Концепция массовой культуры. Сущность массовой культуры в работе Хосе Ортега-и-Гассета 'Восстание масс' Ортега и гассет о нашествии массовой культуры

Соотношение между национальной и мировой культурой в «Национальных образах мира» Г.Д. Гачева.

Национальная культура – это форма культуры, которую создают и в которой реализуют себя нации специфические этносоциальные общности людей, которые «имеют самоназвание, общую историческую территорию, общие мифы и историческую память, массовую гражданскую культуру, общую экономику и одинаковые для всех членов юридические права и обязанности» (Энтони Д.Смит)

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Являясь социальным организмом социальной общностью, нация самостоятельно определяет своё культурное развитие, но при этом ориентируется на культуру мировую, влияющую на это развитие. Рассматривая национальную культуру как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить её как синтез национально-самобытного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальной культурой. Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во-первых, как неповторимой, уникальной по форме, и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. Но и в том, и в другом случае она содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало.

Гачев Георгий Дмитриевич – российский литературовед, философ, культуролог. В работах, посвящённых национальным культурам, он анализирует ментальные, повседневные структуры бытия народов, соотносит их с литературными, философскими текстами, созданными национальными мыслителями и писателями, привлекает материал из сферы искусства, науки, религии и пр., на основе которого поддается реконструкции «национальный образ мира» той или иной культуры.

Вопрос о принадлежности человека к определённой нации и народу – один из наиболее древних человеческих вопросов.

В «Национальных образах мира» Г.Д.Гачева.- Каждый народ видит всю вселенную, материальные и духовные ценности и явления в ней в особом аспекте и повороте, придерживаясь своей национальной логике. Национальный образ мира есть диктат национальной природы и культуры.



Уловить, что есть нация в её целостности, невозможно только путем анализа каких-то отдельных форм национального в культуре. Национальную культуру следует понимать как целое, как единую систему элементов в каждом из которых отражается все остальные.

Массовая и элитраная культура». «Восстание масс», Хосе Ортега-и-Гассета

Массовая культура - культура, распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и pop-music, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство, в том числе и biennale и т. п.

Элитарная культура - субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле.

Массовая (популярная) и элитарная культуры – это элементы или формы культуры, которые выделяются в культурологии и других гуманитарных науках при описании своеобразного феномена социальной неоднородности общества эпохи современной цивилизации.

Хосе Ортега-и-Гассет – испанский философ, эссеист, искусствовед, критик, публицист и общественный деятель. Работа «Восстание масс» - главная социологическая и одна из важнейших культурологических его работ. Именно в данной работе философ занимается исследованием конфликта между массовой и элитарной культурой, подвергая всестороннему анализу новый для культуры его времени феномен человека «массового» общества потребления.

Ортега-и-Гассет констатирует факт наличия глубокого кризиса в западной культуре его времени. Суть этого кризиса он описывает формулой «восстания масс», которая указывает на то, что если раньше ценности культуры создавались, оберегались и служили на пользу лишь тем, кто мог их по достоинству ценить, то с 2х-х годов ХХ века эти ценности, равно как и достижения материальной культуры и культурные, общественные и политические центры, оказались во власти «толпы» - массы потребительски настроенных людей, лишённых моральных и эстетических принципов.

Человек-массы – это не обязательно представитель рабочего класса. Главное отличие человека-массы от непохожего на него человека меньшинства (элиты) не в социальном происхождении, а в том, что человек-массы – это «средний человек», он хочет «как все», ему уютно с «толпой», тогда как представитель элиты дорожит своим индивидуальным отношением к миру и культуре и всячески сторонится духа посредственности, культивируемого толпой.

В большинстве европейских обществ к началу 20 века сложились две формы культуры.

Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература – создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура – сказки, фольклор, песни, мифы – принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением СМИ произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура. Культура становится массовой, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Массовая и элитарная культуры

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Истоки массовой культуры связаны с …

    появлением в европейской литературе 17-18 веках приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей;

    в 1870 г. в Великоб­ритании был принят закон о всеобщей обязательной грамотности, который позволил многим освоить главный вид художественного творчества 19 века – роман;

    решающим оказался процесс, связанный с ростом городского населения. Возникали новые городские по происхождению жанры, они уже не были связаны ни с сезонными сельскими работами, ни с крестьянским бытовым укладом, ни с церковным богослужением, а были призваны удовлетворять собственно эстетические потребности человека. Среди массовых форм искусства преобладающее значение приобрели такие, которые ориентировались на отдых, развлечения, занимательное чтение.

Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже 19-20 веков. Феномен этот стал возможен благодаря всеобъемлющей массовизации жизни. Массовизация затронула все сферы жизни человека: экономику, политику, управление, общение людей. Причины выдвижения масс раскрыл Хосе Ортега-и-Гассет.

Хосе Ортега-и-Гассет о нашествии массовой культуры.

1929-1930 гг. в Испании опубликован труд Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс». Восстание масс – это не революция, а нашествие, наплыв. Этот наплыв в разные сферы общества привел к сокращению дистанции между элитой и толпой создал ситуацию выравнивания, унификации ценностей. Ортега назвал это «феноменом стадности», что означает полный захват массами интеллектуальной, экономической, нравственной, художественной жизни (города переполнены, везде масса людей). Люди сосредоточились в городах, заняли все лучшие места. Толпа вышла на авансцену, стала главным персонажем. «Солистов больше нет, есть один хор», - заключает Ортега. Общество представляет собой единство большинства и мень­шинства. Масса - множество людей без особых достоинств.

Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого дара или отличия от всех. Меньшинство - группа людей, поставив­ших своей целью служение высшей норме. Человек массы – это состояние сознания, совпадение образа жизни, ценностей, целей. Он ощущает себя таким же, как все, и при этом он не удручен, а доволен. Масса навязывает свои эталоны жизни, желания и вкусы. Посредственность становится нормой.

Наступила эпоха выравнивания, когда культура, образ жизни, слабый и сильный пол имеют больше общего, нежели различного. В мире всего так много – товаров и услуг, - что человек постоянно находится в состоянии выбора и его возможности почти безграничны. Техника, знания, наука, искусство, досуг – все изменилось в геометрической прогрессии, стало грандиозным и избыточным. В материальной жизни масс многое изменилось к лучшему, повысились уровни благосостояния и комфорта. Отсюда беспрепятственный рост жизненных запросов и неблагодарность к тому, что облегчило его жизнь. Масса избалована, ей все дозволено, и она воспринимает это как должное, не задумываясь об истоках собственного благополучия.

Масса убеждена в том, что ее вкусы, желания, пристрастия должны быть приняты всеми. Никто не вынуждает ее взглянуть на себя со стороны, увидеть собственную неспособность к созиданию. Средний человек не способен управлять ходом цивилизации, т.к. не обладает даром предвидения. Для него характерна закупорка души, нечувствительность ко всему, что выходит за пределы его личного благополучия. Образование его вполне достаточно, но сознание наполнено «словесным мусором», мешаниной прописных истин, которые он всем показывает, утверждая право на пошлость и заурядность. Примета массовой культуры – тирания интеллектуальной пошлости. Она проникает во все сферы человеческой жизни. Масса предпочитает метод «прямого действия» Это означает диктат насилия, презрительное отношение к диалогу, терпимости, милосердию. «Масса не уживается ни с кем, кроме себя. Все, что не масса, она ненавидит смертно».

Психологический строй человека массы определяется такими чертами:

1. врожденное ощущение легкости и обильности жизни, лишенной препятствий и огорчений;

2. чувство собственного превосходства, высокое самомнение;

3. все вышеперечисленное вызывает в человеке массы желание господствовать, поучать, навязывая всем свои безоговорочные суждения. Он живет в изобилии благ, не заботясь о трудностях, не ощущает и обязанностей. Ортега называет такой тип человека «самодовольным недорослем».

Подобные идеи о наступлении «эры масс» высказывал французский психолог и социолог Гюстав Лебон в 1898 г. В книге «Психология народов и масс» он раскрыл особенности массового общества. Он рассматривал психологию толпы, особенности ее поведения и умонастроений. В толпе снижается чувство личной ответственности, человек обретает анонимность и дает волю своим инстинктам. Толпа особенно восприимчива к внушению, проявляя неудержимую стремительность действий. У человека в толпе обнаруживается склонность к буйству, свирепости, но также к энтузиазму и героизму. В интеллектуальном отношении толпа всегда ниже отдельного человека, но настроения обладают огромной силой.

В дальнейшем развитию массовой культуры способствовало:1) в 1895г. - изобретение кинематографа; 2) в середине XX в. - возникновение поп-музыки.

Огромным спросом в массовой культуре пользуется литературная продукция и ху­дожественные романы. Решающую роль для формирования массовой культуры сыграло кино, радио, т.к. кинематограф - фундамент эстетических принципов массовой культуры. Он вы­работал способы привлечения зрителей, главным стало культи­вирование иллюзий. Особое качество массовой культуры - спо­собность избавлять потребителя от всяких интеллектуальных усилий, проложив для него короткий путь к удовольствию. Признаки массовой культуры :

1) серийный характер продукции;

2) примитивизация жизни и отношений между людьми;

3) развлекательность, забавность, сентиментальность;

4) натуралистичное изображение определенных сцен;

5) культ сильной личности, культ успеха. Положительные стороны массовой культуры:

1) широкий спектр жанров, стилей;

2) удовлетворение требований многих слоев общества. Отрицательные стороны массовой культуры:

1) массовая культура зависит от идеологической политики;

2) носит развлекательный характер;

3) небольшое количество произведений составляет вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях;

4) далеко не все произведения выполнены на высоком профес­сиональном уровне и обладают эстетической ценностью;

5) формирует массовое мировоззрение с некритичными убеж­дениями и взглядами.

Итак, понятие массовая культура характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном мире, их массовое потребление по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и человеческом обществе. Целью ее является не столько заполнение досуга и снятие стресса человека, сколько стимулирование потребительского сознания у человека. Все это создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека (чувства одиночества, вины, враждебности, страха и т.д.). Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы и стереотипы, что стимулирует идолопоклонство. Ее главной социальной функцией является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта, несбыточных грез.

В качестве оппозиции к массовой культуре выступает элитар­ная культура, основная задача которой - сохранить в культуре творческое начало, формировать ценности и создавать новые эстетические формы. Понятие «элитарного» искусства в противовес «массовому» вводится в оборот в конце 18 века. Разделение художественного творчества на массовое и элитарное проявилось в концепциях романтиков. У романтиков элитарное несет знак избранности, образцовости. Классическое отождествлялось с элитарным и образцовым. Творческая элита - динамическая социокультура образования, малочисленная, но влиятельная. Это люди активные, ярко одаренные, способные к созиданию новых форм. Все, что они создают, пугающе ново, ломает существующие стереотипы и правила и осознается обществом как нечто враждебное. Ортега-и-Гассет называет их «аристократами». Аристократ – это человек высокой духовности, требовательности к себе, благородный в отношениях с другими, морально стойкий и ответственный, имеющий потребность в духовном совершенствовании и творчестве. Ортега излагает свои взгляды на аристократизм в работах «Бесхребетная Испания» и «Размышления о Дон Кихоте». Духовная элита – это ее гордость. Общество, лишенное аристократии, теряет авторитет и достоинство. Страна, лишенная аристократии духа, лишается культурного образца, который становится духовным ориентиром.

Элитарная культура разнообразна, разнонаправлена, с высоким процентом сложного эксперимента. Порождает и открытие, и побуж­дение, но только она способна порождать новое.

Массовая культура не признает такого элитарного типа культуры, отказывая ему в элитарности и в культурности, и оценивает его как непрофессионализм, антигуманность, бескультурье. Массовая куль­тура - это особый феномен, у нее свои законы возникновения и раз­вития форм. Она предпочитает однообразие и повторение, обладает избирательной памятью. Однако массовая культура является обяза­тельной составляющей любого культурно-исторического процесса, она имеет свои законы.

Классическая культура - среднее между элитарной и массовой культурой. По способу создания классическая культура элитарна, однако в процессе освоения обрела черты массовости.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФБГОУ ВПО

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Реферат

по культурологии

Сущность массовой культуры в работе Хосе Ортега-и-Гассета Восстание масс

Преподаватель: Железнякова А.В.

Студент: Дьяков Г.А.

Группа: ЭЭТ 14-2

Екатеринбург 2014

Введение

Глава 2. Массовая культура, сознание масс

1 Массовая культура как таковая

2 Предпосылки и причины возникновения феномена масс

3 Массовое сознание

Глава 3. Массовая культура и общество

1 Основные черты массового человека

2 Влияние масс на государство

Заключение

Список литературы

Введение

Ортеге - и - Гассета первым выявил и проанализировал ряд проблем, которые и сегодня имеют актуальность. Это в первую очередь - «массовая культура», а так же сравнение «элиты» и «массы». Эти проблемы, характеризуют современную европейскую культурологию.

Ортега - и - Гассет не только обозначил данный ряд проблем, ныне тесно связанных с культурологией, но и внес свой вклад в их рассмотрение.

Автор делит общество на меньшинство и массы. Меньшинство - люди способные мыслить, отличающиеся высокими требованиями к себе. Массы - это люди не отличающиеся от большинства, плывущие по течению. На глазах у Ортега - и - Гассета происходит нечто похожие на социальную революцию. Демократия в Европе набирает обороты, массы начинают чувствовать себя свободнее и захватывают те места которые ранее были присущи меньшинству. Когда это относится к театрам и выставкам казалось бы ничего дурного в этом нет, но массы захватывают власть и это ведет к неминуемой беде.

Поскольку массы по определению, не должны и не могут управлять даже собственной судьбой Европа терпит огромный кризис.

Данная тема имеет широкое распространение и освещена в литературе.

Ницше одним из первых зафиксировал тенденцию омассовления общества. Им были выделены основные типы представлений о массах: восприятие масс как недифференцированного множества, обезличенной толпы, как неспособного к творчеству механизированного сообщества. Массовая культура это явление сложное и не однозначное, существуют разные трактовки этого понятия. Г.М. Маклюэн считал - что массовая культура представляет собой глобальную деревню, то есть контроль над самими коммуникативными связями. Контроль над всем приводит к тому, что человек сам становиться включенным в иерархию общего мнения.

Это довольно интересное мнение, но лично мне формулировка которую дала Маркова Г.И в своей книге Теоретические аспекты массовой культуры показалось более точной и ясной Массовая культура - это особое течение в духовной культуре XX века, связанное с ослаблением нравственного статуса современной цивилизации.

Каждый день, сами того не зная, множество людей так или иначе соприкасаются с массовой культурой, большинство из них никогда не задумывались над тем какие книги, фильмы, сериалы являются массовыми, а какие элитарными. И тем более над тем представителями какой культуры они сами являются.

Цель моего реферата - изучить особенности массовой культуры.

Я ставлю перед собой несколько задач:

Изучить массовую культуру и сознание масс

Выявить как массовая культура влияет на человека и государство

Глава 1. Биография Хосе Ортега-и-Гассет

ортега гассет массовый культура

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) принадлежит к числу наиболее известных западных мыслителей XX века. Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики оказали влияние на определенные круги европейской и американской буржуазной интеллигенции.

Хосе Ортега-и-Гассет родился в семье известного журналиста и депутата испанского парламента Ортеги-и-Мунийа. Обучаясь в колледже отцов- иезуитов Miroflores del Palo (Малага), Ортега в совершенстве овладел латынью и древнегреческим. В 1904 году он окончил Центральный университет зашитой своих докторских тезисов El Milenario (Тысячелетний). Ближайшие семь лет он проводит в университетах Германии (в основном, в Марбургском).

По возвращении в Испанию он получает назначение в Мадридский университет, где в течение двадцати пяти лет возглавляет кафедру метафизики на факультете философии и языка Мадридского университета, одновременно занимаясь издательской и политической деятельностью в рядах антимонархической, а позднее антифашистской интеллигенции.

позднее антифашистской интеллигенции.

В 1923 г. Ортега основал либеральный журнал Reviste de Occidente

(Западный журнал). Будучи политически ангажированным мыслителем, он ведет интеллектуальную оппозицию в годы диктатуры Примо де Риверы (1923-1930), играет немаловажную роль в свержении короля Альфонсо XIII, избирается гражданским губернатором Мадрида, почему и оказывается вынужденным покинуть страну с началом гражданской войны. С 1936 и по 1948 г. Философ находился в эмиграции в Германии, Аргентине и Португалии, проникшись идеями европеизма.

Свою первую книгу - «Размышления о Дон-Кихоте» Ортега опубликовал в 1914 году. Однако мировая известность пришла к нему лишь в 1930 году с выходом книги - Восстание масс. Стоит отметить что в 30-е гг. мир фактически раскололся на две части - тоталитарную и демократическую. Это разделение прослеживалось не только в политическом устройстве стран, но и в тех целях и задачах, которые они ставили перед собой в своей внешней и внутренней политике. По моему мнению демократия существенно повлияла на развитие массовой культуры как таковой.

Глава 2. Массовая культура, сознание масс

1 Массовая культура как таковая

В книге Восстание Масс Ортега поддерживает идею о том, что нормальное состояние общества предполагает деление на «избранное меньшинство» и «массу», то есть на два типа людей: элиту (духовную аристократию) и массу. Всякое общество - это динамическое единство двух факторов, меньшинств и массы. Меньшинства - это личности или группы личностей особого, специального достоинства. Масса - это множество средних, заурядных людей. Они лишены способности к самооценке и в результате нетребовательны к себе. Человек «массы» посредственен, скучен и желает оставаться таким, какой он есть, «таким, как все». Масса представляет собой совокупность индивидов, предпочитающих «плыть по течению», не брать ответственность на себя, но пользоваться всеми правами, не считаться ни с кем, кроме себя.

"Масса", как полагает Ортега-и-Гассет, есть "совокупность лиц, не выделенных ничем". По его мысли, плебейство и гнет массы даже в традиционно элитарных кругах - характерный признак современности: "заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду". Новоявленные политические режимы оказываются результатом "политического диктата масс". В то же время, согласно убеждению Ортеги-и-Гассета, чем общество "аристократичней, тем в большей степени оно общество, как и наоборот". Массы, достигнув сравнительно высокого жизненного уровня, "вышли из повиновения, не подчиняются никакому меньшинству, не следуют за ним и не только не считаются с ним, но и вытесняют его и сами его замешают". Автор акцентирует призвание людей "вечно быть осужденными на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. И решать без устали и без передышки". Представителю же массы жизнь представляется "лишенной преград": "средний человек усваивает как истину, что все люди узаконенно равны". "Человек массы" получает удовлетворение от ощущения идентичности с себе подобными. Его душевный склад суть типаж избалованного ребенка.

«Масса - всякий и каждый, кто не в добре, не в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но и доволен собственной неотличимостью»

Философ делит не на классы, а типы людей, поскольку представители «массы» встречаются как среди интеллигенции, так и среди аристократии, а наиболее типичного носителя массового сознания Ортега-и-Гассет видит в предприятиях «лабораторной науки».

Наличие огромного числа таких людей характерно для ХХ в. Благодаря либеральной демократии и техническому прогреcсу стал возможен высокий уровень жизни, который льстил самолюбию тех, кто пользовался его выгодами и не думал ни об ограниченности своего существования, ни об окружающем огромном мире.

И, как ни прискорбно, именно такие люди составляют абсолютное большинство в современном обществе. В наше время все переполнено, - ведь все места не предназначались для масс; а толпы все прибывают. Все это свидетельствует наглядно и убедительно о новом явлении: масса, не переставая быть массой, захватывает место меньшинства, вытесняя его. Этот феномен - полный захват массами общественной власти - Ортега-и-Гассет называет восстанием масс.

Ортега хорошо понимал, что, «если «масса» будет хозяйничать в мире и право решать останется за ней, то наши правовые, технические достижения исчезнут и наш и континент одичает.

2.2 Предпосылки и причины возникновения феномена масс

Исследуя вопрос возникновения феномена масс, Ортега подробно анализирует европейскую историю. Так он постепенно приходит к выводу, что массовое общество и поведение - закономерный результат развития западной цивилизации.

Человек XIX века ощущал в жизни материальное улучшение. Никогда раньше до этого средний человек не решал своих экономических проблем с такой легкостью. Наследственные богачи беднели, индустриальные рабочие обращались в пролетариев, а люди среднего достатка имели все больший доход.

С каждым днем положение укреплялось, независимость росла. То, что раньше считалось бы милостью судьбы и вызывало благодарность, стало рассматриваться как законное благо, за которое не благодарят, которого требуют. В XIX обустроены определенные сферы общества, побуждающие массу считать это устройство естественным. Этим объясняется и определяется то абсурдное состояние духа, в котором пребывает масса: больше всего её заботит собственное благополучие и меньше всего - истоки этого благополучия. «В дни голодных бунтов народные толпы обычно требуют хлеба, а в поддержку требований обычно громят пекарни. Чем не символ того, как современные массы поступают, только размашистей и изобретательней, с той цивилизацией, что их питает»

Такая свободная жизнь вызывала у среднестатистического человека ощущение, которое можно охарактеризовать как освобождение от бремени и всевозможных ограничений. Раньше такая свобода жизни была абсолютно недоступна для простых людей. Наоборот, для них жизнь была всегда тяжелым бременем, физическим и экономическим. Простые люди рождались уже с ярлыками, с самого рождения они были окружены запретами и препятствиями, можно сказать что они просто существовали.

Эта перемена проявилась в области правовой и моральной.

Начиная со второй половины девятнадцатого века, средний человек уже был свободен от социального неравенства. Заурядный человек привык осознавать, что все люди равны в своих правах.

XIX век стал по существу революционным, но не потому, что он стал известен многочисленными потрясениями, а потому, что он поставил заурядного человека, то есть огромные социальные массы, в совершенно новые жизненные условия, кардинально противоположные прежним.

Основной причиной изменения поведения масс является - демократия. Это приводит Ортегу к следующим выводам:

Либеральная демократия, снабженная творческой техникой, представляет собою наивысшую из всех известных нам форм общественной жизни;

Если эта форма и не лучшая из всех возможных, то каждая лучшая будет построена на тех же принципах;

Возврат к форме низшей, чем форма XIX века, был бы для общества самоубийством.

Отсюда следует неутешительный вывод: …мы должны теперь обратиться против XIX века. Если он в некоторых отношениях оказался исключительным и несравненным, то он столь же, очевидно, страдал коренными пороками, так как он создал новую породу людей - мятежного человека массы. Теперь эти восставшие массы угрожают тем самым принципам, которым они обязаны жизнью.

2.3 Массовое сознание

Феномен «массовое сознание» является объектом изучения многих наук - психологии <#"justify">·сознание обыденное, связанное со стихийным отражением минимального набора повседневных, бытовых потребностей и отношений;

·сознание практическое, включающее в себя весь жизненный опыт человека, - оценки, переживания, убеждения, цели, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Именно здравый смысл, содержащий рациональное зерно, не позволяет сознанию оторваться от действительности. В целом массовое сознание. благодаря традиционным формам закрепления, отличается инертностью, консерватизмом, стереотипностью.

Согласно данной точки зрения, проявления массового сознания носят в значительной мере случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, несущественного стихийного варианта развития.

С другой стороны, массовое сознание рассматривается как достаточно самостоятельный феномен. Оно сосуществует в обществе наряду с сознанием классических групп. Возникает оно как отражение, переживание и осознание действующих в значительных социальных масштабах обстоятельств, в том или ином отношении общих для членов разных социальных групп, оказывающихся тем самым в сходных жизненных условиях, и уравнивающих их в том или ином плане.

Глава 3. Массовая культура и общество

1 Основные черты массового человека

Вслед за тем как меняется общество, меняется и сознание масс. Это способствует появлению массового человека. Индивид, склонный стать человеком массы и влиться в толпу - это человек, выращенный в школе определенного типа, обладающий определенным складом мышления и живущий именно в атомизированном гражданском обществе массовой культуры. Это человек, который легко сбрасывает с себя чувство ответственности. В этом ему помогают и политики, применяющие "толпообразование" как поведенческую технологию.

Ортега находит в нем следующие основные черты:

Врожденную, глубокую уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений; вследствие чего заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;

Ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом.

Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается. Внутреннее ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни на свете, а поэтому он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть - следуя принципу прямого действия. «Человек массы» получает удовлетворение от ощущения идентичности с себе подобными. Его душевный склад суть типаж избалованного ребенка.» По мысли Ортеги-и-Гассета, благородство определяется «требовательностью и долгом», а не правами.

В основе восстания масс, подчеркивает Ортега, лежит замкнутость души массового человека. «Когда для заурядного человека мир и жизнь распахнулись настежь, душа его для них закрылась наглухо, и я утверждаю, что эта закупорка заурядных душ и породила то возмущение масс, которое становится для человечества серьезной проблемой». Дело в том, что человек массы слишком самоуверенный и считает себя совершенным, он никогда не сомневается в своем совершенстве. Замкнутость души лишает его возможности познать свое несовершенство, так как единственный путь к этому познанию - сравнение себя с другими; но тогда он должен хоть на миг выйти за свои пределы, переселиться в своего ближнего. Душа заурядного человека неспособна к таким упражнениям. Мы стоим здесь перед тем самым различием, которое испокон веков отделяет глупцов от мудрецов. Умный знает, как легко сделать глупость, он всегда настороже, и в этом его ум. Глупый не сомневается в себе; он считает себя хитрейшим из людей, отсюда завидное спокойствие, с каким он пребывает в глупости. Подобно насекомым, которых никак не выкурить из щелей, глупца нельзя освободить от глупости, вывести хоть на минуту из ослепления, сделать так, чтобы он сравнил свои убогие шаблоны со взглядами других людей. Глупость пожизненна и неизлечима. Вот почему Анатоль Франс сказал, что глупец гораздо хуже мерзавца. Мерзавец иногда отдыхает, глупец- никогда.

Однако человек массы совсем неглуп. Наоборот, он действительно гораздо умнее и способнее, чем все его предки. Массовый человек имеет множество способностей но пользуется. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, стереотипов, следуя которым и строит свою незамысловатую жизнь. Это явление Ортега назвал знамением нашего времени: не в том беда, что заурядный человек считает себя незаурядным и даже выше других, а в том, что он провозглашает и утверждает право на заурядность и самое заурядность возводит в право.

2 Влияние масс на государство

В самом первом абзаце своей книги Ортега отмечает, что восстание масс это кризис, чем ясно дает понять, что феномен масс не сулит государству развития и процветания. Современное государство - самый явный и наглядный продукт цивилизации. И отношение к нему массового человека проливает свет на многое. Он гордится государством и знает, что именно оно гарантирует ему права и свободы, принимает их за должное. Но не сознает, что государственный строй создан людьми, и держится на определенных человеческих ценностях. И если в жизни страны возникнут какие-либо трудности, конфликты, массовый человек будет считать что это проблемы страны, и она сама разрешит их без помощи своих граждан. Таким образом можно сказать что массовый человек является аполитичным, первостепенно его заботят свои личностные потребности.

Но в хорошо организованном обществе масса не действует сама по себе.

Она существует для того, чтобы ей управляли, это будет происходить до того момента, пока она не перестанет быть массой или, по крайней мере, не начнет к этому стремиться. Затем, вероятнее всего, это закончиться революцией и сменой режима, но через какое то время все вернется на круги своя, новое правительство снова и снова не будет устраивать массам. Не существует государства в котором всем и каждому живется хорошо, но массовый человек заблуждается и считает, что уровень его жизни зависит не от его деятельности, а от власти и государства в котором он проживет. Революция отбрасывает государство назад в развитие, поэтому для улучшения качества жизнь, необходимо совершенствовать уже имеющийся строй, взамен того что - бы бороться в с властью радикальными методами.

Заключение

Сам автор отмечает Принадлежность к массе - чисто психологический признак. Всвязи с развитем демократии сознание и мировосприятие людей координально меняются. Если раньше человек рождаясь уже имел некий социальный статус и маловероятно, что на протяжение жизни смог бы его изменить. То теперь, в демократическом государстве, все люди рождаются с равными правами и свободами. Массы чувствуют, что существовать им теперь гораздо проще, отсутсвие социальных барьеров и финансовых проблем приводят их в ложному мнению полагать, что их поколение лучше прежних. Массам свойственно чувство собственного совершенства, они не благодарны государству за данные им блага, они воспринимают их как должное. Ортега писал эту работу в начале XX века, когда «масса» уже заполонила всю Европу. Он хорошо понимал грядущие перемены в общественной жизни и пытался противостоять им.

Восстание масс, таким образом, подобно коллективному опомрачению, которое сопровождается ненавистью к доводам здравого смысла и тем, кто пытается донести их до сознания людей. Основным достижением является на мой взгляд то, что Ортега-и-Гасет ввел понятие «человек - масса», что обозначает среднего человека, чувствующего себя как все. «Человек - масса» ленив, чтобы утруждать себя критическим мышлением, да и не всегда способен к нему, «человек-масса» не стремится доказывать свою правоту и не желает признавать чужую. Он прав по определению как часть массы.

Список литературы

1.Алексеев П. В. Социальная философия. -М., 2003

Грицанов А. А. История философии. Энциклопедия. -М., 2002. -С. 387

Ле Бог. Психология масс. М. 1996.

Маркова Г.И. Теоретические аспекты массовой культуры / МГУК. -М., 1996. - 35 с. - Библиогр. 19 назв. - Деп. в НИО Информкультура Российской гос. б-ки. - № 3048

5.Махнач Россия в ХХ столетии (Диагноз историка культуры)

6. Мирошниченко В.Н., Остапенко Л.В., Шахова Э.В. Философский словарь. -М. , 2004.

Ольшанский Д.В. «Основы политической психологии» Екат. 2001.

Ортега - и - Гассет. «Во Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. -М.: Алгоритм, 2004. -С. 92

Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

10. Руднев В.П Словарь культуры ХХ века Массовая культура

Флиер А.Я «Массовая культура и ее социальные функции»; Высшая школа культурологии Государственного университета культуры

Похожие работы на - Сущность массовой культуры в работе Хосе Ортега-и-Гассета "Восстание масс"

Понятие и локализация феномена массовой культуры (МК). Социальные предпосылки распространения МК в постинустриальном и информационном обществе. Традиция философского осмысления теории МК. Характеристика теория массовой культуры Х. Ортеги-и-Гассета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование массовой культуры как иерархической системы. Рассматривая китч как низший уровень массовой культуры, автор раскрывает его суть, обращаясь к феноменам современной потребительской культуры (мода, реклама, мифологичность масс-медиа и т.д.).

    монография , добавлен 11.01.2011

    Массовая культура как синтетический глобальный продукт, вмещающий основной поток повседневности цивилизации. Дизайн как инструмент социального творчества. Развитие человека в будущем. Гедонистическое мирочувствование массовой культуры и искусство.

