САУ Фердинанд – мрачный брат «Жука» на службе Вермахта, или страшное детище Порше. «Фердинанд» - самая страшная САУ? Что такое фердинанд на войне

«ЭЛЕФАНТ». ТЯЖЁЛОЕ ШТУРМОВОЕ ОРУДИЕ ФЕРДИНАНДА ПОРШЕ Коломиец Максим Викторович

УСТРОЙСТВО «ФЕРДИНАНДА»

УСТРОЙСТВО «ФЕРДИНАНДА»

Один из готовых «Фердинандов» во дворе завода «Нибелунгенверке» после покраски и оснащения инструментом. Май 1943 года (ЯМ).

По своему устройству и компоновке штурмовое орудие «Фердинанд» отличалось от всех немецких танков и САУ времён Второй Мировой войны. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором размещались рычаги и педали управления, агрегаты пневмогидравлической системы торможения, механизмы натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, щиток приборов, топливные фильтры, стартёрные аккумуляторы, радиостанция, сиденья механика-водителя и радиста.

Отделение силовой установки занимало среднюю часть самоходки. От отделения управления оно отделялось металлической перегородкой. Здесь располагались установленные параллельно двигатели «Майбах», спаренные с генераторами, вентиляционно-радиаторный блок, топливные баки, компрессор, два вентилятора, предназначенные для вентиляции отделения силовой установки, тяговые электромоторы.

В кормовой части находилось боевое отделение с установленным в нём 88-мм орудием Stuk 43 L7l (вариант 88-мм противотанковой пушки Pak 43, приспособленный для установки в штурмовое орудие) и боекомплектом, здесь же размещалось четыре члена экипажа - командир, наводчик и два заряжающих. Кроме того, в нижней задней части боевого отделения располагались тяговые электродвигатели. Боевое отделение отделялось от отделения силовой установки термостойкой перегородкой, а также полом с войлочными уплотнениями. Это делалось с целью предотвращения попадания в боевое отделение загрязнённого воздуха из отделения силовой установки и локализации возможного пожара в том или другом отделении. Перегородки между отделениями и вообще расположение оборудования в корпусе самоходки делали невозможным личное общение механика-водителя и радиста с экипажем боевого отделения. Связь между ними осуществлялась через танкофон - гибкий металлический шланг - и танковое переговорное устройство.

Для производства «фердинандов» использовали корпуса не принятых на вооружение «тигров» конструкции Ф. Порше, изготовленных из 80–100 мм брони. При этом бортовые листы с лобовыми и кормовыми соединялись в шип, а в кромках бортовых листов имелись 20 мм пазы, в которые упирались лобовые и кормовые листы корпуса. Снаружи и изнутри все стыки сваривались аустенитными электродами.

При переделке корпусов танков в «фердинанды» задние скошенные бортовые листы вырезались изнутри - таким образом их облегчали превращая в дополнительные рёбра жёсткости. На их место приваривались небольшие 80-мм бронелисты, являющиеся продолжением основного борта, к которым в шип крепился верхний кормовой лист. Все эти мероприятия делались для того, чтобы вывести верхнюю часть корпуса на один уровень, что в последующем было необходимо для установки рубки.

В нижней кромке бортовых листов также имелись 20 мм пазы, в которые входили листы днища с последующей двухсторонней обваркой. Передняя часть днища (на длине 1350 мм) усиливалась дополнительным 30-мм листом, приклёпанным к основному 25 заклёпками, расположенными в 5 рядов. Кроме этого, по краям проводилась сварка без разделки кромок.

Передний и лобовой листы корпуса толщиной 100 мм дополнительно усиливались 100-мм экранами, которые соединялись с основным листом 12 (передний) и 11 (лобовой) болтами диаметром 38 мм с пулестойкими головками. Кроме того, сверху и с боков производилась обварка. Для предотвращения ослабления гаек при обстреле они также приваривались к внутренней части основных листов. Отверстия для смотрового прибора и пулемётной установки в лобовом листе корпуса, доставшиеся в «наследство» от «Тигра» конструкции Ф. Порше, изнутри заваривались специальными броневыми вставками.

Листы крыши отделения управления и силовой установки укладывались в 20-мм пазы в верхней кромке бортовых и лобового листов с последующей двухсторонней обваркой.

В крыше отделения управления размещалось два люка для посадки механика-водителя и радиста. В люке водителя имелись три отверстия для смотровых приборов, защищённых сверху броневым козырьком. Справа от люка радиста приваривался броневой цилиндр для защиты антенного ввода, а между люками крепился стопор для крепления ствола орудия в походном положении. В передних скошенных бортовых листах корпуса имелись смотровые щели для наблюдения механика-водителя и радиста.

В крыше над отделением силовой установки имелись броневые листы с тремя жалюзи - центральным и двумя боковыми. Воздух для охлаждения двигателей засасывался через центральные и выбрасывался наружу через боковые жалюзи. Кроме того, в бронелистах с боковыми жалюзи имелось по одному лючку для залива воды в радиаторы.

Тяжёлое штурмовое орудие «Фердинанд» перед его передачей в войска. Май 1943 года. Машина окрашена в жёлтый цвет (АСКМ).

Тяжёлое штурмовое орудие «Фердинанд».

Задняя часть крыши отделения силовой установки состояла из трёх броневых плит, смонтированных на петлях, приваренных к лобовому листу рубки. В каждой плите имелось отверстие, сверху защищённое грибообразной броневой отливкой. Эти отверстия служили для выхода воздуха от двигателей.

В кормовом листе корпуса было три прямоугольных вентиляционных отверстия для выброса нагретого воздуха из боевого отделения. Сверху эти отверстия закрывались массивным кожухом из 40 мм брони.

По бокам в средней части надгусеничных ниш корпуса (в районе пятого опорного катка) имелось по одному отверстию для отвода выхлопных газов двигателей. В средней части днища корпуса располагалось пять люков, предназначенных для обслуживания силовой установки (слив воды из радиаторов, масла и топлива).

В задней части корпуса «Фердинанда» крепилась рубка боевого отделения в форме усечённой пирамиды. Она собиралась из броневых листов толщиной 200 (лоб), 80 (борта и корма) и 30 мм (крыша), соединённых в шип с последующей двойной обваркой. Кроме того, шиповое соединение бортовых и лобового листа было усилено восемью гужонами, по четыре с каждой стороны.

В нижней кромке бортовых и кормового листов рубки имелись пазы, которые входили в пазы в верхней части бортов корпуса. Крепление рубки с корпусом осуществлялось изнутри при помощи 8 изогнутых косынок - по три на каждом борту и две на корме. Каждая косынка крепилась двумя болтами к корпусу и двумя к рубке. Кроме этого с наружной стороны бортов у лобового листа рубки имелось по одной планке, каждая их которых крепилась к лобовому листу рубки и бортовому листу корпуса.

В крыше рубки имелось пять люков - для установки перископического прицела, два люка для посадки экипажа и два - для установки перископических приборов наблюдения.

Люк для прицела находился в передней части слева и закрывался крышкой, состоящей из трёх частей - две из них двигались по направляющим в плоскости потолка, а одна (задняя) открывалась наружу. У правого и левого бортов располагались двухстворчатые люки для посадки экипажа - прямоугольный (справа) над местом командира машины и круглый (слева) над местом наводчика. В заднем правом и левом углах крыши имелось два лючка, через которые могло вестись наблюдение за полем боя при помощи перископических приборов. Кроме того, в центре крыши размещался вентилятор, закрытый с боков квадратной броневой коробкой.

Продольный разрез тяжёлого штурмового орудия «Фердинанд».

В лобовом листе рубки имелось отверстие для шаровой маски 88-мм пушки Stuk 42. Снаружи маска закрывалась восьмигранным 80 мм бронелистом, закреплённым к основной броне при помощи 8 болтов диаметром 38 мм с пулестойкими головками.

В бортовых листах рубки располагалось по одному лючку с заглушками для стрельбы из личного оружия. В кормовом листе рубки было ещё три таких же лючка и, кроме того, в центре имелся большой круглый люк для демонтажа орудия и электродвигателей, а также для аварийного покидания самоходки расчётом. В его середине имелся небольшой лючок, который предназначался для загрузки в машину боекомплекта. В верхнем правом углу имелась специальная прямоугольная приварка для установки дополнительного антенного ввода.

ВООРУЖЕНИЕ

Вооружение самоходки «Фердинанд» состояло из 88-мм орудия Stuk 42 с длиной ствола в 71 калибр, созданного специально для вооружения «фердинандов» на основе новой 88-мм противотанковой пушки Pak 43.

