С каким чувством поэт говорит о будущем. Блок А.А. «Россия». Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? (ЕГЭ по литературе). I. Изучение нового материала

Ваня (в кучерском армянке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке.) 1 .
Граф Пётр Андреич Клейнмихель 2 , душенька!
- - Разговор в вагоне - -

I

    Славная осень! Здоровый, ядрёный 3
    Воздух усталые силы бодрит;
    Лёд неокрепший на речке студёной
    Словно как тающий сахар лежит;

    Около леса, как в мягкой постели,
    Выспаться можно - покой и простор! -
    Листья поблёкнуть ещё не успели,
    Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

    Славная осень! Морозные ночи,
    Ясные, тихие дни...
    Нет безобразья в природе! и кочи 4 ,
    И моховые болота, и пни -

    Всё хорошо под сиянием лунным,
    Всюду родимую Русь узнаю...
    Быстро лечу я по рельсам чугунным,
    Думаю думу свою...

II

    Добрый папаша! К чему в обаянии 5
    Умного Ваню держать?
    Вы мне позвольте при лунном сиянии
    Правду ему показать.

    Труд этот, Ваня, был страшно громаден -
    Не по плечу одному!
    В мире есть царь: этот царь беспощаден,
    Голод названье ему.

    Водит он армии; в море судами
    Правит; в артели сгоняет людей,
    Ходит за плугом, стоит за плечами
    Каменотёсцев, ткачей.

    Он-то согнал сюда массы народные.
    Многие - в страшной борьбе,

    Гроб обрели здесь себе.

    Прямо дороженька: насыпи узкие,
    Столбики, рельсы, мосты.
    А по бокам-то всё косточки русские...
    Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

    Чу! восклицанья послышались грозные!
    Топот и скрежет зубов;
    Тень набежала на стёкла морозные...
    Что там? Толпа мертвецов!

    То обгоняют дорогу чугунную,
    То сторонами бегут.
    Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
    Любо нам видеть свой труд!

    Мы надрывались под зноем, под холодом,
    С вечно согнутой спиной.
    Жили в землянках, боролися с голодом,
    Мёрзли и мокли, болели цингой.

    Грабили нас грамотеи-десятники 6 .
    Секло начальство, давила нужда...
    Всё претерпели мы, Божий ратники,
    Мирные дети труда!

    Братья! Вы наши плоды пожинаете!
    Нам же в земле истлевать суждено...
    Всё ли нас, бедных, добром поминаете
    Или забыли давно?..»

    Не ужасайся их пения дикого!
    С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
    С разных концов государства великого -
    Это всё братья твои - мужики!

    Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
    Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
    Видишь, стоит, измождён лихорадкою,
    Высокорослый больной белорус:

    Губы бескровные, веки упавшие,
    Язвы на тощих руках,
    Вечно в воде по колено стоявшие
    Ноги опухли; колтун 7 в волосах;

    Ямою грудь, что на заступ 8 старательно
    Изо дня в день налегала весь век...
    Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
    Трудно свой хлеб добывал человек!

    Не разогнул свою спину горбатую
    Он и теперь ещё: тупо молчит
    И механически ржавой лопатою
    Мёрзлую землю долбит!

    Эту привычку к труду благородную
    Нам бы не худо с тобой перенять...
    Благослови же работу народную
    И научись мужика уважать.

    Да не робей за отчизну любезную...
    Вынес достаточно русский народ,
    Вынес и эту дорогу железную -
    Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!

    Вынесет всё - и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только - жить в эту пору прекрасную
    Уж не придётся - ни мне, ни тебе.

III

    В эту минуту свисток оглушительный
    Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов!
    «Видел, папаша, я сон удивительный,
    - Ваня сказал. - Тысяч пять мужиков,

    Русских племён и пород представители
    Вдруг появились - и он мне сказал:
    „Вот они - нашей дороги строители!.."»
    Захохотал генерал!

    Был я недавно в стенах Ватикана 9 ,
    По Колизею 10 две ночи бродил,
    Видел я в Вене Святого Стефана 11 ,
    Что же... всё это народ сотворил?

