Зачем нужна философия инженеру исследователю каждому человеку. Для чего нужна инженеру философия техники. Философия в современном мире

УДК 130.2:62 ЗАЧЕМ ИНЖЕНЕРУ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ Каплунов В.В., студент группы Э8-51 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана им. Н.Э. Баумана Научный руководитель: Малькова Т. П., к.ф.н., доцент кафедры «Философия» E-mail: [email protected] В статье приводятся аргументы оппонирующих сторон против философского образования и за необходимость философского знания для инженера. Делается вывод, что «культура ума» – философия – необходима современному инженеру. Ключевые слова: инженер, технические науки, проектирование, эмпирическое знание, эксперимент, научная ответственность, изобретение, культура, философия. WHY ENGINEERS NEEDED PHILOSOPHY The article presents arguments opposing sides against the philosophy and the need for philosophical knowledge engineer. Concludes that "the culture of the mind" - philosophy – need for engineer. Keywords: Engineer; Engineering; Design; Empirical knowledge; Experiment; Scientific responsibility; Invention; Culture and Philosophy. Философия – одна из древнейших форм общественного сознания, исследующая фундаментальные принципы бытия мира и человека, его познания, отношения к миру. Философия и наука – важнейшие составляющие культуры человечества. Культура является целостным образованием, ее структурные элементы взаимосвязаны, переплетаются, влияют друг на друга. В настоящее время насчитывается более пятнадцати тысяч научных дисциплин, создается впечатление, что многие из них не связаны с философией. Бурное развитие техники и инженерного знания в XXI веке, их относительно самостоятельное существование в системе всех наук ставит вопрос: «Нужна ли философия инженеру?». Свободна ли инженерная практика от мировоззренческих, нравственных, ценностных аспектов, являющихся прерогативой философии? Цель инженера – создание конкретного технического приспособления для решения той или иной практической задачи. Философские вопросы бытия, истины, добра и красоты, казалось бы, не имеют к ней никакого отношения. Однако опыт развития знания свидетельствует о том, что именно в философии разрабатывались многие гносеологические и методологические проблемы, непосредственно влияющие на все формы познания. Например, эмпиризм как познавательная установка есть порождение новоевропейской философии 17 века, и создание любого технического устройства опирается на опыт предыдущих поколений ученых, на непосредственные эмпирические исследования, что требует знания и понимания функционирования форм и методов эмпирического исследования. Это – один из основных принципов инженерного дела. С этой позиции обнаруживаем, что инженеру нужна не вся философия, а знание гносеологических особенностей построения знания, логика как инструмент теоретической и практической деятельности, то есть определенная часть философского знания. Один из выдающихся физиков XX века В. Гейзенберг, был убежден, что знания и методы современной физики оказывают определяющее влияние на политическую ситуацию в мире, равно как и на мировоззрение человека. Автор статьи не согласен с этим утверждением, так как из-за чисто лабораторного открытия закона или зависимости между какими-то физическими величинами не может начаться или закончиться военный конфликт или массовая эпидемия. А вот из-за использования этих открытий в создаваемых человеком технических устройствах или их приложениях порой вспыхивали конфликты между странами, которые требовали больших международных усилий по их предотвращению (например, иранская ядерная программа). Современная ситуация в мире свидетельствует, что технические возможности стран находятся примерно на одинаковом уровне, и это снижает возможность возникновения глобального конфликта. Соответственно инженеры, проектирующие и разрабатывающее подобную технику, должны позиционировать себя, как часть мира, быть ответственными за него. Есть еще один актуальный вопрос: оправдана ли утилитарность, полезность используемых устройств, создаваемых инженерами. Как соотносятся важные для человека идеи совершенствования качества жизни и добро. В современном мире очевиден процесс ускорения внедрения в жизнь людей все новых усовершенствованных гаджетов. Но ведь из производителя и «пастуха» техники, человек все больше зависит от нее, техника его порабощает. Этот феномен был описан немецким экзистенциалистом М. Хайдеггером. В информационном мире зависимость субъекта от электронной техники становится не только социальной, но медицинской и психиатрической проблемой. По-видимому, для понимания связи и переплетения проблем материальной и духовной культуры, инженер должен обладать широким мировоззренческим потенциалом, вникать в философские проблемы бытия. Инженер – человек с высшим техническим образованием – призван обобщать опыт предыдущих поколений и стремиться к облегчению существования окружающих его людей. Без его творчества мы не можем себе представить современную жизнь. Мир вокруг нас просто напичкан различными техническими решениями. Появились музеи, оснащенные электронными экспонатами (музей Ф. Шопена в Варшаве), «электронные коттеджи», «электронные города» и пр. Получается, что инженеры – очень нужная и важная часть современного общества, поэтому вопрос: «Нужна ли инженеру философия?» является весьма актуальным. Безусловно, не существует однозначного ответа на поставленный вопрос. Есть противники, которые считают философию дорогим