    статья , добавлен 23.07.2013

    Життєвий шлях Хосе Ортега-і-Гассета - іспанського філософа, сина іспанського письменника Ортеґи Мунільї. Основні філософські погляди та творчий доробок автора: "Роздуми про Дон-Кіхота", "Стара та нова політика", "Безхребетна Іспанія", "Повстання мас".

    реферат , добавлен 06.05.2015

    Основные течения и модели современного философского мышления. Философии личности и свободы Н.А. Бердяева в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Философско-культурологические исследования О. Шпенглера. Социальные проблемы Ортега-и-Гассета.

    доклад , добавлен 10.02.2011

    Рассмотрение творческого и жизненного пути Хосе Ортега-и-Гассета. Изложение принципов доктрины "массового общества" в работах философа "Дегуманизация искусства", "Восстание масс". Определение Ортегой философии как автономного знания, лишенного мистицизма.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2010

    Философское понятие культуры, характеристика её моделей. Подходы осмысления культуры, её технологическая трактовка. Роль и место человека в мире культуры, особенности её социальных функций. Формы духовной культуры. Человек как творец и творение культуры.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2017

    Проблемы и необходимость философского осмысления бытия человека. Мировоззренческая основа западной цивилизации. Основные задачи современной философии. Понятие духовной культуры, главные критерии духовности. Право и наука в системе духовной культуры.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Отличие специально научного и философского подходов к исследованию социальных процессов. Понятие и основное содержание, этапы и специфика социального процесса, значение в обществе, соотношение антропо- и социогенеза как его моментов, классификация.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2012

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) – представитель "философии жизни" и философской антропологии, автор концепций "массового общества" и "массовой культуры", "теории элиты", теоретик эстетического модернизма. Основные труды: "Восстание масс" (1930), "Дегуманизация искусства" (1925 г.).

В понятие "культура" философ вкладывает следующее: "Всякая культура – это интерпретация (прояснение, комментарий, толкование) жизни. Жизнь – это вечный текст. Культура – это такой способ жизни, при которой жизнь, отражаясь от самой себя, приобретает ясность и стройность". Ортега-и-Гассет дал оценку состоянию европейской цивилизации и предложил свое объяснение причин все углубляющегося кризиса. Ему принадлежит открытие феномена "массового человека" и прояснение сути массовой культуры, которую он рассматривал как естественное порождение "фаустовской " цивилизации. Его книга "Восстание масс" произвела не меньший эффект, чем Закат Европы" Шпенглера. Ортега создал собственное учение – рациовитализм, рассматривая его как инструмент, позволяющий вплотную подойти к решению "вечной проблемы" противоположности жизни и культуры.

Признавая существование культуры как результата творческого освоения человеком природного и социального мира, Ортега указывает, что в реальности существует множество культур, отличающихся друг от друга в силу специфики создающих их субъектов. Подобно Шпенглеру и Данилевскому, Ортега использует биологизаторский подход, считая, что каждая культура существует приблизительно 1000 лет, затем угасает, а на ее месте начинается новый цикл на более высоком уровне. Европейскую культуру ХХ века он также считает угасающей, прежде всего в силу того, что рухнула система ценностей, придававшая смысл бытию людей. Причина кризиса – это восстание масс, их экспансия, навязывание своей воли и системы ценностей творческому меньшинству.

Автор считает, что существуют две разновидности рода человеческого – "народ", или масса, являющаяся "косной материей исторического процесса" , и элита – особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение "лучших" – быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Все недуги современной Европы автор связывает со стремлением толпы к главенству в обществе. Жизнь выдающихся людей, по мнению Ортеги, сосредоточена в сфере игровой деятельности. Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия. Игра обеспечивает установку на высокий уровень эмоций – от трагических до ликующе-праздничных.

Масса – это "средний человек". Ортега отмечает: "Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет своей собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду… Масса сминает все непохожее, все недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. И ясно, что "все" – это еще не "все". Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня мир становится массой. Такова жестокая реальность наших дней".

Массу отличает то, что она лишена подлинной культуры. Она не стремится к познанию первооснов, не ищет ответов на кардинальные вопросы бытия. Главным аргументом для массы является не моральная норма, а грубая сила. "Там, где нет норм, нет и культуры. Нет культуры там, где нет гражданской законности и где не к кому апеллировать,… где в решении споров игнорируются принципы разума. Культуры нет, если к любым, даже крайним взглядам, нет уважения, на которое можно рассчитывать в полемике… Кто в споре не доискивается истины и не стремится быть правдивым, тот интеллектуальный варвар. В сущности так обстоит дело и с массовым человеком, когда он ведет дискуссию".

Ортега-и-Гассет так объясняет сложившуюся ситуацию: есть три причины, которые привели к тотальному омассовлению. Первая – изменение материальных условий существования европейской цивилизации, достижение высокого уровня комфорта благодаря научно-техническому прогрессу. Никогда ранее так не удовлетворялись потребности людей, никогда ранее то, что считалось жизненной удачей и рождало смиренную признательность судьбе, не воспринималось как право, которое не благословляют, а требуют. Вторая причина в том, что социальные преграды стали более прозрачными. "Средний человек усвоил как истину, что все люди узаконенно равны". Ортега отмечает, что доступность материальных и социальных благ провоцирует агрессивность, стремление к безграничному накоплению, навязывает мещанство. "Тот мир, что окружает нового человека с колыбели, не только не побуждает его к самообузданию, не только не ставит перед ним никаких запретов, но, напротив, непрестанно бередит его аппетиты, которые могут расти бесконечно… Видя мир так великолепно устроенным и слаженным, человек заурядный полагает его делом рук самой природы и не в силах додуматься, что дело это требует усилий людей незаурядных. Еще труднее ему уразуметь, что все эти легко достижимые блага держатся на определенных и нелегко достижимых человеческих качествах, малейший недобор которых незамедлительно развеет прахом великолепное сооружение".