    Вы извините мне смех этот дерзкий,
    Логика ваша немножко дика.
    Или для вас Аполлон Бельведерский 12
    Хуже печного горшка?

«Железная дорога». Художник И. Глазунов. 1970 г.

    Вот ваш народ - эти термы 13 и бани,
    Чудо искусства - он всё растаскал!
    «Я говорю не для вас, а для Вани...»
    Но генерал возражать не давал:

    Ваш славянин, англосакс и германец
    Не создавать - разрушать мастера,
    Варвары! дикое скопище 14 пьяниц!..
    Впрочем, Ванюшей заняться пора;

    Знаете, зрелищем смерти, печали
    Детское сердце грешно возмущать.
    Вы бы ребёнку теперь показали
    Светлую сторону...

IV

    Рад показать!
    Слушай, мой милый: труды роковые
    Кончены - немец уж рельсы кладёт.
    Мёртвые в землю зарыты; больные
    Скрыты в землянках; рабочий народ

    Тесной гурьбой у конторы собрался...
    Крепко затылки чесали они:
    Каждый подрядчику 15 должен остался,
    Стали в копейку прогульные дни!

    Всё заносили десятники в книжку -
    Брал ли на баню, лежал ли больной.
    «Может, и есть тут теперича лишку,
    Да вот, поди ты!..» Махнули рукой...

    В синем кафтане - почтенный лабазник 16 ,
    Толстый, присадистый 17 , красный, как медь,
    Едет подрядчик по линии в праздник,
    Едет работы свои посмотреть.

    Праздный народ расступается чинно...
    Пот отирает купчина с лица
    И говорит, подбоченясь картинно:
    «Ладно... нешто... молодца!., молодца!..

«Ремонтные работы на железной дороге». Художник К.Савицкий. 1874г.

    С Богом, теперь по домам, - проздравляю!
    (Шапки долой - коли я говорю!)
    Бочку рабочим вина выставляю
    И - недоимку 18 дарю!..»

    Кто-то «ура» закричал. Подхватили
    Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
    С песней десятники бочку катили...
    Тут и ленивый не мог устоять!

    Выпряг народ лошадей - и купчину
    С криком «ура!» по дороге помчал...
    Кажется, трудно отрадней картину
    Нарисовать, генерал?..

Вопрсы и задания

  1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
  2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?
  3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?
  4. Как вы понимаете строки:

      Многие - в страшной борьбе,
      К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
      Гроб обрели здесь себе?..
      Какая мысль выражена антитезой?

  5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божий ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаём из их песни, какое чувство она вызывает?
  6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?
  7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?
  8. Почему стихотворение обращено к детям?

    В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.

    Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

1 Пальто на красной подкладке (шинель) носили генералы.

2 Граф П. А. Клейнмихель - царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.

3 Ядрёный - здесь: свежий, здоровый.

4 Кочи - кочки.

5 Обаяние - здесь: незнание правды.

6 Десятник - старший над группой рабочих.

7 Колтун - волосы, сбившиеся в плотный ком.

8 Заступ - лопата.

9 Ватикан - здесь: дворец Папы Римского, в котором сосредоточено много памятников искусства.

10 Колизей - цирк в Риме, построенный в античные времена.

11 Святой Стефан - собор в столице Австрии Вене.

12 Аполлон Бельведерский - скульптура, изображающая античного бога Аполлона (находится в Бельведерском дворце Ватикана).

13 Термы - бани в Древнем Риме, являвшиеся также спортивными, общественно-культурными заведениями.

14 Скопище - толпа, сборище.

15 Подрядчик лицо, нанявшее (подрядившее) рабочих.

16 Лабаз - помещение для хранения муки или зерна; лабазник - торговец, владелец лабаза.

17 Присадистый - приземистый, плотный.

18 Недоимка - здесь: то, что рабочие, по подсчётам, были должны ему.

Стихотворение «К Чаадаеву».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Оно посвящено близкому другу А.С. Пушкина, офицеру лейб-гвар­дии гусарского полка П. Я. Чаадаеву, имевшему большое влия­ние на поэта. Стихотворение получило широкое распростране­ние в списках. В искаженном виде, без ведома самого автора, было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его – дружеское послание, стиль – романтический.

