Игра из крышек от пластиковых бутылок. Развивающие игры из крышек. Цветы из пластиковых крышек

Занимательные игры и творческие занятия можно проводить при помощи очень дешевого или даже бросового материала – в этом мы неоднократно убедились на страницах сайта «Шпаргалка для родителей». Сегодня предлагаю подборку упражнений с крышками от пластиковых бутылок и баночек детского питания. Легкие, крепкие, разноцветные крышечки интересно задействовать для развития ловкости, мелкой моторики, цветовосприятия и мыслительных навыков.

Игровая панель с крышками

В Сети несколько фотографий подобных развивающих досок и, рассмотрев одну из них, выясним, что же потребуется для создания пособия. Итак,

1) основа из тонкой ДВП размером 40х30 см или больше;

2) пейзажный фон, к примеру, из старого календаря;

3) цветная бумага;

4) крышечки от соков различного типа и размера;

5) наклейки с изображением мультяшных героев или вырезки из детских журналов, газет;

6) ножницы, клей, карандаши и фломастеры.


По-моему, великолепная задумка (увы, не знаю автора). Она не занимает места в квартире (можно зафиксировать на стене), оригинальна, может быть изменена и дополнена, когда надоест. Возрастная категория – от года и старше, так же, как и , застежками и липучками.

На пользу быта

Для дома, дачи, приусадебного участка крышки в большом количестве тоже сгодятся. Ими декорируют дорожки и внешние стены зданий, выкладывают окантовку небольших цветников. Из соединенных между собой элементов получают напольные коврики и покрытия для садовой мебели.


В Интернете прославился трудолюбивый пенсионер из Павлодара. 70-летний дедушка, трудящийся в коммунальном хозяйстве, долго собирал крышки и потом выложил из них удивительную мозаику – просто вдавив детали в землю. Теперь, по словам самого дворника, на его участке значительно чище – не поднимается у прохожих рука там мусорить. 50 000 крышек – это, кажется, очень много, но на самом деле – по штучке с каждого седьмого жителя города.

А некоторые умудряются буквально обшить свои дома столь необычным материалом. За основу многих панно берутся традиционные орнаменты и мотивы, а также представители животного мира.

Другие полезные упражнения для детей с крышками

Рисуем на основе кружочка. Обводим крышечку и придумываем, кто или что из нее получится, развиваем воображение.

Подбери по цвету. В основе – картинка с воздушными шариками, на каждом шарике – незакрашенный круг. Требуется подобрать крышки по цвету, чтобы «залатать» шарики и продолжить веселье.

Делаем лото из металлических крышек. Они удобны тем, что имеют низкие бортики и ровное дно. На лист картона наклеиваем изображения овощей, животных – чего угодно. И такие же – на крышки изнутри. Малыш берет крышку из мешочка, переворачивает, смотрит на картинку и ищет ей место на игровом поле. Развиваем внимательность, сообразительность.

Можно заняться тактильным развитием и наполнить крышечки кусочками различных по фактуре материалов. В остальном – тот же принцип лото: подобрал, накрыл.

Красочные игрушки из крышек от пластиковых бутылок

Прямоугольник цветного картона, клей, краски, глазки – и безликие крышки оживают, превращаясь в настоящий зоосад. Кого только здесь ни встретишь: лягушек, птиц, рыбок, котиков. А можно не отдельных персонажей создавать, а целую сюжетную композицию.

Скорей всего, у вас сейчас не наберется и десятка крышек от пластиковых бутылок. Но можно начать собирать их прямо сегодня, подключив друзей и родственников. Хранить накопления удобно в трехлитровой банке или пластиковой коробке на окне, на видном месте – чтобы не забывать пополнять свой развивающий «запасник».

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… »

В. А. Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Помогут развить пальчики различные дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию игры, в которые с большим удовольствием играют ваши детки в детском саду. Эти игры не требуют больших финансовых затрат, так как многие игры можно сделать своими руками из подручного материала.

Играйте с удовольствием и с пользой!

Игры с пробками

Очень хорошим тренажером для развития пальчиков являются игры с пробками от пластиковых бутылок. А именно, закручивание и откручивание крышек. Чтобы сделать интересную и очень полезную игру, понадобятся всего лишь пластиковые бутылки, коробки от конфет, цветная бумага, ножницы, клей и немного фантазии.

Как сделать: Сначала подготовьте сами горлышки. Отрежьте от бутылки горлышко сразу за плотным валиком. Коробку оформите, как вам понравится, используя цветную бумагу, а можно сделать съемные карточки. Затем в крышке коробки сделайте отверстия так, чтобы горлышки плотно входили в них. Нанесите клей «Титан» или жидкие гвозди на ободок горлышка, введите его в отверстие на и прижмите, чтобы лучше приклеилось.Все, игра готова. Такая игра не только развивает пальчики ребенка, но и способствует сенсорному развитию (закрепляет знания цветов) и развитию логического мышления, внимания.