излишеством, требуют сокращения или отмены преподавания философии в вузах, университетах. Они считают, что следует готовить узких технических специалистов, удовлетворяя потребность конкретного дня и этапа развития общества. Другие авторы утверждают, что без гуманитарного образования, развития мировоззрения, культуры ума происходит «великое культурное одичание» (В. Дашкевич. Великое культурное одичание. – М.: 2013). Среди аргументов против преподавания философии, наличия философских знаний в интеллекте инженеров можно отметить следующие: 1) Инженерный курс очень насыщен разнообразными математическими, естественными и техническими дисциплинами. Чтобы инженер мог задумать, спроектировать, создать опытный образец и запустить в серию новое техническое устройство, полезное или необходимое обществу, он должен освоить и постоянно актуализировать знания из множества дисциплин, без которых процесс создания нового либо невозможен, либо будет увеличивать интеллектуальные и материальные затраты, которые следует оптимизировать. 2) Введение в курс обучения гуманитарных наук и философии кажется нецелесообразным, так как интенсивность учебного процесса настолько велика, что студенты страдают из-за нехватки времени для чтения вообще, посещения музеев, театров. Американский педагог Р. Кийосаки в книге «Бедный папа, богатый папа» констатировал такой факт, что смена новой научной информации происходит сегодня каждые 18 месяцев, так что студенту трижды за годы обучения приходится «догонять» убегающие вперед науки. 3) В современной культуре встречается сравнение труда инженеров с работой «механизмов»: машин, автоматов, роботов. Специалисты по искусственному интеллекту посягают даже на передачу интеллектуальной деятельности в «руки» киборгов. По нашему мнению, проблема искусственного интеллекта, его предельных возможностей решается не только в инженерно-техническом, но и философско-мировоззренческом плане. Напомним сюжет фантастической повести С. Лема «Непобедимый», когда исследователи одной из планет обнаружили «некросферу» – засилье примитивных роботов, некогда завезенных на планету людьми, уничтожающих все живое и мыслящее. Приведем аргументы оппонентов за формирование полноценного мировоззрения, ратующих за передачу инженерам философских знаний, а, следовательно, за развитие «культуры ума», которая по выражению М. Т. Цицерона есть философия: Во-первых, инженеры не существуют отдельно от остальных людей. Они такие же люди, просто занимающиеся своей специальной деятельностью, живущие в едином социуме и культуре. Соответственно, для того чтобы инженеры могли быть неотъемлемой частью данного общества, им просто необходимо знать и понимать основные интеллектуальные веяния, освоить модели мышления, познания и поведения человека в различных ситуациях. Философия во многом способствует интеграции инженера в культуру общества. Во-вторых, в философии есть раздел – теория познания. Гносеология важна для всех, в том числе и технических наук. Проблемы формирования, развития, истинности (верификации, фальсификации) знаний, разработка теорий разного уровня, на основе которых в дальнейшем создаются технические устройства, должны быть понятны инженеру. В противном случае, невозможно избежать техногенных аварий, катастроф, ущерба природе, сопровождаемых неопытностью или неосведомленностью человека. Речь идет о так называемом «человеческом факторе». Инженер должен быть знаком с гносеологией и теорий развития – диалектикой. В-третьих, рассматривая деятельность по проектированию технических объектов, мы исходим из принципа системности, соподчиненности этапов и обнаруживаем, что постановка цели, формулирование задач, маркетинговые исследования, анализ проделанной работы, обсуждение и оценка социальных последствий внедрения, допущенных ошибок и недоработок возможна на базе широкого кругозора. Аксиология как раздел философии весьма полезна инженеру: это и понимание включенности инженера в ценностные структуры культуры, умение дифференцировать ценности, не идти на поводу ложных ценностей, господствующих массовых симулякров, готовность к оценочной деятельности. Забавный случай произошел с изобретателем радара Р. Уотсон-Уоттом, которому пришлось платить штрафы за превышение скорости. Ученый заявил, что если бы он смог оценить последствия изобретения, то не стал изобретать радар. Оценочная деятельность напрямую связана этическими аспектами инженерной деятельности и теми социальными последствиями, которые в них заложены. Напомним об отказе академика А. Сахарова от испытаний водородной бомбы, когда он понял, к каким последствиям может привести его работа. Как показывает практика – люди, знающие основы философии, делают нравственный выбор в пользу добра, становятся интеллектуальными и нравственными образцами для человечества. Отметим еще один важный – коммуникативный – аспект инженерной деятельности. В современном мире над техническими решениями работают творческие коллективы. Появляются даже «невидимые колледжи», Интернет-объединения для решения какой-либо проблемы. Страта ученых имеет свой «нормативный этос» (Р. Мертон). Создание, объединение, сплочение, ориентация на достижение цели коллективом ложится на руководителя, лидера, задающего тон общения. Интеллектуал знает, дозирует и умеет варьировать формами общения. Его успех и карьера зависят от широты образования, мировоззрения, философской культуры. Подводя итог, признаем необходимость философского знания для инженера. Философия как культура ума - потребность современного инженера.