Композиционно мы можем выделить в этом послании три части. Поэт говорит о прошлом, настоящем и будущем своем и своего поколения, всех прогрессивно настроенных молодых лю­дей своего времени. Их прошлое – это юные забавы, обманчи­вая любовь и надежда. Настоящее – это горячее желание видеть свою Родину свободной, ожидание «минуты вольности святой». Поэт сравнивает здесь гражданские и любовные чувства:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Композиционный центр стихотворения – призыв, обращен­ный ко всем единомышленникам:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Будущее Отчизны – это ее свобода, пробуждение ото сна.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. А.С. Пуш­кин использует различные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «прекрасные порывы», «звезда пленитель­ного счастья»), метафору («недолго нежил нас обман», «пока сво­бодою горим», «Россия вспрянет ото сна»), сравнение («Исчез­ли юные забавы, как сон, как утренний туман»). Поэт широко использует общественно-политическую лексику: «отчизна», «гнет», «власть», «свобода», «честь». На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («Недолго нежил нас обман») и ассонанс («Под гнетом власти роковой»).

Таким образом, это стихотворение проникнуто горячим при­зывом к свободе, искренней верой в будущее страны и личност­ным воодушевлением поэта. Мы можем рассматривать его в кон­тексте всей вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина.

01.02.2012 16817 1535

Урок 22 Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. «Железная дорога»

Цели: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на творчество поэта; со стихотворением «Железная дорога»; работать с «трудными» словами из стихотворения.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Слово учителя о поэте, демонстрация портрета.

2. Знакомство со статьей о поэте в учебнике (с. 226–228).

– Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта?

– Какие вы знаете произведения Некрасова?

3. Подготовка к восприятию стихотворения «Железная дорога».

Индивидуальное сообщение учащегося о железнодорожном строительстве в России; рассматривание репродукции картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 г.).

4. Знакомство со стихотворением «Железная дорога».

1) Выразительное чтение стихотворения учителем.

2) Работа по вопросам :

– Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения «Железная дорога»?

– Если бы вам предложили выразить свое впечатление от стихотворения «Железная дорога» в рисунке, что бы вы изобразили?

– Чем идея картины Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

– Какое значение имеет в стихотворении эпиграф – «Разговор в вагоне»?

– Почему стихотворение посвящается детям?

– Обратите внимание на эпитеты в I главке стихотворения. Воздух – «здоровый, ядреный», речка – «студеная», Русь – «родимая». Есть ли сходство в окраске этих слов? Что можно сказать о человеке, который так говорит? Мог бы так сказать генерал, отец Вани?

– Как вы понимаете слова: «Все претерпели мы, Божии ратники, мирные дети труда»? Почему поэт называет строителей дороги ратниками, то есть воинами; почему добавляет к этому другое определение: «мирные дети труда»?

– Каково значение слова «дорога» в выражении: «и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»?

5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

1) Чтение I главки.

– Подумаем, в чем особенность осеннего пейзажа, нарисованного в I главке стихотворения. Найдите слова, выражающие чувства поэта, его отношение к увиденному из окна вагона.

– В чем же видит поэт красоту? Представим себе: лед, похожий на тающий сахар, желтые листья, лежащие как ковер, болота моховые, пни, кочки. Все такое обычное, где же здесь красота?

Но нет, все залито волшебным лунным даже не светом, а сиянием, все это «хорошо»: ведь это «родимая Русь»! Осень увидена глазами человека-творца, который открывает прекрасное в самом обыкновенном. Ведь творчество – это и есть открытие нового, преображение мира.

Поэт любит свою родину не за какие-то дивные красоты, а потому, что это его родина. Так любят мать. Он называет ее не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом «Русь».

– А почему поэта радует воздух, который «усталые силы бодрит»? Почему мягкие листья вызывают у него желание «выспаться»? Да, это труженик, уставший от тяжелой работы. И в этом он тоже частица своего народа, о котором написано стихотворение.

