Функции истории. Роль истории в обществе. Воспитательная функция истории как основа формирования нравственной личности

История (от греческого historia) означает рассказ о про­шедшем, об узнанном. Имеет много определений, но преж­де всего - это процесс развития природы и общества; ком­плекс общественных наук, изучающий прошлое человече­ства во всей его конкретности и многообразии.

В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функци­ей которых является выработка и теоретическая система­тизация объективных знаний о действительности. Одна из них - историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, за­кономерностей, категорий и понятий, в совокупности обоб­щенных знаний, накопленных в процессе общественно-ис­торической жизни. "Отцом истории" считается древнегре­ческий историк Геродот, живший между 490 и 480-425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. - III в. н. э. на территории нашего Отечества.

История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естествен­ной потребностью человека знать историю. В прошлые годы история как наука во многом была поли­тизирована. Многие ее страницы отражались в литерату­ре односторонне, что накладывало определенный отпеча­ток на формирование исторического мышления людей. Се­годня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихо­миров, М. Н. Покровский, и других наших современников.

Для чего нужно знать историю? Ответить на постав­ленный вопрос мы сможем, выяснив прежде всего соци­альные функции истории как науки. Вокруг проблем исто­рии во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не ос­талась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее вре­мя особенно отчетливо дали о себе знать негативные яв­ления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами и си­туациями. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч бежен­цев, уничтожение в мирные годы огромных материальных и имущественных ценностей, разлад производства, дегра­дация духовной жизни. Но самое страшное - искалечен­ные души и сердца детей, отравленных нетерпимостью, этнорасизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической дей­ствительности.

Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобрать­ся в причинах социальных неурядиц, порождающих серьез­ные политические кризисы. И для этого необходимо выяс-

нить социальные функции знания истории. Без этого невоз­можно восстановление и сохранение национального про­шлого, его места и роли в великой драме всемирной исто­рии. Народ, нация, народность без исторической памяти об­речены на деградацию. Они не могут и не должны отказы­ваться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи важно понять, какие функ­ции выполняет курс истории России.

Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практичес­ки-политическая; мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально-развивающая функ­ция исходит из познания исторического процесса как соци­альной отрасли научного знания; из теоретического обоб­щения исторических фактов, выявления главных тенден­ций общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово "история" употребляют как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российско­го государства на различных этапах его истории. В этой связи познавательная функция истории состоит в самом изу­чении исторического пути Российского государства, позна­нии всех его сторон, явлений, событий и фактов.

Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического ос­мысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснован­ный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает доку­ментально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложен­ные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемир­ная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемир­ного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, ко­торые по своему воздействию на весь исторический про­цесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руко­водством Спартака, историю средних веков - без крупней­ших восстаний против феодальных владык, новую историю - без Парижской коммуны, современную историю XX века - без Октябрьской революции и последовавших за ней собы­тий. В этой связи знание истории вооружает людей понима­нием исторической перспективы. Историю нельзя модерни­зировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная исто­рия никогда никого ничему не научит. Более того, она вред­на, ибо самое худшее для общественно-политической прак­тики - это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой стра­ны, воспитывает у народа нравственные качества, помога­ет прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Зна­ние истории активно формирует такие гражданские каче­ства, как патриотизм и интернационализм; позволяет по­знать моральные и нравственные качества и ценности чело­вечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вмес­те с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их вли­янии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение истории позволяет выяснить, ка­кие интересы отражает политика тех или иных политичес­ких партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, по­казать приоритет общечеловеческих интересов на конкрет­ных примерах общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраня­ется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем полити­ческих знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.

Между тем одно дело иметь определенные политичес­кие симпатии (в этом нет ничего особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем другое - превращать историю в "служанку" политических пристрас­тий. В этом смысле подлинная правда истории всегда луч­ше умалчивания или эмоций. Но настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного отноше­ния к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоас­пектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России.

Каждое поколение историков переписывает "свою ис­торию". Это суждение высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что "переписывание истории" каж­дым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в исторической науке. Другие считают, что "переписывание истории" диктуется объективными потребностями развития исторических знаний.