Инженер на окружающую его реальность в процессе своей профессиональной деятельности смотрит с практической точки зрения, он постоянно осмысливает рациональность и практическую пользу своих действий. Все, что лежит вне поля его профессии как бы отходит на второй план, заслоняется повседневными профессиональными нуждами. Это не означает, что инженеру чужды театр и музыка, литература и политика, Но в первую очередь на производстве его интересует чисто инженерные вопросы. Поэтому инженер может обратить свой взгляд на философию лишь тогда, когда он осознает ее полезность для своих действий.

Еще французский философ Д.Дидро писал, что есть только одно средство расположить людей к философии: оно заключается в том, чтобы показать философию с точки зрения ее пользы.Но выполнение этой миссии для философии весьма затруднительно. С одной стороны, философия должна "опуститься" c высоких абстракций до осмысления конкретных проблем инженерной практики. С другой - философия не должна подменять инженерное решение вопросов и инженер должен не "философствовать" (в худшем смысле этого слова), а решать свои практические проблемы. Игнорирование специфики философского и научно-инженерного мышления приводит к абсурду. И.Кант писал, что "геометр, пользуясь своим методом, может строить в философии лишь карточные домики, а философ своим методом может породить в математике лишь болтовню"(6, 609). Поэтому, продолжал он, задача философии именно в том и состоит, чтобы четко определить границы и функции, реализация которых принесла бы пользу. Эти границы и функции философии по отношению к инженерной практике, технике и технологии определяет философия техники. Какие же функции для инженера выполняет философия техники, для чего она нужна инженеру? Это определяется теми проблемами, которые инженеру приходится решать в процессе его практической деятельности.

Главная инженерная проблема - конструкторско-технологическая. Инженер проектирует, конструирует технические устройства и обеспечивает их правильное технологическое функционирование. Однако ныне он все чаще имеет дело в этом случае не только с техническими устройствами, а с системой "человек-машина" и даже порой со сложными системными комплексами, в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Возникает необходимость знать не только технологический процесс, но и функции человека в этом процесс, его взаимоотношения с маши - ной,знать социокультурную и даже естественную среду его деятельности. Без философского мышления здесь не обойтись.

Инженер выполняет не только конструкторско-технологическую,но и социальную функцию - он является руководителем определенного производственного коллектива,должен им управлять, уметь работать с людьми, разговаривать с ними. При этом необходимо иметь ввиду, что трансформация современной цивилизации происходит в направлении возрастания значимости возможностей индивида, повышения значения деятельности отдельного человека, роста его свободы и ответственности. Поэтому инженер как руководитель коллектива должен "дойти" до каждого отдельного участника производственного процесса. Он должен обладать, если так можно сказать, человекознанием, высокими моральными качествами, общей культурой, искусством руководителя. Знание философии помогает инженеру в формировании этих черт его личности.



Сколько бы мы не старались, жизнь бежит быстрее нас. Эта мысль, высказанная еще древнегреческим мудрецом Сенекой, ныне находит яркое подтверждение. Темпы современных производственных процессов и, соответственно, темпы нынешнего обновления техники убыстряются. То обстоятельство, что поколения машин сменяются быстрее, чем поколения людей, требует постоянной актуализации знаний инженера, его непрерывного образования и самообразования. Умение пополнять и обновлять свои знания, самостоятельно учиться связано с четкой ориентацией на нужную информацию в огромном информационном массиве. Это возможно лишь с видением всего поля технического прогресса, определением его основных направлений и тенденций развития, болевых точек и точек роста. Здесь требуется философская мировоззренческая ориентация инженера, правильная логика его мышления.

Необходимо также учесть, что в какой бы ипостаси не выступала техника, ее функционирование направлено на реализацию поставленных людьми целей. Но, являясь для общества средством достижения определенных целей, для инженера техника выступает как цель его деятельности. Создавая тот или иной артефакт, инженер реализует намеченную цель - обеспечить опреленный технологический процесс. При этом мысли инженера часто не простираются за рамки этого процесса. В таком случае разрывается диалектическая цепочка " цель - средство - результат" и инженер не видит социальной значимости своей деятельности, он выступает не как творец, а как простой исполнитель, ремесленник. Преодоление этой профессиональной ограниченности предполагает выход за пределы тех понятий, которые связаны лишь с созданием артефактов, технологий, преодоление технократического мышления, ориентацию на социальный простор, социально- философское осмысление своей технической практики. Это - одна из главнейших функций философии техники.