Так, еще ни слова не сказав о труде народа, построившего железную дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, народе, красоте, труде, творчестве.

2) Чтение II главки.

Перейдем ко II главке. Посмотрим, как развивается мысль Некрасова. Попытаемся выделить отдельные части этой главы: а) царь-голод; б) песнь мертвецов; в) белорус; г) мысли о будущем народа.

– Подумайте, как меняется интонация при переходе от одной части к другой.

– Где сделать логические ударения в строках: «К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»?

– Заметили ли вы, как в словах «Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты» сам ритм стиха помогает услышать мерный стук вагонных колес?

На доске открываются слова: сочувствие, жалость, восхищение, возмущение, гордость, горечь, печаль, поэтичность, негодование .

В каких словах открыто проявляется чувство поэта?

– Как должны прозвучать заключительные строфы главки?

Не забудьте, что это слова, обращенные к ребенку, и что заканчивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением:

Жаль только – жить в эту пору прекрасную

Уж не придется – ни мне, ни тебе.

3) Чтение III главки .

Третья главка начинается с резкого перелома интонации: свисток паровоза развеял «сон удивительный». Мальчик еще под впечатлением сна, хочет рассказать о нём отцу. Но генерал окончательно разрушает поэтическую картину своим хохотом.

Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор-рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, несмотря на его уродливый облик, а генерал видит только внешнее. Для него народ – «варвары, дикое скопище пьяниц». Нет, не тронут его сердца ни славная осень, ни труженики-мужики, ценой героического труда проложившие дорогу среди «бесплодных дебрей». Для него все эти картины – зрелище смерти, печали, которое не должно тревожить сердце ребенка.

– С каким же чувством говорит поэт о генерале?

Слова на доске: презрение, негодование, насмешка, ирония, гнев .

– Какое из этих слов более всего подходит для определения авторской интонации?

4) Чтение IV главки .

Четвертая главка – изображение того, что генерал считает «светлой стороной» жизни.

– А как относится к этой картине рассказчик? Верно ли, что у него картина вызывает чувства горечи, досады, гнева? Чем вызваны его чувства?

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; выписать в тетрадь «трудные слова»; дать им толкование.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


“Есть всегда что-то особенно благородное,
кроткое, нежное, благоуханное и грациозное
во всяком чувстве Пушкина”.

В.Г.Белинский

В.Г.Белинский точно определил назначение поэзии: “...развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека”. И сегодня в этом ее святое назначение.
А.С.Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Его поэзия - неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водою” всех, кто прикасается к нему.
Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе:

Долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу.
Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, - поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н.В.Гоголь, в каждом слове Пушкина “бездна пространства”.
Какие же “чувства добрые” пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества:

Мой жребий пал: я лиру избираю!

Он избирает “скромную, благородную лиру”, которая будет служить только свободе, а его “неподкупный голос” станет “эхом русского народа”.
В стихотворениях “Пророк”, “Поэт”, “Поэту”, “Эхо” А.С.Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. “Глаголом жги сердца людей” - вот его девиз. В “Пророке” - вся философия Пушкина.
Десятки стихов А.С.Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде “Вольность” с горячей убежденностью заявил:

Хочу воспеть свободу миру,
На троне поразить порок.

Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М.Н.Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он “заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина”.
До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, “что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.
Невозможно без волнения читать удивительные стихи А.С.Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как “роняет бор осенний свой наряд”, как “ложится на поля туман”, как тянется “гусей крикливых караван”, и луну “как желтое пятно”, и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине.
Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви.
Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Да, А.С.Пушкин умел быть верным и преданным другом.
А стихи о любви! “Я помню чудное мгновенье”, “На холмах Грузии...”, “Я вас любил...” Они, действительно, “гений чистой красоты”. Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые порывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную, полную счастья любовь.
У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства описаны так, что, читая некоторые его стихи, поражаешься жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, например, это стихотворение:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло;
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для поэта был годом “унынья”.
Да разве можно все перечислить. Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и “школа жизни”, в которой учат “чувствам добрым”.
И пока “жив будет хоть один пиит”, не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.