Значение нервной системы каждый орган таблица. Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы". Значение периферической нервной системы

Нервная система - это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Значение нервной системы:

Поддержание постоянства состава внутренней среды организма.

Согласование работы органов.

Распознавание внешней обстановки для удовлетворения потребностей. Ореинтация во внешней среде обитания.

Обеспечение сознательной регуляции поведения. Психика - речь, мышление, социальное поведение.

Строение нервной системы человека схема

Нервная система человека делится на центральную нервную систему (включает в себя головной и спинной мозг) и на периферическую нервную систему (включает в себя нервные окончания, нервы, нервные узлы).

скопления длинных отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

Чувствительные нервы

образованы дендритами чувствительных нейронов.

Двигательные нервы

образованы аксонами двигательных нейронов.

Смешанные нервы

образованы и аксонами и дендритами.

Нервные узлы

скопления тел нейронов вне центр лъной нервной системы.

Рецепторные нервные окончания

концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражения и преобразуют их в нервный импульс.

Эффекторные нервные окончания

концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.

Нервный импульс

электрический сигнал, распростр няющийся по клеточным мембранам.

Серое вещество

это тела нейронов.

Белое вещество

это отростки нейронов

Возбуждение

включение клетки в работу.

Торможение

угнетение работы клеток.

Функциональное деление нервной системы

Функцционально нервная система делится на Соматическую (подчинена воле человека) и Автономную (вегетативную, которая не подчинена воле человека). Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, ее двигательные центры находятся в коре головного мозга. Автономная или вегетативная нервная система регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов и сердца. Ее вегетативные центры находятся в гипоталамусе.

Вегетативная система в свою очередь делится на симпатическую и парасимпатическую системы. Симпатическая система включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии. Парасимпатическая система способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха.

_______________

Источник информации:

Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Резанова Е.А. Биология человека. В таблицах и схемах./ М.: 2008.

МОУ Большекарайская СОШ им. Н.Ф.Сосина

Открытый урок по биологии в 8 классе

«Строение и значение нервной системы».

Подготовила и провела

учитель химии и биологии

Мухортова Т.Е.

2015 -2016 учебный год.

Строение и значение нервной системы.

«Собраться вместе - это начало.

Держаться вместе - это прогресс.

Работать вместе - это успех»

Генри Форд.

Цель : изучить строение и функции нервной системы человека

Задачи:

1. Образовательная

Повторить определения биологических понятий.

    1. Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

      2. Развивающая

Оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

3. Воспитательная

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее - особенное- единичное, причина – следствие.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: таблицы, микроскоп, готовые препараты, презентация.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Биологический диктант. (самопроверка)

Учащиеся должны дать определение следующим понятиям:

I вариан т: II вариан т:

рудименты; атавизм;

раса; расизм;

ткань; орган;

железы внутренней гормоны.

секреции.

1) Рудименты – органы человека, со временем утратившие свое значение, хотя и сохранившиеся полностью или частично.

2) Атавизмы – появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

3) Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также обычаями и традициями.

4) Расизм – антинаучная теория, утверждающая существование высших и низших рас, оправдывающая господство одних народов над другими.

5) Ткань – группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.

6) Орган – часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая определенную форму и строение и выполняющая определенную функцию.

7) Железы внутренней секреции – железы, выделяющие свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.

8) Гормоны – это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

III. Изучение нового материала.

1.Гармоничную музыку слушать приятнее. От дирижера же зависит слаженная игра музыкантов оркестра. В чём состоит важнейшая задача дирижера?

(В объединении звуков музыкальных инструментов, их согласованной работе.)

Наш организм тоже можно сравнить с оркестром, а вот какая его система выполняет роль дирижера?(нервная)

Ее роль похожа на работу дирижера. Для чего же нужна нам нервная система?( Для объединения систем органов организма, их согласованной работы.) Возможна ли согласованная работа нашего организма без участия этой системы?(нет)

Прочитайте о пределение дирижера из гуманитарного словаря.

(Дирижёр (от франц. diriger - управлять, руководить) - музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук.)

Давайте вместе с вами попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия, а помогут нам в этом наши знания о роли нервной системы и определение, которое лежит перед вами, ведь роль дирижера в оркестре и роль нервной система похожи.

Как осуществляется нервная регуляция нашего организма?(слайд 1)

Что мы должны сделать с вами для решения этой проблемы? (Должны выяснить строение и принцип работы нервной системы в организме человека . Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.)

