Представления о человеке в неклассической философии. Классическая и неклассическая философия; основные направления неклассической философии. Философские идеи А. Шопенгауэра

Классическая европейская философия начала формироваться в Др. Греции и, пройдя длительный период развития, завершила свое существование в к. 18 - н. 19 в. Завершающим этапом называют немецкую классическую философию (И. Кант, Шелленг, Гегель, Фейербах). Что характеризовало классическую философию: 1. Акцентирование внимания на разумности человека и мира в целом. Человек понимается как Homo sapiens, постулируется, что мир познаваем; главным орудием познания является мышление, превалирует тезис о тождестве бытия и мышления; апогеем абсолютизации разума явился панлогизм Гегеля (пан = все) - мир есть сама идея, то есть, то, что познается. 2. мир рассматривается как диалектика Субъекта и Объекта. Мир - это рассеченность надвое: те, кто познает (субъект) и что познается (объект). Задача: приблизить субъект к объекту. До немецкой классической философии субъект рассматривался как пассивная сторона истории и познавательного процесса. Но И. Кант и другие представители немецкой классической философии сделали акцент на деятельностной стороне Субъекта, т. е. Субъект стал рассматриваться как активный познающий Субъект (априорные формы познания Канта; диалектика самопознания абсолютной идеи); 3. абсолютизация диалектического взгляда на мир. Причем дело не в том, что диалектика рассматривает мир как развитие, а в том, что источник развития видится в единстве и борьбе противоположностей. Классическая парадигма философствования часто оказывалась идеологией классовой борьбы, а в 18 - 19 вв. идеологией революционных свершений, многие из которых несли не только прогрессивное, но и откидывали общество назад (Великая франц. рев-ция, Октябрьский переворот в России, противостояние двух систем в 20 в., деление на наших и ненаших в идеологиях национализма). Неклассическая философия рождается как реакция на классическую философию, существовавшую более 20 веков. Неклассическая философия во многом началась с критики абсолютизации разума. Неклассическая философия вспомнила и развила представления о человеке и мире как сущностях: а) волящий (обладающих волей); б) наделенных бессознательным, которое во многом детерминирует жизнь индивида и социума; в) на том, что человек, в отличие от всех существ природы обладает свободой, он обречен на свободу; г) человек не столько иногда разумен, сколько является таким же живым природным существом, как любое существо природы, что человек - это Homo naturalis; д) человек деятелен не только в познании, но и в практической деятельности, т. е. человек есть существо орудийно действующее - Homo faber; е) Все больше внимание уделяется тому, что человек существо верующее,т. е. человек религиозный. Человек должен верить во что-то. Зачинателями неклассической философии в Европе являются Селен Кьеркегор и А. Шопенгауэр. Селен Кьеркегор (1813-1859) - датский философ. Его называют теологом, экзистенциалистом, говорят, что он был пророком 20 в. Его влияние на многих философов 20 в. было огромным (Лев Шестов). Главное произведение - "Или..., или...", "Страх и трепет", "Понятие страха", "Болезнь к смерти". Главное в философии Кьеркегора - это поиск человеческой индивидуальности. Поиск есть процесс постепенного восхождения, обращения к Богу. К. - диалектик. Его диалектика есть диалектика индивидуального существования - экзистенции. Если в диалектике Гегеля разум (абсолютная идея) переходит от категории к категории, то в диалектике К. развитие происходит не в разуме, а в результате экзистенциального (моего, личного) выбора. В его диалектике - борьба противоположностей не снимается в синтезе, а является выбором одного или другого (или... или), т. е. человек всегда стоит перед выбором. В восхождениях в Богу и самоидентификации (пониманию своего "Я") индивид проходит 3 стадии: 1. Эстетическая (от греч. "чувственный") - человек руководствуется чувствами, эмоциями, зависит от внешнего мира, реагирует на него с помощью органов чувств. Символ этого этапа - Дон Жуан. Человек здесь игнорирует моральные нормы, у него нет веры; нужно лишь получить массу удовольствий. Даже в научной деятельности он стремится к эстетическому удовольствию. Человек скользит по поверхности, стремится быть, как все. Человек теряет свое "Я" и распадается на тысячи осколков, у него нет отношения к себе, как с самому себе). 2. Моральная (этическая) - человек пытается понять, что есть добро и зло. Символ - Сократ, у которого есть внутренний голос, голос Совести. Человек формируется как существо ироничное, он знает, что между различными стадиями есть выбор. Человек начинает признавать всеобщее, не только свое он знает, что есть некая мораль. Человек все больше прислушивается к голосу разума. Эта стадия порождает трагического героя. 3. Религиозная - на стадии 2 человек не осознает греха, он еще не может самостоятельно сформулировать, что такое добро. Это дается в акте веры, веры к Богу. Человек соотносит свое "Я" с неким существом. Человек постигает свое назначение. Это акт всепоглощающей любви к Богу. Символом является Авраам), принес сына в жертву). Все, что есть в мире, наша задача - отдаться Богу. Человек это делает сам. Или... или... - сам человек выбирает. Философия постоянно уходит от понимания мира. Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) - делает упор на то, что сущность мира заключается в воле, которая рациональна. Понятие воли уходит от деления мира на субъект и объект. Основные произведения: "О четверояком корне закона достаточного основания", "Мир как воля и представление", "О воле в природе", "Две основные проблемы этики". На становление взглядов А.Ш. повлияли 3 основные исторические традиции: 1. учение об идеях Платона 2. кантианская гносеология и этика 3. древне-индийский брахманизм. Антология Ш.: Мир представляет собой некую Мировую волю. Мировая воля представляет собой некий произвол, чистое воление. Свободная воля представляет мир представлений, который Ш. называет миром Майя (это богиня, которая все скрывает, дает нам мир, как кажется; это не реальный мир, а представляемый). Человеческое тело представляет собой проявление Мировой воли. По Шопенгауэру, воля и тело одно и то же, как действует тело, это есть проявление воли, т. е. то, что человек не может контролировать. Мировая воля действует как бесцельное стремление, вечное становление. Мировая воля бесцельна, это вечный творческий порыв. Проявления мировой воли несут и зло, и добро, которые постоянно борются друг с другом, т. е. находятся в состоянии внутреннего сопротивления. Мировая воля подобна мифическому чудовищу, в бешенстве разрывающему свои внутренности. Если один феномен побеждает другой, то это пирова победа. Это гражданская война, где нет победителей. Мировая воля подобна существу на картине Сальвадора Дали "Мягкая конструкция с бобами: предчувствие гражданской войны". Формы самовыражения мировой воли: в физике - мировой тяготение, в химии - химическое сродство, в биологии - воля к жизни и борьба за существование, инстинкты животных, главными из которых являются пищевой и половой; в обществе - аффекты людей, их тщеславие и властолюбие. Мировая воля лишь напоминает вещь в себе Канта. Если вещь в себе Канта непознаваема, то Мировая воля обнаруживает себя в достаточно красноречивых формах. Обнаруживая себя, Мировая воля все более обнаруживает свое страдание и ощущает себя несчастной. Чем выше уровень обнаружений, интеллектуальный и эмоциональный уровень людей, тем сильнее их нравственные коллизии и мучения. Умный и нравственный человек отчетливо видит, что социальная жизнь проникнута скудоумием, пошлостью и лицемерием; что побеждают самые наглые, но недостойные. Власти в парламенте прикрывают свои личные и групповые интересы. Миром правит эгоизм. Ш. повторяет древнего римлянина Плавта: "Человек человеку волк". Конечно, мир безрадостен, но не безнадежен. Ш. - философ в мировой скорби, но не унылой скорби, как и Кьеркегора, а своего рода героического пессимизма. Что помогает человеку выжить? Творя зло, как и добро, воля постоянно осознает свою вину, причем, чем эта вина осознаннее, тем воля становится более стремительной, активной, "пассионарной". Воля понимает, что зло и его источник должен быть наказан, т. е. должно произойти самонаказание. Орудием являются люди, которые тоже - порождение Мировой воли. Что люди должны делать? Они должны направлять присущую им жизненную энергию против этой энергии и ее источника. Люди как феномены воли должны упразднить то, чем они сами порождены: 1) люди должны через философское познание выяснить стоящую перед ними задачу; 2) пройти 2 этапа самоуничтожения воли: 1. эстетическое созерцание - человек должен научиться постигать прекрасное. Постигая мир прекрасного, человек отрекается от прагматичного. Человек неразделим внутренними эгоистическими стремлениями. В искусстве он постигает вечные идеи (по Платону), которые люди всех эпох и народов познают с одинаковой ясностью. Т. е. если мы видим расстрел людей, то по Ш., прекрасное во все времена прекрасное. Наивная цель искусства - освободить душу от страданий, которые вызываются страстями, искусство должно утешать, должно нести человеку душевный мир. По Ш., нести людям правду и страданиях других, болеть за мировое зло. Из всех видов искусства Ш. более всего ценил музыку. Если живопись, архитектура, танец - опосредованное отображение воли, то музыка - чистая ее объективация. 2. этическая программа - человек должен постепенно уходить от воления. Ш. понимает, что жизнь человека осмыслена, т. к. наполнена волей, человек стремится к чему-либо. Если нет воления, то - скука. Фейербах говорил, что самоубийца спасается не от жизни, а от тягостей жизни. Ш. призывает возвыситься над волением, упразднить волю. Это можно достигнуть через: 1) аскезу (удовлетворение низменной потребности) 2) человек должен научиться любить не себя; нужно уходить от эгоизма, воспитывать в себе альтруистические установки. Если аскетизм - прекращение желания, альтруизм - сострадание ко всем, кто в нем нуждается. Любовь и сострадание есть эгоизм. Все это позволяет говорить о величайшем гуманизме философии Ш. говорит, не сравни, кому плохо, а помоги, кому плохо.

