Тема произведения моцарт и сальери. В чем состояла обида и зависть Сальери к Моцарту? Урок внеклассного чтения

Герои и проблематика трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

«Маленькие трагедии» посвящены изображению души человека, захваченной всепоглощающей и разрушительной страстью скупостью («Скупой рыцарь»), завистью («Моцарт и Сальери»), чувственностью («Каменный гость»). Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан незаурядные, мыслящие, сильные натуры. Именно потому внутренний конфликт каждого из них окрашен ПОДЛИННЫМ трагизмом.

Страсть, сжигающая душу Сальери («Моцарт и Сальери»), зависть. Сальери «глубоко, мучительно» завидует своему гениальному, но беспечному и смешливому другу Моцарту. Завистник с отвращением и душевной болью открывает в себе это чувство, прежде ему несвойственное:

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Природа этой зависти не вполне понятна самому герою. Ведь это не зависть бездарности к таланту, неудачника к баловню судьбы. «Сальери великий композитор, преданный искусству, увенчанный славой. Его отношение к творчеству самоотреченное служение. Однако в преклонении Сальери перед музыкой есть что-то страшное, пугающее. В его воспоминаниях о юношеской поре, о годах ученичества мерцают почему-то образы смерти:

Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию.

Эти образы возникают не случайно. Сальери утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, утратил саму любовь к жизни, поэтому служение искусству видится ему в мрачных, суровых красках. Творчество, считает Сальери, - удел избранных и право па него надо заслужить. Лишь подвиг самоотречения открывает доступ в круг посвященных творцов. Всякий, кто понимает служение искусству иначе, посягает на святыню. В беспечной веселости гениального Моцарта Сальери видит, прежде всего, глумление над тем, что священно. Моцарт, с точки зрения Сальери, «бог», который «недостоин сам себя».

Душу завистника сжигает и другая страсть гордыня. Он глубоко чувствует обиду и ощущает себя суровым и справедливым судьей, исполнителем высшей воли: «...я избрал, чтоб его остановить...». Великие творения Моцарта, рассуждает Сальери, в конечном счете, губительны для искусства. Они будят в «чадах праха» лишь «бескрылое желанье»; созданные без усилий, они отрицают необходимость подвижнического труда. Но искусство выше человека, и потому жизнь Моцарта должна быть принесена в жертву «не то мы все погибли».

Жизнь Моцарта (человека вообще) ставится в зависимость от «пользы», которую он приносит прогрессу искусства:

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство?

Так самая благородная и гуманистическая идея искусства используется для обоснования убийства.

В Моцарте автор подчеркивает его человечность, жизнерадостность, открытость миру. Моцарт рад «нежданной шуткой угостить» своего друга и сам искренне хохочет, когда слепой скрипач «угощает» Сальери своим жалким «искусством». Из уст Моцарта естественно звучит упоминание об игре на полу с ребенком. Его реплики легки и непосредственны, даже когда Сальери (почти не шутя!) называет Моцарта «богом»: «Ба право? может быть... Но божество мое проголодалось».

Перед нами именно человеческий, а не жреческий образ. За столом в «Золотом Льве» сидит жизнелюбивый и ребячливый человек, а рядом с ним тот, кто говорит о себе: «...мало жизнь люблю». Гениальный композитор играет свой «Реквием» для друга, не подозревая, что друг станет его палачом. Дружеская пирушка становится пиром смерти.

Тень рокового пира мелькает уже в первом разговоре Моцарта с Сальери: «Я весел... Вдруг: виденье гробовое...». Предсказано появление вестника смерти. Но острота ситуации состоит в том, что друг и есть вестник смерти, «виденье гробовое». Слепое поклонение идее превратило Сальери в «черного человека», в Командора, в камень. Пушкинский Моцарт наделен даром интуиции, и потому его томит смутное предчувствие беды. Он упоминает о «черном человеке», заказавшем «Реквием», и неожиданно ощущает его присутствие за столом, а когда с уст Сальери срывается имя Бомарше, тотчас вспоминает о слухах, пятнавших имя французского поэта:

Ах, правда ли, Сальери,

Что Бомарше кого-то отравил?