Список используемой литературы:

1.Горинов,М.М. История России с древнейших времен до конца 20 века/ М.М.Горинов(и др.).-М.,2000

2.Орлов,А.С. История России: учебник/ А.С.Орлов (и др) –М.,2008г.

3.Зуев М.Н. История России: учебник/Зуев М.Н.-М.,2000г.

4.Мунчаев Ш.М. История России:учебник/ Мунчаев Ш.М (и др) –М.,2003г.

5. Александров В.А. Общинное управление в помещичьих имениях XVIII-нач.

XIX в. /. М., 1975. С.

6. Гордон А.В. Тип хозяйствования - образ жизни - личность. М., 1993

7. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / М., 1989.

8. Чистяков, История государства и права России. - М., 2001 г.

Интернет-ресурсы по истории:

1.http;//www.humanities.edu.ru/-образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

2. http;//rushistory.stsiand.ru - История России с древнейших времен до наших дней.

Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повеление исполнять свой нравственный долг («...от первого мгновенья до последнего», - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг («...я другому отдана и буду век ему верна»), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой «воздал», бросив ее под колеса поезда.

Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, например подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

В работе «О нашем призвании» Г. Я. Бакланов доказывает, что «призвание писателя - пропагандировать человечность», а В. А. Каверин в «Освещенных окнах» обоснованно убеждает нас, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: «Генеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепции» 1 .

Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали.

И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров «Люди, годы, жизнь» приводит мысль В. Маяковского: надо надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родине, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость «морального допуска» к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).

План
1. История как память человечества (функция социальной памяти).

2. Воспитательная функция истории.

3. Использование исторического опыта - уроков истории (про- гностическая функция).
Литература
Ковальченко И. Д. Место истории в системе общественных наук // Вопросы истории. 1987. № 7.

Могильницкий Б. Г. Введение: О пользе истории // Историческая наука и историческое познание. Томск, 2000.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч.: Т. 1. М., 1997.

Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения // Собр. соч.: В 7 т.: Т. 4. М, 1956.
В 1960-х годах разгорелся спор между представителями естественно-технических наук («физики», «технари») и гуманитарных наук («лирики»). «Физики» ссылались на безусловную свою полезность: именно с их деятельностью связано радикальное ускорение темпов развития в век НТР, «лирики» же, историки, прежде всего, никакого отношения к этому не имеют; историей занимаются бесталанные люди, которые, мол, умеют запоминать, но не думать, более того, история не только бесполезна, но и вредна: она - слуга сильных мира сего, искажающая прошлое по принципу «чего изволите?». «Физики» инкриминировали историкам бездумность, ненаучность, конъюнктурность, бесчестность, бесполезность и даже вредность.
33
Так ли это? Не ошибся ли абитуриент, придя на исторический факультет? Зачем нужна людям история? Какова роль истории в жизни общества, то есть каковы ее социальные функции?

^

1. История как память человечества (функция социальной памяти)

Все социальные функции исторической науки исходят из главной: история является памятью человечества . Лишившийся памяти человек теряет накопленные знания, жизненный опыт, становится ребенком, перестает быть личностью в собственных глазах и в глазах общества. Место индивидуальной памяти в жизни общества занимает история: без знания прошлого оно не способно к самопознанию и нормальной деятельности; «человек, лишенный прошлого, похож на однодневное насекомое» 1 . (В повести Ч. Айтматова «Буранный полустанок», или «И дольше века длится день», чтобы превратить пленных в бездумных роботов-манкуртов, их пытками лишали памяти.)

Изъяны человеческой памяти и недостатки истории как общественной памяти - не довод против изучения прошлого .