Качающаяся часть пушки монтировалась в цапфах на секторном станке с винтом поворотного механизма. Снаружи механизм крепления защищён броневым полушаром, не являющимся опорной деталью. Для его защиты от заклинивания осколками снарядов на стволе пушки крепился специальный броневой щит. Орудие имело два противооткатных устройства, расположенных по бокам у верхней части ствола, и вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Механизмы наведения располагались слева, у сиденья наводчика. Скорость наведения по горизонту составляла 1/4 градуса за один оборот маховичка, а по вертикали - 3/4 градуса за один оборот. Угол обстрела по горизонтали составлял 28 градусов, угол возвышения +14 и снижения -8 градусов. Перископический прицел имел дальности, градуированные для бронебойного снаряда до 2800 м и для осколочно-фугасного до 5000 м.

В рубке имелись постоянные укладки вдоль бортов на 38 выстрелов и, кроме того, дополнительные укладки на полу ещё до 25 выстрелов. В боекомплекте орудия имелись унитарные бронебойные, подкалиберные или осколочно-фугасные выстрелы.

В некоторых источниках упоминается о вооружении «фердинандов» ручными пулемётами MG-42 для самообороны (некоторые авторы пишут даже о том, что в ходе боёв на Курской дуге некоторые экипажи вели огонь из пулемёта через ствол орудия), однако в документах, имеющихся в распоряжении автора, а также в серьёзных западных изданиях о «Фердинанде» никаких упоминаний о пулемёте не встречается. Любопытно, что в отчёте об испытании трофейного «Фердинанда» на НИБТ полигоне по поводу вооружения говорилось следующее: «Упоминаемый в некоторых описаниях пулемёт МГ-42, видимо устанавливался только в опытных вариантах машины, т. к. в серийных экземплярах, применявшихся на фронте, установочное место для пулемёта закрыто дополнительным броневым листом (экраном) и изнутри заварено вставкой.

Судя по габаритам выстрелов и весах боевых зарядов, 88-мм пушка обр. 43 года является новой системой, обладающей большей мощностью в сравнении с ранее имеющимися в германской армии системами калибра 88-мм (88-мм зенитные пушки обр. 18 и обр. 36 гг.)».

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Оригинальностью «Фердинанда» являлась электрическая система передачи вращающегося момента от первичных двигателей к ведущим колёсам двигателя. Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион, а, следовательно, и приводы управления ими.

Силовая установка «Фердинанда» состояла из двух 12-цилиндровых карбюраторных двигателей Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. каждый, установленных параллельно. Они имели специальную форму картера с фланцем для крепления корпуса генератора постоянного тока Siemens Typ aGV напряжением 385 В. Коленчатый вал двигателя также заканчивается фланцем, к которому крепится вал якоря генератора. Таким образом, корпус и якорь генератора имели жёсткие фланцевые крепления к двигателю. Маховики у двигателей отсутствовали и их роль выполняли якоря генераторов.

Для запуска каждый двигатель снабжён электростартером Bosch мощностью 4 л.с. напряжением 24 В. Стартёр питался электроэнергией от четырёх аккумуляторных батарей. На случай отказа электростартёра и для запуска двигателя в холодное время каждый двигатель снабжался инерционным стартёром, маховик которого приводился во вращение заводной рукояткой из боевого отделения. На случай отказа всех этих средств запуска двигатель можно было завести буксировкой машины со скоростью 3–5 км/ч. При этом сначала запускался один двигатель, а второй заводился путём включения второго генератора на параллельную работу.

Испытания «Фердинанда» стрельбой на полигоне в Путлосе. Май 1943 года. Машина окрашена в жёлтый цвет, лючок для загрузки снарядов открыт (ЯМ).

Схема соединения броневых листов корпуса и башни тяжёлого штурмового орудия «Фердинанд», составленная советскими специалистами после испытания машины (АСКМ).

Схема бронекорпуса «Фердинанда» с указанием габаритных размеров и углов наклона брони, выполненная после испытания машины в СССР (АСКМ).

Генераторы снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D149aAC мощностью 230 кВт. Они размещались в кормовой части машины под полом боевого отделения. Электроэнергия, вырабатываемая генераторами, подводилась к тяговым электромоторам по проводам через пульт управления - двойной контроллер, находившийся у механика-водителя. Тяговые электромоторы через фрикционные муфты постоянного подключения и понижающие редукторы передавали крутящий момент на ведущие колёса гусениц.

Каждый двигатель Maybach имел самостоятельную систему питания топливом, смазки и охлаждения, а также приборы запуска и контроля.

Вдоль бортов в передней части корпуса «Фердинанда» размещались два бензобака ёмкостью 540 л каждый. Они имели самостоятельные запорные краны, выведенные в отделение управления. Эти краны служили для подачи топлива в систему в тот момент, когда в баках его осталось минимально допустимое количество.

Горючее из бака по трубопроводу подавалось в поплавковые камеры карбюраторов двумя диафрагменными насосами Solex. Топливные насосы устанавливались с левой стороны нижней половины картера двигателей и приводились в действие эксцентриками приводного валика масляных насосов. Каждый двигатель имел два карбюратора Solex 52FFJIID, расположенных на верхней половине картера между блоками цилиндров. Перед тем как попасть из бензобаков в топливные насосы, горючее по трубопроводу через тройник и запорный кран системы поступало в топливные фильтры, пройдя которые оно поступало к топливным насосам и по трубопроводу в карбюраторы двигателя.

Двигатели Maybach имели водяное охлаждение. В передней части отделения силовой установки размещался блок из четырёх водяных радиаторов с осевым вентилятором на каждом из них. Дополнительно к этому блоку на каждом двигателе имелось по одному вентилятору воздушного охлаждения такого же типа, как и на радиаторах, служащих для выбрасывания нагретого воздуха из отделения силовой установки наружу. Кроме этого, на каждом генераторе Siemens Typ aGV размещался дополнительный вентилятор с обособленным вентиляционным каналом для охлаждения электромоторов, которые не имели своих вентиляторов. Воздух для вентиляции засасывался через центральные жалюзи, расположенные на крыше отделения силовой установки, а нагретый воздух от радиаторов выбрасывался через боковые жалюзи, расположенные рядом с центральными. Нагретый воздух, отбираемый вентиляторами от двигателей (загрязнённый продуктами сгорания топлива), а также воздух из каналов охлаждения электромоторов, выбрасывался через отверстия в кормовом листе корпуса, закрытые броневым кожухом.

Машина для эвакуации «фердинандов» «Берге-Фердинанд», изготовленная на шасси танка VK 4501(P).

Испытания «Тигра» Порше в присутствии представителей рейхсминистерства вооружения и боеприпасов. Австрия, лето 1942 года (АСКМ).

Танк «Тигр» Порше с гидравлической трансмиссией, использовавшийся в качестве командирской машины в 653-м батальоне тяжёлых истребителей танков. Район Тернополя, июнь 1944 года. На корме видно обозначение штаба 653-го батальона (ИП).

Танк «Тигр» Порше с гидравлической трансмиссией - штабная машина 653-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район Тернополя, июнь 1944 года. Танк имеет башенный номер 003 (ИП).

«Берге-Элефант» после ремонта. Апрель 1944 года. Машина покрыта циммеритом, на лобовом листе закреплены запасные траки, на рубке виден щиток для установки второго пулемёта (ИП).

Фото, демонстрирующее проблемы с эвакуацией неисправных «фердинандов» - для транспортировки одной машины (на фото № 632 6-й роты 654-го батальона) требовалось не менее четырёх 18-тонных полугусеничных тягачей Sd.Kfz.9.

«Фердинанд» 653-го тяжёлого батальона истребителей танков после боя, июль 1943 года. На переднем плане видна радиоуправляемая танкетка BIV (Borgvard).

«Фердинанд» меняет позицию. Июль 1943 года. На лобовом листе хорошо видно крепление домкрата (ИП).

«Фердинанд» № 113 из состава 1-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков на марше. Июль 1943 года (ЯМ).

Два подбитых «фердинанда» из штабной роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

Подорванный на мине и сгоревший «Фердинанд» 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (ЯМ).

Офицер Красной Армии у «Фердинанда» № 623 6-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. От внутреннего взрыва разошлись сварные швы рубки. Июль 1943 года (АСКМ).

Разбитый «Фердинанд» № II–03 из состава штабной роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанды», испытывавшиеся обстрелом 20–21 июля 1943 года. Хорошо видны многочисленные снарядные попадания и пробоины (АСКМ).

«Фердинанд» № 723 из состава 7-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанд» 653-го батальона, подорвавшийся на мине. Июль 1943 года. От взрыва сорвало опорные катки левой передней тележки (АСКМ).

«Фердинанд» из состава 2-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков, уничтоженный внутренним взрывом. Июль 1943 года (ЦМВС).

Поле боя под станцией Поныри - на нём видны два подбитых «фердинанда», два советских танка Т-70 и три Т-34 (РГАКФД).

