На военно-морском флоте россии отмечают день моряка-подводника

В начале 20 века были изобретены корабли, способные долгое время находиться под водой. Все это время они видоизменялись и, соответственно, расширялась область применения - от простых исследований до проведения военных операций.

Основным преимущества такого транспортного средства является способность вести разведывательную деятельность, при этом оставаясь незаметным. Всем, кто имеет отношение к подводным лодкам, посвящается данный профессиональный праздник.

История

Дата празднования была выбрана не просто так. В 1906 году Николай II ввел в состав Военно-Морского флота совершенно новый вид кораблей – подводные, которых к тому времени было построено 20 единиц. В связи с введением в эксплуатацию нового рода транспорта был сформирован отряд по обучению подводному плаванию.

С того момента День моряка-подводника стали отмечать ежегодно, вплоть до Октябрьской революции. И только через 80 лет, в 1996 году приказом адмирала Ф.Н.Громова, который на тот момент руководил Военно-Морским Флотом России, праздник был возобновлен.

Особенно субмарины проявили свою мощь в Русско-японской войне и в Первой мировой. После удачной демонстрации сил они были сформированы в самостоятельный отряд Военно-Морского Флота. В середине 20 века появилась возможность плавать автономно, благодаря использованию ядерных энергетических установок. Сегодня в России насчитывается множество видов подводных лодок в зависимости от назначения.

Традиции

Служащие субмарин, ветераны, обслуживающий персонал подводных лодок, конструкторы и кораблестроители принимают 19 марта поздравления от коллег, родных, друзей и близких. Руководство страны награждает передовых сотрудников грамотами, выражает благодарности, повышает в звании, поощряет премиями. Праздник знаменуется проведением торжественных мероприятий и концертов.

Моряк-подводник – очень престижная профессия в России, так как служащие выполняют задания государственной важности стратегического назначения.

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это праздник одной из самых сложных и уважаемых военных профессий. Двадцать лет назад, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник - День моряка-подводника. В качестве даты праздника было выбрано 19 марта - именно в этот день в 1906 году император Российской империи Николай II ввел в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей - подводные лодки. Таким образом, 19 марта 2016 г. отмечается 110 лет российскому подводному флоту. За более чем вековую подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники - это элита Военно-Морского Флота России. Вряд ли тогда, свыше ста лет тому назад, кто-то из руководителей страны и даже военно-морского флота, мог себе представить, какого уровня развития достигнет за ХХ век подводный флот.


Россия стала одной из первых стран мира, обзаведшихся собственным подводным флотом. Хотя официально подводный флот в Российской империи был создан в 1906 году, в действительности разработки отечественных изобретателей в сфере подводного кораблестроения начались гораздо раньше. История сохранила имя мастера Ефима Прокофьевича Никонова, еще в 1718 г. обратившегося к Петру I с челобитной, в которой он предлагал построить «потаенное судно». Экспериментальный экземпляр «потаенного судна» даже удалось построить, но при испытаниях лодка получила пробоину. За время ремонта судна умер Петр I, Никонова разжаловали в простые работники верфи, поэтому задумка так и не была доведена до конца. В 1834 г. под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера (1785-1854) была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Это был первый в истории подводный корабль, построенный целиком из железа и вооруженный шестовой миной с пороховым зарядом в 16 кг. Однако и этот проект был остановлен из-за отказа правительства в его финансировании.

Лишь во второй половине 70-х годов XIX в. российское военное руководство более-менее серьезно отнеслось к проектам создания подводных судов. В 1878 г. свою подводную лодку презентовал Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) - российский изобретатель польского происхождения. Первая модель Джевецкого была одноместной, а вторая модель, презентованная в 1879 г., включала экипаж из четырех человек и приводилась в движение силой ног матросов - с помощью педалей они вращали гребной винт. После этого был дан государственный заказ на постройку пятидесяти аналогичных подводных лодок. Их распределили по крепостям, но реального применения лодки не имели. В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем.