Историки повествуют о прошлом по вполне земным, субъективным и объективным причинам: по любознательности, жажде познания - и по «социальному заказу», то есть по требованию общества или его части, предпринимаемому в прямой или косвенной форме, исследовать определенную проблему для извлечения полезных для заказчика выводов. Не всякий социальный заказ несправедлив (так, изданием мемуаров А. Марсскотти «Дипломатическая война» итальянские фашисты стремились оправдать свои колониальные захваты, но заказ вызванному в Кремль А. С. Ерусалимскому - отредактировать перевод и написать вводную статью к «Мыслям и воспоминаниям» Бисмарка - был оправдан). Незамаскированной формой современного социального заказа являются гранты , предоставляемые государством, разными фондами и иными организациями.
34

^

2. Воспитательная функция истории

Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повеление исполнять свой нравственный долг («...от первого мгновенья до последнего», - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг («...я другому отдана и буду век ему верна»), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой «воздал», бросив ее под колеса поезда.

Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, например подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

В работе «О нашем призвании» Г. Я. Бакланов доказывает, что «призвание писателя - пропагандировать человечность», а В. А. Каверин в «Освещенных окнах» обоснованно убеждает нас, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: «Генеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепции» 1 .

Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали .
35
И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров «Люди, годы, жизнь» приводит мысль В. Маяковского: надо надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родине, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость «морального допуска» к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).

Не секрет что, не обладая знаниями о прошлом, которые дают необходимый опыт, человеческое общество остановилось бы в своем развитии. С течением времени сформировалась такая сфера познания, как историческая наука. Функции, методы и этапы развития ее рассмотрим в этой статье.

Понятие исторической науки

История или историческая наука - сфера общественного познания, объектом изучения которой является прошлое человечества. Как любят говорить ученые: "История - социальная память человека". Это целый комплекс наук, рассматривающий историю как в широком смысле, например, всеобщая, так и в более узком - древнего мира, новейшая России, военная, и так далее.

Несмотря на то, что историческая наука, предмет и функции которой - изучение минувшего, вовсе не является статичной, ведь постоянно меняется база источников - появляются новые, подвергаются критике старые. Меняется экономическая и политическая обстановка в государстве, что тоже оказывает огромное влияние на историческую науку (как пример - оценка исторических событий в царской России и сменившей ее советской власти кардинально разнятся).

Как все начиналось

Официально считается, что историческая наука зародилась в V веке до нашей эры. Все помнят из курса школьной программы философа Геродота, которого по сей день считают Фукидида и его труд "История Пелопонесской войны", Ксенофонта и Полибия. Древние греки предпочитали описывать события, современниками которых они являлись - в приоритете были войны, биографии политиков и сама политика, а также другие народы и религия.

Большим вкладом в развитие исторической науки стали труды "Анналы" и "История" римского историка Публия Руководствуясь девизом - "Без гнева и пристрастия" (то есть объективно и с целью установления истины), - он занимался биографией римских императоров.

Со временем принципы и функции исторической науки античного времени нашли своё продолжение в трудах византийских ученых В Европе в средние века появляются летописи - описание событий по годам, все происходящее объясняется "божественным провидением", а история церкви становится приоритетным направлением для изучения. Самый известный мыслитель этого времени - святой Августин Блаженный.

Эпохи Возрождения и Просвещения

Эпоха Возрождения (Ренессанса) принесла такие нововведения в методы и функции исторической науки, как критика источника. Ученые в своих работах должны были обязательно ссылаться на источники, причём, чем больше было ссылок и цитирование, тем лучше. Известные мыслители этого времени - Бенедикт Спиноза, Френсис Бэкон (работа "Новый Органон", при написании которой использовался разработанный им метод индукции - от частного к общему).

Эпоха Просвещения послужила большим скачком для развития всех наук, в том числе и истории. Открываются новые источники, они систематизируются, расшифровываются. Впервые выдвигается мысль о том, что на развитие функций исторической науки оказывает влияние такой фактор, как форма правления. помимо вышеназванного, выделил ещё такие факторы:

  • физические (географическое положение, климат);
  • социальные (религия, население) факторы.

Выдающийся французский мыслитель Вольтер считал, что люди должны изучать "достижения ума человеческого и морали", тем самым заложив основы изучения культуры.

Дальнейшее развитие

В XIX веке в рамках философии позитивизма функции исторической науки заключались в значительном повышении роли исторических источников, источниковедение стало развиваться как самостоятельная дисциплина, а письменный источник - как единственно достоверный.

