Возникновение и развитие экономической науки. Основные этапы развития экономической науки, разделы и методы. Современная экономическая наука Зарождение экономики

Функции экономической науки

  1. Теоретическая
  2. Практическая
  3. Прогностическая
  4. Мировоззренческая
  5. Методологическая

Объекты экономической теории

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику , изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику , изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика » (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической теории

В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:

  1. метод научной абстракции .

Экономика с точки зрения философии

Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).

Экономика как наука

Политическая экономия

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном , до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII-XIX веках.

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом - производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики .

Марксизм-ленинизм

Марксизм-ленинизм - персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит.

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Какие товары производить

Первый важнейший выбор - какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины - это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать - принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы - это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике , основанной на знаниях , интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость , обрабатывать и эффективно использовать информацию , основанную на знаниях.

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения - деньги .

Как производить

Второй основной экономический выбор - как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» - вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться - сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это - одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым - фермером утром, портным - днем и поэтом - вечером? Или люди должны кооперироваться - работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.

Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.

Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество - это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого? » имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве - это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. Эффективность - это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, - услуги, пища и образование - должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости - это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ - иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства . Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Гневашева В. А. Прогнозирование экономики: понятия и история // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 141-144.
  • J. M. Keynes. The General Theory of Employment Interest and Money, 1936

Литература

  • Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5. - С. 52-53.
  • Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики. - 2004. № 3. - С. 149-153.
  • Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. - 2001. - № 2. - с. 73-107.

Экономическая наука - это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известные еще из работ древних греческих и римских мыслителей Ксенофонта , Аристотеля , Платона , Катона, Варрона , Коллумеллы, а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Эти мыслители исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п. Экономическая наука, как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала складываться лишь в XVI - XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать общие черты.

Если использовать цивилизационный подход к периодизации развития общества, о котором речь будет идти в теме 2, то основные этапы развития экономической науки можно показать таким образом (рис. 1.1.)

Последователи : Мизес, Хайек, Фридмен и др.

Исторический и логический методы;

Экономический эксперимент;

Экономическое моделирование и др.

Диалектический метод - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, сущность которых состоит в познании экономических явлений и процессов в их связи и взаимозависимости в состоянии непосредственного развития, в понимании того, что накопление количественных изменений предопределяет изменения качественного состояния.

Научная абстракция как метод состоит в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, существенных признаков сторон определенного явления, очищенных (абстрагированных) от всего случайного, несущественного.

Анализ и синтез как метод исследования применяется в единстве двух его составных. При анализе объект исследования раскладывается на составные части, любая из которых изучается в отдельности; при синтезе происходит объединение разных элементов, сторон объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними.

Индукция и дедукция . Индукция - это метод познания от отдельного к общему, от знания низшей степени к знанию высшей степени (от фактов к выводам, теориям). Дедукция - метод познания от общего к единичному (проверка гипотез фактами).

Исторический и логический методы используются для исследования экономических процессов в их единстве, целостности. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, двигаясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей и подробностей, не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование - это формализованное описание экономических процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого абстрактно воссоздает реальную картину экономической жизни.

Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономических процессов и явлений с целью изучения их при оптимально благоприятных условиях для дальнейшего практического внедрения. В частности, экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных гипотез и рекомендаций, чтобы предупредить ошибки и провалы в экономической политике государства.

Введение . 3

Возникновение экономическойтеории . 4

История экономики как наука . 8

Предмет и метод экономическойтеории . 11

Заключение . 13

Список литературы … 14


Введение

Экономическая теорияизучает источники, факторы национального богатства, изучаетобщественно-производственные, т.е. экономические отношения в обществе, изучаетэкономические законы, управляющие общественным производством.

Экономическая теорияшироко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Формаописания моделей может быть графической и математической. Экономическая модельявляется инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономическихпринципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

На основе анализамногочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономическойтеории можно выделить три этапа ее развития:

1. Экономия;

2. Политическая экономия;

3. Экономикс.

Предметом экономическойтеории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов вцелях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Итак, данная работа ипосвящена рассмотрению развития экономической теории, истории экономики какнауки, а также вопросам предмета и метода экономической теории.


Возникновение экономической теории

1. Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведениедомашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведениясвоего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпохурабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактоваласьс позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товаррассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, аростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление,которое губит человеческую душу».

Экономическая теория какнаука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм. В Англии, Италии, Франции и др.странах первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм (от итал.«мерканте» – торговец, купец). Она считала, что богатство людей – это золото,деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Онисоответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международнойторговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В товремя товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другойпродавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширятьторговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилистАнтуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название«политическая экономия» (где определение «политическая» образовано отгреческого «политика» – искусство управлять государством), что означало: наукагосударственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участиегосударства в хозяйственной деятельности.

