Кто такие брахманы в древней индии. Индийский жрец высшей касты – брахман. Кшатрии - класс воинов

Брахманы - варна или социальная группа, высшая каста Индии по происхождению – древнее сословие (варна жрецов). Источники существования большинства брахманов связаны с религиозным культом, земледелием, государственной службой.

Брахман (брамин) также известен как Випра, Двиджа, Двиджоттама (лучший из двидж), Бхусура (бог на Земле),

Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса. Брахманы в большей мере, чем остальные варны (касты) придерживаются занятий или профессий, которые предусматриваются их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, учителя и чиновники. Еще в первую половину 20 века в некоторых районах брахманы до 7 5% всех более или менее важных государственных должностей. Однако исторически брахманы были жрецами или учителями, монахами, и только иногда судьями и чиновниками. Убийство брахмана являлось в древней Индии найтягчайшим преступлением. Как исполнители жертвоприношений, толкователи Вед – брахманы составляли господствующую варну.

В современной Индии брахманы составляют значительную часть господствующего классов и интелегенции. И в общении с прочими сословиями не допускают взаимности, так они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера.

Однако брахманы-вайшнавы, которые поклоняются непосредственно форме Верховной Личности Бога используют свои способности в служении Ему и окружающим людям. Также эта категория брахманов старается следовать тем качествам брахманов, о которых Кришна пишет в « Бхагавад-Гите»: « Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к истинному, духовному учителю; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение и смерть, старость и болезни – это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая преданность Мне; стремление жить в уеденненном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины – это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством». Мудрые брахманы всегда стремились развивать эти качества и следовали эти путем знания. Совершенствование этих качеств помогало человеку достичь освобождения из этого мира.

Брахманы - также это древнеиндийские священные книги (были записаны в 8-6 веке до н. э,) которые дополняют Веды там содержатся в основном описания и толкования ритуала Ведической религии.

В ведическом обществе всё было устроено так, чтобы постепенно возвысить человека до уровня брахмана (гуна благости), а затем и до уровня вайшнава. Это возвышение происходило в течение многих жизней. Человек рождается, сохраняя тот уровень духовного развития, которого он достиг в прошлой жизни, и в ведическом обществе каждый занимал положение, соответствующее своему уровню. А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет:

Система варн и ашрамов предписывает её последователям исполнение многих обязанностей, упорядочивающих жизнь. В соответствии с этими обязанностями, человек, желающий изучать Веды, должен обратиться к истинному духовному учителю с просьбой принять его в ученики. Священный шнур - отличительный знак тех, кто способен изучать Веды под руководством ачарьи - истинного духовного учителя. Шри Шукадева Госвами не проходил подобных очистительных обрядов, поскольку с самого рождения был освобождённой душой.

Человек, как правило, рождается обыкновенным существом, а благодаря очистительным церемониям он получает второе рождение. Увидев всё в новом свете, он в поисках духовного руководства обращается к духовному учителю, чтобы тот помог ему понять Веды. Духовный учитель принимает в ученики только искренне ищущего и даёт ему священный шнур. Так человек становится дваждырождённым, или двиджей. Обретя качества двиджи, человек может изучать Веды, а когда человек становится сведущим в Ведах, его называют випрой. Так випра, или опытный брахман, постигает Абсолют и совершенствуется в духовной жизни, пока не достигнет уровня вайшнава. Уровня вайшнава человек достигает тогда, когда заканчивает своё обучение как брахмана. Совершенствуясь, брахман обязательно должен стать вайшнавом, ибо вайшнав - это учёный брахман, достигший уровня самоосознания.

Шрила Шукадева Госвами с самого начала был вайшнавом, поэтому ему не нужно было проходить через все ступени системы варнашрамы. В конечном счёте цель варнашрама-дхармы в том, чтобы неотёсанного человека превратить в чистого преданного Господа, вайшнава. Поэтому тот, кто стал вайшнавом и кого признал уттама-адхикари, то есть вайшнав первого класса, уже считается брахманом, независимо от своего происхождения и прошлых поступков. Шри Чайтанья Махапрабху следовал этому принципу, признав Шрилу Харидаса Тхакура ачарьей святого имени, хотя Тхакур Харидас родился в мусульманской семье. Итак, Шрила Шукадева Госвами родился вайшнавом, и поэтому уже обладал качествами брахмана. Ему не нужно было проходить никаких обрядов.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 1.2.2

Трансцендентным служением Господу должны заниматься все, даже те, кто обладает качествами брахмана. И в Бхагавад-гите, и в Шримад-Бхагаватам утверждается, что желание служить Господу является для живого существа совершенством. Только служа Господу, брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры совершенным образом исполняют предписанные им обязанности. Брахманам, постигшим ведическую мудрость, должно быть известно об этом, а представителям других сословий надлежит следовать указаниям брахмана-вайшнава (того, кто, обладая качествами брахмана, действует как вайшнав).

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.6.33

Вот мы и подошли к вопросу о том, кого следует принимать в качестве духовного учителя. Вывод однозначен - настоящий духовный учитель должен быть безраздельно предан Верховному Господу, т.е., он должен быть вайшнавом высочайшего уровня. Тот, кто не является вайшнавом, не должен становиться духовным учителем. Устройство ведического общество предполагает, что духовный учитель принадлежит к сословию брахманов. В этой связи А. Ч. Бхактиведанта Свами отмечает следующее:

По своему происхождению и воспитанию человек может быть брахманом и знатоком Вед (мантра-тантра-вишарадах), но, если такой человек не вайшнав, он не имеет права быть гуру. Это значит, что даже опытный брахман может не быть вайшнавом, но вайшнав - в любом случае брахман.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 6.13.3

В шастрах сказано, что, даже если брахман в совершенстве исполняет свои обязанности и очень хорошо знает Веды, он не может давать наставления и занимать положение гуру, не будучи вайшнавом. <…> …Махараджа Амбариша советовался с брахманами, которые были чистыми преданными Господа. Он понимал, что обычные брахманы, знатоки санскрита или даже опытные жрецы, не могут дать ценного совета.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 9.4.21