Особого внимания заслуживают работы:

  • Шпенглера "Закат Европы" (история - циклические культуры, которые зарождаются, переживают период расцвета и затем умирают);
  • Арнольда Тойнби "Цивилизация", учёный выделил пять ныне существующих цивилизаций и двадцать с момента зарождения, которые также рождаются, растут, приходят в упадок и умирают.

Двадцатый век - это время, когда исторические масштабы исследований расширяются географически, охватывая больше стран и народов, а также хронологически - от первобытного человека до современности. Это время господства формационного подхода в истории, основоположниками которого были Карл Маркс и Они считали, что определяющим фактором в жизни общества были материальные условия, от них зависели и социальные аспекты, и мировоззрение людей. Таким образом, история - процесс смены общественно-экономических формаций.

Двадцатый и двадцать первый века - времена, когда основные функции исторической науки размываются, стираются грани между историей и другими социальными науками - социологией, психологией. Учеными проводятся новые исследования и эксперименты, развиваются новые направления, например, контрфактическая история (изучает альтернативы исторических событий и процессов).

Познавательная и социальная функции

Другое название познавательной функции - информационная. Сущность ее состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать прошлое человечества, понять суть происходивших явлений и то, какое влияние они оказали на дальнейший ход истории, то есть закономерности исторического развития.

Социальная функция исторической науки или функция социальной памяти - это изучение опыта предыдущих поколений, сохранение их в памяти народа. Она имеет целью обеспечить способствовать национальной самоидентификации народов. Формирование исторической памяти чрезвычайно важно, от нее зависит стабильность общества, способность выживать в критических ситуациях. Как говорят ученые: "Народ умирает, когда становится населением, когда забывает свою историю".

Классический пример, почему социальная память чрезвычайно важна для народа - неприятие исхода и результатов Первой мировой войны в Германии привело к развязыванию ею Второй мировой войны уже буквально через два десятилетия.

Методы исторической науки

Предмет, принципы и функции исторической науки включают в себя как общие методы познания - анализ, индукция, синтез, дедукция (так как ими пользуется практически любая наука, не стоит останавливаться на них подробно), так и специальные, присущие только ей. К таким методам относятся:

  1. Ретроспективный - для того, чтобы выявить истинную причину события, учёный при помощи последовательных действий проникает в прошлое.
  2. Историко-сравнительный - сравнение исторических объектов путём сопоставления их во времени и пространстве, выявление сходства и различия.
  3. Историко-типологический - заключается в составлении классификаций событий и явлений, выявлении общих черт и различий в рассматриваемых объектах.
  4. Историко-генетический - рассмотрение изучаемого явления в динамике, от зарождения до гибели, то есть, в развитии.

Следует отдельно сказать, что функции исторической науки исключают метод эксперимента - нельзя с точностью воссоздать происходившие когда-то явления и процессы.

Принципы науки

Принципы в целом - это идеи, основополагающие правила. Основными принципами исторической науки являются:

  1. Историзм. Любой факт, явление или событие рассматривается в разрезе исторической обстановки, в динамике, во времени и пространстве.
  2. Объективность. Предполагает, во-первых, опору на подлинные факты, учёт как положительных, так и отрицательных моментов рассматриваемого явления. Во-вторых, историк должен быть независим от своих желаний и предпочтений, которые могут исказить историческое исследование.
  3. Альтернативность. Предполагает существование иного пути развития, кроме того, который произошел. Использование этого принципа позволяет увидеть неучтенные ресурсы и неосуществлённые возможности, позволяет извлечь уроки на будущее.
  4. Социальный подход. Означает, что в развитии определённых процессов значительную роль играют социальные интересы. Важно руководствоваться им при оценке программ политических партий, во внутренней и внешней политике государства.