Однако подлинным «автором» российского подводного флота с уверенностью можно назвать Ивана Григорьевича Бубнова (1872-1919) - русского морского инженера, конструктора опытных моделей подводных лодок, которые уже могли быть пригодными для выполнения боевых задач. Под руководством Бубнова, лейтенанта М.Н. Беклемишева и инженера-механика И.С. Горюнова была разработана и построена на Балтийском заводе подводная лодка «Дельфин» дальностью плавания 240 миль и скоростью 10 узлов. Она в выгодную сторону отличалась от лучших образцов зарубежного подводного кораблестроения. С этим согласилось и морское ведомство, принявшее решение заказать 10 подводных лодок типа «Дельфин». Но вскоре началась русско-японская война, из-за чего строительство подводных лодок пришлось осуществлять ускоренными темпами. К началу боевых действий на Дальнем Востоке, на Тихом океане базировалось уже тринадцать подводных лодок, однако в боевых действиях они практически не участвовали. В 1903 г. Иван Бубнов был назначен начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, оставаясь в этой должности до 1908 г. Бубнов руководил разработкой проектов подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»).

27 марта 1906 г. был создан Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. В его задачи входила, в первую очередь, подготовка командиров подводных лодок, младших специалистов и рядового состава. Только за первые два года своего существования, с 1907 по 1909 гг., Либавский учебный отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Сюда же поступали и все построенные подводные лодки. Именно в Либаве они укомплектовывались экипажами, после чего распределялись на Балтийский и Черноморский флоты. Что касается собственно подводных лодок, то наиболее успешными проектами стали «Морж» и «Барс». Лодки типа «Морж» имели водоизмещение: надводное - 630 т., подводное - 758 т., а двигатель мощностью 1200 л.с. позволял развить скорость до 11 уз. Подводные лодки типа «Барс» были еще более мощными. Они имели мощность 3000 л.с., скорость 11,5 уз., дальность плавания - 2500 миль. Во время подводного плавания использовались два электродвигателя мощностью 600 л.с. Лодка «Барс» была вооружена четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами (по два аппарата были установлены на носу и на корме), восемью торпедными аппаратами системы Джевецкого, двумя артиллерийскими орудиями и одним пулеметом. Экипаж подводной лодки «Барс» насчитывал до 33 человек.

Ко времени начала Первой мировой войны Российская империя располагала подводным флотом в 58 лодок, из которых 24 лодки относились к типу «Барс». Основные подводные силы российского императорского флота были сосредоточены на Балтийском море. Здесь базировались учебный отряд подводного плавания и бригада подводных лодок, включавшая в свой состав два дивизиона подводных лодок. Несмотря на непродолжительный срок существования, уже в годы Первой мировой войны российский подводный флот проявил себя очень достойно. Только в 1915 г. российские подводники захватили и потопили 16 германских транспортных судов с ценными грузами на борту. В 1915-1916 гг. в бригаду подводных лодок Балтийского флота поступили еще 7 лодок типа «Барс» и 5 лодок типа «АГ», приобретенных у Соединенных Штатов Америки. Великобритания направила для усиления российского флота в Балтийском море 10 подводных лодок типов Е и С (две из них, правда, погибли во время пути). После увеличения количества кораблей, бригада подводных лодок Балтийского флота была реорганизована в дивизию подводных лодок. К 1917 г. дивизия подводных лодок состояла из семи дивизионов, в каждом из которых было по 4-5 подводных лодок, и это - без английских подводных кораблей. Первые три дивизиона дивизии подводных лодок полностью укомплектовали лодками типа «Барс», еще один дивизион - лодками «АГ», а остальные три дивизиона имели смешанный состав. Кроме того, в состав дивизии входила плавучая база «Тосна». За время войны Россия потеряла 24 подводные лодки, но лишь 4 из них относились к типу «Барс». Остальные «Барсы» продолжили службу уже в советском военно-морском флоте, последняя из лодок этого типа была разобрана в 1937 году - спустя тридцать лет после создания в России подводного флота.

События первых месяцев революции стали трагическими для российского подводного флота, как и для вооруженных сил страны в целом. Однако советская власть быстро осознала необходимость сохранения военно-морской мощи страны, в том числе и подводного флота. Именно советский период отечественной истории стал определяющим в развитии подводного кораблестроения страны и превращения подводного флота в одну из основ ВМФ. Первое время советский военно-морской флот использовал доставшиеся от императорского флота и переименованные старые подводные лодки. Однако, уже в середине 1920-х гг. началось строительство советских подводных лодок. Фактически советский подводный флот начался с шести подводных лодок типа «Декабрист», строительство которых было включено в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. На вооружении лодок «Декабрист» находились восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Службу на лодке проходил экипаж из 53 человек.