Я уже упоминал о том, что для нашего времени, Кали-юги, характерна ситуация, когда люди в Индии называют себя брахманами лишь на том основании, что они родились в семьях «потомственных брахманов ». Это называется «кастовая система». Великие ачарьи-вайшнавы на протяжении всей истории решительно выступали против такой профанации ведического знания, когда люди объявляют себя брахманами по признаку рождения, даже не обладая необходимыми качествами брахманов, перечисленными в шастрах. А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет:

Необходимо отметить, что, когда в этой главе Господь прославляет брахманов, Он имеет в виду преданных-брахманов, то есть вайшнавов. Было бы ошибкой считать, что Господь говорит о тех, кто только называет себя брахманами, то есть о людях, которые появились на свет в семьях брахманов, но не обладают брахманическими качествами.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.16.4

Система деления общества на сословия в соответствии с качествами людей и родом их деятельности научно обоснована. В наше время система деления общества на сословия брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр выродилась в кастовую систему.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.29.31

А. Ч. Бхактиведанта Свами отмечает, что в наше время люди, даже в Индии, практически полностью перестали следовать изначальной системе варнашрамы, которая действовала в ведическом обществе, и потому настоящий брахман - большая редкость, и практически всё население находится на уровне шудр.

В обществе должны быть четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы нужны для того, чтобы вести за собой других людей. Если в человеческом обществе нет системы варнашрама-дхармы и нет наставников-брахманов, всё общество превращается в ад. В Кали-югу, особенно в наши дни, настоящих брахманов нет, поэтому в обществе царит хаос. Раньше такие брахманы были, но сейчас остались только люди, которые считают себя брахманами, хотя на самом деле они не способны помочь другим своими наставлениями.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 10.8.6

Верховный Господь разделил человеческое общество на четыре сословия в соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью. Раньше такое деление на четыре сословия - брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр - неукоснительно соблюдалось, но со временем, из-за того что принципами варнашрамы стали пренебрегать, появилось много людей, относящихся к категории варна-санкары, и потому от системы варнашрамы сейчас, по сути, ничего не осталось. В нынешнюю эпоху, в век Кали, почти все люди - шудры (калау шудра-самбхавах); сейчас очень трудно найти настоящего брахмана, кшатрия или вайшью.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 7.11.18-20

Так называемых кастовых брахманов именуют также смарта-брахманами, поскольку они пытаются обосновывать свою позицию ссылками на определённую категорию писаний, называемых смрити. Большинство из них не обладают качествами настоящих брахманов - более того, поскольку они извращают ведическое учение, им также свойственны различные отрицательные качества, связанные с их невежеством. Поэтому среди преданных Господа само название смарта-брахман стало синонимом этих отрицательных качеств.

Слова мудха вартишйасе катхам свидетельствуют о том, что Шукрачарья был брахманом из сословия жрецов. Таких брахманов главным образом интересует плата, которую они получают от своих учеников. Увидев, как Махараджа Бали рискует своей собственностью, Шукрачарья почувствовал, что это плохо кончится не только для царя, но и для семьи самого Шукрачарьи, зависевшего от милости Бали. В этом разница между вайшнавом и смарта-брахманом. Смарта-брахмана интересует только материальная выгода, а вайшнава - удовлетворение Верховного Господа. Слова Шукрачарьи выдают в нём настоящего смарта-брахмана, живущего исключительно корыстными побуждениями.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 8.19.33

По сути, смарта-брахманы - материалисты. Они признают только те разделы Вед, в которых говорится о законах материального мира, и отвергают науку о трансцендентных качествах Верховной Личности Бога. Чтобы стать настоящими брахманами и вайшнавами, им необходимо принять заключение настоящей философии веданты о том, что Бог - трансцендентная личность.

Раньше Сарвабхаума Бхаттачарья был смарта-брахманом, то есть неукоснительно соблюдал законы Вед на материальном уровне. Материальное сознание не позволяет человеку поверить в то, что прасад трансцендентен, что Говинда - изначальный Верховный Господь, а вайшнав - освобождённая душа. Все эти трансцендентные истины выходят за пределы понимания обычного знатока Вед. Большинство последователей Вед составляют ведантисты. Эти так называемые приверженцы философии веданты полагают, что Абсолютная Истина безлична. Они также считают, что, родившись в определённой касте, человек не может сменить её, пока не умрёт и не родится снова. Кроме того, смарта-брахманы отрицают тот факт, что маха-прасад (пища, предложенная Божеству) трансцендентен и свободен от материального осквернения. Прежде Сарвабхаума Бхаттачарья тоже неукоснительно соблюдал все ведические заповеди на материальном уровне. Сейчас же, как говорит Гопинатха Ачарья, по неизъяснимой милости Шри Чайтаньи Махапрабху с ним произошли кардинальные перемены. Став вайшнавом, Сарвабхаума Бхаттачарья ел прасад с другими вайшнавами. Более того, ему выпало счастье сидеть рядом с Самим Шри Чайтаньей Махапрабху.

Брахманы Индии

Гималаи, одна из величайших в мире горных цепей, защищает полуостров Индостан от холодных ветров. С отрогов Гималаев начинают свое течение великие реки Индии Инд, Ганг и Брахмапутра, впадающие в Бенгальский залив и Индийский океан. Широко разливающиеся реки создают плодоносную почву с роскошной растительностью. Плоскогорья, возвышенности и болота имеют свой климат, знойный, влажный или благотворный. Бесчисленные реки и правильно распределяемые муссонами дожди создают изобильную и разнообразную природу Индии, которую древние называли роскошнейшим плодородным садом мира, благословенной страной счастья и красоты, к которой стремились помыслы и желания. Из Индии по всему миру распространялись драгоценные камни, пряности, хлопок, сахарный тростник, бананы, рис, фиги, кокосы, сандаловое и черное дерево, ароматические травы. Реки несли золотой песок, морские побережья таили прекрасные жемчуга. Богатейший мир животных составлял фауну Индостана. Коровы, лошади и слоны служили людям. Знаменитые гималайские козы давали тонкую шерсть для кашемировых шалей. Разнообразные попугаи и изумрудные павлины, племена обезьян поражали всех чужеземцев и путешественников. Весь обитаемый мир называл Индию страной чудес. Заселившие в древние времена долину Инда арийские индусы жили в согласии с природой. Несколько сельских поселений составляли округ, несколько округов – племя. Люди занимались скотоводством и земледелием, приносили жертвоприношения и поклонялись силам природы. Жители периодически собирались для обсуждения дел или для общественных развлечений. В них участвовали и главы племени, раджи. Их сначала выбирали, потом титул раджи сделался наследственным. Раджи от всего племени приносили жертвы. Иногда они поручали проведение церемоний певцам, прославляющим дела государей.