Понимание социальной значимости инженерной деятельности особенно важно сейчас, когда происходит переход от всеобъемлющего жесткого планирования к рыночным отношениям, слом тоталитаризма и безудержный рывок к демократии часто принимающий уродливые формы. Иногда жизнь на Западе уподобляют жизни в богатых и красочных джунглях а былую жизнь у нас при тоталитарном режиме с зоопарком, где люди жили хотя и в клетках, но были отгорожены от опасных джунглей. Раньше они мечтали о свободе в джунглях. Но, очутившись после крушения тоталитаризма на свободе, люди после первой эйфории сталкиваются с опасность джунглей и начинают думать, что возможно лучше жить в безопасных клетках. Именно в этой ситуации нужен правильный социальный ориентир для любого члена общества в том числе и для инженера. Только имея эти ориентиры инженер сможет подчинить развитие техники гуманным целям, создать и освоить новые технологии. "Для этих новых технологий,- пишет В. Циммерли,- нужен "инженер будущего" , который в процессе своей профессиональной подготовки менее всего должен быть "накачан" техническими знаниями, которые к моменту окончания им своего образования уже устаревают. Прогресс несомненно не в последнюю очередь будет зависеть от того, что неистребимая творческая"созидательная деятельность инженера" определяется мышлением в рамках целых систем с учетом внетехнических условий и связей, что уже само по себе означает подчинение технологий человеческим целям" (2,255). Философия техники, рассматривая технику как социальный феномен, позволяет учитывать внетехнические условия, подчинять технику человеческим целям.

Философия техники позволяет не только трезво оценить сегодняшний уровень технического прогресса и сделать его человеческое измерение, но и определить тенденции и перспективы развития техники, выбрать оптимальные и не тупиковые варианты этого развития. Только такой подход к анализу научно-технического прогресса, который улавливает его основные тенденции и экстраполирует их в будущее, дает возможность рационального управления научно-техническим прогрессом и предвидения его экономических, социальных, политических, духовных негативных и позитивных следствий.

Определение перспектив развития науки и техники, следствий этого развития - один из видов социального прогнозирования. Основой этого прогнозированная является методологическая функция философии, которая дополняется современными техническими возможностями. Так, в США разработана компьютерная система прогнозов " SIGMA", позволяющая видеть будущее так, как люди видят прошлое, т.е. во временной последовательности событий. " SIGMA" основывается на таком подходе к будущим событиям, относительно которых неизвестно ничего, кроме степени их вероятности как они сегодня представляются. К примеру, если степень вероятности событий оценивается в 50 %, то можно изобразит его как случившееся 5 раз из 10 сценариев. В результате большой работы, как сообщает американский журнал "Futurist" (1987, № 2), были определены будущие события, степень их вероятности, сделан компьютерный анализ альтернативных решений и разработаны необходимые стратегические инициативы. Акцент смещался с простого описания будущего, которое не поддается человеческому воздействию, на стратегические действия. Пассивная картина будущего сменяется картиной будущего, в которой современники являются активными участниками. Безусловно, каждый отдельный сценарий сам по себе не представляет большого интереса. Но группа сценариев может быть полезна для принятия решений, прогнозирования, понимания будущего. Если разрабатывать стратегию для каждого из альтернативных вариантов будущего, то можно сравнить эти стратегии, определить ту, которая применима к наибольшему числу вариантов. "SIGMA" предотвращает "разовое" видение будущего и избавляет от сценариев, которые неосуществимы.

Известны и другие случае прогнозирования будущего при помощи компьютерной техники. Так, компьютеры позволили смоделировать возможные сценарии дальнейшего развития техногенной цивилизации. В 1972 г. были опубликованы результаты такого моделирования, учитывающего основные глобальные проблемы современности и было установлены естественные пределы роста технологического развития.

Подобные прогнозирования нацеливают общество на преодоление того разрыва между научно-техническим и социальным прогрессом, который имеет тенденцию к увеличению. Развитие техники должно сочетаться с моральным, экономическим и социально-политическим развитием общества. Достижение такой гармонии, мировоззренческое обоснование социально-эффективного развития техники - важнейшая функция философии техники. " Поскольку философия внесла свой вклад в сохранение динамики современной техники она должна помочь также понять наше положение и повести технику к дальнейшему развитию в рациональном направлении" - пишет Ф.Рапп (3, 53).

Приведенные соображения позволяют заключить, что знание философии техники не нечто внешнее для инженера, а составная часть знания инженера без которой он не может развить свою рациональную и эффективную деятельность. Можно сказать так: не являясь инженерным знанием, философия техники является составной частью знания инженера. Если инженер не хочет превратиться в ремесленника, если он хочет быть активным гражданином сегодняшнего времени он должен знать философию техники.