Практически сразу же после революции и создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ), была упорядочена и система подготовки личного состава советского подводного флота. Примечательно, что преемственность с дореволюционным подводным флотом практически не разрывалась. Так, еще в годы Первой мировой войны из Либавы в Петроград и Ревель был переведен Учебный отряд подводного плавания. Революцию преподаватели и слушатели отряда встречали в Петрограде. К этому времени в отряде проходили службу командиры, преподаватели и 56 слушателей. Уже 22 марта 1919 г. был объявлен набор 125 курсантов отряда, начавшего подготовку специалистов для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1925 г. Школа подводного плавания была переведена в Новоморские казармы. К началу Великой Отечественной войны в отряде было подготовлено не менее 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев подводного плавания. На вооружении РККФ к 1941 г. находилось 212 подводных лодок. Начавшаяся война стала главным испытанием советского подводного флота «на прочность». О героизме советских моряков-подводников написано огромное количество литературы. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота стали Гвардейскими и Краснознаменными. Двадцать моряков советского подводного флота за подвиги в годы Великой Отечественной войны получили высокие звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала начало новой, послевоенной эпохи в истории советского подводного флота. Учитывая, что практически сразу же после окончания войны наметилось резкое ухудшение отношений между Советским Союзом с одной стороны, США, Великобританией и другими странами Запада - с другой стороны, возросла потребность в дальнейшем наращивании вооружений и укреплении военно-морской мощи страны. Началось строительство атомных подводных лодок, получивших ракетно-ядерное . Соответственно, вырос и спрос подводного флота на большое количество прекрасно подготовленных офицеров - специалистов высокой квалификации. Для улучшения системы подготовки офицерских кадров подводного флота было решено создать на базе 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, готовившего вахтенных офицеров для флота, нового военно-учебного заведения подводного флота. В 1954 г. 1-е Балтийское высшее военно-морское училище было преобразовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. После присвоения в 1958 г. училищу имени Ленинского комсомола, оно стало официально называться «Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола». Под этим названием училище просуществовало до 1998 г., когда в рамках реформирования системы военного образования было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе и вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института. Кроме того, в Севастополе в 1951 г. было создано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище, в 1954-1960 гг. называвшееся Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Оно осуществляло подготовку инженерных кадров для океанского атомного флота, в том числе - и для подводных лодок.

Развитие атомной энергетики и совершенствование ракетно-ядерного оружия превратило подводный флот не просто в один из важных компонентов военно-морских сил страны, а в часть ядерного щита страны, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. Нелегкие для армии и флота времена первого постсоветского десятилетия, когда на флоте происходили сокращения офицеров, а продолжавшие службу моряки буквально совершали подвиг чести, сменились с началом нового тысячелетия периодом постепенного подъема военной сферы, в том числе - и военно-морского флота.

Сегодня обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении страна. В настоящее время на вооружении ВМФ РФ находятся многоцелевые атомные подводные лодки, дизель-электрические подводные лодки, ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Подводный флот вновь становится гордостью российского государства. Стоит ли говорить о том, что сегодня растет и престиж службы на подводных кораблях. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной квалификации. На ракетных подводных крейсерах типа «Борей» из 107 человек экипажа 55 человек - офицеры. Это - вполне понятно, так как справиться со сложнейшими техническими системами, установленными на подводных лодках последнего поколения, под силу лишь специалистам экстра-класса. В День моряка-подводника остается пожелать всем адмиралам, офицерам, мичманам, старшинам и матросам подводного флота - как действующим, так и ветеранам, - мирных глубин, спокойной службы и крепкого здоровья.

Первое соединение России - бригада подводных лодок - было сформировано в 1911 году (Фото: Meoita, Shutterstock)

Ежегодно в России отмечается День моряка-подводника - профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации, установленный Главкомом ВМФ РФ в 1996 году.

В 1906 году по указу в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей - подводные лодки. в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них - «Дельфин» - была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

Русско-японская война (1904-1905) стала первой в мировой истории войной, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть, новый класс военных кораблей - подводные лодки.
Первое соединение России - бригада подводных лодок - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

В Первую мировую войну в 1914-1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.

Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок - 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Кстати, сошла с верфи Гротона (штат Коннектикут) 1954 года.

Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе - подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.

А сами подводные силы, как род сил ВМФ РФ, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки, являются ударной силой флота, способной контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям.

