Нашу страну во время Великой Отечественной войны обороняли четыре флота – Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский. Все они находились в разных условиях, что влияло на особенности проведения ими боевых операций.
Диспозиция
К началу войны на службе ВМФ СССР находились около тысячи кораблей различных классов. Среди них - 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок. Кроме этого, флот усиливали более 2,5 тысячи единиц авиации и 260 батарей береговой обороны. Это была мощная сила, способная существенно влиять на ход боевых действий как на море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.
Слабых мест у советского флота также хватало. Прежде всего, это низкий уровень оперативно-тактической подготовки командного состава, который обозначился еще во время советско-финской войны. Историки главную вину возлагают на массовые репрессии, в результате которых флот потерял более 3 тысяч грамотных и зрелых командиров. Пришедшие им на смену офицеры, как правило, были плохо готовы к исполнению своих обязанностей. Позднее это стало одной из причин больших потерь и болезненных поражений.
Серьезное препятствие для успешного ведения войны с Германией на море представляла географическая изолированность Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Ситуация усугублялась тем, что значительная часть сил (50% торпедных катеров, 45% морской авиации, 40% подводных лодок, 30% тральщиков) находилась на Дальнем Востоке. Этим противник первое время успешно пользовался.
Большие потери на флоте в первый период войны можно объяснить также неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации. Самым неблагоприятным для советского флота был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Однако все неудачи компенсировались ожесточенным сопротивлением советских моряков, из-за чего страны гитлеровской коалиции так и не смогли добиться очевидного преимущества на море.
Черноморский флот
Черноморский флот был одним из самых подготовленных соединений Вооруженных сил СССР. В его состав входили порядка 300 кораблей и катеров разных классов, в частности, 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 600 самолетов различных типов. Флот располагал пятью базами: в Одессе, Николаеве, Новороссийске, Батуми и главной в Севастополе.
Уже 22 июня 1941 года немецкая авиация нанесла бомбовый удар по Севастополю. Впрочем, застать врасплох советских моряков не удалось. Атаку отбили благодаря своевременному обнаружению эскадрильи противника радарами крейсера «Молотов». А 25 июня силами Черноморского флота и авиации была нанесена серия ударов по румынской Констанце. Согласно германским данным от попаданий снарядов загорелись несколько нефтяных резервуаров, железнодорожные цистерны, и взорвался поезд с боеприпасами.
До 21 июля советскими моряками была выполнена установка 7115 мин и 1404 минных защитников, которые, к сожалению, в дальнейшем принесли больше потерь Черноморскому флоту, чем противнику. Так, в 1941–1942 годах на своих же минах подорвались три эсминца.
Корабли Черноморского флота принимали участие в обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска и в битве за Кавказ. Не только на море. Черноморцы пополняли ряды морской пехоты и гарнизонов, защищающих города. За ярость в бою немцы прозвали их «черной смертью».
Черноморский флот дольше других сохранял независимость от армейского сухопутного командования, что, по мнению военных специалистов, в конкретных условиях имело гораздо больше отрицательных последствий, чем положительных.
В состав Черноморского флота входил уникальный корабль – зенитная плавбатарея №3, представлявшая собой стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами. Это судно, сконструированное капитаном 1-го ранга Григорием Бутаковым, за 9 месяцев боев сумело уничтожить более 20 немецких самолетов.
Отметился в боях на Черном море и подводник, капитан 3-го ранга Михаил Грешилов. На подлодке М-35 он потопил 4 транспорта противника, а в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи.
Перелом на Черноморском театре военных действий пришелся на конец 1942-го - начало 1943 года. Высадка на Малую землю 4 февраля 1943 года стала первой с начала войны наступательной операцией Черноморского флота за два года боев.
Северный флот
К началу Великой Отечественной войны Северный флот располагал относительно скромными ресурсами. В строю находились 8 эскадренных миноносцев, из них 2 старых, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, несколько торпедных катеров и тральщиков. Однако в ходе войны флот пополнился авиацией и кораблями с Тихого океана и Каспийского моря.
Военно-географические условия благоприятствовали действиям Северного флота. Расположение Полярного (главной базы флота), Ваенги и Мурманска (тыловой базы) в глубине Кольского залива благоприятствовало их обороне с моря.
Кроме обороны побережья Северный флот обеспечивал внутренние и внешние морские перевозки, а также действовал в районе морских коммуникациях противника, оказывал поддержку приморскому флангу 14-й армии. В 1944 году Северный флот участвовал в Петсамо-Киркенесской операции, в результате которой немцы были полностью выдавлены с территории советского Заполярья.
Вследствие большого скопления немецких мин в 1942 году Северный флот потерял 9 подлодок. В мае этого же года подводная лодка К-23 под командованием капитана 3-го ранга Леонида Потапова перешла к норвежскому берегу для действий против транспортных судов противника. 12 мая субмарине удалось потопить одно транспортное судно, однако из-за повреждения она вынужденно всплыла.
Израненная подлодка вступила в артиллерийскую дуэль, потопив еще два немецких сторожевых корабля. Вызванные самолетом-разведчиком немецкие корабли и авиация окружили лодку, и экипаж, чтобы не сдаться врагу, принял решение погрузиться в морскую пучину.
Много усилий Северный флот направлял на срыв морских перевозок противника вдоль побережья Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года, на первый план вышли части морской авиации.
Всего за годы войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн, а также около 1300 самолетов.
Балтийский флот
Накануне войны Балтийский флот состоял из 2 линейных кораблей, 2 крейсеров, 2 лидеров эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 канонерских лодок, 65 субмарин, также в его составе были минные заградители, тральщики, «охотники» за подводными лодками, катера.
22 июня 1941 года в 3 часа 6 минут контр-адмирал Иван Елисеев отдал приказ об открытии огня по самолетам противника, вторгшимся в воздушное пространство СССР. Это был первый приказ дать отпор гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне.
Балтийское море сравнительно небольшого размера, оно отличается незначительными глубинами и изрезанной береговой линией. Это благоприятствовало использованию минного оружия и организации противолодочной обороны. Противнику часто без помех удавалось минировать воды в оперативных зонах советского флота, из-за чего наши корабли шли на дно, даже не сделав выстрела.
28 августа немцы захватили главную базу Балтийского флота – Таллин, что позволило им заблокировать минными полями надводный флот в Ленинграде и Кронштадте. 30 августа из Таллина в Кронштадт прорвались оставшиеся суда Балтийского флота. Из 200 вышедших судов к месту назначения прибыли 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна, на которых были доставлены свыше 18 тысяч человек.
Наиболее ожесточенные бои на Балтике проходили за Моонзундские острова. В тяжелейших условиях в течение 49 дней корабли флота и части сухопутных войск, уступавшие в численности и вооружении немецкой армии, сдерживали натиск противника. За время обороны Моонзундских островов гитлеровцы потеряли до 25 тысяч солдат и офицеров, много боевой техники и оружия, а также свыше 20 судов.
Успешно в Балтийском море действовал и подводный флот. Ценой крупных потерь ему удавалось периодически прорывать блокаду и нарушать морские коммуникации противника. В январе 1943 года Балтийский флот содействовал сухопутным войскам во время операции по снятию блокады Ленинграда.
Тихоокеанский флот
В ночь с 8-го на 9 августа Тихоокеанский военно-морской флот СССР вступил в войну с Японией. К предстоящим сражениям флот был полностью готов. В его состав входили 2 крейсера, 1 лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 49 «охотников» за подводными лодками, 204 торпедных катера, 78 подводных лодок.
Несмотря на то что наши тихоокеанские ВМС уступали японскому флоту в количестве крупных надводных кораблей, это компенсировалось полным превосходством в воздухе. Среди задач, стоявших перед командующим флотом адмиралом Иваном Юмашевым, – разрушение японских морских коммуникаций между Маньчжурией, Северной Кореей и Японией, а также содействие войскам Дальневосточного фронта в наступлении на приморском направлении.
Первой целью нашего морского десанта была военно-морская базой Сейсин. Утром 14 августа в Сейсине высадились бойцы первого эшелона десанта, 15 августа - второго эшелона. Высадки третьего эшелона не потребовалось, так как сил 6 тысяч моряков оказалось достаточно для овладения городом. Теперь противник был лишен возможности использовать эту базу для переброски подкреплений, техники, боеприпасов из метрополии и для эвакуации раненых и материальных ценностей в Японию.
После взятия Сейсина тихоокеанцы освободили еще два крупных опорных пункта противника - порты Одецин и Вонсан. В последней операции в плен были взяты 6238 японских солдат и офицеров. До конца августа также пали Торо и Маока. В Отомари (ныне Корсаков) высадился советский десант численностью 1600 человек. Японский гарнизон, насчитывавший 3400 человек, был настолько ошеломлен победами русских, что почти без сопротивления сдался в плен.
Силами Тихоокеанского флота были потоплены 2 эсминца, до 40 боевых кораблей, 28 транспортов, 3 танкера, 12 барж и шхун, принадлежащих Японии. В море и в занятых портах захвачены еще свыше ста судов, на аэродромах сбиты и ликвидированы 9 японских самолетов. Артиллерией флота уничтожены несколько десятков береговых и полевых орудий, бронепоезд и многочисленные военные объекты.
После разгрома японских войск в Маньчжурии и на Сахалине были созданы благоприятные условия для освобождения от противника островов Курильской гряды. К 1 сентября Тихоокеанский флот взял под контроль всю южную часть Курил, в плен попали до 60 тысяч японских военных. Курильская десантная операция стала последней операцией Второй мировой войны.
Вторая мировая война, продолжавшаяся практически 6 лет, обозначила существование в мире 5 сильнейших морских государств, среди которых первое место по-прежнему отводилось Великобритании , а второе Германии. В пятерку сильнейших вошли также Советский Союз, Соединенные Штаты и частично Франция, пытавшаяся с помощью флота оказать влияние на положение дел союзников в Африке.
О скором приближении войны знали многие из правительственных чинов, уже в конце 30- годов в большинстве крупных государств начались экстренные работы по переоснащению армии и флота, строительству новых моделей военных кораблей и подводных лодок .
Во Франции, Англии, Германии и Соединенных Штатах в экстренном порядке приступили к постройке тяжелых военных кораблей и эскадренных подводных лодок, предназначенных сопровождать суда с целью их защиты от нападения надводных и подводных сил противника.
Французский подводный крейсер «Сюрку»Так, в 1934 году Франция приступила к постройке современного подводного крейсера «Сюрку», на вооружении которого стояли 14 торпедных аппаратов и две 203-миллиметровые пушки. Палуба и командная рубка корабля были покрыты прочной броней, способной выдержать несколько мощных выстрелов.
В начале 40-х годов английский флот оснастили подводными мониторами, часть из которых ближе к началу войны была переоборудована в подводные крейсера, с заменой орудийной башни ангаром для гидросамолета, способного совершать посадку прямо на воду. В принципе, английский флот к началу Второй мировой войны все еще был самым мощным в мире, корабли флота были самыми быстрыми и технически оснащенными, способными передвигаться с хорошей скоростью на большие расстояния. К примеру, английская военная подводная лодка «Х-1» была оборудована дизелем, способным придать ей скорость до 20 узлов в час.
Не отставала от Великобритании и Америка, стремившаяся превзойти все другие государства по силе и мощности своего надводного и подводного флота, для чего в нем постоянно происходили технические изменения, внедрялись технические новинки военной техники и оборудования. Практически на каждом американском военном корабле и подводной лодке имелась система кондиционирования отсеков и кают матросов и офицеров, в этом американцы брали пример с голландцев, давно уже обеспечивающих собственные экипажи свежим притоком воздуха.
На подводных лодках Великобритании были установлены гидролокаторы, позволяющие обнаружить противника и измерить расстояние до него еще до вступления в визуальный контакт. Подобное устройство, кроме всего прочего, облегчило поиск якорных мин. Также, практически на всех современных тому времени подводных лодках были установлены аппараты, уменьшающие количество пузырьков, подымающихся над водной поверхностью после нанесения лодкой подводного удара, и позволяющие тральщикам и самолетам обнаружить ее расположение. Практически все субмарины получили новое вооружение в виде 20-миллиметровых зениток, позволяющих обстреливать воздушные цели.
Гидролокатор подводной лодки
Для оказания помощи подводным лодкам в плане подвоза продовольствия, воды и топлива в открытом море началось массовое строительство танкеров и других транспортных судов. На подводных лодках были установлены мощные электромоторы и аккумуляторные батареи, что совместно с особым оснащением двигателя существенно повышало время нахождения лодки под водой.
Постепенно подводная лодка превращалась в настоящий корабль, способный находиться под водой уже не несколько минут, а нескольких часов. Для улучшения системы наблюдения за противником подводные лодки оборудовались совершенно новыми перископами а радиолокационными антеннами. Лодку с таким перископом было обнаружить достаточно непросто, тогда как она находила противника без особого труда. Связь между судами поддерживалась специальными радиотелефонами.
По мере развития подводного мореходства численность экипажа подводных лодок росла, исключением являлись немецкие субмарины, где предпочтение отдавалось размещению большого количества вооружения, а не людей. Новейшая немецкая субмарина «U-1407» была оснащена сразу тремя парогазовыми турбинами, благодаря которым могла развить скорость до 24 узлов в час. Но из-за технических ошибок эта модель лодки не была пущена в массовое производство.
Одновременно с немцами и англичанами подводные лодки строили также и японцы. Впрочем, субмарины последних, были настолько несовершенными, что шум и вибрация ими производимые были слышны на достаточно большом расстоянии, что заставило правительство практически полностью отказаться от их использования и перейти к строительству авианосцев, первых кораблей подобного типа в мировом флоте. Авианосцы японского флота отличались хорошей маневренностью, но были плохо вооружены и практически не имели брони, потому нуждались в защите со стороны крейсеров и миноносцев.
Англичане, вступая во Вторую мировую войну, также запаслись современным авианосцем. «Арк Роял» - именно так назывался корабль, мог развить скорость в 30 узлов и разместить на своей палубе до 72 самолетов. Авианосец был оборудован большим количеством ангаров, подъемниками, катапультами и сетями для отлавливания самолетов, не сумевших сесть самостоятельно, при этом длина посадочной палубы достигала 244 метров. Подобной палубы не было ни на одном авианосце в мире. Стремясь ни в чем не отставать от европейских государств, японцы к началу 1939 года произвели полное переоснащение и переделку старых кораблей, превратив многие из них в современные авианосцы. К началу войны у Японии имелось целых два авианосца, способных вместить по 92 самолета каждый.
Английский авианосец «Арк Роял»
Тем не менее, несмотря на старания англичан и японцев первенство в авианосном строении принадлежало американцам, авианосцы которых оказались способными размещать на своем борту свыше 80 самолетов. Авианосцы типа «Мидуэй» являлись самими мощными и большими по тому времени, поскольку были способны принять на палубы уже свыше 130 самолетов, но участия в войне они не принимали, поскольку их постройка заметно затягивалась. За 6 же лет войны Америка построила 36 тяжелых авианосцев и 124 легких, на борту которых размещалось до 45 самолетов.
Пока Европа и Америка играли вперегонки, Советский Союз также занимался постройкой собственных подводных лодок и авианосцев. Первой подводной лодкой, способной сравниться в мощности с американской и английской стал «Ленинский комсомол», оказавшийся способным достичь Северного полюса, а также совершить переход вокруг земного шара, не всплывая на поверхность, в составе конвоя из лодок этого же типа.