Религиозные верования древних индусов были открытым культом природы, зависевшем от расположения добрых духов и злых сил. Солнце, бесчисленные звезды, молнии и гром считались могущественными божествами. Верования прошли разные стадии развития, отличались друг от друга видоизменениями и особенностями. Самые ранние были изложены за полтора тысячелетия до нашей эры в священных книгах Веды, на санскрите «знания». В четырех ведических книгах Ригведе, Самаведе, Аурведе, Атарваведе содержались тысячи священных песен, обращенных к богам, религиозных гимнов и молитв, жертвенных формул. К сборникам гимнов добавлялись брахманы – трактаты, священные тексты, содержащие описания жреческого ритуала. Упанишады, на санскрите «откровенное знание» являлись заключительной частью вед. Из двухсот упанишад десять были главными.

Трактаты-брахманы объясняли происхождение и смысл религиозных обрядов, всю обрядовую сторону религии. Упанишады полно и систематически разбирали проблемы сотворения мира и религиозные стремления человека. Характерной чертой ведизма было обожествление сил природы. Жертвоприношения сопровождались сложными ритуалами, выполняемыми жрецами брахманами. Наиболее почитаемыми богами ведической религии являлись Индра, Варуна, Агни, Сома. Бог лучезарной синевы небес Индра блистал молниями. Таинственный Варуна творил вечные и нерушимые законы мира. Подчиненные высшим богам духи населяли утренний воздух, солнечный день, солнечный огонь. Добрые духи огня прогоняли злые силы тьмы, отпугивали хищных зверей от домашнего очага. Верховный бог огня Агни был желанным другом всех людей, священным пламенем на очаге.

Человек в ведизме одно из звеньев длинной цепи божественных существ. Люди не должны унижаться перед божествами, вымаливать у жестокого бога прощение. Ведическая религия проникнута сильной верой в действенность молитв и жертвоприношений. Усердная и правильная молитва всегда будет услышана божественной силой. Просьба человека будет исполнена. Жертвоприношения угодны божествам. Они являются пищей и питьем для богов, черпающих в этих приношениях силы для борьбы с врагами жертвователей.

Внутренняя сила молитвы выражалась словом «brahma» – «богопочитание, гимн, молитва». На судьбу человека влияло признанное особое божество «Brahman spati» – «владыка молитв», считавшийся ангелом-хранителем благочестивых людей. Певцы жертвенных и молитвенных гимнов, знатоки заклинаний и жертвоприношений с древних времен вызывали особое уважение индусов.

Веды обозначали жреца или священника словом «Brahmin», «брахман» – «молящийся, поклоняющийся». В поздних текстах это слово обозначало особое жреческое сословие, распоряжавшееся жертвенными церемониями и слагавшее религиозные гимны. Гимны Вед упоминали, что во главе индусов стояли воины и жрецы. Вместе с развитием и усложнением религиозных обрядов постепенно возрастала власть брахманов. Жрецы почти полностью регулировали религиозный и социальный быт народа.

Переход от ведизма к брахманизму на рубеже Х века до н. э. совпал с расселением индусов от долины Инда к долине Ганга, ставшей местом расцвета индийской культуры. Индусы повсеместно переходили от кочевого скотоводческого хозяйства к оседлому земледелию. Стремление к славе и подвигам сменилось жаждой мирной жизни и покоя. В эту эпоху индийской истории определяющую роль играли жрецы-брахманы.

С развитием экономики и хозяйственной жизни происходило разделение труда между отдельными группами населения. Большая часть населения занялась мирными занятиями, земледелием, скотоводством. Индусы-крестьяне не занимались военным делом. Борьбой с врагом и охраной границ занималось военное сословие. Постепенно появились замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения наследственных занятий и профессий. Касты – «чистые» образовали строгую иерархию. Наследственность профессий была закреплена запретом перехода из касты в касту. Брахманы стали наказывать за смешанные браки. Различие в занятиях, образе жизни, природных условиях вызвали в индусском народе различные оттенки цвета лица, что способствовало окончательному упрочению строго деления на касты.

Высшее место в кастовой иерархии принадлежало брахманам, получившим его в ожесточенной борьбе с воинами – кшатриями. Брахманы опирались на мелких землевладельцев– вайшья. Соотношение сил было закреплено установлением трех высших каст, отделенных от остального населения признаком «двурожденности», высшего происхождения по сравнению с «единожды рожденными», обыкновенными людьми. Первыми стали брахманы, вторыми кшатрии, третьими – вайшья. Количество каст еще в ХХ веке измерялось тысячами.

Престиж жрецов, хранителей священных преданий и древней веры, все более и более увеличивался. Только брахманы занимались религией и наукой. Жрецы, опоясанные священным шнуром, постоянно ходили с бамбуковым посохом и с сосудом, наполненным водой для омовений.

Верховными божествами в брахманизме, окончательно сменившем ведизм, стали творец вселенной Брахма, сохранитель Вишну и разрушитель Шива.

Брахма – бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Он изображался четырехликим и четырехруким, сидящим на лебеде. Супругой Души вселенной была богиня речи и учения Сарасвати.

Брахма – божественное начало, сущность высшего всемогущества. Мировая душа двигает поток мировой жизни и господствует над духовным миром и природой, как невидимое божество. Это абстрактное понятие, не имеющее определенных черт. Все берет свое начало в Брахме, все должно вернуться к нему. Смерть – переход из низшей степени к высшей, пока чистый и совершенный не достигнет такой степени, что окажется достойным войти в мировую душу.

Этого хотят все на земле, но достичь смогут только те, кто в своем стремлении к святости отрешится от материального мира. Те же, кто противится божественному, после смерти подвергнутся мучениям, рождаясь снова и снова в более низменном существе, животном, насекомом.