Но современный подводный флот России - это не только передовые конструкторские решения и технологии в области кораблестроения, но и высокопрофессиональные специалисты-подводники, знающие и гордящиеся своей профессией. И традиционно в свой праздник - День моряка-подводника - они получают поздравления от командования, а особо отличившиеся моряки подводных сил награждаются государственными наградами, памятными подарками и благодарностями. Также в этот день проводятся торжественные праздничные мероприятия и концерты.

Другие праздники в разделе «Праздники России»

Вконтакте

Одноклассники

Армейские праздники России

    Во второе воскресенье сентября в России отмечается День танкиста - профессиональный праздник танкистов и танкостроителей, который ведет свою историю с советских времен.В ходе битвы на Курской дуге 12 июля 1943 года состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. В следующем году, 11 сентября 1944 года, танковые войска, являющие собой большую огневую мощь и ударную силу, сдел...

    С 2007 года у военнослужащих Военно-морского флота России стало одним праздником больше - 8 октября отмечается День командира надводного, подводного и воздушного корабля - профессиональный праздник командиров экипажей кораблей, установленный Указом Главнокомандующего ВМФ РФ «О введении годового праздника Дня командира корабля Военно-морского флота».Командир корабля является прямым начальником...

    14 января свой профессиональный праздник отмечают Трубопроводные войска России.22 ноября 1951 года Председатель Совета Министров И.В. Сталин подписал Постановление об изготовлении опытного образца трубопровода нового поколения. Военному министерству СССР и Миннефтепрому было поручено провести совместные испытания трубопровода в полевых условиях.14 января 1952 года на основании принятого По...

История подводных сил Военно-Морского Флота необычайно интересна. По сути, ее отсчет можно вести с 1718 года, когда простой русский плотник Ефим Никонов разработал чертежи так называемого «потаенного судна», которое может плавать под водой, и преподнес их в дар Петру I. Царь настолько воодушевился этой идеей, что приказал немедленно воплотить ее в жизнь. Спустя 6 лет первая российская деревянная подводная лодка была построена, но... в самом начале ходовых испытаний она затонула, а сам Ефим Никонов чуть не погиб.

После смерти Петра, по приказу Адмиралтейской коллегии, работа над созданием потаенных судов была остановлена. Хотя интерес к лодкам, которые могут плавать под водой, в России никогда не ослабевал. Лучшее доказательство этому - архивы Адмиралтейства, в которых хранится более 135 проектов подводных лодок с чертежами и полными расчетами.

Первая подводная лодка, которая хоть отдаленно напоминает современные модели, была построена в 1834 году (за 30 лет до того как Жюль Верн написал свой знаменитый роман «20 тысяч лье под водой»). Честь ее создания принадлежит русскому инженеру К. А. Шильдеру. Правда, в дальнейшем ее конструкция была признана неудачной, впрочем, как и конструкция подводной лодки инженера И.Ф. Александровского (1866 год). Особого внимания заслуживают подводные лодки, сконструированные в конце 19-го века видным русским инженером С.К. Двежецким.

Только в 1904 году усилия российских инженеров увенчались успехом. На Балтийском заводе была построена первая действующая подводная лодка, которая успешно прошла испытания. 19 марта 1906 года император Николай II издал указ о создании нового класса боевых судов - подводных лодок. Буквально спустя 10 дней, 27 марта 1906 был сформирован первый Учебный отряд подводного плавания. Одновременно с этим, в России появился и новый праздник - День моряка-подводника, который ежегодно отмечался до 1917 года 19 марта.

День моряка-подводника в современной России

К сожалению, в советское время о существовании праздника просто-напросто забыли, хотя подводный флот всегда играл, и будет играть, огромную роль в защите национальных интересов России. Спустя почти 80 лет, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий ВМФ России Ф.Н. Громов подписал указ о возрождении праздника День моряка-подводника. Дата торжеств осталась неизменной - 19 марта, в честь подводного флота России.

Традиции дня моряка-подводника

День моряка-подводника отмечается 19 марта на самом высоком уровне. Каждый год Главнокомандующий ВМФ адресует морякам-подводникам праздничные обращения, в которых благодарит их за мужественный и нелегкий труд, безупречный профессионализм и самоотверженное служение Родине. 19 марта традиционно проходят торжественные собрания, концерты, приемы. За особые заслуги моряки-подводники награждаются орденами, почетными грамотами и ценными подарками.