Вспомогательные исторические дисциплины

Говоря о функциях исторической науки в современном мире необходимо затронуть те дисциплины, которые идут с ней нога в ногу в своих исследованиях и подразделяются на специальные и вспомогательные. Основными из них являются следующие науки:

  1. Историография. В широком смысле - это вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, которая изучает историю исторической науки. В более узком - это проведённые учёными-историками исследования в определённой области исторической науки или совокупность научных работ.
  2. Источниковедение. Это вспомогательная историческая дисциплина, которая комплексно изучает исторические источники, использует анализ явлений и событий. Источниковедение бывает теоретическим, занимается определением происхождения источников и их достоверности, а также прикладным (конкретным) - изучает отдельные отрасли и периоды истории.

Специальные исторические науки

Существует несколько специальных исторических дисциплин, которые помогают исторической науке наиболее полно раскрыть, изучить рассматриваемое событие или явление. Это нумизматика (изучает монеты), геральдика (гербы), палеография (письменность). Но наиболее значимыми из них являются археология и этнография:

  1. Термин "археология" образован от древнегреческих слов "архео" - древний и "логос" - наука. Это дисциплина, изучающая историю человечества по вещественным памятникам (зданиям, сооружениям, оружию, орудиям труда, предметам быта). Особенно возрастает роль этой дисциплины при изучении тех периодов истории, когда отсутствовала письменность, или тех народов, у которых письменности не было вообще.
  2. Термин "этнография" также является древнегреческим, "этнос" - народ, "графо" - пишу. Отсюда можно понять суть этой исторической дисциплины - она изучает происхождение народов (этносов), их состав, расселение и переселение, а также культуру и быт.

Исторические источники

Исторический источник - любая вещь, документ, который содержит информацию о прошлом и может быть использован для изучения исторических процессов. Существует несколько классификаций этих документов, делений их на группы (по цели создания, по степени близости к историческому факту).

Наиболее распространённым является деление источников на:

  • Вещественные - здания, сооружения, одежда, оружие, орудия труда и предметы быта - одним словом все, что создано руками человека.
  • Этнографические - обычаи, традиции, всевозможные обряды, верования.
  • Лингвистические - речь, говор, присущий человеку, народу.
  • Устные (фольклор) - песни, сказки, легенды.
  • Письменные - всевозможные рукописи, архивные документы, письма, нормативные акты, мемуары. Могут быть подлинниками или копиями.

Наука, история

Функции исторического знания, которые предопределяют человеческое понятие об исторических событиях, таковы:

  • интеллектуально-развивающая, познавательная - познание исторических процессов как социальной отрасли научных знаний и теоретическое обобщение фактов истории;
  • практически-политическая - помогает в разработке научно обоснованного политического курса путем выявления закономерностей в развитии общества и вариантов управления массами;
  • мировоззренческая - влияет на формирование научных мировоззрений путем предоставления точных, документально обоснованных, данных о событиях минувшего;
  • воспитательная - знание исторических фактов оказывает влияние на формирование гражданской позиции.

Предметом и функциями исторической науки является изучение развития человеческого общества во времени и пространстве, то есть исторический процесс. Без этих знаний общество не смогло бы развиваться и двигаться вперед.

Ответ оставил Гость

Главные
познавательная, или интеллектуально-развивающая;
воспитательная;
политическая, или практически-политическая;
мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения историко-политических фактов, выявления главных тенденций политического развития истории. Не случайно на научном языке весьма часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени.

Практико-политическая функция состоит в том, что политическая история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективные решения политического характера.

Вместе с тем, знание политической истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных политических партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении политической истории в значительной степени определяет формирование научно-политического мировоззрения. Это и понятно, так как политическая история дает документально точные данные о выдающихся политических событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. В этой связи знание политической истории вооружает людей пониманием исторической политической перспективы. Политическая история не есть политика, “опрокинутая в прошлое”, хотя между ними существует определенная связь. Политическую историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная политическая история никого, никогда и ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно – политической практики – это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Политической истории присуща и воспитательная функция. Изучение политической истории воспитывает у народа высокие политические качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства людей. Знание политической истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем, знание политической истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, людей, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение политической истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. Это весьма важно, прежде всего, потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется большой разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. По мере включения в процессы преобразований громадных масс населения этот разрыв приобретает или, по крайней мере, может приобрести трагические черты, которые несомненно приведут к кровавой развязке