Играя, разговаривайте с ребенком, вместе придумывайте истории, рассказывайте стишки и потешки. Например, играя в игру «Паровозик», спросите у ребенка, почему паровозик не едет? (нет колес). Скажите, что паровозик поедет, если он правильно подберет (какого цвета вагончики и паровозик, такого цвета и колеса) и прикрутит колеса. Можно спросить, как пыхтит паровоз? (чух-чух), как он гудит (ту-ту), прочитать короткое стихотворение:

Чух-чух, Чух-чух.
Мчится поезд
Во весь дух,
Паровоз пыхтит.
- Тороплюсь! - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь,
Тороплю-у-усь!

Можно придумать целую сказку. Паровозик ехал - ехал и приехал на цветочную поляну (поменяйте карточку). А та росли прекрасные цветы. Рассмотрите их: какие они красивые, какого они цвета, как называются, понюхайте их (это будет дыхательная гимнастика). Придумайте историю про то, почему у них пропали серединки и чтобы их вернуть, надо подобрать серединку того же цвета, что и цветочек. Короче говоря, фантазируйте, придумывайте и такие игры долго не наскучат малышу.

Вот некоторые из наших игр: «Паровозик», «Снеговики», «Веселая гусеница», «Яблонька», «Машины», «Цветочная поляна».

А вот такие игры я нашла Интернете, тоже очень интересные.


Шнуровки

Игры - шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".


А можно сделать своими руками. Например, вырезать веселые картинки из журнала, скопировать и распечатать из Интернета, наклеить на картон и сделать дырочки. Вот такие интересные игры-шнуровки получились у меня.

К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это - интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Проявлять внимание к дырочкам, веревочкам, шнуркам дети начинают с 1-1,5 лет. Для таких маленьких детей надо сделать (или купить) самые простые игры-шнуровки с 2-3 дырочками.

Для детей старшего возраста (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности. Например, шнуровки "Ёжик" и «Пчелки» относятся к разряду простых, т.к. там всего по 2 дырочки и порядок прикрепления элементов не имеет значения. Но есть и более сложные, например, "Гриб", «Насекомые на листочке», где у каждой из деталей есть определенное место. И ребенку требуется найти нужное место, сосчитав количество дырочек на грибке или листочке и на прошнуровываемой детальке.

Когда Димке исполнился год, ему очень нравилось откручивать разные крышки у бутылок, коробок, тюбиков и т.д. вот я и решила сделать ему такую игрушку. Интересно, что маленький он мог только откручивать, а примерно через полгода научился и закручивать. Ведь, когда откручиваешь, крутишь в одну сторону, а закручиваешь – в другую. Эту науку малыш познал сам. Вот такая полезная и интересная получилась игрушка.

А сделать её совсем не сложно, и материалы для неё нужны самые бросовые – картон и крышки от уже использованных сосудов.

Сначала нужно собрать разные крышки с их основами. У бутылок лимонадов, йогуртов, соков, жидкого мыла я отрезала горловины. А у коробочек соков отрывала основы вместе с крышками. И ещё, крышки под одинаковые основы можно набрать разных цветов и побольше, а то быстро теряются.

Основы в виде планшетов я сделала так. Взяла обычный коробочный картон, обклеила его бумагой для прочности. Наклеила рисунок и дала всему хорошенько высохнуть под грузом толстых книг. Когда все высохло, раскрасила рисунки акриловыми красками – они не пачкаются при использовании. Прорисовала черным маркером контору. На вагончики паровозика наклеила картинки животных. Основы крышек наклеивала на рисунки горячим пистолетом. Но возможно и другой прочный клей.
Размеры картонок.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. А разноцветные крышки (от минеральной воды и лимонада, питьевого йогурта, кефира) разные по форме, размеру и цвету почти всегда под рукой. Почему бы нам не использовать их в дидактических играх по сенсорике? Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно- моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами- разноцветными крышечками.

Сухой аквариум. (для детей 2-7 лет) .

«Сухой аквариум» - набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «аквариума» (крышки, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом аквариуме» («бассейне») способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Вариант 1. «Купание» рук в «сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.Самомассаж в «сухом бассейне» можно выполнять под музыку или сопровождать стихотворным текстом:Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, одновременно сжимая и разжимая кисти рук, приговаривая: В «бассейне» крышки разные: зеленые и красные.Решили мы их посмотреть и пальцы запустили,Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Вариант 2. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, затем найти и достать игрушки.

Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Игра «Собери гусеницу»
Цель:

  • учить детей различать цвета,
  • развивать мелкую моторику рук
Для игры используются крышки и шнурок.

Игра «Украсим салфеточку»
Цель:
Закреплять умения детей составлять узор, ориентируясь на цвет.

Для игры используются "салфеточки"-образцы, пустые "салфеточки", разноцветные крышки.

Ребенку предлагается раставить цветные крышки в соответствии с предлагаемым образцом.

Вот еще несколько образцов для украшения "салфеточек".

Игра «Заполни клеточки»
Цель:
развивать логическое мышление детей

Для игры используются карточки с логическими заданиями, разноцветные крышки.

"Подбери по размеру и цвету"

Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное — собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:

  • имеют простую форму,
  • имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер — очевидные, и еще один — материал, из которого изготовлены (большинство — пластиковые, но есть и жестяные, резиновые и прочие),
  • они легкодоступны.

Собрать коллекцию разноцветных крышек легко. Больших и маленьких, пластиковых и жестяных. Все мы покупаем соки, йогурты, минералку, соусы и прочие продукты с завинчивающимися емкостями. Сначала я собирала все крышки подряд, потом, когда набралось довольно много, уже стала выбирать по недостающим у нас в коллекции цветам, необычным размерам.

Итак, как играть? Постаралась расположить игры по мере усложнения, начиная с «младенческих».

  • Просто перебирать . Дети любят баночки с разными разностями, содержимое которых можно просто перебирать, ощупывать, раскладывать по кучкам. Одной из таких коробочек и стала у нас «крышечная». Помимо нее есть еще контейнеры с камешками, ракушками, кусочками поролона, но о них — в следующий раз.
  • Сортер . Первой самодельной игрушкой для дочки стал вот такой крышечный тренажер, который со временем оброс еще и функцией сортера. Можно в качестве емкостей для раскладывания крышек по размеру использовать просто несколько баночек с отверстиями разного диаметра, не объединяя их под одну коробку, как здесь. Или в коробке вырезать несколько отверстий, подходящих под разные диаметры имеющихся крышек.
  • Изучаем цвета . При желании можно собрать крышки всех цветов радуги, сначала просто называть цвет крышки, которую взял ребенок, потом просить найти крышку определенного цвета.
  • Радуга . Финишем предыдущего свойства крышек — разноцветности — является выкладывание ребенком радуги.
  • Сравнилки . Что можно у крышек сравнивать? Цвет — само собой, а также размер (больше, меньше, самая большая, средняя), количество (каких крышек больше — зеленых или красных?). На крышках также можно отрабатывать понятия «разные» и «одинаковые».
  • Сортировка . От сравнения отличается тем, что там обычно берем 2-3 предмета и сравниваем по разным признакам, а здесь раскладываем уже все множество крышек, по тем же параметрам: 1)цвету, 2) размеру, 3) материалу (пластиковые или железные, например). На картинке выше — сортировке по цветам, а на этой — по размеру: крышки самые большие, средние и самые маленькие.
  • Мозаика . Крышки можно использовать для создания образов, как из крупной мозаики. Вот такой цветочек, например.
  • Выкладываем ряды . Опять работаем с цветом и размером. Простые ряды — выкладывание одинаковых крышек в ряд. Посложнее — последовательности из 2-3 разных крышек (желтая-зеленая, белая-синяя-красная). Для усложнения добавляем второй признак (маленькая белая — большая синяя).
  • Строим пирамиду . Крышки выкладывать можно не только в ряд, но и в высоту. Можно поиграть в игру: кладем крышки по очереди, сначала мама, потом ребенок, на чьем ходе башня рухнула, тот проиграл.
  • Крышечный конструктор . Еще один вариант трехмерного строительства из крышек, только тут нужны одинаковые по размеру.
  • Считаем и изучаем количество . Крышки — прекрасный счетный материал для изучения прямого и обратного счета, тренировки определения количества «на глаз», сравнения множеств (о них уже упоминалось выше).
  • Предметы-заменители . Это когда любой простой предмет может стать в детской игре чем угодно. До этого ребенок должен дорасти, а взрослый — показать, как это делается. В наших играх крышки чаще всего становились монетками для игры в магазин, продуктами, посудой, грузами для перевозки в машинках.
  • Еще один вариант крышек-заменителей… персонажей. Дочь сама предложила такую игру. Самая большая крышка — папа, поменьше или такая же — мама, маленькие — дети. Каждая семейка имеет свой цвет. Они могут ходить друг к другу в гости, старшие — усесться рядком, дети — водить хоровод и т.д. Семьи могут быть с 1-2 детьми, а могут — и многодетными!
  • Игры «мемори» . В одинаковые крышки легко поместить небольшие парные картинки (наклейки, нарисованные от руки или вырезанные из газет или журналов — и вот вам классическая игра «мемори»! Собственным комплектом я никак не займусь, поэтому взгляните на «мемори»