Знать божественные законы могли только брахманы, превратившие их в сложную науку. Все учение хранилось в тайне. Брахманы заявляли, что обычный человек не может постичь его, этому нельзя научить. В честь Брахмы не устраивалось никаких торжеств, ибо его царство и власть – не от мира сего. Брахма – бог жрецов, исполнителей его воли на земле.

Вишну почитался как благожелательный к людям верховный бог-охранитель. При исключительных обстоятельствах Вишну воплощался на земле в телесном облике и активно исправлял угрожающее людям или религии положение. Его воплощения – аватары Рама и Кришна – совершали подвиги на земле. До нас дошли от того времени эпические поэмы Рамаяна и Мабапхарата, до сих пор необычайно популярные в Индии. Женой Вишну была богиня красоты и счастья Лакшми.

Шива, как грозный верховный бог, изображался в священной пляске, передающей космическую энергию, или погруженным в созерцание аскетом. Он воплощал опасные и разрушительные силы природы, воплощал ее вечное умирание и рождение. Изображения Шивы и его не менее грозной жены Кали внушали страх и трепет – многоликие, многорукие и многоногие человеческие фигуры, обвитые гирляндами черепов. Сын Шивы Ганеша изображался в виде человека с головой слона и являлся богом мудрости и учености, успеха в делах. Второй сын Сканда, как бог войны защищал от злых духов.

Жрецы-брахманы создали учение о карме – возмездии, воздаянии. Душа переходила из одной телесной оболочки в другую в соответствии с добродетельностью или греховностью предшествующей жизни. Критерием оценки жизни человека было соблюдение им дхармы – закона образа жизни, установленном самим богом Брахмой. Добродетельное поведение человека обеспечивало ему конечное освобождение от цепи перерождений, или возрождение в высшем теле, вплоть до брахмана. Добродетельные люди достигали небесного блаженства, грешные испытывали ужасные муки.

Древние индусы верили в существование могущественных демонов, как и боги асуры созданных Брахмой при сотворении вселенной. Демонами являлись и перевоплощения душ умерших преступников. Они приносили людям болезни, смерть, лишали потомства, разоряли. От них также требовалась защита брахманов.

Жрецы уделяли большое значение ритуалу, точному и очень сложному соблюдению многочисленных формальностей при жертвоприношениях. Ритуалы от имени царей и знати были очень пышными и длились несколько дней. Десятки жрецов на жертвенных алтарях закалывали сотни животных, часто ночью, при свете костров и факелов. Обрядам придавалось мистическое значение, производившее большое впечатление на суеверных людей. Обряд жертвоприношения должен был совершаться в должном месте в должное время и в должном порядке, с произнесением должных гимнов, молитв и священных формул. При соблюдении всего ритуала божества не могли не выполнить желание жертвователя. Магическая формула-брахма могла быть сильнее богов.

Древние индусы соблюдали многочисленные обряды защиты от злых духов, выполняли сложные обряды очищения, при рождении ребенка, похоронах, при браке, при приеме пищи, гостей.

Очень сложными были обряды инициации у разных каст. Каждый юный брахман или кшатрий после обряда посвящения в 8 и 11 лет получал гуру-наставника, жил и служил в его доме. Гуру считался духовным отцом ученика, учил его всему необходимому, формировал его характер. За обучение гуру получал щедрое вознаграждение.

Священным животным брахманы считали корову, умерщвление которой считалось большим преступлением, как убийство человека. Мясо коровы в пищу не употреблялось. Самым священным растением был лотос, любимый цветок индийских поэтов. Священной рекой считался Ганг, вода которого была способна очистить человека от греха и скверны. Омовение почти всегда было необходимым ритуалом при очистительных обрядах. Священным местом обитания богов являлись Гималаи.

Работы у брахманов было очень много. У них были специальные требники – сутра, содержавшие изложение важнейших обрядов. Для избранных существовала сложная философская система, для всех остальных действовал внешний обряд.

Освобождение возможно лишь с совершенных растворением в высшем начале. Мир призрачен. Нет ни добра нравственного, ни зла безнравственного. Мудрец спокоен, мир на него не влияет. Он, мудрец, должен стремиться к спасению своего «я», к слиянию «я» с верховным божеством Брахмой. К этому ведет идеальная человеческая жизнь, образец которой жизнь брахмана, которая делится на четыре периода. Период ученичества начинался с семилетнего возраста и посвящался заучиванию под руководством брахмата наизусть одной из четырех главных Вед. Второй период семейной жизни и жреческой практики посвящался продолжению рода, «уплате долга предкам». Третий период начинался с окончания воспитания детей. Брахман шел в отшельники, «обитатели леса», в созерцании и размышлениях шел к слиянию с мировой душой. Четвертый период аскезы посвящался слиянию с мировой душой. Всю жизнь брахман шел к высшей ступени духовной лестницы, стремясь к укрощению своих страстей, чистоте жизни и познанию божества: «Тот, кто в своей собственной душе видит частичку высшей, мировой души и обладает душевным спокойствием, достигает высшего блаженства».

Внутри жреческой касты самые талантливые и мудрые брахманы объединялись в тайный союз во главе с верховным жрецом, самым талантливым и мудрым брахманом. Члены союза знали наизусть все Веды и были посвящены в тайное учение Упанишад, заключавших «самое глубокое и таинственное, что произвела мудрость брахманов» – «Познай самого себя, познай свою истинную сущность, которая составляет основу твоего я, найди и познай ее в высшей, вечной сущности».

Хранители наук и искусств, брахманы разработали языкознание, изучали эстетику, риторику, астрологию, медицину. Брахманы изобрели цифры, ставшие достоянием всей человеческой цивилизации.

Брахманизм лег в основу современной религии Индии – индуизма, одной из самых крупных по числу последователей религий мира. Брахманизм изучают уже несколько столетий, но до сих пор многие проблемы, особенно касающиеся его значения в индийской истории, совершенно не выяснены.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк третий Португальская торговля и арабская конкуренция в Индии. Причины кратковременности португальского владычества в Индии. Социальный состав и хозяйство испанских колонистов. Экономические преимущества испанской колонизации в сравнении с португальской.

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

автора Фор Поль

Отступление из Индии Однако, явившись в самое сердце Индии, на берег Биаса близ Лахора (Восточный Пакистан), воины, которых царь хотел довести до Ганга, устроили «забастовку». Буквально: они сели на речную отмель и в отрепье, под проливным дождем, отказывались идти

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Города Индии Весной 327 года войско спустилось вдоль реки Кабул, чтобы проникнуть в Индию (теперь это Северный Пакистан). Левым берегом Кабула оно двигалось по долине Кунар, покоряя различные народы, а затем по долине реки Сват направилось к Инду. Армии пришлось осадить

Из книги Ограбления, которые потрясли мир [Захватывающие истории о выдающихся криминальных талантах] автора Соловьев Александр

Однажды в Индии Фулан Деви (Phoolan Devi, она же The Bandit Queen, Королева бандитов, 1963–2001, Индия) - член преступной банды, затем член парламента Индии. Убита (застрелена) Панкаджем Сингхом (Шером Сингхом Рана), близким другом семьи Деви. Главным смыслом моей жизни была месть этой

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Брахманы, служители слова Религиозную историю Индии делят на ведический период, брахманский, периоды джайнизма и буддизма и, наконец, индуистский период. Попробуем определить, насколько стары индийские верования и каковы взаимосвязи между ними.Веда, на санскрите, –

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Брахманы и храмы Жрецами индуизма, носителями основ его религиозной культуры, ритуального обряда, этики, эстетики, форм социально-семейного уклада и быта были члены брахманских каст, потомки тех самых жрецов из варны брахманов, которые еще до нашей эры являлись

Из книги История Средних веков автора

ЗАВОЕВАНИЕ ИНДИИ Махмуд был справедливым государем, любил науку, с чистой верой, воителем… Низам ал-Мульк. В то время, как в великолепной столице ислама, Багдаде, правили халифы и шаханшахи, мусульманский Восток признавал власть великого султана Махмуда из Газни. Султан

Из книги История Нового времени. Эпоха Возрождения автора Нефедов Сергей Александрович

Из книги Мистические ордена автора Андреев Александр Радьевич

Жречество. Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии, маги Ирана, зороастрийцы и маздеизм, брахманы Индии. III–I тысячелетие до нашей эры С III тысячелетия до нашей эры известна особая общественная группа, занимавшаяся религиозными жертвоприношениями. Само слово «жрец» одного корня

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

14.1. Три Индии как три Орды Скандинавы считали, что ИНДИЯ включает КАВКАЗ - ГОРЫ КАПАГУС , с. 63, и что ИНДИЯ включает в себя ИДУС - реку Идус. Вероятно, ИДУС - это ИУДЕЯ. Выше мы уже показали, что первоначально ИНДИЕЙ, то есть просто ДАЛЕКОЙ страной, от старого русского

Из книги Древний Восток автора

Дваждырожденные: брахманы, кшатрии и вайшьи «Дваждырожденными» называли членов трех высших варн, поскольку они считались прошедшими через «второе рождение», к которому приравнивался обряд упанаяны - «приведения», т. е. посвящения в арии. Во время этого обряда,

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Брахманы (тексты) Тексты брахман считаются продолжением самхит и относятся уже к позднему периоду развития ведийской литературы (первая треть I тысячелетия до н. э.). В них содержатся описания ведийских ритуалов, зачастую длительных и сложных, а также даются объяснения

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индоарии в Индии. «Ведийский период» в истории Индии Древние носители диалектов индоарийской ветви (самоназванием их было просто «арья», и в науке их называют индоариями, чтобы отличить от родственных им ираноязычных племен с тем же самоназванием) в середине II тыс. до

Из книги Обитель богов [Колыбель Ригведы и Авесты] автора Бажанов Евгений Александрович

Глава VI ВОЛХВЫ-БРАХМАНЫ И ИХ НАСЛЕДИЕ В ГИДРОНИМАХ Кто поименовал реки на просторах Дикого поля и являлся носителем древних традиций и исторической памяти? Учитывая то, что многие реки связаны с обрядами поклонения ведическим богам, многие из них носят имена богов,

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русичи в Индии Корнатович (Кор) Олег Ипполитович (1916 г. р.), подполковник. После переворота 1917 года и установления на Руси красной диктатуры семья О. И. Корнатовича вынуждена уехать в изгнание с просторов Руси.1939–1945 годы. Вторая мировая война. О. И. Корнатович поступил на

Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что, следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.

Покинув долину Инда, индийские арии завоевали страну по Гангу и основали здесь множество государств, чье население состояло из двух сословий, разнившихся по юридическому и материальному положению. Новые поселенцы-арии, победители, захватили себе в Индии и землю, и почет, и власть, а побежденные неиндоевропейские туземцы были повергнуты в презрение и уничиженье, обращены в рабство или в зависимое состояние или, оттесненные в леса и горы, вели там в бездействии мысли скудную жизнь без всякой культуры. Этот результат арийского завоевания и дал исток для происхождения четырех главных индийских каст (варн).

Те первоначальные жители Индии, которые были покорены силой меча, подверглись участи пленников и стали просто рабами. Индийцы, покорившиеся добровольно, отрекшиеся от отцовских богов, принявшие язык, законы и обычаи победителей, сохранили личную свободу, но утратили всю земельную собственность и должны были жить работниками в поместьях арийцев, слугами и носильщиками, в домах у богатых людей. Из них произошла каста шудр. «Шудра» - слово не санскритское. До того как стать названием одной из индийских каст, оно, вероятно, было названием какого-то народа. Арийцы считали ниже своего достоинства вступать с представителями касты шудр в брачные союзы. Женщины-шудры были у арийцев только наложницами. Со временем между самими арийскими завоевателями Индии образовались резкие различия состояний и профессий. Но по отношению к низшей касте - темнокожему, покоренному туземному населению - они все оставались привилегированным классом. Только арии имели право читать священные книги; только они были освящаемы торжественным обрядом: на арийца был возлагаем священный шнур, делавший его «возрожденным» (или «дважды рожденным», двиджа). Этот обряд служил символическим отличием всех арийцев от касты шудр и прогнанных в леса, презираемых туземных племен. Освящение совершалось возложением шнура, который носят положенным на правое плечо и опускающимся наискось по груди. У касты брахманов шнур мог быть возлагаем на мальчика от 8 до 15 лет, и он сделан из хлопчатобумажной пряжи; у касты кшатриев, получавших его не раньше 11 года, он делался из куши (индийского прядильного растения), а у касты вайшьев, получавших его не раньше 12-го года, он был шерстяным.

