Сценарий концерта посвященного дню снятия блокады. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети блокадного Ленинграда. День снятия блокады

Пронеслась войны гроза.
Но всё также память людям
Смотрит пристально в глаза.
О.Берггольц
Слова, высеченные на мемориале
Пискаревского кладбища-музея.

«БЛОКАДНОЙ ВЕЧНОСТИ СТРАНИЦА».

Сценарий митинга и возложения венков к памятникам ленинградцам и ленинградским детям, погибшим при эвакуации в годы Великой Отечественной войны, посвященные 71-й годовщине прорыва блокады города Ленинграда и 70-й годовщине полного снятия блокады.

Участники митинга – ветераны ВОв, жители и гости города, собираются перед памятником погибшим ленинградцам.

Участники Молодежного Совета раздают «Ленточки ленинградской Победы».

У памятного камня выстраивается караул и салютная группа.

На территории митинга располагается комплект звуковой аппаратуры, звукооператор находится в палатке.

Территория митинга украшена флагами (красные).

Стойка для радиомикрофона установлена в центре площадки.

Перед началом пока все собираются,
звучат фонограммы документальных записей о блокаде.

Звучит запись фонограммы речи Левитана о прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 года – 45 секунд.

Звучит фонограмма «Поклонимся великим тем годам» – позывные.

Ведущий:
Мы ждали прорыва блокады,
Полтысячи дней и ночей,
Ловя дальний гул канонады,
Тревожась и радуясь ей.
Как медленно он приближался,
Прорыва святой этот час,
И этого дня не дождался
Почти каждый третий из вас.

Добрый день уважаемые жители блокадного Ленинграда, ветераны Великой Отечественной войны, тихвинцы и гости нашего города.
В эти дни исполняется 71 год со дня начала прорыва блокады и 70 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда.
Девятьсот дней и ночей держали гитлеровцы город на Неве в блокадном кольце, но Ленинград жил и боролся. Голод и холод не сломили дух ленинградцев, несмотря на лишения блокадного времени, ленинградцы сумели сохранить веру в Победу и любовь к Жизни.
Для открытия митинга я приглашаю к микрофону Главу Тихвинского района ___________________________.

Выступление Главы.
В заключение выступления объявляют митинг открытым.
Звучит Гимн России (краткая версия) – 1 минута 30 секунд.

Ведущий:
В короткий срок Ленинград превратился в город-крепость. Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба от 22 июня 1941 года:
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и сравнять его с землей». Фашистские войска охватили 200-киллометровым кольцом осады непокорной город. Началась блокада.
На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Все необходимое доставлялось в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Фашисты пытали Ленинград голодом, надеясь, что дрогнут ленинградцы. Жестокую и великую правду узнали люди, пережившие ленинградскую блокаду. Правду о человеке и его пределах.
Родина высоко оценила бессмертный подвиг героического Ленинграда, наградив город орденом Ленина и присвоив ему звания «Город – герой».
Прорыв блокады означал, что город выжил и победил.
Слово для выступления предоставляется председателю комитета по топливо – энергетическому комплексу Ленинградской области Андрею Валерьевичу Гаврилову.

Выступление председателя комитета по топливно – энергетическому комплексу Ленинградской области _________________.

Ведущий:
Слова «Никто не забыт, и ничто не забыто» - относятся к каждому ленинградцу, пережившему блокады. «Блокадная книга». Она была написана для того, чтобы сохранить живую память о блокаде. Книга создана не зря, теперь каждый может ее прочитать, живо представить, как все было и попытаться хоть немного улучшить себя и мир вокруг, чтобы такого больше не повторилось.
И каждый из них может сказать такие слова:

Мы тоже уйдем в легенды,
В блокадные дни свои,
Оставим потомкам гены
Той стойкости и любви.

С глубоким уважением и теплотой я предоставляю слово жительнице блокадного Ленинграда, Почетному гражданину ____________________.

Выступление.