Подорвавшийся на мине «Фердинанд» № 501 из штаба 5-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года. Эта машина была доставлена на НИБТ полигон для прохождения испытаний (АСКМ).

Подорвавшийся на мине «Фердинанд» № 501 из штаба 5-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанд» на марше. Июль 1943 года. Машина замаскирована ветками (АСКМ).

«Фердинанд» 653-го батальона тяжёлых истребителей танков на позиции под Никополем. Октябрь 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанд» 653-го батальона тяжёлых истребителей танков под Никополем. Октябрь 1943 года. Наряду с обозначением 1-й роты периода боёв под Курском на корме видна новая эмблема батальона (РГАКФД).

Два «Фердинанда» выдвигаются на огневые позиции. Плацдарм Запорожье, сентябрь 1943 года (АСКМ).

«Фердинанд» 653-го батальона тяжёлых истребителей танков в перерывах между боями. Плацдарм Запорожье, сентябрь 1943 года. На верхнем переднем листе видна укладка запасных траков (ИП).

Далеко не каждый мост мог выдержать 65-тонную махину. Но благодаря этому есть хорошее фото, на котором хорошо видно крышу «Фердинанда». Район Никополя, октябрь 1943 года (ИП).

«Фердинанд» № 121 из состава 1-й роты 653-го батальона на боевой позиции в районе Никополя, ноябрь 1943 года. Рядом с машиной валяются пустые бочки из-под горючего (ИП).

«Фердинанд» на переправе через Днепр. Октябрь 1943 года. Единственное известное фото, на котором эта машина имеет зимний камуфляж (КМ).

Кран переносит «Фердинанд» к месту работ. Завод «Нибелунгенверке», январь 1944 года. На корме машины видно тактическое обозначение 2-й роты 653-го батальона периода боёв Курск (ВШ).

«Элефант», брошенный экипажем из-за поломки на улице городка Сориано. Италия, июнь 1944 года (АСКМ).

Подорвавшийся на мине «Элефант». Италия, весна 1944 года (ВА).

Проект танка-тарана на шасси VK 4501(P) - Rammpanzer Tiger (P). Реконструкция на основе заводских чертежей.

Чтобы добраться до двигателей «Майбах» и генераторов приходилось снимать броневой лист с жалюзи, расположенный над ними. Это процедура была довольно трудоёмкой и требовала использования подъёмного крана (МК).

Кроме того, к двигателям поступал воздух и из боевого отделения, благодаря чему оно вентилировалось. Этот воздух выбрасывался наружу через отверстия в крыше перед лобовым листом рубки, закрытые броневыми грибообразными колпаками.

В ходе испытаний «Фердинанда» отмечалось, что использование электрической трансмиссии обеспечивало машине ряд некоторых ценных, с точки зрения эксплуатации, характерных особенностей:

«1. Первичные двигатели (Майбах) при различных условиях движения машины всегда работают в наиболее оптимальных режимах по мощности и, следовательно, экономичности;

2. Машина обладает свойством самоприспосабливаемости по скорости к изменению внешних нагрузок, то есть к рельефу и проходимости преодолеваемого участка пути. При этом нагрузка на первичные двигатели может оставаться практически постоянной;

3. Управление машиной в движении значительно упрощённое и облегчённое в сравнении с машинами с механической трансмиссией».

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Применительно к одному борту ходовая часть «Фердинанда» состояла из трёх тележек по два катка в каждой. Оригинальным узлом ходовой части являлась размещение торсионов подвески тележек не внутри корпуса, как у многих других танков (КВ, Т-50, Pz.III, Pz.V «Panther», Pz.VI «Tiger»), а снаружи, да к тому же не поперечно, а продольно. Несмотря на довольно сложную конструкцию подвески, разработанной Ф. Порше, работала она очень эффективно. Например, рассчитанная на танк VK 4501(P) массой 59 т, она без труда работала на «Фердинанде», который был тяжелее на 6 т. Кроме того, подвеска конструкции Порше оказалась хорошо приспособленной для ремонта и обслуживания в полевых условиях, значительно превосходя по этому показателю и «Тигр», и «Пантеру».

Удачной оказалась и конструкция опорных катков с внутренней амортизацией, которые имели довольно большой ресурс. Пожалуй недостатком подвески являлся выброс выхлопных газов двигателей Maybach в район пятого опорного катка, что приводило к перегреву последнего и более частому выходу из строя.

Ведущие колёса заднего расположения имели съёмные зубчатые венцы с 19 зубьями. Направляющие колёса также имели зубчатые венцы, что не позволяло гусеницам проворачиваться вхолостую. Гусеничная цепь шириной 640 мм состояла из 108–110 литых стальных траков, соединённых пальцами. Последние с одной стороны удерживались в проушинах траков кольцеобразным стопором, входящим в кольцевую выточку, с другой стороны - головкой пальца.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Система низковольтного электрооборудования штурмового орудия «Фердинанд» являлась аналогичной системе танка Pz.IV и являлась совершенно независимой от электрооборудования трансмиссии. Наоборот, электрооборудование трансмиссии находилось в зависимости от системы низковольтного электрооборудования машины, так как обмотки независимого возбуждения генераторов и электродвигателей силовой установки питались от аккумуляторных батарей.

Низковольтная бортовая сеть имела два напряжения - 12 и 24 В. Генераторы и аккумуляторная батарея 24-вольтовые, от такого же напряжения питались стартёры и обмотка независимого возбуждения генераторов и электродвигателей силовой установки. Остальные потребители (освещение, радиостанция, двигатель вентилятора) работали от напряжения 12 В. Вся электропроводка выполнена по однопроводной схеме экранированным проводом с целью устранения помех радиоприёму, для этого же в зарядные цепи генераторов установлены электрические фильтры.

Для питания потребителей и зарядки аккумуляторов в системе низковольтного оборудования были установлены два генератора Bosch напряжением 24 В. Они монтировались на специальных ложах на днище машины за двигателями Maybach, от которых и осуществлялся привод к генераторам при помощи ремённой передачи и эластичной муфты.

Четыре аккумуляторных батареи Varta размещались в отделении управления под сиденьем радиста. Они соединялись в две параллельные группы. Аккумуляторы подзаряжались от 24-вольтовых генераторов.

Внешнее освещение включало в себя две передних фары Bosch и задний фонарь. В каждой фаре имелось две лампы - одна мощностью 20 Вт двухнитевая (ближнего и дальнего света), а вторая в 3 Вт (стояночного света). Задний фонарь - с одной лампой мощностью 5 Вт, закрытый крышкой с четырьмя отверстиями.

Внутреннее освещение состояло из шести ламп мощностью 10 Вт - две в отделении управления и четыре в боевом отделении. Кроме того, две лампы по 3 Вт применялись для освещения щитков контрольных приборов.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Штурмовое орудие «Фердинанд» оснащалось радиостанцией FuG 5, установленной в отделении управления. Она обеспечивала связь на расстоянии 6,5 км при работе телефоном и до 9,5 км в телеграфном режиме, антенный ввод находимся на крыше отделения управления справа. Кроме того, на машинах командиров рот и батальонов предусматривалась установка более мощной рации FuG 8, для которой имелся дополнительный антенный ввод в правом углу кормового листа рубки. Из книги Все о предпусковых обогревателях и отопителях автора Найман Владимир

Устройство и характеристики Принципы работы В основе работы неавтономных подогревателей лежат два хорошо известных физических явления: подогрев с помощью электрической энергии и теплообмен в жидкой среде, называемый конвекцией. Хотя оба явления известны, но

Из книги Советы автомеханика: техобслуживание, диагностика, ремонт автора Савосин Сергей

2.2. Устройство и работа Бензиновый двигатель – это двигатель с возвратно-поступательным движением поршней и принудительным воспламенением, работающий на топливно-воздушной смеси. В процессе сгорания запасенная в топливе химическая энергия преобразуется в тепловую, а

Из книги Электронные фокусы для любознательных детей автора Кашкаров Андрей Петрович

4.1. Устройство и работа Для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к колесам автомобиля необходимо сцепление (если у автомобиля ручная КПП), коробка передач, карданная передача (для заднеприводной машины), главная передача с дифференциалом и полуоси

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

3.9.1. Как работает устройство Пока вокруг датчика сухо, на входе элемента DD1.1 высокий уровень напряжения. На выходе элемента (вывод 3 DD1.1) низкий уровень и сигнализация выключена. При небольшой влажности, а тем более, при воздействии на датчик влаги (капель воды) на входе

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

§ 31. Рулевое устройство Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна, обеспечивая перекладку пера руля на некоторый угол в заданный промежуток времени.Основные элементы рулевого устройства показаны на рис. 54.Руль – основной орган, обеспечивающий

Из книги Средний танк Т-28. Трёхглавый монстр Сталина автора Коломиец Максим Викторович