«Дважды рожденные» арийцы с течением времени разделились по различиям занятий и происхождения на три сословия или касты, имеющие некоторое сходство с тремя сословиями средневековой Европы: духовенством, дворянством и средним городским классом. Зародыши кастового устройств у арийцев существовали еще в те времена, когда они жили только в бассейне Инда: там из массы земледельческого и пастушеского населения уже выделялись воинственные князья племен, окруженные людьми, искусными в военном деле, а также жрецы, совершающие обряды жертвоприношений. При переселении арийских племен далее вглубь Индии, в страну Ганга, воинственная энергия возросла в кровопролитных войнах с истребляемыми туземцами, а потом в ожесточенной борьбе между арийскими племенами. Пока завоевания не завершились, весь народ был занят военным делом. Только когда началось мирное обладание завоеванною страною, стало возможно развиться разнообразию занятий, появилась возможность выбора между разными профессиями, и наступил новый этап происхождения каст.

Плодородие индийской земли возбуждало влечение к мирному добыванию средств жизни. От этого быстро развилась врожденная арийцам склонность, по которой спокойно трудиться и пользоваться плодами своего труда было для них приятнее, чем делать тяжелые военные усилия. Потому значительная часть поселенцев («вишей») обратилась к земледелию, дававшему обильные урожаи, предоставив борьбу с врагами и охранение страны князьям племен и образовавшемуся в период завоеваний военному дворянству. Это сословие, занимавшееся землепашеством и отчасти пастушеством, скоро разрослось так, что и у арийцев, как в Западной Европе, образовало собою огромное большинство населения. Потому название вайшья «поселенец», первоначально обозначавшее всех арийских жителей в новых областях, стало обозначать только людей третьей, трудящейся индийской касты, а воины, кшатрии и жрецы, брахманы («молящиеся»), ставшие с течением времени привилегированными сословиями, сделали названия своих профессий названиями двух высших каст.

Четыре вышеперечисленных индийских сословия сделались совершенно замкнутыми кастами (варнами) лишь тогда, когда над древним служением Индре и другим богам природы возвысился брахманизм, - новое религиозное учение о Брахме, душе вселенной, источнике жизни, из которого произошли и в который возвратятся все существа. Это реформированное вероучение придало религиозную святость делению индийской нации на касты, в особенности жреческой касте. Оно говорило, что в круговороте форм жизни, проходимых всем существующим на земле, брахман - самая высшая форма бытия. По догмату возрождения и переселения душ, существо, рождающееся в человеческом виде, должно пройти поочередно все четыре касты: быть шудрой, вайшьей, кшатрием и напоследок брахманом; пройдя эти формы бытия, оно воссоединяется с Брахмой. Единственный путь к достижению этой цели состоит в том, чтобы человек, постоянно стремясь к божеству, в точности исполнял все, заповеданное брахманами, чтил их, радовал дарами и знаками уважения. Проступки против брахманов, тяжко наказываемые и на земле, подвергают нечестивцев ужаснейшим мучениям ада и возрождению в формах презираемых животных.

Верование в зависимость будущей жизни от настоящей было главною опорою индийского кастового деления и владычества жрецов. Чем решительнее ставило брахманское духовенство догмат переселения душ центром всего нравственного учения, чем успешнее наполняло оно фантазию народа страшными картинами адских мучений, тем больше почета и влияния оно приобретало. Представители высшей касты брахманов близки к богам; они знают путь, ведущий к Брахме; их молитвы, жертвы, святые подвиги их аскетизма имеют магическую власть над богами, богам приходится исполнять их волю; от них зависит блаженство и страдание в будущей жизни. Неудивительно, что с развитием религиозности у индийцев возрастало могущество касты брахманов, неутомимо восхвалявшей в своих святых поучениях почтительность и щедрость к брахманам как вернейшие способы получить блаженство, внушавшей царям, что правитель обязан иметь своими советниками и делать судьями брахманов, обязан награждать их службу богатым содержанием и благочестивыми подарками.

Чтобы низшие индийские касты не завидовали привилегированному положению брахманов и не посягали на него, было выработано и усиленно проповедовалось учение, что формы жизни для всех существ предопределены Брахмой, и что ход по степеням человеческих возрождений совершается только спокойною, мирною жизнью в данном человеку положении, верным исполнением обязанностей. Так, в одной из древнейших частей Махабхараты говорится: «Когда Брахма создавал существа, он дал им их занятия, каждой касте особую деятельность: брахманам - изучение высоких Вед, воинам - геройство, вайшьям - искусство труда, шудрам - покорность перед другими цветами: потому достойны порицания несведущие брахманы, неславные воины, неискусные вайшьи и непослушные шудры». Этот догмат, приписывавший каждой касте, каждой профессии божественное происхождение, утешавший униженных и презираемых в обидах и лишениях их настоящей жизни надеждой на улучшение их судьбы в будущем существовании. Он давал индийской кастовой иерархии религиозное освящение.

Разделение людей на четыре сословия, неравные по своим правам, было с этой точки зрения вечным, неизменным законом, нарушение которого - преступнейший грех. Люди не имеют права низвергать кастовые преграды, установленные между ними самим богом; улучшения своей судьбы они могут достигать лишь терпеливою покорностью. Взаимные отношения между индийскими кастами были наглядно характеризованы учением; что Брахма произвел брахманов из уст своих (или первочеловека Пуруши), кшатриев - из рук, вайший - из бедер, шудр - из запачканных в грязи ступней ног, потому сущность природы у брахманов - «святость и мудрость», у кшатриев - «власть и сила», у вайшьев - «богатство и прибыток», у шудр - «служение и покорность». Учение о происхождении каст из разных частей высочайшего существа излагается в одном из гимнов последней, самой новой книги Ригведы. В более древних песнях Ригведы кастовых понятий нет. Брахманы придают этому гимну чрезвычайно важное значение, и каждый истинно верующий брахман читает его каждое утро, после омовения. Этот гимн - диплом, которым брахманы узаконили свои привилегии, свое владычество.

Таким образом, индийский народ был приведен своею историей, своими склонностями и обычаями к тому, что подпал под иго иерархии каст, превратившей сословия и профессии в чуждые друг другу племена, заглушившей все человеческие стремления, все задатки гуманности. Главные характеристики каст Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, правилами существования и поведения. Брахманы - высшая каста Брахманы в Индии - это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.

Брахманы имеют очень много запретов: Мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами. Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины. Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты. Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.

Кшатрии - каста воинов

Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров. В настоящее время ничего не изменилось - кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.

Вайшья Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали. Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда. Шудры - низшая каста Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой - самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах. Неприкасаемые Отдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.

Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий. Уникальные особенности каст Имея по соседству брахмана, ему можно подарить массу подарков, но ответного ждать не стоит. Брахманы никогда не дарят подарков: они принимают, но не дают. В плане владения земельными угодьями шудры могут быть даже более влиятельны, чем вайшья.

Шудры низшего слоя практически не используют денег: за работу им платят пищей и бытовыми принадлежностями.Можно перейти в низшую касту, но получить касту рангом выше - невозможно. Касты и современность Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати. В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад. Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты. В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком. Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых - пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества - маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.

История происхождения кастовой системы

Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже древние арийские народы, проживающие на территории современной Индии приблизительно за полторы тысячи лет до нашей эры, уже имели общество, разделенное на сословия.

Гораздо позже эти социальные слои стали именоваться варнами (от слова «цвет» на санскрите - по цвету носимой одежды). Иной вариант наименования варн - касты, происходящий уже от латинского слова.

Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны):

  • брахманы - священнослужители;
  • кшатрии - воины;
  • вайшья - рабочие люди;
  • шудры - разнорабочие и слуги.

Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния: богатые хотели находиться в окружении только подобных себе , преуспевающих людей и брезговали общаться с более бедными и необразованными.

Махатма Ганди проповедовал борьбу с кастовым неравноправием. с его биографией, это поистине человек с великой душой!

Касты в современной Индии

Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати .

В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.


В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых : им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи , зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.

Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых - пария . Это люди, совершенно изгнанные из общества - маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

Заключение

Кастовая система зародилась тысячелетия тому назад, но до сих продолжает жить и развиваться в индийском обществе.

Варны (касты) делятся на подкасты - джати . Существует 4 варны и множество джати.

В Индии есть общества людей, не входящих ни в одну касту. Это - изгнанные люди .

Кастовая система дает людям возможность быть с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и четкие правила жизни и поведения. Это - естественная регуляция общества, существующая параллельно с законами Индии.

Видео по индийским кастам

24 сентября 1932 года в Индии право участия в выборах предоставлено касте неприкасаемых. сайт решил рассказать своим читателям, как сформировалась и как существует в современном мире индийская кастовая система.

Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что, следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.

Покинув долину Инда, индийские арии завоевали страну по Гангу и основали здесь множество государств, чье население состояло из двух сословий, разнившихся по юридическому и материальному положению. Новые поселенцы-арии, победители, захватили себе в Индии и землю, и почет, и власть, а побежденные неиндоевропейские туземцы были повергнуты в презрение и уничиженье, обращены в рабство или в зависимое состояние или, оттесненные в леса и горы, вели там в бездействии мысли скудную жизнь без всякой культуры. Этот результат арийского завоевания и дал исток для происхождения четырех главных индийских каст (варн).

Те первоначальные жители Индии, которые были покорены силой меча, подверглись участи пленников и стали просто рабами. Индийцы, покорившиеся добровольно, отрекшиеся от отцовских богов, принявшие язык, законы и обычаи победителей, сохранили личную свободу, но утратили всю земельную собственность и должны были жить работниками в поместьях арийцев, слугами и носильщиками, в домах у богатых людей. Из них произошла каста шудр . «Шудра» — слово не санскритское. До того как стать названием одной из индийских каст, оно, вероятно, было названием какого-то народа. Арийцы считали ниже своего достоинства вступать с представителями касты шудр в брачные союзы. Женщины-шудры были у арийцев только наложницами.

Со временем между самими арийскими завоевателями Индии образовались резкие различия состояний и профессий. Но по отношению к низшей касте — темнокожему, покоренному туземному населению — они все оставались привилегированным классом. Только арии имели право читать священные книги; только они были освящаемы торжественным обрядом: на арийца был возлагаем священный шнур, делавший его «возрожденным» (или «дважды рожденным», двиджа). Этот обряд служил символическим отличием всех арийцев от касты шудр и прогнанных в леса, презираемых туземных племен. Освящение совершалось возложением шнура, который носят положенным на правое плечо и опускающимся наискось по груди. У касты брахманов шнур мог быть возлагаем на мальчика от 8 до 15 лет, и он сделан из хлопчатобумажной пряжи; у касты кшатриев, получавших его не раньше 11 года, он делался из куши (индийского прядильного растения), а у касты вайшьев, получавших его не раньше 12-го года, он был шерстяным.

Индийское общество было разделено на касты еще много тысяч лет тому назад


«Дважды рожденные» арийцы с течением времени разделились по различиям занятий и происхождения на три сословия или касты, имеющие некоторое сходство с тремя сословиями средневековой Европы: духовенством, дворянством и средним городским классом. Зародыши кастового устройств у арийцев существовали еще в те времена, когда они жили только в бассейне Инда: там из массы земледельческого и пастушеского населения уже выделялись воинственные князья племен, окруженные людьми, искусными в военном деле, а также жрецы, совершающие обряды жертвоприношений.

При переселении арийских племен далее вглубь Индии, в страну Ганга, воинственная энергия возросла в кровопролитных войнах с истребляемыми туземцами, а потом в ожесточенной борьбе между арийскими племенами. Пока завоевания не завершились, весь народ был занят военным делом. Только когда началось мирное обладание завоеванною страною, стало возможно развиться разнообразию занятий, появилась возможность выбора между разными профессиями, и наступил новый этап происхождения каст. Плодородие индийской земли возбуждало влечение к мирному добыванию средств жизни. От этого быстро развилась врожденная арийцам склонность, по которой спокойно трудиться и пользоваться плодами своего труда было для них приятнее, чем делать тяжелые военные усилия. Потому значительная часть поселенцев («вишей») обратилась к земледелию, дававшему обильные урожаи, предоставив борьбу с врагами и охранение страны князьям племен и образовавшемуся в период завоеваний военному дворянству. Это сословие, занимавшееся землепашеством и отчасти пастушеством, скоро разрослось так, что и у арийцев, как в Западной Европе, образовало собою огромное большинство населения. Потому название вайшья «поселенец», первоначально обозначавшее всех арийских жителей в новых областях, стало обозначать только людей третьей, трудящейся индийской касты, а воины, кшатрии и жрецы, брахманы («молящиеся»), ставшие с течением времени привилегированными сословиями, сделали названия своих профессий названиями двух высших каст.



Четыре вышеперечисленных индийских сословия сделались совершенно замкнутыми кастами (варнами) лишь тогда, когда над древним служением Индре и другим богам природы возвысился брахманизм, - новое религиозное учение о Брахме , душе вселенной, источнике жизни, из которого произошли и в который возвратятся все существа. Это реформированное вероучение придало религиозную святость делению индийской нации на касты, в особенности жреческой касте. Оно говорило, что в круговороте форм жизни, проходимых всем существующим на земле, брахман — самая высшая форма бытия. По догмату возрождения и переселения душ, существо, рождающееся в человеческом виде, должно пройти поочередно все четыре касты: быть шудрой, вайшьей, кшатрием и напоследок брахманом; пройдя эти формы бытия, оно воссоединяется с Брахмой. Единственный путь к достижению этой цели состоит в том, чтобы человек, постоянно стремясь к божеству, в точности исполнял все, заповеданное брахманами, чтил их, радовал дарами и знаками уважения. Проступки против брахманов, тяжко наказываемые и на земле, подвергают нечестивцев ужаснейшим мучениям ада и возрождению в формах презираемых животных.

По догмату переселения душ человек должен пройти все четыре касты


Верование в зависимость будущей жизни от настоящей было главною опорою индийского кастового деления и владычества жрецов. Чем решительнее ставило брахманское духовенство догмат переселения душ центром всего нравственного учения, чем успешнее наполняло оно фантазию народа страшными картинами адских мучений, тем больше почета и влияния оно приобретало. Представители высшей касты брахманов близки к богам; они знают путь, ведущий к Брахме; их молитвы, жертвы, святые подвиги их аскетизма имеют магическую власть над богами, богам приходится исполнять их волю; от них зависит блаженство и страдание в будущей жизни. Неудивительно, что с развитием религиозности у индийцев возрастало могущество касты брахманов, неутомимо восхвалявшей в своих святых поучениях почтительность и щедрость к брахманам как вернейшие способы получить блаженство, внушавшей царям, что правитель обязан иметь своими советниками и делать судьями брахманов, обязан награждать их службу богатым содержанием и благочестивыми подарками.



Чтобы низшие индийские касты не завидовали привилегированному положению брахманов и не посягали на него, было выработано и усиленно проповедовалось учение, что формы жизни для всех существ предопределены Брахмой, и что ход по степеням человеческих возрождений совершается только спокойною, мирною жизнью в данном человеку положении, верным исполнением обязанностей. Так, в одной из древнейших частей Махабхараты говорится: «Когда Брахма создавал существа, он дал им их занятия, каждой касте особую деятельность: брахманам — изучение высоких Вед, воинам — геройство, вайшьям — искусство труда, шудрам — покорность перед другими цветами: потому достойны порицания несведущие брахманы, неславные воины, неискусные вайшьи и непослушные шудры».

Этот догмат, приписывавший каждой касте, каждой профессии божественное происхождение, утешавший униженных и презираемых в обидах и лишениях их настоящей жизни надеждой на улучшение их судьбы в будущем существовании. Он давал индийской кастовой иерархии религиозное освящение. Разделение людей на четыре сословия, неравные по своим правам, было с этой точки зрения вечным, неизменным законом, нарушение которого — преступнейший грех. Люди не имеют права низвергать кастовые преграды, установленные между ними самим богом; улучшения своей судьбы они могут достигать лишь терпеливою покорностью.

Взаимные отношения между индийскими кастами были наглядно характеризованы учением; что Брахма произвел брахманов из уст своих (или первочеловека Пуруши), кшатриев — из рук, вайший — из бедер, шудр — из запачканных в грязи ступней ног, потому сущность природы у брахманов — «святость и мудрость», у кшатриев — «власть и сила», у вайшьев — «богатство и прибыток», у шудр — «служение и покорность». Учение о происхождении каст из разных частей высочайшего существа излагается в одном из гимнов последней, самой новой книги Ригведы. В более древних песнях Ригведы кастовых понятий нет. Брахманы придают этому гимну чрезвычайно важное значение, и каждый истинно верующий брахман читает его каждое утро, после омовения. Этот гимн — диплом, которым брахманы узаконили свои привилегии, свое владычество.

Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо


Таким образом, индийский народ был приведен своею историей, своими склонностями и обычаями к тому, что подпал под иго иерархии каст, превратившей сословия и профессии в чуждые друг другу племена, заглушившей все человеческие стремления, все задатки гуманности.

Главные характеристики каст

Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, правилами существования и поведения.

Брахманы — высшая каста

Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.

Брахманы имеют очень много запретов:

    Мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами.

    Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины.

    Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты.

    Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.

Кшатрии — каста воинов


Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров.

В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.

Вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды


Вайшья

Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали.

Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда.

Шудры — низшая каста

Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах.

Неприкасаемые

Отдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.

Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий.

Уникальные особенности каст

Имея по соседству брахмана, ему можно подарить массу подарков, но ответного ждать не стоит. Брахманы никогда не дарят подарков: они принимают, но не дают.

В плане владения земельными угодьями шудры могут быть даже более влиятельны, чем вайшья.

Неприкасаемым нельзя было наступать на тени людей из высших сословий


Шудры низшего слоя практически не используют денег: за работу им платят пищей и бытовыми принадлежностями. Можно перейти в низшую касту, но получить касту рангом выше — невозможно.

Касты и современность

Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.

В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.

В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В современной Индии более 20% населения относится к касте неприкасаемых


В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.

Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.