В этот момент Моцарт и Сальери как бы меняются местами. В последние минуты своей жизни Моцарт на миг становится судьей своего убийцы, произнося снова, звучащие для Сальери приговором:

Гений и злодейство

Две вещи несовместные.

Фактическая победа достается Сальери (он жив, Моцарт отравлен). Но, убив Моцарта, Сальери не смог устранить источник своей нравственной пытки зависть. Глубинный се смысл открывается Сальери в момент прощания с Моцартом. Тот гений, ибо наделен даром внутренней гармонии, даром человечности, и потому ему доступен «пир жизни» беспечная радость бытия, способность ценить мгновение. Сальери этим дарам жестоко обделен, поэтому его искусство обречено па забвение.

Трагедия «Моцарт и Сальери» входит в число камерного цикла драматических произведений А.С.Пушкина, который сам автор назвал «Маленькие трагедии». Написанные в 1830-м году, они поднимали философско-нравственные проблемы, которые были важны для поэта и его близкого окружения: вызов судьбе, противопоставление чувств любви ханжеской морали общества в «Каменном госте»; разрушающая власть денег в «Скупом рыцаре»; человеческая и божественная природа гения, ответственность его за свои дела и произведения в «Моцарте и Сальери»; нежелание смеряться перед обстоятельствами, протест против фатализма в жизни в «Пире во время чумы».

«Моцарт и Сальери»

Трагедия «Моцарт и Сальери», краткое содержание которой можно свести к небольшому пересказу - философски глубоко насыщенное произведение. Автор рассматривает в нём такие важнейшие для каждого истинно талантливого деятеля искусства вопросы, как, может ли гений творить зло и останется ли он после этого гением. Что должно нести искусство людям? Может ли гений в искусстве позволить себе быть обыкновенным, несовершенным человеком в повседневной жизни, и многие другие. Потому, сколько бы раз не перечитывалось в оригинале «Моцарт и Сальери», краткое содержание этого драматического произведения, для вдумчивого читателя всегда найдётся, над чем поразмыслить.

В основу трагедии положены слухи о том, что композитор из зависти отравил гениального Моцарта. Прямых доказательств, конечно, этого преступления нет. Но не это важно Пушкину. Беря столь спорный детективный сюжет, поэт заостряет своё и наше внимание на другом: почему Сальери решает прервать жизнь своего гениального друга? или нечто другое? Можно ли соотнести гения и ремесленника? С первого прочтения «Моцарт и Сальери», краткое содержание трагедии ответа, конечно, не даёт. В Пушкина нужно вдуматься!

Итак, Сальери. Мы знакомимся с ним в самом начале произведения. Уже в годах, обласканный славой, он вспоминает о своих первых шагах в музыке. В юности, чувствуя в себе талант, он, тем не менее, не смеет поверить в себя, старательно изучает творчество великих музыкантов и подражает им, постигает «гармонию алгеброй», не творя вдохновенно музыку, согласно полёту своей души и фантазии, как это сделал бы гений, а «разнимая её, как труп», на составляющие, подсчитывая ноты и их вариации в каждом аккорде и звуке. И лишь только тщательно изучив теорию, механизмы создания музыки, её правила, Сальери сам начинает сочинять, многое сжигая, что-то, после придирчивой критики, оставляя. Постепенно он становится известен, признан. Но свою славу композитор «выстрадал»: сочинительство для него - тяжкий труд. Он сам понимает, что не Мастер - подмастерье в Великом Искусстве. Но у него нет зависти к тем, кто более знаменит и талантлив, ибо герой знает: его современники добились славы на музыкальном поприще тоже благодаря тяжкому, кропотливому труду. В этом они равны.

Иное дело Моцарт, «гуляка праздный». Он сочиняет гениальные вещи легко, шутя и, словно бы смеясь над той философией творчества, которую столь долго вынашивал и создавал для себя Сальери. Молодому гению чужд сальеривский аскетизм, строжайшая самодисциплина и боязнь отойти от признанных канонов в искусстве. Моцарт творит, как дышит: естественно, согласно природе своего таланта. Пожалуй, это более всего возмущает Сальери.

«Моцарт и Сальери», краткое содержание его, сводятся, по сути, к внутреннему спору Сальери с самим собой. Герой решает дилемму: нужен ли искусству Моцарт? Готово ли сейчас время воспринимать и понимать его музыку? Не слишком ли тот гениален для своей эпохи? Недаром Антонио сравнивает Моцарта с ангелом, светлым херувимом, который, прилетев на землю, будет служить людям упрёком в их несовершенствах. Моцарт, задав своим творчеством определённую эстетическую и этическую планку, с одной стороны, поднимает искусство и души людей к новым высотам, с другой - показывает, чего стоят нынешние композиторы и их творения. Но готовы ли самолюбивые посредственности или просто люди не слишком талантливые признать за кем-то пальму первенства? Увы, нет! Пушкин сам оказывался в подобной ситуации не раз, намного опережая своё время. Потому даже краткое содержание «Моцарт и Сальери» помогает понять, чем жил поэт, что волновало его в период создания трагедии.

К Сальери приходит Моцарт. Он хочет показать другу новую «вещицу», которую сочинил недавно, а заодно «угостить» его шуткой: проходя мимо трактира, Вольфганг услышал, как нищий скрипач играет его мелодию, нещадно фальшивя. Подобное исполнение показалось гению забавным, и он решил развеселить Сальери. Однако тот шутку не принимает и прогоняет исполнителя, бранит Моцарта, упрекая, что он не ценит свой талант и вообще недостоин сам себя. Моцарт исполняет мелодию, сочинённую недавно. И Сальери в ещё большем недоумении: как можно, сочинив столь замечательную мелодию, обращать внимание на фальшивые пассажи доморощенного скрипача, находить их забавными, а не оскорбительными. Неужели он не ценит себя, свою гениальность? И вновь возникает тема возвышенной природы истинного искусства: Сальери сопоставляет друга с Богом, который не догадывается о своей божественности. В конце сцены приятели договариваются вместе пообедать, и Моцарт уходит.

При чтении трагедии «Моцарт и Сальери», анализ следующей сцены сводится к тому, как, какими аргументами Сальери убеждает себя в необходимости оборвать жизнь гениального товарища. Он считает, что без Моцарта искусство только выиграет, что композиторы получат возможность писать музыку в силу своих скромных талантов и без оглядки на великого современника. Т.е., погубив Вольфганга, Сальери окажет неоценимую услугу искусству. Для этого Антонио решает воспользоваться ядом, полученным в дар от былой возлюбленной.

Последняя сцена - в трактире. Моцарт рассказывает другу о каком-то странном визитёре, чёрном человеке, который его преследует в последнее время. Затем речь заходит о Бомарше, таком же, как и Моцарт, гениальном человеке, драматурге с ярким, искромётным талантом и полной свободой в творчестве. Был слух, что Бомарше отравил кого-то, но Моцарт в это не верит. По его словам, злодейство и гениальность не смогут сосуществовать в одном человеке. Гений может быть только воплощением Добра и Света, Радости, а потому не может нести в мир Зло. Он предлагает выпить за них троих, собратьев по Свету - Сальери, Бомарше и его, Моцарта. Т.е. Вольфганг считает Антонио своим единомышленником. А Сальери бросает ему в бокал с вином яд, Моцарт пьёт, искренне полагая, что рядом с ним сердце такое же искреннее и большое, как и у него.

Когда Моцарт играет «Реквием», не зная даже, что, по сути, это поминальная месса по нему самому, Сальери плачет. Но это не слёзы раскаяния и боли за друга - это радость от того, что долг выполнен.

Моцарту плохо, он уходит. А Сальери размышляет: если прав Моцарт, то он не гений, ведь он совершил злодейство. Но ведь знаменитый Микеланджело тоже, как говорят, убил своего натурщика. Однако суд времён признал его гениальность. Значит он, Сальери, всё же гений? А если про Буанаротти всё выдумки глупой толпы, если скульптор не убивал никого? Тогда Сальери - не гений?