§ 32. Якорное устройство Якорное устройство служит для постановки судна на якорь, обеспечения надежной стоянки судна на открытой воде и для снятия его с якоря.Основное якорное устройство размещается в носовой части открытой палубы и состоит из элементов, показанных на

Из книги Гараж. Строим своими руками автора Никитко Иван

§ 33. Швартовное устройство Швартовное устройство предназначается для крепления судна при стоянке у пристаней, набережных, пирсов или около других судов, барж и т. д.Составными элементами швартовного устройства на каждом судне являются (рис. 60):швартовы – тросы (канаты),

Из книги Управление и настройка Wi-Fi в своем доме автора Кашкаров Андрей Петрович

§ 34. Буксирное устройство Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служит для буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленные

Из книги Микроволновые печи нового поколения [Устройство, диагностика неисправностей, ремонт] автора Кашкаров Андрей Петрович

§ 36. Шлюпочное устройство Шлюпочное устройство на судне служит для спуска, подъема, хранения и закрепления шлюпок по-походному.Шлюпки (катера) предназначаются для спасения людей в случае аварии и гибели судна, для связи судна с берегом, а также для выполнения работ на

Из книги автора

1.4. Устройство шестивесельного яла Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рис. 1). Рис. 1. Общий вид шестивесельного яла:1 – форштевень; 2 – галсовый гак; 3 – брештук; 4 – отверстие для фонарной стойки; 5, 37 – решетчатые люки; 6 –

Из книги автора

1. Устройство СВЧ-печей 1.1. Секреты оправданной популярности современных микроволновых печей Все или почти все способы приготовления пищи сводятся к одному – разогреть посуду и ее содержимое, то есть нагреть сковородку или кастрюлю и, соответственно, ее содержимое.

Фердинанд - тяжелая САУ, разработанная нацистской Германией в 1942 году.

Тигр от Порше

В 1941 году Порше предоставил Гитлеру чертеж своего нового танка Тигр, и машина сразу же была принята в разработку. Предполагалось, что это будет тяжелый танк весом 45 тонн с башней и двумя двигателями. Танк был построен австрийским заводом Nibelungenwerk, и уже в апреле 1942 года прошел свои первые испытания на полигоне Куммерсдорф. Испытания возглавлял лично Гитлер.

На этих испытаниях Тигр соревновался с танком Henschel VK 45.01 (H), и последний показал себя лучше Тигра, несмотря на то, что на машину Порше изначально возлагались большие надежды.

Поломки Тигра в ходе тестовых заездов привели к тому, что проект был отменен в пользу более перспективного конкурента. Однако немцы были настолько уверены, что Тигр пойдет в серийное производство, что пока шли тестовые испытания, завод уже успел выпустить сотню гусеничных шасси для него. Поскольку проект отменили, это стало проблемой. Гусеничные шасси Тигра не подходили ни к одному из проектируемых немецких танков. Тогда Порше поручили разработку нового танка для этих траков, чтобы пустить их в ход.

Преобразование Тигра в САУ

Порше предоставил проект новой САУ 22 сентября 1942 года. Это была тяжелая ПТ (противотанковая пушка), оснащенная 88-миллиметровым орудием L/71, которая на тот момент тоже находилась на стадии разработки. Новую САУ планировалось выпустить на замену устаревших Marder II и III, которые активно применялись на Восточном фронте. Дальность стрельбы у новой ПТ по оценкам должна была составлять 4500-5000 метров. Для того времени это были очень внушительные цифры.

Новый танк проектировался на основе Тигра, только он должен был быть еще больше размером. Это была длинная и широкая ПТ, имеющая бронирование тяжелого танка. 100 гусеничных шасси, предоставленных Порше для разработки, могло хватить только на 91 ПТ, потому что танк прибавил в весе. Когда проект был закончен, Гитлер одобрил его, и 30 ноября 1942 года началась разработка прототипа. Первые испытания новой ПТ начались 19 марта 1943 года.

Был впечатлен результатом и приказал ускорить производство. Уже в мае первая серия танков была выпущена, и танк получил свое новое прозвище Фердинанд в честь своего разработчика Фердинанда Порше.

Дизайн Фердинанда

Фердинанд был длиннее и тяжелее Тигра. Если Тигр должен был весить 45 тонн, то Фердинанд вырос уже до 65. Такая прибавка обусловлена усиленным бронированием корпуса ПТ. Двигатели были полностью переделаны, усилены вентиляция и охлаждение, но их по-прежнему было два. Корпус был изготовлен из металлических пластин, сваренных под небольшим углом. Оригинальная броня Тигра (100 мм спереди и по 60 мм сзади и с боков) была увеличена до 200 мм спереди за счет наваривания дополнительных листов металла.

Благодаря такому решению Фердинанд получил самую толстую броню среди всех существовавших танков того времени. Двигатель был вынесен в переднюю часть танка, что обеспечивало для экипажа дополнительную безопасность. Круговое бронирование Фердинанда было таким: 200 мм спереди, 80 мм сзади и с боков, 30 мм крыша и днище.

Водитель располагался в передней части корпуса с левой стороны, прямо под люком. Справа от водителя сидел радист, за ним командир и заряжающий. В крышу танка были установлены 4 перископа - для водителя, заряжающего, наводчика и командира. В задней части корпуса располагались отверстия, предназначенные для стрельбы из пулеметов MG 34 либо MP 40.

Фердинанд был оснащен двумя двигателями Maybach HL 120 TRM (245 л.с. при 2600 об / мин), которые приводили в действие два генератора Siemens Schuckert K58-8 (230 кВт/1300 об/мин). У танка был задний привод. Максимальная скорость Фердинанда составляла 30 км/ч, но по пересеченной местности не превышала 10 км/ч. Объем бензобака танка составлял 950 литров, а коэффициент расхода топлива был около 8 л/с.

Основным орудием Фердинанда была пушка 88 мм PaK4/2Л/71, версии АА, с более длинным бочонком, уменьшенной отдачей и отрегулированным механизмом затвора. Бортового пулемета не было, вместо этого в корпусе располагались отверстия для ручной стрельбы на тот случай, если экипаж окажется в условиях ближнего боя.

Фердинанд в бою

Вся партия из 89 машин была отправлена на Восточный фронт в период с мая по июнь 1943 года. Там они проходили боевую подготовку перед операцией на Курской дуге. В боях Фердинанд доказал свое превосходство и мощь. Перед взводом стояла задача уничтожить советские танки Т-34 с расстояния 5 км. С этой задачей они справились превосходно, однако продвигаясь вглубь линии фронта Фердинанды вскоре обнаружили свои главные недостатки: плохой угол обзора и отсутствие пулемета.

Советские пехотинцы быстро распознали недостатки Фердинанда и с легкостью уничтожали эти танки, просто спрятавшись и дождавшись, пока САУ проедет немного вперед. Затем танк закидывали гранатами и коктейлями Молотова. Фердинанд был грозным оружием в бою против танков, но оказался невероятно уязвим перед пехотой, в результате чего танковый взвод на Курской дуге потерпел поражение.

30-09-2016, 09:38

Привет, танкисты, добро пожаловать на сайт! В ветке развития Германии на восьмом уровне расположились целые три ПТ-САУ, каждая из которых имеет свои особенности, но все они весьма сильны по-своему. Сейчас речь пойдет об одной из этих машина и перед вами Ferdinand гайд.

Как обычно мы проведем детальный анализ параметров машины, определимся с выбором оборудования, перков, снаряжения для Ferdinand World of Tanks, а также поговорим о тактике ведения боя.

ТТХ Ferdinand

Первое, чем может гордиться каждый владелец данного аппарата при выходе в бой – его большой запас прочности, один из лучших на уровне. Базовая дальность обзора у нас тоже неплохая, 370 метров, что лучше, чем у собратьев по нации.

Если рассматривать Ferdinand характеристики бронирования, в целом все очень многообещающе. Суть в том, что у нас есть очень хорошо бронированная рубка, в которую нас с трудом пробивают даже одноклассники, но бронелист тут расположен под прямым углом и танки 9-10 уровней уже не испытывают больших проблем с пробитием данного элемента.

Касательно брони корпуса, она значительно хуже и если ВЛД у ПТ-САУ Ferdinand WoT еще может рикошетить, то НЛД, борта и тем более корма шьются без проблем даже техникой 7-го уровня.

Еще одним важным вопросом будет подвижность нашего агрегата и первое, о чем хотелось бы сказать, мы имеем действительно неплохую динамику. Проблема лишь в том, что Ferdinand World of Tanks очень ограничен в максимальной скорости, так что о какой-то мобильности говорить не приходится, да и вертится на месте наша черепашка совсем неохотно.

Орудие

В плане вооружения все очень прилично, можно даже сказать хорошо, ведь у нас на восьмом уровне есть легендарный маусган.