Большое внимание в Советском Союзе накануне войны уделялось постройке ракетных катеров, десантных кораблей, использующих воздушную подушку и торпедных катеров, оснащенных подводными крыльями. На многих кораблях устанавливалось зенитное и атомное оружие, ракеты различного класса и типа.
Первым авианесущим кораблем Союза стал авианосец «Москва», способный разместить на своем борту несколько военных вертолетов. Успешность его конструкции позволила инженерам и проектировщикам разработать уже спустя несколько лет авианосец «Киев, на борту которого могли размещаться не только вертолеты, но и самолеты в достаточно больших количествах.
Таким образом, ко Второй мировой войне мировые державы основательно подготовились, обзаведясь мощными и хорошо оснащенными морскими флотилиями.
Начало войны, Балтийский флот СССР во время Великой Отечественной войны, Черноморский флот СССР во время Великой Отечественной войны, Северный флот СССР во время Великой Отечественной войны, Тихоокеанский флот СССР во время Великой Отечественной войны, послевоенное боевое траление
Советский флот до начала войны с Германией, но уже во время Второй мировой войны принял участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов, однако оно свелось в основном к артиллерийским дуэлям между советскими кораблями и финскими береговыми укреплениями.
НАЧАЛО ВОЙНЫ.
Гибель крейсера «Червона Украина»
Напав на СССР в 1941 году 22 июня в три часа ночи, военно-воздушные силы нацистской Германии первым делом совершили авианалеты на главную базу Черноморского флота Военно-морских сил СССР в городе Севастополь, также авианалет был осуществлён и на город Измаил.
Немецкой авиацией, с целью заблокировать Черноморский флот в Севастополе, были сброшены электромагнитные мины на главный фарватер базы и в районе Северной бухты.
Фарватер — судовой ход, безопасный в навигационном отношении.
Памятным событием для истории стал приказ, отданный контр-адмиралом И. Д. Елисеевым на 6 минуте того же дня и того же часа — об открытии огня по противникам, вторгшимся в воздушное пространство СССР. Это был первый приказ дать отпор нацистам в Великой Отечественной войне.
Немецкая контактная мина в австралийских водах в годы Второй Мировой Войны
Воздушным атакам нацистов также были подвергнуты большое количество военно-морских баз СССР. Из-за такой стратегии Германии главным противником ВМФ СССР стали не морские силы противника, а воздушные и сухопутные.
Судьба Второй мировой, а также входящей в нее как неотъемлемая часть Великой Отечественной войн решалась в основном на суше, из-за чего планы и действия флота практически полностью зависели от интересов сухопутных войск на приморских территориях. Из личного состава флота моряков по ходу войны часто отправляли в сухопутные силы. Многие вспомогательные и транспортные суда были переоборудованы в боевые корабли, став частью военного флота.
Другими словами, ситуация в этой войне требовала от флота гибкости и нестандартности.
БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ СССР ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Из директивы №21 плана «Барбаросса»: «По отношению к Советскому Союзу военно-морской флот выполняет следующую задачу: охрана собственного побережья, и недопущение прорыва вражеских военно-морских сил из Балтийского моря. Поскольку по достижении германскими войсками Ленинграда русский Балтийский флот лишится последней базы и окажется в безнадежном положении, крупных морских операций до этого следует избегать. После ликвидации русского флота встанет задача полного восстановления сообщения по Балтийскому морю, включая снабжение северного крыла армии, которое необходимо будет обезопасить (траление мин)»
Из-за того, что противнику удалось без помех минировать воды в оперативных зонах советского флота, наши корабли часто шли на дно, не успев сделать даже выстрела по врагу.
Балтийцы идут на фронт. Ленинград, 1 октября 1941 года.
28 августа был захвачена главная на то время база Балтийского флота — город Таллин, это привело к блокаде Балтийского флота минными полями в Ленинграде и Кронштадте. Несмотря на это, надводный флот СССР в Балтийском море еще играл важную роль. Корабли, хотя и были ограничены в передвижениях, однако могли свободно вести огонь по противнику. Во время обороны Ленинграда корабли Балтийского флота активно участвовали в противовоздушной обороне города, обстреливая вражеские самолеты огнем своих крупнокалиберных установок.
Так, линкор «Марат», который 23 сентября подвергся атаке немецких бомбардировщиков, в результате которой был фактически разломлен на две части, тем не менее, длительное время оставался в строю и вел огонь по противнику в качестве несамоходной плавучей батареи.
Подводный флот в Балтийском море действовал весьма успешно: ему, ценой крупных потерь, удавалось прорывать морскую блокаду и вносить большой вклад в разрушение морских коммуникаций противника.
Балтийский флот также содействовал сухопутным войскам в январе 1943 года во время прорыва и последующего снятия сухопутной блокады Ленинграда.
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ СССР ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Как отмечено выше, высокая боевая готовность Черноморского флота сорвала немецкие попытки вывести из строя его основные силы в первые же дни войны.
По ходу войны против Черноморского флота активно действовали румынские, болгарские и германские военно-морские силы.
Флот участвовал в обороне Севастополя и Одессы. Командующий Черноморским флотом возглавлял Севастопольский оборонительный район. Из моряков черноморцев были сформированы оборонительные отряды. Огонь корабельных орудий защищал от вражеской авиации. Снабжение осажденной Одессы шло транспортными судами и боевыми кораблями Черноморского флота.
Несмотря на героическую оборону как Севастополя, так и Одессы, оба города были взяты немцами.
Оборона Севастополя. Картина А. А. Дейнеки.
Десантные баржи на пути к высадке на Керченский п-ов.
Большое значение имела самая крупная в истории войны советская десантная операция на Керченском полуострове в 1941-1942 годах. Эта операция началась вполне успешно, однако в итоге войска СССР попали в окружения и были разбиты.
В 1942-1943 годах Черноморский флот принял участие в битве за Кавказ. Подводные лодки флота из грузинских портов Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы с целью нарушения морских коммуникаций противника. Корабли флота и морская пехота сыграли большое значение в битве за Новороссийск.
За всю войну Черноморский флот (не учитывая входящих в него флотилий) высадил 13 десантов. Наиболее известными и полностью успешными для СССР в 1943 году стали десанты в районе Южной Озерейки и Станички, оборона «Малой земли», Новороссийская и Керченско-Эльтигенская десантные операции, а также Констанцский десант.
Азовская флотилия, входящая в состав Черноморского флота, принимала участие в освобождении портов на Азовском море.
Корабли и личный состав Черноморского флота участвовал в 1944 году в освобождении Крыма, а также городов Николаева и Одессы.
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ СССР ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В ходе войны в задачи Северного флота входило прикрытие приморского фланга 14-й армии от вражеских десантов и обстрелов c моря, защита своих путей морского сообщения, а также нанесение ударов по коммуникациям врага, нарушавших его транспортные перевозки и лишавших инициативы на море.
Высадка десанта в губу Большая Западная Лица.
Северный флот также высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага. Немалую роль в сражениях при обороне Заполярья сыграли высадки десанта в губе «Большая Западная Лица» в 1941-м и 1942-м годах. Во время советского наступления в 1944-м году флот высаживал десант в губе Малой Волоковой, в порту Линахамари и в Варангер-фьорде.
Необходимо отметить, что корабли Северного флота принимали масштабное участие в противовоздушной и противолодочной защите арктических конвоев союзников, поставлявших СССР помощь по программе «ленд-лиза».
Значение Северного флота в Великой Отечественной войне велико: флотом были уничтожено сверх двухсот боевых кораблей и вспомогательных судов противника, большое количество вражеских транспортов, также было обеспечено прохождение десятков конвоев союзников, личный состав флота на сухопутных фронтах уничтожил десятки тысяч человек живой силы противников.
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ СССР ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Так как до августа 1945 года Советский Союз не принимал участия в войне с Японией на Тихом океане, часть свободных от военных операций кораблей и личного состава Тихоокеанского флота была передана через Северный морской путь в другие, проводящие масштабные военные действия флоты и флотилии.
После начала военных действий против Японии, в ходе Маньчжурской операции в 1945 году авиация Тихоокеанского флота бомбила военно-морские базы, аэродромы и другие различные военные объекты Японии в Северной Корее. Тихоокеанским флотом была выполнена постановка минных заграждений на подступах к Владивостоку (главная база Тихоокеанского флота) и
Петропаловск-Камчатскому, также минные заграждение были поставлены в Татарском проливе. Флот активно атаковал морские перевозки противника, а также содействовал войскам Дальневосточного фронта, проводящим наступление вдоль восточного побережья Северной Кореи.
В августе 1945 года Тихоокеанский флот высадил десанты, которые захватили на северно-восточном побережье Кореи порты Юки, Расин и Одецин. Также была проведена операция по захвату военно-морских баз. С 11 по 25 августа флот участвовал в Южно-Сахалинской операции, в результате которой весь Сахалин стал принадлежать СССР. Параллельно с 18 по 25 августа флот участвовал в Курильской десантной операции, в итоге которой войска СССР заняли 56 островов Курильской гряды (они вошли в состав СССР в 1946 году). Были осуществлены также воздушные десанты в Порт-Артуре и Дальнем, закончившиеся успехом для советских войск.
Советские и американские моряки празднуют капитуляцию Японии. Аляска, 1945 год.
Вторая Мировая война была завершена 2 сентября 1945 капитуляцией Японии перед союзниками, однако мир между СССР и Японией подписан так и не был. Состояние войны прекратилось только в связи с подписанием Совместной декларацией Союза Советских Социалистических Республик и Японии 19 октября 1956 года
ПОСЛЕВОЕННОЕ БОЕВОЕ ТРАЛЕНИЕ
После войны в морях, реках и озерах осталось колоссальное количество мин, которые сильно угрожали безопасности судоходства. Из-за этого моряки продолжали нести тяжелую военную службу занимаясь тралением поставленных в годы войны минных заграждений. Наибольше количество мин было сконцентрировано в Балтийском, Баренцевом и Черном морях, а также в районе Новоземельских проливов.
К примеру, в Финском заливе военно-морскими силами обоих воющих сторон за годы войны было установлено около 67 тыс. минных установок различных типов.
Крупномасштабные действия по тралению мин завершились только к 1953 году, когда была обеспечена практически полная безопасность судоходства во всех морях, реках и озерах. Но, тем не менее, некоторые мины остались там и по сей день. Так, на Балтийском море по разным оценкам было установлено около 150 тыс. мин. Из них за период до 1953 года было обезврежено и учтено только около 50 тыс. Траление мин — правда, не в таких масштабах, как это было после войны, — продолжается и сейчас.
ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF
Это статья из проекта "История Российского флота". |
21 МарПодводный флот немцев во времена Второй мировой
В этой статье вы узнаете:
Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.
Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.
Создание ВМФ
В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.
Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине - ВМФ Третьего Рейха.
Карл Демиц
Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.
Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.
Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.
Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.
Строительство
На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота.
Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.
На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.
Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» - уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.
Требования
Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.
Главное требования к первым подлодкам - это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.
Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям - устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.
Комплексы
Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.
Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.
В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.
Вооружение
Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.
Боевые действия
Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.
Потопление Корейджес
Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.
Уничтожение Ройял Оук
Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.
Победа над Арк Ройял
Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.
С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.
Легендарные подводники
Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.
Оборудование
Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.
Победы
За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.
Конвой фюрера
На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.
Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин - U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.
Закат
Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.
Категории: / / от 21.03.2017Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.