Третьей причиной омассовления западного общества Ортега считает бурный рост народонаселения. "В массу вдохнули силу и спесь современного прогресса, но забыли о духе. Естественно, поэтому она и не помышляет о духе, и новые поколения, желая править миром, смотрят на него как на первозданный рай, где нет ни давних следов, ни давних проблем".

Составной частью теории культуры Ортеги-и-Гассета является концепция природы и сущности современного искусства, которая изложена в его книге "Дегуманизация искусства" (1925 г.). Конец XIX– нач. XX вв. – время возникновения и расцвета авангарда в искусстве. Если в искусстве прежних эпох в центре внимания художника стоял человек, то для деятелей авангарда все существующее в этом мире подлежало расщеплению на первоначальные элементы. Методами эстетического освоения действительности стали логика и анализ, а не интуиция и чувственное восприятие. Философ отмечает, что искусство эпох античности, средневековья и Ренессанса вызывало непосредственный отклик, произведения поэтов и скульпторов становились событиями общественного значения. "Новое" же искусство непопулярно, поскольку дегуманизировано, антинародно по своей сути, оно не объединяет о разъединяет людей. Средства этого искусства предназначены для удовлетворения потребностей узкой группы посвященных, элиты. "Новое искусство – это чисто художественное искусство", отстраненное от живой реальности.

Философ выделяет пять признаков "нового искусства": 1) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства и ничем иным; 2) стремление понимать искусство как игру, а не документальное (реалистическое) отражение действительности; 3) тяготение к глубокой иронии не только над тем, что оно изображает, но и над самим собой; 4) тщательное исполнительское мастерство; 5) стремление избегать какой-либо трансцендентальности. Если ранее искусство поднимало и решало "вечные проблемы", то теперь перспектива быть пророком пугает художника. "Символом искусства вновь становится волшебная флейта Пана, которая заставляет козлят плясать на опушке леса". Ортега полагает, что будущее принадлежит новому искусству, несмотря на то, что дегуманизация будет нарастать. Оправдание такого искусства он видит в том, что оно говорит "языком чистых эвклидовых форм". Полагая, что эстетические достоинства художественного произведения выше его содержания, философ считает: "искусство, освободившись от человеческой патетики, лишилось какой бы то ни было трансценденции, оно осталось только искусством, без претензии на большее". Художники, по его мнению, накладывают табу на любые попытки привить искусству "человеческое", поскольку озабоченность чисто человеческим несовместима с эстетическим удовольствием. Ортега приветствует подобное вытеснение "слишком человеческого" из сферы культуры, считая это велением времени.

В основу историко-культурной периодизации философ ставит связь между человеком и технологией. На основании этого он выделяет следующие три периода технологической эволюции: "технология случая", "технология мастерового", "технология техники". Первый период – примитивная технология доисторического и протоисторического "дикого" человека. Ортега называет это время "технологией случая", поскольку "инженером" здесь выступает случай, в результате которого и происходят изобретения. Сам человек пока не отдавал себе отчет в существовании технологии как таковой и, соответственно, возможности преобразовывать природу по его желанию. Технические действия человека были слиты с его природными действиями. Все члены общины находились на примерно одном уровне, различались лишь мужские и женские обязанности (но у них и природные действия различны!). Постоянные и хаотичные манипуляции природными объектами по чистой случайности приводили к полезному изобретению, это вызывало волшебный трепет перед чудом, человек не воспринимал себя как Homo Faber, а потому не чувствовал ответственности за создание новых приспособлений.

Второй период – это технология Древней Греции, доимперского Рима и Средневековья. Набор технических действий значительно возрос, однако соотношение между техническим и природным было пока не в пользу первого – человек еще слишком "природен", по крайней мере, так он себя ощущал. Люди не подозревали о существовании понятия "технологии", у них были лишь представления о неких неприродных действиях конкретных ремесленников. Однажды Сократ спорил с современниками, уверяя их в наличии абстрактной технологии, которая существует независимо от конкретных людей, владеющих ею. В этот период "технологии мастерового" на пошив обуви общество смотрело как на конкретный дар, присущий определенному человеку. Мастеровые были не творцами, а лишь продолжателями традиций, норм. Орудия расценивались как дополнение к человеку с его природными действиями.

Иная картина предстает перед исследователем третьего периода – "технологии техники". На первый план выходит машина, человек лишь обслуживает ее. Приходит осознание того факта, что технология существует независимо от человеческой природы. То, на что способен человек, обладающий даром изобретательства, в принципе не имеет границ.

Не все идеи выдающегося испанского философа были восприняты как бесспорные. Можно упрекнуть Ортегу в излишней драматичности, отсутствии научной беспристрастности, публицистичности его высказываний. Тем не менее, творческое наследие Ортеги-и-Гассета имеет непреходящую ценность.