Все мы знаем, что Ferdinand орудие обладает шикарным разовым уроном, но и скорострельность тут очень сбалансирована, так что можно похвастаться примерно 2500 единицами урона в минуту, что тоже весьма неплохо.

Касательно параметров бронепробития Ferdinand танк отстает от большинства одноклассников, но все равно базовых ББ хватает для комфортной игры даже против девяток. Вот с топовой техникой уже сложнее, так что возите с собой 15-25% голдового боезапаса.

С точностью все тоже в порядке, особенно если вспомнить о том, что это маусган. У Ferdinand World of Tanks есть достаточно приятный разброс, вменяемая скорость сведения, но со стабилизацией проблемы.

Кстати, не могут не радовать очень комфортные для ПТ-САУ углы вертикальной и горизонтальной наводки. Вниз пушка опускается на 8 градусов, а суммарный УГН составляет целых 30 градусов, наносить урон на Ferdinand WoT одно удовольствие.

Преимущества и недостатки

Так как анализ общих характеристик, как и параметров орудия, остались позади, пришло время подвести первые итоги. Чтобы систематизировать полученные знания, давайте выделим основные преимущества и недостатки, разбив их по пунктам.
Плюсы:
Мощный альфастрайк;
Достойное пробитие;
Неплохой ДПМ;
Хорошая броня рубки;
Большой запас прочности;
Комфортные УВН и УГН.
Минусы:
Плохая подвижность;
Слабая броня корпуса и бортов;
Сарайные габариты;
Критуемость двигателя при попадании в НЛД.

Оборудование для Ferdinand

С установкой дополнительных модулей все более или менее привычно. Для ПТ-САУ очень важно наносить как можно больше урона, при этом делать это с комфортом, так что в случае с Ferdinand оборудование будем ставить такое:
1. - чем чаще мы будем реализовывать наш отличный альфастрайк, тем лучше.
2. - данный модуль касается комфорта, ведь с ним мы сможем гораздо быстрее прицелиться и выстрелить.
3. - хороший вариант для пассивного стиля игры, который позволит полностью решить проблему с обзором.

Однако третьему пункту есть очень хорошая альтернатива - , которая сделает из нас еще более опасного противника в плане огневого потенциала, но ставить ее можно только при вкачанных на обзор перках или наличии грамотных союзников.

Обучение экипажа

В плане выбора умений для нашего экипажа, в который входит аж 6 танкистов, все довольно стандартно, но по ряду причин, в первую очередь стоит сделать уклон не на маскировку, а на выживаемость. Таким образом, на танк Ferdinand перки качаем в такой последовательности:
Командир - , , , .
Наводчик - , , , .
Механик-водитель - , , , .
Радист - , , , .
Заряжающий - , , , .
Заряжающий - , , , .

Снаряжение для Ferdinand

Еще один стандарт касается подбора расходников, и тут мы больше будем ориентировать по своему финансовому положению. Если серебра у вас немного, можно взять , , . Однако для тех, кто успевает пофармить, на Ferdinand снаряжение лучше возить премиумное, где огнетушитель при желании можно заменить на .

Тактика игры на Ferdinand

Как это всегда бывает, планировать стратегию игры на этой машине стоит, опираясь на ее сильные и слабые стороны, ведь именно так достигается максимальная эффективность в любом бою.

Для ПТ-САУ Ferdinand тактика ведения боя часто сводится к пассивной игре, преимущественно из-за медлительности этой машины. В таком случае мы должны занять удобную и выгодную позицию в кустах, где-нибудь на второй линии, откуда можно эффективно вести огонь по союзному засвету и самим оставаться в тени. Как вы понимаете, мощное и достаточно точное орудие Ferdinand World of Tanks позволяет играть таким образом.

Однако мы можем позиционироваться и на первой линии, ведь наша броня при правильной постановке способна выдерживать множество попаданий, сохраняя запас прочности нетронутым. Для этого Ferdinand танк должен находиться в бою против восьмых уровней, скрыть корпус, обезопасить себя от артиллерии и не пускать противника себе в борт. Играем от альфы, между выстрелами пританцовываем или прячемся, обеспечивая себе большое будущее. Смотрите только, чтобы враг не зарядил голду, тогда наша тактика провалится.

Кстати, благодаря хорошим углам вертикальной и горизонтальной наводки немецкая ПТ-САУ Ferdinand World of Tanks способна занимать позиции, которые многим другим не под силу, этим тоже нужно уметь пользоваться.

В итоге хотелось бы сказать, что в наших руках действительно сильная и грозная машина, которая наиболее комфортно себя чувствует в боях вверху списка. Если же приходится сражаться против десяток, лучше пострелять издалека. И как обычно, игра на Ferdinand WoT, вы должны понимать, что это машина одного направления, так что выбирайте фланг тщательно, следите за мини-картой и берегитесь арты.

В гитлеровской Германии было создано большое количество самых разнообразных самоходных артиллерийских установок (САУ). Немцы умели и любили делать самоходки, на Восточном фронте их основной задачей была борьба с советскими танками (КВ , Т-34). Самой известной машиной подобного класса (по крайней мере, в советской историографии) является штурмовое орудие «Фердинанд» (Sd.Kfz.184). После модернизации, которая была проведена в 1943 году, эта самоходка получила свое второе название – «Элефант».

Это творение сумрачного гения Фердинанда Порше, без всякого сомнения, можно назвать шедевром инженерной мысли. Технические решения, которые были использованы при создании этой САУ, были уникальными и не имели аналогов в танкостроении. В то же время «Фердинанд» был не слишком приспособлен для эксплуатации в реальных боевых условиях. И дело даже не в «детских болезнях» этой машины. Слабая подвижность, малый запас хода и полное отсутствие концепции использования САУ на поле боя делали «Фердинанд» практически непригодным для реального применения.

Всего было выпущено лишь 91 «Фердинанд» - мизер по сравнению с другими немецкими САУ. Почему же эта машина получила такую широкую известность? Чем она так сильно напугала советских танкистов и артиллеристов, что они практически в каждом боевом донесении указывали на десятки «Фердинандов», когда их и в помине там не было?

В первый (и в последний) раз немцы массово применили «Фердинанды» во время сражения на Курской дуге . Дебют машины оказался не слишком удачным, особенно плохо зарекомендовал себя «Фердинанд» в наступлении. Однако, несмотря на все недостатки, Ferdinand был страшным противником. Его феноменальная броневая защита вообще не пробивалась. Ничем и совсем. Представьте, что чувствовали советские солдаты, выпуская снаряд за снарядом в бронированное чудовище, которое, не обращая на это никакого внимания, продолжало переть на тебя.

После боев на Курской дуге немцы забрали самоходки с Восточного фронта, в следующий раз советские войска встретились с большим количеством «Фердинандов» только во время боев в Восточной Европе. Однако, несмотря на это, советские бойцы упорно продолжали называть все немецкие самоходки «фердинандами».

Если суммировать все уничтоженные по советским донесениям «Фердинанды», то получится несколько тысяч САУ. Правда, аналогичная ситуация складывалась и с танком «Тигр »: львиная доля подбитых немецких танков в отчетах советских танкистов превращалась в «Тигры».

Свои первые выстрелы «Фердинанд» сделал под Курском, а закончил он свой боевой путь на улицах Берлина.

История создания

История тяжелой противотанковой (ПТ) самоходной установки «Фердинанд» началась во время конкурса на создание другой легендарной немецкой машины – танка «Тигр I». В том конкурсе участвовали две компании: Henschel и Porsche.

В день рождения Гитлера (20 апреля 1942) обе компании представили свои прототипы новой тяжелой машины: VK 4501 (P) (Porsche) и VK 4501 (H) (Henschel). Гитлер благоволил Фердинанду Порше настолько, что тот практически не сомневался в своей победе: еще до окончания испытаний он начал производство нового танка. Однако совсем иначе относились к Порше сотрудники Управления вооружений, поэтому победителем в конкурсе была признана машина фирмы Henschel. Гитлер считал, что следует принять на вооружение сразу два танка и производить их параллельно.

Прототип VK 4501 (P) был сложнее своего соперника, в нем были использованы весьма оригинальные конструкторские решения, что, наверное, не слишком хорошо для танка военного времени. Кроме того, производство танка Porsche требовало большого количества дефицитных материалов (цветных металлов), что стало весомым аргументом против запуска этой машины в серию.

Еще одним важным событием, которое оказало непосредственное влияние на судьбу этой самоходки, стало появление нового мощного противотанкового орудия 88-мм Pak 43.

Готовность к производству нового танка у Порше была выше, чем у конкурента, уже к лету 1942 года были готовы первые 16 танков VK 4501 (P). Их планировали отправить под Сталинград. Однако решением все того же Управления вооружений все работы были приостановлены. А осенью 1942 года чиновники Управления приняли решение переделать все уже готовые танки VK 4501 (P) в штурмовые орудия, вооруженные новой пушкой.