2. Философия позитивизма

2.1. Предпосылки и условия возникновения позитивистски ориентированной философии

2.2. Исходные принципы и особенности “первого позитивизма” (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль)

2.3. Махизм (эмпириокритицизм): основные идеи и причины влияния среди естествоиспытателей

2.4. Неокантианство

3. Экзистенциализм С. Къеркегора

4. Философские идеи А. Шопенгауэра

5. Философия жизни

6. Философия прагматизма

7. Заключение

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. Последняя, однако, имеет самое прямое отношение к возникновению этих течений, ибо она самим фактом своего присутствия и влияния на умы современников, стимулировала критическое отношение к себе и стремление ее преодоления.

Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.

Реальная история 18 и 19 ст., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни. Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения (разума); в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Этот раскол усугубился к концу 19 ст. и вылился в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. вынесла свой приговор духовным ценностям эпохи разума. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.

Другим фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция. Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной индукции, Ампером- теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем- телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной “философией”, ибо их использование обещало новые блага.

Обращает на себя внимание и такое обстоятельство, как демографический взрыв, происшедший на Европейском континенте. Если в период с 6 в по 1800 г. население Европы не смогло превысить 180млн. человек, то начиная с 1800г. по 1914г. оно достигло 460 млн., то есть выросло более, чем в 2, 5 раза. Приход массы на арену истории ознаменовал одновременно и смещение акцентов в культуре. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр.

Динамичный 19 век, как видим, ломал многие привычные представления людей. Вместе с радужными надеждами были и тревожные предчувствия, и опасения, и страх перед неизвестным. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала. Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно- экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т. д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.

Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них.

Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.

  • Лекция 11. Проблема Бытия.
  • Лекция 12. Взаимообусловленность материального и идеального
  • 2. Сущность, идеального.
  • Лекция 13. Лекция 14. Философская проблема сознания.
  • Лекция 15. Проблема Познания в философии.
  • Лекция 16. Специфика научного познания
  • Лекция 17. Философское учение о человеке. Специфика философского рассмотрения человека. Эссенциализм в понимании человека. Человек в парадигме экзистенциализма. Человек в нигилизме.
  • 1. Специфика философского рассмотрения человека.
  • 2. Эссенциализм в понимании человека.
  • 3. Человек в парадигме экзистенциализма.
  • 1.4. Человек в нигилизме.
  • 1.5. Прагматическая модель человека.
  • Лекция 18. Философский анализ основ общества Специфика философского анализа общества. Понятие общества в теориях экономического детерминизма.
  • 1. Специфика философского анализа общества
  • 2. Понятие общества в теориях экономического детерминизма
  • 3. Индетерминистская концепция общества.
  • 4. Общество в функциональной теории.
  • 5. Общество как система: структура и уровни.
  • 6. Общество и общественные отношения.
  • 1.Формационный и цивилизационный подходы к истории и сущности общества как формы мышления
  • 2. Философия истории г. Гегеля.
  • 3. Формационный подход к. Маркса.
  • 4. Формационный подход д. Белла.
  • 5. Понятие осевого времени и его значение в философии истории к. Ясперса
  • 6. Концепция культурно-исторических типов н.Я. Данилевского.
  • 7. Философия истории о. Шпенглера.
  • 8. Теория локальных цивилизаций а. Тойнби.
  • 1. Понятие движущих сил развития: теория классовой борьбы: теория классовой борьбы, функциональная теория конфликта, концепции деструктивной роли масс.
  • 1.1. Теория классовой борьбы
  • 1.2. Функциональная теория конфликта
  • 1.3. Концепции деструктивной роли масс
  • 2. Понятие «духа капитализма» и теория социального действия м.Вебера. Идея пассионарности л.Гумилева.
  • Лекция 21. Проблемы философии культуры. Понятие культуры. Концепции культуры в истории мысли. Проблема начала культуры. Роль имени в реализации социальности
  • 7.1. Понятие культуры. Концепции культуры в истории мысли
  • Проблема начала культуры. Роль имени в реализации социальности
  • Лекция 22. Философский анализ взаимоотношения Общества и природы.
  • Лекция 23. Философия техники
  • 1. Понятие техники. Техника в контексте проблемы свободы человека.
  • 2. Эволюция техники. Информационное общество и виртуальная реальность как результаты развития современной техники.
  • 3. Техническая и гуманитарная культуры мышления.
  • Часть II. Хрестоматия
  • Тема 1. Специфика философского знания
  • Н.О. Лосский
  • Умозрение как метод философии
  • М. Хайдеггер основные понятия метафизики
  • 1. Несравнимость философии
  • 2. Определение философии из нее самой по путеводной нити изречения Новалиса
  • 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию
  • Тема 2. Бытие Парменид о природе
  • Платон софист
  • И. Кант критика чистого разума
  • Г. В. Фр. Гегель энциклопедия философских наук
  • Ж.П. Сартр бытие и ничто
  • Часть 1. (5. Происхождение небытия
  • Тема 3. Диалектика Платон софист
  • Г.В.Фр. Гегель энциклопедия философких наук
  • С.Н. Булгаков свет невечерний
  • Тема 4. Философское учение о сознании. М. Хайдеггер что значит мыслить
  • К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного
  • Тема 5. Философское учение о познании м.К. Мамардашвили формы и содержание мышления
  • Историческая формулировка проблемы.
  • П. А. Флоренский столп и утверждение истины
  • Тема 6. Философское учение о человеке.
  • Л.Н.Толстой
  • Суд над сократом и его защита
  • (По апологии платона)
  • К. Маркс тезисы о фейербахе
  • Ф. Ницше так говорил заратустра
  • Шелер м. Положение человека в космосе
  • Хайдеггер м. Письмо о гуманизме
  • М.К. Мамардашвили проблема человека в философии
  • Тема 7. Философский анализ основ общества к. Маркс к критике политической экономии
  • Т. Парсонс введение. Общий обзор.
  • К. Поппер открытое общество и его враги
  • Тема 8. Основные проблемы философии истории г.В.Ф. Гегель философия истории
  • М. Вебер протестантская этика и дух капитализма
  • О. Шпенглер закат европы
  • А. Дж. Тойнби сравнительное исследование цивилизаций
  • Надломы цивилизаций
  • Церковь как "куколка"
  • Д. Белл постиндустриальное общество
  • К. Ясперс смысл и назначение истории
  • Осевое время
  • Н.Я. Данилевский россия и европа
  • Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
  • Тема 9. Проблемы философии культуры э.Б. Тайлор первобытная культура
  • Шпенглер о. Закат европы
  • Исторические псевдоморфозы
  • Лотман ю. Статьи по типологии культуры
  • Культура и информация. Культура и язык.
  • С.Л. Франк этика нигилизма
  • Тема 10. Философский анализ взаимоотношений общества и природы к. Маркс критика политической экономии
  • Фрейд з. Неудовлетворенность культурой
  • Хайдеггер м. Вопрос о технике
  • Оглавление
  • Часть I. Курс лекций. 3
  • Часть II. Хрестоматия 162
  • Лекция 8. Неклассическая философия XIX века.