62.Нуруллин, ли философия будущим инженерам / // Учебник философии: Материалы 1-й, 2-й и 3-й Всероссийской научно-методических конференций (Казань, 2006, 2007 и 2008 гг.) – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. – 372 с. С.262–266. – 0,2 п. л.

Казань, КГТУ,

Нужна ли философия будущим инженерам?

Для того чтобы подойти к разговору об учебнике по философии для студентов нефилософских специальностей необходимо определиться с ме­стом гуманитарных дисциплин в сфере технического образования. Форми­рование образованного человека распадается на три составляющие – воспи­тание, обучение, образование. Последнее есть синтетический результат обра­зования общественно полезной личности.

Личность есть степень социализации индивидуальных качеств чело­века. Индивид в обществе стремится реализовать все свои потребности (же­лания), а общество как система, в свою очередь, препятствует реализации одних человеческих желаний и создает возможности для осуществления дру­гих, которые актуальны системе. Общество всегда давит на индивида, в свою очередь индивид, преодолевая это давление, со временем реализуется в лич­ность. Диктат структур общества на человека не носит явный характер. Вос­приятие этого диктата как системного давления зависит от индивидуальных особенностей самого человека. Личность проявляет себя как желание чело­века сделать свои индивидуальные особенности (преимущества) общезначи­мыми, и выступает, как стремление человека влиять на подсистемы обще­ства, а в пределе, и на все человечество в целом. От степени этого влияния зависит уровень личности.

Таким образом, человек, с одной стороны, как бы противостоит обще­ству, так как старается жить по неким им самим установленным правилам – принципам (осуществляя принцип свободы), а с другой стороны - живет среди других людей и вынужден для своего сохранения придерживаться тра­диционных правил непротиворечивого общежития (осуществляя принцип природы). Если общественная система носит жестко детерминированный ха­рактер, то такому обществу, человека который определял бы самого себя сам, по большому счету, не требуется и со стороны структур организации обще­ства, например, государством будет рассматриваться как угроза установлен­ному идеологией порядку. Отличительной чертой демократического обще­ства является то, что в определенных границах оно как бы заинтересовано в оригинальных индивидуальностях. Индивидуальность по определению не­стандартна, и ее можно рассматривать как проявление возмущения на фоне общей динамики изменения общественного процесса. Вариабельность на уровне индивидуального разнообразия повышает живучесть общества, так как благодаря этому возникают новые возможности, которые могут оказаться полезными системе.

Хотя личность противостоит в некотором плане обществу, но вызре­вает только в социуме, и здесь огромная роль принадлежит системе образо­вания. Образование, как уже упоминалось ранее, имеет свою внутреннюю структуру. Обучение – это всегда некоторый стандарт и выступает как обу­чение определенным правилам, которые прошли проверку временем. В чис­том виде - результат обучения всегда человек–элемент (винтик) системы.

Современное информационное общество отличается высокой дина­мичностью. Скорость изменений самих общественных процессов сегодня приближается к динамике изменений самого человека. В таком обществе не­которые вещи устаревают уже в процессе самого обучения. Спрашивается, как быть индивиду в таких условиях, чему и как его обучать?

Ясно, обучение в традиционном отношении постепенно будет утрачи­вать свое былое значение. Сегодня уже видно, что человека необходимо обу­чать самому обучению. Будущее за самообучающимися людьми, что воз­можно лишь на основе гуманитарной компоненты образовательного про­цесса. В этом процессе большое значение принадлежит философским дисци­плинам.

Философия как учебная дисциплина есть инструмент, позволяющий человеку выработать на субъективном уровне бытия целостное отношение к окружающему миру, и предполагает понимание своего места в этом мире. Другими словами, через философскую культуру индивид становится челове­ком с мировоззрением (с целостным отношением к миру и к себе). Культура в некотором приближении сродни социальной памяти и потому выступает ценностным инвариантом в истории. Отсюда, культуру можно трактовать как произведенные обществом материальные и духовные ценности, которые не зависят от времени. Человек с мировоззрением в некотором плане становится хозяином собственной судьбы, так как он осознает себя не просто послуш­ным элементом системы-общества, а имеет некоторые представления о цело­стности и законах ее развития. Знания такого человека становятся систем­ными, и он оказывается способным свои профессиональные знания и навыки рассматривать через призму общественных отношений.

Нам необходимо общество раб-отников (трудящихся по необходимо­сти, т. е. страдая) превратить в общество организаторов, свободно работаю­щих в свое удовольствие. Нам в эпоху демографического кризиса ничего другого не остается, как стать хозяевами (собственниками и управленцами) собственной страны, а неквалифицированный труд постепенно отдавать на откуп представителям стран, в которых демографический взрыв . Как бы это не звучало великодержавно тенденции сегодняшнего общественного разви­тия в странах Европы и в нашей стране именно такие. В этих условиях роль гуманитарного образования возрастает и становится необходимой для даль­нейшего развития. Каким должен быть учебник философии при таких тен­денциях?