Работы над переделкой танка в самоходную установку начались в сентябре 1942 года и они заняли довольно много времени. Конструкторам пришлось полностью изменить компоновку самоходки. Броневая рубка новой машины расположили на корме, поэтому силовую установку пришлось переносить в центральную часть машины, были установлены новые двигатели, что привело к полной переделке всей системы охлаждения. Лобовая часть корпуса и боевой была усилена, толщину ее брони довели до 200 мм.

Все работы проводились в условиях жесточайшего цейтнота, что не самым лучшим образом отразилось на качестве САУ. Проектирование и переделка первых машин осуществлялась на заводе компании Alkett, но потом работы были перенесены на завод Nibelungenwerke. Чтобы еще раз продемонстрировать свое расположение к Фердинанду Порше, Гитлер в начале 1943 года лично присвоил новой САУ название Ferdinand.

Весной 1943 года первые самоходные артиллерийские установки «Фердинанд» стали поступать на Восточный фронт.

В конце 1943 года машины, которые пережили Курскую битву (47 единиц), были доставлены на завод Nibelungenwerke для модернизации. На лобовом листе появился пулемет в шаровой установке, были заменены орудийные стволы, на рубке установлена командирская башенка с семью перископами, было усилено бронирование передней части днища, САУ оснастили более широкими гусеницами. Именно после модернизации САУ получила название «Элефант», хотя оно прижилось плохо и до самого конца войны эти самоходки так и называли «Фердинандами». В отечественной исторической литературе присутствуют оба названия, хотя более распространенным, конечно же, является «Фердинанд». В англоязычной литературе, наоборот, эту САУ чаще называют «Элефантом», потому что именно с ним имели дело войска союзников на завершающем этапе войны.

Боевое применение

Впервые немцы массово использовали ПТ САУ «Фердинанд» во время операции «Цитадель», которую мы привыкли называть битвой на Курской дуге.

До начала операции все САУ были отправлены на фронт и включены в состав двух тяжелых противотанковых батальонов. Они были размещены на северном фасе Курского выступа. По замыслу немецких стратегов, мощные и неуязвимые самоходки должны были сыграть роль наконечника тяжелого бронированного копья, которое таранило советские позиции.

Советские войска на Курской дуге создали мощную эшелонированную оборону, надежно прикрытую артиллерией и минными заграждениями. По атакующим танкам был открыт огонь из всех возможных калибров, включая гаубицы 203-мм. Маневрируя, самоходки часто подрывались на минах и фугасах.

В ходе боев за железнодорожную станцию Поныри немцы потеряли несколько десятков «Фердинандов». Всего же за период с июля по август 1943 года потери составили 39 машин.

Есть теория, что больше всего самоходки страдали от действий пехоты, так как разработчики не оснастили САУ пулеметом. Но, если мы посмотрим на причины потерь ПТ САУ «Фердинанд», то становится видно, что большая часть машин подорвалась на минах или были уничтожены огнем артиллерии. Были потери из-за технических неисправностей. Немцы не могли эвакуировать подбитые «Фердинанды» по причине отсутствия подходящих эвакуационных средств: слишком уж много весила эта машина. Поэтому даже малейшее повреждение приводило к потере машины.

Даже не слишком умелое (с тактической точки зрения) применение «Фердинандов» имело большой психологический эффект. Появление на поле боя практически неуязвимых самоходок привело к развитию настоящей «фердинандофобии». Эти САУ мерещились советским солдатам везде, в некоторых «воспоминаниях» они встречаются даже раньше 1943 года.

Намного эффективнее действовал «Фердинанд» в обороне. После окончания Курской битвы, оставшиеся машины были эвакуированы на Украину, где принимали участие в обороне Днепропетровска и Никополя. В этих боях было потеряно еще четыре самоходки. Затем САУ были отправлены в Германию для модернизации. По немецким данным, на конец осени 1943 года «Фердинанды» уничтожили почти 600 советских танков и более сотни артиллерийских орудия. Однако эти данные многими историками берутся под сомнение.

После модернизации, «Элефанты» воевали в Италии, на Западной Украине, в Германии. Огневая мощь советских войск увеличивалась, в завершающей фазе войны Красная армия имела значительное количественное превосходство над вермахтом. Поле боя обычно оставалось за советскими войсками, что принуждало немцев взрывать даже незначительно поврежденные «Элефанты».

Советские войска эффективно использовали против «Элефанта» тяжелые САУ (особенно эффективна была СУ-152) и противотанковую артиллерию.

После тяжелых боев на Западной Украине и в Польше оставшиеся «Элефанты» были выведены в резерв.

В 1945 году «Элефанты» участвуют в боях на территории Германии, а свой последний бой три «Элефанта» дали в окруженном Берлине.

Описание

САУ ПТ «Фердинанд» предназначался для уничтожения вражеской бронетехники. Его экипаж состоял из шести человек: командира орудия, двух заряжающих, радиста (на «Элефанте» – радиста-пулеметчика) и наводчика.

Компоновка САУ была несколько необычной: боевое отделение размещалось в просторной боевой рубке, которая находилась на корме. Двигатель, вместе с генераторами, топливными баками и системой охлаждения располагался в центре машины, а отделение управления занимало переднюю часть самоходки.

В отсеке управления находились места для радиста и механика-водителя. Они были отделены от боевой рубки двумя термостойкими перегородками силового отделения, и попасть в нее не могли.

Корпус САУ состоял из катанных броневых листов, толщина которых в лобовой части достигала 100 мм, в бортовой части – 80 мм. Кроме того, лобовая часть корпуса и рубки была усилена дополнительными плитами, которые крепились с помощью болтов с пулестойкой головкой. Также 30-мм броневым листом была усилена передняя часть днища. Сталь, которая шла на изготовление самоходки, была взята из запасов флота и отличалась высоким качеством.

В кормовой части рубки находилась бронедверь, которая использовалась для замены пушки и для экстренной эвакуации экипажа. В крыше рубки находились еще два люка, места для установки прицельных приспособлений и приборов наблюдения, а также вентиляционные отверстия.

Основным оружием «Фердинанда» являлась 88-мм пушка StuK 43 (или PaK 43) с длиной в 71 калибр. Орудие имело двухкамерный дульный тормоз, в походе ствол покоился на специальном креплении. Наведение осуществлялось с помощью монокулярного прицела SFlZF1a/Rblf36.

Орудие «Фердинанда» имело отменную баллистику, на момент своего появления было сильнейшим среди танковых и артиллерийских орудий всех стран-участниц конфликта. До конца войны «Фердинанд» легко поражал все танки и самоходки на поле боя. Исключением были только ИС-2 и «Першинг», броня которых на некоторых дистанциях выдерживала попадания снаряда PaK 43.

Силовая установка «Фердинанда» отличалась оригинальной конструкцией: два карбюраторных 12-цилиндровых двигателя Maybach HL 120 TRM приводили в движение два электрогенератора, которые питали электромоторы Siemens D1495aAC. Каждый электродвигатель вращал собственное ведущее колесо.

Ходовая часть состояла из трех двухколесных тележек, ведущего и направляющего колеса. Подвеска комбинированная, она состояла из торсионов и резиновых подушек. Ширина гусениц «Фердинанда» составляла 600 мм, «Элефант» «переобули» в более широкие гусеницы – 640 мм.

Оценка машины

САУ «Фердинанд» - это машина, которая заслужила довольно неоднозначные оценки как среди современников, так и у позднейших исследователей.

Прежде всего, эту самоходку можно назвать экспериментальным проектом, который был создан на базе прототипа танка. На этой машине были применены многие новаторские технические решения, что было не слишком хорошей идеей для боевой машины военного времени. Электротрансмиссия и подвеска с продольными торсионами оказались весьма эффективными, но очень сложными и дорогими в производстве. Не стоит забывать, что продукция военного времени всегда уступает по своему качеству технике, изготовленной в мирный период. Поэтому во время войны лучше отдавать предпочтение более простым образцам вооружения.

Также нужно отметить, что электрооборудование «Фердинанда» требовало много меди, которая была дефицитом в Третьем Рейхе.

Скорее всего, немцы не стали заниматься производством «Фердинанда», если бы Порше не располагал значительным количеством уже готовых шасси, с которыми нужно было что-то делать. Однако после их использования производство самоходки было свернуто.

Если говорить о боевых качествах, то броневая защита делала САУ практически неуязвимой для огня танков и противотанковой артиллерии союзников.

Только к концу войны советские танки ИС-2 и Т-34-85 могли рассчитывать поразить «Фердинанд» с близкой дистанции при выстреле в борт. Артиллеристам предписывалось бить по ходовой части самоходки. Мощнейшее орудие немецкой самоходки без особых проблем поражало любые виды бронетехники противника.

Однако все вышеперечисленное нивелировалось малой подвижностью машины, ее слабой маневренностью. «Фердинанд» не мог использовать многие мосты, они просто не выдерживали его вес. Кроме того, надежность машины оставляла желать лучшего, а многие технические проблемы так и не были решены до конца войны.

Видео о САУ «Фердинанд»

Герои популярных книги и фильма «Место встречи изменить нельзя», работники легендарного МУРа в качестве транспорта используют автобус, прозванный «Фердинанд». Из уст водителя главный герой узнает, что машина названа за сходство силуэта с немецкой самоходкой.

Из этого небольшого эпизода можно узнать, насколько была известна в среде фронтовиков самоходная артиллерийская установка производства Фердинанда Порше. Несмотря на небольшое количество выпущенных машин, эти установки запали в память всех, кому доводилось видеть их в бою.

История создания

Своим рождением самоходная установка прорыва «Фердинанд» обязана другому, не менее эпичному образцу германского танкового гения. Начало 1941 года ознаменовалось личным заказом Гитлера двум крупнейшим КБ Германии 26 мая на совещании, в присутствии высших чинов инженерного ведомства, относящихся к бронетанковым силам.

В присутствии представителей КБ были проанализированы бои во Франции, выявлены недостатки немецких боевых машин. Фердинанду Порше и Штайеру Хаккеру, директору «Хеншель» были официально сделаны особые заказы. Создать они должны были тяжелый танк, предназначенный для прорыва линий обороны противников Германии.

Еще одна причина заказа в неэффективности большинства германских танков в борьбе с толстокожими английскими «Матильдами» Мк.II. В случае успеха планируемой операции «Морской лев» панцерваффе должны были столкнуться, по разным оценкам, с 5 тысячами таких машин. На этом же совещании фюреру были представлены макеты танков Порше и Хеншеля.

Лето 1941 года двояко повлияло на разработки новых танков.

С одной стороны, конструкторы были заняты доработкой стоящих в серии машин. С другой Вермахт познакомился с танками КВ, произведшими как на генералов, так и на рядовых танкистов громадное впечатление. Осенью 1941го работы по разработке тяжелого танка были продолжены в форсированном режиме.

Управление вооружения, курировавшее создание машины, было на стороне фирмы Хеншель. По их же просьбам разработки возглавил Эрвин Адерс, вошедший в историю как главный конструктор танка-символа Вермахта.


Фердинанд Порше в этот период вступает в серьёзный конфликт с Управлением вооружений из-за технических несоответствий проектируемой и заказанной чиновниками башней проектируемого танка. В последствие это сыграет свою роль в судьбе обоих прототипов.

Гибнет в авиакатастрофе доктор Тодт, единственный союзник Порше в продвижении именно его модели. Однако сам Фердинанд был уверен в успехе своей разработки. Пользовавшийся неограниченным успехом у Гитлера, он разместил на свой страх и риск в фирме Нибелунгенверк заказ на изготовление корпусов для своих машин.

На испытаниях сыграла роль вражда любимчика фюрера и чиновников Управления.

Несмотря не превосходство модели Порше, зафиксированные по ходу испытаний, было рекомендовано принять на вооружение образец Хеншеля, к ужасу техников германской армии. Предложение Гитлера выпускать две машины встретило сдержанный отказ, мотивированный невозможностью выпускать в военное время два дорогостоящих, но равнозначных танка.

Неудача обернулась к Порше лицом, после того как в марте 1942 года стало ясно, что требуемое Гитлером новое мощное штурмовое вооружение, оборудованное 88-мм орудием, невозможно создать на базе PzKpfw. IV, как планировалось первоначально.

Тут и пригодились построенные Нибелунгенверком, 92 единицы шасси, для так и не попавших в серию «Тигров» конструкции Порше. Сам создатель с головой окунулся в новый проект. Увлекшись расчетами, он проработал схему с расположением экипажа в расположенной сзади просторной боевой рубке.

После согласований с Управлением вооружений и доработок завод Нибелунгенверк приступил к сборке корпусов новых самоходок на базе многострадальных шасси. В этот период, неясно кем, был убран заложенный Порше курсовой пулемет. Эта «доработка» сыграет потом свою роль в судьбе САУ.

Начало 1943 года ознаменовалось выходом из ворот первых самоходок и отправки их на фронт. В феврале приходит подарок фюрера создателю САУ – машине официально присваивается имя «фатера», «Фердинанд». По приказу того же «бесноватого» самоходки без приемки идут на Восток. Немало удивлённый Порше вспоминал, что ждал с фронта жалоб на свои недоработанные в спешке машины, но не получил ни одной.

Боевое применение

Крещением «Фердинандов» стала битва на Курской дуге. Советская разведка, правда, уже 11 апреля имела сведения о новой технике, подвозимой к линии фронта. К сведениям был прикреплен примерный чертеж машины, достаточно похожий на оригинал. Было составлено требование о проектировании 85-100-мм орудии для борьбы с броней самоходок, но до летнего наступления Вермахта, само собой, войска эти орудия не получили.

Уже 8 июля в Главное бронетанковое управление СССР пришла радиограмма о застрявшем на минном поле «Фердинанде», сразу привлекшем внимание своим неповторимым силуэтом. Прилетевшим на осмотр офицерам не довелось видеть эту машину, так как за два дня немцы продвинулись вперед.

В бой «Фердинанды» пошли у станции Поныри. Взять в лоб позицию советских войск у немцев не получалось, поэтому 9 июля была сформирована мощная штурмовая группа, в голове которой шли «Фердинанды». Тщетно выпускавшие снаряд за снарядом по САУ, советские артиллеристы, в итоге, оставили позиции у поселка Горелое.


Этим маневром они заманили наступающую группировку на минные поля, а затем ударами с флангов уничтожили большое количество бронетехники. 11 июля основная масса наступающей техники была переброшена на другой участок фронта, оставшиеся части батальона «Фердинандов» попытались организовать эвакуацию подбитой техники.

Это было сопряжено со множеством трудностей. Главной из них было отсутствие достаточно мощных тягачей, способных утащить самоходки к своим.

Мощная контратака советской пехоты 14 июля окончательно расстроило планы по вывозу этой техники.

Другой участок фронта, у поселка Теплое, атакуемый батальоном «Фердинандов», подвергся не меньшему прессингу. За счет более обдуманных действий противника, здесь потери самоходок были намного меньше. Но здесь произошел первый случай захвата боевой машины вместе с экипажем. Во время атаки, подвергшись массированному обстрелу тяжелой артиллерией, самоходчики начали маневрировать.

В результате машина попала на песок и «закопалась» в грунт. Сначала экипаж попытался своими силами откопать САУ, но подоспевшая советская пехота быстро переубедила немецких самоходчиков. Полностью исправная машина была вытащена из ловушки только в начале августа с помощью двух тракторов «Сталинец».

После окончания боев был проведен всесторонний анализ применения немцами новой самоходки, а так же способов эффективной борьбы с ней. Львиная доля машин были выведены из строя из-за подрыва на минах и повреждений ходовой части. Несколько САУ были подбиты тяжелой корпусной артиллерией и огнем СУ-152. Одна машина была уничтожена бомбой с , одну сожгли бутылками с КС пехотинцы.

И всего одна машина получила пробоину 76-мм снарядом, в полосе обороны Т-34-76 из 76-мм дивизионных пушек, огонь вёлся на дистанции всего 200-400 метров. Советские воины были под большим впечатлением от новых немецких машин. Командование, оценив сложность борьбы с «Фердинандом», дало распоряжение награждать орденами тех, кто смог в бою уничтожить эту машину.

Среди танкистов и артиллеристов распространились легенды о громадном числе этих САУ, так как любую немецкую самоходку с дульным тормозом и кормовой боевой частью они принимали за «Фердинанда».

Немцы сделали свои, неутешительные выводы. 39 из 90 имевшихся машин была потеряна под Курском, еще 4 машины сожгли в ходе отступления на Украине в 1943 году. Оставшиеся самоходки, в полном составе, кроме нескольких образцов, вывезли к Порше для доработки. Были заменены некоторые детали, установлен курсовой пулемет, и машина отправилась помогать в борьбе против союзников в Италии.

Широко распространен миф о том, что это перемещение было вызвано тяжестью системы и большей приспособленности итальянских каменистых дорог для них. На самом деле около 30 машин были отправлены на Восточный фронт, где в ходе отражений «10 сталинских ударов» 1944 года «Фердинанды», один за одним, отправлялись в небытие.

Последним сражением с участием этой машины стала битва за Берлин. Как бы ни было прекрасно орудие и броня, но сдержать Красную Армию весной 1945 года она не смогла.

Доставшиеся в качестве трофеев Советскому Союзу «Фердинанд» САУ использовались как мишени для апробации нового противотанкового оружия, разбирались до винтика для изучения, а затем были отправлены на слом. Единственная советская дошедшая до нашего времени машина стоит в знаменитой Кубинке.

Сравнительные характеристики с противником

Подобно сильному дикому зверю, «Фердинанд» имел не так много врагов, способных вступить с ним в единоборство на равных. Если брать машины аналогичного класса, ближе всего по эффективности окажется советские САУ СУ-152 и ИСУ-152, прозванные за эффективность стрельбы по «Тиграм», «Пантерам» и прочему зоопарку Гитлера, «зверобоями».


Так же можно рассмотреть специализированный истребитель танков СУ-100, проходивший испытания на трофейных самоходках Порше.

  • бронирование, самая слабая часть советских самоходок в сравнении с «Фердинандом», 200 мм лобовой брони против 60…75 у советских образцов;
  • орудие, 88-мм у немцев против 152-мм МЛ-20 и 100-мм пушки, все три орудия эффективно справлялись с подавлением сопротивления практически любых машин, но САУ Порше не поддавались, их (самоходок) броня пробивалась даже 152-мм снарядами с большим трудом;
  • боекомплект, 55 снарядов у САУ Порше, против 21 у ИСУ-152 и 33 у СУ-100;
  • запас хода, 150 км у «Фердинанда» и вдвое большие показатели у отечественных самоходок;
  • количество выпущенных моделей: 91 единица у немцев, несколько сотен СУ-152, 3200 единиц ИСУ, чуть меньше 5000 СУ-100.

В итоге немецкая разработка по боевым качествам все же немного превосходит советские образцы. Однако проблемы с ходовой частью, а так же мизерный выпуск не дали в полной мере использовать потенциал этих машин.

Кроме того, советские танкисты и самоходчики, получив новые мощные пушки 85 и 122-мм на танках марки Т-34 и «ИС» смогли на равных бороться с творениями Порше, стоило зайти с фланга или тыла. Как часто бывает, все в итоге решала решительность и смекалка экипажа.

Устройство «Фердинандов»

Гитлер не жалел никаких материалов для любимого конструктора, поэтому машины Порше получили самое лучшее. Моряки передали часть запасов цементированной брони, рассчитанной на огромные флотские калибры. Масса и толщина заставили соединять броневые листы «в шип», дополнительно используя шпонки для усиления. Разобрать эту конструкцию было невозможно.


Дальнейшая обварка корпуса производилась, скорее, для герметизации, а не для сочленения. Броневые листы борта и кормы ставились под небольшим наклоном, повышая снарядостойкость. Там же имелись амбразуры для ведения огня из оружия экипажа. Небольшой размер этих отверстий, правда, не позволял весть прицельную стрельбу, так как не была видна мушка.

Корма рубки имела бронированный люк. В него загружали снаряды, через него меняли орудие. В случае повреждения через эту же дверь спасался экипаж. Внутри находилось 6 человек, компоновка предусматривала водителя-механика и радиста в лобовой части, затем моторное отделение в середине, а в корме командир орудия, наводчик и двое заряжающих.

Движение машины осуществлялось за счёт 2х двигателей фирмы Майбах, работавших на бензине.

Вообще, двигатели «Фердинанда» были чем-то фантастическим по меркам танкостроения 1940-х. Карбюраторные 12-цилиндровые HL 120TRM в 265 л.с расположены были не один за другим а параллельно. Коленвал ДВС имел фланец, к которому крепился генератор Typ aGV постоянного тока напряжением 385 вольт фирмы Siemens-Schuckert.

Электричество от генераторов передавалось на 2 тяговых электродвигателя Siemens-Schuckert D149aAC мощностью по 230 кВт каждый. Электродвигатель вращал понижающий планетарный редуктор, который соответственно свою тяговую звездочку гусеницы.

Низковольтная цепь выполнена по однопроводной схеме. Некоторые приборы (радиостанция, освещение, вентилятор) питались от напряжения 12В, некоторые (стартеры, независимые обмотки возбуждения электромашин) от 24В. Четыре аккумулятора заряжались от расположенных на каждом двигателе 24-х вольтовых генераторов. Всю электрику производила фирма «Бош».


Проблему создавала система выхлопа газов. У 5-го опорного катка находилось выведение выхлопной трубы, вокруг все нагревалось, из подшипников испарялась смазка, а резиновый бандаж быстро выходил из строя.

Ходовую часть самоходной установки Порше взял у своего же танка «Леопард», придуманного в 1940 году. Особенностью в ней было наличие тележки для торсионов, по 3 на борт, а не установка их внутри корпуса. Это снискало Фердинанду любовь немецких техников, седевших лишь при упоминании о ходовой хеншелевского «Тигра».

Что бы сменить каток у доктора Порше уходило около 4х часов, эта же операция на «Тигре» занимала около суток.

Сами катки так же были удачны за счет бандажей внутри колеса. Это требовало в 4 раза меньше резины. Принцип работы на сдвиг повышало порог службы бандажа.

Признанием удачности опыта можно назвать введение катков подобной конструкции на тяжелые танки в конце войны. На одну сторону уходило 108-110 траков шириной 64 сантиметра.

Вооружение самоходной установки представляло собой 88-мм орудие, с длиной ствола 71 калибр (около 7 метров). Установлено орудие было в шаровой маске, в лобовой части рубки.


Эта конструкция оказалась неудачной, так как в щели во множестве попадали осколки и брызги свинца от пуль. В дальнейшем, для исправления этого недочета, ставились специальные защитные щитки. Орудие «Фердинанда», одно из самых сильных разработок в немецкой армии, первоначально было зенитным. После доводки его поставили на самоходку.

Его снаряды эффективно поражали с большого расстояния практически любую советскую или союзную бронетехнику. Боекомплект включал бронебойные и подкалиберные снаряды, а так же осколочно-фугасные, раздельного заряжания.

Отмеченное выше отсутствие пулемета на ранних машинах можно объяснить следующим образом. Согласно немецкой тактике, штурмовые самоходные установки должны двигаться во второй линии наступления, за танками и пехотой, прикрывая их огнем орудия. Под Курском высокая концентрация, а, главное, эффективность огня артиллерии заставило бросить самоходки вперед, с минимальным прикрытием.

Оптика была представлена монокулярным прицелом, обеспечивающим наведение орудия на дальности 2 км.

Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством, за внешнюю связь отвечал радист (он же стрелок в модернизированном «Элефанте»).

Вклад в культуру и историю

Машина Порше, несмотря на малый тираж, оставила яркий след в истории Второй Мировой войны. Наряду с «Тигром» и «Мессершмиттом», эта самоходка является символом Вермахта. Составившая славу германских самоходных систем, она была настоящим ужасом для противника.

Конечно, бороться можно научиться со всяким противником, но в 1943 году в войсках началась настоящая «фердинандофобия». Ушлые немцы пользовались этим, надевая ведра на стволы других самоходок, имитируя дульный тормоз.


Судя по мемуарам, только советские войска уничтожили около 600 «Фердинандов» за время боев, при общем выпуске в 91 единицу.

Не отставали и немцы. Чем тяжелее и не удачней протекала для них война, тем больше был счет уничтоженных советских танков. Часто в мемуарах танкисты и самоходчики называют цифры подбитых машин, вдвое превышающие количество бронетехники на участке фронта. И в одном, и в другом случае рассматриваемые самоходные установки играли громадную роль.

Большое внимание уделяется САУ в литературе. Художественное произведение «На войне как на войне», описывающее советских самоходчиков, содержит описание поле боя после встречи немецкой самоходки с группой «тридцатьчетверок», не в пользу для советской техники. Сами бойцы говорят о нем, как о достойном и опасном противнике.

Часто встречается «Фердинанд» и в компьютерных играх по мотивам Второй мировой.

Собственно, проще назвать те игры, в которых САУ нет. Стоит отметить, что характеристики и описание в подобных поделках часто не соответствуют реальности. В угоду играбельности разработчики жертвуют настоящими характеристиками машины.

Можно самостоятельно сделать и поставить на полку легендарную машину. Многие фирмы, занимающиеся моделями, делают наборы по сборке в разных масштабах. Можно назвать бренды Cyber Hobby, Dragon, Italeri. Дважды производила и пускала в серию САУ фирма «Звезда». Первый выпуск, номер 3563, имел много неточностей.

Скопированные у Italeri лекала представляли «Элефант», и имели много неточностей. Следующая модель, 3653, представляет собой первый, получивший крещение под Курском «Фердинанд».

Вторая Мировая и Великая Отечественная война дали множество технических образцов, ставших легендами. Среди САУ немецкого производства «Фердинанд» занимает, безусловно, первое место.

Видео