    Общие основания неклассики . Иррационализм . Позитивизм . Материалистическая философия К. Маркса . Нигилизм Ф. Ницше . Традиции классической философии в эпоху неклассики .

    Общие основания неклассики . Определить период неклассической философии каким-либо приоритетом невозможно. Её отход в «не» начинается через отрицание идеализации и аб­стракции в том высшем проявлении, которое достигается в философии И. Канта и Г. Гегеля. Универсальная схематичность была преодолена настоящим движением духа – философией жизни. Утверждение всей предшествующей философией понимания бытия и мышления через сущность стало явно ограничивать и саму мысль, и реальность в целом. «Сущность, которая не действует, не существует» (св. Гр. Палама) – через данный тезис, выражающий существо святоотеческой философской традиции, можно обозначить устремления неклассики. Её главные приоритеты – это порыв, движение, творение вплоть до саморазрушения. И, вместе с тем, - это онтологический порыв, переворачи­вающий духовную сущность человека, понимающего и определяющего себя по иному: в экзистенциальной длительности проживания, в интуиции схва­тывания, в смутных желаниях, в социальной свободе.

    Однако утверждать однозначный приоритет «жизни» в неклассике XIX века невозможно. Весьма верно это замечает Р. Тарнас, вы­являя «две культуры» неклассической философии – просветительскую и ро­мантическую. «В отличие от духа просветительства, дух романтический вос­принимал мир не как атомистическую машину, а как единый организм, пре­возносил не просвещённость разума, а невыразимость вдохновения, и подни­мал на щит не чёткую предсказуемость статичных абстракций, а неисчерпае­мую тему человеческой жизни» 1 . Сциентизм или наукообразие с его аподиктическим основанием и методом, с опорой на объективность и рациональность явились стержнем классической эпохи (Дж. Локк, Д. Юм, И. Кант и др.), и как безусловное основание «взрастили» мысль неклассики. Дух ре­формации витал и над романтизмом, и над позитивизмом. Но в первом, поколебав традиции, он посягнул на «пустое» место Бога поставить новый абсо­лют – человека, а во втором, облёк превосходством материальное, эмпири­ческое, вещественное начало. В философии эти тенденции выразили два крупных направления, развивавшиеся на протяжении XIX – нач. ХХ веков: иррационализм и позитивизм . Через них в конечном итоге и станет воз­можно осмыслить все противоречия, все нюансы, нарождающиеся смыслы неклассики.

    Иррационализм . Течение иррационализма возникает на рубеже XVIII-XIX веков, отстаи­вая первенство чувства, воображения, интуиции над разумом и восприятием. Интерес к духу был связан не только со светлыми идеальными сторонами единичной человеческой природы, но и со сторонами бессознательными, тёмными, демоническими. Иррационализм полагает своей основой ratio, преодолевая его через попытку обнаружить более глубинные корни, определяющие возможность истинного знания, бытия в целом, человеческой сущности и т.д. Ярким представителем данного явления стал Артур Шопенгауэр (1788-1860). Основные его работы: «Мир как воля и представление» (1819), «О воле в природе» (1836), «Две основные проблемы этики» (1841), «Афоризмы жи­тейской мудрости» (1851) и др. Истина, определяющая существо реального состоит в том, - отмечает Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представ­ление», – что нет ни солнца, ни земли, а есть лишь «глаз, который видит руку, которая осязает землю» 2 . Окружающий мир существует только в представ­лении, т.е. всегда и только в связи с другим бытием – воспринимающим. Его (мира) наличие структурируется априорными формами сознания – пространством, вре­менем и каузальностью (лат. causa – причина). Выведение объек­тивных законов действительности есть, по Шопенгауэру, сфера деятельности рассудка, сфера феноменов. Однако, доступны постижению и «вещи в себе» (И. Кант), сущностью которых вы­ступает воля . «Воля – субстанция внутренняя, сердцевина любой частной вещи и всего вместе, слепая сила в природе, она явлена и в рассудочном по­ведении человека – огромная разница в проявлениях, но суть остаётся неиз­менной» 1 . Воля есть та иррациональная стихия, которая правит миром, пред­ставая перед человеком непосредственным путём. Тело есть воля, ставшая ощути­мой и видимой. Посредством тела человек ощущает внутрен­нюю сущность собственного феномена. Суть мира – иррациональная, безграничная воля, суть воли – конфликт, боль и страда­ние. «Человек – единственное животное, способное истязать других ради са­мой цели – заставить страдать» 2 . Рационализм же и прогресс в истории – есть вы­думка. С точки зрения Шопенгауэра, история – это судьба. Но от господства и давле­ния воли можно избавиться, и путь избавления лежит через искусство и ас­кезу. Гений в эстетическом созерцании усматривает вечные идеи и перечёр­кивает тем самым волю, желания, страх. Суть аскезы – в освобождении от фатального страдания, которое достигается через свободное и полное целомудрие; нищету, смирение и жертвоприношение. Как итог, воля становится нежеланием.

    Тему иррационализма в форме экзистенциальной философии личности развивает Сёрен Кьеркегор (1813-1855), который до сих пор остаётся непревзойдённым выразителем философского настроения пессимизма. Его основные произведения: «Страх и трепет» (1843), «Фило­софские крохи» (1844), «Дневник» (1833-1855) и др. «Жизнь в наслаждениях, ог­раждённая от страданий, унижений, страхов и отчаяния… не даёт права сви­детельствовать от имени истины… Правду несёт тот, кто беден, унижен и не ропщет, осыпаемый проклятиями и злословием, тот, кого травили за хлеб на­сущный, с кем обращались как с изгоем» 3 - это изречение отражает стратегию философии и жизни Кьеркегора. Все его творчество содержит центральную идею – идею защиты индивида как единичного, отдельного. «Вера как раз и есть тот парадокс, что единичный индивид стоит выше всеобщего… стоит в абсолютном отношении к абсолюту…» 4 Только в вере обнаруживается подлинная конечная экзистенция, увиденная философом как встреча единичной личности и уникального единого Бога. Как и Шопенгауэр, он выстраивает свою философскую систему через критику Г. Гегеля и его системы универ­сализма. Аль­тернативу ей Кьеркегор видит именно в личности и объяв­ляет существо христианской веры именно через личность. Основополагающим для философской рефлексии является момент первоначального определения своего отношения к Богу, а лишь затем – к дру­гому.