С помощью учебника по философии нельзя образовать философа. Фи­лософа формируют первоисточники. В технических вузах философия должна выступать средством, позволяющим нашим студентам в дальнейшем стать личностями. По моему убеждению, новый учебник философии должен пре­вратиться в руководство по технологии философского мышления. Обуслов­лено это следующими причинами.

Философия как средство, на мой взгляд, смогла бы помочь сегодняш­нему студенту в дальнейшем взглянуть на себя как бы со стороны, и тем са­мым, по мере своего таланта и умственных способностей, выработать в себе надиндивидуальные качества. Как правило, молодой человек в начале своего осознанного пути в жизни, мыслит линейно, т. е. на уровне первой производ­ной к изменениям общественного развития. Такое видение мира отличается близорукостью , и быстро приводит к ошибкам, что требует постоянной кор­рекции. Ограниченность человека лишь рассудочным отношением к жизни, по сути, лишает его мудрости, и как следствие, противостоит культуре. Че­ловек ограниченный своим рассудком оказывается способным лишь опыту на индивидуальном уровне и не способным приобщиться к опыту человече­ства. Такой человек (с массовым сознанием быть как все) активно не прини­мает культуру как ценности вне времени, и рассматривает эти ценности как нечто изжившее и лишнее. Связано это с тем, что современный человек и в особенности студент находится под информационным прессом, который уг­нетает его. Организм человека, находящийся в состоянии психологического дискомфорта, бессознательно или сознательно стремится защититься от этого информационного давления путем самообмана, самооправдания. Дру­гими словами, студент начинает самоограничивать себя только самым, как ему самому представляется, необходимым. Это необходимое, как правило, лежит в области получения им лишь узкопрофессионального знания.

Самоутверждение человека, посредством продажи своего умения об­ращаться с вещами (инструментами) и профессиональной логикой (техноло­гиями), преобладает только на начальном этапе его общественно-полезной деятельности. Человек с высшим образованием – это потенциальный руково­дитель-организатор, и отношения людей лишь отчасти подобны отношениям вещей. Общественная система рано или поздно начнет некоторых спецов выжимать из сферы отношений вещей на более высокий уровень, а именно, на уровень отношений по вертикали структуры подсистем общества, т. е. управления людьми. Вот тогда-то и потребуется философское мышление.

Большинство студентов технических вузов к сожалению убеждено, что философия в жизни никогда им не пригодится, и занятия по этому предмету лишь пустая трата времени. Для доказательства обратного будущим инжене­рам можно задать вопрос, а нужна ли им математика в отличие от филосо­фии? На что они уверенно ответят, что да, математика им необходима. Как это не странно, математика в том виде в каком преподают им, конечно же, в жизни никогда не пригодится. В реальной жизни не встречаются такие кра­сивые интегралы. Вычисление интегралов на компьютере имеет свои техно­логические методы, и там все интегралы берутся. В образовательном про­цессе важно то, что математика здесь выступает лишь средством, позволяю­щим молодому человеку развить свой рассудок. Философия как математика также выступает средством, но в отличие от математики позволяет приоб­щиться к разуму, как умению мыслить в подвижных образах противоречивых отношений.

Философия как технология мышления позволила бы научить человека мышлению на уровне противоречий, что способствовало бы повышению его интеллекта. Интеллект – это правильное прогнозирование будущего на ос­нове прошлого и настоящего опыта. Поэтому интеллект – это, прежде всего, показатель разума человека. Разум, в свою очередь, есть способность мыс­лить в противоречиях. Разум человеку можно приобрести лишь собствен­ными усилиями (как утверждал Сократ) и потому появляется только у неко­торых людей, и то, как правило, после тридцати лет. Основная масса людей-винтиков вполне обходится рассудком (линейным, логически непротиворе­чивым мышлением). Студент, таким образом, которому около двадцати, по определению, оказывается как бы вне восприятия философских систем. В этих условиях можно научить человека лишь технологии философского мышления, т. е. истолкованию набора философских категорий. В учебнике по философии для нефилософских специальностей необходимо сделать акцент на язык самого философствования.

Таким образом, философия должна уступить место философологии. В условиях, когда на философию, в некоторых технических вузах, отведен лишь один семестр, ни о каком философском базисе будущих специалистов говорить не приходиться и самое большое студентов можно научить фило­софствовать, т. е. научить языку философии.

Как разрешить известный спор между физиками и лириками? И зачем техническим специалистам гуманитарные науки? Ответы на эти вопросы предлагают ученые, которые соберутся в Петербургском государственном университете путей сообщения на первую конференцию «Карминские чтения».

C 15 по 17 ноября 2011 года кафедра прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения проводит Всероссийскую научную конференцию «Карминские чтения – 2011: Актуальные проблемы философии, культурологи, психологии и конфликтологии», посвященную 80-летию А.С. Кармина».