Физиократы . Другое направление экономическогоучения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудахфизиократов (от греч. физио – природа, и крат – власть). Основатель этогонаправления – Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что ониперенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения всферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленностьони считали непроизводительной отраслью.

2. Классическаяполитическая экономия. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономикестал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришлаклассическая политическая экономия. Это направление экономической теориипризнавало действительным источником богатства производство материальных благ.Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства,распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическаяэкономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например,обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимсяосновоположником английской классической политической экономии является АдамСмит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их вкниге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этогоэкономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европецарил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество новогообщественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии собъективными законами экономики. Естественным порядком в области экономическойжизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию исвободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическаяэкономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа,образно говоря, «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба,плоды, руды и т.д.). «Отцом» богатства был провозглашен труд (английскийэкономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита впоследующем были развиты другим английским экономистом Давидом Рикардо(1772-1823 гг.) В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теорииденег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости,зарплаты, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителямклассической политической экономии является английский экономист Милль(1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят отсоциально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать.Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ,сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономиясоздала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников,производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собойтовары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучениюкапиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Онсчитал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняялишь частично достается им - (заработная плата), остальную часть - прибавочнуюстоимость - присваивают капиталисты.

Французский экономист ЖанБатист Сей (1767-1832 гг.) - основной труд – «Трактат политической экономии». Внем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю сполезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа,приносящие социальные доходы, заработная плата, прибыль и земельную ренту.Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты наЗападе. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавалнеизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм. Учение английских классиков по-новомупродолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», надкоторым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теориюприбавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал оразвитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономиюна службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательносказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия самахозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченностьклассического направления политэкономии.

Во-первых, это несоответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господствоединоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государствав экономику). На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней сталипреобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавитьконкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).

Во-вторых, при разработкеучения о рыночной цене английские классики и Карл Маркс глубоко раскрыли еезависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке.Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изученовоздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В.И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учениеК.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теориювоспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся странепроисходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическоенаправление. Впоследней трети 19 века в Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот вэкономической теории: возникло неоклассическое (по гречески «неос» – новый).Основу неоклассической теории составили разработки трех научных школ:австрийской – К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл илозаннской – Л. Вальрас.

Сторонниковнеоклассического направления объединяет представление о том, что рыночнаяэкономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому изее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямыепоследователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностейкапиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частногопредпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, сих точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы.В центре внимания неоклассической теории – отдельная фирма, отдельныйпотребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

3. Экономикс. Неоклассическая теория являетсяодной из трех течений современной западной экономической теории (экономикса).Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой нецелое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихсяметодами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономическойполитики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – неследствие слабости науки, а отражение многообразия экономическойдействительности, ее противоречивости и изменчивости. Экономикс исходит изтого, что научное знание может постичь истину лишь с известной степеньюприближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняетили отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическаятеория развивается в основном в рамках трех основных течений:

1) неоклассическое (о нембыло сказано выше),

2) теория регулируемогокапитализма,

3) институционализм.

Современнаяэкономическая теория. Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30-хгодах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активновмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночногомеханизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не можетсама «вылечить» себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпыэкономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночныймеханизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономическойэффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всестороннимгосударственным регулированием.

Наиболее признаннаяшкола, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работамианглийского ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальноетечение в Экономикс составляет так называемый институционализм. Это течениедовольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются поцелому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этоготечения:

1. Институционалисты не замыкаются на анализечисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие нахозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения,юридические законы, обычаи, традиции.

2. Они предлагают изучать не столько какфункционирует, сколько как развивается и видоизменяется капиталистическоеобщество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализмуи требование расширения социальных программ с помощью государства.

3. Рынок - это не нейтральный и неуниверсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворениюпотребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий(монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка.Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов игосударства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такиежизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположникоминституционализма считается американский ученый Т.Веблен.

История экономики как наука

История экономикизанимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать дваосновных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще болееважным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь привзаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни:государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высокомуровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучениемтого, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рожденачеловеком и его деятельностью. Рынок же является порождением экономики. Он также, как и экономика, развивается, но именно во многом под его воздействиемэволюционирует экономика. Именно рыночные отношения привели к рождению ещеодного экономического явления – бизнеса. Эффективность функционирования рынка ивозможности бизнеса требуют вполне определенных условий. В том случае, когдатакие важнейшие факторы, как земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть,происходит динамичное хозяйственное развитие и экономика достаточно быстропроходит целый ряд этапов своего развития.

Огромное место и роль вразвитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, какэкономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и теснойвзаимосвязи.

Экономика – искусство ведения домашнегохозяйства. Под экономикой понимается:

· совокупностьпроизводственных отношений, экономический базис общества.

· народное хозяйстводанной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства иотрасли.

· основа всехдругих общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;

· отражаетотличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическимположением, участием в международном разделении труда, историческимитрадициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другимиконкретно-историческими условиями.

В то же время экономикахарактеризуется теснейшей связью с политикой и, наоборот,общественно-политический фактор воздействует на экономику.

Цивилизация (от латинского «civilis») –гражданский, государственный;

1) Синоним культуры. В марксистскойлитературе употребляется также для обозначения материальной культуры.

2) Уровень, ступень общественногоразвития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современнаяцивилизация).

3) Ступень общественного развития,следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятие «цивилизация»появилось в XVII веке в тесной связи с понятием «культура». Французскиефилософы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началахразума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось какхарактеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации небыло господствующим.

Так, Н. Я. Данилевскийсформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которойне существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций,имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера,цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры.Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства илитературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах,превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А. Тойнби насчитывалболее 26 цивилизаций, независимых друг от друга.

Культура (от латинского «cultika» –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – историческиопределенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормахорганизации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальныхили духовных ценностях.

Понятие культураупотребляется для характеристики материального и духовного уровня развитияопределенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретныхобществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), атакже специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественнаякультура, культура быта).

История (от греческого «historia» – рассказо прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - наука,изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности имногообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспективв будущем.

Для исторической наукиглавным является изучение конкретной истории общества. При этом она опираетсяна факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализсвязей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.

Истинная наука требуеттщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать неотдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросуфакторов, без единого исключения.

Теоретическое обобщение,осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от другафактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки.

Единство этих двух сторонисторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет кискажению процесса познания истории общества. Отрасли исторической науки:политическая история, экономическая история и т.д.

Историзм – принцип подхода к действительностикак изменяющейся во времени, развивающейся.

Экономическая история является важным предметом изучения,а экономическая культура – это один из важнейших критериев развитияцивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической историицивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.

Предмет и метод экономической теории

Функции экономическойтеории:

o познавательная

o практическая

o методологическая

Познавательная функция - заключается в том, чтоэкономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явленияэкономической жизни общества.

Практическая функция связана с тем, что экономическаятеория не может ограничиться простой констатацией фактов, их описанием. Преждевсего она должна проникнуть в суть того или иного явления и вскрытьэкономические законы, управляющие хозяйственными процессами, а это очень ценнодля общества.

Методологическаяфункция заключаетсяв том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундаментавсего комплекса экономических наук как отраслевых экономических наук (экономикапромышленности, сельского хозяйства, транспорта), так и функциональныхэкономических наук (экономика труда, финансы, кредит, экономическаястатистика). Кроме того, существуют экономические науки, находящиеся на стыкеразличных областей знания: экономическая география, демография. Значениеэкономической теории по мере развития общества возрастает, ибо усиливаютсязадачи по движению общества к прогрессу.

Познание экономическихпроцессов и явлений в экономике осуществляется при помощи различных методов,способов, приемов. Прежде всего, всеобщим методом познания экономическойдействительности является метод диалектики , который обязываетисследователя-экономиста рассматривать явления и процессы в их всеобщей связи ивзаимозависимости, в состоянии непрерывного развития, в ходе которогонакопление количественных изменений приводит к смене качественного состояния.Кроме этого метода большое значение имеет метод научной абстракции .Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах отслучайного, приходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого итипичного. В результате абстрагирования выводятся экономические категории кактеоретические выражения реально существующих взаимосвязей явлений и процессовхозяйственной жизни. Они в совокупности обрабатывают понятийный аппаратэкономики.

Кроме этих двух методовпознания экономической действительности в практике развития экономики как наукибыло выработано и применяются немало способов и приемов познания экономическойдействительности.

Способы и приемы:

1. статистические наблюдения – это изучение и анализстатистического материала, характеризующего экономические явления и процессы вконкретных условиях места и времени. Это позволяет выявить основныезакономерности в развитии явлений и процессов.

2. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это предположение того,что лежит в основе процесса и явления, то есть предположительное суждение озакономерной причинно-следственной связи между явлениями и процессамиэкономической жизни.

3. Анализ и синтез. Анализ - помогает разлагать ирасщеплять то или иное экономическое явление или экономические отношения на ихсоставные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтезаэкономика как наука воссоздает целостную единую картину явления или процесса.

4. Индукция и дедукция. Посредством индукции (нововведения)обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям ивыводам. Дедукция же (выведение) делает возможным переход от наиболее общихвыводов к относительно частичным.

5. Системный подход. Системный подход - это методподготовки научно-обоснованных решений крупных комплексных проблем в сфереуправления, планирования, финансов, кредитов и т.д. Осуществляется это на такихпринципах, как динамичность системы, взаимодействие и связь элементов системы,целостность системы, выделение главного звена (главного элемента системы).


Заключение

Итак, экономика – этонаука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производстваполезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Экономическая теориявыполняет следующие функции:

o теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности изаконы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действияэкономических процессов;

o практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективногохозяйствования;

o методологическая- экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;

o социальная(познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированиюэкономически грамотных специалистов.

Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни,но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

1) Общемировоззренческие – предполагаютизучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии).

2) Общенаучные - ими пользуются нетолько экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

o метод научнойабстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемогоявления и отвлечении от случайного;

o метод анализа исинтеза. Анализ – сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простыеэлементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез – результатыизучения отдельных частей обобщаются и устанавливается взаимосвязи элементовсистемы в целом;

o метод индукции идедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов).Дедукция – наоборот;

o системный анализ- предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же времякак элемента еще более сложной системы.

3) Частные методывключают в себя следующие методы: графический; статистический; методэкономико-математического моделирования; метод сравнительного анализа;экономический эксперимент.

Список литературы Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ, 2000 Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М, ИНФРА-М, 1999 Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб, Питер, 2003 Экономическая теория. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, Питер, 2002

Ответ

Экономическая теория как наука начинается с того момента, как она стала выступать в качестве системы знаний о развитии экономики, общества со своими законами и закономерностями, принципами и методами. По мнению историков экономической мысли, это произошло на рубеже 17 – 18 веков – в период становления капитализма.

Первой школой экономической теории был меркантилизм . Это понятие в научный оборот ввел представитель данной теории А. Монкретьен в работе «Трактат политической экономии» (1615). Основными объектами исследования у меркантелистов были сфера обращения, торговля, особенно внешняя. Экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источником богатстсва меркантелисты признавали внешнюю торговлю.

Вторая школа экономической теории 18 века представлена физиократами . Учение физиократов нашло отражение в работах Ф. Кенэ и А. Тюрго. Физиократы перенесли исследование на сельскохозяйственное производство, считая его основным, а единственно производительным трудом – земледельческий. Ф. Кенэ создал первую в истории экономической мысли модель общественного воспроизводства. В знаменитой «Экономической таблице» дал классический анализ процесса воспроизводства и реализации с учетом классовой структуры общества, показал значение макроэкономических пропорций, положив начало классической политической экономии во Франции.

Подлинное развитие экономической теории начинается с классической школы . В основных работах ее представителей – У. Петти («Трактат о налогах и сборах» 1662), Ф.Кенэ («Экономическая таблица», 1758), А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776), Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817) дана история становления и формирования экономической теории как науки. Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами – с развитием земледелия, мануфактуры, промышленного переворота.

Во второй половине 19 – началу 20 века из классической школы выделилось несколько направлений. Одно из направлений – неоклассическое – представлено работами К. Менгера, Э. Бем – Баверка, Л. Вальраса, Дж. Кларка, А. Маршалла. В неоклассическом направлении выделяют историческую школу (В. Замбарт, М. Веблен), институционализм (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт), маржинализм (Дж. Кларк, К. Менгер, Ф. Хайек). Неоклассики исследуют конкретные хозяйственные процессы, поведение предприятий и фирм, механизм свободного рынка, конкуренции. Представителями неоклассического направления созданы теории предельной полезности, частичного равновесия, совершенной конкуренции, чистой монополии, общего равновесия.

Одним из постклассических направлений конца 19 века стал марксизм – ленинизм . К. Маркс в «Капитале», Ф. Энгельс в «Анти – Дюринге», В. Ленин в «Империализме, как высшей стадии капитализма» исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм.

Неоклассическое направление как теория свободного предпринимательства возродилось в 70 – 80-е годы 20 века в монетаризме (М. Фридман, Ф. Хайек) – теории, где деньги и денежное обращение признаются главными пружинами рыночного регулирования и саморегулирования, способными обеспечить бескризисное развитие экономики.

В 30–е годы 20 века в экономической теории как самостоятельное направление выделилось кейнсианство . В работах Дж. Кейнса (в частности, «Общая теория занятости, процента, денег», 1936 г.) обоснованы методы государственного регулирования экономики, которые позволяют избежать безработицы.

В первой половине 1950–х годов неокейнсианство (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен) восприняло основные положения теории Дж. Кейнса, разработало теории темпов и факторов роста, модели экономического роста.

В последние годы экономисты все чаще приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования производства и свободного рыночного государственного регулирования, рыночного стимулирования. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Дж. Хикс, П. Самуэльсон), как сочетание государственного и рыночного регулирования экономики. Симбиоз государственного производства и частного предпринимательства дает смешанный тип экономики.

Вопрос 4. Потребности, экономические блага и интересы

Ответ

Целью производства является удовлетворение потребностей людей. Потребность- это состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить, или состояние неудовлетворенности, из которого он желает выйти. Спектр потребностей весьма широк. Они могут быть личными и общественными. По степени неотложности потребности можно классифициро-вать на основные (или существенные), безопасности, социальные, стоимостной оценки, развития. В современной экономической литературе потребности чаще всего подразделяются на материальные (пища, одежда, жилище и др.) и нематериальные (образование, искусство, развлечения и т. п.). Их еще называют первичными (необходимые, незаменяемые) и вторичными (избыточные, заменяемые). В зависимости от субъекта потребности можно разделить на потребности индивида, потребности отдельных групп общества, потребности общества в целом. Потребности бывают экономическими и неэкономическими. Экономические – это те потребности, для удовлетворения которых необходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в воздухе, чтобы дышать).

Потребности можно представить в виде пирамиды. Такой подход был предложен американским экономистом Маслоу. Согласно Маслоу, выделяют следующие потребности:

— базисные – голод, жажда, сон, жилище;

— гарантированные – направленные на то, чтобы обеспечить удовлетворение базисных потребностей в будущем;

— социальные – вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;

— оцененные – проявляются в стремлении признания индивида другими людьми, в подтверждении его значимости;

— в развитии – нацелены на саморазвитие и удовлетворяются путем признания индивида обществом.

Потребности создают заинтересованность в производственной деятельности, предопределяют направленность развития производства.

Производство призвано удовлетво-рять потребности путем создания благ и услуг. Совокупность благ и услуг делится на экономические бла-га и естественные. Экономическое благо – это вещь или услуга, способная удовлетворять какую – либо человеческую потребность и являющаяся результатом производства. Естественные или свободные блага — это созданные и предоставляемые природой блага. Неотъемлемое свойство всех благ – полезность, т. е. способность благ удовлетворять потребность.

Экономические интересы как экономическая категория выражают отношения людей по поводу производства и присвоения материальных и духовных благ и услуг. Интересы бывают реальные, идеальные, материальные и духовные, экономические и социальные. Интересы подразделяют на личные, семейные, групповые, классовые, национальные, интернациональные.

Вопрос 5. Ресурсы и факторы производства

Ответ

Процесс создания благ и услуг – это производство. Чтобы производство состоялось, экономика должна располагать определенными ресурсами. Экономическая теория различает ресурсы и факторы производства. Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания различных благ. Ресурсы производства подразделяются на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.

1. Основные этапы развития экономической теории.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому их называют базовыми . Возникшие на рыночной ступени развития финансовые ресурсы называются производными . Ресурсы в каждый момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) либо относительной (ресурсы можно увеличить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).

Факторы производства – это уже вовлеченные в процесс производства ресурсы. Понятие «ресурсы производства» более широкое, чем «факторы производства». В экономической теории существует два подхода к классификации факторов производства.Марксистская теория ха-рактеризует производство взаимодействием вещественного и личного факторов: к вещественному принадлежат средства труда и предметы труда, к личному — рабочая сила. Предметы труда – это вещь или комплекс вещей, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства. Средства труда – это комплекс вещей, с помощью которых человек непосредственно осуществляет производство материальных благ (здания, сооружения, машины, оборудование). Средства труда и предметы труда, вместе взятые, составляют средства производства. Рабочая сила – это способность человека к труду. Рабочая сила и средства производства составляют производительные силы общества.

Второй подход к классификации факторов производства распространен в западной экономической теории. Он основан на теории «трех факторов». Теория "трех факторов" изначально опиралась на естествен-ный фактор - землю (и природные ресурсы), капитал (инвести-ционные ресурсы) и труд (физические и умственные способ-ности, применяемые в производстве). В настоящее время учитыва-ется еще один фактор — предпринимательские способности.

Земля — естественный фактор производства, означающий все используемые в производственном процессе природные ресурсы. Природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. В эту категорию входят пахотные земли, леса, месторождения природных ископаемых и т.д.

Капитал – это созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. Это сырье, материалы, машины, оборудование, технологии, интеллектуальный продукт и др.

Труд – целенаправленная деятельность человека, применение совокупности его физических и умственных способностей для достижения какого–либо результата.

Предпринимательская деятельность – особый вид деятельности по координации всех факторов производства и поиску их новых сочетаний.

В теории «Экономикс» факторы производства отождествляются с экономическими ресурсами.

Изменение реальной экономики и развитие экономической теории

3.1. Кризис экономической науки.

Казалось бы, вышесказанное свидетельствует скорее о расцвете экономической науки, чем о периоде трудностей. И все же имеются явные признаки кризиса экономической теории…

История развития экономических учений

2. Становление экономики как науки в учении меркантилизма, физиократизма, английской классической политэкономии

Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты, считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения — торговле…

Меркантилисты и физиократы: сходства и различия, основные представители этих учений

2.2 Становление экономической теории в трудах физиократов

Основные представители: Франсуа Кенэ (1694-1774),Жан-Клод Гурнэ (1712 — 1759), Дюпон де Немур (1739-1817), Мерсьеде лаРивьер (1720-1793), Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) Основная работа: Ф. Кенэ «Экономическая таблица» (1758). Школа физиократов, или…

1. Эволюция предмета экономической науки

Изучение экономики как особой сферы жизнедеятельности людей требует комплексного подхода к рассмотрению. Экономика — это наука о хозяйстве и хозяйствовании…

Предмет и метод экономической науки

2. Методология и методы экономической науки

Каждая наука изучает свой предмет при помощи определенных методов; при этом под методом понимается способ познания, раскрытия сущности изучаемого объекта Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. — М…

Приграничный туризм и барьеры его развития в Гродненском районе

1.2 Становление теории туризма в зарубежной и отечественной практике

Тенденцией конца XX — начала XXI в. является расширение дифференциации социологического знания по различным отраслевым направлениям. Все больше новых социальных явлений и процессов становятся объектами изучения: начиная от повседневности…

Развитие теории мультипликатора и ее практическое значение для экономики России

1.2 Становление теории мультипликатора

Эффекты распространения были замечены экономистами достаточно давно, хотя в целом многие из них (экономистов) имели довольно смутное представление о действии мультипликатора. Еще в начале XIX века английский экономист Лодердель отмечал…

Теория факторов производства как основа формирования стоимости товара и распределения доходов

1. ИСЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Эволюция экономической системы России

1.1 Становление и развитие теории экономических систем

Многие ученые-экономисты занимались развитием теорией экономических систем, были созданы экономические школы, которые придерживались различных взглядов и высказывали свои мнения по тому или иному вопросу в развитии всей экономики…

Экономика — наука и сфера хозяйственной жизни

2. Экономика как объект экономической науки

Экономические знания появились вместе с человеческим обществом. В начале сформировалась предыстория экономических наук: изучение людьми хозяйственных явлений осуществлялось в рамках единой науки об обществе и окружающей человека природе…

Экономическая теория

1. Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки. Функции и методы предмета

Экономическая теория

Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки.

Тема 1. Современная экономическая теория: предмет, метод, функции.

Функции и методы предмета.

Теория в общем виде есть выраженная в системе категорий, понятий система взаимосвязей и процессов объективного мира. Экономическая теория выражает закономерности развития экономики. Существуют различные представления об экономике…

Экономическая теория и экономическая политика

1.4 Становление научной системы экономической теории

Начало собственно экономической теории — становление системы экономических категорий и законов науки от меркантилистов до Д. Рикардо…

4. Методы познания экономической науки

Слово "метод" (от греч. "methodas") буквально означает: "путь к чему-то", "путь познания" (или исследования)…

Этапы становления экономической мысли

3.2.2 Становление политической экономии как науки. Экономические взгляды А. Смита

Становление политической экономии как науки связано с именем выдающегося английского ученого А. Смита. Именно благодаря ему политическая экономия выделяется как самостоятельная отрасль знаний из круга гуманитарных наук…

Первый этап - эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства - внешняя торговля.

Второй этап - эпоха физиократов
. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

Третий этап - период классической школы буржуазной политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Ри¬кардо. Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы, прибыли и земельной ренты.

Четвертый этап - развитие марксистской политической экономии.
Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.

Развитие экономической теории в России.

В числе первых российских экономистов был И. Т. Посошков , крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I.

Определенный вклад в развитие экономической мысли сделал М. В. Ломоносов.
Важные экономические идеи были выдвинуты мыслителями, писателями. А. Н. Радищев выступал за установление частной собственности крестьян на землю.
Н.И. Тургенев высказывал идеи о свободной торговле, о налогах, издал работу “Опыт теории налогов” (1818), положившую начало русской финансовой науке.

Г. В. Плеханов, крупный экономист России XIX в., перевел на русский язык ряд произведений К.

1. Основные этапы развития экономической науки и формирования ее предмета.

Маркса и Ф. Энгельса.

В. И. Ленин, последователь марксистской политической экономии, развил идеи “Капитала” применительно к эпохе империализма.

М. И. Туган-Барановский, ученый-экономист, изучал кризисы, российскую промышленность.

Н.И. Бухарин в своих экономических исследованиях большое место отводил теории предельной полезности, теории ценности, в том числе объективной и субъективной ценности, а также теории прибыли, ее образованию и распределению в различных обществах.

Н.Д. Кондратьев, русский экономист, впервые сформулировал теорию больших циклов: “Большие циклы конъюнктуры” (1928). В экономической литературе большие циклы называют “циклами Кондратьева”.

Современные направления и теории

  • Маржинализм. Предметом исследования данного направления стали предельные величины в экономических процессах.
  • Кейнсианство. Предметом исследования данного направления являются количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства

Основные идеи кейнсианства:

  • -рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования.
  • -определяющим направлением государственного регулировании экономики является стимулирование спроса;
  • -эффективное сбережение определяется размерами инвестиций.

Неоклассический синтез. Основные принципы неоклассического синтеза:

  • -оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования. Рынок определяет цены и объем производства, а государство регулирует экономические процессы посредством налогов и государственных расходов;
  • -сочетание высших макроэкономических целей (эффективность хозяйствования, стабильность экономического рос¬та, социальная справедливость);
  • -сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения.

Монетаризм.Основные идеи монетаризма:

  • -защита концепции полной гармоничности свободного рыночного хозяйства без вмешательства государства;
  • -признание денег стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса, путем регулирования денежного обращения

Институционализм .Предмет изучения данного направления - институты, социальные явления (институции) в системе экономических отношений и их воздействие на воспроизводственные процес¬сы.

История развития экономической теории

История возникновения и развития экономической науки очень интересна, она изобилует многочисленными драматическими событиями, научными революциями и периодами затишья. Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии вы найдёте правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, вы можете прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, как наука экономика оформилась сравнительно поздно, где-то на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая наука развивалась под названием политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название "политическая экономия" произошло от греческих слов "политикос", что значит государственный, общественный, "ойкос" — домашнее хозяйство, дом, "номос" — правило, закон.

1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

В конце 19 — начале 20 столетия это название всё больше заменяется термином "экономическая теория" (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории. Мы дадим краткое изложение истории развития экономической мысли, выделяя лишь некоторые важнейшие школы экономической теории. В сжатом виде эта история представлена в таблице.

Важнейшие школы
Период развития
Крупнейшие представители
Основные труды
Меркантилизм
16 — 18вв.
Томас Ман (1571-1641)
"Богатство Англии во внешней торговле" (1664)
Физиократы
18вв.
Франсуа Кенэ (1694-1774)
"Экологическая таблица" (1758)
Классическая политическая экономика
конец 18 — первая пол. 19вв.
Адам Смит (1723-1790)
"Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776)
Марксизм
2-я пол. 19 — 20вв.
Карл Маркс (1818-1883)
Капитал (1867)
Неоклассическая экономическая теория
конец 19 — 20вв.
Альфред Маршалл (1842-1924)
"Принципы экономической теории" (1890)
Кейнсианство
20 — начало 21вв.
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946)
"Общая теория занятости, процента и денег" (1936)
Институционализм
20 — начало 21вв.
Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908)
"Новое индустриальное общество" (1961)
Монетаризм
20 — начало 21вв.
Милтон Фридмен (р. 1912)
"Капитализм и свобода" (1962)

Сергей Яковенко

Эволюция развития экономической науки

Первые научные труды, касающиеся хозяйственной жизни, были сделаны еще во времена глубокой древности древнеиндийскими, древнекитайскими правителями и философами. Более зрелые очертания экономическая наука приобретает во времена Античности в трудах древнегреческих философов Ксенофонта и Платона.

Основные понятия экономической науки и их взаимосвязь отражены в трудах древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), именно он считается родоначальником экономической науки. До Аристотеля экономическая наука называлась "хрематистика" (хремата — богатство). Поэтому раньше предметом науки были источники и способы обогащения.

Аристотель внес огромный вклад в становление и формирование фундамента науки. Он сформулировал и исследовал основные экономические категории, такие как: собственность, деньги, товар, обмен и др. В отличие от своего учителя Платона Аристотель считал, что собственность должна быть частной. Только в этом случае она будет использоваться максимально эффективно. Аристотель рассматривал причину обмена и пытался определить его эквивалент.

Аристотель заметил, что любой товар обладает двумя свойствами: потребительной и меновой стоимостью.

  • Потребительная стоимость — способность любого товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это то, что все товары различает.
  • Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другой товар, т.е. это то что все товары объединяет, все товары имеют цену.

В своих трудах Аристотель пытался создать проект «идеального государства»

Экономическая мысль Средневековья (Ф.Аквинский)

Ф. Аквинский был философом, который придерживался добродетели и богоугодности. Он создал учение "О справедливой цене": цена должна отражать затраты и обеспечивать продавцу средний доход, который бы позволил ему безбедное существование, т.е.

Основные этапы развития экономической науки

цена должна устраивать и продавца, и покупателя. А если торговец получал высокую прибыль, то он непременно должен был использовать ее на богоугодные цели. Ростовщичество он всячески отвергал и считал, что источником дохода должен быть только труд.

Следующий этап в развитии науки характеризуется возникновением первых экономических школ.

Меркантилизм

Эта школа сформировалась и развиваласьв XV-XVI веке. («меркантос» — купец. итал.) Меркантилизм зародился в эпоху бурного расцвета торговли. Это период развития транспортной инфраструктуры и караванных путей.