Ведущий:
Медаль «За оборону Ленинграда» - государственная награда для награждения военных и мирных жителей, защитников города Ленинграда. Учрежденная в декабре 1942 года, она стала одной из первых советских медалей военного времени. Более миллиона ленинградцев были удостоены этой высокой награды, 15 тысяч из них были дети.
27 января все блокадники называют «наш Ленинградский День Победы» и на груди многих из них в этот день приколоты памятные ленты Ленинградской Победы. Цвета этой ленточки соответствуют цветам медали «За оборону Ленинграда». Оливковый означает «победу» или «мир», а зеленый – символ жизни. Эти два цвета означают «Победу жизни».
В этом году всем кто, награжден медалью “За оборону Ленинграда”
и знаком “Жителю блокадного Ленинграда” будет вручен памятный знак
“В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». В Тихвинском районе этот знак получат 123 человека, чья память опалена блокадой.
Слово для выступления предоставляется Председателю постоянной комиссии по здравоохранению и социальной политике Законодательного собрания Ленинградской области Александру Евгеньевичу Петрову.
Выступление А.Е. Петрова.
Ведущий:
В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда через Тихвин лежал путь ленинградцев из осажденного города на Большую землю.
К сожалению, не всегда он был успешным. Самый крупный массированный налет фашистов на железнодорожный вокзал состоялся 14 октября 41- го года, когда были разбомблены два детских и один эшелон со взрослыми эвакуируемыми ленинградцами. Этот день и стал днем Памяти ленинградцев в Тихвине. Со времен войны здесь находятся две «малые» Пискаревки – детская и взрослая.
Опустим головы и преклоним колени,
Молчанием помянем и душой
Блокадное Святое поколенье,
Что вынесло неравный этот бой!

В память о ленинградцах, погибших от обстрелов и бомбежек, умерших от голода и холода, перенесших нечеловеческие муки и страдания объявляется Минута Молчания.

Минута Молчания – звучит Метроном.

Ведущий:
Как продолжение жизни солдат
Под звездами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.

14 октября сорок первого года во время бомбардировки тихвинские железнодорожники и пожарные были первыми, кто пришел на помощь попавшим в беду людям, многие – ценой собственной жизни.
Их подвиг впечатан в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.
Уважаемые участники митинга, прошу приступить к возложению цветов и венков.

Проходит церемония возложения цветов и венков.

В это время салютная группа произведет троекратный оружейный залп.

Ведущий: (по окончании возложения)
День снятия блокады Ленинграда по праву является днем ратной славы России. Эта дата олицетворяет собой невиданные в истории стойкость, мужество и массовый героизм ленинградцев, спасших от уничтожения не только свой прекрасный город, но и Москву в период битвы за столицу, а, следовательно – и всю страну в целом.
Уважаемые участники митинга, прошу всех пройти к могиле ленинградских детей, погибших в результате страшной бомбежки в октябре 41 – года.

Участники митинга проходят к могиле погибших детей.

В это время звучит песня «Дети войны» в исполнении Т.Гверцители.

Ведущий:
Это реквием вам, ленинградские дети.
Я хотел бы вас всех помянуть поименно,
Но боюсь, что никто мне не скажет на свете,
Сколько вас в унесенных войной миллионах.

В истории Тихвина есть особая по своему трагизму дата – 14 октября 1941 года. В тот день бомбежка продолжалась шесть часов, было сброшено несколько десятков фугасных и сотни зажигательных бомб. Железнодорожная станция превратилась в пылающий ад.
После этой трагедии в Тихвине появилась могила, в которой захоронены ленинградские дети, «безжалостно убитые войной 14 октября 1941 года». Здесь так остро чувствуется вся жестокость войны…

Я предоставляю слово ___________________________.

Выступление.

Ведущий:
Весной 1942 года множество ленинградцев носило на груди маленький жестяной значок, а на нем – Ласточка с письмом в клюве.
Этот символ стал ответом на заявления немецкой пропаганды о том, что «теперь в город даже птица не пролетит». Люди ждали вестей с фронта, никогда не теряя связи с огромной страной. «Блокадная ласточка» стала символом надежды на лучшее, на скорую встречу на победу.
В Санкт – Петербурге прошла акция «Блокадная ласточка», которая проводилась с целью сохранения памяти о блокаде у юного поколения, которое сейчас в том же возрасте, что и дети, выживавшие в Ленинграде в страшном 1942 году. Это письма – треугольники от детей мира детям войны.
Ученики 7, 6 и 9 школ Тихвина тоже написали письма-треугольники детям блокадного города. И пусть сегодня одно из них прозвучит…
Его прочитает ___________________, ученица ____ класса школы № __.

Выступление.

Она разворачивает письмо – треугольник и зачитывает его,
затем сворачивает и оставляет вместе с детской игрушкой
на постаменте памятника ленинградским детям.
Ведущий:
Вот уже 5 лет в ознаменование годовщины полного снятия блокады Ленинграда в Санкт – Петербурге проходит акция «Свеча памяти».
В 19 часов вечера петербуржцы зажигают и ставят в окне свечу в память о всех жителях и защитниках блокадного Ленинграда, а по каналам оповещения МЧС в это время вновь зазвучит метроном.
Я приглашаю вас принять участие в акции «Свеча памяти» 27 января. И каждый из нас, зажигая свечу, пусть склонит голову перед светлой памятью детей, женщин, солдат, и вспомнит, что мы – сыны и дочери великого народа – победителя, и будем достойны его.
Прошу приступить к возложению цветов и венков.

Звучит фонограмма концерта С.Рахманинова.

Проходит церемония возложения цветов и венков.

По окончании возложения звучит запись фонограммы речи Левитана о полном снятии блокады Ленинграда 27 января 1943 года – 45 секунд.

Ведущий:
Уважаемые ветераны!
Пройдут года и смены поколений,
Продолжит путь истории река,
А подвиг ваш великий, беспримерный,
Останется в народе на века.

Низкий поклон вам, уважаемые ветераны, за мужество и стойкость. В этот святой для всех нас день примите искренние пожелания крепкого здоровья, счастья, оптимизма, мира и благоденствия на долгие годы.
Искренняя благодарность всем, пришедшим сегодня к обелиску, потому что даты 18 января 43 – го и 27 января 44 – го – святые для каждого из нас.
Торжественный митинг, посвященный 71-й годовщине прорыва блокады города Ленинграда и 70-й годовщине полного снятия блокады, объявляется закрытым.
Прошу всех пройти к месту стоянки автобусов.

Все участники митинга проходят и рассаживаются в автобусы.

В это время звучат песни о блокадном Ленинграде.

Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда

1. Ведущий: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

2. Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

На экране презентация.

1. С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград - символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.

2.В метельной ночи Ленинграда,

Померк Петропавловский шпиль.

С твоими ветрами, блокада,

Клубится морозная пыль.

3.Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым,

Чуть движется, а за Невою,

Клубится пожарища дым.

Ролик:Группа:Сплин»Тикали тихо часики»

1.Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства.

2.Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

3.Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, доверие и уважение друг к другу.

Мальчишки и девчонки Ленинграда,

Война у вас детство украла.

Лишила родных и близких.

Мы вам поклонимся низко.

Вы повзрослели так рано.

Работали ночью и днём.

За ваши душевные раны

Низкий от всех поклон.

И голод, и холод вас сковывал,

Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,

А цель лишь одна - фронт!

Спасибо, спасибо, ребятам,

За вашу отвагу и труд.

И эта скорбная дата

Запомнится нам вокруг.

начало инсценировки: «Письмо Гитлеру»участники: Журналисты, массовка

2 ведущих журналиста. Галина Ивановна

Звонов в редакцию: Диалог? Редакция?

Да, слушаю вас

Приезжайте

У меня есть письмо к Гитлеру?

Диалог между журналистами:

Но что ещё можно написать? Они, блокадники, уже всё рассказали - хотя нам ведь этого никогда не понять... Как это - стоять в очереди за хлебом с 5 утра до 11 вечера в минус 34? И уйти, так и не дождавшись даже крошки... Как это - не чувствовать уже даже боли, когда тот, с кем ты спал под одной грудой наваленных одеял, с утра больше не просыпается, и ты просто кладёшь его поближе к окну, туда, где похолоднее…

Чего ещё мы не знаем и что мы можем понять?..

(Сцена закрывается. Елка. скромный быт.)

Журналистки идут вдоль сцены, размышляя:

1.«Может, это сенсация, как думаешь?»

2.- Я думала, что Галине Ивановне просто нужно кому-то это всё рассказать - в стотысячный раз. 1.Тем более что конец января - а в январе прорвали блокаду... Фантомные боли - по зимним холодам.

Уходит. на сцене квартира Галины Ивановны.

Комментарий журналиста(на сцене сидит с письмом Галина Ивановна.)

1.У неё до сих пор не разобрана ёлка. Под ней - письмо. Нет, ей письмо - от президента

Что президент пишет, Галина Ивановна?

Г.И:- Пишет: «Берегите себя»… Ой, да это всё не то... Я же вам про главное хотела рассказать!

1.- Про войну?

Г.И.- Да, про войну…

Про то, что важнее даже, чем письмо от президента.

на экране фото Ленинграда

- …В июне 1941-го мне исполнилось 11 лет. Я ровесница Тани Савичевой, чьи блокадные дневники читал мир.

а- 17 июля отец ушёл на фронт. Прощались на Поцелуевом мосту - у него и название такое, что издавна многие там расставались.

Мы писали папе письма: Мама велела папу не расстраивать и не говорить, как Ленинград день за днём, с каждым градусом ниже нуля и с каждым сокращением норм выдачи хлеба превращается в город призраков. И Галя писала: «У нас всё хорошо, я тебя очень люблю, дорогой папулечка». А потом обводила чернилами уголок клетчатого листа: «Это место я поцеловала».

К тому времени мы стали выковыривать заплесневелые крошки, кусочки еды, которые в хорошие времена запихивали в щели деревянного стола, снизу, чтобы мама не видела. Скоро попробовала хозяйственное мыло. Выплюнула. Пропала кошка - она жалела любимую мурку. Потом стала жалеть, что не съела её сама.

1.- Галина Ивановна, а как же письмо Гитлеру, вы забыли…

Она снова развязывает тесёмки на папке. пока ищет письмо…

Чтец: перед сценой:

Как жить без мамы и отца,

Без хлеба, дома и тепла?

Всё это отняла война.

Не хлюпали, не плакали, не ныли

Ребята ленинградские, а - жили!

В них теплилась едва душа.

Подкашивались ноги от бессилья.

Всё отняла у них война…

Г.И.- Да, да… Его написала Марина, моя двоюродная сестра. Ей было 5 лет, она хотела есть, боялась воздушных тревог... Как и все мы. Её мама объяснила Мариночке, что во всём виноват Гитлер. И тогда Марина решила написать ему... Вот это письмо.

«Гитлер, ты нас обижаешь, - написано на листочке в клеточку, выдранном из тетради. - Мы сидим в коридоре. Мы не кушаем саечки. Гитлер, до свидания. Марина».

Вы знаете, что такое саечки? Это такая ленинградская белая булка… Самый вкусный на свете хлеб. Марина не умерла в блокаду, она жива и сейчас. А письмо её я хотела отдать в музей в Санкт-Петербурге. Не взяли. Поругали. А я думаю: ведь писали же дети Бармалею, а он ведь тоже отрицательный герой. Помните: «Милый-милый Бармалей, смилуйся над нами…» Хорошо, что вот теперь хоть вам рассказала.

Про самое главное.

на экране хлеб, карточка

Коптилка – мой фонарик.- сделать коптилку

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Выходит ведущий- или учитель в образе тех лет.

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Песня- ролик: Блокадный хлеб (презентация) стоп кадр. или песня:Хлеб всему голова

на фоне песни: хлеб всему голова(текст в приложении)

в зал вносят на подносе хлеб раздают детям-по норме-100гр кусочки в салфетках

видеоряд

Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими - ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.

У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.

Тот, кто меня слушает, должен понять,

Что это серьезное дело:

Мальчишка, как ты, не хотел умирать,

А чтобы рабочий паек получать,

Вставал он к станку неумело.

Рядом стояли такие же, как он.

Но дело не только в краюхе,

А в братстве, и в чести, и в духе.

Даниил Гранин писал:(презентация:фотоГранин,блокадная книга)

Забота, любовь к ближним своим, - она делала чудеса.

Спасались большей частью люди, которые спасали других, которые стояли в очередях за хлебом, которые ходили разбирать деревянные дома, чтобы было чем топить буржуйки, те, кто таскал воду, помогал своим близким.

Возникало особое чувство взаимопомощи, еще и тем объясняемое, что Ленинград был городом-фронтом.

Он был частью фронта. А на фронте было обязательное правило - помогать друг другу, выручать друг друга.

А ещё поддерживали письма:

Весной сорок второго года

множество ленинградцев

носило на груди жетон -

ласточку с письмом в

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

(текст внизу)

Кадры прорыв блокады или звуки бомбёжки и кадры финала

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей

В мученьях блокадного ада,

Средь тысяч и тысяч смертей.

Сплоченные общим страданьем,

Без света, тепла и еды,

Мы жили, крепясь ожиданьем,

Единою верой тверды.

И днем, и глухими ночами,

В жару и метельную муть.

Ну, где же вы там, волховчане?

Ещё поднажмите чуть-чуть!

И врезавшись в память глубоко,

В ней ранами ноют с тех пор

Поповка, Усть-Тосно, Дубровка,

Синявино, Мга, Красный Бор…

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей,

Ловя дальний гул канонады,

Тревожась и радуясь ей.

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! ролик:прорыв блокады

Чтец Во имя Родины и долга –

На бой! Сегодня наш черед.

Мы ждали молча, ждали долго

И слово сказано: «Вперед»!

И, как всегда, у Ленинграда

Простое, строгое лицо.

Вперед, орлы, ломай блокаду,

Ее железное кольцо!

За залпом залп гремит салют,

Ракеты в воздухе горячем на экране-ролик:салют в Ленинграде

Цветами пёстрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо:

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

чтец: кадр -заставка

Прошло 70 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами и защитниками Ленинграда в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах нашего удивительного города.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

(Минута молчания)метроном

Ролик О Бергольц:нам от тебя не оторваться

выходят чтецы и хор

Несокрушим – ты смог в года лихие

Преодолеть все бури и ветра!

С морской душой,

Бессмертен, как Россия,

Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!

Грядущий день озарен тобой.

Так расцветай, наш прекрасный город!

Высокая честь – жить единой судьбой

Песня:Санкт –Петербург

Исполняют участники

Текст песни

Олег Кваша - Город наш Санкт- Петербург

Город проснулся с утра

Полупрозрачным и светлым.

Тысячи просек Петра

Вымыты ливнем и ветром.

Встали на место мосты,

Вспыхнули острые шпили...

И закружили, и закружили

Город петровской мечты.

Санкт-Петербург - Гордая белая птица.

Санкт-Петербург - Бронзовый царь и царица.

Санкт-Петербург - Славы российской столица.

Это частица, сердца частица,

Город наш, Санкт-Петербург.

Мимо людей и машин,

Вдоль островов и каналов

Мы всё куда-то спешим

Между великим и малым.

Любим и здесь же грешим.

Верим и рвемся к спасенью...

От поколения к поколенью

В городе нашей души.

Песня: «Хлеб всему голова» Музыка - Н.Кудрин, слова - В.Гундарев.

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

Постаревший отец,

Седину шевеля,

Провожая его в

Первый раз на поля.

Ты запомним, сынок,

Золотые слова -

Хлеб - всему голова,

Хлеб - всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова -

Хлеб всему голова,

Хлеб - всему голова.

Сын пошел, пошагал

По отцовскому следу,

Но война началась -

Боль огня и свинца.

В годы бед и потерь.

Добывая победу,

Нес боец по земле

Завещанье отца:

Но случилась беда -

На земле незнакомой

Был он ранен в бою

По холодной зиме.

Пайку хлеба свою

Передал он другому,

А домой написал

В треугольном письме:

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

На страде посевной

Гул моторов и шум,

У родного крыльца

Сын погибшего сына

Говорил на заре

Сценарий проведения концерта, посвящённого

прорыву и снятию блокады Ленинграда

14:00 часов,

25.01.13,

малый актовый зал

Звучит мелодия военных лет

1 ведущий:

В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали, - 8 сентября – день установления блокады Ленинграда.

Два других более радостные: 18 января – День прорыва блокады; и 27 января – День полного снятия блокады Ленинграда.

2 Ведущий:

Дорогие ветераны и жители блокадного Ленинграда, к Вам обращаемся мы, Ваши внуки и правнуки. Мы говорим Вам: «Спасибо!» Спасибо, что отстояли Ленинград! Спасибо, что мы живём под мирным небом!

1 ведущий:

Спасибо Вам, дорогие наши!

Встречи с Вами являются для нас уроками мужества, стойкости, любви к своей Родине!

Презентация «Была война, была блокада»

2 Ведущий:

Прорвались все-таки

Бомбят

Горят Бадаевские склады.

В огне пожаров Ленинград

Пришел он-

Первый день блокады.

1 ведущий:

Их будет много - девятьсот!

Но город наш, со смертью споря,

Все одолеет, все снесет:

Обстрелы, холод, голод, горе.

2 Ведущий:

C тех пор прошли уже года

Исчезли с улиц баррикады

Но день тот с нами навсегда-

Жестокий

Первый день блокады

1 ведущий:

900 страшных дней. 900 дней ужаса, обстрелов. 900 дней надежды на победу.

Андреева Екатерина:

Опять война,

Опять блокада, -

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

2 Ведущий:

. Флейта.

1 ведущий:

Слово предоставляется ветерану-блокаднику Будрину Борису Фёдоровичу.

________________________:

Стрелки непочиненных часов,

Как трамваи, неподвижно стали.

Но спокойно, под набат гудков,

Девочка играет на рояле.

У нее косички за спиной.

На диване в ряд уселись куклы.

Бомба, слышишь?

В корпус угловой...

Стали стрелки. Город окружен.

До своих - большие километры.

Хлеб, как пряник, съеден по пути.

Раскладушка в ледяном подвале.

Но, как прежде, ровно с девяти

Девочка играет на рояле.

2 Ведущий:

Для Вас, дорогие ветераны, выступает Валентина Караева. Фортепиано. «Ностальгия».

2 Ведущий:

Все ленинградцы встали на защиту своего города. Наряду со взрослыми сражались дети. Им пришлось вынести на своих плечах все тяготы военного времени. Они трудились на заводах, помогали раненым в госпиталях, гасили зажигательные бомбы на крышах. Они трудились, сражались, учились.

Выступление учащихся 3 «А» класса

фон – музыка Шостаковича

Девчонка руки протянула,

И головой на край стола,

Все думали она уснула,

А оказалось - умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли,

В ресницах у подруг слезинки,

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова,

Занятья после похорон.

В далёком тревожном военном году

Под гром батарей у страны на виду,

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь,

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой,

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы!

1 ведущий:

Дорогие ветераны, трудно даже представить, что пришлось Вам перенести в те грозные военные годы. Ни вражеские атаки, ни лютый голод, ни холод не сломили Вас!

2 Ведущий:

Осаждённый Ленинград жил и боролся! Ленинградцы оставались героями до последнего вздоха! Все жили с надеждой на торжество победы.

1 ведущий:

Трудные годы, но мы находили,

Время, чтоб петь и плясать.

2 Ведущий:

Для Вас выступает Екатерина Штефан с песней «Ангелы добра».

2 Ведущий:

27 января 1944 года блокада города была снята.

Попова Алеся:

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо,

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут...

1 Ведущий: Уважаемые ветераны, мы помним Ваш подвиг! Мы чтим его! Всё человечество в неоплатном долгу перед Вами!

2 Ведущий:

Всем! Всем – кем город был спасён,

И выстоял, и не согнулся!

Вместе:

От всей души земной поклон –

Живым и тем, кто не вернулся!

Вместо супа -

Бурда из столярного клея,

Вместо чая -

Заварка сосновой хвои.

Это б все ничего,

Только руки немеют, только ноги

Становятся вдруг не твои.

Только сердце

Внезапно сожмется, как ежик.

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах -

Ленинград!

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.

(Ю. Воронов)

Чернавский Петр: В Ленинграде узнали, что такое дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и заканчивающаяся изменениями в структуре организма. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

Человек был обречен. Так не стало и маленькой девочки Тани Савичевой.

Сценка «Таня Савичева»

Таня Савичева - Вера Конопко

Шмырина Мария:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится

очень скромный

дневничок

Его писала

Савичева Таня.

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет. (Вера Конопко)

Таня Савичева : Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра.

Сценка.

Таня Савичева:

Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

Таня Савичева:

Коптилка - мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

Таня Савичева:

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Таня Савичева (Вера Конопко):

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб - блокадный паек.

Таня Савичева:

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»

Звучит фонограмма «Взрывы»

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Таня Савичева:

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня Савичева:

Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…

Все уходят

Внеклассное мероприятие, посвященное дню снятия блокады города Ленинграда. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия "Дневник памяти"

Гарастюк Марина Станиславовна, учитель истории и обществознания МБУ СОШ № 49, г. Тольятти
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию сценарий для внеклассного мероприятия, посвящённого дню снятия блокады города Ленинград. Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию классным руководителям, заместителям директора по УВР.

Цель мероприятия: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти
Задачи:
1) приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
2) воспитать уважение к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, старшему поколению.
Форма мероприятия: патриотический «Огонек»
В основе мероприятия - страницы дневника Веры Инбер
Использованы произведения: О. Бергольц, Ю. Воронова, А. Гейнца и С. Данилова, Т. Зыковой, А. Розенбаума, Д. Эстрина.
Оборудование : мультимедийная презентация - аудио и видио сопровождение, фото блокадного Ленинграда.
Участники : учащиеся 9 - 11 классов
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня наше мероприятие проходит в форме «Дневника памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.
Звучит фрагмент из песни М. Бернеса «Слушай Ленинград»
Ученик № 1: В календаре много разных памятных дат, но для любого жителя Петербурга 8 сентября - день памяти, день скорби, день начала блокады. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал. Мы привыкли говорить 900 дней. Но подвиг города не нуждается в преувеличениях. Запомните это число - 872 дня.
Звучит фрагмент «Священная война»
Ученик № 2 :
1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.

Запись в дневнике от 8 сентября 1941 года:
«Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят - пурпурные, янтарные, лимонно-желтые...»
Ученик № 3 : 8 сентября в 7 часов вечера на город упали первые бомбы. Шесть с половиной тысяч зажигательных бомб - и это только в первую бомбежку. На командный пункт городского штаба противовоздушной обороны начали поступать первые сообщения о разрушениях, пожарах, жертвах, В первый день бомбежки было зарегистрировано 178 пожаров.
Фрагмент артиллерийского обстрела
Автор : Запись от 17.сентября 1941 года:
«Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк... до конца войны».
Ученик № 1 : Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны.
Ученик № 4 : Гитлер заявлял «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя… не позднее чем через 3 - 4 недели Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».
Ученик № 5 : Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера:"...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов…… Блокировать город Ленинград кольцом. Требований о капитуляции не выдвигать.
Ученик № 2 : Согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Ярость нацистов по отношению к Ленинграду была ужасающа.
Ученик № 5 : Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера: «…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Ученик № 6 : Характерный комментарий к этим планам дал Гейдрих в письме к рейхсфюреру СС Гиммлеру: «…Четкие распоряжения касательно городов Петербург и Москва не могут быть реализованы в действительности, если они изначально не будут исполняться со всей жестокостью».
1-й чтец:
В глазницы обугленных окон
Глядится холодный восход,
Молчат на проспекте широком
Автобусы, вмерзшие и лед,
Не сдавшиеся воле судеб
Застывшие автофургоны
С голодной надписью «Хлеб»... (М. Дудин)
Автор : Запись от 10.-11.09.41
«Когда машина обогнула площадь, внезапно нам открылись черные клубящиеся горы дыма, подсвеченные снизу пламенем. Все это громоздилось в небе, взбухало, пускало страшные завитки и отроги. Шофер повернулся и сказал глухо:
- Немец бомбы бросил и поджег продовольственные склады
.. Сгоревшие Бадаевские склады - центральная кладовая Ленинграда, его «продовольственное сердце». Зловещий дым, жирный, смолистый и тяжелый, - это были горящий сахар, мука, масло..»
2 - 3 чтец (читают по очереди).
Начинается проигрыш песни «Блокадный вальс»
Кто не был там, тот, слава Богу, не был.
Не видел сквозь рассвета пелену
Беззвучно умирающее небо
И город, распахнувшийся в войну.
Не страшен страх, рождающий удушье,
Клинком мороза жалящий поддых.
Страшней, когда привычно равнодушно
Проходишь мимо не своей беды.
Когда душа надорвалась, устала,
Когда глаза устали без конца
Смотреть, как надает с небес начало
Чьего-то неизбежного конца.
Кто не был там, тот не поймет, поверьте,
Как росчерк гари, вспухший в небосвод,
Срывает с неба маску тихой смерти.
И слава Господу, что не поймет.
Песня «Блокадный вальс»
Ученик № 2 : Не успели ленинградцы оправиться от первого испытания, как на следующий день немецкая авиация повторила массированную бомбардировку города. В этот налет наблюдателями было отмечено падение 1790 зажигательных и 35 крупных фугасных бомб. Затем в ход пошла дальнобойная артиллерия
Ученик № 3 :
12 сентября - первое сокращение норм выдачи населению продуктов. Первое, но не последнее... 11 сентября 1941 гола был произведен первый полный учет продовольствия. Результаты - более чем плачевные. Над городом в полный рост поднялся бледный цриарак голода. 20 ноября нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов, остальным 125. Но даже в том кусочке хлеба, который получал ленинградец, почти половину составляли заменители.
Метроном На экране появляется рецептура блокадного хлеба.
Ученик № 4 : И вдруг - по радио поздравление:
Ученик № 5 :
«Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй.
Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, её небывалое дыхание... И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник.
Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде - наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали ему вторгнуться в город. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много.
Да, нам сейчас трудно… Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим.. нет, не верим, - знаем - она будет! Может быть, товарищи, мы увидим наш сегодняшний хлебный паек, этот бедный, черный кусочек хлеба, в витрине какого-нибудь музея...»
Савченко Автор: Запись от 29 января 1942 года:
«Хлебозавод все же не прекратил работу, как мы этого боялись. Когда водопровод перестал работать, восемь тысяч комсомольцев - так же, как и все, ослабевшие от голода, озябшие, - стали конвейером от Невы до пекарских столов завода и подавали туда воду недрами из рук в руки.
Вчера у булочных очереди были громадные, хлеб привезли -только к вечеру Но всё же он был...»
Чтец :
Нет лекарств, чтоб голод укрощали
И пока он в городе везде,
Мы себе негласно запрещаем
Говорить друг с другом о еде.
А начнешь, - недобрый взгляд заметя,
Тут жс смолкнешь, будто шел на грех
К этому привыкли даже дети,
Хоть сегодня им труднее всех.
В разговорах я храню запреты
На еду, которой не забыл,
На супы, на каши и котлеты.
Но о них не думать - выше сил.
Ученик № 1 :
Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.
Ученик № 2 :
Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Звучит фрагмент Era
Ученик № 3 :
Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
Ученик № 6 :
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Зоя Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Ученик № 7 :
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Звучит фрагмент песни Матусовского
Ученик № 2 :
Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
Чтец
- Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Ученик № 5 :
Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работы. На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы.
Общие ямы... Зима была жестокая, морозы доходили до 30 и 40 градусов, 25 января из-за нехватки топлива, торфа замерли машины последней электростанции.
И в эту стужу город горел, горел от бомб и снарядов, от печек-буржуек.
Ученик № 3 :
Норма - «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - продолжала действовать до 25 декабря, когда хлебный паек начат потихоньку расти.
Чтец :
Скрипят, скрипят по Невскому полозья
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, - к вечеру добраться б.
Глаза бесстрастно смотрят в темноту
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу. (О. Бериольц)
Метраном.
Чтец :
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем то скажу, но они не услышат.
Спрошу - не ответят …
A в комнате - трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю: не встанут.
Я все понимаю …
Зачем же я хлеб натри части ломаю? (Ю. Воронов)
Звучит грустная мелодия.
Ученик № 6 :
Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».
Чтец :
Дорогой жизни шёл к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)
Ученик № 1 :
«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Ученик № 2 :
Первая блокадная весна входила в город медленно. Морозы держались долго. Улицы города не убирались всю зиму они были покрыты снежно-ледяным панцирем. Страшно выглядели дворы домов, заваленные золой, мусором, нечистотами.
Автор : Запись от 30 03.42:
«Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города: быть эпидемии или не быть". Вспыхнет какая-нибудь инфекция или нег? Дух замирает при мысли, что на Ленинград могут обрушиться тифы, дизентерии. У кого хватит сил перенести все это? И кто будет ухаживать за больными?
Весь город - все, кто только в силах держать лопату или лом, чистят улицы. А это все равно что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, торосы мусора, сталактиты нечистот. Есть много добровольцев.»
Ученик № 1 :
Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.
Звучит песня «В далеком, тревожном году»
Ученик № 3 :
Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
Ученик № 8 :
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда».
Ученик № 9 :
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
Ученик № 7 :
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Чтец :
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта? ..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта
И в этом нет беды, но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда. (Ю. Воронов)
Метроном
Звучит фрагмент песни «Дети войны»

Ученик № 2 :
И вот в Ленинграде, в тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью.
Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказал об этом по радио.
Фрагмент радиопередачи
29 марта 1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного Радиокомитета исполнял Седьмую симфонию.
Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостоковича.
Ученик № 1 :
И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали «Этот человек сильнее Гитлера...»
Чтец:
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
Хамзина
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…
Татарникова
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.

Чтец:
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:

Чтец:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Чтец:
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.
Чтец:
Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела оркестр –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
Запись от 24 мая 1942:
«В одноэтажном здании студенческой столовой теперь открыта «столовая усиленного питаниям». В каждом районе их несколько. Бледные, истощенные, слабые люди (дистрофия II степени) медленно бредут сюда, щурясь от весеннего света, как бы сами дивясь тому, что остались жить. Порой они садятся отдохнуть, подставив под солнечные лучи обнаженную до колена ногу или засучив по локоть рукав: солнце лечит цинготные язвочки.
Но среди ленинградцев есть и такие, которые уже не ходят, не в состоянии двигаться (дистрофия III степени). Они неподвижно лежат в своих промерзших за зиму квартирах, куда не в силах пробиться весна. В такие квартиры идут молодые врачи, студенты медвузов, медсестры…»
Ученик № 4 : 1943 год.
12 января началась операция «Искра». Операция по прорыву блокады.
Чтец :
О дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
В сияю ш их слезах твое лицо.
Пусть эти слезы сердце успокоят …
А на врагов - расплавленным свинцом
Пускай падут они в минуты боя
За все, за всех, задушенных кольцом.
За девочек, по-старчески печальных,
У булочных стоявших, у дверей,
За трупы их в пикейных одеяльцах,
За страшное молчанье матерей... (О. Берггольц)

Звучит фрагмент «Адажио»

Ученик № 5 : Такого Ленинград еще не видел и не переживал за всю предшествующую историю блокады... Если по отношению к обстрелу употребимо слово «рекорд», то можно сказать, что летом 1943 года фашистская артиллерия побила все рекорды обстрелов. В июле продолжительность обстрела составляла 9 часов 14 минут в день. И так месяц за месяцем.
Ученик № 1 :
В октябре служба противовоздушная оборона была вынуждена нанести на стены Ленинградских домов 1300 надписей: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Ученик № 4:
Тихим и хмурым утром 14 января жители города были ошеломлены мощьным гулом, доносившимся с юго-запада. В это время на позиции фашистов обрушились артиллерийские залпы 14 тысяч стволов. В воздух поднялись больше 1200 самолетов. Части второй ударной армии, взламывали вражескую оборону.
Звучит фрагмент из передачи по радио Левитан о прорыве
Автор : Запись от 27 января 1944:
«Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все»
Звучит стихотворение в исполнении Воронова
Учитель :почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во время блокады Ленинграда (Звучит Реквием)