Встреча психологов, конфликтологов, культурологов, философов из ведущих петербургских вузов названа в честь исследователя проблем философии науки Анатолия Кармина. Главная тема докладов и диспутов: как сегодня нужно воспитывать будущую интеллектуальную элиту страны.

«Российские инженеры всегда были хорошо образованы. Наши специалисты отличаются широким кругозором, владеют знаниями в разных сферах, и это дает простор для творчества, для появления новых прорывных решений, для самореализации личности. К примеру, наши выпускники вписали себя в историю не только как сильные технические специалисты, но и как музыканты, режиссеры, художники и даже спортсмены», - отмечает Валерий Ковалёв, ректор Университета путей сообщения.

Профессор Петербургского университета путей сообщения Анатолий Кармин своим примером показал необходимость сочетания гуманитарного и технического в образовании. Заинтересовавшись, казалось бы, абстрактной философской проблемой бесконечности, философ Анатолий Кармин получил второе высшее образование – физическое. Опираясь на математические законы, он провел исследование, которое стало классикой современной философии. Именно на стыке наук рождаются новые идеи, которые со временем меняют мир. Этот постулат всей своей жизнью, работами учеников доказывал Анатолий Кармин. Роль его в развитии российского инженерного образования, отечественной науки настолько велика, что уже через год после ухода ученого из жизни его именем назвали представительную встречу преподавателей технических вузов.

Одна из любимых проблем Кармина, над которой он работал, - интуиция в науке и творчестве. Как ученые, изобретатели, поэты и художники находят именно те решения и формы, которые оказываются единственно верными в многообразии вариантов? Без интуиции Ломоносов бы не смог заложить основы современной физики, Менделеев бы не открыл свою таблицу, а Пушкин не смог бы найти рифмы, которые стали классикой литературы. И сегодня Петербургский университет сообщения дает пример сосуществования «физического» и «лирического» начала в образовании. Здесь преподаватели могут объяснить математику с помощью музыки, «проверив алгеброй гармонию». Мозаикой с особым составом, разработанным специалистами кафедры инженерной химии, украсили часовню университета. А выпускники кафедры начертательной геометрии могут создать не только чертеж моста или дороги, но и, например, талантливые портреты однокурсников.

Как сохранить, а главное, преумножить достижения отечественного инженерного образования, сочетающего в себе технические науки и гуманитарные дисциплины, будут обсуждать преподаватели ведущих университетов Санкт-Петербурга, России и ближайшего зарубежья. Конференция «Карминские чтения – 2011» проходит при поддержке Комитета по науке и высшей школе. Участники смогут не только обменяться мнениями, но и виртуально поприсутствуют на лекциях Анатолия Кармина: специально для конференции подготовлен уникальный видеоархив.

Конференция проходит в Петербургском государственном университете путей сообщения: наб. реки Фонтанки, д. 115, аудитория 9-115 (Дворец Юсуповых на Фонтанке). Начало в 10.00.

2. Зачем нужна философия?

Каждый человек, если он не покойник, занят множеством самых разных дел, и в каждом деле ему приходится, исходя из обстоятельств, решать массу вопросов. Все эти вопросы можно разделить на общие и частные. Общие вопросы это такие, которые нужно решать не только для данного случая и в данный момент, но и для многих случаев или для многих моментов. А частные вопросы это такие, которые один раз промелькнут и больше не появляются.

Опыт показывает, что общих вопросов оказывается много в самых разных делах. Частных тоже немало. Но если попытаться как-то оптимизировать процесс всех решений, то надо сначала решить общие вопросы, а потом уж только браться за частные. Если этого не сделать, то каждый общий вопрос превратится во множество частных, и каждый раз придется решать его сначала. А это очень хлопотно и противно. А главное, как сказал один философ-прикладник, в этом случае при решении каждого частного вопроса вы будете непрерывно натыкаться на общие, обрекая себя на беспринципные шатания. (Это сказал В.И. Ленин. А он знал, что говорил!)

Трудность заключается в том, что когда вопрос возникает, то его надо решать быстро и для конкретного случая. Обычно до обобщений руки не доходят. Но в результате этого сил тратится гораздо больше, чем нужно.

Автору этих строк пришлось участвовать в решении множества вопросов, прежде всего, в области бортового авиационного оборудования. Именно за успешное решение общих системных вопросов автор и получал зарплату как начальник лаборатории «Техническое и структурное комплексирование бортового оборудования» в Филиале ЛИИ, а затем в НИИ авиационного оборудования, выделившегося из ЛИИ. К сожалению, в последние годы выяснилось, что большинство таких вопросов - структурная организация электроники, организация связей и информационных потоков, встроенный контроль, помехоустойчивость, организация вторичного электропитания и т. п. оказались решенными столь успешно, да еще и сопровождены разнообразной нормативной документацией, что платить ему, автору, то есть мне, стало больше не за что. В связи с этим я вспомнил, к сожалению, поздно, старую мудрость, которая тоже отражает общую закономерность: кот не должен пытаться переловить всех мышей, ибо если он их переловит, то он больше будет не нужен, и его перестанут кормить. Старые заслуги оцениваются плохо.

