровой деятельности. В процессе динамического наблюдения ярче проявляются особенности лексико-грамматического строя речи , трудности в овладении звуко-слоговой структурой, аграмматизм и другие проявления системного недоразвития речи. Это может послужить основанием для изменения или уточнения логопедического заключения и рекомендации перевода ребенка в другую группу. По истечении двухнедельного срока такие изменения не разрешаются.

Сопоставляя речевые карты детей, логопед должен выявить симптоматику, типичную для группы в целом, и индивидуальные особенности каждого ребенка, обусловленные различными причинами нарушения в каждом отдельном случае (легкая степень дизартрии, полиморфная дислалия, двуязычие, влияние неполноценной речевой среды и др.).

После обследования перед логопедом встает задача - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями типовой программы обучения и воспитания. Устранение имеющихся у детей пробелов в речевом развитии осуществляется преимущественно логопедом (раздел «Формирование произношения и развитие речи»).

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются :

Формирование полноценных произносительных навыков;

Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

Развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

Воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи ;

Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

Формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФН.

Одновременно воспитатель проводит занятия, на которых расширяется и уточняется лексика дошкольников, развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Все указанные направления в работе по коррекции речи взаимосвязаны.

Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»

«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», допущенной Министерством образования РФ.

Цель: формирование полноценной фонетической системы языка,

Задачи:


    развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа,

  • автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях ,

  • обучить детей изменять просодические характеристики высказывания в зависимости от речевых намерений.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развитие связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Логопедическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении письма и чтения (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.)

Основные направления программы.


  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

  • постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произношения);

  • дифференциация звуков на слух и в произношении;

  • формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков ;

  • развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с корректными условиями общения.

  1. Формирование навыков звукового анализа слов; членение предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.

  2. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

  • развитие качественной характеристики лексических средств;

  • выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

  • развитие внимания и интереса к слову; умения выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;

  • обращать внимание на правильное употребление скорригированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных высказываний.

  1. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.

  2. Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).

Основная цель лексических заданий - научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для этого подбираются упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с личными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию числительных с существительными. Постепенно усвоенные типы речевых конструкций логопед включает в работу над связной речью.

Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН.

1. Под усвоением звуков подразумевается овладение артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть воспитана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем.

2.Соблюдение последовательности коррекции звуков.

В первую очередь осуществляется уточнение произношения сохранных или опорных звуков: их артикуляция. В результате уточнения произносительных навыков создается основа для развития навыков фонематического восприятия.

В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки правильная артикуляция и правильное звучание сопоставляются с неправильными. Сознательному усвоению звука способствует выделение характерных признаков, как в звучании , так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает их полноценную дифференциацию.

Существенным является сопоставление каждого изучаемого звука с раннее изученным и с неисправленным, но в последнем случае – без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются «далекие» звуки (резко противопоставленные по артикуляции и по звучанию), а затем вводятся упражнения на различение «близких» звуков.

При автоматизации исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. При отборе словаря учитываются разные позиции звуков в слове, отдельно закрепляются твердые и мягкие варианты фонем. Важно соблюдать принцип сознательной опоры назначения слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слова (кашка – каска).

Область применения усилий логопеда по разделу: Развитие речи.

Содержание логопедических занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом корректных представлений и речевого опыты, накопленных детьми в процессе работы воспитателя по разделам базисной программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоизменения, словообразования и недостаточного овладения предложно- падежными конструкциями.

Работа логопеда над словарем носит выборочный характер, в нее входит накопление и уточнение слов (существительных, прилагательных) имеющих уменьшительно-ласкательное значение; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение.

Срок реализации данной программы один год, что соответствует специфике и работы с детьми в условиях логопункта. Она рассчитана на занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетическое и фонетико – фонематическое нарушения речи.

Обучение на занятиях:

В соответствии с «Положением о логопедическом пункте в дошкольном образовательном учреждении» основной формой организации логопедической работы на логопункте являются подгрупповые и индивидуальные занятия:


  • коррекционная работа с подгруппой детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фронтальные занятия проводятся 1 раз в неделю (интегрированное занятие: подготовка к обучению грамоте + развитие лексико-грамматических категорий);

  • с воспитанниками, имеющими фонетическое недоразвитие речи, - 1 раз в неделю (подготовка к обучению грамоте;

  • продолжительность логопедического фронтального занятия – 30 - 35 мин, индивидуальных занятий – 10 минут с каждым ребенком. После формирования у детей способности четкого быстрого выполнения заданий формируются подгруппы по 2 человека с целью закрепления речевых навыков.

    Продолжительность занятий с детьми в течение года:


  • фонетическим недоразвитием речи - от 3 до 9 месяцев;

  • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - в течение года .

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка.

Задачи и содержание индивидуальных занятий:


  1. Развитие артикуляционного праксиса.

  2. Фонационные упражнения.

  3. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.

  4. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков в соответствии с планом индивидуальных занятий.

  5. Автоматизация и дифференциация поставленных или исправленных звуков.

  6. Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.

  7. Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.

  8. Звуковой анализ и синтез слогов и слов , чтение, письмо, закрепление грамматических категорий с учетом исправленных звуков в случае индивидуальных затруднений.
Задачи и содержание фронтальных занятий:

  1. Усвоение (автоматизация) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

  2. Формирование умения войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др.

  3. Содержание фронтальных занятий представлено по периодам обучения.
В итоге логопедической работы дети должны:

  • Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

  • Четко дифференцировать все изученные звуки;

  • Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • Находить в

Выбор программ сделан на основе анализа и учёта специфики учреждения, подготовленности кадров, отдельно взятых педагогов, создания условий и методического обеспечения для их реализации, а также на основании выбора приоритетного направления.

Наименование

программы

Комплексные

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Веракса Н.Е.

Комарова Т.С.

Васильева М.А.

Парциальные

Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Филичева Т.Б.,

Чиркина В.Г.

«Безопасность» - программно – методические материалы по развитию социально-коммуникативных навыков и безопасного поведения детей дошкольного возраста

Стеркина Р.Б.

Авдеева Н.Н.

Князева О.Л.

Программа социального развития детей «Я, ты, мы»

Князева О.Л.

«Изобразительная деятельность в детском саду» технология

Комарова Т.С.

Программа по экологическому воспитанию «Наш дом Природа» и методические рекомендации к ней

Рыжова Н.А.

«Экология для малышей»

Гончаровой Е.В.

Гавриловой О.Н.,

Моисеевой Л.В.

Программа патриотического воспитания «Город, в котором я живу»

НГГУ, рецензенты: Н.Д.Наумов

Н.С. Малетина, Л.А.Ибрагимова

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Изобразительная деятельность»

Шестакова А.В.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Музыкально-ритмические композиции»

Буренина А.И.

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Театр физического воспитания и оздоровления»

Ефименко Н.Н.

Дополнительная общеобразовательная программа

коммуникативно-речевой направленности «Обучение чтению»

Предлагаемая программа предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка.

При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трехлетняя девочка Вера С. на вопрос: "Как тебя зовут?" - отвечает: "Вея". "Тебя зовут Вея?" - "Не Вея, а Вея - я е пьявильно говоить не могу". В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.

Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.