Сегодня в России отмечается День моряка-подводника. Этот профессиональный праздник был установлен Главкомом Военно-морского флота России в 1996 году и с тех пор ежегодно отмечается военнослужащими и гражданским персоналом подводных сил 19 марта. Однако история этого праздника уходит своими корнями гораздо ранее 1996 года.

Впервые идея постройки подводного «потаенного судна» зародилась в России еще в петровские времена, когда в 1718 году к Государю с подобным проектом обратился изобретатель-самородок крестьянин Ефим Никонов, обещавший сделать «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец» . Идея заинтересовала Петра Великого и 1720-1721 годах была построена сначала модель, а затем, к 1724 году и полноразмерное подводное «Потаенное судно», ставшее первой российской подводной лодкой. Однако испытания деревянного судна закончились аварией, попытки устранить неисправности конструкции не принесли результатов и после смерти Императора Петра Никонов попал в опалу, был разжалован до рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.

В царствование Императора Павла I, по стопам Никонова пошел житель Кременчуга С.А.Ромодановский, сконструировавший в 1799 году подводное судно и сумевший привлечь внимание к своему проекту со стороны властей. По предложению вице-президента Адмиралтейств-коллегии адмирала Г.Г.Кушелева с проектом Ромодановского ознакомилась специальная комиссия Академии наук, но отклонила его, найдя в нем ряд существенных недостатков и посчитав затею крайне опасной.

К идее строительства потаенных военных судов вернулись во времена Государя Николая Павловича. В 1829 году проект железной подводной лодки с цилиндрическим корпусом представил заключенный Петропавловской крепости польский мятежник К.Г.Чарновский, который, впрочем, не был осуществлен. Но уже в 1834 году выдающийся военный инженер генерал К.А.Шильдер создал первую в мире шестиметровую цельнометаллическую подводную лодку, которая могла опускаться на глубину до 12 метров. Для движения лодки под водой были применены поворотные складывающиеся гребки, напоминающие утиные лапы, а вооружение корабля состояло из мины и ракет. Первые испытания лодки Шильдера состоялись 29 го августа 1834 года в присутствии Императора Николая I на Неве. Несмотря на то, что опыт в целом был удачным, явно недостаточной оказалась скорость движения подводной лодки. И вскоре проект заглох - в 1847 году разработки корабля были остановлены в связи с критическим отношением к идее со стороны военного министра А.И.Чернышева и начальника Морского ведомства князя А.С.Меншикова.

Однако от перспективной идеи не отказались. В царствование Императора Александра II , в 1862 году новый проект подводного судна предложил И.Ф.Александровский, но Морской учений комитет в затею не поверил и постановил оставить проект без последствий. Но Александровский не отступил, и в 1866 году в Кронштадте прошло первое испытание изобретенного им судна. Подводную лодку лично осмотрел Император Александр II, в его присутствии лодка погрузилась и прошла некоторое расстояние под водой, после чего было решено продолжить работы по ее усовершенствованию. И после ряда исправлений и перестроек подводная лодка Александровского в 1868 году в 15 часов дня погрузилась на глубину 9 метров с экипажем из 22 человек и оставалась под водой до 8 часов следующего утра. Как сообщалось в донесении, «во время пребывания под водой гг. офицеры и команда нижних чинов пили, ели, курили, ставили самовар. Все это происходило при отличном освещении лампами и свечами. Клапаны были все закрыты, и однако же воздух в лодке нисколько не был испорчен, все лампы и свечи горели светло и ясно, и никто не ощущал ни малейшего неудобства под водой: ели, пили, спали совершенно так, как в обыкновенных комнатах...» . Однако ходовые испытания прошли менее удачно и потому для массового производства лодка не годилась.

Следующий заметный шаг в развитии русского подводного флота сделал русско-польский изобретатель, участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг., награжденный за храбрость Георгиевским крестом, С.К.Джевецкий. Построенная им одноместная подводная лодка, движимая силой ног человека, испытывалась в 1878 году на одесском рейде. А в следующем году Джевецкий предложил проект уже четырехместной подлодки, которая была построена в Санкт-Петербурге в 1879 году и успешно прошла испытания, по итогам которых поступил заказ на 50 подобных судов, предназначенных для обороны приморских крепостей. К 1881 году лодки Джевецкого были построены и распределены по крепостям, но боевого применения не имели (все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным кораблям противника). Между тем, Джевецкий продолжал совершенствовать свое изобретение и в 1885 году создал первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора, что послужило началом принципиально нового направления в подводном судостроении. За проект подводной лодки водоизмещением около 120 т, имеющей паровую машину, экипаж 12 человек, которую он разработал совместно с А.Н. Крыловым, на Международном конкурсе в Париже в 1898 году Джевецкому была присуждена первая премия.

