Добро и зло снежной королеве. Сочинение на тему «Добро и зло в сказке Г

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2015/2016 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование.
Название работы: «Борьба добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Место выполнения работы: МБОУ «Школа №12 г. Благовещенска».

Тема урока: «Борьба добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

УМК М. А. Снежневская, О. М. Хренова

Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Г. И. Беленький

Тип урока : урок творчества.

Цель урока : помочь учащимся постигнуть величие красоты и силы человеческого сердца, любви и настоящей дружбы.

Задачи урока :

Обучающие :

Совершенствовать навыки характеристики героя, умения работать с текстом.

Развивающие :

Развивать навыки выразительного чтения, монологической речи учащихся;

Развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас;

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

Развивать компетентностные качества личности, воспитывать доброту, сострадание, верность дружбе.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка иллюстраций к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева», учебник, раздаточный материал для учащихся (конверты с «осколочными картинками», Листы для учащихся), аудиозаписи вальса «Фантазия» П.И. Чайковского и песни «Дорогою добра» (автор сл. Ю. Энтин).

Методические приёмы : работа в малых группах, выразительное чтение, чтение по ролям, элементы анализа текста, словарная работа, исследовательская работа, сравнительная характеристика героев, беседа по вопросам, анализ иллюстраций, комментарии учителя, синквейн, приём «Микрофон».

Ход урока

Организационный момент


  1. Стадия вызова.
- Сегодня у нас второй урок по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Мы начинаем его под звуки вальса «Фантазия» П.И. Чайковского и погружаемся в удивительный мир героев сказки.

Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам собрать две «осколочные картинки».

(Картинки «зеркало» и «роза». Учащиеся работают в парах).

Посмотрите на картинки, которые у вас получились. Что олицетворяют эти два предмета в сказке? Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, что же станет предметом нашего разговора?

Андерсен научил меня светлой вере в победу

солнца над мраком и доброго человеческого сердца

над злым…

К. Паустовский

Да, сегодня мы с вами будем говорить о борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». (Слайд № 2)

2 . Стадия осмысления содержания .

А что такое добро и что такое зло в вашем понимании?

Читаем в словаре С.И. Ожегова (Слайд № 3)

Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное.

А кто в сказке является носителем зла?

(Тролль, который придумал зеркало, и Снежная королева)

А кто противостоит этим злым силам?

(Герда и её помощники, встретившиеся в пути).

Проблемный вопрос: Почему маленькая, хрупкая Герда оказалась сильнее грозной Снежной королевы? В чем её сила?

- Давайте сравним их. Подумайте, есть ли между Гердой и Снежной королевой что-то общее? А различия?

1. Для этого проведём небольшую исследовательскую работу . Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и Снежной королевы и сделать вывод.

- Если глаза – зеркало души, то что можно сказать о Снежной королеве?

(У нее нет души)

Изо льда, ослепительно белая (холод) – золотое сияние (тепло)

Глаза сияли, как звезды (холод) – личико милое, приветливое, словно роза (тепло).

3. Чтобы лучше понять и почувствовать мир Снежной королевы и мир Герды давайте посмотрим иллюстрации современного британского художника Кристиана Бирмингема. (Слайд № 4-10)

Какой изобразил художник Снежную королеву?

(Он увидел её глазами Кая («она была прелестна и нежна» ).

А что несет ее красота?

Вывод: Красота не всегда бывает доброй. Андерсен заставляет нас задуматься о том, что же делает человека по-настоящему красивым.

4. Каков мир Снежной королевы? Какие поступки она совершает? Любит ли она кого-нибудь? Применимо ли к ней слово «любовь»?

Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко освещенных чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда!.. Холодно, пустынно, мертво! )

Что происходило в природе, когда Снежная королева проезжала на своих санях? Какие художественные приемы использует автор?

Буря выла и стонала , словно распевала старинные песни; они летели над лесами и озерами, над морями и твердой землей; под ними дули холодные ветры, выли волки , сверкал снег, летали с криком черные вороны , а над ними сиял большой ясный месяц!»

Лесные голуби рассказали Герде: «Они летели над лесом, когда мы, птенчики, еще лежали в гнезде; она дохнула на нас, и все умерли , кроме нас двоих»).

Поцелуй Снежной королевы – «зацелую до смерти ».

Какие ассоциации возникли у вас с миром Снежной королевы?

Вывод: Мир Снежной королевы – зло, смерть, холод, снег, безжизненность, жестокость, ненависть, эгоизм.

5. А теперь продолжим знакомство с иллюстрациями Кристиана Бирмингема и посмотрим, какой же увидел художник Герду?

В каком мире живет она?

(Слайд – 11-18)

6. Какие ассоциации возникли у вас с миром Герды?

Запишите свои ассоциации. Прочитайте.

Вывод: Мир Герды – добро, тепло, любовь, дружба, радость, слезы, розы, верность, преданность, вера, бескорыстие, стойкость, самопожертвование.

Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая? Что дает ей силы?

(Любовь! Она очень скучает: «Много было пролито слез; горько и долго плакала Герда»)

Итак, Герда отправляется в путь, где ее ждет много испытаний. Давайте и мы пройдем с ней по дороге Добра и посмотрим, на что способна любовь!

7. Задание «Логические цепочки». Восстановите последовательность событий.

(Слайд № 19) .

8. Путь Герды мы изобразим в форме круга. (Слайд № 20)

И это не случайно. А почему, вы постараетесь ответить в конце урока.

С кем встречается Герда за время своего путешествия?

1. Старушка-волшебница. Она добрая или злая? Кого напоминает милая старушка?

(«Она взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ» ).

Вывод: И опять мы убеждаемся в том, что Зло иногда надевает маску Добра, и тогда его трудно узнать.

Как смогла Герда вырваться из плена старушки? Как она справилась со злом?

(Сердце не давало ей покоя)

«… Желал девочке добра и спросил ее, куда это она бредет по белу свету одна-одинешенька?»

«Моя невеста шлет тебе тысячу поклонов и вот этот маленький хлебец».

Ворон и его невеста помогают Герде пройти во дворец Принца и принцессы.

3. Принц и Принцесса.

Они добрые? Как они помогают девочке?

(«Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье», золотую карету, которая «битком была набита сахарными крендельками, а ящик под сиденьем – фруктами и пряниками».

А встреча с доброй, самоотверженной девочкой Гердой как-то повлияла на них?

(Им тоже захотелось сделать что-то доброе: помиловали и захотели наградить ворон – предложили им стать вольными птицами или занять должность придворных ворон; были очень добры к Герде).

4. Маленькая разбойница.

Каким силам принадлежит – добра или зла?

Почему изменилась маленькая разбойница?

(Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце.Разбойница поняла, что, кроме зла, существуют еще любовь, верность, самопожертвование).

Что доброго совершила?

(Отпустила Герду, вернула ей вещи и главное – отпустила с ней своего любимого северного оленя)

Вывод: Значит, добро порождает добро. Мы видим, как добро Герды передается и тем, с кем она встречается, передается по кругу и возвращается к ней, делая ее сильнее. И сама она за время своего трудного путешествия понимает, «как добры все люди и животные!».

5. Лапландка и финка. На пути Герды встречаются еще два добрых человека – лапландка и финка. Обе стараются ей помочь.

Северный олень просит финку дать девочке силу 12 богатырей. И тогда она одолеет Снежную королеву. Что ответила финка?

(«Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Но она не должна от нас узнать о своей силе, что живет в ее сердце ; ее сила в том, что она невинный милый ребенок».)

6. Путь к чертогам Снежной королевы.

Что пришлось преодолеть девочке?

(«Одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц»).

Как справилась Герда с силами зла на подступах к замку Снежной королевы (передовые отряды войска Снежной королевы)?

(Ей помогла вера, она читала молитву «Отче наш…»)

7. У Снежной королевы.

Каким Герда нашла Кая? Как смогла возродить его к жизни?

(Чтение по ролям со слов «Она свободно вошла в огромную пустынную ледяную залу до слов «стал бодрым и здоровым»).

(«Герда заплакала; горячие слезы упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную корку и расплавили осколок»

«Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами»)

Вывод: Итак, Герда победила силы Зла. Кай и Герда, счастливые, вернулись домой. (Последняя точка в круге).

3. Стадия рефлексии.

1. Творческая работа. Синквейн (по вариантам).

Примерный вариант:

Герда

Любящая, стойкая

Любит, ищет, борется

Любовь может преодолеть все.

Снежная королева

Холодная, злая

Морозит, убивает

Зло всегда разрушает, убивает.

А наш путь Добра закончился, круг замкнулся!

Как вы думаете, почему же путь Герды, путь Добра, мы изобразили в форме круга?

- Об этом написала в своем стихотворении поэт Марина Цветаева:

Все же вы не слабейте душою,

Как придет испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра! (Слайд № 21)

- Почему же Герда победила Снежную королеву, победила силы зла? В чем ее сила?

(Перед великой любовью сила холодной волшебницы иссякла. Добро всегда несет в себе всепобеждающую любовь.)

Подведение итогов. Выставление отметок.

Д. з. На выбор:

1. Письмо Герде или Снежной королеве.

2. Задание 9 стр. 234.

2. Прием «микрофон»

художнику за…

одноклассникам за…

- А я хочу сказать спасибо вам, моим ученикам, за доверительный разговор, за творчество, за добрые, умные мысли!

Мы убедились сегодня с вами еще раз, что путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. А ещё мы убедились в том, что доброта – это сила. Не бойтесь быть сильными, не уставайте делать добро, и оно к вам обязательно вернётся!

Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с доброй улыбки, с хорошего настроения. Давайте будем следовать законам доброты, верить в победу доброго человеческого сердца над злым. Возьмемся за руки в «круговой поруке добра» и поймем, наконец, что готовность отдавать другим частицу своего тепла, заботы, внимания – это и есть настоящее счастье.

Исполнение песни «Дорогою добра»

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

/ / / Добро и зло в сказке Андерсена «Снежная королева»

Борьба добра и зла – такую проблему поднимает датский сказочник Г.Х. Андерсен в своем произведении «Снежная королева».

Образ, олицетворяющий добро, - маленькая девочка . Ей противопоставлен образ жестокой Снежной королевы, которая является воплощением зла.

Их борьба непрямая. Героини даже не встречаются в произведении. Но Герда побеждает чары злой волшебницы и заставляет ее тем самым убежать.

Холодна по своей натуре. Она живет на севере в своем ледяном дворце. Героиня управляет снегами и холодными ветрами. Снежная королева чем-то похожа на ледяную скульптуру, которая совершенно не имеет чувств и не умеет видеть прекрасное в мире.

Герда же способна видеть мир во всех его красках. Во всех обычных вещах она может рассмотреть что-то особенное и необычное.

Герда вступает в схватку со злом неосознанно, она делает это, потому что так должно быть. Ей необходимо спасти ее лучшего друга. Она готова пойти на все ради него. И действительно, маленькая девочка проходит все испытания, после которых она встречает Кая.

Автор показывает, что зло сильно: Снежная королева действительно всемогуща. Однако простая девочка без волшебства смогла одержать победу над этой могущественной королевой. А все дело в ее горячем сердце. Именно оно спасло Кая от гибели, а горячие слезы Герды растопили его ледяное сердце. Перед великой любовью и добротой Герды сила холодной волшебницы полностью иссякла. Снежная королева даже почти не боролась за победу. Она к этому просто не привыкла. Ведь до этого все и всегда ей подчинялись. Неспособность проходить испытания ради собственных целей сыграли с ней злую шутку: она проиграла и вынуждена была бежать.

Герда и Снежная королева в сказке показаны как противоположные характеры. Снежная королева действует только своим волшебством, завлекая маленьких детей к себе во дворец. Так она превращает чистых и искренних детей в злые и жестокие копии самой себя. И вот это зло нарастает. Однако останавливает злую волшебницу именно Герда. Она лишена всякого волшебства, действует только с помощью своих душевных качеств. Она правдоискатель, всем говорит только правду. Поэтому ей все верят и помогают. Герда со всеми доброжелательна, она искренне благодарит за помощь. Добро – это не только образ Герды, но и всех тех персонажей, которые помогали ей в преодолении препятствий. Это и Принц с Принцессой, и ворон с вороной, и даже маленькая разбойница. Эти и другие персонажи сказки являются добрыми помощниками Герды.

Снежная королева же одинока. Никто ей не помогает, творит деяния она совершенно одна. Здесь автор показывает, что многое для победы дает дружба. Только с ее поддержкой человек действительно всемогущ. Даже способность убивать одним взглядом, которой владела Снежная королева, не смогла убить дружбу.

Главное качество Герды, которое нельзя ни с чем сравнить, - любовь и доброта. Именно они побеждают в произведении. Именно им учит нас датский сказочник в своей сказке «Снежная королева».

Статья не моя, я нашла интересный материал (источник указываю в конце) и немного подсократив его, добавив из комментариев и других статей, составила вот такой пост. Желающих отсылаю к моему похожему посту здесь на сайте

Ганс Христиан Андерсен без купюр атеистической цензуры

Мы все хорошо знаем чудный советский мультфильм по сказке Андерсена, однако и в нём, и в текстах большинства советских изданий сказка была опубликована с изменениями. Были изъяты все упоминания Бога, Христа и прочего «мракобесия».И лишь «Сказки» Андерсена, изданные в 1955 году сохранены андерсеновские строки песенки Кая и Герды

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

и удивительный фрагмент (перевод А. Ганзен), описывающий приближение Герды к чертогу Снежной королевы и далеко не всем известный:
***
«Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.

Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках.

Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион.

Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок.

Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно.

Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.»
***
Не правда ли, кое-что меняется в восприятии Герды?..

Сейчас много издаётся книг, множество художников пытаются представить, какая она на самом деле – Снежная королева?..идеальному отображению, к прозрению?..


Худ. Станислав Ковалев

Из-за чего начались злоключения Кая? Все помнят, что осколок странного зеркала попал ему в глаз.

Осколок этот взялся из разбитого зеркала. Зеркало разбилось, потому что тролли (то есть бесы), создавшие его, старались все на свете отразить в нем в искаженном, исковерканном виде. Затем это зеркало вырвалось у них из рук и разбилось.

Но почему оно разбилось?

В советском варианте объяснений нет. Закон гравитации, дескать, сработал.

А у Андерсена и здесь нет недоговоренностей: бесы захотели отразить в этом врущем зеркале Творца, и начали подниматься вверх.

И тогда Бог не допустил этого поругания - зеркало вырвалось из их рук и разбилось.

В связи с этим становится понятным (скорее, правда, для взрослых) задание, которое Снежная королева дает Каю. Она поручает ему сложить изо льда слово «ВЕЧНОСТЬ». Ледяная вечность. Рукотворная вечность. Вечность, не созданная Творцом. Это и есть образ ада. Это поистине дьявольская пародия на Бога. Давняя поговорка утверждает: «дьявол - это обезьяна Бога».

Для Андерсена все это совершенно не случайные мотивы. На его могиле в Копенгагене выбиты его слова: «Душа, которую Бог сотворил по Своему образу, бессмертна, и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрет, но душа умереть не может».


Худ. Эдмунд Дьюлак

В советских детских изданиях сказки были пропущены христианские мотивы: не приводился псалом, который поют Кай и Герда;
отсутствовало упоминание о молитве Господней, благодаря которой Герда сумела утихомирить ледяные ветры, охранявшие дворец Снежной королевы, и добраться до Кая;
было исключено упоминание Христа.
Всё было сведено к детской сказке. Бабушка в самом конце сказки читает не просто книгу, а Евангелие, и вслух произносит стих: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие небесное».


Худ. Эми Эрлих

Там, кстати, есть и такой кусочек: когда Кай зацепился салазками за сани Снежной королевы и вскоре обнаружил, что несётся за ней и не может никак открепиться, написано, что он пытался прочитать "Отче наш", но у него в уме вертелась одна таблица умножения...





Худ. Кристиан Бирмингем

А вот я нашла такое рассуждение:

"Сказка “Снежная королева” в оригинале насквозь пропитана религиозным смыслом, ангелы находятся в числе постоянных действующих лиц.
Зеркало Тролля разбивается не просто из-за неловкости его учеников, а потому, что они решили подняться с кривым зеркалом до неба, “чтобы посмеяться над ангелами и Господом Богом”.
В советских изданиях Герда боролась со стражниками Снежной королевы так: “Однако Герда смело шла все вперед и вперед и, наконец, добралась до чертогов Снежной королевы”.

Вполне в духе несгибаемых строителей светлого будущего.

В лучшем случае, в отредактированных изданиях грозные ангелы превращались в “маленьких человечков”.
Но оказывается, когда Герда боролась со стражниками, от усталости она произнесла молитву “Отче наш”, с неба к ней на помощь спустились ангелы, и она благополучно дошла до намеченной цели."

(иеромонах Дорофей (Урусов).


“Герда принялась читать “Отче наш”. Было так холодно, что ее дыхание мгновенно превращалось в густой туман.

Туман этот все сгущался и сгущался; но вот в нем стали возникать маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали и превращались в больших ангелов…

Их становилось все больше и больше, и, когда Герда дочитала молитву, ее окружал уж целый легион ангелов.

Они пронзали снежные страшилища копьями, и хлопья рассыпались на тысячи снежинок.

Теперь Герда могла смело идти вперед; ангелы погладили девочке руки и ноги, и ей стало теплее.

Наконец она добралась до чертогов Снежной королевы”.



Худ. Елена Ринг


Худ. А. Архипова

Да, кстати: думаю, тоже мало, кто помнит, как у Андерсена совершился выход Кая с Гердой из царства Снежной королевы:
"Он крепко прижался к Герде. Она смеялась и плакала от радости. Да, радость ее была так велика, что даже льдины заплясали, а когда утомились, легли и составили то самое слово, которое Каю велела сложить Снежная королева; сложив его, Кай мог сделаться сам себе господином да еще получить от нее в дар весь свет и новые коньки.... Теперь Кай ничуть не страшился прибытия Снежной королевы: его вольная лежала тут, написанная блестящими ледяными буквами."

один из комменторов пишет так:

Только человек может сделать переход от Бесконечности в Вечность.



Худ. В. Даувальдер


Худ. Б. Диодоров

Ниже привожу ещё одно сообщение

Работа заведующей информационно-библиотечным центром Тимербаева М.И.

«Христианские символы в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» МАОУ многопрофильный лицей №20 г.Ульяновск
Семь рассказов – семь дней творения
Сказка «Снежная королева» состоит из семи рассказов
Злой тролль – противник Бога. Библейский мотив вечной борьбы между добром и злом.
Осколки зеркала - искушения
Мансарда с розами – Божье царство.
Ледяная вечность - образ ада
Волосы – сила и духовное богатство
Терновый куст – символ страданий
Письмо на сушеной треске Рыба – раннехристианский символ, означающий Самого Христа. Христос- Бог Слово
Маленькая разбойница – библейский раскаявшийся разбойник
Голубь – Божий вестник
Слезы Кая – символ покаяния
Возвращение Кая – возвращение блудного сына
«Гимн любви»

Стасевич В. А., Болурова-Кунавина П. В. Христианские мотивы в сказках Г. Х. Андерсена «Снежная королева» // Юный ученый. - 2015. - №2. - С. 167-169 4.Харламова Р. Тайны «Снежной королевы»//тайны и преступления. – 2012. - №1. – С. 9-13


Худ. В. Ерко


Корейская художница Niroot Puttapipat






Худ. П. Дж. Линч


Худ. Ника Гольц




Худ. П.Татарников


Худ. Ellor Le Cain


Худ. В. Алфеевский


Худ. Т. Юфа


Неизв. мне художник


Худ. Joan Vinge