    Сущность отношений человека с миром определяется страхом, отноше­ния же человека с самим собой и непонимание своей сути рождает отчаяние. «Отчаяние – это внутреннее несоответствие в синтезе, когда отношение относится к самому себе» 5 , а не к реальному. Это продолжается, пока мы не обратимся к себе, не пожелаем быть собой. Философия Кьеркегора открывает пределы экзистенциального мира человека в его основаниях грехопадения, свободы, страха, зановорождения, его личную трагедию одиночества. «В бесконечном самоотречении заложены мир и покой.., примиряющие с наличным существованием..» 1

    Идеи иррационализма не теряются в необозримом потоке нарождающихся направлений неклассики, а развиваются в теориях творческой эволюции и интуиции А. Бергсона, «диалогичном принципе» М. Бубера, течениях экзистенциализма, философии психоанализа и т.д. Именно иррационализм, в конечном итоге, обращает философию к существу жизни и ее проявлениям в чистых актах движения воли, страдания, свободы…

    Позитивизм . Позитивизм представляет собой «крыло», реализующее иную философскую установку в период неклассической философии. Это сложное движение господствовало в европейской культуре примерно с 40-х годов XIX века до 1-й Мировой войны. Оно ясно обозначило примат науки в достижении истинного знания. Данное утверждение, безусловно, выросло из классического рационализма Декарта и Канта, но вместе с тем в означенном процессе немаловажную роль сыграли и достижения практического знания отдельных наук. В XIX в. физика вступила на порог новых открытий благодаря М. Фарадею, Дж. Максвеллу, Х. Герцу, Г. Гельмгольцу, Дж. Джоулю, Р. Клаузиусу и Дж. Томпсону. Математика обновилась Л. Коши, К. Вейерштрассом, Г. Кантором. Д. Менделеев, Я. фон Либих продвинули химическую науку. В начале ХХ века М. Планком были выделены квантовые явления, Э. Резерфордом и Н. Бором открыта структура атома, А. Эйнштейн предложил новое физическое понимание реальности в рамках специальной и общей теории относительности. Всё это предрешило укоренение единственного метода познания – естественнонаучного, его механизмы стали общезначимыми; укрепилась вера в факт и безграничность человеческого ratio; прогресс стал определяющей силой понимания реальности.

    Огюст Конт (1798 – 1857) – родоначальник течения позитивизма и представитель французской школы. Его основные произведения: «Курс позитивной философии» (1830-1842), «Система позитивной политики» (1851-1854) и др. Краеугольным камнем философии Конта явился закон трёх стадий. Согласно этому закону, человечество (как и душа отдельного индивида) проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии. 1. Теологическая (детство). На ней феномены рассматриваются как творения непосредственного действия сверхъестественных сил. 2. Метафизическая (юность). Феномены объясняются с помощью действия абстрактных сущностей, идей. 3. Позитивная. Открывается суть феноменов через комбинирование рассуждения с наблюдениями, формулируются законы, основанием которых выступает сущность разума 2 . Настоящее развитие истории и человечества находится на позитивной стадии. «Именно в законах явлений действительно заключается наука…» 3 , ибо только их знание даст возможность предвидеть события, направить активность на изменение следования развития жизни по пути прогресса. Самым важным является теоретический фундамент научного знания. И если в природе он устанавливается физикой, то в общественной жизни – социологией, которой Конт отводит совершенно особую роль – роль вершины в развитии наук. При изучении социологии он выделяет следующие моменты: 1. Разделение ее на социальную статику и социальную динамику, исследующие соответственно порядок и прогресс общества. 2. История человечества есть история развития человеческой природы, которая по сути своей прогрессивна. 3. Лишь знание традиции, а также социальных закономерностей предполагает возможность изменения условий развития общества. Итогом философии Конта можно выявить особое отношение к ratio и человечеству, которые он возводит на место Абсолюта. Всеобщей догмой становится наука и ее теоретическое знание. В Англии течение позитивизма возглавили Дж. Милль и Г. Спенсер. Последний утверждает, что наука и религия совместимы, ибо они признают абсолютное и безусловное. Однако, «если задача религии в том, чтобы поддерживать смысл тайны, то задача науки – всё дальше расширять познание относительного» 1 . Именно Спенсер впервые употребил термин «эволюция» в 1857 году в отношении Вселенной, которым впоследствии воспользовался Ч. Дарвин уже в отношении живых существ. Эволюция имеет метафизические основания, аккумулируя наследственно передаваемый опыт поведения, задавая априорные моральные нормы. Философия же реализуется как наука об универсальных принципах и предельных обобщениях.

    Совершенно отдельными фигурами в период неклассики стоят две грандиозные личности - К. Маркс и Ф. Ницше. Пожалуй, их философские идеи явились, вместе с тем, самыми востребованными социально-историческими стратегиями за всю историю мысли. «Претворение» данных учений в жизнь ещё раз доказывает, как важно отличать знание по истине (episteme) и знание по мнению (doxa) и насколько вольно возможно трактовать, истолковывать и использовать философские смыслы.

    Материалистическая философия К. Маркса . Карл Маркс (1818 – 1883), основные произведения: «Экономическо-философские рукописи» (1844), «Манифест Коммунистической партии» совместно с Ф. Энгельсом (1848), «Капитал» (1867-1894), «Критика политической экономии» (1859) и др. Маркс исходит из критики системы Гегеля, утверждая, что юридические и политические институты не могут быть объяснены ни из самих себя, ни из развития Абсолютного Духа, ибо они суть следствия материальных условий жизни. Метафизическую основу бытия и мысли он полагает в границах частного человеческого разума, объективная сущность которого укоренена в социальности, а саму социальность он видит в проявлении самодвижущейся самообосновывающейся вечной материи, которая конституируется в диалектическом развитии. «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием , а бытие людей есть реальный процесс их жизни» 2 .

    Для Маркса, очевидно, что частную собственность не возможно абсолютизировать, что она есть феномен произведенный из присвоения. Капитал, на определённой стадии развития общественных отношений изымает в собственность продукт труда других. В процессе производства объектом сделки становится труд и человек оказывается уже не принадлежащим самому себе. «Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар, притом в той самой пропорции, в которой он производит вообще товары» 1 .

    В объяснении смысла религии и религиозной веры Маркс использует положение Л. Фейербаха: «Теология – это антропология», выводя тем самым идею Абсолютного из сущности человеческого разума. Именно государство и общество, создавая негативные условия существования личности, порождают религию и тип сознания, который её утверждает; именно поэтому борьба против религии - есть борьба против того общества, которое её поддерживает. История любого общества есть история борьбы классов – угнетателей и порабощённых. Первые – владельцы частной собственности, вторые – вынужденные продавать свою рабочую силу. Разрешение постоянно возникающего конфликта между классами возможно лишь путём социальной революции, при которой отменяется частная собственность, устанавливается равенство прав, свобод и т.д. Неизбежность победы пролетариата Маркс обосновывает в «Капитале». Труд рабочего, как объект купли-продажи, формирует прибавочную стоимость, которой распоряжается буржуа. Д – Т – Д", где Д – деньги на покупку средств производства и рабочей силы; Т – товар, произведенный в результате труда; Д" – начальный капитал плюс прибавочная стоимость. Таким образом, аккумуляция капитала в одних руках рождает материальный и социальный дисбаланс в обществе. Политическая власть – не что иное, как организованное насилие одного класса над другим. В процессе производства люди вступают в необходимые отношения, зачастую не зависящие от их воли, которые образуют экономически-материальную структуру общества. Над ней надстраиваются политические, юридические, идеологические структуры. Главный вывод Маркса таков: способ производства обусловливает социально-политические институты, что влечет за собой смену социально-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической). Концентрация власти в руках пролетариата должна стать промежуточным звеном на пути от буржуазного общества к модели свободного развития каждого. Задача состоит в том, чтобы мир изменить, а не объяснить.

    Говоря об оценке и наследии марксизма, нельзя не отметить, что особый взгляд, данный Марксом на мир и историю, был настолько необычен и глубок, что о возврате к старым категориям социальных наук не могло быть и речи. Нельзя забывать о том, что Маркс представил именно философскую теорию, поэтому критика её со стороны экономистов (не состояние объяснения механизма формирования цен), политиков (решение классовых конфликтов социальным путем), теологов зачастую однобока и необоснованна.

    Нигилизм Ф. Ницше . Второй знаковой фигурой неклассики стал Фридрих Ницше (1844-1900) - великий ниспровергатель традиций и условностей, нигилист, противник историцизма и идеализма, христианской и социальной морали. Ницше понимает себя как человека судьбы – того, кто противостоит всему. «Я люблю тех, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою – а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека» 1 . В творчестве Ницше можно выделить несколько центральных произведений, каждое из которых выражает особый посыл и знаковую идею: «Рождение трагедии» (1872), «Несвоевременные размышления» (1873-1876), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1883-1885), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Воля к власти» (1888) не закончена и др. Развитие его творчества связано с движением мысли от античных истоков до восхождения к собственным неповторимым философским идеям – сущность морали, учение о сверхчеловеке, воля к власти и т.д. Вместе с тем, Ницше вел постоянный спор и с «настоящими» классиками в лице Гегеля, Шопенгауэра, позитивистов, теологов и т.д. Особое место в его жизни занимает дружба с Р. Вагнером, повлиявшим на его понимание и оценку искусства. Итогом их отношений стала работа «Рождение трагедии». В ней он переворачивает романтический образ греческой культуры, обращаясь к главному двигателю здорового жизненного духа – досократикам (VI в. до н.э.). Он связывает их творческий потенциал с так называемым «дионисийским духом» – отражающим и вбирающим в себя чувственную страсть, силу здоровья, буйство энергии, основанные на гармонии с природой. Дух Аполлона явился противоположным началом, выражающим соразмерность, форму, логику, которые нашли своё отражение у Сократа, Платона, Аристотеля. Противоположность этих двух начал стала источником контраста пластического искусства (Аполлон) и непластического, - музыки (Дионис), пока они не объединились в греческой трагедии. «Несвоевременные размышления» стали своеобразным ответом на критику, обрушившуюся в адрес нетрадиционного взгляда на античную философию. В них он протестует против иллюзий историцизма, построенного на фактах, смысл которым придаёт лишь теория или истолкование. Ницше отрицает слепую веру в историю, науку и возлагает всё на человека, его веру в себя.

    Дионисийский инстинкт, утверждающий земное, движет Ницше возвестить о «смерти Бога». «Бог оказался продолжительнейшей ложью» 2 . Кроме того, в традиционной морали он видит «мораль рабов и побеждённых». «Смерть Бога», в которой повинны сами люди – это не просто смерть идеи, а событие метафизическое, освобождающее от абсолютного, тайного, сметающее всякие границы и пределы непознаваемого. Христианство же объявило греховными все земные ценности, но именно они определяют существо человека. Сострадание – стержень христианской культуры, ведёт к бессилию, отрицанию воли, жизни, природы, и месте с тем, Христос признается носителем высшего проявления духа. Мораль – это механизм воздействия и порабощения себе подобных. Она нужна лишь слабым и нуждающимся в оправдании своей слабости и неприспособленности. «Все больные, хворые, тщась стряхнуть с себя глухое недовольство и ощущение слабости, инстинктивно стремятся к стадной организации» 1 – пишет Ницше. В мире всегда господствовала воля, проникнутая властью – и в стремлении слабых друг к другу, и сильных друг от друга (здесь всегда таится «тираническая прихоть»). В философии Ницше именно воля выступает как высшее проявление необходимости примирения с собой, реализация себя, повторение. Воля несет онтологические смысл и это новая космология «возвращения» (выражающее новоевропейскую трактовку мифа). Идеалом в данном мире выступает сверхчеловек, именно тот человек, который любит земное, ценностями которого выступают здоровье, воля, дионисийское творческое начало. Человек – есть натянутый канат над пропастью между животным и сверхчеловеком (страшен путь, но ещё страшнее прохождение). «Новый Протагор» вновь вспомнил, что мера всех вещей – человек, исполненный волей к победе.

    Что-то особенное удалось увидеть Ницше в надвигающемся ХХ веке, описавшему и «восходящий нигилизм», и эпоху чудовищных войн и крушений, взрывов: «…начинается эпоха варварства; науки будут поставлены ей на службу»; «…наступит время борьбы за господство над земным шаром – она будет вестись во имя основных философских учений»; «измельчание и нивелирование европейского человека таит в себе величайшую нашу опасность…». Ницше удалось не только угадать будущее, ему удалось открыть совершенно новое в философском мышлении: зачеркнув традиции, разбив идолов, он открыл «неведомые тропы», по которым способен пройти лишь сильный, отважный, «новый человек».

    Традиции классической философии в эпоху неклассики . Тем не менее, в историческую эпоху неклассической философии продолжала своё развитие и классическая школа, продвигая и трансформируя идеи И. Канта, Д. Юма, Г. Гегеля и др. Наиболее известным стало направление неокритицизма во главе с Марбургской и Баденской школами, в которых ценность ratio и эмпирио отстаивались под влиянием позитивной философии. Марбургская школа была представлена Г. Когеном, который отстаивал абсолютную ценность факта, объединенную с априорностью, трансцендентной основой разума. В Бадене особая роль отводилась рассмотрению категорий ценности, нормы, определяющих и структурирующих сущность познавательной активности субъекта (В. Виндельбанд, Р. Риккерт). Эмпириокритицизм (Р. Авенариус, Э. Мах) в новой форме вернулся к понятиям опыта, комплекса впечатлений, представлений, ощущений, но уже на основе научного знания. Совершенно отдельные направления развивали исследователи социально-философской школы, которая в этот период превратилась в своеобразную вершину гуманитарных наук: немецкий историцизм (В. Дильтей, Г. Риккерт, М. Вебер, Г. Зиммель и др.), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс) и др.

    Таким образом, эпоха неклассики открыла совершенно новые горизонты человеческой мысли, которая, с одной стороны, прояснила свою собственную самодостаточность, включая истинность и абсолютность, осуществляя поиск универсальных оснований через объективность суждений (позитивизм), или, напротив, бессознательного, инстинктивного начал (иррационализм), соци­альных оснований бытия и разума (марксизм), но с другой стороны – произ­вела концептуально-теоретический переворот, отвергая трансцендентное ос­нование (метафизическое, бытийственное, божественное) и провозгласила его наличие в сверх-человеческом (Ф. Ницше), как новой абсолютной идее. Этот период констатирует невозможность пребывания в прежних пределах класси­ческого мышления и философствования, и потому, через возвращение к исто­кам греческой метафизики, религиозной традиции, выводит в дальнейшем философствующую мысль на совершенно новый виток «жизни»: этап пост­модерна.

    "

    Классическая философия (философия немецкого классического идеализма) стремилась к систематической целостности, завершенности, монистичности. В основе этого стремления лежала вера в естественную упорядоченность мироустройства, доступную рациональному постижению. Она исходила из представления о гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека. Человек рассматривался как укорененный в этом миропорядке, обладающий гарантированным местом в прогрессивно развивающемся потоке истории. Все глубины мировых связей, включая внутренний мир самого человека, доступны для самосознающего субъекта. В основе традиционной этики либерального общества лежали идеи главенства человека над природой, главенства разума в человеке и вера в неудержимый прогресс общества на началах разума, свободы и справедливости.

    С конца 19 века эти традиционные ценности оказались под угрозой. Развитие общественных наук привели к открытию цивилизаций, основанных на иных моральных ценностях, а развитие психологии привело к пониманию факта того, что наше поведение зачастую обусловлено причинами неосознаваемыми. Область бессознательного оказывается шире области сознания и гораздо шире области разума. Сознание, разум не могут более претендовать на единственно правильную оценку реальности. Отсюда и изменение наших качественных критериев. На место морали самоограничения, ущербности и неподвижности приходит этика индивидуальной свободы, полной самореализа-ции. Появилась, оформилась неклассическая философия.

    Т. обр., водораздел между классической и неклассической философией в первую очередь проходит по вопросу об отношении к традиционному рационализму и его противоположности – иррациональному. Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии. 1. Разграничение ценности и бытия. 2. Создание этики долга как учения о нравственной сущности личной свободы. З. Построение эстетики как науки. Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками немецкой философии согласились не все.

    Неклассическая философия, оформившаяся во второй пол. 19 века, ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители некласс. философии пытались объяснить мир (как и «классики») с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти в рамках него новые, оригинальные подходы.

    Неклассическая философия отвергает логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критикует диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея неклассической философии в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро-лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

    К неклассическому типу философии относят «философию жизни» в различных ее проявлениях (это направление представлено творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея), экзистенциализм, персонализм, постмодернизм. Философия жизни в противовес классической философии говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и самой души человека. Выдвигается идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа для философии. Подсознание и интуиция становятся центрами философской антропологии.

    Основные идеи философии марксизма.

    Преодолевая гегелевский идеализм и созерцательно-метафизический характер фейербаховской философии, К. Маркс и Ф. Энгельс унаследовали рациональные зерна их учений – диалектику Гегеля и материализм Фейербаха. Они сохранили и развили в своем учении диалектику Гегеля и диалектический метод познания. Человеческие понятия истолковываются уже как отражение реальных вещей. Так начиналась новая философия – диалектический материализм. Основной вопрос философии решается следующим образом. Первичной признается диалектически развивающаяся материальная действительность, отражением которой выступают категории и законы человеческого мышления. В диалектике понятий отражается диалектика вещей.

    Энгельс писал, что мир состоит не из законченных вещей, а являет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными (как их мысленные снимки), находятся в непрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие при кажущейся случайности прокладывает себе путь.

    Нужно было закончить диалектический материализм и распространить его в обществе, сделать его универсальным методом познания не только природы, но и общества. Надо было перестроить науку об обществе в соответствии с материалистическим основанием. Этим основанием стала практика (пр. вс. производство материальных благ и складывающиеся на его основе производственно-экономические отношения). Все эти факторы воздействуют на содержание познавательной деятельности. Оторванная от практики теория превращается в мистику. Но и теория влияет на практику; она [теория] становится материальной силой, когда она овладевает массами. Это происходит, если теория выражает интересы масс. Философы объясняли мир, а марксизм стремился его изменить. Изменить мир в своих интересах должен пролетариат, вооруженный теорией революционного переустройства.

    Марксизм исходит из того, что мир познаваем; объективные явления материального мира более или менее правильно отражаются в сознании. Бытие вечно, а отдельные явления ограничены во времени. Бытием обладают и материальные, и духовные явления. Сознание реально существует, т.к. отражает реальный мир, но в то же время оно вторично по отношению к материи – объективной реальности, данной нам в ощущениях. Марксизм отвергает субстанциальную концепцию пространства и времени и утверждает единство материи, движения, пространства и времени. Пространство и время – свойства самих материальных явлений, формы их существования.

    Сознание – способность людей отражать окружающую действительность. Существуют естественные и социальные предпосылки сознания. Естественные предпосылки – это способность мозга как высокоорганизованной материи отражать окружающую действительность. Социальные предпосылки – практика и речь. Содержание практики и ее субъективное осмысление – две стороны одного познавательного процесса. Преобразуя мир, человек познает его. Подчеркивается диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания. Общественное сознание определяется развитием материального производства.

    «Философия жизни».

    В 19 веке в естествознании все с большей силой начинает обнаруживаться несостоятельность одностороннего механистического подхода. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни. Именно в это время возникает иррационализм, который к концу 19 века оформляется в отдельную школу – «Философию жизни». Ее представители (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон) сходились в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – жизнь как творческая эволюция, целостный, органический поток (длительность), в котором не разделимы материя и сознание, логическое и интуитивное. Этот целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма, механицизма, т.к. мышление и жизнь не тождественны.

    Поэтому утрачивают значение декартовское «мыслю, следовательно, существую» и гегелевское «все действительное разумно». Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не научно объясняемой протяженностью, а длительностью, которая не поддается научному анализу. Жизнь в этом понимании суть бытие. Это онтология философии жизни.

    Гносеология. На место логики и рационализма заступает вчувствование в жизнь, ее переживание и понимание. Главное в жизни – не материя, а дух, который выражает подлинное изменение мира. Музыке, поэзии отдается предпочтение, ибо они более адекватно жизни выражают саму эту жизнь.

    Шопенгауэр: в качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля – это вещь сама в себе, она не зависит от времени и пространства, не исправляется сознанием, а действует слепо, инстинктивно. Воля составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления. Мир же – это мировая, всеобщая воля. Мир есть наше представление о нем. Познание служит воле, а т.к. воля инстинктивна и ей чужд рационализм, то лучший способ познании – не наука, а искусство.

    Ницше утверждал, что в основании всего мира лежит воля к власти. Все стимулы в жизни происходят из-за власти. Познание – орудие власти. Дильтей трактует жизнь как поток культурно и исторически обусловленных переживаний человека, подчеркивая ее сложность, многогранность и противоречивость. Бергсон понимает жизнь как непрерывный творческий поток, бесконечное становление, некую космическую силу, «творчество ради творчества».

    Философия позитивизма.

    Направление в философии 19 – первой половины 20 вв., объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность «метафизики» (спекулятивной философии) (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в другую крайность, позитивизм вовсе отверг умозрение как средство получения знаний.

    Традиционные проблемы философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил бессмысленными. Позитивисты стремились подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Сам позитивизм претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое (опирающееся на опыт) знание, то никакая спекуляция не может быть знанием.

    Основателем философии позитивизма был Огюст Конт, который ввел и термин “позитивизм”. Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма. Представители «первого» позитивизма – Конт, Литтре, Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания - Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании общества на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.- эмпириокритицизма относится к 70–90-м гг. 19 века и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, которого еще придерживались представители раннего позитивизма. В учении Маха проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм.