Но по настоящему за дело строительства подводного флота России взялись лишь с начала XX века. С декабря 1900 года Морское министерство приступило к проектированию первых подводных лодок. А к 1902 году практически была завершена работа над «миноносцем 150», более известным как подводная лодка «Дельфин». В 1903 году лодка прошла первые испытания, а в следующем, 1904 году, первый командир первой русской боевой подводной лодки «Дельфин» капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев был назначен временно заведующим подводным плаванием. В 1905-м, во время Русско-японской войны, вместе с другими подводными лодками («Сом» и «Касатка») «Дельфин» неоднократно принимал участие в боевом патрулировании в районе бухты Преображения. И в том же году в России появляется должность Заведующего подводным плаванием, на которую был назначен контр-адмирал Э.Н.Щенснович.

После окончания Русско-японской войны, когда стало очевидно, что за подводными лодками будущее, было решено развивать строительство Российского подводного флота. И в скором времени по указу Императора Николай II в классификацию судов Российского военного флота был включен новый класс боевых кораблей - подводные лодки.

Произошло это событие следующим образом. Морской министр вице-адмирал А.А.Бирилев 6/19 марта 1906 года подготовил доклад, в котором говорилось о необходимости внести в установленную еще в 1891 году классификацию судов военного флота разряд подводных лодок. Ознакомившись с доводами министра, Государь дал свое высочайшее соизволение и по результатам доклада 11/24 марта 1906 года был издан соответствующий приказ по морскому ведомству за подписью А.А.Бирилева. «Государь Император, в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил... включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки» , - отмечалось в приказе по Морскому ведомству.

Таким образом, Высочайшее соизволение монарха и подпись морского министра превратили подводные лодки России в самостоятельный класс кораблей Российского Императорского Флота. Именно с этого дня подводные лодки получили свое настоящее название (до этого их относили к миноносцам и «катерам малой видимости»), и были отнесены к кораблям 3-4 ранга. А уже 27 марта / 9 апреля того же года был учрежден Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве (Лиепаи). Здесь базировались учебное судно и подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось», «Сиг», позже появились «Макрель» и «Окунь». К 1911 году здесь была сформирована первая бригада подлодок российского флота, включавшая в себя 11 подводных кораблей и 2 плавучие базы («Европа» и «Хабаровск»). К началу Первой мировой войны в составе Российского Военно-морского флота числились уже 22 боеспособные подводные лодки, еще 24 строились на верфях. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

С той поры и было принято считать дату 6/19 марта «Днем моряка-подводника», однако после революции 1917 года о ней забыли. Несмотря на то, что в советские годы в развитии отечественного подводного флота были сделаны огромные успехи (достаточно напомнить, что к началу Второй мировой войны подводный флот СССР был крупнейшим в мире - 267 боевых единиц, а в годы «холодной войны», став ракетно-ядерным он не уступал никому в мире ни по количеству, ни по скорости хода и глубине погружения), а многие командиры и экипажи подводных лодок навсегда вписали свои имена золотыми буквами в героическую летопись России (116 подводников были удостоены звания Героя Советского Союза, Героя России или Героя Социалистического Труда), собственного праздничного дня у подводников не было.

Возродился «День моряка-подводника» лишь 15 июля 1996 года, когда Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота Ф.Н.Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать «День моряка-подводника» ежегодно, 19 марта. И с этого дня стало доброй традицией поздравлять наших доблестных моряков-подводников, несущих сложную и опасную службу, и награждать особо отличившихся из них государственными наградами, памятными подарками, грамотами и благодарностями от командования.

Проложен курс и время нас не ждет,

И командир дает добро на погруженье

Отчизной славною мы призваны к служенью

Где флот России - враг точно не пройдет.

В дни лихолетий спорил ты с судьбой

В строю сегодня лодки новых поколений,

И ветеранам героических сражений

За ратный подвиг вам поклон земной.

(«Подводники России» , Л.Алексеев, А.Скворцов).

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук