Коррекция эмоциональной сферы дошкольника с нарушением зрения. Коррекция эмоциональной сферы дошкольника с нарушением зрения Закрепление новых знаний

У детей с нарушением зрения наблюдается скованность, неловкость общих движений, неадекватность мимико-жестовой речи, что затрудняет общение детей этой категории между собой и взрослыми. Непонимание со стороны сверстников и взрослых часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности и даже агрессивности у детей с нарушением зрения, что так же влияет на их успешность в межличностном общении. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. Взрослые, сопровождающие детей с нарушением зрения, могут научить их понимать «язык эмоций» - научить присматриваться к лицам и жестам человека, к выражению глаз, улавливать изменения в интонации речи, замечать и понимать различные нюансы её звучания. Понятие «эмоциональный интеллект» охватывает следующие способности:

Способность распознавать собственные эмоции;

Способность владеть собственными эмоциями;

Способность к самомотивации;

Коммуникативная способность.

Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре поможет формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности. С этой целью можно рекомендовать для коррекционно-развивающей деятельности со слабовидящими детьми различные игры и упражнения, которые способствуют развитию эмоционального мира дошкольников. Эти игры не только развивают умение детей в распознании различных эмоциональных состояний, но и способствуют развитию зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного внимания, развивают у детей глазодвигательную функцию, формируют навыки межличностных отношений, адекватную самооценку.

1. Игра «Солнце, дождь и ветер». Цель: развивать у детей внимание, связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов, мимику и пантомимику.

Ход игры: на разные 3 сигнала - картинки: солнце, туча, ветер - дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице. «Смотри, не зевай! Солнце, дождь и ветер различай! Что увидишь на картинке, то и проживай!»

«Солнце» - подпрыгивают, хлопают в ладоши, улыбаются.

«Туча» - тело напряжено, плечи приподняты, можно обхватить себя за локти и прижать их к телу. На лице грусть, недовольство. Очень неприятно, потому что у детей нет зонта.

«Ветер» - дети немного раскачивают тело из стороны в сторону, на лице спокойствие.

Для развития внимания нужно менять сигнал и его название.

2. Игра «Яблочное настроение». Цель: закреплять умения детей в распознавании различных эмоциональных состояний (чувств) по мимике, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать различные эмоции, развивать цветовосприятие, цветоощущение.

Ход игры: рассмотреть красивые необычные яблоки (их может принести сказочный персонаж, они разные по цвету). Беседа:

Какое настроение у этого яблока? (весёлое, радостное)

Какое чувство оно переживает? (веселье, радость?)

Какого цвета грустное яблоко? И т. д.

Обыгрывание и показ яблочного настроения.

3. Игра «Солнце, облака и месяц». Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния по мимике на рисунках, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать разные эмоции. Развивать зрительное внимание, восприятие: глазодвигательную функцию, прослеживающую функцию взора.

Ход игры : рассказать детям сказку с использованием иллюстраций.

«На ночном небе звёзды светят ярким светом, как фонарики. Когда наступает утро, небо становится светлым и всходит доброе Солнышко. Его любят все люди, природа: звери, птицы, цветы, деревья. Вокруг Солнца проплывают Облака, разные по форме и цвету. Они двигаются то медленно, то быстро, обгоняя друг друга и играя в догонялки.

Однажды Солнце задержалось и не появилось на небе в срок. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облачко испугалось и всё время повторяло: «Как страшно без Солнца. Я боюсь, боюсь! » Другое Облачко так расстроилось, что даже стало плакать: «Кап-кап! ». А это Облачко обиделось, рассердилось на своих друзей, на Солнце, нахмурило брови, стало ругаться и даже драться с другими Облаками. От этого появились молнии, загремел гром. Только одно Облачко не испугалось, не заплакало и не рассердилось. Оно всех успокаивало: «Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнце обязательно скоро взойдёт, и мы все успокоимся. Давайте будем танцевать, улыбаться и тогда Солнышко к нам вернётся». Облака послушались и перестали злиться и грустить, стали улыбаться, петь песни и танцевать.

И произошло чудо - Солнышко выглянуло и согрело всех своими лучами. Всё стало как прежде. Вечером Солнце ушло спать, а на небе появился Месяц. Он спел Облакам колыбельную песенку, и все заснули волшебным сном. Месяц улыбался и от удовольствия даже сам закрыл глаза.

А звёздочки освещали небо и радовались, что все отдыхают, что на небе царит покой и дружба».

Вопросы и задания:

Найдите глазами облако, которое улыбается? Грустит? Злится?

Какое настроение у облака с права от грустного?

Какое облако слева от злого?

Какое облако висит ниже всех? Выше всех?

Кто выше всех (солнце)?

У кого на небе одинаковое настроение?

Постарайтесь проследить глазами (нарисовать) дорожку от весёлого облака к злому облаку, от испуганного облака к солнцу. И т. д.

4. Игра «Новый клубочек». Цель: развивать уверенность, гордость за свои успехи, новые знания и умения; формировать чувство близости с другими; способствовать принятию детьми друг друга; формировать чувство ценности других и самоценности.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубочек и рассказывают:

Какое у них сегодня настроение;

Сравнивают своё настроение с каким-либо явлением природы;

Передают пожелания друг другу;

Затем рассказать детям, что в мире всё меняется, и к ним пришёл новый клубочек (клубок другого цвета и размера). Он повзрослел, стал больше, т. к. у него больше знаний. Клубочек хочет услышать от своих друзей, чему новому они научились, что нового узнали, какое настроение у них сейчас и почему? Клубочек желает своим друзьям, чтобы они стремились узнать что-то новое и интересное и хотели измениться в лучшую сторону, чтобы быть умными, интересными людьми.

5. Игры: «Рукопожатие по кругу»; «Испорченный телефон » (передаём радостные слова, страшные слова, грустные слова и т. д.) ; «Комплименты»; «Вместе весело шагать… » (пение песен в кругу) ; «Волшебный стул» (на стуле сидит грустный или обиженный ребёнок, дети по очереди кладут ему руку на плечо и говорят добрые и ласковые слова).

6. Упражнения:

. «Встаньте все, кто…. любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы, и т. д. »

. «Зеркало» (показ перед зеркалом своих эмоций) .

. «Волшебный мешочек» (оставить в мешочке все плохие слова) .

. «Коврик злости»

. «Возьми себя в руки» (при неприятной ситуации обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека) .

. «Фигуры эмоций», «Поставь балл эмоции», «Угадай эмоцию».

. «Связующая нить».

7. Релаксационные упражнения: Солнечный зайчик, Воздушный шарик, Самолёт, Тропический остров, Спаси птенца.

8. Использование ритуалов:

Приветствия - радость от встречи, желание играть со всеми, пожелания радостного настроения, здороваемся с солнышком и небом, со всеми детьми;

Прощания - пожелания друг другу, прощание с добрыми словами.

По материалам сайта http://www.maaam.ru/

Материал подготовила Ирина Харламова

Наряду с временами года, временем суток, дети должны знать такие часто встречающиеся природные явления, такие как солнце, дождь, гроза, радуга, ветер, листопад и другие явления погоды с которыми мы встречаемся каждый день на улице.

Явления природы для детей лучше демонстрировать с картинками и стихами, объяснять в какое время года встречается то или иное явление и как выглядит природа, например, летом после дождя, когда появляется радуга или зимой, когда на деревья ложится снег.

Презентация для детей: явления природы

Солнце

Солнышко - это яркая звезда, оно появляется каждый день с утра во время рассвета, а исчезает вечером после заката. На небе мы видим солнце в виде яркого солнечного круга, долго смотреть не стоит, потому что будут болеть глаза. Зимой солнце почти не греет, а летом от его лучей становится тепло и, даже, жарко. У солнышка есть сестра - луна, которая выходит только ночью.

Луна

Луна - это спутник земли, такая же круглая, как наша планета, только намного меньше размером. Увидеть луну можно только ночью, когда становится совсем темно. Луна бывает круглой -называется полнолуние, а бывает, когда ее вовсе нет - новолуние. А еще она в период между новолунием и полнолунием луна на небе бывает в виде месяца. Вместе с луной в темное время суток на небе видны звезды.

Облака

Днем на небе вместе с солнцем хорошо видны облака. Это белые в виде пара формочки, которые могут принимать различную форму в виде животных, корабликов и лошадок, кто как увидит. Облака могут быть белыми, а могут быть серыми, тогда они называются тучами. Когда туча становится все темнее, в ней образовывается вода и может пойти дождь и, даже, гроза с громом и молнией.

Дождь

Дождь поливает из облаков, когда они темнеют и становятся темными, тяжелыми и, словно, нависают над нами. Спрятаться от дождя можно под любым навесом и крышей или под зонтиком. В зависимости от силы и количества падающей с небы воды дождь может быть простым дождиком, грибным, когда светит солнце и идет дождик, ливень, когда дождь льет, как из ведра, а может быть с громом и молнией, такое ненастье называют грозой.

Гроза

Во время сильного дождя случается, что сверкнет молния и после прогрохочет гром. Такое явление природы называют грозой. Во время грозы может много раз сверкать молния и грохотать гром. От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало, но не в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния. Бывает гроза такой силы, что вместе с каплями дождя с неба может посыпаться град.

Град

Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Град это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять. От града надо также, как и от грозы прятаться в надежном укрытии с крышей над головой. Как правило, гроза длится недолго и после тучи быстро расступаются и может появиться радуга.

Радуга

После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать такое необычное явление природы, как радуга. Это когда яркий солнечный свет разбивается на несколько разных цветов. Радуга выглядит, как дуга в разноцветных красках. Здесь и красный, и синий, и фиолетовый, и желтый другие цвета. А потом, когда вода быстро испаряется на солнце, радуга также быстро исчезает.

Ветер

Бывает выглянешь за окно, а та деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер, который дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным. Защититься от такого сильного ветра, например, в холодное время года осенью и зимой можно с помощью шарфа и шапки.

Листопад

Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

Лед

Поздно осенью, когда на улице становится холодно и температура падает ниже нуля градусов, вода в лужах замерзает и образуется ледок. Также лед образуется на прудах, озерах и реках. Лед ровный и очень скользкий, поэтому ходить надо в осенний и зимний период с осторожностью, а зимой по льду можно весело кататься на коньках. Как только станет теплей и температура поднимется выше нуля градусов, лед растает и снова превратится в воду.

Снег

Зимой настолько становится холодно, что вода замерзает и превращается в лед, а в небе дождевые капли превращаются в снежинки и в виде белых хлопьев падают на землю. В отличие от дождя, снежинки не так быстро испаряются, потому что зимой холодно и дорожки, деревья и скамейки засыпает снегом. Когда не очень холодно снег мокрый и из него хорошо лепить снеговика, а когда морозно, снег становится сухим и не липким и плохо лепится, зато по нему легко кататься на лыжах. Весной становится теплей и как только температура поднимается выше нуля градусов, снег начинает таять и превращается в воду.

Класс: 2

Цель: познакомить с главными членами предложения.

Задачи:

  • формировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов;
  • развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память;
  • воспитывать любовь к осени.

Оборудование:

  • картинки Нюши, Кроша, Бараша;
  • знаки препинания. ? ! ;
  • карточка со словом «мороз»;
  • карточки со словами «морозец», «лёгкий», «лужицы», «затягивал», «звёздами»;
  • напечатанные тексты на листочках;
  • карточки со словами «туча», «солнце», «ветер», «дождик».

Ход урока

1. Организационный момент.

Трое детей получают карточки для самостоятельной работы. (Вставить пропущенную безударную гласную в словах.)

2. Мобилизующий этап.

Послушайте задание. Будьте внимательны, запоминайте. (Работа с остальными учащимися. )

Нюша, Крош и Бараш написали предложения. На конце предложений они поставили разные знаки: точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Нюша ставила не вопросительный знак. Крош поставил точку. Определите, какие знаки поставил каждый из зверей?

Крош – . Нюша - ! Бараш - ? (Картинки со знаками препинания .)

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Выполняя задание, мы воспользовались устной речью. Скажите, из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений. )

Что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу .)

Предложение не может существовать без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.

Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить? (Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. )

Цель нашего урока: формировать умения находить подлежащее и сказуемое в предложении.

4. Минутка чистописания.

Отгадайте слово, над которым мы будем сейчас работать: это явление природы, он бывает, когда градусник показывает температуру ниже 0, это слово начинается с твёрдого звонкого непарного согласного. (Мороз )

Правильно.

На доске:

Мма Ммб Ммв...

Установите закономерность написания букв. (Пишем соединение буквы М – заглавной с буквой м – строчной и присоединяем буквы в алфавитном порядке .)

Напишите цепочку букв в заданной закономерности всю строчку.

Запишите слово мороз, поставьте знак ударения подчеркните орфограммы.

Запишите в скобках звуки, которые мы произносим в слове мороз.([м а р о с ])

Итог:

В слове мороз слышим гласный звук [ а ], пишем букву о. Это «опасное место» в слове, запомните, как пишется это слово.

5. Работа над деформированным предложением.

Составьте из данных слов предложение. Найдите орфограммы.

морозец лёгкий лужицы затягивал звёздами

О каких звёздах идёт речь в предложении?

6. Новая тема.

Знакомство с правилами по учебнику.

Найдите грамматическую основу в предложении:

7. Физминутка.

Нам пора передохнуть. Потянуться и вздохнуть.
Приступаем. Для начала, только корпусом вращаем.
Покрутите головой и усталость вся долой!
Разминаем наши плечи, руки двигаем навстречу.
Тянем наши руки к небу, в стороны разводим.
Повороты вправо-влево плавно производим.
А теперь мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем!
Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминки.

8. Закрепление новых знаний.

а) Работа над текстом.

Прочитайте рассказ и озаглавьте его.

Стоят холодные осенние дни. Тучи надолго закрывают солнце. С раннего утра до позднего вечера льёт осенний дождь. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья. В тёплые норки спрятались зверьки.

О каком времени года идёт речь?

Сейчас какое время года?

Какая погода за окном?

Как бы вы озаглавили этот рассказ?

Измените каждое предложение так, чтобы в нём были только главные члены.

Запишите грамматические основы в тетради.

(1 предложение – у доски, 2 предложение – с комментированием, 3, 4 предложения – самостоятельно).

б) Работа над стихотворением.

… небо кроет,
… не блестит,
… в поле воет,
… моросит.
(А. Плещеев.)

Слова для справок : туча, солнце, ветер, дождик. (напечатанные на листах)

Прочитайте стихотворение.

Какое время года описывается в стихотворении?

Вставьте пропущенные слова. Устно найдите главные члены предложения.

9. Домашнее задание стр.75, упр.134

10. Оценивание.

Устные ответы, работа по карточкам.