    Возникновение и формирование новейшего позитивизма, или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик и др.) и берлинского общества эмпирической философии (Рейхенбах, Крауз и др.). Основное место на данном этапе позитивизма занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления пошли по линии по линии формализации гносеологических проблем. Физикализм – физика провозглашается основой всех наук, а язык физики должен стать универсальным языком всех наук.

    Философия экзистенциализма.

    Это одна из самых модных философских школ на Западе в середине 20 века. Ее наиболее крупные представители: Хайдеггер и Ясперс в Германии; Сартр, Марсель, Камю во Франции; Аббаньяно в Италии. Исходные идеи экзистенциализма взяты из сочинений датского религиозного мыслителя – С. Кьеркегора, резко выступавшего против философии Гегеля, который растворил конкретного человека в мировом духе, абсолютной идее.

    Экзистенциализм заимствует у Кьеркегора прежде всего идею экзистенциального мышления. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Объективное мышление безразлично к субъекту и его существованию; субъективный же экзистенциальный мыслитель заинтересован в своем мышлении (он в нем существует). В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному, не затронутому субъективностью. Жизнь человека противоречива и неустойчива. В силу этого рассудок бессилен понять ее.

    По экзистенциализму, задача философии – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо его воли заброшен в чуждый ему мир; жизнь его окружена таинственными знаками, она иррациональна, в ней преобладает страдание и страх. Мир тем более страшен, чем он непостижим. Люди под доброй маской действуют друг против друга.

    Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде всего эмоционально. Под существованием понимается духовное бытие личности, ее сознание. Человек существует как сознание. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (борьбы, вины, бытия перед лицом смерти). Тогда мир оказывается очень близко. Наиболее надежна интуиция как способ постижения мира. Свобода трактуется вне всякой закономерности и причинности. Свобода – это не свобода деятельности, а свобода отношения к окружающему миру. Сама свобода превращается в мучительную необходимость.

    Экзистенциализм немыслим без страха, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной духовной жизни (религиозное крыло – в мистическом общении с Богом). Экзистенциалисты настаивали на необходимости сохранения личностной уникальности, в ее неприобщенности к социальному контексту.

    Философия прагматизма.

    Неклассическая философия. Основные направления развития западной философии в XIX - XX веках

    Классическая философия главной своей проблемой считала изучение теории познания.

    Неклассическая философия обращает внимание на такие проявления человека как воля, чувства, бессознательное, а также обращается к проблемам общества и науки. Начало неклассической философии было положено в XIX в и развитие продолжалось в XX веке. В неклассической философии можно выделить три основных направления: философия личности, философия науки, философия религии. Философия религии развивается, так как растет потребность в рациональном объяснении религии. В этот период складывается неотомизм, который стал официальной философии католической церкви.

    ФИЛОСОФИЯ ЛИЧНОСТИ

    Одним из первых представителей неклассической философии был немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788 –1860 г.г.). Его интересовала история Востока, восточные языки, философия Индии и Китая.

    Главное произведение "Мир как воля и представление " (1818-1844 г.г.) Шопенгауэр считал, что каждая индивидуальная воля стремится к мировой воле, но достичь ее невозможно, а если бы это случилось, то индивидуальная воля бы погибла. По мнению Л.Н. Толстого Кутузов в войне с Наполеоном полагался на мировую волю и победил.

    Шопенгауэр считал, что индивидуальная воля в наибольшей степени приближается к мировой в тот период, когда она находится в своей родовой стихии, то есть в период, когда человек стремится к продолжению рода и его воля стремится к другой воле противоположного пола. Шопенгауэр говорил, что в этот период человек будет искать партнера, компенсирующего его недостатки, и главную роль будут играть не возвышенные чувства, а слепое стремление друг к другу. Критериями являются в первую очередь здоровье, молодость и компенсация собственных недостатков. С появлением первенца всякий интерес исчезает и начинается проза жизни, поэтому человек должен погасить свои страсти, отказаться от всех стремлений, чтобы не разочаровываться и погрузиться в нирвану. Шопенгауэр обратил внимание на ту сторону человеческой жизни, на которую прежде философы не обращали внимания.

    Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 г.г.)

    Родился в Австро-Венгрии (на территории Чехии). Сначала работал в Вене врачом. Прошел стажировку в Париже клинике Шарко, начинал заниматься нервными и психическими расстройствами.

    Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика имеет сложную структуру. Он выделил 3 уровня:

    Ид («оно») –самый глубинный уровень

    Эго («я»)

    Суперэго («супер я»)

    I «Ид» - бессознательный, инстинктивный уровень, обуславливающий стремление человека к удовольствию, к удовлетворению своих потребностей. Это генетический уровень.

    Фрейд выделяет следующие инстинкты:

      Инстинкты жизни (самосохранения, продолжения рода, сексуальный инстинкт – либидо),

      Инстинкт смерти (саморазрушение и отсутствие самосохранения).
      II «Эго» - это человек, осознающий свой возраст, свое положение. Человек в какой-то мере сдерживает свои бессознательные влечения.

    III «Суперэго» - человек контролирует себя с точки зрения моральных, религиозных, правовых, запретов, предъявляемых обществом. Это внешнее требование.

    Фрейд установил, что в основе неврозов лежит чувство подавленности, возникающее, когда человек подавляет свои инстинкты. Часто причиной неврозов являются проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Нередко они возникают в детстве (проблемы во взаимоотношениях с родителями со сверстниками, просто со взрослыми людьми). Фрейд вводит понятие «эдипов комплекс» или «комплекс Электры» (когда мальчик боготворит мать, а девочка – отца). Во взрослой жизни возникают проблемы поиска спутника (цы) жизни. Фрейд видит проблемы во взаимоотношениях в детстве.

    Фрейд абсолютизировал биологическое начало человека и сексуальные инстинкты. Он делает вывод: если человек не реализует либидо, то происходит сублимация энергии в творчестве.

    Фрейд придавал большое значение сновидениям. Он говорил, что в сновидениях реализуется то, что не реализовано у человека в жизни. Также Фрейд занимался изучением оговорок, т.к. считал, что в них выходит бессознательное.

    Фрейд создал метод психоанализа, который состоит в поиске причин болезни самим пациентом, с помощью вопросов врача. Этот метод получил распространение в XX в. В 1й половине XX в.

    В Европе появились клиники, работавшие по методу Фрейда.

    Последователи Фрейда: К. Юнг, Э. Фромм. Они смягчили биологизаторское начало учений Фрейда.

    Взгляды Фрейда оказали большое влияние на развитие философии личности, на психологию, на литературу и искусство XX века.

    Эрик Фромм (1900 – 1980 г.г.)

    Он оказал влияние на мысли молодежи второй половины (60 е г.г.)

    Фромм родился в Германии, а в начале 30х г.г. иммигрировал в Америку. Он занимался психологией личности. Одна из его работ – это «Искусство любви», в которой он говорит о важности чувства любви для человека во всех его проявлениях (любовь, начиная от любви к Богу до любви к вещам и предметам). Главное любовь мужчины и женщины, любовь родителей и детей и т.д.

    Идея любви пришла от Фромма в сознание целого поколения молодежи 60х г.г. – движение «хиппи».

    Экзистенциализм (существование) – это одно из направлений философии личности, которое утверждает, что сущность предшествует существованию, и человек раскрывается в критических ситуациях в момент выбора между жизнью и смертью, в пограничном состоянии (между нормой и отклонением от нормы). Это течение способствовало углублению понимания личности, и ее взаимоотношения с внешним миром.

    Среди основателей экзистенциализма можно назвать:

    Кьеркегор (XIX в.), Бердяев, Хайдеггер (немецкий философ, умер в 1976 г.) и французские мыслители А. Камю (1913 – 1960 г.г.) и Жан Поль Сартр (1905 – 1980 г.г.).

    Сартр говорил, что он попытался в своей философии соединить фрейдизм с марксизмом; в марксизме предусматривается социальная справедливость.

    Фридрих Ницше (1844 – 1900 г.г.)

    Учился на факультете классической философии (греческий и латынь). Позже занялся изучением древнегреческой культуры, театра. В 24 г. стал профессором. Ницше написал работу об истории древнегреческого театра в которой высказывает нетрадиционное мнение о греческой культуре. Он говорил, что в ней присутствует два начала:

    Начало Аполлона - светлое

    Начало Диониса – темное (ночное время, Дионис – ночной Бог)

    Не все подчиняется разуму, есть внутренние силы, потребности, чувства которые не контролируются разумом.

    Наиболее известные произведения Ницше «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Воля к власти».

    Основные идеи творчества Ницше :

      Идея философствования по ту сторону добра и зла.

      Учение о переоценке ценностей.
      По мнению Ницше весь мир есть шутка Бога, это иллюзия, чтобы разобраться в этом, надо обернуть мир и на обороте будет начертана истина. Ницше нельзя понимать прямолинейно.

      Учение о сверхчеловеке.
      Трактовка Ницше как проповедника сильного человека, как сторонника воли и насилия неверна. Ницше выступает против стандартного шаблонного мышления и поведения. С точки зрения Ницше душевная сила человека является его стержнем; человек должен полагаться на самого себя самосовершенствоваться и утверждаться, но не за счет других, а за счет своих собственных сил. Вот такой человек и есть сверхчеловек.

    В книге «Так говорил Заратустра» есть притча о духе. Ницше пишет, что дух вначале превратился в верблюда, а тот превратился в ребенка. Дух также как верблюд тянет на себе весь мир. Его путь лежит через пот и кровь. Но этот путь ведет к пустыне, где жить он будет один. В пустыне он должен превратится во льва, чтобы иметь силу и независимость для выживания. Но когда речь заходит о творчестве, лев бессилен, он должен превратиться в ребенка, который обладает необходимой мерой чистоты для творчества.

    «Воля к власти» название дано издателями не очень удачно, т.к. Ницше подразумевал волю к власти над собой, а не над другими. Первая часть «Антихристианин» была подготовлена самим Ницше. Здесь сконцентрированы его размышления о проблеме Бога. Ницше действительно критиковал современное ему христианство. Он говорил, что христианская церковь обесценивает многие ценности. Но сказать, что Ницше – атеист из-за его негативного отношения к христианству нельзя, все намного сложнее. Ницше говорил, что Бог умер, но умер на улице как общественный культ. Но он считает, что Бог остался в душе и в культуре. Философские взгляды Ницше оказали большое влияние на развитие литературы, искусства XX века.

    ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

    Она выходит на первые места к началу XX в., потому что в XIX в. Были сделаны фундаментальные открытия (Закон сохранения энергии, открытие клеточного строения живых организмов, эволюционная теория Дарвина, периодическая система Менделеева), которые заставили понимать мир как систему, а также наука оказывала влияние на развитие производства.

    На рубеже XIX - XX в.в. происходит научная революция, связанная с возможностью разложения атома, открытия электрона, рентгеновского излучения.

    В XX в. происходит НТР.

    Еще в середине XIX в. секретарь Сен-Симона Огюст Конт создает теорию позитивизма .

    Сторонники этого течения считают, что философия должна заниматься положительными знаниям, т.е. естественными науками; каждая наука – сама себе философия. Позитивизм отвергает теоретическую философию, т.е. считал, что разные учения о разуме, нравственности бессмысленны, т.к. их нельзя измерить.

    Неопозитивисты в конце XIX в. утверждали, что философия должна строиться на основе математики, физики и она должна изучать явления мира, а не законы природы или общества, т.к. их формулирует человек, не всегда точно используя термины. Неопозитивисты критически относились к естественным языкам (на которых говорят люди), отдавая предпочтение искусственным языкам (язык математики, физики, нотной грамоты и т.д.). В это время возникает идея искусственного языка – эсперанто. Положительная роль неопозитивизма состоит в том, что он сделал объектом изучения язык и проблемы науки и техники.

    Неопозитивизм получил распространение и в России. Одним из представителей был Александр Богданов (Малиновский). Он считал, что философия марксизма должна обновиться и перейти на позиции неопозитивизма и изучать только объекты, которые можно изучать конкретно. В дальнейшем он пытался объяснить общество и природу с точки зрения системного подхода. Богданова можно считать одним из основателей кибернетики. В работе «Всеобщая организационная наука» Богданов выдвигает двоичную систему ; он имел в виду, что в науке все вопросы должны формулироваться так, чтобы можно было дать ответ либо «да», либо «нет». Идеи Богданова в России не оценили. Возможно, они были использованы в 30х годах в США при разработке первых ЭВМ.

    Неопозитивизм оказал влияние и на гуманитарные науки. Проявилась теория о необходимости технократизации общества, т.е. они считал, что обществом должны управлять инженеры; все должно быть подчинено науке и технике.

    Оппоненты говорили, что без духовности культуры общество зайдет в тупик. Антиутопии: Замятин, Оруэлл – протест.

    Одним из первых философов, выступивших против господства техники, был Н.А. Бердяев. Он изложил свои мысли в работе «Человек и машина» (начало 30 х годов XX в.). В ней он высказал следующие мысли, что существуют три типа жизни:

    1 – природа,

    2 – культура,

    3 – техника.

    Если преобладает первый тип, то общество остается на грани первобытности; если преобладает 3й тип, то общество теряет духовность, а вот культура должна соединить природное и техническое и поддерживать гармонию.

    В XX в. роль философии науки возрастает в связи с развитием НТР (начиная с середины XX в.. конца 1930 -40 г.г.). Наука превращается в производственную силу.

    Признаки:

    В условиях НТР появляются

    1 – новые виды энергии. Атомная энергия используется на атомных электростанциях в мирных целях,

    2 – создание новых материалов искусственных и синтетических. Эти новые материалы расширяют технологические возможности,

    3 – развитие коммуникаций

    а) транспорт (развитие железнодорожного транспорта, авиации во 2й половине XX в.), автомобили, космические корабли.

    б) развитие средств связи: телефон, радио, телевидение, компьютер (Интернет).

    НТР порождает и ряд философско-этических проблем:

    1 – Проблемы связанные с использованием современных видов вооружения носят этический характер. Даже локальные конфликты порождают большие экологические проблемы. Особые проблемы порождает использование химического, биологического, атомного оружия.

    2 – Экологические проблемы, связанные с развитием производства. Впервые о них задумались именно философы. Они стали разрабатывать свои предложения по решению вопросов, связанных с безопасностью окружающей среды. Они призывали создать производства замкнутого цикла или безотходное производство.

    3 – Проблемы, связанные с развитием биологии, генетики, медицины

    а) этические проблемы, связанные с клонированием,

    б) генная инженерия,

    в) в медицине смерть констатируется по смерти мозга, т.к. современная медицина может искусственно поддерживать работу сердца, легких и других органов (Но нужно ли это?),

    г) проблемы трансплантации органов (Кто решает, кого сделать донором?),

    д) проблема эвтаназии (безболезненная смерть),

    е) проблемы, связанные с искусственным оплодотворением.

    Достижения в области науки и техники порой порождают серьезные этические и даже юридические проблемы.