А как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия?

Надеюсь, что слова Г. Форда, будут как нельзя лучше отражать наш сегодняшний настрой и слаженную работу. (слайд 2)

2. Любому живому организму, в том числе и человеку, сложно существовать в постоянно изменяющемся мире, любые действия должны быть отрегулированы и скоординированы. Какой системе принадлежит ведущая роль в этом процессе?

Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности (речи, мышления, сложных форм социального поведения

3. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника на с. 53.

5. Беседа по прочитанному материалу.

Как можно подразделить нервную систему по топографическому (месторасположению )признаку?

(По топографическому(месторасположению)признаку нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Центральная нервная система = головной мозг + спиной мозг. Периферическая нервная система = нервы + нервные узлы + нервные окончания.)

Как подразделяется нервная система по функциональному признаку?

(По функциональному признаку нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную).)

Дайте характеристику соматической и вегетативной нервной системы.

(Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи, скелетных мышц и стимулирует сердечную деятельность. Вегетативная нервная система иннервирует все внутренние органы.)

Очень сложно устроена вегетативная нервная система, для чего нам необходим симпатический и парасимпатический отдел?(Симпатическая регуляция преобладает когда человек находится в активном состоянии, парасимпатическая когда в покое)

Как результат изучения данной части нового материала учитель предлагает выполнить в схему в тетради.

Схема 1

Схема 2

Слайд3,4,5

Физминутка.

Дыхание «оживляющее нервы»:

    исходное положение: стоя, руки опущены;

    сделайте полный вдох;

    задержите дыхание;

    сожмите руки в кулаки;

    медленно поднимите руки через стороны вверх;

    оставайтесь в этом положении пока хватит воздуха;

    медленно выдыхая, опустите руки;

При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Какая нервная система командовала работой наших мышц во время физминутки? (соматическая)(слайд 7)

Какой тканью образована нервная система?

(Основной тканью нервной системы является нервная ткань.) слайд 8

Как устроена нервная ткань?

(Нервная ткань состоит из основных нервных клеток – нейронов и вспомогательных клеток – нейроглии.)

Расскажите о строении нейрона. (слайд 9)

(Нейрон = тело + отростки. Отростки бывают двух типов: аксон – длинный, слабоветвящийся, покрытый белой миелиновой оболочкой, один у нервной клетки; дендриты – короткие сильноветвящиеся, несколько у нервной клетки.)

Чем представлено серое и белое вещество нервной системы?

(Серое вещество нервной системы – это скопление тел нейронов. Белое вещество нервной системы – это отростки нейронов.)

Подводя итог данной части урока, учитель предлагает изобразить в тетради схему.

Схема 3

(слайд 10)

Учитель продолжает беседу по прочитанному учащимися тексту.

Как классифицируются нейроны согласно выполняемым ими функциям?

(Нейроны бывают: чувствительные, вставочные, двигательные.)

Какие функции они выполняют?

(Чувствительные нейроны проводят импульсы от поверхности тела и внутренних органов к мозгу. Вставочные нейроны анализируют информацию и «принимают решения». Двигательные – проводят импульсы – команды от головного и спинного мозга к рабочим органам (мышцам и железам).

В завершение учащиеся изображают в тетради схему.

Схема 4

Учитель . Уже из курса 6 класса вам известно о рефлекторном принципе работы нервной системы.

Вспомните, что такое рефлекс. (Слайд 11)

(Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.)

Какие рефлексы вам известны? Приведите примеры. (слайд13)

(Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому их еще называют врожденными. Например, коснувшись горячего утюга, мы резко, не задумываясь, даже еще не почувствовав боли, отдергиваем руку. Сосательный, глотательный, хватательный – все это примеры безусловных рефлексов. Условные рефлексы – это рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, если человек неоднократно употреблял в пищу лимон, то через некоторое время у него выработается условный рефлекс – сильное слюноотделение – только при виде этого фрукта.)

Что называется рефлекторной дугой? (слайд 12)

(Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.)

(Учащиеся изображают схему рефлекторной дуги, используя рисунок на с. 57 учебника.)

Схема рефлекторной дуги:

1 – рецепторы;

2 – чувствительный (афферентный, или сенсорный) нейрон;

3 – вставочный (промежуточный) нейрон;

4 – двигательный (эфферентный, или моторный) нейрон;

5 – окончания двигательного нейрона, расположенные в рабочем органе (мышце, или железе).

Какими бывают рефлекторные дуги?