Представителями школы меркантилистов являются: Т. Ман, А. Монкретьен, Дж. Ло и др. Ученые-экономисты этой школы рассматривали основным богатством сферу торговли, т.е. источником обогащения служит неэквивалентный обмен — подешевле купить, подороже продать. Богатство они видели в золоте и серебре. Чем его больше, тем страна богаче.

Заслуга ученых-экономистов этой школы заключается в том, что они сформировали принципы мировой торговли. Эти принципы легли в основу теории конкурентных преимуществ. Эти принципы основывались на решении вопросов, что страна должна закупать (завозить), а что продавать (вывозить). Любая страна должна продавать то, что ей дешево достается либо то, что у нее есть в избытке. Желательно вывозить готовые товары, а не сырье, так как сырье дешево продавать, а производство товаров обеспечит занятость внутри страны. Завозить страна должна те товары, которых у нее нет либо дорого достаются. Завозить желательно сырье, так как за него меньше нужно платить.

Ученые школы меркантилистов ввели понятие торгового баланса и проповедовали протекционизм — запрет импорта с целью поддержания отечественных производств.

Школа физиократов

Название этой школы включает две составляющие: физио — природа, кратос — власть. Представителями школы физиократов являются: П. Буагильбер, А. Тюрго, Ф. Кенэ, У. Петти

Появление этой школы — огромный прорыв в развитии экономической мысли. Заслуга экономистов этой школы заключается в утверждении, что источником дохода служит не торговля, в торговле богатство только перераспределяется, но не создается, богатство создается лишь трудом в производстве и только там, где существует природа.

Их девиз: труд — отец, земля — мать богатства. Промышленники, с их точки зрения, бесплодный, стерильный класс. Богатство создают только земледельцы. Полученную прибыть земледельцы отдают как арендную плату землевладельцам, а они, в свою очередь, на эти деньги закупают товары у промышленников.

Физиократы создали учение о чистом продукте. Согласно этому учению, чистым продуктом выступает остаток дохода после уплаты всех расходов.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Задание 1.

Основные этапы развития экономической теории

Период формирования Основные идеи
Меркантилизм XVI-XVIII вв.
Школа физиократов XVIII в.

Вопрос 3. Основные этапы развития экономической теории

XVII-XIX вв.
Марксизм. С середины XIX в.
Неоклассическое направление. С конца XIX в.
Кейнсианство. С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены. 2. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.

4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования

Неоклассическийсинтез. С 1950-х гг.
Монетаризм. С 1970-х гг.

Задание 1.

Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, модель, отношения, закон, категория, меркантилизм, физиократия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм.

Основные этапы развития экономической теории

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на некоторых вехах развития экономической теории (табл. 1).

Таблица 1 – Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории

Школы, направления и их представители Период формирования Основные идеи
Меркантилизм – первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества – это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.
Школа физиократов (природа и власть). Франсуа Кенэ (1694-1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения.
Английская классическая политэкономия. Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не сфере обращения. 2. Главный источник богатства – труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости.
Марксизм. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс () С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости. 2. Разрабатывались теория экономического цикла, теория доходов, теория заработной платы, теория простого и расширенного воспроизводства, теория земельной ренты.
Неоклассическое направление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики
Кейнсианство. Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены. 2. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования
Неоклассическийсинтез. Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор – денежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.
Монетаризм. Милтон Фридман (1912), американец С 1970-х гг. 1. Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег. 2. Главный способ воздействия на экономику – государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.

2. Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.

Основные этапы развития экономической науки

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (впервые дал анализ разделению труда), Платона (отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей), Аристотеля (сделал анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли).

Первое, раннее течение экономической мысли в XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является У. Петти , заложивший основы трудовой теории стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А. Тюрго . Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским хозяйством.

Выдающийся английский экономист А. Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Д. Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.

В годы «великой депрессии» в США появилось экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий, регулирования экономики – кейнсианство.

Монетаризм (М. Фридман ) – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы), выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования.

Неолиберализм (Ф. фон Хайек ) – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности (частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.

Институционально-социологическое направление (Д. Гэлбрейт – теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса.

Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Функции экономики: познавательная; методологическая; практическая (прагматическая); образовательная; идеологическая.

Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Экономическая преступность ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - одна из структурных частей преступности, включающая в себя совокупность всех совершенных в сфере экономики преступлений, посягающих на отношения собственности, правомерность предпринимательства и свободу

Из книги автора

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - общественная дисциплина, исследующая закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках социологической науки. Развитие экономики Э.С. описывает как социальный процесс, движимый активностью

Из книги автора

Из книги автора

Экономическая статистика См. также «Количественные показатели» (с.274)Не принимайте на веру никаких цифр, пока не поймете, откуда они взялись.Джек Стэк (р.1948), американский бизнесменЕсли статистические данные выглядят интересно, они скорее всего неверны.Девиз Центрального