Финал трагедии открыт, за ним, как это часто бывает у Пушкина, «бездна пространства», и каждый должен решить сам, чью точку зрения, Сальери или Моцарта, признать за истину.

. « Моцарт и Сальери»

Проблема « гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Тема и цель урока

сообщение темы урока;

проблемный вопрос;

постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).

III. Объяснение нового материала

1. Из истории создания «Маленьких трагедий»

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)

В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

В письме Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» – такие названия хотел дать своим пьесам, подчеркивая их отличие от традиционных.

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

гордость , презирающая всех;

жадность , не дающая человеку и минуты подумать о духовном;

зависть , доводящая до злодеяния;

чревоугодие , не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;


гнев , вызывающий страшные разрушительные действия.

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

В «Каменном госте » по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы » – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

2. Тема трагедии « Моцарт и Сальери»

– Какая же тема раскрыта в трагедии « Моцарт и Сальери»? (В « Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.)

Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

3. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.

«Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.

Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой фрагмент)

С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та-рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.

– Почему заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)


Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра? (Маленькие - потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии - потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.)

Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги - искусство - любовь - смерть.) С каких позиций автор решает эти вопросы?

Как связать конкретно-исторические реалии времени, изображенного в трагедиях, с эпохой Пушкина и с проблемами наших дней?

Вопросы и задания для обсуждения трагедии « Моцарт и Сальери»

К сцене I:

1. Прочитайте первый монолог Сальери. Прав ли он, считая, что гениальность - награда за длительный и упорный труд? Взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

2. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача?

3. Каково отношение Моцарта и Сальери к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни? Как каждый из них представляет гармонию жизни?

4. Почему Сальери отделяет в своем сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека? Как это характеризует его самого?

5. Прочитайте второй монолог Сальери в конце I сцены. Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте свое мнение.

К сцене II:

1. Каков душевный настрой Моцарта в сцене в трактире? Какие образы-символы связаны с его внутренним состоянием? (Человек, одетый в черном - мой черный человек - как тень - он с нами сам-третей сидит.)

2. В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство - две вещи несовместные»?

3. Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: «За твое здоровье, друг...» - и реплику Сальери: «Ты выпил!.. без меня?..»

4. Прочитайте последний монолог Моцарта. Почему он считает, что если бы все чувствовали «силу гармонии», как Сальери, то «перестал бы мир существовать»?

5. В чем, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира? Как его мысль о гениях, избранниках, «пренебрегающих презренной пользой», можно связать с эстетической позицией творчества Пушкина?

6. Почему трагедия заканчивается вопросом Сальери о якобы злодействе Микеланджело?

Выводы урока. Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность - дар свыше, гениальность - спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Никакой смертный человек не может карать и миловать по своему усмотрению даже во имя искусства, т. е. негуманно осмелиться взять на себя функции высшего разума, пытаться переделать созданное Всевышним, потому что мир изначально устроен гармонично и разумно. Финал трагедии утверждает правду Моцарта и замыкает ее содержание в логическое и композиционное кольцо. Трагедия начинается с утверждения о том, что «нет правды на земле, но нет ее и выше», и заканчивается словом «неправда». Главный довод Сальери в свою пользу о том, что создатель Ватикана был убийцей, уже не утверждение, а вопрос. Сальери уже не оплот ортодоксальности и незыблемости в своих суждениях. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть символом. Он изменился, что для него равносильно смерти. Поэтому в финале гибнет не только Моцарт, но и Сальери, который жил только осознанием своей непререкаемой праавоты. Это еще более усиливает трагедийность финала и сближает пьесу по накалу страстей с античными трагедиями

Дом задание: Зависть - явление крайне страшное. Как с ней бороться. Попробуйте поразмышлять над этой проблемой. Напишите свои рецепты.

из дневников Георгия Свиридова (продолжение)

«О зависти Сальери к Моцарту»

Её причина. Чаще говорят, что в профессиональной зависти меньшего таланта к более крупному. Это не совсем верно. Дело совсем в ином. Не завидует же Сальери Гайдну, великому композитору, напротив, упивается «дивным восторгом», слушая его музыку, и наслаждается ею, как гурман, как избранный (вот в чём дело!), не разделяя своего восторга с толпой низких слушателей.

Не завидует же он Великому Глюку, новатору, направившему музыку по новому, дотоле неизвестному пути, и Сальери бросает свою дорогу и идёт за ним смело, убеждённо и без колебаний. Не завидует он и грандиозному успеху Пуччини, кумиру Парижа.

(Его возмущение вызывает слепой скрипач.)

Народность Моцарта – вот с чем он не может помириться. Народность Моцарта, вот что вызывает его негодование и злобу. Музыка для избранных, ставшая и музыкой народной.

Вот что вызывает гнев и преступление Сальери. Чужой - народу, среди которого он живёт, безнациональный гений, становящийся злодеем для того, чтобы утвердить себя силой, устраняя связующее звено между искусством и коренным народом.

Стремление утвердить себя (своё творчество) силой, не останавливаясь перед злодейством, это мы видим на каждом шагу, и особенно много этого в наши дни, когда художественное творчество стало важной частью общественного сознания.

Борьба с Моцартом - это борьба с национальным гением. Шопен, Есенин, Лорка, Петефи.

Это не значит, что Моцарт всё это осознаёт. В противовес Сальери он мало рационалистичен в истоках творчества , поёт, как птица, вдохновение занимает громадное место, божественный дар вдохновенной мелодии, чему никогда нельзя никак научиться, что даётся от природы, от Бога . Вот на него-то и сетует несчастный Сальери в первых словах пьесы.

«Хованщина»

Народ - стихийный носитель веры, воплощение Правды и Любви .

Мусоргский - композитор-Христианин. Мусоргский всегда был врагом самодовлеющего эстетизма. Глубочайшее религиозное сознание. Незыблемые нравственные основы, всё судится с высоты Христианства, без всякой назидательности, терпимость, свет любви и правды.

Творчество М[усоргского] бесконечно глубоко и разнообразно. В нем причудливо сцеплены сложные вопросы национального бытия, кипят, бушуют могучие социальные страсти, борются крупные и разнообразные характеры, богатство народного быта, бесконечное разнообразие чувств. Но доминирующей идеей является религиозная идея, вера - как идея жизни, тайный смысл существования нации. Борьба народа, стихийного носителя веры, с безбожным Государством или Преступной Властью.

Мусоргский - чужд рабской зависимости от культурной гегемонии Запада, будучи притом человеком с весьма развитым и разнообразным слуховым опытом, совсем не чуждым современной ему Европейской музыки.

Вообще, демоническое, злое исходит из находящегося рядом инорелигиозного начала, что характерно для России – христианской страны, сопредельной со странами ислама. То же наблюдается, например, в искусстве западных славян, сербов, болгар, а с другой стороны, в Испании.

В России же это всё осложнено и противопоставлением православного, византийского – европейскому, римско-католическому.

У Глинки в «Иване Сусанине» - противопоставление национальных стихий: русской и польской. («У одного дышит (слышен) раздольный мотив русской песни, у другого - опрометчивый мотив мазурки» - Гоголь Н.В.)

У Мусоргского в «Борисе» и в «Хованщине» противопоставление русского и европейского (польского и немецкого) лишено собственно национальных черт, а уходит в глубину религиозного сознания.

Зло уходит корнями в иноверчество.

Романсы Глинки, наряду с симфоническими миниатюрами, область наивысшего художественного совершенства композитора.

Здесь - всё поэзия, точна и нужна каждая нота и ни одной лишней. Здесь чувствуется ещё близость эпохи Моцарта, Пушкина , эпохи предреволюционной, высшее совершенство, гармония, когда дальше уже некуда идти по линии совершенствования. Такое обыкновенно бывает перед крупными историческими потрясениями, которые вызывают к жизни новые формы искусства, которые, в свою очередь, стремятся достигнуть некоего совершенства, и так до бесконечности. Стремление человека навеки запечатлеть себя в произведении искусства, навеки оставить себя, является его ответом на бессознательную, всегда живущую в нем мысль о смерти.

Урок внеклассного чтения


Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин « Моцарт и Сальери»

Проблема « гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.
Ход урока I. Орг.момент II. Тема и цель урока сообщение темы урока; проблемный вопрос; постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты). III. Объяснение нового материала 1. Из истории создания «Маленьких трагедий» (лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией) В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий». Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» – такие названия хотел дать своим пьесам А. С. Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных. Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами. В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:
гордость
, презирающая всех;
жадность
, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
зависть
, доводящая до злодеяния;
чревоугодие
, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
гнев
, вызывающий страшные разрушительные действия. В
«Скупом рыцаре»
отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «
Каменном госте
» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями. «
Пир во время чумы
» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти. 2.
Тема трагедии « Моцарт и Сальери»
– Какая же тема раскрыта в трагедии « Моцарт и Сальери»? (В « Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.) Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.
3
. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.
Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825). Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери. Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др. «Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным. Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой фрагмент) С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та- рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др. Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта. – Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.) Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра? (Маленькие - потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии - потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.) Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги - искусство - любовь - смерть.) С каких позиций автор решает эти вопросы? Как связать конкретно-исторические реалии времени, изображенного в трагедиях, с эпохой Пушкина и с проблемами наших дней?
Вопросы и задания для обсуждения трагедии « Моцарт и Сальери»

К сцене I:
1. Прочитайте первый монолог Сальери. Прав ли он, считая, что гениальность - награда за длительный и упорный труд? Взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
2. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача? 3. Каково отношение Моцарта и Сальери к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни? Как каждый из них представляет гармонию жизни? 4. Почему Сальери отделяет в своем сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека? Как это характеризует его самого? 5. Прочитайте второй монолог Сальери в конце I сцены. Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте свое мнение.
К сцене II:
1. Каков душевный настрой Моцарта в сцене в трактире? Какие образы-символы связаны с его внутренним состоянием? (Человек, одетый в черном - мой черный человек - как тень - он с нами сам-третей сидит.) 2. В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство - две вещи несовместные»? 3. Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: «За твое здоровье, друг...» - и реплику Сальери: «Ты выпил!.. без меня?..» 4. Прочитайте последний монолог Моцарта. Почему он считает, что если бы все чувствовали «силу гармонии», как Сальери, то «перестал бы мир существовать»? 5. В чем, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира? Как его мысль о гениях, избранниках, «пренебрегающих презренной пользой», можно связать с эстетической позицией творчества Пушкина? 6. Почему трагедия заканчивается вопросом Сальери о якобы злодействе Микеланджело?
Выводы урока.
Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность - дар свыше, гениальность - спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Никакой смертный человек не может карать и миловать по своему усмотрению даже во имя искусства, т. е. негуманно осмелиться взять на себя функции высшего разума, пытаться переделать созданное Всевышним, потому что мир изначально устроен гармонично и разумно. Финал трагедии утверждает правду Моцарта и замыкает ее содержание в логическое и композиционное кольцо. Трагедия начинается с утверждения о том, что «нет правды на земле, но нет ее и выше», и заканчивается словом «неправда». Главный довод Сальери в свою пользу о том, что создатель Ватикана был убийцей, уже не утверждение, а вопрос. Сальери уже не оплот ортодоксальности и незыблемости в своих суждениях. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть символом. Он изменился, что для него равносильно смерти. Поэтому в финале гибнет не только Моцарт, но и Сальери, который жил только осознанием своей непререкаемой праавоты. Это еще более усиливает трагедийность финала и сближает пьесу по накалу страстей с античными трагедиями
Дом задание:
Зависть- явление крайне страшное. Как с ней бороться. Попробуйте поразмышлять над этой проблемой. Напишите свои рецепты.