(Рефлекторные дуги бывают простыми и сложными. Простая рефлекторная дуга состоит из трех нейронов: чувствительного, вставочного и двигательного. Сложные рефлекторные дуги состоят из многих нейронов.)

Вспомним проблему нашего сегодняшнего урока. Сможем ли мы теперь ее решить?(слайд 14)

( Нервная регуляция осуществляется посредством нервной системы

Она осуществляется быстро, с направленностью сигнала к определенному адресату. Нервной регуляции подлежат соматические и вегетативные функции организма. Основной принцип нервной регуляции - рефлекс.)

Рефлексия. (слайд 15)

    На уроке я работал…

    Своей работой на уроке я…

    Урок для меня показался…

    За урок я…

    Мое настроение...

    Материал урока мне был…

    Домашнее задание мне кажется…

Учитель . А теперь заслушаем небольшое сообщение об эволюции нервной системы у животных.

Сообщение учащегося .

Первые животные, населявшие Землю, не имели организованной нервной системы. Лишь в ходе эволюции нервная система постепенно усложнилась.

У губок, очень примитивных животных, есть только отдельные нервные клетки, то есть они, по сути, лишены того, что подразумевается под нервной системой.

На следующей ступени эволюции животные были оснащены очень простой нервной системой, образованной цепочкой из нейронов, соединенных между собой, но без мозга (например, как у морских звезд и плоских червей).

На более высокой ступени развития у животных появились хорошо развитые нервные узлы и ганглии.

Одна или несколько увеличившихся в объеме ганглий образовали мозг.

Наиболее развитые животные – позвоночные (млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии и рыбы). У них самая сложная по сравнению с другими живыми существами нервная система, очень большой мозг, способный чутко реагировать на внешнюю среду.

Вопросы :

1) Есть ли нервная система у губок?

2) Что представляет собой нервная система плоских червей?

3) Вспомните, у каких животных появляются нервные узлы. (У кольчатых червей, моллюсков, членистоногих.)

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 54–59;. Желающий готовит сообщение о роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах. (слайд 16)

Литература.

1) Биология. Поурочный планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина Биология «Человек» 8 класс. Волгоград 2012.

2)Биология человека в таблицах и схемах. Н.Ф. Бодрова. Воронеж 2012.

3)Физиология человека. Под ред. И. М. Серопегина. Государственное издательство «ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ». Москва 1961.

4) рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина Биология «Человек» 8 класс. Дрофа 2013.

Значение нервной системы в организме человека огромное. Ведь она ответственна за взаимосвязь между каждым органом, системами органов и функционированием человеческого организма. Деятельность нервной системы обусловлена следующим:

  1. Установлением и налаживанием взаимосвязи между внешним миром (социальной и экологической средой) и организмом.
  2. Анатомическим проникновением в каждый орган и ткань.
  3. Координированием каждого обменного процесса, протекающего внутри организма.
  4. Управлением деятельностью аппаратов и систем органов, объединяя их в одно целое.

Значение нервной системы человека

Для того чтобы воспринимать внутренние и внешние раздражители нервная система имеет сенсорные структуры, находящиеся в анализаторах. Эти структуры включат в себя определенные устройства, способные воспринимать информацию:

  1. Проприорецепторы. Они собирают всю информацию, касающуюся состоянием мышц, костей, фасций, суставов, наличия клетчатки.
  2. Экстерорецепторы. Располагаются в коже человека, органах чувств, слизистых оболочках. Способны воспринимать раздражающие факторы, полученные из окружающей внешней среды.
  3. Интерорецепторы. Расположены в тканях и внутренних органах. Ответственны за восприятие изменений биохимического характера, полученных из внешней среды.

Основное значение и функции нервной системы

Важно отметить, что с помощью нервной системы осуществляется восприятие, анализ информации о раздражителях из внешнего мира и внутренних органов. Также она ответственна и за ответные реакции на данные раздражения.

Организм человека, тонкость приспособления его к изменениям в окружающем мире осуществляет, в первую очередь благодаря взаимодействии гуморальных механизмов и нервных.

К основным функциям относятся:

  1. Определение и деятельности человека, что являют собой основу его социальной жизни.
  2. Регуляция нормальной жизнедеятельности органов, их систем, тканей.
  3. Интеграция организма, его объединение в единое целое.
  4. Поддержание взаимосвязи всего организма с окружающей средой. В случае изменения условий внешней среды, нервна система осуществляет приспособление к данным условиям.

Для того чтобы точно понять, какое значение имеет нервная система, необходимо вникнуть в значение и главные функции центральной нервной системы и периферической.

Значение центральной нервной системы

Она являет собой основную часть нервной системы как человека, так и животных. Ее главная функция – это осуществление различного уровня сложности реакций, называемых рефлексами.

Благодаря деятельности ЦНС мозг способен сознательно отражать изменения во внешнем сознательном мире. Ее значение в том, что она регулирует разного рода рефлексы, способна воспринимать раздражители, полученные как от внутренних органов, так и из внешнего мира.

Значение периферической нервной системы

ПНС соединяет ЦНС с конечностями и органами. Ее нейроны расположены далеко за пределами ЦНС – спинного и головного мозга.

Она не защищена костями, что может привезти к механическим повреждениям или вредным действиям токсинов.

Благодаря правильному функционированию ПНС координация движений тела имеет согласованность. Эта система ответственна за сознательный контроль действий всего организма. Отвечает за реагирование на стрессовые ситуации и опасность. Увеличивает частоту пульса. В случае возникновения волнения, повышает уровень адреналина.

Важно помнить, что о своем здоровье необходимо заботиться всегда. Ведь когда человек ведет здоровый образ жизни, придерживается правильного режима дня, он никаким образом не нагружает свой организм и, тем самым остается здоров.

Изучите § 7 учебного пособия и заполните схемы.

Функции нервной системы: обеспечивает гомеостаз, обеспечивает связь с внешней средой, согласованная работа органов и систем.

Нервная система (классификация по топографическому принципу): центральная $→$ головной мозг, спинной мозг; периферическая $→$ нервы, нервные окончания, нервные узлы.

Нервная система (анатомо-функциональная классификация): соматическая; автономная $→$ симпатическая, парасимпатическая.

2. Строение и виды нейронов. Рефлекс и рефлекторная дуга

1 . Вспомните строение нервной ткани (§ 3 учебного пособия). Рассмотрите рисунок и подпишите названия указанных частей нейрона.

2 . Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей синапса.

3 . Изучите материал § 8 учебного пособия о классификации ней-ронов и заполните схему.

Типы нейронов $→$ чувствительные $→$ проведение импульса в УНС $←$ Функции нейронов ;

Типы нейронов $→$ вставочные $→$ соединяют нейроны $←$ Функции нейронов ;

Типы нейронов $→$ двигательные $→$ от УНС к рабочему органу $←$ Функции нейронов .

4 . По § 8 учебного пособия изучите строение нерва. Подпишите названия его частей.

5 . Используя материал § 8 учебного пособия, дайте определения понятиям.

Нейрон — нервная клетка.

Сплине — место функционального контакта нейронов.

Медиатор — химические посредники в передаче возбуждения.

Нерв — пучки нервных волокон, снабжённые кровеносными сосудами и покрытые общей оболочкой.

6 . По материалу учебного пособия (§8) изучите строение рефлек-торной дуги. Перечислите основные структуры рефлекторной дуги, обозначенные на рисунке.

7 . Сформулируйте определения понятий.

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды.

Рефлекторная дуга — основа рефлекса, образованная нейронами.

Нервная система

По вертикали: 2. Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс ).

По горизонтали: 1. Пучки длинных отростков нейронов (нервы ). 2. Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в центральную нервную систему (чувствительные ). 4. Часть нервной системы, представленная нерва-ми, нервными узлами и нервными окончаниями (периферические ). 5. Рефлексы, кото-рые формируются в течение жизни (условные ). 6. Нейроны, передающие им-пульсы от центральной нервной системы к рабочему органу (двигательные ). 7. Отросток нервной клетки (аксон ). 8. Нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двигательными нейронами (вставочные ).

3. Строение и функции спинного мозга

Изучите материал § 9 учебного пособия. Подпишите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке.

4. Строение и функции головного мозга

1 . Используя материал § 10 учебного пособия, дайте определения понятиям.

Ствол мозга — продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг и ретикулярных форм.

Черепные нервы — нервы, которые иннервируют органы чувств, ткани, органы груди и брюшной полостей.

2 . Укажите, центры каких рефлексов располагаются в продолгова-том мозге.

3 . Рассмотрите рисунок. Подпишите названия основных отделов головного мозга.

5. Организация и значение больших полушарий головного мозга

Заполните таблицу.

Головной и спинной мозг

По вертикали: 2. Нервная система, представленная головным и спинным мозгом (центральная ).

По горизонтали: 1. Специализированные клетки, расположен-ные в органах чувств (рецепторы ). 3. Отдел головного мозга, участвующий в ко-ординации движений, поддержании позы и равновесия тела (мозжечок ). 4. Ко-решок спинномозгового нерва, состоящий из двигательных волокон (передний ). 5. Доля коры больших полушарий головного мозга (затылочная ). 6. Вещество моз-га, образованное скоплениями тел нейронов (серое ). 7. Отдел головного мозга (таламус ). 8. Складки коры больших полушарий (извилины ). 9. Зона, расположенная в затылочной доле больших полушарий (зрительная ). 10. Мозг, расположенный в полости черепа (головной ). 11. Доля коры больших полушарий, ответственная за поведение человека (лобная ). 12. Доля коры больших полушарий, в которой находится обонятельная зона (височная ).

6. Общий план строения автономной нервной системы

1 . Изучите § 12 учебного пособия и заполните таблицу.

Различия между симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы

Особенность Отдел автономной нервной системы
симпатический парасимпатический
1 2 3
Место выхода волокон из спинного мозга грудной поясничный сегмент средний, продолговатый, крестцовый отдел спинного мозга
Расположение ганглиев по обе стороны позвоночника вблизи и внутри инертных органов
Длина преганглионарных и постганглионарных нервных волокон преганглионарные короче постганглионарных преганглионарные длиннее постганглионарных
Медиатор адреналин ацетилхолин
Условия усиление и ускорение работы органов замедление ритма
Общие эффекты активация систем организма в критических ситуациях контроль «повседневных» функций

2 . Сформулируйте определения понятий, запишите их в тетрадь и запомните.

Урок 12. Общий план строения нервной системы и ее функции. Строение нервной ткани и ее свойства

19.01.2015 5066 738

Цели урока: сформировать понятия о строении и функциях нервной системы, не­рвной ткани, нейтронах; развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.

Оборудование: таблица «Строение нервной системы», «Строение нервной тка­ни».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Карточка № 1

- Работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянс­тво внутренней среды?

- Какое это имеет значение для деятельности организма?

Карточка № 2

- Объясните, почему нервная регуляция осуществляется быстрее, чем гумо­ральная; каковы специфические особенности: а) нервной; б) гуморальной регуляции.

Карточка № 3

- Как регулируется деятельность организма человека с помощью нервной и эн­докринной систем органов?

Карточка № 4

- Объясните значение терминов: гомеостаз, гомеостатические реакции, регуля­ция, нервно-гуморальная регуляция, саморегуляция.

2) Фронтальная работа по домашнему заданию. (Учащиеся на собственных при­мерах показывают действие процессов саморегуляции; идет обсуждение.)

III. Актуализация опорных знаний

На доске вывешивается таблица «Нервная система».

Учитель предлагает записать все ассоциации, которые возникают при упомина­нии этих слов.

Сначала учащиеся работают индивидуально (1-2 мин), потом обсуждают в паре, далее в четверке. Делают общий список ассоциаций и составляют с их использова­нием рассказ о нервной системе.

В ходе беседы подчеркивается, что нервная система сложно организована и высо­ко специализирована, ее основной структурной единицей является нервная клетка

- нейрон. Главное свойство нервной ткани - возбудимость, т. е. способность в ответ на раздражение формировать процесс возбуждения. Возбуждение лежит в основе механизмов работы нервной системы. Нервная система связывает функционально в единое целое все клетки, ткани и органы человеческого организма; играет веду­щую роль в регуляции жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой.

Учащиеся дают определение нервной системе и заполняют в тетради первый блок в схеме «Строение и функции нервной системы»

Таблица. Строение и функции нервной системы

Определение

Значение

Нервная ткань

Отделы нервной сис­темы

Совокупность специальных структур, объ­единяющая и координирую­щая деятельность всех органов и систем организ­ма в постоянном взаимодействии с внешней сре­дой

1. Согласование работы всех орга­нов и систем организма.

2. Поддержание относительного постоянства внутренней среды гомеостаза.

3. Ориентация организма во вне­шней среде и приспособитель­ные реакции на ее изменения.

4. Организация деятельности, при­

водящая к удовлетворению пот­ребностей.

5. Материальная основа психи­ческой деятельности

чувствительные

двигательные

вставочные

Центральная НС Головной мозг Спинной мозг Периферическая НС Нервы Ганглии Соматическая (произвольная) Автономная (непро­извольная) Парасимпатическая Симпатическая

принцип дейс­твия

IV. Изучение новой темы

1) Учитель указывает на то, что в теме «Нервная система» будут найдены ответы на следующие вопросы:

- Как достигается согласованность работы разных органов?

- Как строение нервной системы обеспечивает функцию объединения органов для совместной работы?

- Как согласуется, например, работа мышц с деятельностью внутренних орга­нов?

- Какую роль играют органы чувств и нервная система в связи организма с вне­шней средой?

(Можно дать возможность учащимся самим сформулировать интересующие их вопросы.)

2) На следующем этапе урока формулируются Цели урока, решение которых поз­волит ответить на все поставленные вопросы. Исходя из этого, обозначаются назва­ния блоков схемы.

Значение нервной системы

Самостоятельная работа . Организуется поисковая беседа, в ходе которой выясня­ется значение нервной системы в жизни человека.

При наличии учебника организуется работа по § 43 (Уч. К..; Уч. Б.,§ 7; Уч. Д. § 46).

Задание. Прочитайте текст в учебнике, с. 220-221 (Уч. К.). Напротив каждого аб­заца сделайте пометку карандашом:

«V» - знакомая информация;

« t » - новая информация;

«-»- думал иначе;

«?» - непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю.

(После выполнения работы сотрите пометки)

Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система.

После обсуждения оформляется второй блок схемы.

Материал закрепляется работой по вопросам после § 43.

На следующем этапе урока идет знакомство с основными терминами темы.

Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение нервной ткани», рис. 8, .. 14 (Уч. Б.), рис. 16, с. 38 (Уч. К.), рис. 10, с. 23 (Уч.Д.). На столах у учащихся крат­кий словарь терминов по теме «Нервная система» (см. приложение).

Л Нервная ткань. В состав нервной ткани входят высокоспециализированные не­рвные клетки, названные нейронами, и клетки нейроглии (заполняют пространство между нейронами и окружающими их капиллярами, участвуют в метаболизме ней­ронов).

Нейрон - это основная структурная и функциональная единица нервной сис-

I смы. Нейроном называют нервную клетку с отростками. В нем различают тело клетки, один длинный, мало ветвящийся отросток - аксон и много (от 1 до 1000) коротких, сильно ветвящихся отростков - дендритов. Длина аксона достигает метра м более, а длина дендрита может достигать 300 мкм. Нейроны очень разнообразны по форме и количеству отростков.

> Самыми длинными аксонами обладают клетки, получающие информацию in органов чувств и передающие ее в центральную нервную систему. Аксон такого нейрона может тянуться от тела клетки, расположенного вблизи спинного мозга, на расстояние около метра, например к пальцу на ноге. Отростки нейронов, целиком нежащих в центральной нервной системе, обычно короче.

Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета - миелиновой оболочкой. Их скопления в центральной нервной системе обра- |уют белое вещество. Короткие отростки и тела нейронов не имеют такой оболочки. Их скопления образуют серое вещество.

Тело нервной клетки покрыто сложно устроенной мембраной и содержит органо­иды, свойственные любой другой клетке: в цитоплазме находится ядро с одним или несколькими ядрышками, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазма- гическая сеть и др.

Характерной особенностью строения нервной клетки является наличие большого количества рибосом. С рибосомами в нервных клетках связывают высокий уровень обмена веществ - синтез белка.

Нейроны различают по строению и функции. По функциональным свойствам выделяют чувствительные (или центростремительные) нейроны, несущие возбуж­дение от рецепторов - нервных окончаний в центральную нервную систему, дви­си ельные (или центробежные), передающие возбуждение из центральной нервной системы к иннервируемому органу, и вставочные, контактные или промежуточные нейроны, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы.

Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы на- п>|вают нервными узлами, или ганглиями.

л Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещес­тво нервной ткани.

В организме возбуждение проводится по нервам, в состав которых входит боль­шое количество различных по строению и функции нервных волокон. Каждый пу­чок нервных волокон окружен соединительнотканной оболочкой. Весь нерв покрыт общей оболочкой. По каждому нервному волокну нерва импульс распространяется изолированно не переходя на другие волокна. Различают чувствительные (центрос­тремительные), двигательные (центробежные) и смешанные нервы. Обычно нерв состоит из 10 3 -10 4 волокон, однако у человека в зрительном нерве их свыше 1 млн. Питают их кровеносные сосуды, находящиеся в нерве.

От головного мозга отходят черепно-мозговые нервы, а от спинного мозга - спин­но-мозговые.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.