Но у автора оказалось еще два увлечения, которые требуют общих решений и за которые не платят не только сейчас, но и вообще никогда не платили, и платить не будут, - это пересмотр основ ныне существующей теоретической физики и пересмотр основ ныне существующего общественного бедлама. О некоторых своих попытках в этих направлениях автор попытался рассказать в трех своих книгах, вышедших под общей шапкой «Приключения инженера» - в «Записках системотехника», «Записках физика-любителя» и «Записках активиста», которые теперь с некоторыми дополнениями включены как главы в эту книгу. И поскольку во всех трех направлениях оказалось много общих вопросов, то автору, то есть мне, показалось целесообразным остановиться на некоторых из них специально и выпустить общую книгу, вот эту. Для передачи опыта, что ли. Но как честный человек я должен предупредить всех, кто вздумает использовать этот опыт: если кто-то решит в своем деле все общие вопросы, которые ему будут попадаться, то число проблем сократится, все вопросы будут решены быстрее и, возможно, ему тоже перестанут платить зарплату. Так что пусть сначала хорошенько подумает.


Все знают, что слово «философия» означает любовь к мудрости, но мало кто понимает, в чем эта мудрость заключается. А заключается она в том, чтобы по возможности не совершать ошибок и идти к цели кратчайшим путем. Но для этого надо знать цель, путь, и как его пройти, не дергаясь в разные стороны.

Людей, которые не совершили в своей жизни ошибок, на свете нет. Но одни, не самые мудрые, эти ошибки повторяют, наступая на одни и те же грабли много раз. Другие, более мудрые, второй раз на одни и те же грабли не наступают, хотя могут наступить на другие: граблей на свете много, уберечься от всех трудно. А третьи, самые мудрые, стараются подсмотреть, нет ли на их пути таких граблей, на которые уже наступил кто-то другой, чтобы за счет поставленных на чужом лбу шишек уберечь свой от ненужных потрясений. Вот тут и нужна философия, которая существует не для пустой болтовни, как думают многие, а для изучения пройденного человечеством опыта, чтобы не повторять ошибок.

Приходится с прискорбием констатировать, что философия в том виде, в котором она существует сегодня, явно не выполняет своей задачи. Философы создали некую замкнутую касту, которая существует сама по себе и в которой ее члены разговаривают друг с другом на птичьем языке, понятном только им. Автору, то есть мне, пришлось побывать на нескольких философских конгрессах и собраниях ученых мужей-философов. И мне, технарю, было удивительно слушать те многословные, но совершенно пустые речи, которыми обменивались эти уважаемые гуманитарии. Дело даже не в том, что они несли чушь. Может быть, в их речах и было что-то полезное. Но за всей трескотней выудить это полезное просто не представлялось возможным. А уж приложить это полезное к делу было просто немыслимо.

Что должно быть результатом философии, ее итогом? Результатом должна быть методология: методология естественных наук, методология технических наук и, наконец, самое главное, методология общественных и экономических наук. Методология - это способы обобщения полученных знаний, это выводы, которые вытекают из такого обобщения и которыми можно руководствоваться при решении практических проблем.

Ничего этого нет. В результате естествознание зашло в тупик, и уже появилось много «ученых», рекомендующих синтезировать науку и религию. В технических науках разные НИИ и КБ изобретают одно и то же, вместо объединения усилий получается широчайший разнобой, в нем никто не хочет наводить порядок, который мог бы многократно удешевить изделия и улучшить их качество. А в общественных и экономических науках творится такое, что об этом стыдно даже вспоминать. Наши троечники-академики разорили страну, никакой криминал не может сравниться с тем, что эти поганцы натворили.

Автор не склонен драматизировать ситуацию. Но и оставлять положение в существующем виде тоже нельзя. В стране должны найтись силы, которые изменят ситуацию во всех перечисленных областях. Вероятно, это будут новые люди с иным кругозором. Возможно, это будут самоучки, которые не занимаются подобной деятельностью профессионально. Но в истории науки и философии всегда были люди, которые брались за дело в чужой области и которые, не обремененные традициями, решали накопившиеся в этой области проблемы. Всякое дело надо делать с удовольствием, а не просто по обязанности. Их считали дилетантами, но дилетанты - это вовсе не обязательно профаны. Просто это люди, пришедшие в чужую область со стороны и именно поэтому имеющие свежий взгляд на вещи. На них надежда.


| |